Развитие крупной моторики: Как улучшить крупную моторику

Как улучшить крупную моторику

Сегодня расскажем вам о некоторых видах деятельности и занятиях для развития крупной моторики для развития детей с аутизмом. Публикация подготовлена по результатам лекции Линн Фарли (Lynn Farley), специалиста по аутизму из США, принявшей участие в III международной научно-практической конференции «Аутизм: поддержка или растём вместе», прошедшей в Минске. 


Моторные навыки необходимы для выполнения любой функциональной задачи. Различают мелкую и крупную моторику. Крупная — это способность ребенка осуществлять действия, при которых используются крупные мышцы тела. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и подобные. Именно крупная моторика является основной, на которую впоследствие накладываются более сложные движения мелкой моторики. 

Читать О том, как улучшить мелкую моторику

Ребенок сначала учиться переворачиваться, затем сидеть, ползать, ходить и так далее по общему шаблону в определенном порядке у всех людей. Интересно, что развитие крупной моторики происходит сверху вниз. 

Перед тем, как разобрать некоторые занятия для улучшения крупной моторики, рассмотрим признаки её нарушения: 

  • Ребенок избегает физической активности или не интересуется ею 
  • Ребенок быстро завершает занятия, чтобы скруть то, что он устал и ему сложно 
  • Ребенок может начать себя вести глупо при выполнении физических задач, которые для него сложны 
  • Ребенок может начать командовать другим детям, что делать, но сам не будет в этом участвовать 
  • Ребенку для выполнения физических упражнений нужно прилагать больше усилий, чем его сверстникам 
  • Ребенок не может удерживать вертикальное положение сидя на коврике или столе 
  • Ребенок не может безопасно выполнять движение (например, лазать по вертикальной лестнице) 
  • Ребенок задерживается в развитии 
  • Ребенок кажется неуклюжим, его движениям не хватает плавности 
  • У ребенка низкая выносливость физической активности — он быстро утомляется 


Чтобы крупная моторика развивалась в соответствии с возрастом ребенка, следует уделять внимание занятиям для ее улучшения. Вот некоторые из них: 

  • Игры на детской площадке — лазание и качание на качелях 
  • Игра в классикиИгра «Саймон говорит» (детская игра, популярная в англоязычных странах. В ней участвует от трех человек. Один игрок , ведущий, берет на себя роль «Саймона» и отдает приказы остальным игрокам в таком ключе: «Саймон говорит: сделай то-то»; как правило, это простые активные действия типа «подпрыгни», «похлопай в ладоши» и прочие. Остальные игроки должны не задумываясь исполнить приказ. Если он замешкается — выбывает из игры. «Саймон»-ведущий должен начинать свой приказ только со слов «Саймон говорит…», если он забывает — также выбывает из игры. Последний оставшийся игрок побеждает.) 
  • Хождение на руках 
  • Хождение по неустойчивым поверхностям 
  • Игры с элементами хватания и балансирования 
  • Игры с большими мячами, затем можно переходить на мячи меньшего размера 
  • Преодоление полосы препятствий 
  • Плавание
  • Прыжки на батутах 
  • Боевые искусства 
  • Игры с воздушным шаром и пузырьками 
  • Трёхколёсные велосипеды, беговелы и машины с педалями 
  • Танцы 
  • Игра «Двигайся, как животное» (Ведущий называет ребенку животное или птицу и предлагает ему показать, как оно двигается и какие звуки издает) 

Линии для балансировки из скотча (скотч клеится на поверхность (асфальт, пол) и ребенку предлагается пройти по скотчу, не отступая) 

Для развития крупной моторики следует укреплять мышцы кора — это мышцы, которые окружают брюшную полость, тах и спину. Именно они помогают детям поддерживать ровную осанку во время сидячих и стоячих занятий. Признаки и симптомы ослабленных мышц кора: 

  • Сложности с контролем крупной и мелкой моторики 
  • Плохая осанка — ребенок сутулится при письме, поддерживает голову не пишущей рукой, сильно наклоняется на стол для опоры 
  • Ребенок быстро утомляется во время письма и физических нагрузок 
  • Сложности с играми на детской площадке 
  • Ребенку сложно подняться с земли и присесть на землю 
  • Ребенок часто елозит на своем месте 
  • Ребенок плохо удерживает баланс 

При наличии данных признаков стоит обратить особое внимание мерам по укреплению мышц кора. Упражнения по укреплению стоит выполнять трижды в неделю, начиная с небольшой нагрузки, с удовольствием. Наращивать нагрузку стоит постепенно, по мере увеличения выносливости и силы. Хорошо на укрепление мышц кора влияют йога, игра «Твистер», полосы препятствий с неустойчивыми поверхностями, стояние и ходьба в положении «мостик», походка медведя, планка на локтях, напоминание ребенку держать осанку во время сидячей деятельности.  

Упражнения для развития крупной моторики

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

9277 просмотров

15 сентября 2021

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Крупная моторика — это набор навыков, для выполнения которых нужно задействовать основные мышцы тела. Мы используем такие навыки каждый день: ходим в магазин, бежим за малышом на площадке, поднимаем игрушки с пола, заправляем кровать. Список можно продолжать бесконечно: мы не придаём повседневным движениям большого значения, они получаются у нас на автомате. Хотя всё немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Крупная моторика регулирует работу мышц и нервной системы, отвечает за координацию и баланс. А ещё это основа мелкой моторики, которая поможет малышу совершать более мелкие движения кистями и пальцами.

По ссылке вы можете посмотреть небольшой ролик о крупной и мелкой моторике от доктора медицинских наук и детского невролога Алексея Игоревича Крапивкина.

Какие навыки крупной моторики должны быть у малышей разного возраста

Сейчас мы расскажем об общих возрастных нормах, но помните, что каждый ребёнок — уникален. Если вас беспокоит физическое развитие вашего малыша, то лучше обратиться к своему педиатру.

0-3 месяца

  • держит головку, лёжа на животе

3-6 месяцев

  • умеет переворачиваться со спинки на бок
  • переворачивается полностью: с животика на спинку и наоборот

6-9 месяцев

  • делает первые попытки в сидении с вашей поддержкой
  • сидит сам
  • «скользит» животиком, пытается встать на четвереньки
  • начинает ползать

1 годик

  • подтягивается, чтобы встать
  • делает первые шаги, держась за вас 2 годика
  • ходит (иногда падает)
  • бегает (тоже не без падений)
  • прыгает на двух ножках

3 годика

  • может стоять на одной ноге
  • поднимается и спускается по ступенькам, держась за вашу руку
  • учится карабкаться по лазалкам на площадке

Больше информации о усреднённых нормах веса, роста и поведении малыша — в Календаре развития от «ФрутоНяни». Перейти в него можно по ссылке

Нескучные упражнения для младенцев

Это моя игрушка!

Вариант занятия с ребёнком, который уже умеет хватать и держать предметы. Когда малыш лежит в кроватке, дайте ему в ручки мягкую погремушку и осторожно, слабо потяните её на себя. Пусть малыш попробует перетянуть игрушку к себе. Такое упражнение позволяет тренировать бицепсы, которые отвечают за сгибание рук в локте и повороты кистей.

Экспедиция за детскими сокровищами

Разложите по комнате или манежу любимые игрушки малыша и дайте ему свободу движений: пусть он сам пытается ползти к своим любимым зайчикам, кубикам и пирамидкам. Это разбудит у ребёнка интерес к самостоятельным движениям.

Разноцветные листочки

Упражнение подходит для крох, которые уже делают первые попытки по вставанию на ножки, держась за бортики кроватки. На стену, у которой стоит кроватка, приклейте несколько цветных стикеров — они должны быть недосягаемыми из положения сидя. Но малышу должно быть легко их доставать, поднимаясь на ножки. Карапузу наверняка понравится отрывать листочки со стены. Не оставляйте малыша со стикерами без присмотра.

Нескучные упражнения для малышей постарше

Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу. Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.

Догонялки с мыльными пузырями

Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.

Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.

Полоса препятствий

Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.

Воздушный акробат

Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.

Совершенствуем навыки

А что ещё поможет деткам 2-3 лет совершенствовать свои навыки крупной моторики? Смотрим!

  • С восторгом носиться с игрушкой-каталкой по дому и двору. Мы не знаем, почему она пользуется такой ошеломительной популярностью у малышей, но факт остаётся фактом: игрушка-каталка — стопроцентный детский хит.
  • Строить башни из больших диванных подушек. Забираться на самый верх, проползать в арку, образованную из подушек, поднимать и бросать их.
  • Подпрыгивать вслед за воздушным шариком. Нечаянно лопнуть его. Немного испугаться и, может быть, даже расплакаться. Дождаться, пока взрослые надуют новый. И по новой!
  • Играть с надувным мячиком: бросать его в руки маме, папе, дедушке, бабушке. В кота. В цветок. Ой! Разумеется, случайно.
  • Пытаться «укротить» раскачивающуюся лесенку или мостик из верёвок на детской площадке. Пока с вашей помощью. Но даже это помогает прорабатывать мышцы туловища.

Ссылки на источники:
[1] Общая моторика: от рождения до 5 лет
[2] 8 упражнений на крупную моторику для детей
[3] Десять упражнений на развитие крупной моторики 

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Таблица развития крупной моторики — Kid Sense Child Development

< Вернуться к Таблицы развития ребенка

Навыки крупной моторики (физические) — это навыки, требующие движения всего тела и задействующие большие (стабилизирующие ядро) мышцы тела.

для выполнения повседневных функций, таких как стояние, ходьба, бег и сидение в вертикальном положении. Сюда также входят навыки координации глаз и рук, такие как навыки владения мячом (броски, ловля, удары ногой).

Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.

Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили навыки, которые не были выполнены в возрасте до их текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

 

Возраст   Вехи развития  Возможные последствия, если этапы не достигнуты
0–6 месяцев
  • Переворачивается вперед-назад и задом наперед
  • Сидит с опорой и потом самостоятельно
  • Плохое развитие мышц для передвижения
  • Отсроченная способность играть самостоятельно
6-12 месяцев
  • Ползает вперед на животе
  • Принимает сидячее положение без посторонней помощи
  • Ползает на руках и коленях
  • Переходы в разные положения: сидя, на четвереньках, лежа на животе
  • Подтягивается, чтобы встать
  • Ходит, держась за мебель
  • Делает 2-3 шага без поддержки
  • Катает мяч, подражая взрослому
  • Задержка сенсорного развития из-за снижения способности исследовать окружающую среду
  • Плохое развитие мышц
  • Навыки отложенной игры
18 месяцев
  • Сидит, ползает, ходит
  • По-прежнему широкая походка, но ходьба/бег менее неуклюжие
  • Толкает мяч (на самом деле не бьет по нему ногой)
  • Навыки отложенной игры
  • Трудность взаимодействия с окружающей средой из-за задержки способности к эффективной мобилизации
  • Плохое развитие мышц
2 года
  • Плавно ходит и поворачивает
  • Начинает работу
  • Может тянуть или нести игрушку во время ходьбы
  • Забирается/спускается с мебели без посторонней помощи
  • Ходит вверх и вниз по ступенькам с опорой
  • Подбирает игрушки с пола, не падая
  • Плохое развитие мышц для бега и прыжков
  • Замедленная способность играть самостоятельно и взаимодействовать с окружающей средой
  • Снижение способности к социальному взаимодействию
3 года
  • Имитирует стояние на одной ноге
  • Имитирует простые двусторонние движения конечностей (например, поднятие рук вместе)
  • Подъем в тренажерный зал и лестницы
  • Педали трехколесного велосипеда
  • Ходит вверх/вниз по лестнице, чередуя ноги
  • Прыжки на месте со скрещенными ногами
  • Может ходить на цыпочках
  • Фиксаторы с использованием корпуса
  • Снижение возможностей для социального взаимодействия
  • Плохое развитие навыков осознания тела и планирования движений
  • Проблемы с использованием игрового оборудования
  • Трудности или неуверенность в общении с другими детьми в активной среде (например, в игровых кафе, на игровых площадках)
4 года
  • Стоит на одной ноге до 5 секунд
  • Выбивает мяч вперед
  • Бросает мяч через руку
  • Ловит отскочивший мяч
  • Обходит препятствия
  • Может ходить по линии
  • Может прыгать на одной ноге
  • Перепрыгивает через объект и приземляется обеими ногами вместе
  • Отсутствие уверенности в двигательной активности
  • Проблемы с использованием игрового оборудования
  • Трудности или неуверенность в общении с другими детьми в активной среде (например, в игровых кафе, на игровых площадках)
5 лет
  • Способен подниматься по лестнице, удерживая предмет
  • Ходьба назад носок-пятка
  • Прыгает вперед 10 раз, не падая
  • Переход вперед после демонстрации
  • Висит на перекладине не менее 5 секунд
  • Шаги вперед ногой с той же стороны, что и рука, выполняющая бросок, при броске мяча
  • Ловить маленький мяч только руками
  • Может привести к снижению самооценки при сравнении себя со сверстниками
  • Отсутствие уверенности в деятельности, основанной на движении
  • Трудности при участии в спортивных мероприятиях
  • Трудности при игре с движущимися игрушками, такими как велосипеды и самокаты
6 лет
  • Легкий бег на носочках
  • Может ходить на бревне
  • Способен прыгать со скакалкой
  • Может преодолевать 2 метра в прыжке
  • Демонстрирует зрелые приемы броска и ловли
  • Зрелые (усовершенствованные) навыки прыжков
  • Трудности участия в спортивных мероприятиях
  • Может привести к снижению самооценки при сравнении себя со сверстниками
  • Отсутствие уверенности в деятельности, основанной на движении

Эта таблица была разработана в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе. Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированное исследование.

Информация в этой таблице собиралась в течение многих лет из различных источников. Затем эта информация была дополнена многолетней клинической практикой, а также терапевтическими консультациями с учителями по уходу за детьми, дошкольными и школьными учителями в Южной Австралии о навыках развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был дополнительно изменен в связи с необходимостью того, чтобы дети и их учителя соответствовали функциональным A Ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ) требования, которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.

Развитие общей моторики и почему это важно

Кендра Мойзес, Расширение Мичиганского государственного университета —

Используйте эти простые упражнения для развития крупной моторики вашего ребенка.

Маленьким детям нужно время, чтобы попрактиковаться в использовании крупной моторики в повседневных ситуациях.

Навыки крупной моторики, иногда называемой крупной моторикой, можно рассматривать как движения, связанные с координацией рук, ног и других крупных частей тела и движений. К крупной моторике относятся такие движения, как бег, ползание, плавание или прыжки. Эти типы движений важны для маленьких детей, чтобы практиковаться по мере их развития, потому что они помогают детям научиться координировать и контролировать движения своего тела. Навыки крупной моторики также помогают заложить основу для развития навыков мелкой моторики, таких как щипание или хватание.

Маленьким детям нужно время, чтобы попрактиковаться в использовании крупной моторики в повседневных ситуациях. Возможность бегать на больших площадях, практиковаться в прыжках на одной ноге, ползании или прыжках помогает детям развивать контроль и координацию своего тела.

Как вы можете помочь своему ребенку развить крупную моторику? Расширение Мичиганского государственного университета предлагает эти 10 простых занятий, которые можно попробовать дома. Эти занятия помогут развить зрительно-моторную координацию и помогут детям научиться контролировать и координировать движения своего тела.

  1. Игра в мяч. Катать, бросать, ловить, подбрасывать, пинать и подбрасывать мячи.
  2. Тег. Бегите и гоняйтесь друг за другом. В качестве дополнительного поворота, когда кого-то поймают, пусть он замерзнет, ​​пока другой человек не коснется и не разморозит его.
  3. Линия ленты. Используя ленту, чтобы отметить линию на полу или земле, попросите детей попрактиковаться в ходьбе и балансировании на линии. Пусть дети перепрыгивают через веревку из стороны в сторону, чтобы попрактиковаться в прыжках. Вы также можете использовать другие предметы, например, кусок дерева или большую ветку, чтобы сделать бревно.
  4. Игра с воздушными шарами. Подбрасывайте воздушные шары в воздух и старайтесь их ловить, не давать им упасть на землю или запускать их вперед и назад одновременно.
  5. Полоса препятствий. Установите такие предметы, как хула-хупы (или круги из пряжи), стулья, маленькие столы, мячи и ведра, и попросите детей лазить по ним, под ними, бегать и переносить предметы из одного места в другое.
  6. Игра в мыльные пузыри. Лопайте пузыри, ловите и лопайте их. Попросите детей использовать палочку для мыльных пузырей и вращать или быстро бегать, чтобы делать мыльные пузыри, а не дуть, чтобы сделать их.
  7. Саймон говорит или Мать может I. Игра Саймон говорит или Мать может я, сосредоточившись на выполнении крупных движений, таких как прыжки на одной ноге, прыжки вверх и вниз, касание пальцев ног, взмахи руками, гигантские шаги, шаги с вращением, крабовая прогулка и др.
  8. Музыка. Включите различную музыку, в том числе быструю и медленную, и устройте танцевальную вечеринку. Сделайте движение и попросите детей скопировать это движение, затем попросите их сделать движение и скопировать его.
  9. Игра в коробку. Используя пустые коробки всех размеров, позвольте детям проползти через них, над ними или под ними. Попросите детей толкать и тянуть коробки, чтобы передвигать их.
  10. Бросать и бросать. С помощью мешков с фасолью, носков, наполненных фасолью, или мягких игрушек дети должны бросать предметы в контейнеры, заклеивать места на полу или нарисованные мелом участки на подъездной дорожке.

Тренировка крупной моторики поможет детям научиться контролировать и координировать движения своего тела. Чтобы узнать больше о мероприятиях и статьях о развитии детей, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков, посетите веб-сайт МСУ Расширение сайта.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *