Значение слов в словарях
wordmap
Сложность и многогранность русского языка порой удивляют даже его носителей. Особенность заключается в отсутствии структурности. Ведь очень много вольностей допускается не только при построении предложений. Использование некоторых словоформ тоже имеет несколько вариаций.
Сложности и особенности работы со словом
В русском языке огромное количество допущений, которые нельзя встретить в других культурах. Ведь в речи часто используются не только литературные слова, которых свыше 150 тысяч. Но еще и диалектизмы. Так как в России много народов и культур, их более 250 тысяч. Неудивительно, что даже носителям языка иногда необходимо отыскать точные значения слов. Сделать это можно с помощью толковых словарей или специального сервиса WordMap.
Чем удобна такая площадка? Это понятный и простой словарь значений слов, использовать который предлагается в режиме онлайн. Сервис позволяет:
- узнать точное значение слова или идиомы;
- понять, как правильно в нем ставить ударение.
Площадка предлагает ознакомиться с историей возникновения слова. Тут рассказывается, из какого языка или культуры оно пришло, когда и кем использовалось в речи.
Осуществляя поиск значения слов в словаре, важно понимать его суть. Ведь звуковая составляющая каждой лексической единицы в языке неразрывно связана с определенными предметами или явлениями. Вот почему при использовании сервиса не стоит ставить знак равенства между значением искомого слова и его понятием. Они связаны между собой, но не являются единым целым. К примеру, понятие слова «центр» можно определить как середину чего-либо. Однако конкретные значения могут указывать на внутреннюю часть комнаты, города, геометрической фигуры и т. д. Иногда речь идет о медицинской организации, математике или машиностроении. В многозначности и заключается сложность русского языка.
Поиск значений через WordMap
Для того, чтобы узнать, что значит слово, была проведена кропотливая работа. Ведь разные пособия и сборники могут давать разные значения одних и тех же лексических конструкций. Чтобы получить максимально полное представление о слове, стоит обратиться к сервису WordMap. В системе есть значения из наиболее популярных и авторитетных источников, включая словари:
- Ожегова;
- Даля;
- медицинского;
- городов;
- жаргонов;
- БСЭ и т. д.
Благодаря этому можно узнать не только все книжные, но и переносные значения лексической конструкции.
Только что искали:
шуша 1 секунда назад
призовол 1 секунда назад
в цветочных зарослях 2 секунды назад
неживою 4 секунды назад
инпот 5 секунд назад
изобразили 7 секунд назад
щедрость 8 секунд назад
щелочно-известковый 8 секунд назад
развеска 8 секунд назад
аммонитам 9 секунд назад
сран 10 секунд назад
ведреный 10 секунд назад
птмеаарр 13 секунд назад
одинаковые интересы 14 секунд назад
для изучения под микроскопом 14 секунд назад
Ваша оценка
Закрыть
Спасибо за вашу оценку!
Закрыть
Последние игры в словабалдучепуху
Имя | Слово | Угадано | Время | Откуда |
---|---|---|---|---|
Игрок 1 | кулик | 5 слов | 2 часа назад | 46. 114.156.218 |
Игрок 2 | пилочка | 29 слов | 2 часа назад | 46.114.156.218 |
Игрок 3 | таракан | 11 слов | 4 часа назад | 46.114.156.218 |
Игрок 4 | детва | 7 слов | 4 часа назад | 46.114.156.218 |
Игрок 5 | перепел | 6 слов | 4 часа назад | 46.114.156.218 |
Игрок 6 | графиня | 13 слов | 4 часа назад | 46.114.156.218 |
Игрок 7 | зажиточность | 0 слов | 7 часов назад | 85.174.207.76 |
Играть в Слова! |
Имя | Слово | Счет | Откуда | |
---|---|---|---|---|
Игрок 1 | валер | 20:22 | 5 минут назад | 94. 245.134.239 |
Игрок 2 | кухта | 18:20 | 15 минут назад | 94.245.134.239 |
Игрок 3 | бурун | 23:26 | 26 минут назад | 178.35.16.46 |
Игрок 4 | цапка | 55:55 | 28 минут назад | 94.245.134.239 |
Игрок 5 | тинка | 55:46 | 29 минут назад | 91.227.191.221 |
Игрок 6 | невер | 55:50 | 38 минут назад | 91.227.191.221 |
Игрок 7 | халат | 28:31 | 45 минут назад | 88.85.163.200 |
Играть в Балду! |
Имя | Игра | Вопросы | Откуда | |
---|---|---|---|---|
Иван | На двоих | 10 вопросов | 2 часа назад | 188. 170.86.112 |
Иван | На двоих | 10 вопросов | 3 часа назад | 188.170.86.112 |
Иван | На двоих | 10 вопросов | 3 часа назад | 188.170.86.112 |
Ле | На одного | 10 вопросов | 4 часа назад | 84.22.133.138 |
Все | На одного | 20 вопросов | 176.59.8.68 | |
Папа | На одного | 20 вопросов | 15 часов назад | 176.59.8.68 |
Илья | На одного | 20 вопросов | 16 часов назад | 176.59.8.68 |
Играть в Чепуху! |
«Безударные гласные в корне слова»
“Писать грамотно требует социальная порядочность…, если мы не привьем детям грамотности, то не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество”, – так в XX веке академик Л. В. Щерба определил роль правописания в формировании личности. Коренную причину безграмотности ученый видел в недооценке значения орфографии. Для того чтобы грамотно писать, недостаточно знать правила, необходимо еще приобрести и навыки грамотного письма. Эффективными способами для достижения этого является систематическая тренировка, практика выполнения разнообразных упражнений, осознанная работа над ошибками, постоянное обращение к справочникам, словарям, чтение и каждодневный труд.
Всем учителям русского языка хорошо известно, что самые распространенные и устойчивые ошибки – правописание безударных гласных в корне слова. Они преследуют человека в течение всей его жизни. Работая 22-й год в школе, я сталкиваюсь с данными ошибками каждый день. Это происходит и на уроке (доска, тетради, дневники учащихся), и после уроков (записки родителей, СМИ, объявления, рекламные щиты и т. д.).
Преподаю я как в 5-х классах, так и в старших и имею возможность проследить, что ошибки учеников разных возрастов, к сожалению, одинаковы, хотя одни только перешли в среднее звено, а другие заканчивают школу.
Последние годы учителя-словесники сталкиваются с проблемами, связанными с дисграфией и дислексией и, к сожалению, бессильны что-либо исправить без помощи специалистов (логопедов, психологов). Изучив за эти годы многочисленные труды, посвященные психологическим механизмам формирования грамотного письма, я пришла к выводу, что каждый учитель в течение всей своей педагогической деятельности вырабатывает свою технологию “научения”. Поэтому в 10-х, 11-х классах мною отрабатываются темы в определенной системе, организованной из “блоков” – практикумов по орфографии и пунктуации. Такой блок я хочу предоставить вашему вниманию.
Урок можно проводить в обыкновенном классе, имея доску, цветные мелки и дидактический раздаточный материал.
Но более эффективным будет урок с использованием современных информационных технологий (компьютера, проектора, специальных учебных программ, SMART-доски и т.п.). К сожалению, как показывает практика, немногие учителя словесности имеют возможность работать с компьютером, так как в кабинетах русского языка и литературы этой “машины” просто нет, а класс информатики всегда загружен своими уроками. Работая на подготовительных курсах в вузе и в колледже Новосибирска не один год, я поняла, что и здесь до современных информационных технологий еще очень далеко, поэтому доска и мел – это проверенные, надежные помощники учителю в любой ситуации.Итак, безударные гласные в корне слова. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.
Т2. Безударные гласные в корне
Проверяемые |
Непроверяемые |
Чередующиеся |
создАвать – создА’ть |
прОвинция |
облАгать |
дИктовать – дИ’ктор |
дЕпозит |
предполОжение |
увИдать – вИ’деть |
бЕседа |
зАря |
вглЯдеться – взглЯ’д |
вАнИлин |
выбИрать |
Этапы урока:
I.
Объявление цели урока: выработать навыки
грамотного написания.
II. Работа с опорными схемами.
Теоретический блок:
Слово учителю:
В русском языке – 10 гласных букв. 5 букв из них – А, О, И, Е, Я вызывают затруднения при написании в безударной позиции.
Т4 Способы проверки безударной гласной
I. Подбор формы одного и того же слова- у существительных изменить число:
тОлпа’ – тО’лпы
пАруса’ – пА’рус
- у прилагательных заменить полную форму краткой:
счАстли’вый – счА’стлив
нАго’й – нА’г
- у глаголов:
1) изменить время:
вАри’л (П.в.) – вА’рит (Н.в)
привЯза’л (П.в) – привЯ’жет (Б.в)
2) изменить число:
3) изменить род (у глаголов П. в)
!!! Иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А
II. Подбор родственных слов
отЯжеле’ть – тЯ’жесть
извИне’ние – с повИ’нной
зА’пах – пА’хнет
Практический блок: (отработка практических навыков и умений)
I. Проверка безударной гласной путем подбора родственных слов
1. Подобрать проверочное слово – существительное
просОчи’ться – сок
взвОлнова’лся – волна
попрОси’л – просьба
очАрова’ть – чары
разлИча’ть – лик
поЯвле’ние – явь
укоренился –
присягать –
разъяренный –
отяжелеть –
отвинтил –
приспособление –
2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное
наслаждение –
пренебрежительный –
омрачать –
пехота –
таинственный –
нищета –
приближался –
смягчить –
наполнялся –
удивление –
3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное
дикарь –
робеть –
освежить –
потихоньку –
старуха –
скорее –
натощак –
ободрять –
расхрабрилась –
темнеть –
4. Подобрать проверочное слово – глагол
доказательство –
похвала –
управление –
протекать –
иссякать –
каток –
продолжение –
угасать –
привлекать –
исчезать –
5. Подобрать проверочное слово – наречие
сплошной –
унижение –
объяснить –
распрямиться –
оживить –
удовольствие –
укрепиться –
стеснительный –
промелькнуть –
!!! При выполнении данных упражнений повторяются и другие орфограммы (при-, пре-, Ъ, Ь, и т.д.).
- Разбор слова по составу – способ увидеть морфемный состав слова.
Задание:
Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть.
Например:
пренебрегать – небре’жный (г||ж).
Распределение, объяснение, оценить, наводнение, управление, одаренный, посторониться, распоряжение.
Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.
- Устная работа на уроке:
Задание:
Сопоставить данные слова, подобрать проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной.
Обежать вокруг дома – бег | Обижать ребенка – обида |
Запевать в хоре – петь | Запивать молоком – пить |
Поседеть от старости – сед | Посидеть в сквере – сидя |
Слезать с лестницы – слезть | Слизать сметану – слижет |
Увидать издали – увидеть | Увядать без влаги – вянуть |
Расколоть полено – колка | Раскалить щипцы – накал |
Утихать постепенно – тихо | Утешать ласково – утеха |
Скрипеть дверью – скрип | Скрепить печатью – скрепка |
Развиваться нормально – развитие | Развеваться на ветру – веять |
Сторожить дом – сторож | Старожил города – старый житель |
Благословлять на подвиг – благое слово | Прославлять героя – слава |
Чистота в доме – чисто | Частота колебаний – часто |
Угодить начальству – угодливый | Угадать номер – загадка |
Озимь посеяли – зимний | Оземь ударили – земли |
Переселить людей – села | Пересилить усталость – сила |
Затрещать громко – треск | Тяжелое потрясение – встряска |
Щепать лучину – щепка | Щипать курицу – щиплет |
Приведение к общему знаменателю – привел | Привидение (призрак) – вид |
Полоскать горло – полощет | Поласкать щенка – ласка |
Отварить яйца – варка | Отворить двери – затвор |
Проживать в городе – жить | Прожевать корку – прожеванный |
Примерять костюм – мерка | Примирять друзей – мир |
Разрядить ружье – заряд | Разредить морковь – редко |
Раздражать поведением – дразнит | Задрожать от холода – дрожь |
Пары воздуха – пар | Пора осенняя – в ту пору |
Умолять о пощаде (упрашивать) – молит | Умалять достоинство (уменьшать) – мал |
Умилять поведением – мил | |
Посвятить стихотворение – свято | Посветить свечой – свет |
Покарать врага – кара | Покорить природу (подчинить) – покорный |
Укорять за лень (упрекать) – укор | |
Нагой склон (обнаженный) – наг | Ногой ударил – ноги |
Отдаление от дома – даль | Передавать новости – дать |
Честолюбие – честь | Чистоплотность – чисто |
Облегченный воз – лёгок | Обличённый судом – облик |
Работа по таблице:
Задание 1. Записать предложения под диктовку, подобрать проверочные слова.
Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Санька отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Пашка подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Женщина полоскала белье (полощет). Старик проживал здесь (жить) лет сорок. Старуха медленно жевала (прожеванный) хлеб и запивала (пить) его молоком. Чайник накалился (накал), распаялся (пайка) и стал протекать (течь). Луч прожектора ослепил (слеп) меня. Буря не утихала (тихо): деревья скрипели (скрип) и трещали (треск), удары грома сотрясали (тряска) землю.
Задание 2. (При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются быстро и правильно определять части речи, приобретая навыки грамотного письма.)
Выпишите из данных ниже слов существительные с безударной О, наречия с безударной И, прилагательные с безударной А, глаголы с безударными Е и Я. Поставьте ударения и найдите проверочные слова.
Поглощение, пограничный, привязать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке, расстегнуть, изменился, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.
Задание 3. Проверить безударную гласную, подобрав как можно больше однокоренных слов.
Оглянуться – оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает;
Изнеможение – изнемочь, может, возможный;
I в: различать, неизъяснимый, узнавать;
II в: пожалеть, впечатление, закабалить;
III в: протяжение, соединиться, извинение.
Задание 4. (Усложняется задание к концу урока (пары).)
Нужно проверить несколько безударных гласных, проверяя каждую из них:
Проголодался – голод – голодный.
I ряд – нагромождать, остепенился, опередить, критиковать, клокотание.
II ряд – молотить, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился.
III ряд – лепетать, щекотать, хлопотать, тяжелеть, вечерело.
IV ряд – рокотать, облокотился, торговать, трепетать, озеленение.
Следующий этап – работа со словами с неясной этимологией.
Здесь следует выяснить не только правописание слова, но и его происхождение.
баюкать, обаятельный – баять
благодарить – благо, дар
корыто, кора – корка
ликовать, лицевать, различать, олицетворение – лик
насекомое – насечка
напряженный – упряжь, пряжка
осенить – сень
изображать – образ
племянник – племя
преобладать, овладеть, владыка – власть
вспорхнуть – порхать, порошок, пороша, порох
перчатка – перст
плашмя – плаха
сумеречный, смеркаться – меркнуть
сострадание, пострадать, страдная пора, страда – страждущий
подлинный – той же длины
втихомолку, потихоньку, исподтишка – тихо
Слова с непроверяемыми безударными гласными. Работа с ними необходима потому, что учащиеся обычно не только неправильно пишут эти слова, но и порой не понимают их лексического значения (толкование слов обязательно!).
Приведу несколько упражнений. (При выполнении этих заданий необходимо использовать словарь.)
1. К каждому из данных существительных необходимо подобрать синоним (чтобы понять Л.З.), образовать глагол и составить словосочетание (глагол + существительное).
Например:
аплодисменты (рукоплескание) – аплодировать певцу;
аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.
2. Определить по словарю значение данных слов и составить с ними предложения.
альманах – сборник произведений различных авторов
Вскоре был выпущен альманах.
Авангард, ансамбль, анонимный, баллотироваться, гегемония, дифирамб, интеллигентный, компетентность, спартакиада, универсальный, энтузиазм.
- Не выполненные учащимися задания, требующие работы со словарем, задаются на дом.
Отработку навыков и умений по теме “Безударные гласные в корне слова” следует продолжать в течение всего учебного года, так как только постоянное обращение к данной проблеме через разнообразные практические занятия поможет учащимся улучшить их грамотность.
Этимология, происхождение и значение упрека по этимонлайну
Реклама
середина 14 в., упрек, «упрек, порицание, порицание», направленный против человека; также «объект презрения или презрения»; в. 1400 г., как «бесчестие, позорное состояние», от англо-французского repruce, старофранцузского reproche «порицать, стыдить, позорить» (12в.), от reprochier «винить, возводить против».
OED цитирует Diez для объяснения того, что это происходит от вульгарной латыни * repropiare, от латинского re- «противоположность» + prope «рядом» (см. близость), с предложениями «приблизить к», как в современном get in (чья-то ) лицо. Но это указывает на то, что другие этимологи французского языка получили бы это от * reprobicare, от латинского reprobus / reprobar «не одобрять, отвергать, осуждать» (см. Нечестивый (прил.)).
упрек (v.)
середина 14 в., reprochen, «обвинять в проступке, сурово порицать», от англо-французского repruchier, старофранцузского reprochier «упрекать, порицать, обвинять, дурно говорить», от reproche порицание, позор, позор» (см. упрек (сущ.)). Значение «упрек, ругань, оскорбление» восходит к 1510-м годам. Связанный: Упрекают; упрек; предосудительный.
Упрекнуть человека — значит обвинить его в прямом обращении, а с чувством попытаться пристыдить его за то, что он сделал. [Вековой словарь]
Обновлено 14 июля 2021 г.
Реклама
Реклама
Словарь.
переработать
воспроизвести
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.
comПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
гипербола экстравагантное преувеличение
упрек выразить критику в адрес
агитационная политическая пропаганда, передаваемая через искусство и литературу
исследовать исследовательскую деятельность или экспедицию
сазонд Организм, который живет и получает питание из органических веществ в стоячей или загрязненной воде
ракетные приводимые в движение (или как бы приводимые в движение) ракетным двигателем
реактивное движение движение, возникающее в результате выброса с высокой скоростью массы газа, на которую транспортное средство реагирует с равным и противоположным импульсом
75″>нечестивец без моральных угрызений совести
реактивный реактивный двигатель, использующий запасенный кислород для горения
подтвердить давать показания для
malaprop непреднамеренное неправильное употребление слова путем смешения с похожим по звучанию словом
по поводу подходящего, подходящего или уместного характера
подходит для конкретного человека, места или ситуации
космический зонд Реактивная управляемая ракета, способная покинуть пределы земной атмосферы; проводит наблюдения Солнечной системы, которые не могут быть сделаны наземными наблюдениями