Работа над составом слова в начальных классах. Понятие корень, однокоренные слова
Вводный урок
Чтобы полнее использовать все возможности темы “Состав слова”, учителю с самого начала надо помнить, что мы в школе занимаемся не этимологическим анализом слов, а морфологическим. В чём же между ними разница? При этимологическом анализе мы выясняем происхождение того или иного слова, отмечаем, какие изменения произошли в данном слове в процессе развития языка.
Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.
Главное состоит в том, чтобы разбор слов по составу не проходил механически, чтобы не сводить всю работу по составу слова к одному умению — выделять корень только потому, что похожий звуковой комплекс слышится и в других словах. Конечно, корень – это та часть слова, которая легче всего осознаётся в слове и поэтому естественно желание учителя научить учеников выделять в слове сразу корень.
При выделении корня важно подбирать слова разных частей речи: слова — предметы, слова - признаки предметов, слова – действия предметов. Например, чтобы выделить корень в слове белый, ученики подбирают слова: беленький, белить, белок, белизна. Этот ряд слов помогает уточнить значение корня и точнее его выделить, но не объясняет полностью семантики всего слова. Решить эту задачу поможет подбор слов одной словообразовательной модели, например, краснеть, чернеть, алеть, желтеть и др. Корень у всех этих слов разный, но все они образованы от основы качественных прилагательных с помощью суффикса - е-ть и имеют общее значение “становиться каким-то”. Привлечение к анализу слов одной модели не только обеспечит членение слова, но и даст возможность лучше определить значение слов. Кроме того, в сознании ученика отложится определённая модель, по которой он без труда в нужных случаях образует такие глаголы, как
Существительные с суффиксом – б-а и – к-а имеют значение отвлечённого действия (ходьба, мойка).
Среди суффиксов имён прилагательных заслуживают внимание следующие: —н-ый, —ов-ый, —ск-ий, —еск-ий, —ист-ый, —оват-лив-ый, —еньк-ий и др. Первые три суффикса обычно образуют имена прилагательные от существительных и имеют значение “относящийся к кому-чему-либо”, “такой, как у кого-то”. Суффикс – ист — употребляется либо со значением “похожий на что-то” (серебристый, волнистый), либо со значением “обладающий чем-то в большом количестве” (душистый, голосистый
Несколько труднее глагольные суффиксы, поскольку большинство из них имеет чисто грамматическое значение, поэтому при анализе глаголов целесообразнее раскрывать словообразующую роль приставок. Значение глагольных приставок усваивается довольно легко, например, приставка –в— показывает направление действия внутрь: влететь, вписать; приставка –вы— омонимична приставке – в-: она показывает направление действия наружу, например, вылететь, выписать. Указание на достижение действия содержит в себе приставка –до-: добежать, доделать.
Учитель в начальной школе должен помочь формированию у учащихся более отчётливых представлений о существовании в языке определённых словообразовательных моделей, которым свойственна словообразовательная общность и общность значения. Главный упор должен быть сделан на смысловую зависимость слов друг от друга. Это не только будет способствовать развитию речи, но и обеспечит правильный подбор родственных слов для проверки трудных орфограмм.
Для знакомства с понятием “Корень” во 2 классе предлагаю урок-знакомство с данным понятием и первичным закреплением этого понятия на практике.
Цели: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов; способствовать развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания.
Материал:
1. Учебник. Русский язык. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.
2. П.А.Грушникова. работа над словом на уроках русского языка в начальных классах.
3. Наглядный материал:
- плакат с однокоренными словами к слову воз;
- карточки с корнями земл, звер, вод;
- плакат со словами:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
- плакат со словами:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
- плакат со словами:
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
4. Раздаточный материал:
- — карточки со словами: земляк, вода, землемер, зверёк, водолаз, землячка, озвереть, водоём, земляной, звериный, водяной, приземлить, зверюшка, зверь, водитель.
- карточки с пословицами:
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Все знания бог человеку не дал.
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.
5. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Под редакцией А.Тихонова.
Методы: фронтальный, индивидуальный, групповой (работа в парах).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Сообщение темы урока.
— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного” материала. И каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)
— Правильно. Корень. Но слово корень – многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.)
— У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.
III. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
1. Работа с наглядным материалом.
— Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
— Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат)
— Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)
— Правильно (открывается корень воз). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но всё же посадили его, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, и все они были чем-то похожи на своего предка. Попробуйте угадать и назвать эти слова.
— Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить…)
— Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход.)
— Правильно, корень ход и выделяется корень дугой. (Выделяем.)
— А попробуйте прочитать только корень. (Читают.)
— Вы поняли, что означает это слово? (Да.)
— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
— Ясен ли смысл слов? (Нет.)
— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы детей.)
— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
— А теперь прочитаем в учебнике о корне на стр. 75. (Чтение правила вслух. )
— Кто понял и сможет рассказать, что такое корень? (Ответы детей.)
2. Дидактическая игра “Найди свой дом”.
— А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень земл, во втором – звер, в третьем – вод. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
— Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)
земл | звер | вод |
земляк | зверь | вода |
землемер | зверёк | водолаз |
землячка | озвереть | водоём |
земляной | звериный | водяной |
приземлить | зверюшка | водитель |
— Внимательно посмотрите и скажите, все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее. )
— Верно, слово водитель “лишнее”. Значит однокоренные слова – это какие слова? (Ответы детей.)
— Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл.
— А как написан корень в однокоренных словах? (Ответы детей.)
— Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково.
— А чтобы “лишнему” слову не было скучно, подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Дети называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, дети пишут в тетрадях: водитель, приводить, проводник, проводы.)
— Взаимопроверка.
3. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах. (На доске два плаката.)
— Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.удь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
— Спишите слова, выделите корень:
1 вариант:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
2 вариант:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
— Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждого варианта.)
— Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
— Самопроверка.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
— А сейчас я посмотрю, хорошо ли вы поняли сегодняшнюю тему.
1. Упражнение в подборе однокоренных слов.
— Подобрать однокоренные слова. Слова записать в столбик. Работаем в парах. (Корни на листах прикреплены на доске)
1 ряд – мороз.
2 ряд – груз.
3 ряд – мор.
— Проверка (Дети читают цепочкой):
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
мороз | груз | море |
заморозки | грузчик | моряк |
морозный | грузовой | приморье |
заморозить | грузить | морской |
морозильник | погрузка | мореход |
— А у кого из вас встретилось словарное слово? (Ответы. )
— Верно, это слово мороз. Ещё раз запомните, как оно пишется.
2. Работа со словарём.
— Мы с вами пользуемся двумя словарями: “Орфографический словарь” и “Толковый словарь”. А сегодня я покажу вам новый словарь. Если у вас будут трудности в подборе однокоренных слов, вам поможет “Школьный словообразовательный словарь русского языка” под редакцией А.Тихонова.
— Попробуйте по словарю подобрать однокоренные слова к слову газ. (Ответы детей.)
3. Игра “Найди лишнее слово”.
— А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть “лишнее” слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
На доске:
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
— Молодцы! А теперь на слух: Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
— Хорошо!
VI. Творческая работа.
— Объясните смысл пословиц:
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Все знания бог человеку не дал.
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.
VII. Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)
— Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)
— Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)
— Вы сегодня очень хорошо работали. Как вы думаете, кто сегодня работал на отлично, чётко и ясно отвечал на вопросы и можно ему поставить “5”?
— А кто немножко ошибся и ему можно поставить “4”?
— Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
VIII. Домашнее задание.
— Придумать сказку про корень и выучить правило на странице 75.
Сад родственные слова в интернет словаре однокоренных слов. Слова родственники для дошкольников
Схема разбора по составу сад:
сад
Разбор слова по составу.
Состав слова «сад»:
Соединительная гласная : отсутствует
Пocтфикc : отсутствует
Морфемы — части слова сад
сад
Подробный paзбop cлoва сад пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa сад, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).
- Морфемы схема: сад/
- Структура слова по морфемам: корень/окончание
- Схема (конструкция) слова сад по составу: корень сад + окончание нулевое окончание
- Список морфем в слове сад:
- сад — корень
- нулевое окончание — окончание
- Bиды мopфeм и их количество в слове сад:
- пpиcтaвкa: отсутствует — 0
- кopeнь: сад — 1
- coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует — 0
- cyффикc: отсутствует — 0
- пocтфикc: отсутствует — 0
- oкoнчaниe: нулевое окончание. — 1
Bceгo морфем в cлoвe: 2.
Словообразовательный разбор слова сад
См. также в других словарях:
Однокоренные слова… это слова имеющие корень… принадлежащие к различным частям речи, и при этом близкие по смыслу… Однокоренные слова к слову сад
Примеры слов руского языка с корнем «сад». Полный список по частям речи: существительные, прилагательные, глаголы… Слова с корнем сад
Просклонять слово сад по падежам в единственном и множественном числе…. Склонение слова сад по падежам
Полный морфологический разбор слова «сад»: Часть речи, начальная форма, морфологические признаки и формы слова. Направление науки о языке, где слово изучается… Морфологический разбор сад
Ударение в слове сад: на какой слог падает ударение и как… Слово «сад» правильно пишется как… Ударение в слове сад
Синонимы «сад». Словарь синонимов онлайн: подобрать синонимы к слову «сад». Слова-синонимы, сходные слова и близкие по смыслу выражения в. .. Cинонимы к слову сад
Антонимы… имеют противоположное значение, различны по звучанию, но принадлежат к одной и той же части речи… Антонимы к слову сад
Анаграммы (составить анаграмму) к слову сад, с помощью перемешивания букв…. Анаграммы к слову сад
К чему снится сад — толкование снов, узнайте бесплатно в нашем соннике что означает сон сад. … Увиденный во сне сад означает, что…Сонник: к чему снится сад
Морфемный разбор слова сад
Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).
Морфемный разбор слова сад делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.
Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:
- определение части речи слова – это первый шаг;
- второй — выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
- далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
- следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для сад (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
- Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.
Как вы видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.
*Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) — поиск корня , приставки , суффикса , окончания и основы слова Разбор слова по составу на сайте сайт произведен согласно словарю морфемных разборов. Примечание: так как словарь формируется автоматически возможны ошибки при определении корня слова
В других словарях:
— Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
— Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
— Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка
— Толковый словарь русского языка С. Ожегова
— Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
— Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
— Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова…
Однокоренные слова это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.Значение слова сад: участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами, с убитыми дорожками и разного рода и вида затеями, украшеньями. Сад бывает плодовый, или потешный, для прогулок огород же, овощник, для разводки полезных, более съедомых растений. Сад слово из одного слога. Однокоренные слова к слову сад: Существительные — садочек, рассадник, садоводство, садик, высадка, посадка, зоосад, садовник, садовница, ясли-сад.Прилагательные — садовый, приусадебный, садоводческий.Глаголы — посадить, рассадить, высадить, пересадить, засадить, усадить. Светлана
Цитата сообщения Хьюго_Пьюго_рукоделие
Рис. — скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО
Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой «Однокоренные слова», где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию «однокоренные слова» еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как «родственные» слова.
Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.
Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.
Игры по теме «Родственные слова» размещены ниже, после подборки картинок.
Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа «однокоренные слова» ни в коем случае не применяем.
Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег — снеговик — снегурочка =удачный пример; снег — снежинка — снежок — менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.
Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Примерные игры и задания. Тема «Родственные слова». Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие «родственные слова» и разъяснять детям неясные моменты.
Д/и «Объяснялки» . Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии «снег», и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог — слова родственники и все они произошли от слова «снег».
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии «снег». и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог — слова родственники произошли от слова «снег».
- Снежинка — капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
- Снег — скопление снежинок.
- Снегопад — момент когда снежинки падают с неба.
- Снежная зима — зима с большим количеством выпавшего снега.
- Снежки — комочки из снега.
- Снеговик — фигура сделанная из трех снежных шаров.
- Снегурочка — сказочный персонаж из снега.
Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.
1. Д/и «Подбери «слова — родственники» (тема «Зима» ) .
На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.
Подберите «слова — родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие. ) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .
2. Д/и «Доскажи словечко»
Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые… (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью… (снеговою)
На полянки, на лужок
Всё снижается… (снежок)
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью… (снежной)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее … (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в … (снежки)
Снежный ком — на снежный ком,
Всё украсили… (снежком)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка —
Это девочка… (снегурка)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой… (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег) .
Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил… (дом)
Рядом жил поменьше гномик
Пол кустом он сделал… (домик)
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… (домишко)
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой… (домище)
Был он стар и был он сед
И большой был… (домосед)
А за печкой за трубой
Жил у гнома… (домовой)
Очень строгий, деловитый
Аккуратный… (домовитый)
Мох, калину, зверобой —
Всё из леса нёс… (домой)
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас… (домашний)
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда… (дома)
Всех встречал радушно гном
Все любили этот … (дом) .
Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:
Лес, лесок, лесной, лесник;
гриб, грибок, грибник, грибной;
вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
сахар, сахарный, сахарница;
носят, поднос, носильщик;
гора, горка, гористый, горный, пригорок;
лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;
дуб, дубок, дубовый;
ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;
весна, весенний, веснянка, веснушка.
3. Д/и «Найди «лишнее» слово»
Горе, горный, гора;
Боль, большой, больница;
Водить, вода, водный;
Лес, лесник, лестница;
Море, морщины, морской;
Беседа, беседка, соседка.
4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»
Зимушка, зимовать, зимний;
Животное, живёт, живой;
Пасёт, пастух, пастушка;
Печка, печник, испечь;
Дворик, дворник, дворовый;
Сорить, мусор, насорит;
Звонить, звонок, звонкий.
7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»
Сосны и сосенки — в сосняке,
А ели и ёлочки — в ельнике.
Дубки и дубочки растут в дубняке,
И в нём не найдёшь можжевельника.
У дуба крепкая кора,
Красив листок дубовый.
Дублёнку надевать пора,
К зиме готовясь новой.
Ивушки, ивы растут у реки,
Низко склоняясь над водой.
Из ивовых прутьев плетут старики
Корзиночки долгой зимой.
Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами — подосиновики,
Такие грибы красивые.
В лесистой местности лесочки и леса,
Здесь лесники работают вокруг,
Чтобы лесная дивная краса
Не пострадала почему-то вдруг
Мы маслим кашку маслом,
Храним его в маслёнке.
Одежду коль замаслил —
Держи её в сторонке.
В морях морские пароходы,
В морях всегда есть мореходы,
И я хочу быть моряком,
Но только не сейчас — потом.
Бывают домики, домишки и дома,
Домашнее хозяйство мы ведём,
А домоводству я учусь сама.
Своих домашних дома мы найдём.
Наступила зимушка, зимушка-зима,
Всю одежду зимнюю достала я сама.
Видно, очень долго придётся зимовать
И о лете красном с грустью вспоминать.
С лиственных деревьев падает листва,
Все листочки жёлтые осень принесла.
Листопад бывает осенью большой.
Листья вновь появятся раннею весной.
Мы все живём на родине,
В своём родном краю.
Люблю своих родителей
И родину люблю.
В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:
- Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
- Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
- Что делает мороз?.. (морозит)
- НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
- Реки и озёра зимой… (замерзают)
- Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
- Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
- А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
- Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?. . (морозильная)
- Замороженные продукты потом… (размораживают)
- Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)
Прежде всего – это домашнее задание, которое нужно выполнить обязательно, чтобы не схлопотать низкий балл. Но как же тяжело иногда бывает, что аж думать не хочется, а нужные слова не лезут в голову. Понимаю.
Есть и другая причина – к одним словам легко можно подобрать подобные хоть 10, а к другим и 3 найти не удается. На этой страничке Мы рассмотрим такое слово как – Сад .
Слово «Сад» было известно еще в XI веке, слово имеет славянское происхождение и является производным от слова «садить» – буквально заставить сесть.
А вот глагол «садить» имеет индоевропейское происхождение, и относиться к корню «sed».
И так, сделаем выводы. Изначально слово САД – насаждение или то, что насажено.
Для того что бы было более интересно для детей, можем предложить стишок про сад и про однокоренные слова, к нему.
А вот теперь давайте рассмотрим все возможные варианты однокоренных слов.
1 . Зоосад, 2. палисадник (огороженный садик, цветник перед окнами дома), 3. пересадка, 4. рассада, 5. рассадить, 6. посадка, 7. посадочный, 8. садовник, 9. садовничек, 10. садовод, 11. садоводство, 12. садовый, 13. садочек, 14. сажать, 15. саженец, 16. рассадник, 17. высадка, 18. садовница, 19. приусадебный, 20. садоводческий, 21. посадить, 22. высадить, 23. пересадить, 24. засадить, 25. усадить, 26. засада, 27. садовой, 28. посадки, 29. посадим, 30. садок, 31. саженцы, 32. насаждать.
Среди 32 – ух представленных вариантов , есть как Глаголы, так и прилагательные. Существительные само собой. Некоторые из них Вы можете использовать как проверочные к основному.
Вот теперь Вы знаете про многие производные от данного коренного слова.
Но не забывайте, что есть другие похожие, но не входящее в ряд однокоренных. Например, слово Сажа .
Если же есть, что добавить ученикам 3, 4, 5 или 6 класса на данную страничку по теме, пишите в комментариях. Всегда будем рады.
Хеш: e0982ba3c9e0982ba3c9
Тренажер Однокоренные слова Русский язык Начальные классы Pedsovetsu
2007-2018 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET. SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected] su
Домен: http://pedsovet. su/
Копирование материалов сайта строго Запрещено , регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Текстовый анализ | Руководство, 3 подхода и примеры
Опубликован в 8 ноября 2019 г. по Джек Колфилд. Отредактировано 7 мая 2022 г.
Текстовый анализ — это широкий термин, обозначающий различные методы исследования, используемые для описания, интерпретации и понимания текстов. Из текста можно извлечь все виды информации — от его буквального значения до подтекста, символизма, предположений и ценностей, которые он раскрывает.
Методы проведения текстового анализа зависят от области и целей исследования. Он часто направлен на то, чтобы связать текст с более широким социальным, политическим, культурным или художественным контекстом.
Содержание
- Что такое текст?
- Анализ текста в исследованиях культуры и медиа
- Анализ текста в социальных науках
- Анализ текста в литературоведении
Что такое текст?
Термин «текст» шире, чем кажется. Текст может быть письменным произведением, например, книгой, электронным письмом или расшифрованным разговором. Но в этом контексте текстом также может быть любой объект, смысл и значение которого вы хотите подробно интерпретировать: фильм, изображение, артефакт, даже место.
Методы, которые вы используете для анализа текста, будут различаться в зависимости от типа объекта и цели вашего анализа:
- Анализ короткого рассказа может быть сосредоточен на образах, повествовательной перспективе и структуре текста.
- Для анализа фильма важны не только диалоги, но и операторская работа и использование звука.
- Здание можно проанализировать с точки зрения его архитектурных особенностей и того, как посетители перемещаются по нему.
- Вы можете проанализировать правила игры и то, какое поведение они призваны поощрять у игроков.
Хотя текстовый анализ чаще всего применяется к письменной речи, помните, насколько широк термин «текст» и насколько разнообразны могут быть используемые методы.
Анализ текста в культурологии и медиаисследованиях
В области культурологии и медиаисследований текстологический анализ является ключевым компонентом исследований. Исследователи в этих областях берут медиа- и культурные объекты — например, музыкальные клипы, контент в социальных сетях, рекламу на билбордах — и рассматривают их как тексты для анализа.
Обычно работая в определенных теоретических рамках (например, используя постколониальную теорию, теорию медиа или семиотику), исследователи стремятся связать элементы своих текстов с проблемами современной политики и культуры. Они могут анализировать множество различных аспектов текста:
- Выбор слова
- Элементы дизайна
- Расположение текста
- Целевая аудитория
- Связь с другими текстами
Текстовый анализ в этом контексте обычно является творческим и качественным в своем подходе. Исследователи стремятся пролить свет на лежащую в основе политику или социальный контекст культурного объекта, который они исследуют.
Что может сделать корректура для вашей статьи?
Редакторы Scribbr не только исправляют грамматические и орфографические ошибки, но и улучшают качество письма, следя за тем, чтобы в статье не было неясных выражений, избыточных слов и неудобных формулировок.
См. пример редактирования
В социальных науках текстологический анализ часто применяется к таким текстам, как расшифровки интервью и опросов, а также к различным типам медиа. Социологи используют текстовые данные, чтобы делать эмпирические выводы о социальных отношениях.
Текстовый анализ в социальных науках иногда использует более количественный подход, когда характеристики текстов измеряются численно. Например, исследователь может выяснить, как часто определенные слова повторяются в сообщениях в социальных сетях или какие цвета наиболее заметны в рекламе продуктов, ориентированных на разные демографические группы.
Некоторые распространенные методы анализа текстов в социальных науках включают контент-анализ, тематический анализ и анализ дискурса.
Анализ текста в литературоведении
Текстологический анализ — важнейший метод в литературоведении. Почти вся работа в этой области связана с глубоким анализом текстов — в данном контексте обычно романов, стихов, рассказов или пьес.
Поскольку этот тип текстуального анализа имеет дело с литературным письмом, он уделяет больше внимания преднамеренно сконструированным элементам текста: например, рифме и размеру в стихотворении или повествовательной перспективе в романе. Исследователи стремятся понять и объяснить, как эти элементы влияют на смысл текста.
Однако литературный анализ заключается не только в раскрытии задуманного автором смысла. Он также часто исследует потенциально непреднамеренные связи между различными текстами, спрашивает, что текст говорит о контексте, в котором он был написан, или пытается проанализировать классический текст новым и неожиданным образом.
Некоторые хорошо известные примеры литературного анализа показывают разнообразие возможных подходов:
- В книге Евы Кософки Седжвик « Между мужчинами » анализируется викторианская литература в свете более современных взглядов на гендер и сексуальность.
- Ролан Барт S/Z представляет собой углубленный структурный анализ рассказа Бальзака.
- В книге Гарольда Блума « Беспокойство о влиянии » его собственная «теория влияния» применяется к анализу различных поэтов-классиков.
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
Колфилд, Дж. (2022, 07 мая). Текстовый анализ | Руководство, 3 подхода и примеры. Скриббр. Проверено 3 ноября 2022 г. , с https://www.scribbr.com/methodology/textual-analysis/
Процитировать эту статью
Полезна ли эта статья?
Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса…
Джек — британец, живущий в Амстердаме, имеет степень магистра сравнительного литературоведения. Он пишет для Scribbr и читает много книг в свободное время.
слов, используемых для описания стиля письма или речи — синонимы и родственные слова
Поиск
Circuit
Прилагательное
, требуя много времени, чтобы сказать, что вы действительно имеете в виду, когда вы говорите или пишете
Компендионный
Прилагательное
. использование слишком большого количества слов и затруднение понимания
эллиптическое
прилагательное
скорее намек на то, что вы имеете в виду, чем четкое изложение или написание
эмфатический
прилагательное
очень ясное выражение вашего смысла, потому что вы испытываете очень сильные чувства по поводу ситуации или предмета эпистолярный
прилагательное
литературный, относящийся к написанию писем
свободный
прилагательное
выражающий себя ясно и уверенно, без видимых усилий
сплетни
прилагательное
сплетничающее письмо живо и полно новостей о авторе письма и о других людях
литературный
прилагательное
относящийся к типу слов, которые используются только в рассказах или стихах, а не в обычной письменной или устной речи
лирический
прилагательное
использование слов для выражения чувств, как в песне
уничижительное
прилагательное
формальное уничижительное слово, фраза и т. д. выражает критику или плохое мнение о ком-то или чем-то
тяжеловесный
прилагательное
3 в основном литературный тяжеловесный текст или речь серьезная и скучная
зловещая
прилагательное
формальная попытка казаться очень серьезной и важной, чтобы произвести впечатление на людей
многословный
прилагательное
слишком формальный, со слишком большим количеством слов и поэтому скучный простой язык и немного слов
удобочитаемый
прилагательное
письмо, которое можно прочитать, понятно и может быть прочитано0003
риторически
наречие
, который ожидает или не хочет ответа
Круглости
Наречие
в сильном и ясном пути
Sesquiped
. не понимаю
шекспировский
прилагательное
употребляя слова так, как это типично для произведений Шекспира
сленг
прилагательное
неформальный, содержащий или использующий много сленга
краткий
прилагательное
выраженный очень кратко, но ясно
расплывчатый
прилагательное
кто-то, кто расплывчато, не объясняет ясно или полностью
3
неясно
многословно
прилагательное
формальное использование большего количества слов, чем необходимо, и поэтому длинное и скучное
красивое
прилагательное
формальный хорошая фраза это фраза, которая хорошо выражена
Английская версия тезауруса из слов, используемых для описания стиля письма или речи
Бесплатное определение тезауруса слов, используемых для описания стиля письма или речи из Macmillan English Dictionary — бесплатного словаря английского языка онлайн с тезаурусом и произношением от Macmillan Education.