Русские народные подвижные игры для детей 6 7 лет: Народные игры для детей 6-7 лет 2017г. | Методическая разработка (подготовительная группа) на тему:

Народные игры для детей 6-7 лет 2017г. | Методическая разработка (подготовительная группа) на тему:

Игры для народных праздников и традиций (для детей 6-7 лет).

Музыкальный руководитель Гусева М.А.

«Творческий оркестр».

Все участники стоят по кругу. В центре круга —  стол с музыкальными инструментами. Участникам предлагается выбрать инструмент (ложки, бубны, тамбурины, трещотки, круговые трещотки, рубель, маракасы, пандейры, треугольник, колокольчики).

Цель: развитие творчества в игре на русских музыкальных инструментах.

Ход игры:

Участники стоят в кругу. Им предлагается творческое задание: под русскую народную мелодию подобрать  аккомпанимент на музыкальных инструментах (украсит мелодию звучанием инструментов), но нужно подумать, подходит ли  музыкальный инструмент к звучащей мелодии.

На окончание музыки положить инструмент на пол и сказать, выполняя хлопки: «Раз-два-три!». А со словами: «К другому инструменту перейди!» — двигаться по кругу, остановиться и взять новый инструмент. Продолжать  музицировать под следующую звучащую мелодию.

Русская народная игра «Наш платочек голубой»

(на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот).

Дети стоят в кругу, передают по кругу платок и поют:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу, выбирай скорее друга.

Покружись, попляши и платочек покажи!

(У кого платок окажется, тот выходит в круг и пляшет)

Игра «Платок».

Дети закрывают глаза – «спят».

Ребёнок с платком идёт за кругом и поёт:

Прячу, прячу я платок под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит, тот за мною побежит.

Тот, у кого за спиной оказывается платок, бежит за водящим, пытаясь коснуться убегающего платком. Если водящий успел встать  на свободное место, то-ребёнок с платком становится водящим.

Хороводная девичья  игра «Перстень.

Календарно – обрядовая святочная песня Вологодского края

Уж я золото хороню, хороню.

Девочки стоят в хороводе. Водящая девочка прячет перстень в ладонях подружек и поёт:

Уж я золото хороню, хороню. Чисто серебро хороню, хороню.
Я у батюшки в терему, в терему. Я у матушки в терему в терему.

Все девочки  ведут хоровод , а водящая идёт в кругу, все поют:.
Гадай, гадай, девица, гадай, гадай, красна.
Через поле идучи, русу косу плетучи.

Все поворачиваются лицом из круга и передают кольцо по кругу, продолжая петь:

Пал, пал перстень в калину, малину, в чёрную смородину (а водящая в это время ищет кольцо).

Все поворачиваются лицом в круг, а  водящая поёт
Ах вы, кумушки, вы, голубушки, вы скажите, не утайте, мое золото отдайте.

Девочка,  у которой кольцо кричит: «Вот он!» и убегает, а водящая её догоняет.

Игра «Вышел Ваня погулять».


(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать 
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая и др.(все хлопают . дети пляшут).

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку.

Игра «Чудесный ковер».

Для этой игры  потребуется моток ярких нитей. Лучше, если нитки будут золотого цвета или «радужные». Золотой цвет ассоциируется с теплом, солнцем, энергией. Все участники стоят в кругу.

Дорогие ребята! Все красивые ковры сотканы вручную. От них веет особым теплом и очарованием. В древности искусство тканья ковров считалось чуть ли не магией. К процессу тканья ковра не допускали злых и сварливых мастериц.

Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Так мы сможем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток  другому.

Но чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому,  нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек.

Включается музыка и игра начинается…

Какой красивый ковер у нас получился! Попробуйте, пошевелите пальцами! Какой крепкий ковёр!

Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев.

– Теперь, когда ковер лежит на полу, можно снять обувь и по очереди пройти по нему.

А теперь,  давайте скатаем его в клубок (игра продолжается в обратном порядке).  Пусть этот ковер, свернутый в клубок, останется с нами и все добрые пожелания осуществятся.

 

Поехал наш батюшка на базар.

1.Поехал наш батюшка на базар,

Хотел на базаре купить самовар.

 К самовару чайничек, к чайничку чайку,

А к чайку и сахарку.

2. Приехал наш батюшка на базар,

Выбирал огромный самовар.

К самовару чайничек, к чайничку чайку,

А к чайку и сахарку.

3.Поехал наш батюшка с базара домой,

Выехал наш батюшка на берег крутой.

С самоваром, с чайничком, с чайничком, с чайком

И с чайком, и с сахарком.

4.Удержать коня он не сумел

И с обрыва прямо в реку полетел

С самоваром, с чайничком, с чайничком, с чайком

И с чайком, и с сахарком.

5.Сам уж-то наш батюшка вынырнул,

А наш самоварчик- то утонул.

С самоваром чайничек, с чайничком чаек,

А с чайком и сахарок.

6.Думали-то детушки –

Надоело ждать.

Батюшки с базара не видать

С самоваром, с чайничком, с чайничком, с чайком

И с чайком, и с сахарком.

7. Петухи пропели на заре –

Появился батюшка на дворе.

 Нету самовара, чайничка с чайком – Утонули вместе с сахарком.

Хороводная игра «Зимушка-зима».

1.Наша Зимушка-зима прямо с севера пришла,

Вьюгами завьюжена, ветрами закружена!

Мы замёрзнуть не хотим, мы на месте не стоим,

Ручками захлопали, ножками затопали.

2. А теперь по приседали, сели-встали, сели-встали!

А потом прыжки на месте – вместе, вместе, вместе, вместе!

Улыбнёмся веселее и начнём ещё быстрее!

Улыбнёмся веселее и начнём ещё быстрее!

Игра «Кольцо».

на мелодию русской народной песни

«Помню, я ещё молодушкой была».

Выйду, выйду я на новое крыльцо. (девочка идёт в круг и поёт)              

Спрячу, спрячу золочёное кольцо.        (кладёт кольцо на пол)

Созову гостей за стол попировать,  (дети поднимают кольцо и

Во  весёлом хороводе поиграть.                 передают его по кругу)

 Но куда- же подевалось то кольцо?  (девица ходит, ищет кольцо)

Обошла я уж три раза всё крыльцо.               дети ведут хоровод.

Ребёнок: вот оно! Убегает, а девица – догоняет.

Ребёнок:  Начинаем петь частушки, просим не смеяться:

Тут народу очень много —  можем растеряться!

Частушки «Масленичные» (с музыкальными инструментами).

1.Мы при всём честном народе

Вам частушки пропоём,

Зиму-матушку проводим

И весну встречать начнём.

2.Напеки, мама блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена  неделя-

Можно съесть и лишнее.

3.Приходите,заходите

На румяные блины.         

Нынче Масляна неделя-

Будьте счастливы, как мы.

4.В Масленицу я готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою.

Похудеть попробую.

5.Ешьте, пейте, угощайтесь!

И  побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

6.Если хочешь быть здоровым,

Скушай блинчик с молоком,

Если хочешь быть весёлым-

То с солёным огурцом!

7.Блин с вареньем, блин с икрою,

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришёл,

На душе так хорошо!

8.На санях с высоких гор

Девочки катаются.

Мальчики – блинов наелись,

Животами  маются!

9.Я на Масленке катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

А Милёнку покатал!

10.Я всегда была тихоня

И любила помолчать-

Раззадорилась сегодня

 Каблучками постучать!

11.Расплясалась-расходилась.

Хороша, так хороша!

Эх, умеет веселиться

Наша русская душа!

12.Прилетали марсиане,

Остались  довольные.

Их тарелки не пустые,

А блинами  полные.

13.Мы с подружкою гуляли,

Сыром  гору налепляли,

 Всю блинами устилали,

 Сверху маслом поливали!

14.Как на масленой неделе.

Со стола блины летели.

И сыр, и творог-

Все летели под порог!

15.Веселей играй гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, Весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

16.До свиданья ,Зимушка!

Зимушка колючая!

Через годик приходи

Не такая злючая!

17.В небе солнышко встаёт,

 В хоровод всех нас зовёт!

Веселиться, петь, плясать-

Весну красную встречать!

18.Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего!

Эх, Масленица!

Музыка Т. Шикаловой

Обработка Ю.Забутовой.

1.Мы Весну-красну встречаем, в гости солнышко зовём.

Славный праздник отмечаем и блины с утра печём!

Припев: Эх, Масленица, да ты красавица, все танцоры – молодцы!

(повторит 2 раза)

2. Будем с горки мы катиться, будем весело плясать!

Можно петь, шутить, смеяться, в санный поезд поиграть!

Припев:

3. Гости, пойте вместе с нами, выйдет солнышко скорей.

Да потопайте ногами. Будет праздник веселей!

Припев:

Блины.

1.Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои — 2 раза.

2.Как мы тесто завели,  целу гору напекли.

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои —2 раза.

3.Масленицу мы встречаем, всех блинами угощаем.

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои – 2 раза.

4.Как на масляной неделе из трубы блины летели.

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои —2 раза.

Картотека русских народных подвижных игр для детей 5 – 7 лет | Картотека (старшая, подготовительная группа):

Картотека русских народных

подвижных игр для детей 5 – 7 лет

1.Гуси-лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

— Гуси-гуси!

— Га-га-га.

— Есть хотите?

— Да, да, да.

— Гуси-лебеди! Домой!

— Серый волк под горой! Что он там делает? Рябчиков щиплет.

— Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

2.У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

3.Волк

Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

Щиплем, щиплем травку,

Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик,

Серому волку

Грязи на лопату!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

Правила игры. Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по всей площадке.

4.Игровая

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

5.Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, дань!

— Кто там?

— Почта!

— Откуда?

— Из города…

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

6.Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

7.Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

8.Ляпка

Один из играющих — водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: «У кого был?» — «У тетки».- «Что ел?» — «Клёцки».- «Кому отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.  

Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

9.Малечена-калечина

Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20 — 30 см). Все произносят такие слова:

Малечена-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов до зимнего дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три… десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Правила игры. Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.

10.Никанориха

По считалочке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» — за ним, помахивая прутиком. Дети поют:

Никанориха гусей пасла

Да пустила в огород козла,

Никанориха ругается,

А козел-то улыбается.

После припева все разбегаются, а Никанориха стоит, ругает «козлика». После того как музыка кончается, дети снова встают парами, а тому, кто останется без пары, говорят: «Раз — два — три — козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.

11.  Совушка

Один из играющих — «совушка» — находится в небольшом кругу (в «гнезде»). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек лягушек. По сигналу взрослого: «Ночь наступает!» — все останавливаются, а совушка вылетает на охоту. Все играющие замирают на месте. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в гнездо. Когда играющие услышат: «День!» — все снова начинают двигаться. После двух-трех повторений выбирают новую совушку. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшиеся в гнездо.

Правила игры. 

1)Совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком.

2)Вырываться от совушки нельзя.

3)Если совушка не заметит пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День», то она улетает в гнездо одна, без добычи.

12. Дударь

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его под колоду, его под гнилую.

-Дударь, дударь что болит?

-Рука (нога, голова, правое ухо, нос соседа, пятка соседа слева и т. д.)

 Выбирают “Дударя”, ходят по кругу, взявшись за руки, и поют. Пропев песню, спрашивают:

-Дударь, Дударь, что болит?

-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)

Все находящиеся в хороводе берутся за “больное”место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у “Дударя” спрашивают: “Что болит?”, он отвечает: “Здоров. Вас ловлю!” Кого поймает, тот

становится на его место.

13. Кандалы

Все игроки делились на две команды. Становились в ряд и брали друг друга за руки. Игрок из команды 1 бежал, стараясь разбить цепочку команды 2. Если разбивал — то забирал одного игрока в свою команду. Если нет, то становился частью команды 2. Слова были такие:

— Кандалы

— Закованы

— Разбейте нас

— Кем?

— Атаманом

— Каким?

— Имя игрока.

 Цель игры – перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды противника.

14.Ручеек

Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы…

Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают   друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает  в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Прелесть игры заключалась в том, что в процессе водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый  хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому выбрать себе пару.  Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.

15. Алёнушка и Иванушка

Количество игроков: любое

Дополнительно: повязка на глаза

Выбирают Алёнушку и Иванушку. Иванушке завязывают глаза. Остальные дети встают в круг. Иванушка должен спрашивать:где ты, Алёнушка. А Алёнушка должна отвечать «Я здесь, Иванушка». Алёнушка не спешит к встрече с Иванушкой и убегает от него.

Игра заканчивается тогда, когда Иванушка найдёт Алёнушку. Потом выбирают новых Алёнушку и Иванушку. И игра идёт заново.

16. Хвост и голова
Выбирают «голову» (например, дракона) и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладет руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» — в конце.

 «Голова» говорит: 
Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять.
Поиграть сейчас охота,
Разве хвост мне свой поймать?
«Хвост» громко отвечает:
Что ты вздумал, Чудо-Юдо?
Коль меня ты отгрызешь,
Никуда уж ты отсюда,
Никогда не уползешь!
«Голова» начинает охотиться за «хвостом», который должен все время увертываться от нее. Пойманный «хвост» должен заплатить фант, а после выполнения задания может сам стать «головой».

17. Яша
Эта игра — хороводный вариант жмурок. По считалке выбирается водящий — «Яша». Играющие встают в круг. В центре круга сажают «Яшу», завязывают ему глаза. Остальные играющие образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, и приговаривают: 
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки,
Для своей потешки.
«Яша» делает вид, будто грызет орехи. На последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а «Яша» встает и с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании этих слов «Яша» с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это. Окружающие не должны подсказывать водящему.

18.  Штандер

После того как все игроки разбежались, а водящий поднял мяч, он возвращается в центр круга, выбирает одного из игроков и пытается угадать сколько шагов ему нужно сделать, чтобы осалить выбранного игрока.

Шаги могут быть разными:

-гигантские шаги (максимально длинный шаг на весь размах ноги)

-обычные шаги ( обычные средние шаги)

-лилипутские шаги (шажок, при котором пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой)

-верблюжьи шаги (игрок плюет и передвигается на место плевка)

-зонтик (шаг с проворотом на 360 градусов)

-муравьиные шаги (шаги на носочках, одна нога ставится сразу же перед другой)

-утиные шаги (шаги утиным шагом, встав на четвереньки)

-лягушка (один шаг — один прыжок из положения сидя)

Обычно набирается несколько вариантов шагов.

Например:

«До Пети 4 гигантских шага, 7 лилипутских, 1 вербюжий, 3 зонтика и 5 утиных шага».

После того, как условие задано, водящий начинает делать эти шаги, остальные игроки следят за честностью выполнения и громко считают.

После того, как все шаги пройдены, водящий пытается коснутся рукой до игрока (в некоторых вариантах докинуть мяч).

При этом водящий мог наклоняться вперед, пытаясь дотронуться до игрока и приговаривая: «Можно и березкой гнуться, лишь бы только дотянуться».

Если это получилось, игрок становится новым водящим, если нет, водящий остается прежним.

18. Волшебный  платок

Звучит  весёлая  подвижная  музыка.

Дети  свободно  двигаются  по  залу, выполняют  плясовые  движения.
Музыка  меняется на  тихую,  спокойную. Дети  приседают  и закрывают 
глаза  ладошками. Бабушка, расправив  платок, обходит  ребят и  кого-нибудь
из  них  накрывает  им.
Ведущий:
 Раз! Два! Три!
 Кто  же  спрятался  внутри?

Не  зевайте, не  зевайте,

 Поскорее  отвечайте!
Дети  называют  имя  спрятанного  под  платком  ребёнка.
Если  угадали, то  платок поднимают, а  ребёнок  встаёт и  прыгает  под
музыку и  хлопки  детей. Игра  проводится  несколько  раз.
Играя  в  последний  раз,  бабушка  Арина  накрывает  платком  угощение,
вновь  произносит  свои  слова.  Дети  называют  имя  ребёнка, который,
по  их  мнению, спрятался под  платком.

19. Бубенцы

Дети встают в круг. На середину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, другой — с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Д иги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов «жмурка» ловит увертывающегося игрока.

20. Матушка – Весна

Двое детей зелеными ветками или гирляндой и образуют ворота.

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

21. Садовник и цветы

Дети — «цветы» находятся на одной стороне площадки (у каждого в руках цветок), а водящий — «садовник» — в центре площадки. Приближаясь к цветам, он произносит: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок».

Цветы отвечают:

Не хотим, чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь. Кого поймал, тот «цветок» выходит из игры.(дети хором называют название цветка). После того, как пойманы 5-6 игроков, назначается новый «садовник».

22. Птицелов

Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий, ко-торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет —

В плен нас возьмет.

Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».

23. Пчелки и ласточка

Играющие-пчелы летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

24. Мячик кверху

Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» — продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

25. Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

— Тук, тук!

— Кто там?

— Покупатель.

— Зачем пришел?

— За краской.

— За какой?

— За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

26. Стадо

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

 Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

27. Шлепанки

Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Начинается игра с выбора водящего. Дети считают по порядку до пяти, пятый — водящий.

Можно использовать считалку:

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять…

Невозможно сосчитать!

Водящий выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью). Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности, но не более пяти. После отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.

 Правила игры.  Отбивать мяч нужно стоя на одном месте. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.

28. Мышка и две кошки

Для этой игры нужно выбрать двух кошек и одну мышку. Играющие встают в круг и держатся за руки. На противоположных сторонах круга ворота открыты, кошки вбегают в круг и выбегают из него только в открытые ворота. Перед мышкой же играющие открывают любые ворота. Если одной из кошек удалось поймать мышку, она с ней встаёт в круг, а вторая кошка выбирает для игры других кошку и мышку.

29. Корзинки

Играющие  делятся на пары и расходятся по площадке. Берут друг друга

за руки и образуют кружки-корзинки.
Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чьё имя назвали, убегает, на его место встаёт игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.
Правила игры. Дети водящей пары не должны убегать далеко от остальных играющих.

30. Дедушка-рожок

Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены
их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне.
Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!» — и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:
Дедушка-рожок,
Съешь с горошком пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горошком пирожок!
Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут своё место, игра возобновляется.

31. Здравствуй, сосед!

Играющие делятся на равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки — ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!»

 Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» — и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими.
Правила игры.
1. Дети должны повторять движения ведущего.
2. Тот, кто неточно выполняет движения, выходит из игры.
Указания к проведению. По ходу игры ведущий выполняет разнообразные упражнения, а играющие их повторяют. Они прыгают на левой ноге, на двух ногах, на правой, на двух ногах боком, выполняют подскоки и т. д.

32. Колечко

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие  быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встаёт в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идёт водить.

Правила игры.
1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.
2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми
глазами.
3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовёт его по имени.
Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих.

Русские игры

Игры, определявшие характер, темперамент, образ жизни человека, занимали особое и значительное место в культуре каждого народа. Уже много лет русские игры являются неотъемлемой частью повседневной жизни, а также частью развлечения во время праздников как для детей, так и для взрослых.

Раньше люди играли в игры, чтобы весело и интересно провести время. Во время игр дети с раннего возраста учились быть подвижными, выносливыми, трудолюбивыми. Через игры они развивали логику и усидчивость. Большинство игр проводились на открытом воздухе, что способствовало развитию физических способностей. Все русские игры были разными. В них могли принять участие как дети, так и взрослые.

Бабки

Игра «Бабки» — старинная русская игра, в которой в качестве игральных костей использовались кости копытных животных (коров, свиней, овец). В этой игре может принять участие большое количество детей. Игровое поле нарисовано на ровной поверхности; кости, которые нужно было выбить битой, помещали в специальное окно в определенном порядке. Эта увлекательная игра совершенствовала навык метания, а также развивала силу, скорость и внимание.

Лапта

«Лапта» — командная игра с битой и мячом. В нее играют на открытом воздухе на прямоугольном поле. Питчер подает мяч, а нападающий отбивает мяч битой, затем бегает по полю и обратно. Задача противоположной команды — поймать мяч и бросить его в нападающего до того, как он завершит бег. Каждый прогон, завершенный без попадания, приносит команде очки. Эта игра развивала у детей ловкость и внимание.

Городки

Цель игры — с помощью биты сбить 15 деревянных кеглей, расставленных на определенном расстоянии, за как можно меньшее количество бросков. Каждая кегля имеет свое название и место на игровой площадке. Вы можете играть в эту игру индивидуально или в команде. В этой увлекательной игре от каждого игрока требуется ловкость, сила и меткость.

Ручеек

В старину молодежь не представляла себе праздник без игры «Ручеек». Игра началась с того, что все участники встали парами друг за другом и подняли руки вверх, образовав таким образом коридор. Игрок, оставшийся без пары, должен был пройти внутрь коридора и разбить пару, выбрав себе партнера. Затем новоиспеченная пара должна была пройти в конец коридора, а тот, кто остался один, должен был зайти внутрь коридора и выбрать нового партнера. Чем больше людей участвовало, тем веселее было.

Горелки

«Горелки» — традиционная подвижная русская игра, предназначенная для развития скорости и внимания. В начале игры все игроки делятся на пары и встают в колонны. Один игрок (он) стоит примерно в десяти футах перед парами, лицом от них. Нарисована линия. Затем все участники игры поют песню «Гори-гори ясно», а в конце песни при произнесении слова «беги» пара разделяется и бежит к строю. Ведущий игрок (он) должен схватить одного человека из пары, прежде чем они возьмутся за руки перед линией. После этого ведущий игрок (он) составляет пару с одним из пойманных лиц, а оставшийся в одиночестве партнер становится следующим ведущим игроком.

«Прятки»

«Прятки» — самая популярная российская детская игра, увлекательная, подвижная и веселая. Вы можете играть в эту игру с другом, но если у вас есть команда, это еще веселее. Сначала вы выбираете ведущего игрока (его), который поворачивается лицом к стене и закрывает глаза. Пока ведущий (он) считает с закрытыми глазами, остальные игроки прячутся, после чего ведущий начинает их искать. Игрок, найденный первым, становится следующим ведущим игроком.

«Ладушки»

«Ладушки» — игра, популярная у маленьких детей. Цель игры заключалась в том, чтобы заинтересовать ребенка, рассказывая ему веселые стишки, двигая головой и хлопая в ладоши. Игра помогает развивать мелкую моторику рук, координацию, учит базовым навыкам общения.

Надеемся, вам понравилась статья, и вы узнали что-то новое об играх, придуманных русскими людьми. Скорее всего, вы уже играли в одну из игр, о которых мы говорили. Если это так, вы можете оставить свой комментарий ниже!

5 Старые русские игры: Вечеринка в стиле 1897 года!

Зинаида Серебрякова

Поскольку в этом году большинство музеев, ярмарок и театров закрыты, а путешествовать могут лишь немногие семьи, это прекрасная возможность вернуться в прошлое и отпраздновать праздники так, как это делали русские семьи до электричества, а затем до радио, телевидения, интернета и современные гаджеты. Когда вам и вашей семье наскучат онлайн-фильмы и настольные игры, вот пять игр, которые развлекали детей на протяжении поколений.

Русские клюшки

Игроки: 2-10.

Что вам нужно? Много мелких предметов, веточки, соломинки и крючок. Лучше, если количество крючков будет равно количеству игроков, но можно и по очереди использовать один крючок. Крючки можно сделать из ершиков или проволоки, в зависимости от того, какие мелкие предметы у вас есть.

Предметы свалены на стол беспорядочной кучей. Игроки по очереди используют крюк, чтобы вытащить предмет из кучи, не перемещая другие предметы. Если игрок перемещает другой объект, он теряет свой следующий ход. Игра продолжается до тех пор, пока игроки не вытащат из кучки все предметы. Побеждает игрок, вытащивший больше предметов.

Игорь Пастухов / MT

Блохи в миске

Игроки: 2-10.

Что вам нужно? Каждому игроку дается по пять «блох» — больших пуговиц, фишек для покера или других круглых плоских предметов. Игроки сидят за столом, в центре которого стоит большая плоская тарелка.

В игру можно играть двумя способами. В первом игроки размещают своих блох (кнопок) вокруг тарелки, а затем по очереди нажимают на край блохи, чтобы она прыгнула в тарелку. Если блоха не попала в тарелку, игрок должен перевернуть ее с того места, где она упала, в свой следующий ход. Выигрывает тот, кто первым бросит в тарелку всех блох.

Во второй версии игры игроки размещают своих блох напротив друг друга на расстоянии около 30 сантиметров и по очереди нажимают на края своих блох, чтобы те прыгали сверху на блоху противника. Блоха, на которую напрыгнули, удаляется из игры. Игрок, который первым прыгнет на всех блох своего противника, становится победителем.

Кошки и мыши

my-shop.ru

Игроков: 2. Если игроков больше, то мышей потребуется в два раза больше.

Что тебе нужно? « Мыши» (по две на каждого игрока), одна «кошка» и один «кирпич». В качестве «мышек» используйте небольшие предметы на веревочке или цепочке (например, брелки или маленькие плюшевые игрушки на длинной веревке). Кошки – это пластиковые или металлические миски, а кубик или монета могут быть кирпичом.

Один из игроков становится котом. Он берет свою чашу в одну руку и монету или умирает в другую. Остальные игроки держат своих мышей за хвосты, по одной в каждой руке. Игрок-кошка подбрасывает монету. Если он выпадает орлом вверх, кот должен поймать мышь левой рукой игрока; если он приземляется решкой вверх, кот должен поймать мышь в правой руке игроков. С кубиком используйте четные и нечетные числа для левого и правого.

Чтобы поймать мышь, кот пытается хлопнуть своей миской по мышам, прежде чем они уйдут. Если он поймает мышь, игроки меняются местами: тот, кого поймали, становится котом, а тот, кто ловил, становится мышкой.

В игре нет победителей, и играть можно бесконечно.

Константин Маковский

Штрафы

Игроки: 2 или больше. Чем больше игроков, тем веселее.

Что вам нужно? Сумка или шляпа.

Один человек собирает у игроков мелкие личные вещи (носовой платок, очки, расческа, часы и т.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *