Разобрать слово поставил по составу: Словарь синонимов sinonim.org

Содержание

Порядок составления слова по составу. Составление слов по схемам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ПО СХЕМАМ. ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ».

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Улыбнитесь друг другу и садитесь за рабочие места.

-Прочитайте пословицу, записанную на доске: «Любишь кататься – люби и саночки возить.»

Постарайтесь объяснить её смысл.

Что нужно делать, если хочешь получить новое знание, приобрести новое умение на уроке? (Трудиться самому, работать самому ,не лениться.)

— Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и сделать для себя новое открытие.

2. Актуализация знаний.

Откроем тетради и запишем число.

— Какие опасности вас подстерегают в его написании? Объясните орфограммы.     

Орфографическая разминка.  

— Запишем предложение с объяснением орфограмм.  

* Подул резкий ветер, и закачалась гибкая рябина.    

(Комментирование предложения  одним из учеников у доски. Остальные дети высказывают свои согласие или несогласие при помощи цвета: красный карандаш — «да», зелёный — «нет», предлагают свои варианты проверочных слов.)     

— Зачем нужно учиться объяснять орфограммы? (Быть грамотными.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу у доски (для самооценки):

— Что тебе нужно было сделать?

-Ты сделал всё правильно или были недочёты?

— Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

— Какие знания тебе пригодились?

-Какую отметку ты бы себе поставил?  

-Мы с… учились оценивать свою работу.

Повторение основных понятий темы.

— Повторим то, что важно для урока.

Слайд №1. Примечание: при нажатии на  «понятие» на слайде – «лишнее» исчезнет, относящееся к теме  выделится цветом.

— Какие понятия «лишние»? (Предлог, глагол) Почему? (Не являются частями слова.)  

— Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. (Дети фронтально дают определение каждой части слова, приводят примеры, «сигналят» цветом о своём согласии или несогласии.)

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. 

Игра «Молчанка».

(На доске записаны слова в 3 столбика, по количеству рядов в классе. Одновременно по одному ученику от каждого ряда выходят к доске и, молча выделяют в словах части: окончание, основу, корень, приставку, суффикс.)

1 ряд                          2 ряд                                 3 ряд  

Грязный                    часовой                          капустная

Перегородка            подорожник                       завязка

( Если допущены ошибки, то их исправляют, сидящие на этом ряду дети. Остальные сигнализируют цветом. )

-Что мы сейчас делали? (Разбирали слова по составу.)

-В каком порядке вы его проводили? (Дети предлагают разные варианты.)

-Испытали ли затруднения? Какие?

-Как вы думаете, что важно знать при разборе слова по составу? (Порядок.)

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Порядок разбора слова по составу.)

-Чему же вы научитесь на уроке? ( Разбирать слова по составу в определённом порядке.)

-А что для этого нужно сделать? (Составить алгоритм разбора слова по составу и научиться им пользоваться на примерах.)

Освоение алгоритма разбора слова по составу.

1.Самостоятельное выведение алгоритма учениками на основе наблюдений и рассуждений.

-Запишите слова в столбик:

* берёзка        * бежит          *дошкольный

-Их надо разобрать по составу.

-С чего начать? Какая единственная часть в слове изменяется? (Окончание. )

-Изменим слова и выделим окончания в них.

-Что теперь легко найти? (Основу.) Почему? (Основа – часть слова без окончания.) – Находим основу в словах.

— Что  входит в основу обязательно? (Корень.) – Как выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов, найти общую часть.)

— Какие части слова осталось выделить? (Приставку и суффикс, где они есть.)

— Сделайте вывод:

— В каком порядке нужно разбирать слово по составу? Составим опорный конспект. Повторите последовательность разбора, опираясь на предыдущее упражнение.

Слайд №2

1.Прочитайте слово.

2.Выделите окончание.

3.Выделите основу.

4.Выделите корень.

5.Выделите приставку и суффикс.

(Дети переворачивают памятки, заранее выложенные на их партах.)

2.Развитие умений работать по алгоритму.   * Упр. №201  

1,2 столбики – в учебнике (фронтально) (Дети вслух проговаривают этапы разбора, следуя образцу. )

3 столбик – в тетрадь (1 вариант) — самостоятельно

4 столбик – в тетрадь (2 вариант) – самостоятельно

2 ученика работают у доски.

Самопроверка (Слайд№3)

-У кого задание не вызвало затруднений, разбор выполнен верно? Какой кружок себе нарисуете? (Полностью раскрашенный зелёным.)

-У кого возникли затруднения при выполнении задания? С какими словами?

(Разбор затруднений.) Какой кружок себе нарисуете? (Не полностью раскрашенный зелёным.) Значит нужно ещё потренироваться в разборе по составу. 

Вопросы к ученикам, выполнявших работу у доски (для самооценки):

-Справились?

-Самостоятельно работали?

-Верно выполнили задание?

-Какую отметку себе поставите? 

Творческое задание. (Работа в  парах.)

Слайд №4. 

-Подберите слова к схемам:

1ряд                     2ряд                                    3ряд

лис                      полос                                  сказ

-Проверяем. Какие у вас подобраны слова к 1-ой схеме, ко 2-ой, к 3-ей? Почему к каждой из схем удалось подобрать по несколько вариантов слов? (1ряд — лисица, лисонька, лисёнок… 2 ряд — полоска, полосочка, полосатый… 1 ряд — подсказка, рассказчик,присказка…)

-Кому было комфортно работать в паре?

4. Итог урока.

-Откройте рабочие тетради с печатной основой. Найдите тему №6 – задание №5. Каков правильный вариант ответа? В чём ошибка в других вариантах?

 -Какую цель ставили перед собой на уроке?

— Удалось ли достичь цели?

— Что у вас получилось сегодня лучше всего?

— В чём испытали затруднения?

— Предлагаю оценить свою работу на уроке.

Слайд №5. (Самооценка работы на уроке и выбор дифференцированного домашнего задания.)Памятки по разбору слова по составу сохранить в папке и выучить порядок разбора.

5. Универсальные учебные действия, формируемые на данном уроке.

Познавательные УУД

1.

 Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

6. Домашнее задание

Разгадай шарады, ответы запиши в тетрадь и разбери по составу. 

 

Корень тот же, что и в слове сказка,  

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,

Приставку — в слове выписать.

Корень – в слове преподносить. 

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Корень тот же, что и в слове отдавать,

Приставка взята из слова отличник,

Суффиксы взяты из слов мужество, откровенный, смелость.      

 

Морфологический разбор слова «окомелок»

Слово можно разобрать в 2 вариантах, в зависимости от того, в каком контексте оно используется.

1 вариант разбора

Часть речи: Существительное

ОКОМЕЛОК — неодушевленное

Начальная форма слова: «ОКОМЕЛОК»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *