Русский сколько в слове букв и звуков в слове: Фонетический разбор слова русский — звуки и буквы, транскрипция

Задание 5 ОГЭ. Орфографический анализ. Практика ОГЭ по русскому языку

Решать ЗАДАНИЕ 5 ОГЭ по русскому языку. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Чек лист Навигатор ОГЭ

!!!Рекомендуем при подготовке к тестовой части обратиться к пособию «ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ОГЭ 2023» Теория в таблицах и схемах и практика для подготовки к 5 заданию ОГЭ в нём разбита по орфографическим темам!

Вариант 1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия» 
2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано 
3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова. 
4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется 
5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения.  

 ОТВЕТ

Вариант 2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов. 
2) ВИШЕНКА – суффикс ЕНК всегда пишется в существительных I склонения. 
3) ВСКРИКНУЛ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С 
4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил. 
5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно 

 ОТВЕТ

 

Вариант 3. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё. 
2) ПРОСМОТРЕЛ – написание приставки зависит от значения. 
3) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.   
4) УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения. 
5) ИЗРАНЕННЫЙ (солдат) – в отглагольных прилагательных и причастиях пишется НН, если есть приставка. 

 ОТВЕТ

Вариант 4. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А 
2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения 
3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения 
4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН 
5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё 

 ОТВЕТ

Вариант 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С 
2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения 
3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) — на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.  
4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А. 
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е. 

 ОТВЕТ

   

Вариант 6. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением. 
2) ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е/Ё/Ю/Я. 
3) ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л. 
4) ПРЕМУДРЫЙ – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества. 
5) ВЕТРЕНЫЙ (день) – в отглагольном прилагательном пишется Н, если оно не имеет зависимых слов. 

 ОТВЕТ

Вариант 7. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

1) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.  
2) ЗАГОРАТЬ — написание чередующейся гласной в корне зависит от следующего за корнем суффикса А. 
3) ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил. 
4) ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН 
5) ВО-ПЕРВЫХ – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным. 

 ОТВЕТ

  

Вариант 8. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) БЕЗБРЕЖНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 
2) ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения 
3) ПЛОВЕЦ — написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова. 
4) (сделал) ПО-НОВОМУ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.  
5) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) — в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН. 

 ОТВЕТ

Вариант 9. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения 
2) Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы. 
3) ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ – написание гласной перед НН проверяется инфинитивом. 
4) ПРЕДЫСТОРИЯ – после заимствованных приставок пишется Ы. 
5) ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О 

 Ответ

 

Вариант 10. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно 
2) ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) — правописание гласной в корне зависит от ударения.  
3) ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово 
4) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными. 
5) ГОНЯТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется Я. 

 Ответ

Вариант 11. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕГРАДА – выбор приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.
2) ВИДЯЩИЙ (перспективу) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола, от основы которого это причастие образовано.
3) КАНАТОХОДЕЦ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная О.
4) ПРИМИРЯТЬ (друзей) – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
5) РОЩ – в форме родительного падежа множественного числа существительного 1-го склонения мягкость шипящего обозначается на письме буквой Ь.

 ОТВЕТ

Вариант 12. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОТДАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.
2) ПРИМЕРЯТЬ (платье) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.
3) ПОДДЕРЖАННЫЙ (друзьями) – в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.
4) МОРЕХОДНЫЙ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.
5) НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.

 ОТВЕТ

Вариант 13. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИТОРМОЗИТЬ – написание приставки определяется её значением – присоединение.
2) ЛЬНЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
3) В АКВАРИУМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.
4) НЕ С КЕМ – НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.
5) БЕСШУМНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

 ОТВЕТ

Вариант 14. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСХОДНЫЙ (материал) – на конце приставки перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, пишется буква С.
2) НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
3) СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
4) РАЗВЕЯННЫЙ – написание гласной Я перед НН зависит от принадлежности к спряжению глагола.
5) НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.

 ОТВЕТ

Вариант 15. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЛЕСТИТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
2) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.
3) (тема) УСВОЕНА – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
4) ПРИДУМАТЬ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.
5) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

 ОТВЕТ

Вариант 16. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (знания) УСВОЕНЫ – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
2) ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.
3) УКРОЩАТЬ (животных) – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
4) НЕНАСТНЫЙ – непроизносимый согласный в корне слова проверяется словом ненастье, в котором он слышится отчётливо.
5) БЕЗЫМЯННЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

 ОТВЕТ

Вариант 17. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПО-ПРЕЖНЕМУ (тепло) – написание наречия через дефис определяется наличием приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.
2) ПОТЕРЯТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
3) НЕ ГОТОВ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
4) БЕЗВИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН.
5) ПРИОСТАНОВИТЬ (работу) – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

 ОТВЕТ

Вариант 18. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) ЧЬИ-ТО (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
3) ИЗВЕСТНЫЙ – непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом известен.
4) ДОСРОЧНО – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
5) ПРЕГРАЖДАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к слову очень.

 ОТВЕТ

Вариант 19. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СЛЫШАЩИЙ – написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.
2) НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.
3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.
4) БРОШЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
5) КАРАВАЙ – правописание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный звук находится под ударением.

 ОТВЕТ

Вариант 20. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
5) ИСПУГАННАЯ (птица) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

 ОТВЕТ

Вариант 21. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВСТРЕЧЕННЫЙ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
2) ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
3) ВЬЮГА – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
4) ВОСХИЩАТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква С.
5) СОРОКАЛЕТНИЙ – сложное числительное пишется слитно.

 ОТВЕТ

Вариант 22. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) НОЧЬЮ (уехать) – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
3) РАРИТЕТ – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
4) ЛЕЛЕЮТ (ребёнка) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ.
5) КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.

 ОТВЕТ

Вариант 23. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) КРЕПКО-НАКРЕПКО (усвоить) – прилагательное, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.
2) ВСПОМИНАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) ПУТАНЫЙ (ответ) – в суффиксе прилагательного, образованного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
4) МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
5) МОЛОДЦЕВАТЫЙ (вид) – в суффиксе прилагательного после ц пишется буква Е.

 ОТВЕТ

Вариант 24. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
2) ПРЕГРАДА – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
3) КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь.
4) ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
5) ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ.

 ОТВЕТ

Вариант 25. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРОГЛОТИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
2) НЕ РАЗРАБОТАН (вопрос) – краткое страдательное причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с раздельно.
3) РАСТАЯВШИЙ (лёд) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
4) ВСКРИКНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) КАМЕННЫЙ – в прилагательном, образованном с помощью суффикса
-ЕНН-, пишется НН.

 ОТВЕТ

Вариант 26. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПЕСЧАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
2) СТЕРПЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ЛОГОТИП – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
4) НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.
5) ОТТАЯВШИЙ – перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

 ОТВЕТ

Вариант 27. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОБОЗНАЧЬ (направление) – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
2) НЕМЕЦКИЙ (станок) – в относительном прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц, пишется суффикс -К-.
3) ОЧАРОВАНИЕ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
4) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
5) (дверь) НЕ ЗАКРЫТА – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

 ОТВЕТ

Вариант 28. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
2) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
3) БЛИЗКИЙ – в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З.
5) ЛЫЖНИЦЫ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.

 ОТВЕТ

Вариант 29. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
2) РАСКЛЕИВШИЙ – написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
3) ПОДЫТОЖИТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
4) НЕВЗРАЧНЫЙ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
5) УЧИЛИЩ – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

 ОТВЕТ

Вариант 30. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.
2) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.
3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.
5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

 ОТВЕТ

  • Теория к заданию 5 ОГЭ по русскому языку. Орфографический анализ
  • Решать варианты ОГЭ по русскому языку

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» в 3 классе УМК «Школа России»

Контрольно-измерительные материалы

по предмету «Русский язык»

в 3 классе УМК «Школа России»

Входная диаг­ностическая работа. (у.10)

Фамилия, имя ___________________________________ Класс _____________ 

К каждому из заданий 1-12 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный. Выберите его и обведите нужную букву.

1.Слова, связанные между собой по смыслу, мы называем…

А. словосочетанием В. текстом

Б. предложением Г. описанием

2. Какую из групп слов нельзя перенести?

А. пальто, халат В. Россия, страна

Б. яма, день Г. муравьи, перья

3. Выберите слово, в котором неверно выделен ударный звук.

А. магАзин В. пАрты

Б. тОрты Г. мартЫшка

4. В какой группе слов буквы пропущены в таком порядке: и-а

А. в_сна, м_роз В. п_ла, пл_ток

Б. б_рёза, м_ря Г. цв_тёт, ст_лы

5. Укажите слово, в котором не нужен Ь

А. болет(?) В. сем(?)я

Б. огон(?)ки Г. реч(?)кА

6. Укажите группу слов, в которых пропущен Ь

А. Машен(?)ка, звер(?)ё

Б. доч(?)ка, ноч(?)ной

В. лист(?), ключ(?)

Г. пач(?)ка, ноч(?)ка

7. Найдите имя существительное.

А. болеть В. боль

Б. больной Г. больно

8. Найдите имя прилагательное.

А. тепло В. потеплело

Б. теплеет Г. тёплый

9. Найдите глагол.

А. серость В. серо

Б. серый Г. сереть

10. Выберите группу однокоренных слов.

А. вода, водитель В. сидит, седеть

Б. тропа, тропинка Г. купить, продать

11. В какую группу слов надо поставить букву е?

А. уч_тель, гр_бы

Б. ч_тать, мальч_к

В. д_ревня, з_рно

Г. ёж_к, пуш_стый

12.В какую группу слов надо поставить букву Ж?

А. пля_, сторо_ка

Б. камы_, ко_ка

В. малы_ка, хоро_

Г. у_ки, у… .

Часть 2

При выполнении заданий 1-6 запишите ответы в отведённом для этого месте.

  1. Сделай звукобуквенный разбор слова конь. _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Прочитайте предложения. Вставьте (где нужно) пропущенные буквы. Подчеркните имена собственные.

У кошки Мурки были к_тята. Тру_ кормит, а лен_ портит. В саду стоит тиш_на. У Миши была собач_ка Стрелка.

  1. Подчеркните главные члены предложения. Покажите связь слов с помощью вопросов.

Ребята быстро бегут к речке.

  1. Вставьте в словосочетания пропущенные предлоги.

Ходим ____ речку, взяли ____ гнезда, прилетела ___ дому, сражались ___ врагами.

  1. К данным существительным подберите по 2-3 подходящих по смыслу прилагательных. Запишите.

Погода __________________________________________________________________

Ребёнок_______________________________________________________________

Поле_________________________________________________________________

  1. К данным существительным подберите 1-2 подходящих по смыслу глагола. Запишите.

Ученик_________________________________________________________________

Дерево_________________________________________________________________

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ответ

Б

Б

А

В

Г

А

В

Г

Г

Б

В

А

Контрольный диктант №1

по теме: «Предложение».

Цель: выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения; проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение. Текст»; умения оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Осенью.

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

  2. Слова русский, листья разделите для переноса.

  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант № 2 по теме

«Слово в языке и речи». (у.31)

Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольное списывание №1 по теме

«Слово в языке и речи» (у.33)

Кувшинка

Днём кувшинка нежится на воде, и все любуются ею. А ночью она ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнёт головой. Спит всю ночь в глубине.

Ясно будет утро — снова вынырнет из воды. Снова развернёт лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех. (45 слов)

(И. Сладков)

Контрольный диктант №3 за 1 четверть. (у.37)

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под лесной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

  2. Разберите по составу слова зимний, шубки.

  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольное списывание №2 по теме (у.60)

« Правописание частей слова»

Подчеркнуть буквы, обозначающие парные по глухо­сти-звонкости согласные звуки.

Удод

Прилетел на огород погостить лесной удод. Весь в диковинной рас­краске. Загнут длинный клюв, как гвоздь. Словно выпорхнул из сказки к нам лесной красавец-гость. Веер перьев на головке пёстрый щёголь рас­пустил, осмотрел ботву морковки и букашку проглотил. Покопался лапкой в грядке: здесь всё, кажется, в порядке. Заглянул в укроп удод: кто съе­добный тут живёт? (55 слов)

(По Б. Копалыгину)

Контрольный диктант №4 за 2 четверть. (у.72)

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными за 2 четверть орфограммами

Снежные фигурки

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу красне­ла морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ле­дяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зелёную ёлочку. (58 слов)

Слова для справок: выбежали, Дед Мороз, Снегурочка.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложения по членам: вариант 1 –третье, вариант 2 –пятое.

  2. Разберите по составу слова морковка, переход.

  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Проверочный диктант№1 по теме

«Род и число имён существительных». (у.93)

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка-ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

  2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

  3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.

Проверочный диктант №2 по теме

«Имя существительное». (у.107)

Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Грамматическое задание

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

  3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.

Контрольное списывание №3

по теме «Части речи» (у.120)

Списать, озаглавить текст предложением, в котором выражена главная мысль.

Кипрей — очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух.

Этот цветок выделяет теплоту. Кипрей всегда разрастается рядом с мо­лодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в силь­ный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок! (63 слова)

К.Паустовский

Контрольный диктант №5 за 3 четверть

«Имя прилагательное». (у.125)

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1-четвёртое предложение, вариант 2-пятое.

  2. Замените прилагательное антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1- трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2-старательный ученик, высокий куст.

  3. Определите род. Число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант № 6 по теме

«Глагол». (у.150)

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол»

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1-седьмое, вариант 2- девятое.

  2. Разберите слова по составу: вариант 1- засветило, утренний. берёзки; вариант 2- развесили, весёлый, местечко.

  3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.

Контрольное списывание №4 (у.152)

Дятел

Дятлу без носа — что нам без рук! Носом деревья выстукивает, носом шишки на кузнице разбивает. Дупло носом долбит, дырочки на берёзах пробивает — сладкий сок пьёт, даже на «барабане» носом играет!

На все руки у дятла нос. Пёрышки носом чистит, муравейники разры­вает, птенцов кормит. Дятлу без носа хуже, чем нам без рук. (52 слова)

(Н. Сладков)

Итоговая диагностическая контрольная работа.

Фамилия, имя ___________________________________ Класс _____________ 

К каждому из заданий 1-20 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный. Выберите его и обведите нужную букву.

1. Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв. 
1) осень  3) туча 
2) Яков  4) семья 
2. В каком слове ударение падает на третий слог? 
1)капканы  3) профессия 
2) поколение  4) равенство 
3. Антоним к слову весёлый является слово. 
1) радостный  3) добрый 
2) грустный  4) счастливый 
4. Укажи слово, в котором есть суффикс. 
1)смелый  3) запасы 
2) поход  4) дружный 
5. Укажи слово, соответствующее схеме ︵︿
1) осина  3) берёзка 
2) позолота  4) убор 
6. Укажи слово, в приставке которого пишется буква А. 
1) р…писание  3) д…ехать 
2) п…думать  4) с…жалеть 
7. Отметь слово с приставкой. 
1) (по)тропе  3) (по)бежать 
2) (по)лесу  4) (по)небу 
8. Отметь слово с разделительным твёрдым знаком. 
1) мурав…и  3) от…бить 
2) от…езд  4) ш..ёт 
9. В каком слове в корне пропущена безударная гласная А? 
1) г…лубка  3) м…слёнка 
2) в…здушный  4) др…жат 
10. В каком слове буква Д обозначает непроизносимый согласный звук? 
1) ло…ка  3) закла…ка 
2) поз…ний  4) селё…ка 
11. Отметь слово, в котором пропущена буква С. 
1) арбу…  3) ни…кий 
2) пля…ка  4) гла…ки 
12. Укажи имя сущ. мужского рода единств. числа. 
1) воробей  3) класс 
2) берёза  4) окно 
13. Укажи имя существительное, на конце которого не пишется мягкий знак. 
1) молодёж…  3) уж… 
2) мыш…  4) тиш… 
14. Укажи имя прилагательное женского рода единств. числа. 
1) вкусный  3) любимая 
2) чайное  4) старый 
15. Укажи словосочетание, в котором род имени прилагательного не определяется. 
1) тяжёлая робота  3) зимние забавы 
2) зелёный цвет  4) яркое солнце 
16. Укажи глагол в форме множественного числа. 
1) бросает  3) шумят 
2) лежит  4) поёт 
17. Укажи глагол в форме будущего времени. 
1) говорил 3) говорит 
2) говорить  4) заговорит 
18. Выбери верную характеристику предложения. 
А как красиво звенят зимние колокольчики! 
1) повествовательное, восклицательное  3) побудительное, невосклицательное 
2) побудительное, восклицательное  4) вопросительное, невосклицательное 
19. Укажи грамматическую основу предложения из предыдущего задания. 
1) красиво колокольчики  3) зимние колокольчики 
2) звенят колокольчики  4) красиво звенят 
20. Укажи предложение с однородными членами. 
1) Зайцы испугались и скрылись в лесной чаще. 
2) Летают над водой синевы стрекозы. 
3) Буйно цветёт над водой водяная кашка. 
4) С ветки сосны спрыгнула резвая белка. 

Часть 2

При выполнении заданий 21- 24 запишите ответы в отведённом для этого месте.

21. Выпиши словосочетания из предложения: 
Водяной паук смастерил домик из воздуха. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Используя слова для справок, составь и запиши распространённое предложение.

Пёс охраняет. Слова для справок: хозяина, верный, дом

_____________________________________________________________________________

23 Из группы слов выпиши имена существительные первого склонения.

Гвоздь, мужчина, печаль, берёза, облако, лошадка.

_____________________________________________________________________________

24. Запиши предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь текст.
А) Ей зимой тепло
Б) Белка живёт в лесу. 
В). У белки тёплая шкурка. 
Г) Зверёк сидит в дупле. 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый контрольный диктант № 7 по теме

«Правописание изученных орфограмм». (у.155)

Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

  3. Разберите предложения по членам: вариант 1- второе, вариант 2- третье

Русский алфавит облегчает изучение русского языка

Если вы только начинаете изучать русский язык, знайте, что русский алфавит облегчит, а не усложнит изучение русского языка. Это весело, и этому нетрудно научиться.

Однако я не рекомендую вам начинать изучение русского языка с изучения алфавита. Это не лучшее место для начала. Сначала научитесь достаточно хорошо говорить и понимать по-русски, и тогда научиться читать будет легко.

Чтобы понять кириллицу, нужно знать, что такое алфавит.

Алфавит — это способ записи звуков на бумаге. Вот и все — ни больше, ни меньше.

Насколько хорош алфавит, можно частично измерить тем, насколько последовательно определенный символ представляет определенный звук. Если в вашем алфавите очень мало исключений, это очень хороший алфавит. Если в нем много исключений, когда один символ иногда издает много разных звуков, то это не такой уж хороший алфавит.

Однако есть одна большая проблема, которая со временем усугубляется. Все живые языки развиваются путем импорта иностранных слов. Мертвые языки (например, латынь) не импортируют новые слова. Никто больше не говорит на латыни.

Все живые языки импортируют иностранные слова, и когда они это делают, у них есть правила того, как они импортируют слова. Это не то, о чем вы, вероятно, думали, если вы не изучаете языки. В английском языке есть следующее правило импорта иностранных слов. Если слово происходит из языка, который использует в основном тот же алфавит, что и английский (латиница), английский сохраняет написание иностранного слова и пытается скопировать иностранное произношение.

Это правило приводит к тому, что английский язык с каждым годом становится все менее фонетичным. Однако, если вы думаете, что английский язык плохой, то французский язык намного хуже. Современный французский — это, по сути, два разных языка: разговорный французский и письменный французский. Английский также быстро развивается, становясь двумя разными языками.

Другие языки, имеющие собственный алфавит (например, русский), имеют другое правило импорта иностранных слов. Их правило состоит в том, чтобы попытаться скопировать звук иностранного слова, а затем произнести это слово фонетически с помощью своего собственного алфавита. В результате эти языки остаются фонетическими, тогда как языки, использующие алфавит, общий для многих других языков, НЕ остаются фонетическими.

Русский алфавит сохраняет фонетику языка. Тот факт, что вы, изучающий русский язык, должны выучить другой алфавит (что очень просто), делает русский язык одним простым языком. Немного больше усилий заранее сэкономит много усилий на обучении чтению позже.

Знаете ли вы, что в словарях английского языка есть слова, отмеченные забавными символами, которые подсказывают вам, как произносится слово? Что ж, русский настолько фонетичен, что ему не нужны специальные символы, чтобы сказать вам, как произносить слова. На самом деле, в большинстве русских словарей нет специальной фонетической маркировки, которая подсказывала бы вам, как произносится слово, как это делают английские словари.

Какой язык будет легче выучить читать и понимать: чешский или русский? Чешский использует латинский алфавит (более или менее), а русский использует кириллицу. Для большинства людей русский будет легче выучить, потому что он более фонетичен. Русский алфавит легко выучить.

Еще одна вещь, облегчающая изучение русского языка, это то, что кириллица оптимизирована для русского языка. Думайте об этом как о специальном инструменте, а не как о универсальном инструменте.

языков, использующих кириллицу

Вывеска в Санкт-Петербурге с кириллицей.

Сегодня кириллица известна как одна из самых популярных систем письма в мире. Он стоит рядом с латинским и греческим шрифтами как важные официальные шрифты в Европейском Союзе. Эти алфавиты, используемые в основном в России и Восточной Европе, могут показаться сложными для изучения, особенно для носителя английского языка. Одной из причин этого является странный вид некоторых буквенных символов. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это мешанина из нескольких популярных слов и звуков, происходящих из греческого, иврита и старой латыни. В настоящее время кириллица используется более чем в 50 языках, включая русский, украинский, сербский, казахский, туркменский и многие другие. Кириллические алфавиты также имеют интересную историю своего происхождения.

Происхождение кириллических алфавитов

Византийский монах по имени Святой Кирилл создал кириллицу примерно в 683 году нашей эры. Чтобы христианизировать племена Восточной Европы по приказу их императора Михаила III, он вместе со своим братом Мефодием приступил к геркулесовой работе по переводу Библии на славянские языки. Славянский был родным языком славян, ныне живущих в России, Сербии и других местах. Перевод оказался крайне тяжелым из-за наличия в славянском наречии множества причудливых звуков. Поэтому Кирилл нашел уникальный способ решения этой проблемы. Он ловко взял большое количество алфавитов из других языков мира. Это сформировало создание нового набора алфавитов. После смерти Кирилла Папа Лев XIII канонизировал Кирилла и его брата Мефодия в 1881 году. Последователи Кирилла играют большую роль в популяризации алфавита. Слово «кириллица» произошло от его имени «Кирилл».

Историческая эволюция кириллицы

С момента своего создания кириллица претерпела множество изменений. Одними из самых крупных были изменения, внесенные известным печатником и издателем Иваном Федоровым. Он удалил некоторые буквы, такие как Е и С, а также несколько форм буквы О. Вскоре в алфавит были введены и другие новые буквы, такие как Э и Й. В 1708 году Петр Великий, один из царей России, ввел строчные буквы и сделал обязательным использование прозападных буквенных форм. У каждого символа кириллического алфавита есть пара, состоящая из прописной и строчной букв. Например, Aa произносится как a, а Pp произносится как r.

Основы кириллицы

В русской кириллице 33 буквы, из них 10 гласных, 21 согласная и две знаковые. Многие буквы очень похожи на буквы латинского алфавита, такие как A, E, K, M, O и T. Однако некоторые из них могут иметь другое звучание. Как и слово «нос», оно похоже на «hoc», но означает «нос», что подразумевает нос.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *