Развитие словаря у детей дошкольного возраста
Назад в журнал
Развитие словаря у детей дошкольного возраста
Развитие словаря у детей дошкольного возраста
Читать в источнике
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. При развитие словаря ребенок всесторонне развивается.
Бесплатные занятия с логопедом
Подробнее
Бесплатный курс ИКТ для детей
Подробнее
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной педагогике, логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. При развитие словаря ребенок всесторонне развивается.
Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Богатый словарный запас ребенка играет огромную роль для полноценного развития. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Известно, что обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. Чем больше ребенок узнаёт окружающий его мир, тем больше становиться его словарный запас.
Одним из важнейших средств paзвития cлoвaря детей дoшкoльнoгo вoзрaстa являeтcя игpa. Игра — это некий язык, через который ребенок проявляет и выражает себя. Для детей игра – это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игру как ведущий вид деятельности ребенку рассматривали многие отечественные ученые: Л.С. Выготский, Е.И. Тихеевой, Я.Л. Коломинский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев. Еще К.Д. Ушинский писал об игре: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает…
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста может эффективно осуществляться с применением различных дидактических игр.
Дидaктичecкие игры — это paзнoвиднocть игр с пpaвилaми, специально сoздaвaемых в цeлях oбучeния и вoспитaния детей. Такие игры решают кoнкрeтные зaдaчи oбучeния, в них прослеживается как воспитательное, так и рaзвивaющee составляющее. Дидaктичecкaя игра — это мнoгoплaнoвoе, сложное педaгoгическое явлeние. Она является как игровым метoдoм обучения детей дoшкoльногo вoзрaстa, так и фoрмoй обучения, а кроме того и сaмoстоятельнoй игровой деятельностью и средством вoспитaния личнoсти ребeнкa с различных сторон. Мeтoд прoведeния слoвaрных дидaктичeских игр oпределяется сoдeржaниeм слoвaрнoй рaбoты, вoзрacтными oсобeннoстями дeтей и умeниeм рeгулирoвать свои дeйcтвия, в результате формируется внутренняя речь.
Дидактическая игра помогает ребенку получать новые знания и навыки: oбщaясь с педагогами, с ребятами своего возраста, наблюдая за процессом игры, за выскaзывaниями сверстников, за их дeйствиями, рeбенoк пoлучaет мнoго нoвого, обогащается информаций, что является немаловажным для обогащения его словаря.
Играя, познавая мир, рeбенoк все больше пoнимaет прeднaзначeние рaзных прeдметoв. Он учится нахoдить связи со взрoслыми и другими дeтьми. Работу со словарем надо начинать с раннего возраста, а в дальнейшем необходимо усовершенствовать его и увеличивать. Если у ребенка большой словарный запас, то сформируется грамотная речь. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т.д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Таким образом, формирование словаря ребенка является основой развития речи детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 13.07.2020
Бочкова Елена Валерьевна
Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь
Войти в личный кабинет
Быстрая регистрация
Забыли пароль?
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!
Действует 365 дней с момента подключения карты
Видео-практика
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеоархив
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Профильные видеолекции — 1046
Весь видеоархив — 1240
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Практика
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Присутствие на онлайн занятиях — Да
Просмотр видеозаписей занятий — Да
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
При партнёрстве с Московским педагогическим государственным университетом
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-67907 от 06. 12.2016 г.
При государственной поддержке институтов России по программе на
Лицензия на образовательную деятельность института №040434
Свидетельство о государственной регистрации Института
Внесение сведений в ФРДО РФ
Свидетельство о постановке на учет Российской организации
Система добровольной сертификации
Развитие словаря детей дошкольного возраста: особенности и приемы обогащения
Содержание
- 1 Особенности формирования словарного запаса у дошкольников
- 1.1 Этапы усвоения смыслового содержания слова
- 2 Активный и пассивный словарь дошкольника
- 3 Обогащение словарного запаса дошкольников
- 3.1 Приемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Ограниченный словарный запас ребенка затрудняет понимание им происходящего и общение со сверстниками. Развитие словаря детей дошкольного возраста – непременное условие полноценного формирования речи. Наполнением активного словаря необходимо заниматься с дошкольного детства, так как это благоприятный период развития речи и всех познавательных процессов.
Особенности формирования словарного запаса у дошкольников
Послушав дошкольника, очень быстро можно определить, насколько богат его словарь, и как у ребенка формируется грамматический строй речи. Каждому возрастному периоду соответствует определенный речевой уровень. Достижения ребенка зависят от того, насколько родители и воспитатели уделяют внимание данному вопросу.
Подходя к дошкольному возрасту – к 3-м годам – ребенок знает большинство тех слов, которые взрослые адресуют ему. Не все из них малыш произносит, но понимает, что ему говорят.
В основном, это еще пассивный словарь. Но постепенно ребенок осваивает произношение и употребляет, пусть и в своеобразном звучании, слово за словом в своей речи.
Формирование словаря у детей дошкольного возраста происходит несколько иначе, чем у школьников. Старшие дети прибавляют новые понятия к своему словарному запасу, который у них уже довольно солидный. Дошкольникам еще только предстоит выйти на эту ступень.
Вначале им необходимо осмыслить слова на разных уровнях обобщения. Попробуйте сказать 3-летнему малышу, показывая на его куклу или автомобильчик: «Какая красивая у тебя игрушка!». И кроха обязательно вас поправит: «Это кукла (машина)!».
Для младшего дошкольника каждое слово выступает в качестве имени собственного отдельного предмета или явления. Ему пока невдомек, как куклу можно назвать игрушкой. А все потому, что особенности формирования словаря в дошкольном возрасте состоят в последовательном усвоении смысла используемых слов.
Этапы усвоения смыслового содержания слова
Вопрос последовательного осмысления слов ребенком очень хорошо раскрыт доктором медицинских наук, профессором академии образования М.М. Кольцовой. Ознакомимся кратко, какие уровни словесного обобщения предстоит одолеть дошкольнику.
- Ребенок понимает слово как относящееся к конкретному известному ему предмету. Чашка – это название того удобного предмета, из которого малыш пьет молоко и сок. Зайчик – тот мягкий розовый комок, который сидит рядом с куклой. Ботиночки – то, что надевают малышу на ножки. Иных чашек, зайчиков или ботиночек для ребенка не существует, поскольку между ребенком и конкретными предметами установилась прочная связь. Таков этап раннего осмысления слова, длящийся примерно до 1,5 лет, а в восприятии новых слов даже дольше.
- Значение слова становится шире. Ребенок уже понимает, что ложками едят и другие люди, а не только он. Машинок много, яблоки бывают разными, и ботинки могут быть у других детей и даже взрослых. То есть, слово уже обозначает группу предметов. Этот уровень осмысления доступен 2-летнему малышу, если речевое развитие соответствует норме.
- Качественный рывок происходит после 3-х лет и проявляется в том, что дошкольник начинает объединять некоторые доступные понятия в более общие группы. Вкусное яблочко, грушу и апельсин мама называет фруктами, и ребенок постепенно запоминает это новое понятие. Дальнейшее осмысление подсказывает малышу, что и банан можно причислить к данному перечню. Все свои игровые предметы дошкольник уже называет игрушками. На этом этапе — работы непочатый край. Нужно осмыслить новые категории: мебель, транспорт, одежда, домашние животные, дикие…
- Обобщенные понятия, включающие несколько более мелких групп (растения, вещи, явления природы и подобные) дошкольник начинает воспринимать только с 5-летнего возраста. Понимание смыслового значения столь общих понятий требует логического мышления. Высокая степень обобщения слишком удалена от реальных ощущений, и требуется систематическая работа, чтобы дошкольник включил общие понятия в свой словарь.
В высказываниях некоторых развитых детей младше 5 лет иногда могут звучать общие понятия: «Мои вещи», «Мы видели красивое растение». Но достаточно задать дошкольнику несколько вопросов и становится очевидным, что эти слова используются им в узком смысле.
Активный и пассивный словарь дошкольника
В запасе слов, уже известных ребенку, выделяют активный словарь и пассивный. Малыш может правильно реагировать на определенное слово, но даже не пытаться его произнести. В таком случае слово является пассивом. Например, ребенок понимает и откликается на указание «Возьми», но до среднего дошкольного возраста в его речи это слово вряд ли проявится. Тем более что есть такое простое и понятное «На!».
Словарный запас в 3 года в идеале должен включать 1 -1,5 тысяч слов, причем в него входят уже все части речи. Но только часть из них ребенок активно использует.
Активный словарь подразумевает освоение значения слов и применение их к месту и в логической связи.
За дошкольные годы словарный запас ребенка, как минимум, утраивается. В активном словаре должна использоваться большая часть этого запаса. То есть, дошкольник применяет в повседневной жизни преобладающее количество слов, которые ему известны.
Обогащение словарного запаса дошкольников
Исходя из представленного описания этапов осмысления понятий, вытекает, что развитие словаря детей младшего дошкольного возраста происходит благодаря частому употреблению одних и тех же слов, и прибавлению новых. Все родители учат своих детей называть предмет и действие.
Чтобы помочь ребенку осмыслить слова как обобщение второго уровня, нужно дать возможность прикасаться к предметам, действовать с ними. Важно установить как можно больше условных связей. Нужно побуждать к действиям: возьми, дай мне, поверни, открой, закрой и пр. При этом следует многократно произносить новое слово. Например, «возьми пенал», «открой пенал», «что ты хочешь положить в пенал?». Так слово превращается в осмысленное понятие и закрепляется в памяти дошкольника.
Переходить к следующему уровню обобщения нужно уже в младшем дошкольном возрасте. Проводя время с ребенком, важно использовать любую окружающую обстановку, чтобы повысить его осведомленность.
Например, указав на троллейбус, нужно отметить не только его «рожки», но и назвать обобщенным понятием транспорт. Тут же привести пример другого вида транспорта и вместе с ребенком повторить. И так практиковать с каждой группой понятий.
Развитие словаря детей дошкольного возраста происходит за счет распространенных и легко реализуемых методов:
- освоение новых понятий
- закрепление обобщающих слов
- использование ассоциативного ряда
Ели перестать употреблять слово в виде обобщающего, то очень скоро дошкольник сузит его значение. К примеру, мебелью станет считать диван, а столы и стулья останутся особняком; к овощам причислит привычные огурчик и помидор, а про лук и свеклу забудет.
Хорошо наполняет словарный запас ребенка использование ассоциативных связей. «Какая у тебя машинка?» – и дошкольник начинает описывать: «Красивая, новая, быстро едет, с кузовом, синяя…». Чем больше характеристик любого понятия перечисляют взрослые, тем больше слов появится и в описательной речи ребенка.
Не упускайте из виду и глагольный словарь дошкольника. Вредно выполнять действия в присутствии ребенка молча! Нет ничего сложного в проговаривании каждого шага. Мама может молча разложить столовые приборы и только сообщить: «Сейчас будем кушать». Но ничто не мешает озвучить весь процесс: «Поставим тарелку, нальем в тарелку супчик, положим рядом ложку, а теперь сядем кушать». Эти методы предельно просты, но очень эффективны для развития речи в 3-4 года.
Взрослым кажется, что это совершенно обыденные слова, которые ребенок рано или поздно освоит. А для малыша это необходимый материал для пополнения его активного словаря.
Приемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста
По мере того как ребенок взрослеет, нужно усложнять и увеличивать словесную нагрузку. Следует все больше в речи использовать новые понятия, пояснять детям их смысл, спустя некоторое время спрашивать о значении новых слов. Важно также усложнять по содержанию и по форме предложения, показывая дошкольнику образец использования слов в речи.
Словарный запас 6-летних детей должен составлять более 3000 слов. В этом возрасте дошкольник осмысливает понятия, связанные с временными отрезками и пространственной ориентацией, интересуется абстрактными понятиями.
Способы развития словаря старшего дошкольника:
- Попросить ребенка разъяснить, как он понимает значение слова. Дети в таких пояснениях опираются на функциональные признаки предмета и лучше запоминают новые понятия (скакалка – веревочка, через которую перескакивают; мясорубка – рубит мясо на маленькие кусочки и пр. )
- Искать связи с уже известными понятиями и причислять к обобщенной группе (индюк – это птица, домашнее животное)
- Знакомить дошкольника с разными значениями слов (омонимический ряд: коса, щетка, кольцо, машина, лук и т.д.)
- Образовывать сравнительные степени прилагательных (высокий – выше, красивый – красивее, хороший – лучше)
- Обращать внимание на новые слова при чтении сказок и другой детской литературы: пояснять значение, предлагать повторить слово.
В дошкольном возрасте формируется ядро лексического запаса, которое применяется и взрослым человеком. Если упустить этот сенситивный период, то наверстать упущенное в развитии речи ребенка будет непросто. Люди не только говорят словами. Они думают и размышляют с их помощью. Расширение словарного запаса дошкольника означает не только повышение его осведомленности, но и развитие мышления.
Развитие словарного запаса | Time4Learning
Посмотреть наши демонстрации уроков
Словарный запас относится к набору слов, которые человек знает и использует. Развитие словарного запаса – это процесс усвоения новых слов. Размер словарного запаса ребенка в период между дошкольным и первым классом часто является важным показателем его понимания прочитанного в более поздних классах. Вот почему так важно сосредоточиться на формировании словарного запаса во время обучения чтению.
Пирамида навыков чтения — это наглядное изображение процесса, через который проходят дети, когда учатся читать. Он признает, что обычно есть 5 шагов, чтобы научиться читать:
- Соединение звуков с буквами (фонематическая осведомленность)
- Различение буквенных звуков (фоника)
- Понимание и интерпретация прочитанного (понимание прочитанного)
- Использование уже известных слов для изучения новых слов (словарный запас)
- Начинает читать легко и с меньшими задержками (беглость)
На этой странице мы рассмотрим важность развития словарного запаса и то, как он закладывает основу для понимания и беглости речи.
Изучение новых слов
Создание словарного запаса — сложный процесс. Чтобы успешно наращивать словарный запас, необходимо овладеть новыми словами с помощью нескольких компонентов.
- Первым компонентом изучения новых слов является знакомство с ним: просмотр нового слова достаточное количество раз, чтобы он стал для вас привычным.
- Второй компонент — это понимание определения слова, а также того, как оно обычно используется в контексте.
- Еще одним компонентом словарного запаса является распознавание синонимов слова.
- Примеры того, как слово используется в контексте, также могут быть полезным компонентом изучения словарного запаса.
- Наконец, у учащихся должно быть достаточно возможностей попрактиковаться в использовании нового слова как в устной, так и в печатной форме.
Несомненно, лучший способ помочь вашему ребенку выучить новые слова — это читать ему как можно чаще. Чтение вслух еще более эффективно, если вы не торопитесь, чтобы остановиться и объяснить значение любых незнакомых слов по ходу чтения. Другие забавные словарные упражнения, которые вы можете сделать со своим ребенком, включают в себя:
- Игра в угадайку (например, «Я думаю о слове, которое начинается с «tr». Можете ли вы угадать его?»)
- Разместить «слово дня» на видном месте в вашем доме и посмотреть, сколько раз каждый человек может использовать это слово в этот день
- Совершите «буквенную прогулку», чтобы увидеть, сколько вещей, начинающихся с определенной буквы, вы можете найти
- Игра в словарное бинго с использованием как знакомых, так и незнакомых слов для обозначения квадратов
- По очереди рассказывают друг другу загадки
- Игра в шарады со словами и фразами, которые находятся на уровне обучения вашего ребенка
Расширение словарного запаса с помощью Time4Learning
Многие ученики сталкиваются с одной и той же проблемой: они просто не знают столько слов. Поскольку компьютер, как правило, является одним из любимых занятий ребенка, онлайн-программа чтения, которая интегрирует словарный запас в учебную программу, может быть эффективным методом увеличения словарного запаса.
Есть много способов улучшить и увеличить словарный запас. С Time4Learning развивать словарный запас весело и легко! Он использует увлекательные мультимедийные занятия для преподавания основанных на стандартах уроков чтения и лексики в рамках учебной программы по словесности.
Вот некоторые из способов, которыми Time4Learning выделяет изучение словарного запаса:
- Многократное воздействие новых и незнакомых слов
- Преподает корни, чтобы помочь учащимся понять слова, в которых используется один и тот же корень
- Нацелен на изучение как минимум X новых слов на каждом уроке.
- Распечатываемые словарные листы для лучшего запоминания новых слов
- Словарные викторины после X глав/уроков, чтобы закрепить новые слова в памяти ребенка.
Такие целенаправленные занятия по словарному запасу не только помогают начинающим читателям выучить новые слова, но и помогают учащимся лучше понимать прочитанное.
Дополнительные ресурсы для чтения
- Учебная программа по чтению в домашних условиях
- Учимся читать
- Обучение чтению дошкольников
- Онлайн-программы для чтения
Что такое развитие словарного запаса? (с картинками)
`;
Язык
Факт проверен
Ли Джонсон
Развитие словарного запаса – это процесс увеличения количества слов, которые человек использует в повседневной жизни. Многие люди используют веб-сайты и книги для расширения своего словарного запаса, и это может улучшить способность человека общаться с помощью устной или письменной речи. Как правило, расширение словарного запаса действительно относится к процессу расширения словарного запаса человека, но оно также может означать буквальное развитие или первоначальное формирование словарного запаса. Неносителям определенного языка необходимо будет поработать над формированием словарного запаса.
Словарный запас человека можно определить как слова, значения которых он или она помнит достаточно хорошо, чтобы использовать это слово в правильном контексте. Словарь подобен арсеналу слов, которые можно просеять, чтобы использовать в данной ситуации и вставить в предложение в нужном месте. Человек с широким словарным запасом сможет добавлять слова, которые редко используются, но лучше подходят к предложению или высказыванию, в котором оно используется. Например, человек с хорошим словарным запасом может назвать человека «глупым», а не просто «глупым».
Люди интересуются расширением словарного запаса по разным причинам, но обычно это делается для того, чтобы казаться более умным или иметь возможность более четко выражать свои мысли. Несколько веб-сайтов и компьютерных программ нацелены на улучшение словарного запаса своих пользователей, и они часто предоставляют учащемуся пример контекста для слова, а также определение. Для того чтобы запомнить только что выученное слово, человек должен использовать комбинацию методов. Это помогает читать слово, слушать, как его говорят, и использовать его в предложении.
Важной частью изучения второго языка является знакомство с конкретной лексикой этого языка. На ранних этапах изучения языка происходит самое важное развитие словарного запаса, когда учащийся впервые начинает накапливать словарный запас нового языка. По мере того, как он или она лучше знакомится с языком, изучение синонимов или слов с эквивалентным значением приобретает все большее значение. Развитие словарного запаса особенно важно для любого человека, изучающего иностранный язык, который хочет изучать академический предмет на этом языке.
Увеличение словарного запаса имеет много преимуществ, и в результате было разработано множество методов увеличения словарного запаса. Одним из самых простых является чтение книг, и учащемуся рекомендуется искать любые слова, которые он или она не понимает. Это также может помочь посмотреть на сходство между родственными словами в развитии словарного запаса и узнать об этимологии слов.