Разобрать по составу слово поставил: Поставил — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Содержание

Русский язык. Состав слова

1 3 4 6 1 3

1. Работа в рабочей тетради.

– Вспомните порядок разбора слова по составу.

2. Задание № 3, тема 1 в рабочей тетради.

– Какой номер варианта вы выбрали? Сравните с ключом в приложении.

– Какое окончание в этом слове? Докажите.

– Как вы нашли другие части в слове? (Объяснили слово заморозок через слово мороз: заморозок – небольшой (лёгкий) мороз.)

– Почему не подходит к схеме слово захрустит? (Нет суффикса.)

– А завистливый? (Нет приставки.)

– Как это доказать? (Нельзя объяснить через однокоренное слово без за, например, вист-, — вистливый.)

3. Работа в учебнике.

1. Упр. 32 – развивается умение разбирать слова по составу, опираясь на порядок разбора и приведённые однокоренные слова.

Выполняется с комментированием.

2. Упр. 33 – приводятся этимологические сведения о слове белка, раскрывается современный состав этого слова.

Методическая рекомендация: на данном примере хорошо иллюстрируется мысль о разрыве былых связей однокоренных слов, в результате которого происходит изменение в структуре (составе) слов – опрощение. Практический вывод, к которому приходим в результате знакомства с этим материалом: не привлекать к разбору слова по составу данные истории (этимологии) слов. Проводить анализ состава слова следует, опираясь только на живые, естественные связи, объяснять (толковать) значения слов нужно, исходя из современного языка.

Ученики разбирают по составу слова:

(чередуются согласные к//ч.)

Запись ряда слов с корнем -бел-.

Вывод: слова белый и белка не являются однокоренными.

3. Игра-конкурс «Эрудит».

В игре принимают участие две команды, составленные из сильных учеников класса (по 3 человека в каждой). Каждая команда получает лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.

Слова для разбора:

В зависимости от уровня класса схему можно упростить (сделать одну приставку, корень, суффикс).

Проверка коллективная.

В это время остальные ученики выполняют упр. 34 (разбирают по составу слова под цифрой 2: колпачком, золотого, маленький, разгрызёт).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Фонд оценочных средств по русскому языку 3 класс | Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме:

Диктант  по теме «Тест. Предложение. Словосочетание» (диктант с грамматическим заданием)

Осенью

     Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

 Грамматическое задание Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

Слова русский, листья разделите для переноса.

В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Проверочная работа № 1 по теме «Части речи»

В. П. Канакина  Г.С .Щёголева Русский язык

Проверочные работы Части речи стр.18-19

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1

(за 1 четверть)

Ракета,  картофель, овес, трактор, восток, квартира, понедельник, помидор, пшеница, овощи, вместе, праздник, орех, альбом, погода, компьютер, горох.

Контрольное списывание № 1

Задание: вставить пропущенные буквы.

Ручная ворона.

      На  п..оляне  Костя увидел  б..льшую в..рону. У  в..роны было сломано крыло. Мальчик принес находку д..мой.  Он нашел б..льшую клетку.  Костя вынес клетку во двор. В клетку поставил ч..шку с в..дой и впустил в..рону. Скоро она привыкла к людям.  В..рона выходила из клетки и гуляла по дв..ру. Так птица прож..ла зиму. Весной в..рона ул..тела.

Проверочная работа № 2 по теме  « Состав слова»

Выполнил ___________________________________ (учени __ 3      класса).

1 Вариант.

1. Что такое корень?

а) Значимая часть слова.

б) Общая часть однокоренных слов.

в) Часть слова, стоящая посередине его.

2. Что нужно сделать, чтобы найти корень?

а) Изменить слово в соответствии с вопросом.

б) Подобрать однокоренные слова.

3.. Какие слова не являются однокоренными?

1) водитель – водить

2) ученик – школьник

3) родился – Родина

4) лес – лестница.

4. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется …

1) Корень.        3) Приставка.

2) Окончание.      4) Суффикс.

5. Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

1) Изменить слово в соответствии с вопросом.

2) Подобрать однокоренные слова.

6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов, называется …

1) Корень.     3) Приставка.

2) Окончание.    4) Суффикс.

7. Выбери слова, у которых есть приставки.

1) написал    3) принц    5) дорога    7) орех

2) налим     4) приплыл     6) догорал      

8. Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования слов,

называется …

1) Корень.      3) Приставка.

2) Окончание.      4) Суффикс.

9 . Из каких частей состоит слово ПОДОРОЖНИК?

1) из приставки, корня и суффикса.

2) из приставки, корня, суффикса и окончания.

3) из корня, суффикса и окончания.

10. В какой строке все слова являются однокоренными?

1) водный, обводить, водяной.

2) дружить, дружный, подружка.

3) гора, загореть, горный.

11. Какую гласную напишешь в приставках?

П . дарить, п . садка, п . дснежник, п . дслушать, д . вверять, д . бежать.

  1.  а           2) о

Выполнил _____________________________________(учени __ 3      класса).

2 Вариант.

1. Что такое корень?

а) Часть слова, стоящая посередине его.

б) Значимая часть слова.

в) Общая часть однокоренных слов.

2. Что нужно сделать, чтобы найти корень?

а) Подобрать однокоренные слова.

б) Изменить слово в соответствии с вопросом.

3. Какие слова не являются однокоренными?

1) умник – умный

2) гореть – гора

3) рисовать – рисунок

4) летать – лето.

4. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется …

1) Приставка.    3) Окончание.

2) Корень.      4) Суффикс.

5. Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

1) Подобрать однокоренные слова.

2) Изменить слово в соответствии с вопросом.

6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов, называется …

1) Приставка.     3) Окончание.

2) Корень.      4) Суффикс.

7. Выбери слова, у которых есть приставки.

1) помолчать    3) дождик     5) удивлять     7) известный

2) полковник      4) дождаться      6) удочка      8) избушка.

8. Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования слов,

называется …

1) Приставка.      3) Окончание.

2) Корень.           4) Суффикс.

9. Из каких частей состоит слово ТАНКИСТ?

1) из приставки, корня и суффикса.

2) из приставки, корня, суффикса и окончания.

3) из корня, суффикса и окончания.

10. В какой строке все слова являются однокоренными?

1) летать, лето, лётчик.

2) корм, накормить, кормушка.

3) рисовый, рисовать, рисунок.

11. Какую гласную напишешь в приставках?

Н . дписать, н . дстроить, з . бежать, н . рисовать, н . конец, з . лететь.

  1.   о       2)   а

Ответы на тестовые задания.

1 вариант.

1   2) Общая часть однокоренных слов.

 2.  2) Подобрать однокоренные слова.

 3. 2) ученик – школьник, 4) лес – лестница.

 4.   3) Окончание.

5.   1) Изменить слово в соответствии с вопросом.

6.   3) Приставка.

7.  1) написал, 4) приплыл, 6) догорал, 8) оберегает.

8.     4) Суффикс.

9.   2) из приставки, корня, суффикса и окончания.

10.   2) дружить, дружный, подружка.

11.   2) о

  2   вариант.

1.   3) Общая часть однокоренных слов.

2   1) Подобрать однокоренные слова.

3.   2) гореть – гора, 4) летать – лето.

4    3) Окончание.

5.   2) Изменить слово в соответствии с вопросом.

6    1) Приставка.

7.  1) помолчать, 4) дождаться, 5) удивлять, 7) известный.

8.  4) Суффикс.

9.  3) из корня, суффикса и окончания.

10.2) корм, накормить, кормушка.

11.    2) а

Контрольное списывание №2

В. П. Канакина  Г.С .Щёголева Русский язык

Проверочные работы стр.50

Контрольный диктант  ( за 2 четверть)

Зимний лес.

     Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостиком. Полетела легкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел

                                                                                                             (50 слов).

                                                                                  (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения. Надпишите части речи.

I вариант.

Голодные синички прилетели к кормушке.

2 вариант.

Серенькая белочка спряталась в дупле.

2. Разбери слова по составу.

I вариант                                            II вариант

морозец                                                журавлик

пробежка                                              погрузка

длинный                                               ранний

постучал                                               пробежал  

прилетят                                               замерзают

3. Запиши слова в 3 столбика.

Кр…чать, б…реза, сла…кий, ло…кий, сн…жинка, с…бака, т…желый, п…льто, ска…ка.

Словарный диктант № 2

Родина,  комната, коллектив, аккуратно, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.

Контрольное списывание № 3

Цели: — формировать навыки самостоятельной работы;

— проверить сформированность навыка списывания, умение делить текст на смысловые части;

 — проверить каллиграфические навыки.

З а д а н и е. Прочитайте текст. Выделите в нем законченные части. Каждую записывайте с красной строки.

Зимний лес

       За дальние горы уходит солнце. Деревья своими вершинами смотрят в небо. В небе появилась большеглазая луна. Деревья стоят на страже, как старые верные воины. Ночь миновала. С веток сыплется серебряная радуга. Это в могучих ветвях пляшут белки и щелкают кедровые орешки. Прошмыгнула мышка. Прокричала птица. Зимний лес ожил.

Проверочная работа № 3 по теме  «Имя существительное»

В. П. Канакина  Г.С .Щёголева Русский язык

Проверочные работы  стр. 65 ( 14 задание)

Словарный диктант № 3

  Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север альбом, погода, компьютер, горох.

Проверочная работа № 4  по теме «Имя прилагательное»

1 вариант:

1.Имена прилагательные обозначают:

        действие

        количество

        признак

        предмет

2.Определи, какой частью речи является выделенное слово.

Маленький  жеребёнок  мчится  по  дороге.

        имя существительное

        глагол

        Имя прилагательное

3.Сколько в данном тексте имен прилагательных?

Воздух чистый и свежий. Весело щебечут маленькие певуньи. Над полем ржи в небесной лазури жаворонки поют веселые песни. Утро обещает ясный и теплый день.

        5          6          7           8

4.Какой ряд состоит только из имен прилагательных?

        весна, скворец, теплый, тает

        кислый, красный, ласковый, золотой

        сосна, они, теплый, березняк

        кора, спелые, ягодка. любовался

5.Выбери имя прилагательное мужского рода

        Огромный (медведь)

        Утренняя (роса)

        Звездное (небо)

6.Выбери имя прилагательное женского рода

        Утренняя (роса)

        Местный (житель)

        Домашнее (задание)

7.Выбери имя прилагательное среднего рода

        Радостная (весть)

        Доброе (имя)

        Дремучий (лес)

8.Какие прилагательные образованы от существительных радость, честь, книга, мороз?

        Радуюсь, чествовать, книжечка, морозище

        Радуйся, честь имею, за книгой. заморозить

        Радостный, честный, книжный, морозный

        Рад встрече, в чести, в книге, мороженое

9.Вставь пропущенные буквы, допиши окончания. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией, укажи их падеж.

Сильн…  ветер  разогнал  тяжёл…   тучи.  Дож…ь   прошёл .  Мокр… тр…ва  бл…стит   на  ярк…  со…нце.    Его тёпл…   лучи   осв…тили    л…сн….

п…ляну. Красив….    огоньками  сверкает утренн…..      р…са.

2  вариант

1. Имена прилагательные обозначают:

        признак

        количество

        действие

        предмет

2.Определи, какой частью речи является выделенное слово.

Хорошо в лесу в жаркий день.

        имя  прилагательное

        глагол

Имя существительное

3.Сколько в данном тексте имен прилагательных?

У меня на столе большой глобус с коричневыми горами, зелеными долинами, голубыми морями. Глобус стоит на черной ножке. Он похож на большую голову. Я вращаю глобус, и мне кажется, что это не школьный глобус, а настоящая Земля.

        5          6           7         8

4.Какой ряд состоит только из имен прилагательных?

        Лето, соловей, ласковый, гудит

        Пихта, она, добрый, сосняк

        Синий, теплый, громкий, мокрый

        Гора, спелый, яблоки, восхищался

5.Выбери имя прилагательное мужского рода

        Высокий (столб)

        Яркая (звезда)

        Глубокое (озеро)

6.Выбери имя прилагательное женского рода

        Сладкая (ягода)

        Летний (день)

        Высокое (дерево)

7.Выбери имя прилагательное среднего рода

        Маленький (стул)

        Красивая (шляпа)

        Теплое(одеяло)

8.Какие прилагательные образованы от существительных зима, свет, хруст, друг?

        Зимний, светлый, хрустящий, дружный

        Зимушка, светлячок, хрустнул, дружок

        Зимовать, светить, хрустеть, дружить

        Зимовка, осветить, захрустел, подружка

9.Вставь пропущенные буквы, допиши окончания. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией, укажи их падеж.

Сильн…  ветер  разогнал  тяжёл…   тучи.  Дож…ь   прошёл .  Мокр… тр…ва  бл…стит   на  ярк…  со…нце.    Его тёпл…   лучи   осв…тили    л…сн….

п…ляну. Красив….    огоньками  сверкает утренн…..      р…са.

Ответы:

1-вариант                                         2-вариант

1)3                                                     1)1

2)3                                                     2)1

3) 3                                                    3)4

4)2                                                     4)3

5)1                                                     5)1

6)1                                                     6)2

7)2                                                     7)3

8)3                                                     8)1

Контрольный диктант № 3.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

    Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.  

                                                                                                                 (66 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

II вариант

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Разберите слова по составу.

I вариант

лунный

подкормка

сталевар

медвежонок

II вариант

лимонный

заморозки

птицевод

лисенок

Проверочная работа № 5 по теме «Местоимение»

В. П. Канакина  Г.С .Щёголева Русский язык

Проверочные работы  стр.  74-75

Проверочная работа № 6  по теме «Глагол»

Запиши недостающие слова

Глагол-это ______________________________, которая отвечает на вопросы___________________________________________________________________________________________ и обозначает ______________________предмета.

Глаголы изменяются по _________________________________________________

В прошедшем времени у глаголов суффикс_________________________________

Частица не с глаголами пишется _______________________

2.Как изменяются глаголы в прошедшем времени? Докажи на примере___

3.Сколько глаголов в тексте?

У лесных тропинок всё лето цветут одуванчики. Семена одуванчика быстро созревают и плывут в воздухе. Вечером одуванчики закрывают свои лепестки.

1) 6         2) 5           3) 4        4) 3

4. Подчеркни только глаголы:

Зелёный, зеленеть, зелень, кричалка, крикливый, кричать, полёт, лётный, лететь, молчанка, молчать, молчун.

5. От данных существительных образуйте глаголы трёх времен:

Письмо

Звон

Молчание

Бег

Плач

6. У глагола принёс неопределённая форма

Нёс

Принёс

Нести

Занести

7. Поставь глаголы в неопределенную форму и запиши к ним вопросы

Бегал (что делать?)-_____________________________________________________

Говорили-_____________________________________________________________

Отправился-___________________________________________________________

Наступила-____________________________________________________________

8. Выбери глаголы в неопределенной форме:

Хотел

Таскать

Улетели

Спасти

9. Вставь пропущенные буквы.

Был бы обед, а ложка сыщет__ся. Была бы охота — будет ладит__ся работа. Грамоте учит_ся — всегда пригодит_ся. В умной беседе ума набират_ся, в глупой свой потерять.

10. Неопределенная форма глаголов отвечает на вопросы:

1.Что делать?

2. Что делал?

3. Что делает?

4. Что сделать?

11. Разобрать глаголы по составу:

Забежала, написала, рассказали, посмотрел, прилепила

12. В каком варианте от слов ГОЛОС, ЗЕМЛЯ, ПРАВДА, СВЕТ образованы глаголы?

 1) голосовые, земляной, правдивый, светлый

 2) голосить, приземлиться, оправдать, светить

3) голосок, землица, правый, светлеет

 4) голоса, земли, с правдой, просвет

13. Спиши и раскрой скобки.

Маша (не)доела кашу.

Мальчик (не)пошёл в школу, он (не)домогает.

Он и с этой лестницей (не) достает до провода.

Он (не)навидел своих врагов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Вставь пропущенные буквы. Укажи время и число глаголов.

Отря_ туристов забрел в л_сную глуш_. Сквозь в_рхушки д_рев_ев в_днеется син_ небо. Кругом заросли болотн_ камыша. Выше ч_ловеческ_ роста выт_нулись растения. Здесь л_гко каждый спрячется, как в настоящ_ л_су. Длинн_ л_сток красиво изг_бается з_лен_ аркой. Пр_мой стройн_ ст_б_лек увенчан бархатн_ г_ловкой. Темн_ ш_шечка к_чается от ле_кого в_терка.

15.Запиши глаголы, поставив их в единственное число, определи время.

Плывут- Варят-

Кипят- Расскажут-

Запоют- Говорят-

Ползут- Спят-

Контрольный диктант № 4

Весной.

     Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят  крикливые  воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова)

Задание. 1 вариант: выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.

2 вариант: выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.

Словарный диктант № 4

     Герой, солдат, рисунок, завтрак, сирень, солома, самолет, растение, портрет, кровать, воскресенье, пейзаж, трамвай , одежда, овощи, Московский Кремль.

 Контрольный диктант № 5

Лето.

        Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь.

       На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели. К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.    (68 слов)

Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.

Грамматические задания.

1 вариант.

     Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

     Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

      Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.

2 вариант

     Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.

       Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.

Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.

      Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.

Контрольное списывание № 4

Расположи части текста так, чтобы получился  рассказ, запиши. Озаглавь рассказ.

      Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.

      Радостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.

      Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.

      Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.

     (  Радостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.

      Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.

       Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.

     Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.)

Объём слов: 74

Морфологический разбор слова «условие»

Часть речи: Существительное

УСЛОВИЕ — неодушевленное

Начальная форма слова: «УСЛОВИЕ»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.