Разбор слова по составу 3 класс правило: Разбор слова по составу – примеры (3 класс, русский язык)

Однокоренные слова. Корень слова. Русский язык. 3 класс. Конспект урока

авторы: Косенок Ирина Васильевна, учитель КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» при ФКУ УФСИН России по Омской области ИК-7

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • введение понятия «корень слова»;
  • формировать умение находить в словах корень;
  • уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов.

Развивающие:

  • развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать творческую активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы:

коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

III. Словарная работа

(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

IV. Сообщение темы урока

У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?

Обучающиеся: Корень.

Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов.

Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)

У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

V. Изучение нового материала

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мотивация

У.: Послушайте сказку.

Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было.

Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!

У.: Из чего же состоит это дерево?

О.: Из слов.

У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)

У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).

– Чем похожи все эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Как она называется?

О.: Корень.

У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).

Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)

У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).

У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Назовите мне ее.

О.: Это часть – корень – ход.

У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).

У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).

У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).

– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.

– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

– Ясен ли смысл слов? (Нет.)

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)

У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.

– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.

– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).

О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.

2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).

Дидактическая игра «Найди свой дом».

– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).


Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?

У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)

 – Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).

– Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).

– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).

У. : Какой вывод можно сделать?

О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.

У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.

– А как написан корень в однокоренных словах?

О.: Одинаково.

У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.

– А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).

(После записи выделяется корень в словах.)

У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).

VI. Закрепление

1.
Упражнение в выделении корня в однокоренных словах (работа по карточкам).

Задание: спишите слова, выделите корень.

1 вариант:

 

2 вариант:

Лётчик, самолёт, полёт.

 

Род, родители, родил.

Ледяной, ледовый, лёд.

 

Трудовой, трудись, труды.

(Групповая работа). Проверка:

У. : Выделим корень в словах, расположенных на доске (по одному ученику от каждого варианта.)

– Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок? (Самопроверка).

2. Игра «Найди лишнее слово»

У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.

На доске:

Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.

У.: Молодцы! А теперь на слух:

Моряки, морской, моржи
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.

3. Работа в учебнике

Выполняется упражнение 45 на странице 107.

VII. Итог урока

У.: Что нового вы узнали на уроке? Какие слова можно называть однокоренными? (Ответы обучающихся).

О.: Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

У.: Что же такое корень слова? (Рассказывают правило).

– Назовите признаки однокоренных слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

У.: Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

О.: Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

VIII. Рефлексия урока

Конкурс «Верю – не верю»:

  1. Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?
  2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?
  3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?
  4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?

– Вы сегодня очень хорошо работали. За работу на уроке я ставлю отметку «пять» – …, «четыре» – …, отметку «три» – ….

– Урок окончен. Всем спасибо.

Домашнее задание: Наши обучающиеся не имеют возможности выполнять домашние задания, и весь процесс обучения проходит только на уроке.

Состав слова. Закрепление. 3-й класс

Тип урока: урок закрепления.

Основные цели:

  • Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: “Состав слова”, оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
  • Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
  • Повторять и закреплять изученные орфограммы.
  • Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки, суффикса.
  • Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  • различать и выделять основные части слова,
  • формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  • объяснять причины изменения формы слова,
  • конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку:

  • Демонстрационный материал: учебник “Русский язык ” Канакина.В.П, экран, проектор, презентация “Состав слова”.
  • Раздаточный материал: карточки для парной работы, карточки с кроссвордом, индивидуальные карточки для минутки чистописания.

Ход урока

Слайд 1

1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.

2. Организация учебной деятельности на этапе (2 мин)

Сегодня на уроке мы будем вспоминать о…

Слайд 2

— Да, нам предстоят сегодня новогодние приключения.

Слайд 3 — щелчок

— На партах у вас лежит “новогодняя елочка”. Вы её будете украшать. Если вы отвечаете правильно, то цветными карандашами украшаете ее. А в конце урока мы посмотрим у кого будет самая нарядная елочка.

II. Минутка чистописания. (2 мин)

— С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)

— Давайте нарисуем бусы в тетради.

— Открываем тетради,

Слайд 4

— Рисуем бусы: @@@

— А дальше минутку чистописания выполняем самостоятельно, посмотрите на карточку № 1. И красиво, как на образце пропишите предложенные слова и предложения.

3. Актуализация знаний . Словарная работа. (5 мин)

— У вас на столе карточка № 2 с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.

1. Учебное помещение для занятий.

2. Верхняя женская или мужская одежда.

3. Корм для лошади.

4. Буквы в определенном порядке.

5. Лиственное дерево с белым стволом.

6. Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице.

1  класс 
2 пальто 
3   овёс 
4алфавит 
5 берёза 
6 морковь

— Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

— Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока?

Слайд 5

— Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)

— Тема нашего урока повторение состава слова.

Проверка написания словарных слов.

— Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик

4. Закрепление

1. Окончание (3 мин)

— Как всегда, перед Новым годом какие-то злые силы пытаются испортить детям праздник.

Слайд 6 — щелчок

— В этот раз они увезли нашу красавицу – елку. И мы отправляемся на поиски елки. Какой же Новый год без зеленой красавицы?

— Я уверена, что вы справитесь со всеми трудностями нашего пути! А идти мы будем к цели нашего урока: научиться разбирать слова по составу.

— Мы идем по заснеженным дорожкам, пробираемся по лесным занесенным тропинкам. Мы уже замерзли и устали.

Слайд

И вот впереди деревня

— И в первом же домике хозяева гостеприимно открыли нам двери.

Слайд

— хозяйка задает нам вопрос, прочитайте

(Среди предложенных слов найди лишнее, которое отличается по составу.)

Дети самостоятельно выполняют задание, называют варианты ответов.

— Почему “лишним” оказалось слово “аромат”?

(Дети: Только у этого слова нулевое окончание.)

— Что нужно было знать и уметь, чтобы ответить на этот вопрос?

(Дети: Нужно было уметь находить окончание слова.)

Слайд

Как найти окончание слова?

(Для этого слово надо изменить. Изменяемая часть слова и есть окончание. Неизменяемая часть слова – основа. )

Слайд

на слайде пример того, как можно изменить слово и найти окончание и основу.

— Запишите слово аромат в тетради и обозначьте у него окончание

— Ну что же, вы – молодцы! Мы уже приблизились к цели нашего путешествия.

2. Однокоренные слова и форма слова ( 5 мин)

Слайд

— Мы снова отправляемся в путь по зимнему лесу. И получаем следующее задание от этой красивой птицы. Кто это? (Снегирь).

Слайд

— Прочитайте задание от снегиря.

 

Дети читают: Выпиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – одно и то же слово с разными окончаниями.

На карточке № 3 предложены вам эти слова.

Затем самостоятельно выполняют задание в тетрадях.

(2 ученика идут к доске)

— Прочитайте получившиеся группы слов. (Ученики читают свою работу.)

— Сравните свою работу с ответом снегиря.

Слайд

Стекло

стекл о
без стекл а
к стекл у
стёклышк о
застеклил и
стеклянный
стекляшк а

Учащиеся выполняют самопроверку

— В чем заключается отличие между этими группами слов?

— В однокоренных словах основы разные, а одно и то же слово в разных формах должно иметь одинаковую основу.

— Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик

— Вы молодцы. Правильно выполнили задание снегиря. Мы продолжаем свой путь за елкой…

3. Основа слова.Самостоятельная работа учащихся (5 мин)

Слайд

— И попадаем на поляну, занесенную снегом, в гости к лесному великану – лосю. Следующий вопрос мы получим от него.

Слайд

— Из каких частей может состоять основа?

(Основа может состоять только из одного корня; из корня и суффикса; из приставки и корня; из приставки, корня и суффикса. )

Слайд

на экране появляются схемы всех возможных основ.

Слайд

— Из данных частей собери слова, подходящие к каждой схеме.

Дети самостоятельно выполняют задание.

— Сейчас мы проведем взаимопроверку работ. Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш, с его помощью вы можете исправить ошибки в тетради соседа.

Слайд

на слайде слова “собираются” из данных частей.

Дети проверяют тетради друг друга, карандашом ставят отметку, которую учитель позже обведет (если он согласен с отметкой) или зачеркнет.

— Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик

5. ФИЗМИНУТКА (2 мин).

Молодцы! Пойдем дальше И для вас приготовил сюрприз житель страны Снеговиков.

Слайд.

Музыка

Звучит песенка Снеговика.

Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком,
(наклонившись “катают ком снега”)
Вот такой большущий он.
(разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше,
(то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова.
(чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра.
(над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –
(показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей,
(показывают пальцем рот)
Веселит он всех детей.
(улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет.

4. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ (5 мин)

— И, конечно, Снеговик приготовил нам свое задание.

Слайд

Задание Снеговика: Разбери слова по составу.

Карточка № 4

Кисточка, рыбина, беспарусный, шумят, волнистый, накормит.

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

(2 человека у доски)

Слайд

На экране появляются разобранные слова.

Дети проверяют свои работы,

— Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик

Слайд

— Посмотрите, Дед Мороз говорит вам: “Молодцы!” Значит, мы на правильном пути.

Слайд

— На этот раз Дед Мороз сам дает вам задание

5. Работа с учебником (7 мин)

Стр. 97 упр 185. Найдите в предложение лишние слова. Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. Разберите по составу слово листочки

Слайд после каждого преждложения

Учитель задает следующие вопросы в зависимости от того, как дети справились с заданием:

— Почему слово “подводить” не вошло в первую группу?

— Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик

Итог урока. Рефлексия. (2 мин)

— Мы добрались до цели нашего путешествия. И вот…

Слайд

музыка,

— Ура!!Мы нашли елочку и праздник спасен. .Я думаю, что сегодняшнее путешествие принесло вам массу позитива и пополнил вашу копилку знаний.

— Какую цель мы ставили на уроке?( повторить все что знаем о частях слова, закрепить умение правильно разбирать слова по составу)

— Нам удалось достичь цели?

— У кого возникли затруднения?

— Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.

У вас получились прекрасные елочки у кого

  • 6 игрушек получает оценку “отлично”,
  • 5-4 игрушки получает оценку “хорошо”
  • 3 игрушки получает оценку “удовлетворительно”

:is() — CSS: каскадные таблицы стилей список. Это полезно для написания больших селекторов в более компактной форме.

Примечание: Первоначально названный :matches() :any() ), этот селектор был переименован в :is() в выпуске CSSWG #3258.

Псевдоэлементы недействительны в списке выбора для :есть() .

Разница между :is() и :where()

Разница между ними в том, что :is() учитывает специфичность всего селектора (он принимает специфичность своего наиболее конкретного аргумента), тогда как :where() имеет значение специфичности 0. Это продемонстрировано в примере на справочной странице :where() .

Разбор прощающего селектора

Спецификация определяет :is() и :where() как принятие списка прощающих селекторов.

В CSS при использовании списка селекторов, если какой-либо из селекторов недействителен, весь список считается недействительным. При использовании :is() или :where() вместо того, чтобы весь список селекторов считался недействительным, если один из них не может быть проанализирован, неправильный или неподдерживаемый селектор будет игнорироваться, а будут использоваться другие.

: есть (: действительно,: не поддерживается) {
  /* … */
}
 

Будет по-прежнему корректно анализироваться и соответствовать :valid даже в браузерах, которые не поддерживают :unsupported , тогда как:

 :valid,
:не поддерживается {
  /* … */
}
 

Будет игнорироваться в браузерах, которые не поддерживают :unsupported , даже если они поддерживают :valid .

Упрощение селекторов списка

Псевдокласс :is() может значительно упростить ваши селекторы CSS. Например, возьмите следующий CSS:

 /* Ненумерованные списки глубиной 3 (или более) используют квадрат */
ол ол ул,
ол ул ул,
ол меню ул,
ол дир ул,
ол ол меню,
ол уль меню,
ол меню меню,
ол дир меню,
ол ол дир,
ол уль дир,
ол меню директор,
ол дир дир,
ул ол ул,
ул ул ул,
ул меню ул,
ул дир ул,
ул ол меню,
ул уль меню,
ул меню меню,
уль дир меню,
ул ол дир,
ул уль дир,
ул меню директор,
ул дир дир,
меню ол ул,
меню ул ул,
меню меню ул,
меню дир ул,
меню ол меню,
меню ул меню,
меню меню меню,
меню реж меню,
меню ол дир,
меню ул дир,
меню меню реж,
меню дир дир,
дир ол ул,
дир ул ул,
дир меню ул,
дир дир ул,
дир ол меню,
дир уль меню,
меню меню дир,
дир дир меню,
дир ол дир,
дир уль дир,
дир меню дир,
дир дир дир {
  тип стиля списка: квадратный;
}
 

Вы можете заменить его на:

 /* 3-глубокие (или более) неупорядоченные списки используют квадрат */
:is(ol, ul, menu, dir) :is(ol, ul, menu, dir) :is(ul, menu, dir) {
  тип стиля списка: квадратный;
}
 

Упрощение селекторов разделов

Псевдокласс :is() особенно полезен при работе с разделами и заголовками HTML. Поскольку

,
,

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *