Урок русского языка «Морфемный разбор слов»
Образовательные: научить проводить морфемный разбор слова, формировать навык выделения значимых частей слова
Развивающие: развивать умение осознавать, ставить цель и организовать её достижение, развивать навыки самооценки, самоанализа, развивать дивергентное и рефлексивное мышление
Воспитательные: формирование уважительного отношения к родному языку, потребности сохранить его чистоту, стремления к речевому самосовершенствованию
Этап урока | Цели и задачи этапа | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Способ достижения (виды заданий и упражнений) |
Организационный | Мотивация учащихся к учебной деятельности | Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, совершенствовать имеющиеся | Планирование необходимых действий, операций, формирование способностей к целеполаганию | Эвристическая беседа На слайде проблемный вопрос «Как превратить «2» в «5»?, ответ на который позволит угадать тему урока и основную цель занятия |
Опрос учащихся по заданному материалу | Актуализация знаний | Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к само и взаимооценке | Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации, оценивание, формирование познавательных УУД и умения организовать учебное сотрудничество | Слайд № 3-14 Актуализация знаний осуществляется с помощью терминологического диктанта, в котором помимо определения дан визуальный ассоциативный ряд или ребус. Диктант включает 10 вопросов, в конце проводится взаимопроверка и выставляются оценки. |
Изучения нового учебного материала | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности, знакомство с порядком морфемного разбора, составление памятки | Формирование учебной мотивации и познавательных интересов | Формирование познавательных УУД: умения извлекать необходимую информацию, навыков синтеза и анализа, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения | Слайд № 15-20 Знакомство с порядком разбора с параллельной беседой, позволяющей, опираясь на имеющиеся знания, осознанно усвоить новый материал, запись порядка и образца разбора в СТС (словарь трудных случаев) |
Закрепление изученного материала | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике, формирование навыка морфемного разбора, развитие рефлексивного мышления | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе, Способность сотрудничать с одноклассниками. Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к само и взаимооценке | Способность к планированию необходимых действий, к работе по плану, способность к самооценке, к исправлению и объяснению ошибок, способность к принятию решений. Способность к рефлексии | Слайд № 21-32 Работа в группах (проводят морфемный разбор 1 слова с последующей публичной проверкой и сверкой с правильным ответом), индивидуальная самостоятельная письменная работа Слайд № 33-34 Рефлексия выполняется с помощью мини-опроса «Закончи фразу», по результатам которого выставляются оценки |
Задание на дом | Формирование навыка выделения значимых частей слова, закрепление полученных знаний на практике | Формирование учебной мотивации и познавательных интересов Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к адекватной самооценке | Формирование познавательных УУД: умения извлекать необходимую информацию, навыков синтеза и анализа, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения | На дом учащимся предлагается для морфемного разбора выбрать из списка слов любые, но при этом они должны помнить, что у каждого слова своя «стоимость»: от 1 до 5 баллов |
Урок в 6-м классе по теме «Словообразовательный разбор»
Цели:
-
закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование и орфография»;
-
отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора;
-
развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
-
воспитывать «чувство языка» у учеников.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Слово учителя.
Ребята, сегодня произошло неожиданное событие: к нам за помощью обратился юный исследователь Вася Грамматиков. На чердаке своего дома он нашёл странный ящик и записку от дедушки: «Дорогой внук, здесь хранится секрет успеха любого твоего начинания, дела. Но для того, чтобы его разгадать, ты должен проявить смекалку и выполнить ряд заданий». Давайте с вами попробуем помочь Васе. (Слайды 1-3).
- (Слайд 4) Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. (Словообразование).
- (Слайд 5) Что общего между представленными изображениями. (В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли стольным городом, или просто столицей. Т.е. эти слова были однокоренными, а теперь они утратили родство и образовали свои словообразовательные гнёзда).
Ящик открылся.
III. Слово учителя.
Отлично, мы помогли Васе выполнить задания дедушки и добраться до содержимого ящика.
— Какие разделы науки о языке помогли нам справиться с заданиями? (Этимология, словообразование)
— Тема сегодняшнего урока «Словообразовательный разбор». Запишите её.
Но, кажется, Вася снова нуждается в нашей помощи. Свиток старый, чернила побледнели, а кое-где исчезли совсем. Давайте поможем Васе восстановить его. (Слайд 6)
Анализ текста.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя их.
Огонь оч. .стительный, огонь р..ковой,
Кр..сивый, властит..льный, бл..стящий, живой,
Бе(з,с)шумный в мерцании ц..рковной св..чи,Мн..г..шумный в пожаре,
Глухой для м..льбы, мн..г..ликий,
Мн..г..цветный при гибели зданий,
Проворный, в..сёлый и страс..ный,
Так победно-пр..красный,
Что, когда он (з,с)ж..гает моё,
(Не)могу я (не)видеть его крас..ты!
О кр..сивый Огонь, я тебе посв..тил все мечты!
— Итак, текст восстановлен. (Слайд 7)
— Что помогло нам правильно написать слова многошумный, многоликий, многоцветный? (Словообразовательный разбор)
— А какой вид разбора помог в правильном выборе букв в других словах? (Морфемный)
— А что же такое словообразовательный разбор? Откройте учебники (Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн.
Ред. Н.М.Шанский]. – 30-е изд.. – М.: Просвещение, 2008.) на стр.74. (Читаем правило)— Объясните написание сложных слов. (В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная гласная е)
— Выполните словообразовательный разбор этих слов.
Роковой – рок + (ов) (значение слов) – суффиксальный способ словообразования;
Удивительный – удивить + (тельн)– суффиксальный способ словообразования;
Бесшумный – шум + (бес) + (н) – приставочно-суффиксальный способ словообразования;
Мольба – молить + (б) - суффиксальный способ словообразования;
Красота – красивый + (от) - суффиксальный способ словообразования.
— Назовите ещё слова, образованные по этой модели (доброта, забота).
— Чем объединены эти способы словообразования? (Морфемные)
— А какие способы образования слов вы ещё знаете? (Сложение, неморфологический)
— Назовите слова, образованные путём сложения основ с соединительной гласной. (Многошумный, многоликий, многоцветный)
— Выполните их словообразовательный разбор
Многошумный – много+ шум +н - сложносуффиксальный
Многоликий – много+лица – сложение основ с помощью соединительной гласной
Многоцветный – много- цвет + н - сложносуффиксальный
— Как вы считаете, почему автор использует повтор этих однокоренных слов? (Это стилистический приём, «работающий» на эмоциональное воздействие).
— Итак, мы видим, что словообразовательный разбор помогает нам зачастую понять значение слов, но так бывает не всегда. Васе непонятно, что хотел сказать мудрый дедушка. В каком значении употреблено слово огонь? (Огонь души. В переносном значении. Это метафора).
— Как иначе можно выразить мысль текста, о чём он? (О вдохновении)
— Как вы понимаете лексическое значение слова вдохновение.
Толковый словарь Ожегова. Вдохновенние – творческий подъём, прилив творческих сил. Сила вдохновения, побуждающая поэта видеть красоту окружающего мира.
-Найдите слова, характеризующие огонь? (Очистительный – сжигающий всё нечистое в душе и вне её, роковой – предназначенный провидением, властительный – сильный, весёлый и страстный – вызывающий сильные чувства, победно-прекрасный – чарующий своей красотой. )
— Какими средствами художественной выразительности являются названные слова? (Эпитетами).
— Подберите свои эпитеты к слову огонь, но чтобы в них была орфограммы «Корни с чередованием», «Правописание приставок» (умиротворяющий, причудливый, бесстрашный, прелестный, призывный, оживляющий, озаряющий, исцеляющий)
— Как вы считаете, в каком предложении заключена главная мысль стихотворения? (В последнем).
— Выполните синтаксический разбор последней предикативной части. (Простое, повествовательное, восклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено обращением).
Итог. — Какие разделы науки о языке помогли Васе и вам справиться с заданиями? (Словообразование, этимология, морфемика)
— Какие способы словообразования вы знаете? (Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный; сложение: сложение целых слов, сложение основ с соединительной гласной, сложение сокращённых основ, сложносуффиксальный; неморфологический: переход их одной части речи в другую).
— Для чего нужно уметь производить словообразовательный разбор? (Для того, чтобы правильно понимать его лексическое значение, правильно его писать).
IV. Слово учителя.
— Какую тайну познал сегодня Вася и вы вместе с ним? (Если в сердце горит благородный огонь, любое дело легко даётся, все преграды преодолеваются).
— Я желаю вам, чтобы огонь в вашей душе не угасал никогда и побуждал вас к новым свершениям.
V. Домашнее задание. Составьте текст из 4-5 предложений по опорным словам великолепно, преодолеть, благородный на тему «Огонь вдохновения». Выполните словообразовательный разбор ключевых слов.
Приложение
[PDF] Вычислительная морфология и анализ естественного языка для индийских языков: обзор литературы
- Идентификатор корпуса: 14268929
@inproceedings{AntonyP2012ComputationalMA, title={Вычислительная морфология и анализ естественного языка для индийских языков: литературные обзоры}, автор = {Дж Энтони П. и К.П. Соман}, год = {2012} }
- Дж. Энтони П., К. Соман
- Опубликовано в 2012 г.
- Информатика, лингвистика
Вычислительная морфология и синтаксический анализ естественного языка — две важные, а также существенные задачи, необходимые для ряда приложений обработки естественного языка, включая машинный перевод. Разработка полноценных инструментов морфологического анализатора и генератора (MAG) или синтаксических анализаторов естественного языка для языков с высокой степенью агглютинативности является сложной задачей. Функция морфологического анализатора состоит в том, чтобы вернуть все морфемы и их грамматические категории, связанные с определенной словоформой…
ijcset.comОпрос: анализ естественного языка для индийских языков
- Моника Т. Маквана, Дипак С. Вегда
Информатика, лингвистика
ArXiv
- 20 15
Этот обзор литературы является основой для понимания различные разработки синтаксических анализаторов для индийских языков и различные подходы, которые используются для разработки таких инструментов и методов.
Обзор вычислительной морфологии Одиа
- Прасад Сетхи
Лингвистика, информатика
- 2014
При обработке естественного языка морфологический анализатор, морфологический генератор и морфологический синтаксический анализатор являются важным общим инструментом, используемым при разработке языкового программного обеспечения.
Синтаксический анализатор, использующий морфологический процесс для данного текста на естественном языке для устранения многозначности смысла
- Г. Дхопавкар, М. Кширсагар
Лингвистика, информатика
2014 5-я Международная конференция — Confluence Саммит по информационным технологиям нового поколения (Confluence)
- 2014
Система для создания и применения шаблонов естественного языка для преодоления проблемы неоднозначности смысла и управления грамматической структурой предложения для получения правильного реализован вывод для языка маратхи.
Морфологический анализатор для хинди – реализация на основе правил
- А. Агарвал, Прамила, С. Сингх, Аджай Кумар, Х. Дарбари
Информатика, Лингвистика
- 2014
Основное внимание уделено разработке морфологического анализатора для языка хинди, который принимает предложение или слово на хинди в качестве входных данных и анализирует их для создания необходимых функций с помощью корневых слов. .
Морфологический генератор существительных и местоимений телугу
- Саси Раджа Секхар Доккара, С. Пенуматса, С. Шрипада
Лингвистика
- 2017
В этой статье представлен морфологический генератор существительных и местоимений на телугу, смоделированный на основе методов конечных состояний, который автоматизирует задачу построения грамматически правильных предложений на телугу.
GujMORPH — набор данных для создания морфологического анализатора гуджарати
- Джатаю Бакси, Бриджеш С. Бхатт
Информатика, лингвистика
LREC
- 2022
В этой статье обсуждается создание аннотированного набора морфологических данных — GujMORPH для гуджарати — индоарийского языка и описывает инструмент, используемый для аннотирования данных в стандартном формате.
Глагол-морфологический генератор для телугу
- Саси Раджа Секхар Доккара, С. Пенуматса, С. Шрипада
Лингвистика
- 2017
Механизм морфологической генерации, который генерирует требуемую форму склоняемого телугу глагола из входной спецификации, состоящей из лексикализованных грамматических составляющих и связанных с ними функций из вычислительной модели, основанной на методах конечных состояний.
Разработка морфологического стеммера, анализатора и генератора существительных каннада
- М. Падма, Р. Пратибха
Информатика
- 2014
Гибридная модель MSAG предлагается как часть системы машинного перевода с каннада на любой другой язык с использованием удаления суффиксов, основанный на правилах, подходы, основанные на парадигмах.
Морфологический анализатор флективных глагольных форм диалекта Самбалпури Одиа
- Дхабал Прасад Сетхи
Лингвистика
- 2013
ThamizhiMorph: морфологический синтаксический анализатор тамильского языка
- Kengatharaiyer Sarveswaran, G. Dias, Miriam Butt
Лингвистика
Mach. Перевод
- 2021
В этом документе описывается, как Thamizhi Morph разрабатывается с использованием преобразователя конечных состояний (FST) и реализуется с помощью Foma, а также задается метаязык высокого уровня для эффективной характеристики флективной морфологии языка.
Морфологический анализатор и морфологический генератор для малаяламского тамильского машинного перевода
- П.Джаян Джиша, Раджив Р.Р., С. Раджендран
Лингвистика
- 2011
Использование двуязычного словаря, морфологического анализатора малаялам и тамильского языка описан морфологический генератор, программа для анализа морфологии входное слово.
Структурный анализ текста на естественном языке на тамильском языке с использованием модели гибридного языка с фразовой структурой
- М. Сельвам, М. Натараджан. А, Р. Тангараджан
Информатика, лингвистика
- 2008
В этой статье предпринята попытка построить гибридную языковую модель со структурированной фразой, которая устраняет вышеупомянутые недостатки статистического анализа, и новый набор тегов части речи для тамильского языка был разработан с более чем 500 тегами, которые имеют более широкий охват.
Синтаксические синтаксические анализаторы южнодравидийских языков на основе Penn Treebank с использованием подхода машинного обучения
- J. AntonyP.
Информатика
- 2010
Представлена разработка статистических синтаксических парсеров на основе Penn Treebank для двух южнодравидийских языков, а именно каннада и малаялам, и производительность систем значительно высока и достигается очень конкурентоспособная точность.
Синтаксические синтаксические анализаторы южнодравидийских языков на основе Penn Treebank с использованием подхода машинного обучения
- P. Antony, Nandini J. Warrier, K. Soman
Информатика
- 2010
Представлена разработка статистических синтаксических парсеров на основе Penn Treebank для двух южнодравидийских языков, а именно каннада и малаялам, и производительность систем значительно высока и достигается очень конкурентоспособная точность.
Подход к маркировке последовательностей в морфологическом анализаторе тамильского языка
- М. А. Кумар, Дханалакшми, К. Соман, С. Раджендран
Информатика
- 2010
Предлагается новый подход к решению проблемы морфологического анализатора с использованием методологии машинного обучения, основанной на маркировке последовательностей и обучении ядерными методами, который фиксирует нелинейные отношения морфологических признаков из обучающих выборок данных в лучшем и простом виде. способ.
Реализация морфологического анализатора и генератора APERTIUM для тамильского языка
- К. Парамешвари, морфологический анализатор
Информатика
- 2011
Импровизация существующих морфологического анализатора и генератора для тамильского языка обсуждается путем определения и описания соответствующей лингвистической базы данных, необходимой для их разработки, и внедрения платформы с открытым исходным кодом под названием Apertium для также обсуждается перегиб дескриптора, а также вывод для анализа на уровне слов и генерации тамильского языка.
Новый управляемый данными алгоритм для тамильского морфологического генератора
- Ананд Кумар, В. Дханалакшми, К. Соман, С. Раджендран
Лингвистика
- 2010
Система морфологического генератора, реализованная здесь, основана на новом простом алгоритме эффективен и не требует правила и словарь морфем, поэтому этот подход может быть легко реализован на менее ресурсоемких и морфологически богатых языках.
Контекстно-свободный грамматический анализ (CFG) для простых предложений каннада
- B. Sagar, G. Shobha, P. RamakanthKumar
Информатика, лингвистика
- 2010
В этом документе рассматривается процесс создания контекстно-независимой грамматики для простых предложений каннада и представлен Syntactic Analyzer, модуль, который извлекает каждое предложение. и проверяет синтаксис в соответствии с выбранной грамматикой.
Простой синтаксический анализатор для индийских языков в структуре зависимостей
- Акшар Бхарати, Мридул Гупта, Винит Ядав, Картик Гали, Д. Шарма
Информатика, лингвистика
Семинар по лингвистическим аннотациям
- 2009
Эта статья представляет собой попытку показать, что промежуточный уровень анализа является эффективным способом выполнения различных задач НЛП для лингвистически сходных языков, и предлагает возможность полезности простого парсера для сходных по своей природе индийских языков.