Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Морфемный разбор слова»
Развивающая: развивать связную речь, логическое мышление, умение правильно разбирать слова по составу.
Образовательная: рассмотреть порядок морфемного разбора слов, повторить ранее изученные орфограммы и пунктограммы, понятия «текст», «тема текста», «основная мысль текста».
Воспитательная: прививать уважение к родному языку, вежливость и внимательное отношение друг к другу.
умеет разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи, с указанием характерных морфем, находить орфограммы в морфемах, сопоставлять слова, имеющие корни-омонимы.
Личностные: имеет эмоциональный настрой на урок положительный, желает осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: вносит коррективы в учебно-познавательную деятельность ,понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
1.Организационный этап
Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.
Подготовка класса к уроку
Л.: эмоциональный настрой на урок положительный, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе.
Р.: принимает и сохраняет учебную задачу.
К.: использует речь для регуляции своих действий
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
— Над какими темами мы работали на предыдущих уроках?
Терминологический диктант (уточняет, что учитывается не только значение термина, но и правильность его написания)
1)Раздел русского языка, который изучает части слова.
2)Части слова.
3)Часть слова без окончания.
4) Значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение.
5) Часть слова перед корнем, которая служит для образования новых слов.
6) Часть слова после корня, которая служит для образования новых слов.
7) Изменяемая часть слова.
Проверяем в парах (ответы на доске): морфемика, морфемы, основа, корень, приставка, суффикс, окончание.
Но нужно не только проверить, но и объяснить товарищу его ошибки.
Отвечают на вопрос (корень и основа слова, суффикс, приставка)
Записывают только термины
Взаимопроверка, оценивание, объяснение товарищу его ошибок
Л. : интерес к изучению языка, осознание ответственности за написанное слово; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия.
П.: взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.
К.: задаёт вопросы, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности.
Нормы оценивания – на доске
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Прочитайте текст, записанный на доске:
Совы – полезные птицы, так как они уничтожают вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.
-Докажите, что перед нами текст.
-Определите тему и основную мысль текст (попутно проверяются определения терминов «текст» и «основная мысль, идея»)
Сделайте пунктуационный разбор первого предложения (цифра 7)
-Выпишите слово «вредных», разберите его по составу
-Посмотрите внимательно на разобранное слово. Как вы думаете, чем мы будем сегодня на уроке заниматься? Какова тема урока?
Сформулируйте цели урока, дополнив предложения:
— Сегодня на уроке я узнаю…
— Сегодня на уроке я научусь…
Читают.
Доказывают, опираясь на знание определения термина «текст», проговаривают основные признаки текста.
Определяют тему («Совы») и основную мысль («Совы- полезные птицы»).
Выполняют пунктуационный разбор ( 1 ученик у доски, остальные – в тетрадях)
В конце предл.ставим точку, т.к. предл.повест., невоскл.
Ставим тире, т.к. подл. и сказ. выражены сущ. в им.п.
Ставим запятую, т.к. предл. сложное, СПП
Выполняют задание
( 1 ученик у доски, остальные – в тетрадях). Проверка
Отвечают на вопросы
Будем разбирать слова по составу. Тема: «Морфемный разбор слова»
— Сегодня на уроке я узнаю порядок морфемного разбора.
— Сегодня на уроке я научусь разбирать слова по составу.
Л.: интерес к изучению языка.
Р.: самостоятельно формулирует тему и цели урока, принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: задаёт вопросы, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; строит монологические высказывания.
Текст записан на доске
4. Первичное закрепление знаний
— Откройте учебник «Теории», учебник «Практики» на с.163. Внимательно изучите порядок морфемного разбора слов, запомните его, запишите в наши «Справочники по русского языку». Расскажите порядок морфемного разбора своему соседу по парте.
Выполняем упр.554, с.163
Сейчас объясняем вставленные буквы
— Сделайте вывод. Почему нам необходимо знание морфемики?
Изучают материал.
Записывают порядок морфемного разбора в «Справочник»
Работа в парах
Выполняют упражнение (списывают слова, вставляя пропущенные буквы, разбирают слова по составу).
1-у доски, остальные в тетради.
Объясняют по цепочке
Отвечают на вопрос(Знание морфемики нам необходимо для того, чтобы определить в какой морфеме расположена та или иная орфограмма и применить на практике соответствующее правило)
Л.: интерес к изучению языка, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.
П.: перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составление вопросов), осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников.
К.: задаёт вопросы, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; строит монологические высказывания.
5. Динамическая пауза
Проводит подготовленный ученик
Выполняют движения за товарищем
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, осознание значения ЗОЖ.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу.
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания)
Выполняем упр.555, с.163
Сейчас, используя 6 любых слов из упражнения, напишите мини-сочинение на свободную тему
Выполняем упр.557, с.164 (10 первых слов)
Подводит итоги конкурса
Производят полный морфемный разбор слов.
Пишут мини-сочинения, используя 6 слов (на выбор) из упражнения.
Зачитывают полученные сочинения
Конкурс в парах «Кто быстрее и правильнее?»
Списывают слова, обозначают морфемы
Л.: интерес к изучению языка, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
П.: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию.
К.: задаёт вопросы, договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; строит монологические высказывания.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Комментирует
Упр.560, с.164 (выполнить зад.1,2,3. Прочитать текст, ответить на вопрос о значении слова «допотопный», в выделенных словах обозначить морфемы, выписать слова с проверяемыми безударными гласными).
По желанию – составить карточку с вопросами по изученным темам
Записывают в дневники.
Л.: интерес к изучению языка.
Р.: принимает и сохраняет учебную задачу.
К.: задаёт вопросы
7. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
— Закончите предложения:
— Сегодня на уроке я узнал…
— Сегодня на уроке я научился…
— Самым сложным было…
— Всем спасибо за урок.
Оценивание. Комментирование оценок.
Заканчивают предложения.
Л.: интерес к изучению языка, рефлексия.
Р.: сохраняет учебную задачу.
К.: строит монологические высказывания.
Морфологический разбор слова «читаю»
Часть речи: Глагол в личной форме
ЧИТАЮ — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.
Начальная форма слова: «ЧИТАТЬ»
Слово | Морфологические признаки |
---|---|
ЧИТАЮ |
|
Все формы слова ЧИТАЮ
ЧИТАТЬ, ЧИТАЮ, ЧИТАЕМ, ЧИТАЕШЬ, ЧИТАЕТЕ, ЧИТАЕТ, ЧИТАЮТ, ЧИТАЛ, ЧИТАЛА, ЧИТАЛО, ЧИТАЛИ, ЧИТАЯ, ЧИТАВ, ЧИТАВШИ, ЧИТАЙ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЮЩИЙ, ЧИТАЮЩЕГО, ЧИТАЮЩЕМУ, ЧИТАЮЩИМ, ЧИТАЮЩЕМ, ЧИТАЮЩАЯ, ЧИТАЮЩЕЙ, ЧИТАЮЩУЮ, ЧИТАЮЩЕЮ, ЧИТАЮЩЕЕ, ЧИТАЮЩИЕ, ЧИТАЮЩИХ, ЧИТАЮЩИМИ, ЧИТАВШИЙ, ЧИТАВШЕГО, ЧИТАВШЕМУ, ЧИТАВШИМ, ЧИТАВШЕМ, ЧИТАВШАЯ, ЧИТАВШЕЙ, ЧИТАВШУЮ, ЧИТАВШЕЮ, ЧИТАВШЕЕ, ЧИТАВШИЕ, ЧИТАВШИХ, ЧИТАВШИМИ, ЧИТАЕМЫЙ, ЧИТАЕМОГО, ЧИТАЕМОМУ, ЧИТАЕМЫМ, ЧИТАЕМОМ, ЧИТАЕМАЯ, ЧИТАЕМОЙ, ЧИТАЕМУЮ, ЧИТАЕМОЮ, ЧИТАЕМА, ЧИТАЕМОЕ, ЧИТАЕМО, ЧИТАЕМЫЕ, ЧИТАЕМЫХ, ЧИТАЕМЫМИ, ЧИТАЕМЫ, ЧИТАННЫЙ, ЧИТАННОГО, ЧИТАННОМУ, ЧИТАННЫМ, ЧИТАННОМ, ЧИТАН, ЧИТАННАЯ, ЧИТАННОЙ, ЧИТАННУЮ, ЧИТАННОЮ, ЧИТАНА, ЧИТАННОЕ, ЧИТАНО, ЧИТАННЫЕ, ЧИТАННЫХ, ЧИТАННЫМИ, ЧИТАНЫ
Разбор слова в тексте или предложении
Если вы хотите разобрать слово «ЧИТАЮ» в конкретном предложении или тексте, то лучше использовать морфологический разбор текста.
Примеры предложений со словом «читаю»
1
Я читаю в трамвае, читаю в парках в выходные, читаю в бессонные ночи.
Девятая жизнь кошки, Татьяна Демьяненко
2
Я даже не понимал, читаю ли я, когда я читаю, или я не читаю?
Член общества, или Голодное время, Сергей Носов
3
«Я пока все читаю и думаю: и все это исключительно для себя одного: от того-то я и читаю Григория Нисского».
Петербург, Андрей Белый
4
Я бы сделала лучше, но меня об этом никто не просит, и я просто читаю, что-то выписываю и снова читаю.
Контактная импровизация, Александра Романова, 2013г.
5
Читаю об этом все свое, родное, читаю о Петровке, – то же самое, все пропущено через душу.
Дети Ишима. Книга 2. Возвращение, Виктор Иванович Завидей
Найти еще примеры предложений со словом ЧИТАЮ
AP Методы чтения по английскому языку
К этому времени в вашей школьной карьере вы, вероятно, прошли множество тестов, таких как SAT или ACT, для которых вы читали отрывки, подобные тем, что были на экзамене AP по английскому языку, и отвечали на вопросы с несколькими вариантами ответов. Несомненно, вы разработали определенные методы сдачи тестов и заметили, что не существует метода, одинаково подходящего для всех. То, что работает у других, может не работать у вас, и наоборот.
Тем не менее полезно знать, какие приемы помогут вам добиться наилучших результатов. Подготовьтесь к экзамену, попробовав альтернативы, описанные ниже. Поэкспериментируйте с каждым из них, готовясь к экзамену AP English Language and Composition. Постепенно вы обнаружите, на какую технику или комбинацию техник вы можете рассчитывать. Опирайтесь на них и игнорируйте остальных.
AP Техника чтения по английскому языку и сочинению №1: Прочитайте отрывок полностью.Имейте в виду, что экзамен AP — это не только тест на понимание прочитанного. Конечно, вам нужно знать, о чем говорится в отрывках, но вопросы больше касаются того, почему и как в тексте, чем того, что в нем есть. Например, вас могут попросить выяснить, почему автор начал абзац с ряда вопросов или с конкретной цитаты. Другие вопросы могут задать вам, как автор построил аргумент, поддерживающий, скажем, ценность социального конформизма. Поэтому во время первого чтения отрывка не замедляйтесь, чтобы разобраться в смысловых нюансах, которые, в конце концов, могут не иметь отношения к вопросам. Скорее, читайте для общей картины — общего смысла произведения. Имея в виду обзор всего отрывка, когда вы начинаете отвечать на вопросы, вы в конечном итоге сэкономите время, потому что вам не придется начинать с нуля. Знакомство с отрывком, каким бы незначительным или поверхностным оно ни было, может сыграть вам на руку.
Риторические отрывки имеют пронумерованные строки. Поскольку вопросы всегда относятся к этим номерам строк, используйте вопросы как своего рода дорожную карту, чтобы определить места в тексте, которые вам обязательно нужно прочитать и проанализировать. Хотя вы не должны игнорировать остальную часть отрывка, концентрация на строках, связанных с вопросами, может сослужить вам хорошую службу.
То же самое относится к написанию отрывков, в которых каждое предложение пронумеровано. По мере прохождения каждого отрывка обведите номера тех, которые относятся к вопросам. Чтобы ответить на многие письменные вопросы, вам, скорее всего, придется учитывать контекст, в котором появляется предложение, но не всегда. Вы также можете найти разделы отрывка, вообще не относящиеся к ним. Может быть, достаточно беглого взгляда на них. Однако позже, когда вы будете искать правильные ответы, знание деталей может оказаться незаменимым.
AP Техника чтения по английскому языку и сочинению №2: Пролистайте отрывок.Чтобы получить общее представление об отрывке, читайте быстрее, чем обычно. Постарайтесь определить только общую тему и подход, использованный автором: является ли отрывок формальным или неформальным? Личное или объективное? Это в основном повествование? Описание? Аргумент за или против какой-то проблемы? Ответы на эти вопросы станут очевидны при беглом прочтении. Отмечайте в уме любые необычные слова и фразы. Читайте достаточно внимательно, чтобы получить представление о содержании и стиле написания отрывка, но не медлите. Затем, отвечая на вопросы, обращайтесь к отрывку.
AP Техника чтения по английскому языку и сочинению №3: Прочитайте дважды.Просмотрите проход для общего впечатления; затем вернитесь и прочитайте его более внимательно, используя карандаш, чтобы отметить отрывок и сделать заметки. Два чтения, одно быстрое и одно медленное, позволяют вам выделить особенности языка и риторики, которые вы можете не заметить во время одного чтения. Почему? Потому что во время первого чтения вы узнаете, о чем этот отрывок, а во время второго вы сможете сосредоточиться на особенностях, которые вносят свой вклад в его общий смысл и эффект. После второго чтения перейдите к вопросам, а затем обратитесь к отрывку, чтобы проверить свои ответы.
AP Английский язык и сочинение Техника чтения № 4: Читайте только вопросы.Не смотрите на варианты ответов. Поскольку практически невозможно запомнить 8, 9 или более вопросов о материале, который вы не читали, быстро пройдитесь по вопросам — только для того, чтобы ознакомиться с той информацией, которую вы должны извлечь из отрывка. Пометьте каждый вопрос примечанием: «MI» (основная идея), «T» (тон), «POV» (точка зрения), «SS» (структура предложения) и так далее. (Или вы можете разработать свою собственную систему.) Когда вы заранее настроитесь на вопросы, вы будете читать отрывок более целенаправленно.
Некоторые студенты методично читают один вопрос, затем просматривают отрывок в поисках ответа, прежде чем перейти к следующему вопросу. Прежде чем они это осознают, время истекло, и они далеки от завершения. К тому же такой фрагментарный подход снижает вероятность уловить общую суть отрывка.
Сильные читатели часто достигают этого путем привычного анализа прочитанного слово за словом, предложение за предложением, абзац за абзацем. Они признают, что хорошие авторы тщательно выбирают каждый слог, который они пишут, не оставляя ничего на волю случая — ни слова, ни предложения, ни пунктуацию, ни сноски, ни порядок и содержание абзацев, ни общую структуру своей работы. Каждый кусочек их прозы имеет смысл и цель.
Ваша задача на экзамене AP состоит в том, чтобы прочитать отрывки и проанализировать, как они были написаны и как они могут быть изменены. Хорошая новость заключается в том, что вы можете научиться делать глубокий анализ, анализируя все, что читаете. Потренируйтесь с карандашом в руке и, читая почти любое приличное произведение прозы, записывайте причины, по которым автор выбрал те или иные слова и детали. Изучите структуру предложения и последовательность идей. Определите, как автор создает тон и развивает основную идею.
Как и любой другой полезный навык, аннотирование отрывка таким образом требует времени, а чтобы сделать это хорошо, требуется еще больше времени, особенно в начале. Это может быть обременительным, разочаровывающим и даже обескураживающим, но всего лишь одно достаточно проницательное озарение может породить еще одно, а затем еще одно. При регулярной практике внимательное чтение может вызвать почти привыкание. Обнажение авторского творческого процесса возбудило аппетит у многих студентов, которые теперь занимаются этим постоянно. Более того, повышенное осознание причин каждого выбора, сделанного автором, поднимет ваш балл на экзамене AP. И, возможно, что еще более важно в долгосрочной перспективе, это, вероятно, повысит уровень и зрелость вашего собственного письма. Учитывая все эти потенциальные награды, как вы можете не попробовать?
Вот как начать работу аннотатора:
- Сконцентрируйте основную мысль прочитанного в одном-двух содержательных предложениях . (Вы можете даже набросать краткое изложение.) Если вы можете четко и точно сформулировать тезис, вы прошли долгий путь. Иногда тезис будет изложен прямо. В этом случае подчеркните или выделите его каким-либо образом. Однако, если тезис подразумевается только содержанием, изложите его своими словами. Запись на бумаге или на экране компьютера — верный признак того, что вы серьезно относитесь к поиску сути отрывка.
- Ищите подсказки к отношению, цели и намерениям автора . Этот отрывок предназначен в основном для развлечения? Довести до сведения? Чтобы вызвать полемику? Вдохновить или просветить читателя? Есть ли у автора предвзятость, корысть, корыстный мотив? Трудно представить произведение, в котором отношение автора полностью скрыто.
- Анализ конструкции . Какие идеи приходят первыми? Второй? В третьих? Есть ли причина для последовательности идей? Как идеи связаны друг с другом? Содержит ли конец отголоски более ранних идей?
- Изучите, как автор производит впечатление на читателя . Изучите выбор слов, структуру и длину предложения, порядок идей, фигуры речи, использование ритма и звука. Чем автор вас заинтересует? Является ли письмо формальным или неформальным? Является ли автор дружелюбным или сдержанным, восторженным или холодным?
- Подумайте о квалификации автора, чтобы писать на тему . Детали обычно раскрывают авторитет писателя. Авторы, которые не знают, о чем говорят, часто прячутся за прозой, перегруженной общими фразами. Изучите сноски, если они есть. Ссылаются ли они на надежные и актуальные источники?
- Стать комментатором . Обильно размечайте отрывки, пишите на полях и подчеркивайте заслуживающие внимания идеи и особенности.
Описание теста чтения | ACT
Раздел «Чтение» измеряет вашу способность внимательно читать, логически рассуждать о текстах, используя доказательства, и интегрировать информацию из нескольких источников.
Вопросы раздела сосредоточены на взаимодополняющих навыках, которые читатели должны применять при изучении письменных материалов по целому ряду предметных областей. В частности, вам будут заданы вопросы для определения основных идей; находить и интерпретировать важные детали; понимать последовательность событий; делать сравнения; понимать причинно-следственные связи; определять значение контекстно-зависимых слов, словосочетаний и утверждений; делать обобщения; анализировать голос и метод автора или рассказчика; анализировать претензии и доказательства в аргументах; и интегрировать информацию из нескольких текстов.
Раздел чтения состоит из нескольких частей. Некоторые части состоят из одного длинного прозаического отрывка, а другие состоят из более коротких прозаических отрывков. Отрывки представляют собой уровни и типы текста, обычно встречающиеся в учебных программах первого курса колледжа.
Каждому отрывку предшествует заголовок, который указывает автора и источник и может включать важную справочную информацию, которая поможет вам понять отрывок. Каждая часть содержит набор вопросов с несколькими вариантами ответов. Эти вопросы не проверяют заучивание фактов вне отрывка или правил формальной логики и не содержат отдельных вопросов по словарному запасу. В разделах, содержащих два более коротких отрывка, некоторые вопросы касаются обоих этих отрывков.
Содержание, охватываемое тестом чтения ACT
Для раздела чтения сообщается пять баллов: общий балл за раздел; баллы по трем категориям отчетности, основанные на конкретных знаниях и навыках; индикатор «Понимание сложных текстов». Приблизительный процент раздела, посвященного каждой категории отчетов, составляет:
Ключевые идеи и детали (55–60%)
Эта категория требует, чтобы вы внимательно читали тексты, чтобы определить основные идеи и темы. Точно обобщайте информацию и идеи. Понимать взаимосвязи и делать логические выводы и выводы, включая понимание последовательных, сравнительных и причинно-следственных связей.
Ремесло и структура (25–30%)
В этих вопросах вам предлагается определить значения слов и фраз; риторически анализировать авторский выбор слова; анализировать структуру текста; понимать цель и точку зрения автора; и анализировать точки зрения персонажей. Интерпретируйте авторские решения риторически и различайте различные точки зрения и источники информации.
Интеграция знаний и идей (13–18%)
Эта категория требует, чтобы вы понимали заявления авторов, различали факты и мнения и использовали доказательства для установления связей между различными текстами, связанными по теме. Некоторые вопросы потребуют от вас анализа того, как авторы строят аргументы, а также оценки рассуждений и доказательств из различных источников.
См. примеров вопросов и советы по тестированию.
Визуальная и количественная информация в разделе «Чтение»
Начиная с 2021 года один отрывок в разделе «Чтение» может сопровождаться графиком, рисунком или таблицей, содержащей информацию, относящуюся к задаче чтения.