Разбор слов по составу
Разбор слова по составу
Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.
Виды морфем
В русском языке используются следующие морфемы:
— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.
Важность морфемного разбора
В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.
Пример
В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).
В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).
Как разобрать слово по составу
Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.
, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.
Этапы морфемного анализа
Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:
— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Определяется приставка, а потом суффиксы (при их наличии).
Особенности разбора
Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.
Только что искали: сетьвиз сейчас кавиоцн сейчас кабельоар сейчас лагуна сейчас в а з е л и н сейчас маэстро 1 секунда назад у г о л т 1 секунда назад поркет 1 секунда назад серкан 1 секунда назад гулан 1 секунда назад ктосраг 1 секунда назад б а з и л и к 1 секунда назад ккаавдл 1 секунда назад омафарет 1 секунда назад и н о о р к в 1 секунда назад
Презентация к уроку русского языка «Морфемный и словообразовательный разбор слова» | Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему:
Министерство образования и науки РФ
Комитет по образованию Администрации Локтевского района
МБОУ «Гимназия №3»
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА: «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
6 класс
Учитель: Макарова Н. В.
г. Горняк 2014
ПЛАН УРОКА
Тема: Морфемный и словообразовательный разбор слова
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. Образовательная:
— Повторить и закрепить порядок морфемного разбора слова;
— повторить и закрепить порядок словообразовательного разбора слова;
— уметь отличать морфемный и словообразовательный разборы;
— формировать навык составления предложения из отдельных слов.
2. Воспитательная:
— воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение;
— воспитывать у учеников интерес к процессу словообразования;
— воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи;
3. Развивающая:
— развивать практические навыки словообразовательного и морфемного анализа состава слова, самостоятельной работы;
— закрепить у учащихся умение определять способы образования слов;
— развивать навыки грамотной речи;
— развивать навыки самостоятельной работы и ответственности.
научить практически использовать полученные в результате анализа знания.
Оборудование:
1. Компьютер;
2. проектор;
3. презентация «Морфемный и словообразовательный разбор слова».
Межпредметные связи:
Литература, история.
Ход урока
1. Организационный момент: 2 мин.
— Здравствуйте!
— Садитесь. Есть ли отсутствующие? Ребята, вы готовы к уроку? У всех на партах тетради, ручки, карандаши и дневники. Мы начинаем урок. Тема нашего урока «Морфемный и словообразовательный разбор слова». (СЛАЙД №1).
Откройте тетради, запишите дату, «классная работа», тему урока.
2. Опрос учащихся по пройденным темам: 6 мин.
— Итак, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цели нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?
(Учащиеся – будем повторять порядок морфемного и словообразовательного разбора слова) СЛАЙД №1
— А теперь отгадайте загадку:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
-Ребята, мы сейчас составили новое слово. Из чего же состоит слово? (из корня, суффикса, приставки, основы и окончания)
— Какая наука изучает состав слова?
— Что такое морфема? СЛАЙД №2
- Какие части слова входят в основу?
- Какие слова называются однокоренными?
- Как образуются формы слова?
- Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова?
Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: дом — домовой — надомный — домоводство.
- Что такое словообразование?
- Какие способы образования слов вам известны?
3. Изучение нового учебного материала. 20 мин.
-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться делать морфемный и словообразовательный разборы?
— А где вам могут пригодиться полученные на уроках знания и умения?
Вы уже давно умеете разбирать слово по составу, да и словообразовательным разбором мы занимались. Сначала мы повторим морфемный разбор слова. 1 мин
1.СЛАЙД №3- Морфемный разбор слова — это выделение значимых частей (морфем) слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.
План морфемного разбора.
1.Окончание.
2. Основа. приволжский
3. Корень.
4. Приставка.
5. Суффикс.
5 -мин
2. Практическая работа
— Сейчас мы закрепим ваши знания на практике. На доске написаны слова в трех вариантах. Эти слова нужно разобрать по составу, то есть сделать морфемный разбор.
1 вариант: черноглазая, поблагодарить, изложение;
2 вариант: полевод, примирять, безынтересный;
3 вариант: верхолаз, презабавный, загореться.
Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях разбор 5 мин.
— Ребята, давайте проверим вашу работу.
СЛАЙД № 4.
— Поднимите руки, кто сделал все правильно? У кого ошибки? В каких морфемах?
Молодцы. С заданием справились.
3.- Переходим ко второй части нашей темы: «Словообразовательный разбор слова».
- СЛАЙД №5. Что такое словообразование?
- Какие способы образования слов вам известны?
- Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе в слове указывается только то, с помощью чего оно образовано.
Приволжский – волжский – Волга.
4. Работа с учебником. Выполнение упр. 179.
• Это словообразовательный разбор слов.
прадедуш ка
сверхготовность
бесчеловечный
ненаучный
прескучный
доледниковый
— Чем отличаются морфемный и словообразовательный разборы?
Физкультминутка 1.5 мин
4. Закрепление учебного материала мин.
Задание 1. СЛАЙД №7
— Посмотрите, на экране вы видите слова. Составьте из данных слов предложение.
— Кто уже составил? Кто автор этих строк? Из какого произведения?
Давайте запишем это предложение в тетрадь.
-Ребята, а из-за чего поссорились Троекуров и А.Г. Дубровский, ведь они были лучшими друзьями? (надменность, грубость, бестактность, невоспитанность)
— А можно ли говорить обидные слова, шутить, задевая слабые стороны человека? Конечно, нет. Так вы можете потерять друга. А как вы относитесь к дружбе? Есть ли у вас лучшие друзья? Очень хороший пример дружбы нам дает сам А.С.Пушкин.
Дружба – это тоже человеческое счастье. Дорожите ей!
Задание 2. СЛАЙД №8,9
— Перед вами способы словообразования. Нужно распределить помещенные ниже слова по способу словообразования. Делаем упражнение 5 мин.
При приставочный | преподнести, привстать |
Суф суффиксальный | летчик, парашютистка |
При приставочно-суффиксальный | Пре престранный, сотрудник, пригорок |
Сло сложение | электровоз, турпоход, кресло-кровать, птицеф птицефабрика, юнкор, ТЮЗ, МГУ |
Пер переход одной части речи в другую | раненый, больной, учительская |
Летчик, парашютистка, электровоз, престранный, преподнести, пригорок, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, кресло-кровать, учительская, МГУ, привстать, сотрудник, птицефабрика.
— Кто хочет ответить? Отвечают 3 ученика. Затем учитель открывает слайд, и ученики проверяют упражнение.
6. Задание на дом
§ 35, упр.181, ответить на вопросы на странице 76.
— Правило выучите наизусть.
5. Подведение итогов урока.
-А теперь давайте вернемся обратно к началу урока и вспомним цели.
СЛАЙД №1.
Комментируется каждая цель урока.
Выставление оценок за урок, их комментирование.
Резюме, конкретные, общие и специальные термины
Эта страница была написана Джоном Фридлендером, доцентом кафедры английского языка в Southwest Общественный колледж Теннесси. Он используется здесь с его разрешения. |
Введение
Язык может быть нашим самым мощным инструментом. Мы используем его, чтобы понять наш мир через слушать и читать, а также сообщать о своих чувствах, потребностях и желаниях через говорить и писать. Обладая хорошими языковыми навыками, у нас гораздо больше шансов понимать и быть понятым, а также получать то, что мы хотим и в чем нуждаемся, от окружающих нас.
Существует много способов маркировать или классифицировать язык, когда мы учимся лучше контролировать по уровням, таким как формальный, неформальный, разговорный или сленговый; по тонам, такие как жесткие, напыщенный, разговорчивый, дружелюбный, прямой, безличный; даже по функциям, таким как существительное, глагол, прилагательное. Я хочу познакомить вас с мощным способом классификации языка — по уровням абстракции или конкретности, общности или специфичности (любому из этих четырех терминов на самом деле подразумевает другие).
Подход к языку в этих терминах ценен, потому что он помогает нам понять, что типы языка с большей вероятностью будут поняты, а какие с большей вероятностью будут неправильно понятый. Чем более абстрактным или общим является ваш язык, тем более неясным и скучным это будет. Чем конкретнее и конкретнее ваш язык, тем яснее и ярче он будет. будет.
Давайте посмотрим на эти разные типы языка.
Абстрактные и конкретные термины
Абстрактные термины относятся к идеям или концепциям; у них нет физических референтов.
[Остановитесь прямо здесь и перечитайте это определение. Многие читатели сочтут его расплывчатым и скучный. Даже если вы находите это интересным, может быть трудно определить смысл. Делать значение этого абстрактного языка более ясно, нам нужны некоторые примеры.]
Примеры абстрактных терминов включают любовь, успех, свобода, добро, мораль, демократия , и любые -изм (шовинизм, коммунизм, феминизм, расизм, сексизм ). Эти термины довольно распространены и знакомы, и поскольку мы узнаем их, мы можем вообразить, что мы понять их – но на самом деле мы не можем, потому что значения не будут стоять на месте.
Возьмите любовь в качестве примера. Вы слышали и использовали это слово с трехлетнего возраста. или четыре года. Значит ли это для вас сейчас то, что значило для вас, когда вам было пять лет? когда тебе было десять? когда тебе было четырнадцать (!)? Я уверен, вы разделите мою уверенность в том, что слово меняет значение, когда мы женимся, когда мы разводимся, когда у нас появляются дети, когда мы оглядываемся назад на потерянных родителей или супругов или детей.
Если я скажу: «Любовь — это хорошо», вы, вероятно, подумаете, что понимаете и будете склонен со мной согласиться. Однако вы можете передумать, если понимаете, что я имею в виду, что «проституция должна быть легализована» [черт возьми, любовь хороша!].
Как насчет свобода ? Это слово достаточно знакомо, но когда я говорю: «Я хочу свобода», о чем я говорю? развод? самозанятость? летние каникулы? погашенные долги? моя собственная машина? штаны посвободнее? Значение свобода не останется Все еще. Посмотрите на другие примеры, которые я вам привел, и вы увидите такие же проблемы.
Значит ли это, что мы не должны использовать абстрактные термины? Нет, нам нужны абстрактные термины. Нам надо говорить об идеях и концепциях, и нам нужны термины, которые их представляют. Но мы должны понять, насколько неточны их значения, как легко они могут быть разными понятно, и какими утомительными и скучными могут быть длинные цепочки абстрактных терминов.
Абстрактные термины полезны и необходимы, когда мы хотим назвать идеи (как мы это делаем в тезисах и некоторые предложения темы абзаца), но они вряд ли прояснят суть или интересны сами по себе.Конкретные условия относятся к объектам или событиям, доступным для органов чувств. [Это прямо противоположно абстрактные термины , которые называют вещи, которые не доступны чувствам.] Примеры конкретных терминов включают ложка, стол, бархатный глаз пластырь, носовое кольцо, синусовая маска, зеленая, горячая, прогулочная
В то время как абстрактные термины, такие как любовь меняют значение со временем и обстоятельствами, конкретные термины, такие как ложка практически не изменились. Ложка и горячая и щенок сейчас значат для вас почти то же самое, что и когда вам было четыре года.
Вы можете подумать, что понимаете и соглашаетесь со мной, когда я говорю: «Мы все хотим успеха». Но, конечно же, мы не все хотим одного и того же. Успех означает разные каждому из нас, и вы не можете быть уверены в том, что я имею в виду под этим абстрактным термином. На С другой стороны, если я скажу: «Я хочу золотой «Ролекс» на запястье и «Мерседес» в дорога», вы точно знаете, что я имею в виду (и вы знаете, хотите ли вы того же вещи или разные вещи). Вы видите, что конкретные термины более четкие и более интересно, чем абстрактные термины?
Если бы вы были политиком, вы бы предпочли абстрактные термины конкретным терминам. «Мы направим все наши значительные ресурсы на удовлетворение потребностей наших избирателей» звучит гораздо лучше, чем «Я потрачу 10 миллионов долларов ваших налогов на новое шоссе, которое поможет моему крупнейшему участнику кампании». Но ваша цель как писатель должен не скрывать ваши истинные смыслы, а делать их ясными, так что вы будете работать, чтобы использовать меньше абстрактных терминов и больше конкретных терминов.
Общие и специальные термины
Общие термины и специальные термины не являются противоположностями, как абстрактные и конкретные термины; вместо этого они являются разными концами ряда терминов. Общие термины относятся к группам; конкретный термины относятся к отдельным лицам, но между ними есть место. Давайте смотреть на примере.
Мебель — это общий термин; он включает в себя множество различных элементов. Если я попросить вас сформировать образ мебели, сделать это будет непросто. ты видишь отдел? выставочный зал магазина? столовая? офис? Даже если вы можете создать четкое изображение в как вы думаете, насколько вероятно, что другой читатель сформирует очень похожий образ? Мебель это конкретный термин (он относится к чему-то, что мы можем видеть и чувствовать), но его значение все еще трудно определить, потому что группа очень большая. Вы испытываете положительные или отрицательные чувства к мебель ? Опять же, трудно разработать большую реакцию, потому что группа, представленная этим общим термином, слишком велика.
Мы можем уменьшить группу, используя менее общий термин стул . Это все еще довольно общий (то есть он по-прежнему относится к группе, а не к отдельному человеку), но легче представить стул, чем мебель .
Сдвиг рядом с Кресло-качалка. Теперь изображение становится четче и проще сформировать отношение к предмету. Образы, которые мы формируем, скорее всего, очень похожи. и у всех нас, вероятно, будут схожие ассоциации (комфорт, расслабление, спокойствие), поэтому этот менее общий или более конкретный термин более ясно передает информацию, чем более общий или менее конкретные термины перед ним.
Мы можем становиться все более и более конкретными. Это может быть кресло-качалка La-Z-Boy . Это может быть зеленое бархатное кресло-качалка La-Z-Boy . Это может быть салатово-зеленый бархат. Кресло-качалка La-Z-Boy с ожогом от сигареты на левой руке и измельченным желе пончик вдавлен в задний край подушки сиденья. К тому времени, когда мы доберемся до последнее описание, мы, конечно, достигли человека, один стул. Обратите внимание, как легко состоит в том, чтобы визуализировать этот стул и то, какое отношение мы можем к нему сформировать.
Чем больше вы полагаетесь на общие термины, тем более расплывчатым и неясным будет ваше письмо. тупой. Однако по мере того, как ваш язык становится более конкретным, ваши значения становятся более ясными и понятными. ваше письмо становится более интересным.
Означает ли это, что вам нужно напичкать текст множеством подробных описаний? Нет. Во-первых, вам не всегда нужны модификаторы для идентификации человека: Билл Клинтон и Мать Тереза — это особенности; как и Camaro Боба и бородавка на Подбородок Зельды . Во-вторых, не все должно быть индивидуально: иногда нужно знаем, что Фред сидел в кресле, но нам все равно, как это кресло выглядело.
Подведение итогов
Если вы вспомните то, что только что прочитали, скорее всего, вы легко вспомните и конечно, понимаю золотой «Ролекс», «Мерседес» и светло-зеленый «Ла-Зи-Бой». кресло-качалка. Их значения ясны, и они несут с собой образы (нам легче вспоминать вещи, связанные с чувственным впечатлением, поэтому легче помнить, как научиться кататься на велосипеде или плавать, чем помнить об обучении причины Гражданской войны).
Мы воспринимаем мир в первую очередь и наиболее ярко через наши чувства. С начала, мы чувствуем горячее, холодное, мягкое, грубое, громкое. Наши ранние слова все конкретны: нос, рука, ухо, чашка, мама. Мы учим конкретные термины: «Где рот ребенка?» «Где детской ножке?», а не «Где детская демократия?» Почему мы обращаемся к абстракции и обобщения, когда мы пишем?
Я думаю, отчасти это связано с тем, что мы пытаемся предложить идеи или выводы. мы работали им тяжело, мы гордимся ими, это то, чем мы хотим поделиться. После того, как Мэри скажет вам что ты ее лучший друг, ты слышишь, как она говорит Маргарет, что действительно ненавидит тебя. Миссис. Уорнер обещает доплатить вам за то, что вы сгребете ее газон после стрижки, но когда вы закончила, она говорит, что это должно быть частью первоначальной цены, и она не даст вам обещанные деньги. Твой папа обещает забрать тебя в четыре часа, но оставляет стоять как дурак на углу до шести. Ваш босс обещает вам повышение, а затем дает вместо этого племяннику своего босса. Из этого и более конкретного опыта вы узнаете, что нельзя всегда всем доверять. Рассказываете ли вы своему ребенку эти истории? Скорее ты просто скажите ребенку: «Нельзя всегда всем доверять».
Потребовалось много конкретного опыта, чтобы преподать вам этот урок, но вы пытаетесь передать его несколькими общими словами. Вы можете думать, что поступаете правильно, отдавая ребенок урок без боли вы прошли. Но боль преподает урок, а не общие условия. «Нельзя всегда доверять всем» может быть хорошей основной идеей для эссе или параграфа, и это может быть все, что вы хотите, чтобы ваш ребенок или ваш читатель усвоить, но если вы хотите сделать этот урок ясным, вам придется дать своему ребенку или читатель конкретный, конкретный опыт.
Какие принципы, обсуждаемые на этой странице, действуют в следующем отрывке из эссе Джеффа Биггера В поисках Эль Чапареке ? ЭТО БЫЛ ДЕНЬ Стены каньона Кусараре, индейской деревни тараумара, спрятанной в Сьерра-Мадрес штата Чиуауа на севере Мексики, расцвели женщинами в разноцветных юбках, легионами детей, преследуемых собаками, мужчинами в белых рубашках и сомбреро, все каскадом по тонким, как карандаш, дорожкам к площади. Женщины — переворачивающиеся младенцы, оседланные на спинах в ребозо, — сидели группами у стен миссии, часами не говоря ни слова, попивая раз в неделю кока-колу, наблюдая, как верующие идут на мессу, молодые люди стреляют в обручи, а мужчины постарше слонялись вокруг скамеек. в задней части площади, ожидая еженедельного собрания местного кооператива под открытым небом. Свиньи бродили по дороге в праздном веселье, а собаки дрались по команде возле маленького магазина. |
Вы можете проверить этот принцип в учебниках, которые вы читаете, и в лекциях, которые вы слушаете к. Если вы чувствуете скуку или замешательство, скорее всего, вы получаете обобщения и абстракции. [Это почти неизбежно — цель текстов и учителей состоит в том, чтобы дать вам общие принципы!] Вы обнаружите, что ваш интерес и ваше понимание возрастают. когда автор или учитель начинает предлагать конкретику. Один из самых полезных вопросов вам может спросить о непонятном изложении ( , включая ваш собственный ), «Можете ли вы дать мне пример?»
Ваше письмо (будь то эссе, письмо, меморандум, отчет, реклама или резюме) будут более четкими, интересными и лучше запоминающимися, если они преобладают конкретные и специфические термины, и если он сохраняет абстрактные и общие термины для минимум. Продолжайте использовать абстрактные и общие термины в своем тезисе и Тематические предложения. Но сделайте развитие конкретным и конкретным.
Последнее замечание, указывающее на другое место
Иногда студенты думают, что это обсуждение типов языка касается словарного запаса, но это не так. Вам не нужен причудливый словарный запас, чтобы придумать изогнутую ложку или хромать собака или Мэри сказала Маргарет, что ненавидит меня . И дело не в воображении. Если вы пришли к какому-либо обоснованному заключению, вы, должно быть, имели, читали или слышал о соответствующем опыте. Поиск конкретных деталей не требует большого словарный запас или живое воображение, просто готовность вспомнить то, что вы уже знаете. Если вы действительно не можете найти какие-либо примеры или подробности, подтверждающие ваш общий вывод, скорее всего, вы действительно не знаете, о чем говорите (и мы все виноваты в этом). больше, чем мы готовы признать).