Развивать морфемный разбор: РАЗВИВАТЬ — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Содержание

Урок русского языка «Морфемный разбор слов»

Образовательные: научить проводить морфемный разбор слова, формировать навык выделения значимых частей слова

Развивающие: развивать умение осознавать, ставить цель и организовать её достижение, развивать навыки самооценки, самоанализа, развивать дивергентное и рефлексивное мышление

Воспитательные: формирование уважительного отношения к родному языку, потребности сохранить его чистоту, стремления к речевому самосовершенствованию

Этап урока

Цели и задачи этапа

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Способ достижения (виды заданий и упражнений)

Организационный

Мотивация учащихся к учебной деятельности

Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, совершенствовать имеющиеся

Планирование необходимых действий, операций, формирование способностей к целеполаганию

Эвристическая беседа

На слайде проблемный вопрос «Как превратить «2» в «5»?, ответ на который позволит угадать тему урока и основную цель занятия

Опрос учащихся по заданному материалу

Актуализация знаний

Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к само и взаимооценке

Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации, оценивание, формирование познавательных УУД и умения организовать учебное сотрудничество

Слайд № 3-14

Актуализация знаний осуществляется с помощью терминологического диктанта, в котором помимо определения дан визуальный ассоциативный ряд или ребус.

Диктант включает 10 вопросов, в конце проводится взаимопроверка и выставляются оценки.

Изучения нового учебного материала

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности, знакомство с порядком морфемного разбора, составление памятки

Формирование учебной мотивации и познавательных интересов

Формирование познавательных УУД: умения извлекать необходимую информацию, навыков синтеза и анализа, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения

Слайд № 15-20

Знакомство с порядком разбора с параллельной беседой, позволяющей, опираясь на имеющиеся знания, осознанно усвоить новый материал, запись порядка и образца разбора в СТС (словарь трудных случаев)

Закрепление изученного материала

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике, формирование навыка морфемного разбора,

развитие рефлексивного мышления

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе,

Способность сотрудничать с одноклассниками.

Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к само и взаимооценке

Способность к планированию необходимых действий, к работе по плану, способность к самооценке, к исправлению и объяснению ошибок, способность к принятию решений.

Способность к рефлексии

Слайд № 21-32

Работа в группах (проводят морфемный разбор 1 слова с последующей публичной проверкой и сверкой с правильным ответом), индивидуальная самостоятельная письменная работа

Слайд № 33-34

Рефлексия выполняется с помощью мини-опроса «Закончи фразу», по результатам которого выставляются оценки

Задание на дом

Формирование навыка выделения значимых частей слова, закрепление полученных знаний на практике

Формирование учебной мотивации и познавательных интересов

Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к адекватной самооценке

Формирование познавательных УУД: умения извлекать необходимую информацию, навыков синтеза и анализа, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения

На дом учащимся предлагается для морфемного разбора выбрать из списка слов любые, но при этом они должны помнить, что у каждого слова своя «стоимость»: от 1 до 5 баллов

Урок в 6-м классе по теме «Словообразовательный разбор»

Цели:

  • закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование и орфография»;

  • отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора;

  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся;

  • воспитывать «чувство языка» у учеников.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня произошло неожиданное событие: к нам за помощью обратился юный исследователь Вася Грамматиков. На чердаке своего дома он нашёл странный ящик и записку от дедушки: «Дорогой внук, здесь хранится секрет успеха любого твоего начинания, дела. Но для того, чтобы его разгадать, ты должен проявить смекалку и выполнить ряд заданий». Давайте с вами попробуем помочь Васе. (Слайды 1-3).

Запишите в тетради дату, «Классная работа» и оставьте строчку для темы. Итак, вот эти задания.

  1. (Слайд 4) Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. (Словообразование).
  2. (Слайд 5) Что общего между представленными изображениями. (В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли стольным городом, или просто столицей. Т.е. эти слова были однокоренными, а теперь они утратили родство и образовали свои словообразовательные гнёзда).

Ящик открылся.

III. Слово учителя.

Отлично, мы помогли Васе выполнить задания дедушки и добраться до содержимого ящика.

— Какие разделы науки о языке помогли нам справиться с заданиями? (Этимология, словообразование)

Тема сегодняшнего урока «Словообразовательный разбор». Запишите её.

Но, кажется, Вася снова нуждается в нашей помощи. Свиток старый, чернила побледнели, а кое-где исчезли совсем. Давайте поможем Васе восстановить его. (Слайд 6)

Анализ текста.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя их.

Огонь оч. .стительный, огонь р..ковой,
Кр..сивый, властит..льный, бл..стящий, живой,
Бе(з,с)шумный в мерцании ц..рковной св..чи,

Мн..г..шумный в пожаре,
Глухой для м..льбы, мн..г..ликий,
Мн..г..цветный при гибели зданий,
Проворный, в..сёлый и страс..ный,
Так победно-пр..красный,
Что, когда он (з,с)ж..гает моё,
(Не)могу я (не)видеть его крас..ты!
О кр..сивый Огонь, я тебе посв..тил все мечты!

— Итак, текст восстановлен. (Слайд 7)

— Что помогло нам правильно написать слова многошумный, многоликий, многоцветный? (Словообразовательный разбор)

— А какой вид разбора помог в правильном выборе букв в других словах? (Морфемный)

— А что же такое словообразовательный разбор? Откройте учебники (Русский язык: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научн.

Ред. Н.М.Шанский]. – 30-е изд.. – М.: Просвещение, 2008.) на стр.74. (Читаем правило)

— Объясните написание сложных слов. (В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная гласная е)

— Выполните словообразовательный разбор этих слов.

Роковой – рок + (ов) (значение слов) – суффиксальный способ словообразования;

Удивительный – удивить + (тельн)– суффиксальный способ словообразования;

Бесшумный – шум + (бес) + (н) – приставочно-суффиксальный способ словообразования;

Мольба – молить + (б) - суффиксальный способ словообразования;

Красота – красивый + (от) - суффиксальный способ словообразования.

— Назовите ещё слова, образованные по этой модели (доброта, забота).

— Чем объединены эти способы словообразования? (Морфемные)

— А какие способы образования слов вы ещё знаете? (Сложение, неморфологический)

— Назовите слова, образованные путём сложения основ с соединительной гласной. (Многошумный, многоликий, многоцветный)

— Выполните их словообразовательный разбор

Многошумный – много+ шум +н - сложносуффиксальный

Многоликий – много+лица – сложение основ с помощью соединительной гласной

Многоцветный – много- цвет + н - сложносуффиксальный

— Как вы считаете, почему автор использует повтор этих однокоренных слов? (Это стилистический приём, «работающий» на эмоциональное воздействие).

— Итак, мы видим, что словообразовательный разбор помогает нам зачастую понять значение слов, но так бывает не всегда. Васе непонятно, что хотел сказать мудрый дедушка. В каком значении употреблено слово огонь? (Огонь души. В переносном значении. Это метафора).

— Как иначе можно выразить мысль текста, о чём он? (О вдохновении)

— Как вы понимаете лексическое значение слова вдохновение.

Толковый словарь Ожегова. Вдохновенние – творческий подъём, прилив творческих сил. Сила вдохновения, побуждающая поэта видеть красоту окружающего мира.

-Найдите слова, характеризующие огонь? (Очистительный – сжигающий всё нечистое в душе и вне её, роковой – предназначенный провидением, властительный – сильный, весёлый и страстный – вызывающий сильные чувства, победно-прекрасный – чарующий своей красотой. )

— Какими средствами художественной выразительности являются названные слова? (Эпитетами).

— Подберите свои эпитеты к слову огонь, но чтобы в них была орфограммы «Корни с чередованием», «Правописание приставок» (умиротворяющий, причудливый, бесстрашный, прелестный, призывный, оживляющий, озаряющий, исцеляющий)

— Как вы считаете, в каком предложении заключена главная мысль стихотворения? (В последнем).

— Выполните синтаксический разбор последней предикативной части. (Простое, повествовательное, восклицательное, двусоставное, распространённое, осложнено обращением).

Итог. — Какие разделы науки о языке помогли Васе и вам справиться с заданиями? (Словообразование, этимология, морфемика)

— Какие способы словообразования вы знаете? (Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный; сложение: сложение целых слов, сложение основ с соединительной гласной, сложение сокращённых основ, сложносуффиксальный; неморфологический: переход их одной части речи в другую).

— Для чего нужно уметь производить словообразовательный разбор? (Для того, чтобы правильно понимать его лексическое значение, правильно его писать).

IV. Слово учителя.

— Какую тайну познал сегодня Вася и вы вместе с ним? (Если в сердце горит благородный огонь, любое дело легко даётся, все преграды преодолеваются).

— Я желаю вам, чтобы огонь в вашей душе не угасал никогда и побуждал вас к новым свершениям.

V. Домашнее задание. Составьте текст из 4-5 предложений по опорным словам великолепно, преодолеть, благородный на тему «Огонь вдохновения». Выполните словообразовательный разбор ключевых слов.

Приложение

[PDF] Вычислительная морфология и анализ естественного языка для индийских языков: обзор литературы

  • Идентификатор корпуса: 14268929
 @inproceedings{AntonyP2012ComputationalMA,
  title={Вычислительная морфология и анализ естественного языка для индийских языков: литературные обзоры},
  автор = {Дж Энтони П. и К.П. Соман},
  год = {2012}
} 
  • Дж. Энтони П., К. Соман
  • Опубликовано в 2012 г.
  • Информатика, лингвистика

Вычислительная морфология и синтаксический анализ естественного языка — две важные, а также существенные задачи, необходимые для ряда приложений обработки естественного языка, включая машинный перевод. Разработка полноценных инструментов морфологического анализатора и генератора (MAG) или синтаксических анализаторов естественного языка для языков с высокой степенью агглютинативности является сложной задачей. Функция морфологического анализатора состоит в том, чтобы вернуть все морфемы и их грамматические категории, связанные с определенной словоформой… 

ijcset.com

Опрос: анализ естественного языка для индийских языков

  • Моника Т. Маквана, Дипак С. Вегда
  • Информатика, лингвистика

    ArXiv

  • 20 15

Этот обзор литературы является основой для понимания различные разработки синтаксических анализаторов для индийских языков и различные подходы, которые используются для разработки таких инструментов и методов.

Обзор вычислительной морфологии Одиа

  • Прасад Сетхи
  • Лингвистика, информатика

  • 2014

При обработке естественного языка морфологический анализатор, морфологический генератор и морфологический синтаксический анализатор являются важным общим инструментом, используемым при разработке языкового программного обеспечения.

Морфологический анализатор — это…

Синтаксический анализатор, использующий морфологический процесс для данного текста на естественном языке для устранения многозначности смысла

  • Г. Дхопавкар, М. Кширсагар
  • Лингвистика, информатика

    2014 5-я Международная конференция — Confluence Саммит по информационным технологиям нового поколения (Confluence)

  • 2014

Система для создания и применения шаблонов естественного языка для преодоления проблемы неоднозначности смысла и управления грамматической структурой предложения для получения правильного реализован вывод для языка маратхи.

Морфологический анализатор для хинди – реализация на основе правил

  • А. Агарвал, Прамила, С. Сингх, Аджай Кумар, Х. Дарбари
  • Информатика, Лингвистика

  • 2014

Основное внимание уделено разработке морфологического анализатора для языка хинди, который принимает предложение или слово на хинди в качестве входных данных и анализирует их для создания необходимых функций с помощью корневых слов. .

Морфологический генератор существительных и местоимений телугу

  • Саси Раджа Секхар Доккара, С. Пенуматса, С. Шрипада
  • Лингвистика

  • 2017

В этой статье представлен морфологический генератор существительных и местоимений на телугу, смоделированный на основе методов конечных состояний, который автоматизирует задачу построения грамматически правильных предложений на телугу.

GujMORPH — набор данных для создания морфологического анализатора гуджарати

  • Джатаю Бакси, Бриджеш С. Бхатт
  • Информатика, лингвистика

    LREC

  • 2022

В этой статье обсуждается создание аннотированного набора морфологических данных — GujMORPH для гуджарати — индоарийского языка и описывает инструмент, используемый для аннотирования данных в стандартном формате.

Глагол-морфологический генератор для телугу

  • Саси Раджа Секхар Доккара, С. Пенуматса, С. Шрипада
  • Лингвистика

  • 2017

Механизм морфологической генерации, который генерирует требуемую форму склоняемого телугу глагола из входной спецификации, состоящей из лексикализованных грамматических составляющих и связанных с ними функций из вычислительной модели, основанной на методах конечных состояний.

Разработка морфологического стеммера, анализатора и генератора существительных каннада

  • М. Падма, Р. Пратибха
  • Информатика

  • 2014

Гибридная модель MSAG предлагается как часть системы машинного перевода с каннада на любой другой язык с использованием удаления суффиксов, основанный на правилах, подходы, основанные на парадигмах.

Морфологический анализатор флективных глагольных форм диалекта Самбалпури Одиа

  • Дхабал Прасад Сетхи
  • Лингвистика

  • 2013
9001 6 Морфологический анализатор играет важную роль в разработке программного обеспечения для естественного языка. В Индии и за рубежом проведено много исследований по морфологии. Они основаны на стандартных…

ThamizhiMorph: морфологический синтаксический анализатор тамильского языка

  • Kengatharaiyer Sarveswaran, G. Dias, Miriam Butt
  • Лингвистика

    Mach. Перевод

  • 2021

В этом документе описывается, как Thamizhi Morph разрабатывается с использованием преобразователя конечных состояний (FST) и реализуется с помощью Foma, а также задается метаязык высокого уровня для эффективной характеристики флективной морфологии языка.

Морфологический анализатор и морфологический генератор для малаяламского тамильского машинного перевода

  • П.Джаян Джиша, Раджив Р.Р., С. Раджендран
  • Лингвистика

  • 2011

Использование двуязычного словаря, морфологического анализатора малаялам и тамильского языка описан морфологический генератор, программа для анализа морфологии входное слово.

Структурный анализ текста на естественном языке на тамильском языке с использованием модели гибридного языка с фразовой структурой

  • М. Сельвам, М. Натараджан. А, Р. Тангараджан
  • Информатика, лингвистика

  • 2008

В этой статье предпринята попытка построить гибридную языковую модель со структурированной фразой, которая устраняет вышеупомянутые недостатки статистического анализа, и новый набор тегов части речи для тамильского языка был разработан с более чем 500 тегами, которые имеют более широкий охват.

Синтаксические синтаксические анализаторы южнодравидийских языков на основе Penn Treebank с использованием подхода машинного обучения

  • J. AntonyP.
  • Информатика

  • 2010

Представлена ​​разработка статистических синтаксических парсеров на основе Penn Treebank для двух южнодравидийских языков, а именно каннада и малаялам, и производительность систем значительно высока и достигается очень конкурентоспособная точность.

Синтаксические синтаксические анализаторы южнодравидийских языков на основе Penn Treebank с использованием подхода машинного обучения

  • P. Antony, Nandini J. Warrier, K. Soman
  • Информатика

  • 2010

Представлена ​​разработка статистических синтаксических парсеров на основе Penn Treebank для двух южнодравидийских языков, а именно каннада и малаялам, и производительность систем значительно высока и достигается очень конкурентоспособная точность.

Подход к маркировке последовательностей в морфологическом анализаторе тамильского языка

  • М. А. Кумар, Дханалакшми, К. Соман, С. Раджендран
  • Информатика

  • 2010

Предлагается новый подход к решению проблемы морфологического анализатора с использованием методологии машинного обучения, основанной на маркировке последовательностей и обучении ядерными методами, который фиксирует нелинейные отношения морфологических признаков из обучающих выборок данных в лучшем и простом виде. способ.

Реализация морфологического анализатора и генератора APERTIUM для тамильского языка

  • К. Парамешвари, морфологический анализатор
  • Информатика

  • 2011

Импровизация существующих морфологического анализатора и генератора для тамильского языка обсуждается путем определения и описания соответствующей лингвистической базы данных, необходимой для их разработки, и внедрения платформы с открытым исходным кодом под названием Apertium для также обсуждается перегиб дескриптора, а также вывод для анализа на уровне слов и генерации тамильского языка.

Новый управляемый данными алгоритм для тамильского морфологического генератора

  • Ананд Кумар, В. Дханалакшми, К. Соман, С. Раджендран
  • Лингвистика

  • 2010

Система морфологического генератора, реализованная здесь, основана на новом простом алгоритме эффективен и не требует правила и словарь морфем, поэтому этот подход может быть легко реализован на менее ресурсоемких и морфологически богатых языках.

Контекстно-свободный грамматический анализ (CFG) для простых предложений каннада

  • B. Sagar, G. Shobha, P. RamakanthKumar
  • Информатика, лингвистика

  • 2010

В этом документе рассматривается процесс создания контекстно-независимой грамматики для простых предложений каннада и представлен Syntactic Analyzer, модуль, который извлекает каждое предложение. и проверяет синтаксис в соответствии с выбранной грамматикой.

Простой синтаксический анализатор для индийских языков в структуре зависимостей

  • Акшар Бхарати, Мридул Гупта, Винит Ядав, Картик Гали, Д. Шарма
  • Информатика, лингвистика

    Семинар по лингвистическим аннотациям

  • 2009

Эта статья представляет собой попытку показать, что промежуточный уровень анализа является эффективным способом выполнения различных задач НЛП для лингвистически сходных языков, и предлагает возможность полезности простого парсера для сходных по своей природе индийских языков.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *