Карточки по русскому языку, 3 класс
Распознавание слов по вопросам
Упражнение 11
Прочитай слова. Объедини их в три группы по двум
признакам одновременно.
Сияет, мелкий, орудие, берёза, тушить, редкий,
сушат, малина, звонкая.
Назови глагол, в котором есть такая же орфограмма,
как во всех именах существительных.
Найди слово, которое можно выделить из числа написанных.
Определи имеющееся в нём фонетическое
явление.
Упражнение 12
Прочитай текст. Познакомься со справкой. Сформулируй
задание к упражнению и выполни его.
СПРАВКА: листья, назвали, картины, яркие, мастерят,
подарила, флорист, разноцветные.
Назови две группы слов, в которых буква о обозначает
две разные орфограммы.
Выполни синтаксический разбор предложения, в котором
имеется сложное слово.
Имена собственные. Заглавная буква
Упражнение 13
Прочитай исходные слова и справку. Сформулируй
задание и выполни его.
Писатель — ?
Река -?
Озеро — ?
Город — ?
Поэт — ?
Океан — ?
СПРАВКА: (Б, б)айкал, (Д, д)непр, (М, м)инск,
(М, м)ихаил, (Ю, ю)рьевич, (Л, л)ермонтов, (Т, т)ихий,
(Л, л)ев, (Н, н)иколаевич, (Т, т)олстой.
Определи общий главный грамматический признак слов
обоих столбиков. Найди их различие.
Назови исходные слова, которые подходили бы к
формуле 3+3. Цифры означают количество слов с
одинаковой орфограммой.
Используя слова женского и среднего рода, составь
предложение с двумя подлежащими.
Упражнение 14
Прочитай текст и слова для справок. Сформулируй
задание к упражнению и выполни его.
Животные всегда удивляли человека своими
способностями. Новая порода бесхвостых
СПРАВКА: (А, а)нна (В, в)ладимировна (Д, д)урова, (H, н)иф-
(H, н)иф, (В, в)аря, (И, и)рландское, (Л, л)ондон, (H, н)аф-Наф,
(Ш, ш)тучка, остров (М, м)эн.
15
Укажи предложения с одинаковым количеством
слов с непроверяемой безударной гласной.
Выдели прилагательное, которое начинается и заканчивается
на звонкий согласный.
Однокоренные слова
Упражнение 15
Познакомься с записью. Сформулируй задание к упражнению.
Соль — ИС, ИП;
жара — ИС, ИП;
звон — ИС, ИП;
снег — ИС, ИП.
Используя исходные слова, составь разные по составу
словосочетания.
Из исходных слов выдели одно, в котором происходит
процесс оглушения. Составь с ним три предложения,
разных по цели высказывания.
Упражнение 16
Прочитай текст и справку. Сформулируй задание к
упражнению.
в амбаре маленький зверёк. Он очень
похож на мышку. Зверёк не роет нор-
16
Найди слова, в которых роль орфограммы выполняет
согласная буква. Расскажи об их написании.
Выдели существительное, в корне которого самое
большое количество букв.
Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я
Упражнение 17
Прочитай слова, рассмотри схемы. Сформулируй
задание к упражнению.
Яблоня, капель, ёжик, заяц, берёза, весло,
гвоздь, мороз, болезнь.
I группа II группа группа
грачи пень юла
Сгруппируй слова по орфограммам. Расскажи об их
написании. Ответ начни с группы слов, к которой
относится нечётное количество слов.
17
а польза большая.
и вред приносит. Вред от неё маленький,
Упражнение 18
Верно ли, что только одно слово из данных соответствует
схеме
Прочитай текст и справку. Сформулируй задание к
упражнению.
, как люди.
У каждого свой характер, свои
хитрости.
— самое музыкальное дерево.
Голос у певучий и звонкий.
Лиственница не боится сильных
— чемпион растительного царства.
Песок, скалы, болота,
Полярный круг — место её обитания.
круглый год мы видим зелёной.
СПРАВКА: морозов, высокие, сосна, ель, маленькие,
деревья, тую, ели.
Сгруппируй слова из справки по орфограммам.
Добавь к ним другие слова из текста с такими же
орфограммами.
Найди слово, в котором на одну составную часть
больше, чем в слове голос.
Слово и слог. Перенос слова
Упражнение 19
Прочитай предложения и справку. Рассмотри
схемы. Сформулируй задание к упражнению и выполни
его.
Важный, как
Надутый, как
Желторотый, как
Длинноногий, как
Мудрая, как
Вольная, как
СПРАВКА: журавль, птенец, сова, гусь, птица, индюк.
Образуй две группы имён прилагательных, объединив
их не менее чем по двум признакам.
Составь цепочку из нескольких слов, в которой постепенно
увеличивалось бы количество звуков.
Подумай, можно ли считать слова птенец и птица
однокоренными. Обоснуй свой ответ. К какому из
них можно в качестве однокоренных подобрать слова
пташка, птичий, птичник, птичница, птенчик.
19
Упражнение 20
Прочитай текст. Познакомься со справкой и условными
знаками. Сформулируй задание к упражнению
и выполни его.
Как не болит у дятла
кого стука?
Дятлу не больно. И
от гром-
у него в полном
порядке, потому что у этой птицы между
и черепом и между черепом
и шейными позвонками пружинистая хрящевая
ткань. Она и смягчает
СПРАВКА: силу, голова, мозг, клювом.
Выпиши из текста имена прилагательные и раздели
их для переноса.
Найди в тексте слово такой же части речи, как слово
удара, но с противоположной характеристикой
по звонкости-глухости.
— гласный.
удара.
Условные знаки: — согласный,
Мягкий знак — показатель мягкости согласных.
Разделительный мягкий знак
Упражнение 21
. ? Можно ли сказать, что в словах лагерь и альбом
есть три общих признака? Используя слова,
составь предложение, соответствующее схеме:
К словам шьёт, вьюн составь формулу, которая указывает
в них количество букв и звуков.
21
Прочитай слова. Рассмотри схему. Сформулируй
задание к упражнению.
Пал…то, лист…я, ал…бом, в…юн, хлоп…я,
цеп…, друз…я, окун…, руж…ё, журавл…,
гулян…е, ш…ёт, бол…ница, лагер….
Упражнение 22
Прочитай предложения. Используя схему, сформулируй
задание.
Мурав…и разрыхляют почву, и дерев…я получают
много влаги и воздуха. Жители одного
муравейника с.едают за один ден… 30 тысяч
гусениц. И дерев…я прекрасно растут. Рыжие
мурав…и — бол…шие друз…я леса.
Схема:
1) ИС ИП
2) гл ИС
3) ИС
4) ИС
Определи, какое предложение можно выделить и
почему?
Найди имя прилагательное с наибольшим количеством
орфограмм.
Правописание слов с сочетаниями
жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк
Упражнение 23
Внимательно рассмотри картинки и данную к ним
запись. Сформулируй и выполни задание
Сгруппируй слова по орфограммам в две группы.
В одну включи слова с такой орфограммой, как в
слове душистый. В другую — слова с такой же орфограммой,
как в слове ночная.
Найди прилагательные с одинаковым количеством
букв в корне.
23
Упражнение 24
Прочитай запись и слова для справок. Сформулируй
задание к упражнению.
Выдели из текста три слова, из которых можно составить
пару однокоренных слов и пару слов, являющихся
формами слова.
Найди имя прилагательное, корень которого оканчивается
на звонкий мягкий согласный.
24
Благодаря длинному черенку листья тополей
очень подвижны и быстро улавливают пыль.
СПРАВКА: очищают, частички, площади, чудесные,
приживаются.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение их буквами
Упражнение 25
Прочитай слова. В именах существительных подчеркни
звонкие согласные, в именах прилагательных
глухие согласные, в глаголах — непарные__
это.
.. Что такое предлоги в русском языке?Содержание
Предлог — это отдельное слово, которое выражает зависимость слов друг от друга в сочетании и в предложении.
Предлог как часть речи начинают изучать во 2 и 3 классе. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, определим, для чего он употребляется в речи.
Рассмотрим сочетания слов:
- обратиться с просьбой;
- положить в рюкзак;
- ехать на лошади;
- переступить через порог.
Между словами, обозначающими действие или предмет, находятся короткие слова, состоящие из одной, двух и более букв. Это предлоги. Предлоги — это самостоятельные слова, которые пишутся раздельно от слов, находящихся рядом с ними.
Предлоги соединяют слова в сочетание или предложение. Они выражают зависимость одних слов от других.
Сравним:
- дом с колоннами;
- дом, колонны.
В первом случае от слова «дом» можно задать вопрос с чем? с колоннами. Предлог «с» показывает, что существительное «колоннами» зависит от слова «дом».
Во второй записи находятся отдельные слова, между которыми нет никаких отношений. Каждое слово существует само по себе. Они не связаны друг с другом по смыслу и грамматически, так как между ними нет предлога.
Без предлогов не обойтись в речи. Без них невозможно выразить свои мысли, построить связное высказывание.
Убедимся в этом, рассмотрев предложение:
Последний желтый лист слетел с дерева на землю.
- слетел (с чего?) с дерева;
- слетел (на что?) на землю.
Предлоги помогают оформить предложение в связное высказывание, наполненное определенным смыслом. Уберем предлоги и получим набор слов:
последний желтый лист слетел дерева землю.
Без предлогов предложение рассыпалось, как домик из песка. Стало трудно понять, о чем идет разговор.
Таким образом, дадим определение, что такое предлог:
Определение
Предлог — это слово, которое служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Значения предлогов
Предлоги не обозначают предмет, как имена существительные (кто? мальчик, что? город) или действие, как глаголы (что сделать? рассмеяться, что делать? писать). Тем не менее каждый предлог обладает определённым значением.
Предлоги «в», «на», «под», «над», «за», «у», «перед» указывают, где нужно находиться.
- растет в лесу;
- сидит на ветке;
- роет под землёй;
- летит над домом;
- стоим за домом;
- отвечать у доски;
- остановиться перед дверью.
Предлоги «в», «из», «до», «от», «к», «через» обозначают, куда следует двигаться.
- зайти в дом;
- выйти из класса;
- нести до двери;
- бежать к реке;
- перейти через мостик.
Предлоги «до», «перед», «после», «в» имеют временное значение.
- работать до вечера;
- в двух минутах ходу отсюда;
- договориться после встречи;
- собраться перед походом.
Отличие предлогов от приставок
Многие предлоги очень похожи на соответствующие приставки:
- дотронуться до стены;
- вбежать в воду;
- сбросить с крыши.
В этих парах слов приставки существуют в составе глаголов, придавая им разные значения.
Понаблюдаем:
вбежать, прибежать, перебежать, отбежать, убежать, забежать.
Запомним
Глаголы не имеют предлогов. С предлогами употребляются только имена.
Чтобы понять, приставка это или предлог, выполним следующие приемы проверки:
- можно ли вставить между словом и предполагаемым предлогом вопрос;
- поищем определение к имени и вставим между предлогом и словом.
Посмотрим, как работают эти приемы:
- дотронуться (до чего?) до стены, до этой стены;
- вбежать (во что?) в воду, в речную воду;
- сбросить (с чего?) с крыши, с черепичной крыши.
В качестве определения между предлогом и словом можно вставить прилагательное или местоимение.
Значит, если можно вставить слово, называющее признак, или вопрос, это предлог. Он пишется раздельно со словом.
Между приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом. Приставку в слове можно поменять, а предлог нет.
Прочтем отрывок из сказки и укажем в нем предлоги:
За городом, у самой дороги, стояла дача. Перед ней небольшой садик с цветником, а вокруг крашеный деревянный забор. Неподалеку от дачи, у самой канавки, росла в мягкой зеленой траве крохотная ромашка (Ганс Христиан Андерсен).
Список предлогов
Приведем список наиболее употребительных предлогов русского языка:
Предлоги | Примеры употребления |
---|---|
без (безо) | без силы, безо всякой надежды |
близ | близ реки |
в (во) | в доме, во мраке |
вместо | вместо папы |
вне | вне круга |
для | для долголетия |
до | до улицы |
за | за руку, за горой |
из (изо) | из дома, изо всех сил |
из-за | из-за спины |
из-под | из-под носа |
к (ко) | к дому, ко мне, ко всякому |
кроме | кроме папы |
между | между двух огней, между ними |
на | на кровать, на диване |
над (надо) | над лесом, надо мной |
о (об, обо) | о бок, об стену, о тебе, обо мне |
от (ото) | от друга, ото всех |
перед (передо) пред (предо) | перед стеной, передо мной, пред тобой, предо мной |
по | по пояс, по реке, грустить по нём |
под (подо) | под глаза, под глазами, подо мной |
при | при сестре |
про | песня про зайца |
ради | ради дочери |
c (со) | c горы, c мамой, со мною |
сквозь | сквозь ткань |
среди | среди друзей |
у | у друга |
через | через дорогу |
Дополнительный материал
Смотрите полный список предлогов русского языка.