Роет фонетический разбор слова: Фонетический разбор слова роет — звуки и буквы, транскрипция

Карточки по русскому языку, 3 класс

Распознавание слов по вопросам

Упражнение 11

Прочитай слова. Объедини их в три группы по двум

признакам одновременно.

Сияет, мелкий, орудие, берёза, тушить, редкий,

сушат, малина, звонкая.

Назови глагол, в котором есть такая же орфограмма,

как во всех именах существительных.

Найди слово, которое можно выделить из числа написанных.

Определи имеющееся в нём фонетическое

явление.

Упражнение 12

Прочитай текст. Познакомься со справкой. Сформулируй

задание к упражнению и выполни его.

СПРАВКА: листья, назвали, картины, яркие, мастерят,

подарила, флорист, разноцветные.

Назови две группы слов, в которых буква о обозначает

две разные орфограммы.

Выполни синтаксический разбор предложения, в котором

имеется сложное слово.

Имена собственные. Заглавная буква

Упражнение 13

Прочитай исходные слова и справку. Сформулируй

задание и выполни его.

Писатель — ?

Река -?

Озеро — ?

Город — ?

Поэт — ?

Океан — ?

СПРАВКА: (Б, б)айкал, (Д, д)непр, (М, м)инск,

(М, м)ихаил, (Ю, ю)рьевич, (Л, л)ермонтов, (Т, т)ихий,

(Л, л)ев, (Н, н)иколаевич, (Т, т)олстой.

Определи общий главный грамматический признак слов

обоих столбиков. Найди их различие.

Назови исходные слова, которые подходили бы к

формуле 3+3. Цифры означают количество слов с

одинаковой орфограммой.

Используя слова женского и среднего рода, составь

предложение с двумя подлежащими.

Упражнение 14

Прочитай текст и слова для справок. Сформулируй

задание к упражнению и выполни его.

Животные всегда удивляли человека своими

способностями. Новая порода бесхвостых

СПРАВКА: (А, а)нна (В, в)ладимировна (Д, д)урова, (H, н)иф-

(H, н)иф, (В, в)аря, (И, и)рландское, (Л, л)ондон, (H, н)аф-Наф,

(Ш, ш)тучка, остров (М, м)эн.

15

Укажи предложения с одинаковым количеством

слов с непроверяемой безударной гласной.

Выдели прилагательное, которое начинается и заканчивается

на звонкий согласный.

Однокоренные слова

Упражнение 15

Познакомься с записью. Сформулируй задание к упражнению.

Соль — ИС, ИП;

жара — ИС, ИП;

звон — ИС, ИП;

снег — ИС, ИП.

Используя исходные слова, составь разные по составу

словосочетания.

Из исходных слов выдели одно, в котором происходит

процесс оглушения. Составь с ним три предложения,

разных по цели высказывания.

Упражнение 16

Прочитай текст и справку. Сформулируй задание к

упражнению.

в амбаре маленький зверёк. Он очень

похож на мышку. Зверёк не роет нор-

16

Найди слова, в которых роль орфограммы выполняет

согласная буква. Расскажи об их написании.

Выдели существительное, в корне которого самое

большое количество букв.

Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я

Упражнение 17

Прочитай слова, рассмотри схемы. Сформулируй

задание к упражнению.

Яблоня, капель, ёжик, заяц, берёза, весло,

гвоздь, мороз, болезнь.

I группа II группа группа

грачи пень юла

Сгруппируй слова по орфограммам. Расскажи об их

написании. Ответ начни с группы слов, к которой

относится нечётное количество слов.

17

а польза большая.

и вред приносит. Вред от неё маленький,

Упражнение 18

Верно ли, что только одно слово из данных соответствует

схеме

Прочитай текст и справку. Сформулируй задание к

упражнению.

, как люди.

У каждого свой характер, свои

хитрости.

— самое музыкальное дерево.

Голос у певучий и звонкий.

Лиственница не боится сильных

— чемпион растительного царства.

Песок, скалы, болота,

Полярный круг — место её обитания.

круглый год мы видим зелёной.

СПРАВКА: морозов, высокие, сосна, ель, маленькие,

деревья, тую, ели.

Сгруппируй слова из справки по орфограммам.

Добавь к ним другие слова из текста с такими же

орфограммами.

Найди слово, в котором на одну составную часть

больше, чем в слове голос.

Слово и слог. Перенос слова

Упражнение 19

Прочитай предложения и справку. Рассмотри

схемы. Сформулируй задание к упражнению и выполни

его.

Важный, как

Надутый, как

Желторотый, как

Длинноногий, как

Мудрая, как

Вольная, как

СПРАВКА: журавль, птенец, сова, гусь, птица, индюк.

Образуй две группы имён прилагательных, объединив

их не менее чем по двум признакам.

Составь цепочку из нескольких слов, в которой постепенно

увеличивалось бы количество звуков.

Подумай, можно ли считать слова птенец и птица

однокоренными. Обоснуй свой ответ. К какому из

них можно в качестве однокоренных подобрать слова

пташка, птичий, птичник, птичница, птенчик.

19

Упражнение 20

Прочитай текст. Познакомься со справкой и условными

знаками. Сформулируй задание к упражнению

и выполни его.

Как не болит у дятла

кого стука?

Дятлу не больно. И

от гром-

у него в полном

порядке, потому что у этой птицы между

и черепом и между черепом

и шейными позвонками пружинистая хрящевая

ткань. Она и смягчает

СПРАВКА: силу, голова, мозг, клювом.

Выпиши из текста имена прилагательные и раздели

их для переноса.

Найди в тексте слово такой же части речи, как слово

удара, но с противоположной характеристикой

по звонкости-глухости.

— гласный.

удара.

Условные знаки: — согласный,

Мягкий знак — показатель мягкости согласных.

Разделительный мягкий знак

Упражнение 21

. ? Можно ли сказать, что в словах лагерь и альбом

есть три общих признака? Используя слова,

составь предложение, соответствующее схеме:

К словам шьёт, вьюн составь формулу, которая указывает

в них количество букв и звуков.

21

Прочитай слова. Рассмотри схему. Сформулируй

задание к упражнению.

Пал…то, лист…я, ал…бом, в…юн, хлоп…я,

цеп…, друз…я, окун…, руж…ё, журавл…,

гулян…е, ш…ёт, бол…ница, лагер….

Упражнение 22

Прочитай предложения. Используя схему, сформулируй

задание.

Мурав…и разрыхляют почву, и дерев…я получают

много влаги и воздуха. Жители одного

муравейника с.едают за один ден… 30 тысяч

гусениц. И дерев…я прекрасно растут. Рыжие

мурав…и — бол…шие друз…я леса.

Схема:

1) ИС ИП

2) гл ИС

3) ИС

4) ИС

Определи, какое предложение можно выделить и

почему?

Найди имя прилагательное с наибольшим количеством

орфограмм.

Правописание слов с сочетаниями

жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк

Упражнение 23

Внимательно рассмотри картинки и данную к ним

запись. Сформулируй и выполни задание

Сгруппируй слова по орфограммам в две группы.

В одну включи слова с такой орфограммой, как в

слове душистый. В другую — слова с такой же орфограммой,

как в слове ночная.

Найди прилагательные с одинаковым количеством

букв в корне.

23

Упражнение 24

Прочитай запись и слова для справок. Сформулируй

задание к упражнению.

Выдели из текста три слова, из которых можно составить

пару однокоренных слов и пару слов, являющихся

формами слова.

Найди имя прилагательное, корень которого оканчивается

на звонкий мягкий согласный.

24

Благодаря длинному черенку листья тополей

очень подвижны и быстро улавливают пыль.

СПРАВКА: очищают, частички, площади, чудесные,

приживаются.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Обозначение их буквами

Упражнение 25

Прочитай слова. В именах существительных подчеркни

звонкие согласные, в именах прилагательных

глухие согласные, в глаголах — непарные__

это.

.. Что такое предлоги в русском языке?

Содержание

Предлог — это отдель­ное сло­во, кото­рое выра­жа­ет зави­си­мость слов друг от дру­га в соче­та­нии и в предложении.

Предлог как часть речи начи­на­ют изу­чать во 2 и 3 клас­се. Чтобы понять, что такое пред­лог в рус­ском язы­ке, опре­де­лим, для чего он упо­треб­ля­ет­ся в речи.

Рассмотрим соче­та­ния слов:

  • обра­тить­ся с просьбой;
  • поло­жить в рюкзак;
  • ехать на лошади;
  • пере­сту­пить через порог.

Между сло­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми дей­ствие или пред­мет, нахо­дят­ся корот­кие сло­ва, состо­я­щие из одной, двух и более букв. Это пред­ло­ги. Предлоги — это само­сто­я­тель­ные сло­ва, кото­рые пишут­ся раз­дель­но от слов, нахо­дя­щих­ся рядом с ними.

Предлоги соеди­ня­ют сло­ва в соче­та­ние или пред­ло­же­ние. Они выра­жа­ют зави­си­мость одних слов от других.

Сравним:

  • дом с колоннами;
  • дом, колонны.

В пер­вом слу­чае от сло­ва «дом» мож­но задать вопрос с чем? с колон­на­ми. Предлог «с» пока­зы­ва­ет, что суще­стви­тель­ное «колон­на­ми» зави­сит от сло­ва «дом».

Во вто­рой запи­си нахо­дят­ся отдель­ные сло­ва, меж­ду кото­ры­ми нет ника­ких отно­ше­ний. Каждое сло­во суще­ству­ет само по себе. Они не свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски, так как меж­ду ними нет предлога.

Без пред­ло­гов не обой­тись в речи. Без них невоз­мож­но выра­зить свои мыс­ли, постро­ить связ­ное высказывание.

Убедимся в этом, рас­смот­рев предложение:

Последний жел­тый лист сле­тел с дере­ва на землю.

  • сле­тел (с чего?) с дере­ва;
  • сле­тел (на что?) на зем­лю.

Предлоги помо­га­ют офор­мить пред­ло­же­ние в связ­ное выска­зы­ва­ние, напол­нен­ное опре­де­лен­ным смыс­лом. Уберем пред­ло­ги и полу­чим набор слов:

послед­ний жел­тый лист сле­тел дере­ва землю.

Без пред­ло­гов пред­ло­же­ние рас­сы­па­лось, как домик из пес­ка. Стало труд­но понять, о чем идет разговор.

Таким обра­зом, дадим опре­де­ле­ние, что такое предлог:

Определение

Предлог — это сло­во, кото­рое слу­жит для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

Значения предлогов

Предлоги не обо­зна­ча­ют пред­мет, как име­на суще­стви­тель­ные (кто? маль­чик, что? город) или дей­ствие, как гла­го­лы (что сде­лать? рас­сме­ять­ся, что делать? писать). Тем не менее каж­дый пред­лог обла­да­ет опре­де­лён­ным значением.

Предлоги «в», «на», «под», «над», «за», «у», «перед» ука­зы­ва­ют, где нуж­но находиться.

  • рас­тет в лесу;
  • сидит на ветке;
  • роет под землёй;
  • летит над домом;
  • сто­им за домом;
  • отве­чать у доски;
  • оста­но­вить­ся перед дверью.

Предлоги «в», «из», «до», «от», «к», «через» обо­зна­ча­ют, куда сле­ду­ет двигаться.

  • зай­ти в дом;
  • вый­ти из класса;
  • нести до двери;
  • бежать к реке;
  • перей­ти через мостик.

Предлоги «до», «перед», «после», «в» име­ют вре­мен­ное значение.

  • рабо­тать до вечера;
  • в двух мину­тах ходу отсюда;
  • дого­во­рить­ся после встречи;
  • собрать­ся перед походом.

Отличие предлогов от приставок

Многие пред­ло­ги очень похо­жи на соот­вет­ству­ю­щие приставки:

  • дотро­нуть­ся до стены;
  • вбежать в воду;
  • сбро­сить с крыши.

В этих парах слов при­став­ки суще­ству­ют в соста­ве гла­го­лов, при­да­вая им раз­ные значения.

Понаблюдаем:

вбежать, прибежать, перебежать, отбежать, убежать, забежать.

Запомним

Глаголы не име­ют пред­ло­гов. С пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ют­ся толь­ко имена.

Чтобы понять, при­став­ка это или пред­лог, выпол­ним сле­ду­ю­щие при­е­мы проверки:

  • мож­но ли вста­вить меж­ду сло­вом и пред­по­ла­га­е­мым пред­ло­гом вопрос;
  • поищем опре­де­ле­ние к име­ни и вста­вим меж­ду пред­ло­гом и словом.

Посмотрим, как рабо­та­ют эти приемы:

  • дотро­нуть­ся (до чего?) до сте­ны, до этой стены;
  • вбежать (во что?) в воду, в реч­ную воду;
  • сбро­сить (с чего?) с кры­ши, с чере­пич­ной крыши.

В каче­стве опре­де­ле­ния меж­ду пред­ло­гом и сло­вом мож­но вста­вить при­ла­га­тель­ное или местоимение.

Значит, если мож­но вста­вить сло­во, назы­ва­ю­щее при­знак, или вопрос, это пред­лог. Он пишет­ся раз­дель­но со словом.

Между при­став­кой и кор­нем невоз­мож­но вста­вить сло­во. Приставка пишет­ся слит­но со сло­вом. Приставку в сло­ве мож­но поме­нять, а пред­лог нет.

Прочтем отры­вок из сказ­ки и ука­жем в нем предлоги:

За горо­дом, у самой доро­ги, сто­я­ла дача. Перед ней неболь­шой садик с цвет­ни­ком, а вокруг кра­ше­ный дере­вян­ный забор. Неподалеку от дачи, у самой канав­ки, рос­ла в мяг­кой зеле­ной тра­ве кро­хот­ная ромаш­ка (Ганс Христиан Андерсен).

Список предлогов

Приведем спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных пред­ло­гов рус­ско­го языка:

ПредлогиПримеры упо­треб­ле­ния
без (безо)без силы, безо вся­кой надежды
близблиз реки
в (во)в доме, во мраке
вме­стовме­сто папы
вневне кру­га
длядля дол­го­ле­тия
додо ули­цы
заза руку, за горой
из (изо)из дома, изо всех сил
из-заиз-за спи­ны
из-подиз-под носа
к (ко)к дому, ко мне, ко всякому
кро­ме
кро­ме папы
меж­думеж­ду двух огней, меж­ду ними
нана кро­вать, на диване
над (надо)над лесом, надо мной
о (об, обо)о бок, об сте­ну, о тебе, обо мне
от (ото)от дру­га, ото всех
перед (пере­до)
пред (пре­до)
перед сте­ной, пере­до мной,
пред тобой, пре­до мной
попо пояс, по реке, гру­стить по нём
под (подо)под гла­за, под гла­за­ми, подо мной
припри сест­ре
пропес­ня про зайца
радиради доче­ри
c (со)c горы, c мамой, со мною
сквозьсквозь ткань
сре­дисре­ди друзей
уу дру­га
черезчерез доро­гу

Дополнительный мате­ри­ал

Смотрите пол­ный спи­сок пред­ло­гов рус­ско­го язы­ка.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *