Разобрать слово по составу сырой: Страница не найдена

Содержание

Ответы на олимпиадные задания для 11 класса

46,0% 33,2% разбора слов Состав слова Умение различать формы слова и родственные слова Б 1 балл 100,0% 71,0% 59,7%

по отдельным м (4 класс, конец 2011/2012 учебного года) (курсивом отмечены, проверяющие знания из раздела, который не является обязательным для овладения всеми учащимися) БЛОК 1 1_1 В.1, 1 В.8, 6 1.1.1

Подробнее

46,0% 33,2% разбора слов Состав слова Умение различать формы слова и родственные слова Б 1 балл 83,3% 42,3% 59,7%

БЛОК 1 знание/умение Результаты выполнения (в %) 1_1 В.1, 1 В.8, 6 1.1.1 Фонетика и графика Умение различать звуки и буквы Б 59,1% 62,1% 1_2 В.

1, 2 В.8, 7 Б 67,1% 68,1% 1_3 В.1, 3 В.8, 8 32,9% 34,9% 31,8%

Подробнее

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ю.Г. Захарова ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия

Подробнее

1.Цели и задачи дисциплины.

1.Цели и задачи дисциплины. 1.1. Цели преподавания дисциплины: Основными целями курса русского языка в колледже являются следующие: закрепить и углубить знания, развивать умения студентов по фонетике,

Подробнее

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Департамент социальной политики Администрации города Кургана муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа 35» Рассмотрена на заседании методического

Подробнее

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! КОНКУРС «ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЁХ»

К поставленному вопросу выберите из предложенных вариантов ответов только один тот, который, на ваш взгляд, является верным, и запишите его в таблице, помещённой в правом нижнем углу. Вторая графа, расположенная

Подробнее

Кодификатор по русскому языку 3 класс

Кодификатор по русскому языку 3 класс Тема планируемого результата Проверяемые умения Код Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика.. 1 Звуки и буквы. Выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть

Подробнее

Русский язык среди других языков

Урок 1 Русский язык среди других языков Цель: сформировать у школьников представление о многообразии языков в мире; дать учащимся понятие родственных и близкородственных языков; особо обратить внимание

Подробнее

5 класс учитель Ястребова Н.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 45 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 45 Барон С. А. Зарипова М.С 20 г. 20 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

Подробнее

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 5-м классе из расчёта 6 часов в (210 часов) и 5 часов в (175 часов) Раздел и учебника Ты изучаешь русский язык (2 ч/1 ч) расчёта в при 6 ч в

Подробнее

аудирование и чтение:

2 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: — понимать значимость русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; — пополнять объём словарного

Подробнее

Русский язык 10 класс. подготовки

Тема а Колво часов Тип а 1 Язык и общество 1 Урок усвоения 2 «Язык каждого народа создан самим народом» Русский язык 10 класс Требования к уровню подготовки Раздел 1. Общие сведения о языке (7 часов) Понимать

Подробнее

Пояснительная записка

1 Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы основного общего образования

Подробнее

Содержание предмета русский язык 10 класс

2 Содержание предмета русский язык 10 класс Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный

Подробнее

Планируемые результаты курса

Планируемые результаты курса Учащиеся должны уметь: — раскрывать роль русского языка в межкультурном общении; — по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям; обнаруживать

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 21» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Классы: 3А, 3 Б, 3 Д Учитель: Шевченко Наталья Викторовна, Гнездилова Лариса Ивановна, Нигматуллина

Подробнее

Базовый уровень для 7-8 классов

Содержание Базовый уровень по русскому языку для 7-8 классов. 3 Профильный уровень по русскому языку для 7-8 классов.7 Базовый уровень по русскому языку для 9-10 классов. 12 Профильный уровень по русскому

Подробнее

Суффиксы имен прилагательных

Суффиксы имен прилагательных Примеры
 

 

Слегка сырой (сыроватый), лес из сосен (сосновый), почва из глины (глинистая), чуткий человек (отзывчивый), салат из овощей (овощной), гриб небольшого размера (маленький).

 

Затем учащимся дается задание дополнить правую сторону таблицы примерами.

 

Мыльная (пена), дубовая (роща), лесистый (берег), заботливый (сын), голубоватый (цвет), прелестный (ребенок), тепленький (хлеб).

 

IV. Упр. 394 (устно).

 

V. Составьте слова по данным схемам.

 

VI. От корней —черн-, -ред— образуйте существительное, прилагательное, глагол.

 

VI. Запись под диктовку.

Учащиеся выделяют суффиксы прилагательных.

 

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

В осеннем лесу за сто шагов слышно, как пробегает маленькая мышь по сухим листьям. Умолкли звонкие голоса птиц. Золотистые кленовые листья беззвучно повисли на ветвях серебряной паутины. На желтоватом ковре из листьев играют последние солнечные зайчики.

(По В. Пескову.)

 

Домашнее задание: упр. 399 (письменно).

 

Урок 96. Суффикс — значимая часть слова(продолжение темы)

Знать: суффикс — значимая часть слова; средство образования новых слов (существительных, прилагательных, глаголов).

Уметь: выделять суффиксы; образовывать слова с различными суффиксами.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составьте схемы предложений.

 

1. Сильнее припекает солнышко, и веселее булькают по склонам оврага ручьи. 2. Уцелел только маленький сугробик под лапами ели, которая растет на краю обрыва.

 

— Что общего в структуре этих предложений? (Оба предложения сложные.)

— Чем они отличаются? (В первом — предложения, входящие в состав сложного, не зависят друг от друга; во втором — одно подчиняется другому, т. е. первое — сложносочиненное, второе — сложноподчиненное.)

 

II. Выпишите и разберите по составу.

 

1. Солнышко, сугробик, маленький (определить в словах значения суффиксов).

2. Припекает, булькают, уцелел.

 

При разборе глаголов учитель обращает внимание учащихся на суффикс -, который указывает на форму прошедшего времени, а также на то, что глаголы в настоящем (и будущем) времени имеют личные, а в прошедшем времени — родовые окончания.

III. Разбор слов по составу.

 

Видит — видел — видеть; слышит — слышала — слышать; тает — таяло — таять; пилит пилили; крикнул — крикнуть.

 

— На что указывают окончания -ит, -ет, -ть, -а, -о, -и, в глаголах? Можно ли определить форму глагола по суффиксу -л-? Приведите примеры.

 

IV. Игра «Кто больше?»

Запись примеров слов различных частей речи с корнями -да-, -един-, -ясн-.

 

V. Запись текста под диктовку и его анализ по вопросам.

 

Однажды охотник встретил на лесной дороге маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки.

У девочки были зеленоватые глаза, и в них отражался огонь осиновых листьев.

Она проводила охотника до избушки лесника.

 

Вопросы к тексту.

1. Указать средства связи предложений в тексте.

2. Составить схему четвертого предложения. Что связывает в нем союз и?

3. Найти однокоренные слова. Чем они отличаются по составу?

4. Назвать слова с нулевым окончанием. Какие это части речи? На что указывают в них нулевые окончания?

5. Есть ли в тексте слова без окончания? Что это за части речи?

6. Подчеркнуть суффиксы в именах прилагательных. Назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это части речи?

7. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?

 

Домашнее задание:упр.396.

 

Урок 97. Приставка

Знать: приставка — значимая часть слова; средство образования слов.

Уметь: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение.

 

I. Наблюдения на с. 156.

В процессе работы с этим материалом и устного выполнения упр. 402 заполняется таблица.

Т а б л и ц а 15

Приставки

 

Делается вывод: приставка — значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.

Читается записанное заранее на доске высказывание К. И. Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

— Докажите правильность слов писателя: образуйте с помощью приставок глаголы, составьте и запишите с некоторыми из них словосочетания.

С-, вы-, пере-: давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.

 

II. Выразительное чтение записанного (или спроецированного) на доске текста.

Учащиеся должны определить стиль высказывания тип речи, выписать из текста глаголы с приставкой и разобрать их по составу.

(Стиль речи — художественный. Один из его признаков — использование слов в переносном значении. Учащиеся должны найти эти слова. Тип речи — повествование, в котором последовательно раскрываются действия.)

 

Впереди видна мутная сталь воды. Из-за озера, из темных еловых перелесков выплывают орлы. Они выделяются грозными силуэтами на фоне закатного солнца. Испуганный их внезапным появлением, замирает весь пернатый мир. Прекратили драку селезни. Смолкла лебединая перекличка, Орлы дозором облетают озера.

(Г. Федосеев.)

 

III. Игра «Составь слово».

Школьники должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.

 

Домашнее задание: § 76, упр. 404, 405.

 

Свежесть по составу разобрать

Как выполнить разбор слова свежесть по составу? Выделения корня слова, основы и его строения. Морфемный разбор, его схема и части слова (морфемы) — корень, суффикс .

Схема разбора по составу: свеж есть
Строение слова по морфемам: свеж/есть/
Структура слова по морфемам: приставка/корень/суффикс/окончание
Конструкция слова по составу: корень [свеж] + суффикс [есть] + окончание [нулевое]
Основа слова: свежесть

Словообразование: производное, так как образовано 1 (одним) способом, способы словообразования: суффиксальный.

Характеристики основы слова: непрерывная, простая (1 корень), производная, членимая (есть словообразовательные афиксы) .

свежкорень
естьсуффикс
øнулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова адвентист (существительное):

Ассоциации к слову «свежесть»

Синонимы к слову «свежесть»

Предложения со словом «свежесть»

  • Ткань едва уловимо пахла ледяной свежестью, апельсинами и ванилью.
  • Мои лёгкие наполнились запахом прошедшего ночью дождя, утренней свежести, сжигаемых во дворах помоек и лета.
  • По саду стелилась сырая ночная свежесть, багровое небо покрыли сетью вспухшие вены умирающего дня.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «свежесть»

  • В воздухе, на солнце, было тепло, и тепло это, смешиваясь с крепительною свежестью утреннего заморозка, еще чувствовавшегося в воздухе, было особенно приятно.

Сочетаемость слова «свежесть»

Какой бывает «свежесть»

Значение слова «свежесть»

СВЕ́ЖЕСТЬ , -и, ж. 1. Свойство и состояние по знач. прил. свежий. Свежесть цветов. Свежесть белья. Свежесть утра. Свежесть красок. Свежесть впечатлений. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «свежесть»

СВЕ́ЖЕСТЬ , -и, ж. 1. Свойство и состояние по знач. прил. свежий. Свежесть цветов. Свежесть белья. Свежесть утра. Свежесть красок. Свежесть впечатлений.

Предложения со словом «свежесть»:

Ткань едва уловимо пахла ледяной свежестью, апельсинами и ванилью.

Мои лёгкие наполнились запахом прошедшего ночью дождя, утренней свежести, сжигаемых во дворах помоек и лета.

По саду стелилась сырая ночная свежесть, багровое небо покрыли сетью вспухшие вены умирающего дня.

Синонимы к слову «свежесть»
Ассоциации к слову «свежесть»
Сочетаемость слова «свежесть»
Какой бывает «свежесть»
Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Морфемный состав суще­стви­тель­но­го све­жесть соот­вет­ству­ет схе­ме:

Существительное све­жесть обра­зо­ва­но от при­ла­га­тель­но­го све­жий с помо­щью суф­фик­са -есть, кото­рый обо­зна­ча­ет каче­ство. После шипя­ще­го в суф­фик­се пишет­ся е, а после твер­дых соглас­ных — бук­ва о:

скорость, ясность, меткость, молодость.

Слово све­жесть изме­ня­е­мое, зна­чит, выде­лим в его мор­фем­ном соста­ве окон­ча­ние, кото­рое мате­ри­аль­но не обо­зна­че­но ни зву­ка­ми, ни бук­ва­ми, и поэто­му назы­ва­ет­ся нуле­вым. При изме­не­нии сло­ва нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в его соста­ве:

свежесть_ — свежест-и, свежесть-ю.

Корнем сло­ва явля­ет­ся часть свеж-, кото­рая суще­ству­ет в род­ствен­ных сло­вах:

све­жень­кий, све­жа­ти­на, све­жи­на, све­жо, осве­жить, осве­жи­тель.

Суммируя все выше­из­ло­жен­ное, мор­фем­ный состав сло­ва све­жесть таков:

свеж-есть_ — корень/суффикс/нулевое окон­ча­ние.

— 7 . 2014-2015 (. 4 )

— н-нн в прилагательных;

— написание -тся – ться в глаголах;

— правильное написание глагольных окончаний;

— написание не с глаголами.

Знаки препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— разбор слова по составу;

— синтаксический разбор предложения;

— умение вычерчивать схемы к предложениям;

— разбирать слово морфологически и фонетически.

Диктант

Всё время держится прекрасная погода. Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды усеивают тёмное небо и блестят чисто и нежно.

Наступает пора листопада, и листья падают дни и ночи. Они то косо летят по ветру, то отвесно ложатся на сырую траву.

Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник около речки. Леса обнажаются, и среди деревьев светло и просторно. Это время совпадает с отлётом пернатых в далёкие края. Они собираются в большие стаи. Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи.

Чёрными облаками перелетают по полям и лугам стаи скворцов. Высоко в небе тянутся журавлиные косяки.

До свидания, осень, — говорим мы и приветствуем приход зимы.

Грамматические задания

1. Сделать фонетический разбор слова:

Деревьев — 1-й вариант листья — 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Подмораживает, серебряные, кустарник — 1-й вариант

Обнажаются, журавлиную, зарослей — 2-й вариант

3. Составить схему к предложению: Когда на небе догорает последний луч, из прибрежных зарослей раздаются какие-то таинственные шорохи. — 1-й вариант  До свидания, осень, — говорим мы и приветствуем приход зимы. — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Диктанты 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Диктанты 3 класс»

Контроль знаний за 1 четверть.

Диктант

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.

  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.

  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше чем звуков.

Контроль знаний за 2 четверть.

Диктант.

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.

  2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).

  3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.

Контроль знаний за 3 четверть.

Диктант.

Первые дни весны.

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.

  2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.

1 вариант: узкий ручей — …; старательный ученик — …; 2 вариант: трусливый мальчик — …; высокий куст — …

Контроль знаний за 4 четверть.

Диктант.

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам 7-ое и 9-ое предложения.

  2. Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, березки; 2 вариант: развесили, веселый, местечко).

  3. Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли.

Контроль знаний.

Диктант за год.

Утро в степи.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.

  2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.

  3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).

Диктант Пришла осень


Диктант

Пришла осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Слова для справок: наружу, заметила.

Диктант

В осеннем лесу.

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь — белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Диктант

Чудесная пора осени.

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.

Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

1-й вариант. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи.

2-й вариант. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Диктант

Друзья леса.

Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские березки от любителей березового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

Слова для справок: новогодним, любителей, прижились.

Примечание: предупредить о постановке запятых.

Задания:

1. Разобрать по членам второе и четвертое предложения (по вариантам). Выписать из предложения словосочетание с именем существительным, указать его склонение и падеж.

2. Разобрать слова по составу:
1-й вариант: ослепил, просьбой.
2-й вариант: повязал, записку.

Диктант__Запах_свежего_хлеба.’>Диктант

Запах свежего хлеба.

Каждую ночь по деревне плыл запах теплого хлеба. Утром Филька с ребятами подошел к мельнице. Ветер гнал по небу рыхлые облака. Шалун спустился к деревьям, пробежал от осинки к осинке, раскачал верхушку березки. Филька вытащил буханку теплого хлеба. Панкрат выпустил коня. Конь осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика хлеб мягкими губами.

Все улыбались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала. Чем она была огорчена? (К. Паустовский)

Слова для справок: Панкрат, ракита, огорчена.
Диктант

Прогулка.

Удивительная была прогулка. Мать с сыновьями гуськом шли к дальнему роднику по узенькой тропке. Сияло холодное небо. В морозной тишине громко трещали сороки. В густых кедровых ветвях прятались белки. Ловкие зверьки весело прыгали с ветки на ветку. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц. Вот свалилась с верхушки старой ели большая гора снега. Геку показалось, что вся земля достоит из высокого дремучего леса. (А. Гайдар)

Слово для справки: дремучего.

Диктант

Весенняя осень?

Я вхожу в лес. На сухом пригорке проклюнулась первая травка. Голубые перелески цветут. На ветках почки лопнули.

Вот поляна. Тут хозяйничает настоящая осень. Молодые дубки в желтой осенней листве. На земле пушистый ковер. Около старого пенька на толстой ножке гриб в красной шапке.

Здесь вечная осень?

Но вот с ближней ветки сорвался сухой лист. Он закачался в холодном воздухе и упал. Открылась на месте листа тугая коричневая почка. Под листом она укрылась от зимнего холода. (Э. Шим)

Задания:

В девятом предложении найти существительные, указать и склонение и падеж. Выделить окончания.

Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.

В последнем абзаце указать род, число, падеж имен прилагательных. Выделить окончания.

Диктант

Половодье.

На сирени, тополе, березе набухли почки. Наступает пора бурного таяния снега. Лед на реке намокает, темнеет. Недалеко от берега показались талые оконца. Придешь через неделю и не узнаешь реки. Кругом вода. Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега. Вода наступает и на покрытый сухой травой луг. Над водой на тихом месте торчат верхушки стебельков. Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски.

Грамматические задания:

1. Над первым словом каждого предложения надпишите, какое предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).

2. Укажите падежи имен прилагательных и выделите окончания.

3. Выделите безударные окончания глаголов 3-го лица в форме единственного числа.

Диктант

Подземная охота.

Трюфели — удивительные грибы. Они растут под землей. Как же найти их? Бывалый охотник за трюфелями берет с собой поросенка или собаку. Настоящая охотничья собака не подойдет. В чаще часто мелькает дичь. Дичь заставляет такую собаку сразу позабыть о грибах. Годятся для грибной охоты пудели, болонки, дворняжки. Разыскивать трюфели могут даже коровы. Животные разрывают лесную подстилку и откусывают часть вкусного гриба. В России эти грибы часто называют коровьим хлебом. В прошлом веке под Москвой для сбора трюфелей использовали даже ручных медведей! В древнем Риме эти грибы называли пищей богов. Таинственный, редчайший гриб! И где? У нас в Подмосковье!

Грамматические задания:

1. Выписать из диктанта предложение с однородными подлежащими. Разобрать это предложение по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.

2. Разобрать по составу слова: грибной, подстилку, разрывают.

3. Объяснить, почему трюфели называли коровьим хлебом.

Изложение__Горькая_вода.’>Изложение

Горькая вода.

Толя с Васей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было его нести. Мальчики это заметили. Но Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать старушке.

Однажды Толя шел с прогулки. Он захотел пить, постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю приветливо, дала воды. Мальчик покраснел. Он выпил воды и выбежал на улицу. Вода ему показалась горькой. (В. Осеева)

Изложение

Моя поляна.

Я меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

(В. Песков)

Изложение

1) На пригорке обсохла земля. На груди у Зои Петровны сверкал орден. Тропинка вывела нас к реке. Сережа приехал к бабушке. Медведь выбрал место для берлоги.

2) Стрелял охотник в медведя, да только ранил зверя. Кинулся медведь на человека.

Бросил охотник ружье и полез по сосне. А медведи умеют лазить по деревьям. Вот медведь и вскарабкался за охотником.

Видит охотник: сейчас медведь его за ногу схватит. Сбросил он с себя тулуп.

Медведь подумал, что это охотник упал. Кинулся зверь за тулупом, да и сорвался с вершины. Разбился медведь.

Слез охотник с дерева и стал плясать от радости.

— Ничего, что тулуп в крови, зато медвежью шкуру даром получил!


Изложение

Тополя.

От станции до поселка более километра. Дорога была на редкость прямой. По обе ее стороны росли стройные тополя. Они украшали местность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную историю о них.

Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом он сообщил другу. Ранней весной обрезали тополя. Мальчики собрали все веточки. Ранним утром и поздним вечером ребята бежали на дорогу. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами.

Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на дороге. Как много могут сделать настойчивые руки! (Е. Пермяк)

Изложение

В выходной день папа с Серёжей сделали кормушку. Папа прибил её под самой форточкой.

Каждое утро Серёжа сыпал в кормушку разные крошки, зёрна.

Воробьи садились на большой тополь, но к кормушке не подлетали.

Однако с каждым днём птицы становились всё смелее. Они садились на ближние ветки тополя, потом начинали слетаться на столик-кормушку. А как осторожно они это делали! Пролетят мимо, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетают. Склюют там потихоньку и опять к кормушке летят. Серёжа наблюдал за птицами и радовался.

(По В. Чаплиной)

Контрольное списывание

Родничок.

Из-под каменистого берега бьет родник его открыли охотники, они вырыли лунку, очистили от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку, и потек теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы выкладывают колодец здесь усталый путник может утолить жажду в горах каждый родник имеет свое имя, он назван именем человека, открывшего его. (И. Васильев)

Контрольное списывание

Коростель и крот.

Из долгого теплого края возвращался домой маленький коростель. Он всю зиму прожил в Африке.

Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.

Коростель повстречался с кротом. Крот спросил коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей северной Родине и о теплой Африке.

Крот удивился. Почему коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у каждого есть своя Родина. (В. Сухомлинский)

Достарыңызбен бөлісу:

Контрольный диктант в 7 классе № 3 | Сборник диктантов по Русскому языку в 7 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 7 классе № 3