Психология расшифровка детских рисунков: Расшифровка детского рисунка в психологии

Содержание

Психология детских рисунков: значение, расшифровка и анализ

Огромное значение в жизни каждого человека играет самовыражение. Дети удовлетворяют подобную потребность через рисование. Многие родители понимают это и сами постоянно покупают своему малышу краски, фломастеры, карандаши и альбомы. Взяв их в руки, дети начинают самозабвенно и с огромным удовольствием наносить на бумагу различные изображения. Этот процесс позволяет им передавать свои эмоции. Из внутреннего мира в этот момент переносится отображение их чувств и переживаний.

Что означают детские рисунки в психологии? Как познать внутренний мир маленького человека?

Рисунки детей разного возраста

Нередко случается так, что родителям детей, посещающих детский сад, психолог выдает заключение о том, что у их чада наблюдается отторжение внешнего мира, агрессия и тревожность. Мамы и папы при этом приходят в полное недоумение, ведь главным основанием для такого вывода послужили одни лишь милые каракули их малыша.

Как расшифровать детские рисунки? Психология предлагает анализировать их в зависимости от возраста юного художника.

Так, до трех лет изображения, оставленные малышами на бумаге, похожи на «головоногов». Дети рисуют людей в виде пузырей, из которых торчат черточки, являющиеся символами ножек и ручек. Прорисовывать детали в этом возрасте юные художники пока еще не могут. Кроме того, вначале на бумаге появляется очередной «шедевр», а уж после этого автор начинает додумывать, что же именно им было изображено.

После 3,5-4 лет дети перед созданием рисунка уже начинают его планировать. И только после мысленного оформления замысла они приступают к самому исполнению. Ребенок в 4 года уже научился хорошо владеть карандашом. При этом его «головоножки» постепенно эволюционируют в людей, изображаемых в виде огурцов. Человечки начинают представлять собой два овала, имеющих конечности-палочки.

Достигнув 5 лет, юные художники уже способны на рисование крупных деталей. Это рот, глаза, ноги и руки. К шести годам на рисунках детей можно увидеть и более мелкие элементы. Это нос человека и его пальцы.

И только к семи годам юные художники «одевают» людей соответственно их возраста и пола. У их персонажей появляются прически, головные уборы и шеи.

Что берут для своего анализа специалисты? Наиболее точная расшифровка детских рисунков в психологии возможна при изучении изображений, нанесенных на бумагу юными художниками 4-7-летнего возраста, ведь они выполняются наиболее осознанно.

Изображение семьи

Самой популярной темой для проведения анализа детских рисунков в психологии является изображение юным художником самых близких для него людей. Опытному специалисту оно расскажет о многом. При этом из такого рисунка многое могут почерпнуть и родители.

Изучая психологию детских рисунков, необходимо обратить внимание на некоторые детали. Среди них:

  • последовательность нанесения изображения на бумагу;
  • сюжет рисунка;
  • расположение и группировка членов семьи;
  • степень близости и удаленности людей;
  • место ребенка среди взрослых;
  • рост каждого из членов семьи;
  • цветовая гамма рисунка и т. д.

Исследуем некоторые особенности рассмотрения психологии детских рисунков.

Очередность выполнения задания

Чаще всего, после того как ребенок получил установку на изображение семьи, он начинает рисовать всех ее членов, а уж после дополняет свою картинку различными деталями. Однако порой все происходит вовсе не так. Юный художник начинает акцентировать свое внимание на любых деталях, «забывая» при этом нарисовать себя и своих родственников. Или же изображения людей на бумаге появляются только после того, как на нее нанесены очертания второстепенных предметов и объектов. В этом случае взрослым необходимо задуматься. Почему ребенок поступает именно так? В чем кроется причина такого равнодушия к близким? Отчего он старается оттянуть время до момента их изображения?

Проведение анализа детского рисунка семьи в психологии в таком случае невозможно без наводящих вопросов. Специалисту предстоит уточнить характер взаимоотношений с родственниками, применив при этом различные методики.

Обычно использование подобной очередности при решении поставленной задачи свидетельствует о психическом дискомфорте ребенка в семье и о том, что юный художник вовлечен в конфликтные отношения.

Сюжет рисунка

Как правило, построение изображения с родственниками предельно простое. Ребенок стремится изобразить свою семью так же, как и на групповой фотографии. На ней порой присутствуют все. А иногда кого-то из членов семьи на таком снимке нет. Бывает, что каждый из присутствующих на рисунке стоит на полу или на земле, а порой юный художник изображает близких для него людей словно висящими в воздухе.

Также в сюжете рисунка, кроме членов семьи, зеленеет трава, расцветают цветы, растут деревья и кусты. Нередко дети изображают кого-то находящимся в доме, а кого-то на улице. Кроме групповых портретов встречаются рисунки, наполненные динамизмом и экспрессией, на которых все члены семьи занимаются каким-либо делом.

Какова расшифровка детских рисунков в психологии с различными сюжетами? Здесь все довольно просто. Если семья ассоциируется у малыша с нежными и приятными воспоминаниями, то он непременно осветит всех родственников или кого-то из них солнцем, которое служит символом любви, добра и ласки. Но порой над групповыми портретами юный художник размещает тучи. Подобный сюжет психологи связывают с дискомфортом ребенка.

Последовательность расположения людей

Как правило, первым на рисунке ребенка появляется тот человек, который для него самый любимый, наиболее авторитетный и значительный в доме. Порой таковым юный художник считает себя. И он не станет скрывать этого, изображая свою фигуру первой.

Далее при расшифровке детского рисунка семьи в психологии придерживаются такого принципа, что ребенок располагает всех членов семьи в той последовательности, в какой он видит их роль в доме, а также каково их отношение к нему. С увеличением порядкового номера родственника его авторитет, без сомнения, падает. Именно поэтому дети, интуитивно ощущающие себя ненужными и отвергнутыми родителями, изображают себя самыми последними.

Величина фигур

О чем говорят детские рисунки в психологии? Специалисты обращают внимание и на размер фигуры каждого из членов семьи, изображенного ребенком. Чем они больше, тем больший авторитет родственник имеет в глазах юного художника. Нередко маленькие дети изображают самого близкого для них человека таким, что у них просто не хватает листа для размещения его фигуры целиком.

Психология детского рисунка человека позволяет определить специалисту и того члена семьи, который в глазах малыша пользуется самым низким авторитетом. Величина его фигуры, как правило, намного меньше, чем у остальных родственников. Именно поэтому отвергнутые и безнадзорные дети рисуют себя крошечными и едва заметными. Этим они подчеркивают свою незначительность и ненужность.

Расстояние между фигурами

Проведение анализа психологии детских рисунков производится и на основании того, какова величина пространства между членами семьи. Подобный момент может свидетельствовать либо об их эмоциональной близости, либо, напротив, о разобщенности. Чем дальше все фигуры на детском рисунке будут находиться друг от друга, тем больше можно говорить о наличии конфликтной ситуации в семье.

Порой подобную разобщенность дети подчеркивают еще больше. Они размещают в образовавшихся пространствах между фигурами родственников какие-либо посторонние предметы.

При эмоциональной близости все члены семьи на рисунках юных художников изображаются практически вплотную друг к другу. При этом психологи рассматривают и степень привязанности ребенка к одному из родственников. При эмоциональной близости к определенному члену семьи малыш изобразит себя возле него.

Нахождение ребенка на рисунке

На этот момент при рассмотрении психологии детского рисунка семьи стоит обратить особое внимание. То место, которое ребенок выделил для себя, указывает на его положение среди родственников. Если малыш находится в центре и стоит между папой и мамой, а также рисует себя первым, то он уверен, что нужен близким людям. Если на изображении семьи юный художник отобразил себя после своих сестер и братьев и при этом подальше от родителей — это является признаком ревности, которую он проявляет к другим детям. Отдаляя себя от всех, малыш показывает тем самым, что он лишний в доме и никому не нужный.

Отсутствие ребенка на рисунке

В психологии детского рисунка семьи одним из важных моментов является тот факт, когда юный художник «забывает» изобразить самого себя. В этом случае взрослым нужно искать причину в имеющихся отношениях в доме. Скорее всего, они вовсе не являются примерными и тягостны ребенку.

Изображение семьи, в которой нет самого юного художника, может являться подтверждением имеющегося конфликта между ним и кем-то из домочадцев. Своим рисунком малыш, которому не нравится неприятие его в семье, отображает свою реакцию протеста.

Отсутствие одного из родителей или родственников

В психологии детских рисунков значение имеет каждая деталь. Специалисты непременно обратят внимание и на тот факт, что юный художник «забыл» отобразить на бумаге кого-нибудь из родителей или близких родственников. Вероятнее всего, этот член семьи является для ребенка источником мучений, переживаний и дискомфорта. «Забыв» нарисовать определенного родственника, малыш подсказывает выход из сложившейся жизненной ситуации, который поможет разрядить негативную атмосферу в доме. Иногда таким образом ребенок «устраняет» конкурентов, стараясь погасить тем самым свою ревность к другим детям.

Дополнение семьи другими людьми

О чем еще может поведать нам психология детских рисунков? Порой юный художник дополняет свою картину посторонними людьми или несуществующими родственниками. Таким образом он пытается заполнить имеющийся в его чувствах вакуум. Также вымышленный человек используется в качестве буфера, чтобы смягчить ощущение собственной неполноценности среди родных. Иногда подобный вакуум дети заполняют теми лицами, которые, по их мнению, могут наладить с ними близкие контакты и удовлетворить потребности в общении. Это и приводит к тому, что малыши начинают моделировать состав семьи, предлагая через рисунок ее усовершенствование и улучшение.

Порой юный художник дополняет свои рисунки не посторонними лицами, а животными или птицами. Чаще всего на таких изображениях можно увидеть преданных человеку собак и кошек. Если этих животных нет в доме и они являются выдуманными, то взрослые должны понять, что малыш мечтает о них. При этом он хочет, чтобы собака или кошка заменила ему отсутствующего на изображении родственника.

Над таким сюжетом стоит задуматься взрослым. Он является симптомом дефицита нужного для малыша общения, недостаточного для него количества ласки и нежности.

Изображение одного ребенка

Интерпретация детских рисунков в психологии является одним из основных методов познания внутреннего мира малышей. Изображения, на которых юный художник рисует себя в одиночестве, настораживают специалистов. Подобный сюжет говорит о том, что малыш не чувствует себя полноценным членом семьи и считает, что в доме для него не хватает места. Чаще всего на таких рисунках подобное состояние ребенка выражается еще и мрачной цветовой гаммой.

Порой юные художники изображают только себя для того, чтобы подчеркнуть собственную значимость. Делают это, как правило, кумиры семьи, которые не способны скрыть свой эгоцентризм. Однако от рисунков отвергнутых детей их изображения отличает любование собой. Понять это можно по детализации и окраске одежды или же по второстепенным предметам, создающим праздничный настрой.

Изображение частей тела

Как провести анализ детского рисунка? Психологи обращают внимание и на то, каким образом юный художник показал лица людей, а также другие части тела. Самым информативным при этом является изображение головы. Если автор пропускает те или иные части лица или наносит на бумагу один лишь его контур, то это является выражением протеста малыша к этим членам семьи. Вполне возможно, что именно из-за них малыш переполнен негативными эмоциями.

Если же юный художник изобразил безо рта и глаз свое лицо, то это является признаком его отчужденности в семье, а также нарушения общения с окружающими людьми.

В том случае, когда на изображении одного из членов семьи мы видим только глаза, то, скорее всего, этот человек постоянно наблюдает за малышом и не допускает проявлений баловства и шалостей. Этот же родственник является для ребенка источником различных конфликтных ситуаций. Аналогично можно проанализировать рисунок, на котором один из членов семьи изображен с ушами, как у Чебурашки. Порой юный художник выделяет у родственника один лишь рот. Это означает, что этот человек воспитывает ребенка, читая ему бесконечные нравоучения и нотации, культивируя при этом у малыша страх.

Если самое большее внимание юный художник уделил голове и вырисовал все ее детали, то это указывает на значимость для него этого близкого человека. Если же ребенок любит изображать таким образом самого себя, то это говорит о том, что он чересчур озабочен собственной внешностью. Порой юные художники, используя подобный прием, скрашивают имеющийся у них физический дефект. А если свое лицо во всех деталях нарисовала девочка? Она, скорее всего, подражает матери, которая на ее глазах часто приглаживает волосы, припудривает носик и подкрашивает губы.

Кроме головы, при изучении детских рисунков, необходимо обратить внимание и на руки. Если они непропорционально длинные, то, скорее всего, принадлежат тому члену семьи, который проявляет агрессивность по отношению к юному художнику. Иногда такого родственника малыш может изобразить вовсе без рук. Таким образом он пытается символически погасить агрессию.

Если безруким ребенок изобразил себя, это является подтверждением его бессилия в семье и отсутствия у него права голоса.

Цветовая гамма

О чем говорят тона красок, которые применил в своей работе юный художник? Цвета в рисунках в детской психологии рассматриваются в качестве индикатора той палитры чувств, которая излучается малышом в момент воспоминаний о его близких людях, изображаемых на бумаге. В выборе красок можно рассмотреть нюансы и особенности эмоционального отношения юного художника к определенным домочадцам или ко всей семье сразу. Все тревоги и сомнения, надежды, любовь и нелюбовь ребенка закодированы в используемых им цветах.

Все то, что нравится малышу, он изобразит в теплых тонах. Свою привязанность к определенному родственнику он выделит при помощи яркого и сочного цвета. Холодные тона на рисунках являются подтверждением конфликтных ситуаций. Более всего в этом случае информативен черный цвет. Он указывает на эмоциональное неприятие малышом того родственника, которого он включил в сюжет своего изображения.

Значения цветов на рисунке ребенка психологи распределяют следующим образом:

  • зеленый – выражение безопасности, стремления, настойчивости, независимости и уравновешенности;
  • темно-синий — потребность в покое;
  • красный выражает агрессию, силу воли, возбудимость и повышенную активность;
  • желтый указывает на повышенные эмоции, оптимизм, любознательность и непосредственность;
  • фиолетовый считается показателем интуиции и фантазии, интеллектуальной и эмоциональной незрелости;
  • коричневый указывает на отрицательные эмоции, физический дискомфорт, медлительность и чувственную опору ощущений;
  • черный выражает протест, настоятельную потребность в изменениях и разрушение.

Если более всего ребенок любит простой карандаш и никак не раскрашивает свои рисунки, это говорит о его желании закрыться, об отстраненности и безразличии.

Психология детского рисунка | Дефектология Проф

Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания. Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью. Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.

Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке

Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.

Цвет

Это самый важный критерий. Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы.

  • Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
  • Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
  • Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
  • Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
  • Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
  • Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
  • Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.

Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу. Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.

Композиция

Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.

  • О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
  • Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
  • Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
  • Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
  • При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
  • У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.

Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя.

Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.

Расшифровка детского рисунка домика

Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.

  • Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
  • Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
  • Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша.
  • Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
  • Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
  • Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
  • Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
  • Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
  • Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие – о трудностях с общением.
  • О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них – о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
  • Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
  • Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка – о недостатке общения с близкими.

Расшифровка детского рисунка семьи

Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи.  Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается.
Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.
Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.
На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.

Тревожные сигналы в детских рисунках

Умея читать психологию рисунка своего малыша, родители могут быстрее заметить проблему и исправить её.

  • Обилие коричневых тонов сигнализирует о проблемах малыша со здоровьем – они ещё не проявились, но он уже быстро устаёт и чувствует слабость.
  • Большие, тщательно прорисованные глаза – скрытый страх. Но отсутствие глаз и рта намекает на коммуникативные проблемы.
  • Если кого-то из родных ребёнок рисует подальше от своей фигурки, то им следует попытаться восстановить его доверие.
  • Фантастические миры с пришельцами и эльфами, так нравящиеся родителям, могут намекать на дискомфорт в реальной жизни.
  • Подавляемая агрессия проявляется в рисунках зубастых и когтистых зверей.
  • Хуже всего, если на картинке семьи нет самого автора – значит, в родном доме он не находит себе места.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Психология детского рисунка — Новости Спектр

Оценить психологическое состояние ребёнка, порой очень сложная задача, ведь маленьких детей многое происходит исключительно на уровне подсознания, например, ребёнок боится отца, а может и ненавидит его в глубине души, но он слишком мал, чтобы понимать эти ощущения и, на вопрос об этом, наверняка ничего не ответит. Под внешней беспечностью, может скрываться целая буря эмоций. Как же определить, что на самом деле происходит с малышом? Всё очень просто – для этого существует психология детского рисунка, детский рисунок расскажет обо всём, что творится на душе у малыша.

Расшифровка детского рисунка семьи

Рисуем семью.Расшифровка детского рисунка семьи даёт представление о том, как ребёнок относится к тому или иному члену семьи. Достаточно просто дать ему карандаши, листок бумаги и попросить нарисовать свою семью. Дети любят рисовать и малыш охотно возьмётся за выполнение задания. Остаётся лишь узнать значение детских рисунков в психологии.

Желательно потихоньку наблюдать за процессом рисования. Чаще всего малыш начинает рисовать свою семью с человека, который для него наиболее авторитетен и значим. Если все нарисованные люди крохотного роста, это означает, что у ребёнка крайне низкая самооценка, если фигурки нарисованы вверху листа, это говорить о том, что малыш не доволен своим положением в семье и, подсознательно, стремиться исправить ситуацию. Если напротив, все нарисованы внизу, это свидетельствует о низком уровне притязаний ребёнка. Любимый член семьи, обычно, рисуется не только первым, но и прорисован лучше остальных.

Расстояние между нарисованными людьми, символизирует близость в семье. Если все люди расположены рядом друг с другом, значит в семье царят дружеские, доверительные отношения, особенно это очевидно, если между фигурками нет предметов и они держатся за руки. Если же расстояние большое, между людьми имеются различные предметы или все заняты чем-то своим, это говорит о том, что семья разобщена и в ней нет особой близости и теплоты.

Изображение самого малыша, поведает о нём практически всё, что нужно знать. Итак, если ребёнок изобразил себя ростом наравне, а то и выше чем взрослые, он чувствует себя особенным, уникальным и очень важным. Излишне маленький рост свидетельствует об ощущении униженности. Наличие шляпы, говорит о необходимости защиты. О закрытости ребёнка говорят не прорисованные черты его лица. Внутренняя агрессия изображается открытым ртом с зубами, а страхи, большими глазами. Широко расставленные ноги, говорят о том, что малыш уверен в себе, а убранные за спину или в карманы руки, напротив, о неуверенности. Дети редко рисуют уши, но если они всё же изображены, это значит, что малыш и правда слушается родителей и их слова для него имеют большой вес.

На детских рисунках почти всегда есть солнце, это символ тепла и благополучия. Но если на рисунке изображён кто-то, кто отгораживает малыша от солнца, скорее всего этот человек в жизни лишает его комфорта и теплоты.

Преобладание на рисунке всевозможных предметов, говорит о том, что семья ориентирована на материальное, а не духовное.

Очень плохо, если на рисунке нет кого-то из членов семьи, а ещё хуже, когда нет самого ребёнка. В первом случае это означает безразличие или неприязнь к отсутствующему члену семьи, а во втором, что ребёнок чувствует себя ненужным в этой семье.

Присутствие на рисунке лишних людей, говорит о том, что ребёнку не комфортно и он желает что-нибудь поменять.

Фигурка нарисованная резкими и прерывистыми линиями, изображает самого неприятного для ребёнка члена семьи, в то время как все те, кого малыш люби, будут нарисованы мягкими и плавными линиями.

Нарисованный домик

Ещё одним тестом в психологии детского рисунка является рисунок дома

Если дом нарисован большой, значит ребёнок открытый, гостеприимный, общительный. Если имеется лестница, ведущая в глухую стену, значит в семье есть скрытый конфликт. Нарисованный где-то вдалеке дом, говорит о том, что ребёнок ощущает себя отверженным и одиноким. Если вокруг дома много разных построек – ребёнок находится в тревожном состоянии.

В домике прорисована задняя стена – ребёнок стремиться держать себя в руках, контролируя эмоции. Если у стен нет основы, ребёнок витает в облаках, связь с реальностью слаба. У стен нижние конуры прорисованы особо чётко – малыш испытывает тревогу, затруднения. Прозрачные стены говорят о жажде лидерства, а тонкие боковые линии о нервном истощении.

Большие открытые двери – признак общительности, но если они очень большие, это может говорить о зависимости от других. Маленькие двери, говорят о неуверенности в себе. Если дверей много, нарисованы и задние и боковые – ребёнок стремится к одиночеству, а если их и вовсе нет, у ребёнка трудности с общением.

Много окон, означает жажду общения, а большое окно – символ общительности. Занавески на окнах – закрытость, а решётки – закомплексованность. Если окна нарисованы лишь на верхнем этаже, ребёнок живёт в мире фантазий и далёк от реальности.

Крыша, представляющая собой жирную линию, говорит о том, что ребёнок фантазёр. Если крыша не сочетается с основной стеной, ребёнок не может отыскать своего места в жизни. Карниз, выведенный за пределы крыши, означает, что ребёнок стремиться защититься от собственных страхов.

Спрятанная с другой стороны крыши труба, означает, что ребёнок стремится избегать эмоционального сближения с родными. Тонкая струйка дыма, говорит о недостатки общения с родителями, а густой дым о внутреннем напряжении.

Расшифровка детского рисунка дом, даёт понимание того, насколько ребёнок общительный, что ему ближе, фантазии или реальность и т. д.

Развитие ребёнка определяется рисунком человека

Расшифровывая детский рисунок человека в полный рост, можно определить насколько ребёнок соответствует по уровню развития своему возрасту.

Ребёнку даётся задание, в котором он должен нарисовать человека в полный рост, после чего проводится подсчёт баллов.

По 1 баллу начисляют за наличие шеи, бровей, ушей, пальцев, одежды, ступней или обуви, волос или шапки. Если пальцев по 5 штук, то добавляется ещё 1 балл. За пластичность человека добавляют 8 баллов, если же пластичность изображена частично, то 4 балла.  В случае, когда руки и ноги изображены 2мя линиями, начисляется ещё 2 балла.

В итоге получается результат от 0 и до 30. Для каждого возраста, свой идеальный результат. Данный тест говорит об умственном развитии ребёнка и выявляет отстающих детей.

Итак, детский рисунок способен о многом рассказать и всё же, здесь очень много допущений. Например, ребёнок живущий в частном доме и наблюдавший дым из трубы, может рисовать густой дым, лишь повторяя увиденное. Тем не менее, детский рисунок практически единственный способ узнать, что же на самом деле творится в душе маленького человека, именно поэтому придаётся особое значение детским рисункам в психологии.

Как искусственный интеллект может распознавать эмоции на детских рисунках | Виридиана Ромеро Мартинес

Люди находят разные способы выразить свои чувства. Когда мы маленькие, мы не можем очень хорошо общаться с помощью слов и голоса, потому что мы все еще учимся писать и говорить, поэтому рисунки — это особый ресурс для выражения наших эмоций и наших отношений с семьей и даже с другими вещами в мире.

Рисунки дают нам потрясающее представление о детских страхах, радостях, кошмарах, переживаниях и личностях. Чертеж содержит всю ключевую информацию о них.

Это не окончательный способ узнать ребенка, давайте примем это, иногда это ничего не значит, это просто продукт развлечения, но иногда рисунок может показать, что он чувствует и думает в этот момент.

Тенденции искусственного интеллекта, за которыми стоит следить в этом году — Data DrivenInvestor

В 2019 году ожидается широкий спектр значительных достижений с использованием ИИ.0003

Распознавание эмоций детей по их рисункам — старая техника, которую очень часто используют специалисты в области психологии.

Семейный тест по рисованию

Возможно, вы участвовали в этих обычных школьных тестах, когда были маленькими. Терапевты используют различные техники, включающие рисунки, для оценки детских эмоций и зрелости. Одним из самых популярных является тест на семейное рисование . Тест «Семейный рисунок» дает понимание того, как ребенок воспринимает свои самые близкие отношения. Это простой способ понять качество отношений и общения, а также то, как дети строят свою реальность на основе семейных отношений.

Эта техника существует уже более шести десятилетий. Психиатр Майлз Порот создал его в 1951 году, и сейчас это один из наиболее распространенных методов, используемых для оценки личности детей в возрасте от 5 до 16 лет. Существуют и другие подобные методы, такие как Tree Test .

Прочитав об этом интересном инструменте, пришла в голову отличная идея объединить старую технику и искусственный интеллект для обнаружения различных детских эмоций, извлечения репрезентативных признаков из каждой категории, чтобы мы могли декодировать детские рисунки и назначать определенную эмоцию.

Безусловно, я считаю, что это отличное применение искусственного интеллекта. Я могу себе представить, как эта модель ИИ может помочь психологам и терапевтам в школах. Я не претендую на то, что это может заменить тяжелую ежедневную работу, но может очень помочь. Модель компьютерного зрения может ускорить работу и помочь в диагностике детей.

Я не смог найти документы или наборы данных об этой идее, чтобы начать этот эксперимент, поэтому взялся за создание нового набора данных. Я читал из разных источников о том, как расшифровывать детские рисунки в зависимости от цвета, формы, положения, стиля и других различных аспектов рисунка. Я не психолог и не терапевт, но нашла очень интересную информацию об этих рисунках и их потенциале.

Должен сказать, мои поиски рисунков в Интернете были поистине душераздирающими и поучительным опытом. Я был потрясен, увидев настоящие детские рисунки с разных сайтов. Большинство из них были частью программ арт-терапии для лечения детей, у которых экспериментировали с симптомами, связанными с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) . Другие виды рисунков, которые я нашел, были посвящены жестокому обращению с детьми и домашнему насилию. Я также нашла рисунки детей, чьи родители развелись.

Итак, после того, как мы собрали большое количество детских рисунков, следующей задачей было пометить набор данных. Вот что я нашел в Интернете, что помогло мне разметить набор данных:

Тип рисунка в зависимости от пола (формы и цвета)

Мы можем найти различия между рисунками девочек и мальчиков. Это правда, что девочки предпочитают использовать розовый и мягкие цвета , в то время как мальчики предпочитают более холодные цвета , такие как синий. Также различаются формы . Девочки обычно рисуют округлые фигуры такие цветочки, сердечки а мальчики будут делать уголки, коробочки, прямые линии вместе с машинками, автобусами и ракетами . Очень часто они рисуют что-то представительное для своего пола.

Давайте поговорим подробнее о цвете

За цветом, который они используют в своих рисунках, скрывается гораздо больше:

Начнем с черного и фиолетового . Эти цвета предполагают доминирование и могут быть одобрены ребенком, который относительно требователен.0022 . Синий популярен среди детей, которые заботливы и любят компанию.

Красный представляет собой волнение и обычно используется детьми, которые не хотят ничего упустить.

Розовый, любимый цвет девушки показывает необходимость любви и признательности . Зеленый — это цвет тех, кто любит, чтобы отличался от . В основном, для детей с артистическим и умным . Желтый — это счастливый цвет , демонстрирующий интеллект и солнечный характер.

Личность в зависимости от стиля

То, как дети рисуют, также раскрывает важную информацию об их личности.

Подробные и проработанные рисунки раскрывают ребенка, который чувствует потребность очень стараться. Смелые штрихи , особенно если они расположены близко друг к другу, могут быть признаком стресса, сильных чувств, решимости или гнева , а мягкие знаки выражают более мягкий характер . Качество линии тоже очень важно. Фигура, нарисованная светом , колеблющимися ломаными линиями, показывает нерешительного, неуверенного в себе ребенка , который, кажется, думает по ходу дела. Напротив, жирная, непрерывная, свободно проведенная линия выражает уверенность в себе и чувство безопасности. Возможно, вы слышали об этом, но отсутствие оружия иногда интерпретируется как указание на робость, признак неагрессивных детей , тогда как преувеличение размера рук рассматривается как символ агрессивных наклонностей , если фигура является автопортретом. Точно так же крошечные ножки воспринимаются как признак ненадежности , буквально неустойчивого основания.

Положение на чертеже

Я также нашел в Интернете, что положение очень важно на чертеже. Левая сторона обычно ассоциируется с прошлым и воспитанием , тоже с матерью . Правая сторона противоположна и связана с будущим , необходимостью общения , а также с отцами .

Размеры также имеют значение, ребенок, который поместит рисунок хорошего размера на страницу, считается хорошо сбалансированным и безопасным, в то время как маленькие фигурки нарисованы на нижнем краю бумаги или рядом с ним. , или в углу экспресс незащищенность.

А формы?

импульсивный ребенок может рисовать большие фигуры, без шеи, с асимметрией конечностей. тревожный ребенок сделал бы облака, дождь, летящих птиц, без глаз на фигурках . застенчивый ребенок обычно рисует короткие фигурки, без носа и рта, крошечные фигурки и руки близко к телу , как бы пряча что-то позади. злой ребенок сделал бы большие руки и зубы, длинные руки и косоглазие . неуверенный в себе ребенок похож на застенчивого и нарисует чудовищные фигуры, крошечную голову, без рук и наклонные фигуры.

Мне было сложно создавать категории. Есть много эмоций, которые может выразить ребенок. Итак, я сосредоточился на 3 категориях:

  • Счастье
  • Беспокойство и депрессия
  • Гнев и насилие

Причина чувства похожи, поэтому я объединил некоторые из них в одну категорию. Когда я увидел рисунки о войне, я увидел насилие, гнев и печаль. Рисунки о домашнем насилии и детях, переживающих развод родителей, выражали тревогу и депрессию.

Итак, мне было легко совместить Гнев и Насилие для рисунков о войне , дети рисуют себя с сердитым лицом с или фигурами, выражающими насилие .

Класс Тревога и депрессия содержит рисунки детей с плачущими лицами и пейзажами с дождем и облаками .

Класс счастье был самым легким, я нашел много рисунков счастливых семей с домашними животными, красочных пейзажей с солнцем, цветами и радугой.

Использована предварительно обученная модель и PyTorch. Я разделил набор данных 80:20, обучение и проверку соответственно. После нескольких эпох и настройки модели, чтобы она хорошо работала с набором данных, который я сделал, результаты были хорошими, точность достигла 87%!

См. результаты ниже:

Это доказательство того, что Гнев и насилие и Беспокойство и депрессия можно найти на одном и том же чертеже. Иногда мы испытываем все эти чувства в одной ситуации. Грустные лица, черта, связанная с Тревога и депрессия классаПлачущий глаз, особенность, также связанная с Тревога и депрессия классаВойна и драматические цвета: красный и оранжевый для огня и черный для бомб и взрывов. Особенности, связанные с классом Гнев и Насилие Больше войныВойна. Этот рисунок может ассоциировать цвета с тревогой и классом депрессииВойнаСчастливая семья и солнечный день. Красочный рисунок, связанный с классом Счастье Красочный рисунок. Почти на 100% уверен, что это Счастье класс
  • Рисунки выражают больше, чем мы можем себе представить
  • Было бы здорово поделиться этой техникой с некоторыми основами. Я могу подумать об этом в будущем, как только получу лучшую модель и больший набор данных.
  • Наличие эффективного метода искусственного интеллекта для обнаружения детских эмоций — это способ помочь специалистам в области психологии. Не будем забывать, что существует больше инструментов, используемых вместе, чтобы повысить точность диагностики
  • Я могу легко увидеть больше категорий, но это долгая работа, и собрать больше рисунков для той же цели
  • Привлечение специалистов для просмотра и маркировки данных наверняка улучшит этот проект!

Научитесь кодировать детские рисунки

Научитесь расшифровывать детские рисунки | Фонд Новака Джоковича

Узнайте, как расшифровать детские рисунки и лучше узнать своего ребенка и его внутренний мир.

Детский…

novakdjokovicfoundation.org

Семейный тест по рисованию

Семейный тест по рисованию — Исследование своего мышления

Семейный тест по рисованию — один из самых известных тестов эмоционального состояния детей. Это дает понимание…

Exploreyourmind.com

Книги рассказывают истории войны глазами ребенка

Книги рассказывают истории войны глазами ребенка

Реальность жизни в зоне боевых действий и изгнания из дома в рисунках молодых беженцев. До…

www.bbc.com

Сирийские дети раскрывают свои страхи и травмы в душераздирающих рисунках

Сирийские дети раскрывают свои страхи и травмы в душераздирающих рисунках

Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится, и вы можете получить злых собак, пауков или темноту. Небо может быть наполнено…

itsworld.org

4 урока, которым родители могут научиться на рисунках своих детей

Лариса Марулли рисунки могут оставить много ключей к их счастью и развитию

Как родитель, вы можете учиться на рисунках вашего ребенка. Действительно, ты можешь. Искусство — это форма самовыражения, поэтому любой рисунок, который ваш ребенок нарисует и подарит вам, — это часть их самих, которую они пытаются вам показать. Мы знаем, что вам подарили детское произведение искусства, и вы воскликнули: «Как красиво!» даже толком не глядя. Смотреть на это все время и знать, что они сделали это, чтобы кто-то смотрел.

Дети начинают рисовать, как только могут взять карандаш и бумагу. Это может быть меньше одного года в зависимости от развития вашего ребенка, но как только они начинают рисовать, они не останавливаются. Рисование и искусство — все это часть детства, и по мере того, как они растут, растет и их работа. Иметь ребенка — это настоящий подарок, и когда он хочет поделиться с вами частью себя, это нужно принять, даже если это плохой рисунок. Но на самом деле, ни один рисунок, который делает ребенок, не плох. Это что-то значит, и они нарисовали это не просто так.

Рисунок вашего ребенка, вероятно, намекает на то, что с ним происходит, поэтому обратите внимание на его рисунки, чтобы увидеть, что вы можете узнать о своем ребенке. Продолжайте читать, чтобы узнать, что вы можете узнать об их работах, и когда вам может понадобиться вмешаться и побеспокоиться.

4/4 Как они себя чувствуют в вашем доме

Через Pexels

Все детские рисунки имеют смысл, и общий рисунок — это рисунок их семьи. Когда ребенок рисует свою семью, они обычно все снаружи и стоят в ряд. Согласно статье NPR, дети, выросшие в доме с большим «хаосом», скорее всего, отдалится от своих семей. Хаос в доме включает в себя чрезмерный шум, загроможденное пространство и отсутствие структуры. Все это может негативно сказаться на развитии ребенка и чувстве безопасности.

Если вашему ребенку комфортно в вашем доме, он сблизится с вами по семейной линии. Обратите внимание на расположение себя и выражение лица каждого. Если ваш ребенок уводит себя далеко, пришло время оценить, почему он может чувствовать себя не так безопасно, как мог бы, и может нуждаться в большем внимании со стороны семьи.

3/4 Развитие вашего ребенка

The Atlantic

Фонд Новака Джоковича объясняет все возрасты и этапы рисования в детстве. Рисование естественно, и то, как оно прогрессирует, тоже. Конечно, дети начинают с каракулей, но к моменту поступления в начальную школу они уже должны создавать предварительные схематические рисунки. Такие вещи, как фигурки людей, цветов и дома, являются обычными предметами. Они рисуют то, что видят.

После 7 лет развитие искусства у ребенка должно значительно улучшиться. Добавлено больше деталей, таких как одежда на людях или даже правильно нарисованных животных. Дети больше не рисуют то, что они знают, а также то, что они узнали. В этих рисунках гораздо больше глубины и реализма. Есть детали и фигуры, которые они воображают. Здесь они устроили сцену.

СВЯЗАННЫЙ С

: Почему детсадовцы выигрывают при рисовании

2/4 Спросите у ребенка, что это значит

Через Pexels

Если вы не можете определить, что и почему нарисовал ваш ребенок, спросите. Поговорите с ребенком и спросите, что он нарисовал. Это особенно важно в тех досхемных вещах. Как мамы, мы потеряли свою детскую невинность и склонны предполагать, что вещи на рисунке не такие, какими кажутся. То, что вы считаете кроватью, может быть космическим кораблем на Марс. Хотя вы можете предположить, что ваш ребенок рисует невинную фотографию, возможно, они скажут вам, что это основано на их сне.

Дети любят рассказывать о своей жизни и объяснять свои рисунки. Не предполагайте, что это такое, а просто спросите своего ребенка. Оттуда вы можете расшифровать его и поощрять их художественные способности. Кроме того, вашему ребенку понравится возможность объяснить свое творение. Никогда не думайте, что вы знаете, что нарисовал ваш ребенок. Дети странные и непредсказуемые. Попросите быть осведомленным и удивленным тем, что они нарисовали для вас.

1/4 Когда стоит беспокоиться о рисунках вашего ребенка

Через Pexels

Искусство и рисунок — все это формы самовыражения. Когда ваш ребенок перейдет в среднюю школу, его рисунки должны стать более реалистичными и содержать больше деталей. Хотя ваш ребенок нередко рисует пугающие картинки, такие как чудовище, огонь или разъяренные люди, если это происходит постоянно, пора что-то делать. Согласно Parenting First Cry, есть несколько предупреждающих знаков, на которые следует обратить внимание, и вот они.

Если ваш ребенок рисует себя значительно меньше, чем все остальные, или использует гневные цвета, такие как черный или красный, или вместо обычного рисования тела рисует тело с конечностями в неправильных местах, есть причина внимательно изучить его рисунки. Если у вас есть какие-либо опасения, не стесняйтесь обращаться к педиатру или детскому психологу.

ЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ: Почему общение с детьми жизненно важно для их развития

Источник: NPR, Фонд Новака Джоковича, Parenting-First Cry, The Atlantic

О чем говорят ваши детские рисунки? — Клаудия Тревитик

scribble stage

Вы когда-нибудь задумывались, о чем говорят рисунки ваших детей? Хотите знать, как чувствуют себя ваши дети? У наших детей так много вариантов поведения: любящие, тревожные, любопытные, грустные, одинокие, активные, боязливые. Глядя на их фотографии, можно узнать, что они чувствуют.

На самом деле «видеть» то, что у них на сердце.

Есть поговорка, которую знает каждый арт-терапевт: «Положи мелок ей в руку, и она откроет рот». И это работает. По нескольким причинам. При розыгрыше наша защита обойдена. А когда мы перекладываем свои чувства на бумагу или в глину, на них можно смело смотреть издалека. Принятие работы вашего ребенка — это первое, что вы можете сделать, чтобы помочь ему обрести свободу самовыражения

История, рассказанная детским рисунком, может указывать на этап развития вашего ребенка. Это также может намекать на некоторые эмоциональные проблемы. Например, нарисованная 6-летним ребенком улыбающаяся девочка, держащая улыбающийся воздушный шарик под улыбающимся солнцем среди счастливых цветов, может быть просто рисунком счастливого ребенка. Однако это может указывать на стремление к счастью, протест против внутренних тревожных переживаний.

Книга МАМА, ПАПА, ПОСМОТРИТЕ, ЧТО Я ГОВОРЮ: Что дети рассказывают вам через Их искусство , доктора Миры Левик, помогает нам расшифровывать рисунки наших детей. Квалифицированный арт-терапевт знает, что один рисунок не может передать всю «картину» (каламбур случайно). Но серия рисунков может впустить нас в их мир.

Доктор Левик описывает следующие этапы развития детских рисунков, а также дает нам некоторые предупреждающие знаки, на которые следует обратить внимание:

ЭТАП/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БОЛЕЗНИ : 18–30 месяцев. Детям нужно давать свободу исследовать, совершать большие движения.

ЭТАП/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ФОРМ СЛОВ : 2 ½ – 3 года – Организация фигур, раскатывание глины и изготовление глиняных лепешек. Предупреждающие знаки – неорганизованность

 

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАДИЯ/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ : 4–7 лет. Картинки с более чем одним объектом. Предупреждающие знаки : что-то опущено, некоторые элементы зачеркнуты. 5 лет – цифры чуть более реалистичные. Истории можно рассказывать. Предупреждающие знаки – плавающие изображения

 

 

6-7 лет – более реалистичные цвета. Предупреждающие знаки – детали опущены, плавающие, рассказы об опасности.

 

 

 

ФАКТ-ФАНТАЗИЯ СОСТОЯНИЕ/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ : 7–11 лет. Фигуры, узнаваемые как мальчик или девочка. Размер и организация. Сосредоточьтесь на 3 объектах (представляющих триаду мать/отец/ребенок).

 

 

 

 

 

Возраст 9–11 лет – более реалистичные фигуры, обращенные лицом вперед и/или в профиль. Предупреждающие знаки — некоторые области регрессированы или нарисованы темным цветом, опущены. Непоследовательные способности в выражении и мастерстве. Нереальные пропорции.

Все, что мы создаем, является отражением какой-то части нас самих . Рисуя людей и предметы, наши дети могут овладеть чувствами и мыслями. Детское искусство может отражать то, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам или трудности, с которыми они сталкиваются. Опять же, чтобы сделать вывод, требуется более одного рисунка.

КОГДА НУЖНО НАПРАВИТЬ РЕБЕНКА К АРТ-ТЕРАПЕВТУ?

Вас что-то беспокоит в рисунках?

Часто ли появляются предупреждающие знаки?

Ваш ребенок страдает от эмоционального стресса?

Предпочитает ли он выражать себя через искусство и творческую игру?

АРТ-ТЕРАПЕВТ обучен не только тому, какие художественные материалы могут быть подходящими, но и тому, как «видеть» картины, которые делает ваш ребенок, и как говорить о них с ребенком.

НЕКОТОРЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА

  1. Нарисуйте свою семью.
  2. Оторвите и наклейте картинки из журналов на цветную бумагу.
  3. Придумать воображаемое животное и сказку
  4. Сделай что-нибудь из палочек для рукоделия или рулонов туалетной бумаги
  5. Сделай еду из пластилина и придумай сказку
  6. Рисунок губкой
  7. Скрапбукинг
  8. Марионетки из бумажных пакетов
  9. Маски из бумажных тарелок

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВА, КОТОРЫЕ НУЖНО ИМЕТЬ ПОД РУКОЙ : темпера или акварельные краски, восковые мелки, масляная пастель, губки, газета, цветная бумага, большая бумага для рисования, бумага для компьютера, карандаши, кисти разных размеров, лента для васи, клей-карандаш, обувь коробки.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *