Психология расшифровка детских рисунков: Расшифровка детского рисунка в психологии

Содержание

Рисуют дети: анализ детского рисунка. О чем говорят сюжеты, цвета и манера — психология рисунка

Дети рисуют, родители умиляются их шедеврам. Конечно, ведь это творческое проявление малыша! Однако детский рисунок намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Что может увидеть психолог в детских «каракулях»? И почему родителям важно обращать внимание на самые обычные детские работы? Разбираемся вместе.

Содержание:

  • Детский рисунок как метод психодиагностики
    • Возрастные особенности детского рисунка
    • Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?
  • Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка
    • Общее впечатление
    • Положение на листе и размер рисунка
    • Оценка «манеры письма»
    • Детский рисунок и цвет
    • Расположение фигур на рисунке
    • Части тела
    • Изображение дополнительных элементов на рисунке
    • Тема сексуального насилия в детских рисунках
    • Тема смерти в детских рисунках
  • Рекомендации психолога

Детский рисунок как метод психодиагностики

Ground Picture/Shutterstock. com

В первый раз родителям выдают результаты психодиагностики в детском саду. У многих сразу возникает вопрос: откуда у психолога столько информации о детях? Ведь малыши не заполняют анкеты на несколько десятков вопросов, не могут рассказать подробно и обстоятельно о том, что происходит в их душе. Кажется, что психологи берут информацию с потолка. Но это не так.

Помимо бесед с ребёнком и наблюдением за ним психологи анализируют то, что он рисует и как. Попросите десять малышей нарисовать домик по определённому образцу, и вы получите десять разных домов. А если дадите более свободную задачу — «нарисуй домик» — вы получите такое разнообразие рисунков, что будет сложно вспомнить, какая была задача изначально.

У каждого ребёнка своё восприятие, и рисунок, как инструмент воплощения фантазий и мыслей, позволяет определить уровень развития человека, усидчивость, личностные особенности, а также особенности отношений с другими людьми.

Возрастные особенности детского рисунка

moomin201/Shutterstock. com

Дети до трёх лет рисуют то, что принято называть «каляки-маляки» — они только учатся держать карандаш, поэтому получается как получается. Человек в их творчестве выглядит как голова, из которой торчат руки и ноги (хорошо если по две). Цвет дети выбирают, ориентируясь не на свои «вкусовые предпочтения», а на то, какой карандаш ярче пишет и удобнее лежит в руке (или просто, что лежало — тем и нарисовал).

Не надо пугаться чёрным колобкам на ножках — это вполне может быть портрет любимой мамочки. На этом этапе развития ребёнок сначала рисует, а потом ищет смысл в картине. Поэтому анализ работ до трёх лет сводится к фразе «в рамках возрастной нормы».

К слову, герои известного мультфильма «Смешарики» разрабатывались именно такими, чтобы даже двух-трёхлетний малыш мог их нарисовать самостоятельно (круг, руки, ноги, уши).

Источник: pickimage.ru

В 3-4 года появляются первые попытки спланировать рисунок. Если в процессе спросить у ребёнка «что ты рисуешь», он постарается объяснить свою идею. У человечков появляются тела — круглая голова, овальное тельце, ручки и ножки-палочки. Здесь следует обращать внимание на развитие качества рисунка, но не стоит давать слишком однозначных психодиагностических выводов.

Начиная с 5 лет рисунки становятся сюжетными. Ребёнок сначала думает, потом рисует. Мелкая моторика развивается достаточно быстро — детсадовец уже может прорисовать пальцы, руки, ноги, глаза, рот. К шести годам появляются лица в профиль, но поскольку ребёнок не осознаёт перспективы, на картинке чаще всег, нарисована половина лица с двумя глазами. К семи годам постепенно появляется одежда (как правило соответствующая полу персонажа). Дети рисуют своих любимых героев мультфильмов и сказок, игрушки и, конечно, родителей.

Lex0077/Shutterstock.com

Если говорить кратко, то примерно с четырёхлетнего возраста детские рисунки вполне пригодны для более глубокого анализа.

Важно учитывать личностные особенности детей: есть те, кто рисует постоянно — качество работ таких ребят улучшается и опережает рисунки сверстников. А есть дети, которые не любят рисовать: они делают это редко или по просьбе старших. Такие работы будут отличаться по проработке деталей.

Чтобы сделать верные выводы по рисунку, нужно соблюдать правила проведения диагностики:

  1. Ребёнок должен быть отдохнувшим.
  2. Желательно, чтобы он имел хороший контакт со взрослым, для которого рисует.
  3. Важно послушать комментарии автора картины.
  4. Нужно отмечать скорость выполнения работы, концентрацию внимания и отношение к происходящему.

В моей практике был случай: родители приносят рисунок, на котором вроде как изображен человек — довольно пугающая фигура, а рядом большими буквами написано «ПАПА». Среди остальных рисунков с котиками и лошадками такое творчество выбивается. Я спрашиваю малыша: «Что здесь нарисовано»? Ответ: «Это лев и негритята» (оказывается, картинку вообще нужно было перевернуть). Из разговора становится понятно, что ребёнок посмотрел мультик «Каникулы Бонифация», сделал зарисовку и решил подарить рисунок папе. Без этих пояснений рисунок можно было расшифровать, как угодно, вплоть до насилия в семье со стороны отца.

Что может (а что — нет) показать и рассказать рисунок ребёнка?

Coltty/Shutterstock.com

Как было ранее сказано, детские рисунки могут дать нам информацию о личных особенностях ребёнка и его отношении с окружающими. На что обращают внимание психологи, если у ребёнка не было чётко поставленной задачи:

Сюжет рисунка

Дети часто повторяют свои работы: кто-то постоянно рисует зайчиков, кто-то — машинки, а кто-то — домики и человечков. Наиболее частый сюжет — это то, что входит в сферу интересов вашего ребёнка. Также повторяющиеся рисунки могут свидетельствовать о психотравме.

Если сюжет агрессивный, тревожный, пугающий вас, поговорите с ребёнком — спросите, что это, где он такое видел или слышал, нравится ли ему рисунок. Возможно, у него просто не получилось нарисовать туристов у огня, а вы увидели, как человек горит.

Штриховка, нажим

Чрезмерно сильное нажатие на карандаш (вплоть до поломки) говорит о сильном нервном напряжении. Как правило, дети неосознанно «замусоливают» ту часть рисунка, где чувствуют себя максимально неуверенно и тревожно. Например, на рисунках жертв сексуального насилия «яростные» закрашивания часто располагаются в области гениталий.

Агрессивные элементы

Источник: parents.ru

Мы хотим верить, что наши дети самые добрые, чистые и невинные, и их окружают точно такие же люди. Но мы знаем, что это не так. Заметить агрессию на детских рисунках достаточно просто — её выражают острые элементы: зубы, когти, шипы, колючки, оружие. Если мы говорим о домашнем насилии, то это как правило большая фигура с кулаками.

Стёртые элементы, слабые нажатия

Поскольку рисунок не является конкурсной работой, никто не требует от ребёнка супер-результата. Возникает вопрос: почему иногда для создания картины ребёнок по многу раз что-то стирает, не может определиться с наполнением, не рисует чёткие и конкретные линии? Это может указывать на высокий уровень тревоги (причем тревожность может быть как врождённой (слабая нервная система), так и приобретённой (например, повышенные требования родителей).

Цветовые предпочтения

Прежде чем оценивать работу, уточните любимые цвета ребёнка. Не делайте поспешных выводов — многие маленькие дети предпочитают, например, чёрный карандаш просто потому что его лучше видно на бумаге.

«Недетские элементы»

Olimpik/Shutterstock.com

Иногда дети могут начать рисовать внутренние органы. Если это неуместно (на картинке не доктор Айболит), то стоит обратиться к психиатру.

Появление гениталий на картинах детей до 5 лет может быть признаком простой детской заинтересованности в своём теле («Я же рисую ручки и ножки, почему не могу нарисовать другие части тела?»). Но когда половые органы появляются на рисунках ребёнка 6-7 лет, родителям стоит поинтересоваться, что это и откуда ребёнок о них узнал. Возможно, ему нужна ваша защита.

Весной 2022 года проводился анализ работы первоклассников для выявления детей из «группы риска». Задача была нарисовать человека. Около 40% детей нарисовали человека в военной форме. Это стало ярким показателем того, о чём говорят дома, в какой информационной повестке находятся дети. Поэтому при анализе картин не стоит забывать о социальном контексте происходящего в обществе.

Анализируем и расшифровываем рисунки ребёнка

Lex0077/Shutterstock.com

Существует много разных психодиагностических методик на базе рисунка. Например, «несуществующее животное», «человек и человек под дождём», «дом, дерево, человек», «рисунок семьи», «кинетический рисунок семьи» и другие. Каждая методика предназначена для оценки определённых аспектов личности рисующего.

Проще всего оценить психологическое состояние ребёнка и атмосферу, в которой он живёт, через методику «Рисунок семьи». Инструкция для ребёнка: «Перед тобой лежат карандаши и белый лист бумаги. Ты можешь использовать любые цвета и рисовать так, как умеешь. Нарисуй, пожалуйста, свою семью на этом листе».

Понаблюдайте, как рисует ребёнок: с кого он начал (это самый значимый член семьи для ребёнка), кем закончил, кого рисовал долго, а кого — мимоходом. После того как рисунок будет готов, попросите рассказать (или подписать), кто где нарисован. Если есть непонятные элементы, уточните, что это. Попросите ребёнка рассказать о своём рисунке всё, что он посчитает нужным. Только после этого садитесь за анализ работы.

Общее впечатление

Возьмите рисунок семьи или любой другой сюжет, который хотите проанализировать. Какое ощущение он у вас вызывает? Позитивное? Тревожное? Пугающее? Противоречивое? Постарайтесь поймать, что именно вас смущает. Возможно, именно эта деталь даст вам ответы о состоянии детской души.

Если рисунок излучает счастье — это хороший знак. Вероятнее всего, перед нами очень благополучная семья и хорошо развивающийся ребёнок. Если ощущения от рисунка «не очень», обращаем пристальное внимание на детали.

Положение на листе и размер рисунка

Источник: google.com

В норме ребёнок заполняет своим рисунком практически весь лист бумаги. Но если все члены семьи или другие предметы маленькие и размещены с краю, это может свидетельствовать о низкой самооценке ребёнка.

Крупные, но смещённые вверх предметы говорят, напротив, о завышенной самооценке. Выход за границы листа — высокая эмоциональность и трудности с самоконтролем.

Оценка «манеры письма»

Сильные штриховки указывают на напряжение, слишком слабые или несколько раз проведенные в одном и том же месте — на тревогу и стресс. Обращайте внимание, как изображён каждый член семьи или предмет. Если кто-то или что-то выделяется слишком агрессивной или, наоборот, слишком слабой прорисовкой, значит, с этими членами семьи у ребёнка некомфортные отношения или это что-то его пугает.

Детский рисунок и цвет

Alina Shirova/Shutterstock.com

В норме дети 5–7 лет используют 5-6 активных цветов в своём рисунке. Чем увереннее в себе ребёнок, тем больше карандашей он постарается задействовать.

Преобладание одного цвета может сигнализировать об особом состояние ребёнка. Наиболее продуманную и обоснованную систему «цвет-состояние» описал швейцарский психолог Макс Люшер. Несмотря на то, что данная методика применяется давно и успешно, интерпретации Люшера стоит воспринимать как возможное направление для изучения состояния ребёнка, а не как стопроцентный ответ.

Основные значения цветов по Люшеру:

  1. Тёмно-синий — потребность в покое и сосредоточенность на внутренних переживаниях.
  2. Зелёный — стремление к безопасности, независимость, уверенность, состояние равновесия.
  3. Красный — сила воли, активность, возбудимость, агрессия.
  4. Жёлтый — оптимизм, любознательность, позитивный настрой, эмоциональная свобода.
  5. Фиолетовый — эмоциональная и интеллектуальная незрелость, фантазия, интуиция.
  6. Коричневый — неспешность, физический дискомфорт, возможно, отрицательные эмоции.
  7. Чёрный — протест, потребность в изменениях, подавленность.
  8. Простой карандаш (рисунок без других цветов) — отстранённость, нежелание выполнять задание, безразличие, желание закрыться.

В работе с цветом можно спросить у ребёнка, что для него значит тот или иной цвет. Какие ощущения он вызывает? Нравится ему цвет или нет? Возможно, ребёнок выбрал чёрный не потому, что у него проблемы в семье, а потому, что мама и папа каждый день ходят на работу в чёрной одежде.

Получайте материалы от наших психологов и педагогов сразу себе на почту — подписывайтесь на рассылку, чтобы ничего не пропустить!

Расположение фигур на рисунке

Ambiento/Shutterstock.com

Расположение объектов и персонажей на рисунке очень значимо для комплексного анализа. Поэтому стоит посмотреть на следующие моменты:

  1. То, что нарисовано первым — самое важное для ребёнка. Если говорить о семье, то первым ребёнок рисует главного для него члена семьи.
  2. Себя ребёнок размещает с тем, что ему близко/нравится. Если речь о родителях и родственниках, то рядом окажутся те, с кем у ребёнка крепкий контакт. Чем дальше человек, тем слабее связь.
  3. Если автор рисунка отсутствует на портрете семьи, стоит спросить ребёнка, где он сам. Иногда дети указывают на некий предмет (шкаф или холмик) и говорят, что они там.
  4. Появление людей, не входящих в семью (родители и дети), свидетельствует о том, что в семью включены другие люди, например, бабушка или дедушка. Если появляются непонятные персонажи, попросите ребёнка прояснить, кто это.
  5. Отсутствие члена семьи означает отсутствие с ним эмоционального контакта со стороны ребёнка. Скорее всего, существует напряженная ситуация, в рамках которой ребёнок не может выразить свои чувства (ревность, обида, вина).
  6. Расстояние между членами семьи говорит о психологической дистанции внутри семьи. Иногда встречаются работы, где все члены семьи вместе, а кто-то один в стороне, или на рисунке можно увидеть физические границы между членами семьи, например, стены или мебель. Это явно свидетельствует о том, что с этим человеком ребёнок не чувствует эмоциональной связи.
  7. Изображение каждого члена семьи рассматривается отдельно и сравнивается между собой. Соотнесение размеров позволяет оценить вес каждого в семье. Кто-то из членов семьи может вызывать тревогу, а кто-то — позитивные эмоции у ребёнка. Стоит обращать внимание на отличающиеся элементы у разных человечков на рисунке — наличие рук, ног, глаз, ушей, рта и т.
    д. Отсутствие частей тела или у кого-то одного или сразу у всех может свидетельствовать о конкретных проблемах с коммуникацией. Гиперболизация каких-либо частей тела у кого-то одного также свидетельствует о некоторых проблемах. Об этом чуть ниже.

Части тела

Derek Hatfield/Shutterstock.com

При глубоком разборе рисунка обратите внимание, как изображены люди — на какие части тела ребёнок делает акцент, а какие упускает из вида:

  1. Глаза в детских рисунках — это эмоциональная сфера, возможность выражать печаль и радость. Слишком большие глаза — тревога, сигнал о помощи. Слишком маленькие «глаза-щелочки» — запрет на выражения эмоций.
  2. Уши. Персонаж с большими ушами — слушатель (вынужденный или природный), активно реагирует на критику. Маленькие уши или их отсутствие свидетельствует об умении или желании игнорировать критику в свой адрес.
  3. Рот — возможность для коммуникации. Слишком большой рот, рот с зубами, или чёрный заштрихованный рот свидетельствуют о том, что ребёнок испытывает вербальную агрессию со стороны данного персонажа. Отсутствие рта говорит о том, что данный персонаж не имеет возможности быть услышанным.
  4. Шея — связь эмоций и рациональности. Наличие шеи означает контроль над эмоциональной сферой. Тонкая и длинная шея — невозможность принять свои эмоции и уход в их отрицание («голова не знает, что творит тело»), короткая и толстая — отсутствие внутреннего противоречия.
  5. Руки самого ребёнка — это возможность установить контакт с родителями. Руки взрослых персонажей — способ взаимодействия с миром. Длинные и большие руки — символ могущества. Кулаки и острые ногти — агрессия.
  6. Ноги — опора человека в реальности. Проведите мысленно линию от ног первого персонажа до ног последнего, как будто это линия пола. Те, кто завис в воздухе, явно не имеют самостоятельной опоры в реальности. Дети иногда сами рисуют землю или пол под ногами героев — это явный признак их желания быть здесь и сейчас.

Изображение дополнительных элементов на рисунке

Basileus/Shutterstock.com

Часто на рисунке встречаются дополнительные элементы — солнце, домик, домашние животные. Существуют интерпретации и для них. Однако стоит учитывать сюжет рисунка, прежде чем давать им категоричную оценку:

  1. Солнце или лампа — желание ребёнка создать тёплую атмосферу в семье.
  2. Бытовые предметы (компьютер, ковёр, посуда) — важные для ребёнка вещи в доме.
  3. Любимая игрушка или питомец — возможные проблемы с коммуникациями в семье. Ребёнок ищет дополнительный источник поддержки.
  4. Облака и тучи — признак негативных эмоций у ребёнка.
  5. Дом вместо семьи — либо нежелание выполнять поставленную задачу (избегание), либо ребёнок не ощущает себя членом семьи.

Тема сексуального насилия в детских рисунках

Источник: region29.ru

Подобный травматичный опыт дети зачастую не могут выразить словами. Им на помощь приходят рисунки. На что стоит обратить внимание родителям и специалистам при изучении рисунка семьи в данном контексте:

  1. Кому-то или всем членам семьи пририсованы половые органы.
  2. Кто-то (как правило фигура мужчины — отец, отчим, брат) изображен в виде монстра или как будто зачирикан.
  3. Дети, не имея возможности нарисовать пенис (им однажды запретили это делать), могут начать рисовать рядом в промежности оружие — мечи, кинжалы, ножи.
  4. Изображение полового члена.
  5. Явный акцент на зоне паха (сильная штриховка, перечеркивание)
  6. Ребёнок рисует элементы, которые его пугают (например, паук), но не хочет про это говорить, закрывается.

Если у вас возникли подозрения о возможном травматичном опыте вашего ребёнка, обратитесь к психологу за более глубокой диагностикой его состояния, а в случае чего обязательно привлеките органы правопорядка.

Пример из практики: во время консультации девочка нарисовала лошадь, на спине у которой лежит змея. Лошадь не может её скинуть, хоть и очень хочет. Девочка, 6 лет, пострадавшая от сексуального насилия со стороны незнакомца на улице.

Тема смерти в детских рисунках

Источник: snob.ru

Дети в возрасте 5–7 лет уже начинают задумываться на тему смерти. Это нормально. Особенно, если произошла гибель кого-то из знакомых людей.

Если в рисунке семьи появилась тема смерти («я умер» или «бабушка умерла») — это попытка ребёнка либо сообщить о травмирующем событии, либо обсудить табуированную тему. Не стоит бояться разговоров с детьми о смерти. Говорите спокойным голосом, выберите ту систему мировоззрения о жизни после смерти (религиозную или про «облачко»), которая вам ближе и понятнее: «Люди живут и рано или поздно умирают. Это нормально. Бабушка прожила долгую жизнь, подарила её нам и теперь она улетела жить на облачко, откуда смотрит на нас и радуется».

Рекомендации психолога

WeronikaH/Shutterstock.com

Рассматривая детские рисунки:

  1. Обращайте внимание на возрастные особенности ребёнка. Анализировать рисунки детей до 4-х лет нет особого смысла. Но важно отслеживать развитие детского рисунка и соответствие его возрасту малыша.
  2. Учитывайте сюжет и контекст происходящего. Возможно, ребёнок находится под впечатлением от события или выполняет какую-то поставленную задачу.
  3. Сравнивайте рисунки. Обращайте внимание на часто повторяющиеся и сильно выбивающиеся элементы. Они подчеркнут личностные особенности и могут дать подсказку, в каком направлении искать проблему.
  4. Обращайте внимание на выбранные цвета, штриховки, постоянные стирания, силу нажатия. Это расскажет вам о тревожности, агрессии, эмоциональном состоянии ребёнка.
  5. Будьте внимательны к деталям. Острые зубы, ногти, кулаки, шипы — явные признаки агрессивных проявлений. Наличие половых органов или акцент на зоне паха может свидетельствовать о сексуальном насилии.
  6. Если вам кажется, что с рисунками что-то не так — обратитесь за консультацией к детскому психологу.

Дорогие родители, помните, что детский рисунок — это просто рисунок. Диагностическим он становится, если была проведена определённая работа с ребёнком: у него была инструкция, что рисовать; вы видели, как ребёнок рисует; вы провели с ним беседу и получили развернутые пояснения. Только комплекс этих действий позволяет подсмотреть одним глазком на внутреннее состояние ребёнка.

Источник фото обложки: atsurkan/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.9 / 5. Голосов: 9

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Психологический анализ детского рисунка | ipsyholog.ru

Ребенок рисует, старается, раскрашивает, он увлечен – на рисунке персонажи, дома, машинки, животные, природа. И часто мы радуемся…

Но иногда – совсем нет!

Иногда мы смотрим на рисунок и замечаем, что он нарисован полностью в черно-коричневых цветах. Или у персонажей нет глаз, рта или даже рук. Лица у всех грустные. Когти и острые зубы. Или ребенок рисует семью, а его самого на рисунке нет. И мы понимаем, что не все так гладко.

Ребёнок не может словами объяснить и рассказать, что его волнует и беспокоит, как он себя чувствует и о чем мечтает. Но все это он легко переносит на листок бумаги во время рисования, как бы проецируя на рисунок свой внутренний мир.

  • Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – там вы узнаете, как сделать материнство легким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребенком.

Наблюдайте, что и как рисует ваш ребенок и вы узнаете…

Взрослые часто думают: «У нас счастливая семья, все хорошо, Мы гуляем, смеемся, проводим много времени вместе. Значит и у ребенка тоже всё должно быть в порядке»

В семье все хорошо, но почему-то у ребенка появляются страхи, неуверенность, частые истерики, плохой сон или аппетит, агрессия, сложности с другими детьми, капризы и т.д.

У детей могут быть проблемы, но они не могут объяснить прямым текстом, что их беспокоит и что они чувствуют. Как же родителям узнать, что чувствует и переживает ребенок?

Из его рисунков!  Из того, что и как ребенок рисует, можно увидеть все эти тревожные «звоночки». Если уметь их своевременно увидеть и распознать, то можно оказать малышу необходимую помощь и поддержку.

Что можно понять через рисунки ребенка?

А вы знали, что кроме рисунка «Моя семья» можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Моя семья в виде животных»?

И такой рисунок наилучшим образом подходят для анализа того, что происходит в семье и как ребенок относится к своим родным?

А еще – есть очень интересный текст «Рисунок Дом-Дерево-Человек», который тоже дает много важной информации о состоянии и возможных проблемах у ребенка.

Вы знали что особенности размера и расположение членов семьи на детском рисунке обычно указывает на их взаимоотношения (с точки зрения ребенка)?

А как вы думаете, могут ли цвета, которыми раскрашен рисунок, рассказать вам об эмоциональном состоянии ребенка?

О чём могут рассказать рисунки вашего ребёнка?

рисунки вашего ребёнка могут рассказать вам о том:

  • Как ребёнок чувствует себя в семье;
  • Как он относится к родственникам;
  • Как относится к другим детям;
  • Что думает о себе, о чем мечтает;
  • К кому тянется, а кого сторонится;
  • Чего боится или на кого злится;
  • Чего ему не хватает и что его беспокоит.

Представляете, как интересно! Психологи во всем мире используют «рисуночные тесты» для диагностики эмоционального состояния ребенка и понимания того, что с ними происходит, что его беспокоит и в чем могут быть причины проблем в его поведении.

Умение понимать, анализировать и расшифровывать детские рисунки — это прекрасная возможность для думающих, заботливых родителей лучше понимать своего ребенка, заглянуть в его внутренний мир и подсознание, а в случае необходимости — оказать ему своевременную помощь и поддержку.

Как увидеть «тревожные звоночки» в рисунках ребенка?

Вот пример «тревожных звоночков», которые можно увидеть в детских рисунках:

На рисунке «Моя семья»:

  • Ребенок «забывает» нарисовать себя или кого-то из членов семьи, которые живут вместе с ним.
  • У некоторых членов семьи нет каких-либо частей лица или частей тела – рта, ушей, глаз, рук, ног (при условии, что ребенок умеет их рисовать и рисует некоторым персонажам).
  • В рисунке есть когти, острые зубы, оружие, огонь, руки в кулака.
  • Между некоторыми членами семьи стоит дерево, дом, качели и любые другие «перегородки».
  • Мама и папа находятся по разные стороны на листе.

Ребенок рисует себя:

  • Меньшего размера, чем его младшие братья/сестры;
  • В виде какого-то другого предмета на рисунке или животного;
  • Без каких-либо частей лица или тела;
  • Рядом с животным, в отдалении от членов семьи.

На рисунке «Дом. Дерево. Человек»:

  • У Человека отсутствуют какие-то части лица или тела.
  • Ноги человека не опираются на землю, он как бы висит в воздухе.
  • Человек пропорционально занимает очень мало места на рисунке.
  • Дерево имеет очень тонкий или сломанный ствол.
  • В дереве есть дупло.
  • Ветки дерева опустились вниз, листья с них падают, сломанные ветки.
  • Вместо дерева изображен пенек.
  • В доме отсутствуют: окна, двери, крыша.
  • Окна заколочены, на двери висит замок.
  • Дорогая к дому чем-то завалена, затруднена.

Это лишь маленький перечень «тревожных звоночков», которые можно увидеть на рисунках детей.  Такие вещи на рисунках появляются не просто так, и нужно обратить особое внимание на то, что может беспокоить ребенка. С большой вероятностью за этим скрывается какая-то большая проблема для ребенка: тревоги, беспокойства, страхи и переживания ребенка, о которых он, порой, и сам не подозревает. Но это может отражаться на его поведении, развитии и формировании.

Ребёнок рисует чёрным. Стоит ли бить тревогу?

Дети довольно часто выбирают этот цвет для рисования и причины могут быть разные. Не всегда это говорит о наличии проблем.

Для начала нужно понять, сколько ребёнку лет, и как долго он использует только чёрный цвет. Если он долгое время рисовал разными яркими цветами, но потом неожиданно перешел на черный – это повод внимательнее отнестись к его состоянию и понаблюдать за ним. Возможно, его что-то беспокоит.

Примерно до 4-5 лет один из любимых цветов у детей – это часто чёрный. Потому что он наиболее контрастный, яркий и четкий на белой бумаге. Это не повод для беспокойств, если в остальном ребенок не проявляет настораживающих симптомов.

В возрасте от 5 лет и старше выбор чёрного может говорить о переживаниях, волнении или тревоге у ребенка. Так он может выражать свою грусть или одиночество, обиду, злость или страх.

На что обратить внимание, если ребёнок рисует черным:

  • Мрачные рисунки сопровождаются изменениями в поведении: страхи, нежелание идти на контакт, истерики и т.д.
  • Помимо цвета, вы видите на рисунке людей без лиц, с грустными лицами, дом без дверей и окон и т.д
  • Ребёнок выбирал раньше яркие оттенки, а после какого-то события в жизни, резко перешёл на чёрный.

Рисунок может стать для вас «проводником» во внутренний мир ребёнка, если знать, как его расшифровывать. Не зря психологи во всем мире используют детские рисунки для диагностики эмоционального состояния у детей.

Что делать, если ребёнок не любит или не умеет рисовать?

Действительно, бывают дети, которые не очень любят рисовать.

Но если ребёнку уже 4 года и больше, и он не просто не любит, а совсем не умеет рисовать, на это стоит обратить внимание.

Рисование тренирует зрительно пространственное восприятие. Оно помогает детям переносить на бумагу то, что они видят. В процесс рисования они тренируются соотносить размеры, рисовать в масштабе, тренируют свой глазомер, мелкую моторику, учатся копировать из окружающего мира и переносить на бумагу то, что видят.

Конечно, это очень важные вещи, которые помогают потом ребёнку в школе осваивать школьную программу. Потому что в школе нужно уже копировать и перерисовывать цифры и буквы в тетрадь. Поэтому, если ваш ребёнок умеет рисовать и для своего возраста неплохо рисует, но не любит – это одна история.

А если он вообще не рисует или вам кажется, что он рисует для своего возраста примитивно, значит, надо заниматься с ним рисованием. Но не «из под палки», а только в виде чего-то интересного и приятного.

Как практиковаться с ребёнком рисовать

Существует много арт-терапевтических техник для детей. Опишем тут одну из них.

1. Вы садитесь с ним вместе и предлагаете: «Давай порисуем, ты мне даёшь какое-нибудь задание, что нарисовать, и я рисую. А потом – я тебе даю задание и ты рисуешь».

2. Вы рисуете что-то, а ребёнок дорисовывает дальше, что хочет. Вы, например, голову, а он – туловище, вы одну руку, а он – другую.

3. Можно предложить ребенку поиграть в игру «Копирование». Например, он что-то рисует, и вы копируете к себе на листочек. Потом вы что-то рисуете, маленькое и простое, а он копирует.

Основная идея – разными способами заинтересовать и увлечь ребенка.

Такие занятия с детками приносят свои плоды. Когда вы сидите рядом и показываете: «Вот смотри личико рисуем вот так, вот кружочек, вот носик, а теперь попробуй нарисуй сам», ребёнок потихонечку обучается.

Если периодически выделять таким занятиям время и вместе сидеть и рисовать, показывать, поддерживать, разговаривать по-доброму, в расслабленной, не стрессовой атмосфере – то дети потихонечку учатся.

Не критикуйте рисунки ребёнка

Помните, что дети хорошо осваивают новое тогда, когда находятся в безопасной обстановке. Когда они расслаблены, не напряжены, не ожидают, что сейчас им подзатыльник дадут или по рукам, или крикнут на них или как-то одернут.

Если ребёнку комфортно, безопасно рядом с вами, то он быстрее и с большим удовольствием сможет учиться чему бы то ни было, в том числе рисованию.

Не говорите ему: «Ну что ты такое нарисовал? Фу, ничего непонятно, какие-то каракули рисуешь. Это что, человечек?». Как только мы начинаем осуждать, критиковать, давать негативную оценку – это гарантированно ведёт к тому, что ребёнок не будет хотеть делать то, что за что критикуют, и не будет любить это.

То, за что ругают и критикуют, никогда не может стать любимым. Поэтому, даже если он рисует, как вам кажется, недостаточно хорошо, поддержите его: «Ух ты. Это кто? Человечек? Это ручки? А что он делает?».

Дайте ребенку возможность пережить опыт успеха. Опыт успеха – это ощущение того, «что у меня получается», «мои маленькие успехи замечают», «я могу». Когда он почувствует от родителей положительную обратную связь, ему захочется рисовать еще.

Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!

P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – в нём вы узнаете секреты, как построить тёплые отношения в семье, сделать материнство лёгким и счастливым, без криков, усталости и ежедневной войны с ребёнком.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.

Как искусственный интеллект может распознавать эмоции на детских рисунках | Виридиана Ромеро Мартинес

Виридиана Ромеро Мартинес

·

Читать

Опубликовано в

·

8 минут чтения

·

9000 4 14 марта 2019 г.

Люди находят разные способы выразить свои чувства. Когда мы маленькие, мы не можем очень хорошо общаться с помощью слов и голоса, потому что мы все еще учимся писать и говорить, поэтому рисунки — это особый ресурс для выражения наших эмоций и наших отношений с семьей и даже с другими вещами в мире.

Рисунки дают нам потрясающее представление о детских страхах, радостях, кошмарах, переживаниях и личностях. Чертеж содержит всю ключевую информацию о них.

Это не окончательный способ узнать ребенка, давайте примем это, иногда это ничего не значит, это просто продукт развлечения, но иногда рисунок может показать, что он чувствует и думает в этот момент.

Тенденции искусственного интеллекта, за которыми стоит следить в этом году — инвестор, ориентированный на данные

В 2019 году ожидается целый ряд значительных достижений, связанных с искусственным интеллектом. От поиска в Google до выполнения сложных задач, таких как…

www.datadriveninvestor. com

Распознавание эмоций детей по их рисункам — старая техника, которую очень часто используют специалисты в области психологии. .

Семейный тест по рисованию

Возможно, вы участвовали в этих обычных школьных тестах, когда были маленькими. Терапевты используют различные техники, включающие рисунки, для оценки детских эмоций и зрелости. Одним из самых популярных является Семейный тест рисования. Тест «Семейный рисунок» дает понимание того, как ребенок воспринимает свои самые близкие отношения. Это простой способ понять качество отношений и общения, а также то, как дети строят свою реальность на основе семейных отношений.

Эта техника существует уже более шести десятилетий. Психиатр Майлз Порот создал его в 1951 году, и сейчас это один из наиболее распространенных методов, используемых для оценки личности детей в возрасте от 5 до 16 лет. Существуют и другие подобные методы, такие как Тест дерева .

Прочитав об этом интересном инструменте, пришла в голову отличная идея объединить старую технику и искусственный интеллект для обнаружения различных детских эмоций, извлечения репрезентативных признаков из каждой категории, чтобы мы могли декодировать детские рисунки и назначать определенную эмоцию.

Безусловно, я считаю, что это отличное применение искусственного интеллекта. Я могу себе представить, как эта модель ИИ может помочь психологам и терапевтам в школах. Я не претендую на то, что это может заменить тяжелую ежедневную работу, но может очень помочь. Модель компьютерного зрения может ускорить работу и помочь в диагностике детей.

Я не смог найти документы или наборы данных об этой идее, чтобы начать этот эксперимент, поэтому взялся за создание нового набора данных. Я читал из разных источников о том, как расшифровывать детские рисунки в зависимости от цвета, формы, положения, стиля и других различных аспектов рисунка. Я не психолог и не терапевт, но нашла очень интересную информацию об этих рисунках и их потенциале.

Должен сказать, мои поиски рисунков в Интернете были поистине душераздирающими и поучительным опытом. Я был потрясен, увидев настоящие детские рисунки с разных сайтов. Большинство из них были частью Программы арт-терапии для лечения детей, у которых экспериментировали с симптомами, связанными с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) . Другие виды рисунков, которые я нашел, были посвящены жестокому обращению с детьми и домашнему насилию. Я также нашла рисунки детей, чьи родители развелись.

Итак, после сбора большого количества детских рисунков следующей задачей было пометить набор данных. Вот что я нашел в Интернете, что помогло мне разметить набор данных:

Тип рисунка в зависимости от пола (формы и цвета)

Мы можем найти различия между рисунками девочки и мальчика. Совершенно верно, что девочки предпочитают использовать розовый и мягкие цвета , а мальчики предпочитают более холодные цвета , такие как синий. Также различаются формы . Девочки обычно рисуют округлых фигур , таких как цветов, сердечек , а мальчики рисуют углов, прямоугольников, более прямых линий, а также автомобили, автобусы и ракеты . Очень часто они рисуют что-то представительное для своего пола.

Давайте поговорим подробнее о цвете

За цветом, который они используют в своих рисунках, скрывается гораздо больше:

Начнем с черного и фиолетового . Эти цвета предполагают доминирование и могут быть одобрены ребенком, который относительно требователен . Синий популярен среди детей, которые заботливы и любят компанию.

Красный представляет собой волнение и обычно используется детьми, которые не хотят ничего упустить.

Розовый, любимый цвет девушки показывает необходимость любви и признательности . Зеленый — это цвет тех, кто любит, чтобы отличался от . В основном, для детей, которые артистичны и умны . Желтый — это счастливый цвет , демонстрирующий интеллект и солнечный характер.

Личность в зависимости от стиля

То, как дети рисуют, также раскрывает важную информацию об их личности.

Подробные и проработанные рисунки раскрывают ребенка, который чувствует потребность очень стараться. Смелые штрихи , особенно если они расположены близко друг к другу, могут быть признаком стресса, сильных чувств, решимости или гнева , тогда как мягкие штрихи выражают более мягкий характер . Качество линии тоже очень важно. Фигура, нарисованная светлыми, колеблющимися ломаными линиями, показывает колеблющегося, неуверенного в себе ребенка , который, кажется, думает по ходу дела. В отличие от жирная, непрерывная, свободно проведенная линия выражает уверенность в себе и чувство безопасности. Возможно, вы слышали об этом, но отсутствие рук иногда интерпретируется как указание на робость, признак неагрессивности детей , тогда как преувеличение размеров рук рассматривается как символ агрессивных тенденций если фигура автопортрет. Точно так же крошечные ножки воспринимаются как признак ненадежности , буквально неустойчивого основания.

Положение на чертеже

Я также нашел в Интернете, что положение очень важно на чертеже. Левая сторона обычно ассоциируется с прошлым и с заботой , а также с матерью . Правая сторона противоположна и связана с будущим , необходимостью общения , а также с отцами.

Размеры тоже имеют значение, ребенок, который размещает рисунок хорошего размера на странице, считается уравновешенным и безопасным, в то время как маленькие цифры , нарисованные у нижнего края бумаги или рядом с ним, или в углу выражают неуверенность.

Как насчет форм?

импульсивный ребенок может рисовать большие фигуры, без шеи, с асимметрией конечностей. тревожный ребенок сделал бы облака, дождь, летящих птиц, без глаз на фигурках . застенчивый ребенок обычно рисует короткие фигуры, без носа и рта, крошечные фигурки и руки близко к телу как бы прячется за чем-то. злой ребенок сделал бы большие руки и зубы, длинные руки и косоглазие . неуверенный в себе ребенок похож на застенчивого и нарисует чудовищные фигуры, крошечную голову, без рук и косые фигуры.

Мне было сложно создавать категории. Есть много эмоций, которые может выразить ребенок. Итак, я сосредоточился на 3 категориях:

  • Счастье
  • Тревога и депрессия
  • Гнев и насилие

Причина, по которой я это сделал, заключается в том, что рисунок может выражать множество чувств, некоторые чувства похожи, поэтому я объединил некоторые из них в одну категорию. Когда я увидел рисунки о войне, я увидел насилие, гнев и печаль. Рисунки о домашнем насилии и детях, переживающих развод родителей, выражали тревогу и депрессию.

Итак, мне было легко совместить Гнев и Насилие для рисунков около война , дети рисуют себя сердитыми лицами s или фигурами, выражающими насилие .

Класс Тревога и депрессия содержит рисунки детей с плачущими лицами и пейзажами с дождем и облаками .

Класс счастье был самым легким, я нашел много рисунков счастливых семей с домашними животными, красочных пейзажей с солнцем, цветами и радугой.

Используется предварительно обученная модель и PyTorch. Я разделил набор данных 80:20, обучение и проверку соответственно. После нескольких эпох и настройки модели, чтобы она хорошо работала с набором данных, который я сделал, результаты были хорошими, точность достигла 87%!

См. результаты ниже:

Это доказательство того, что Гнев и насилие и Беспокойство и депрессия можно найти на одном чертеже. Иногда мы экспериментируем со всеми этими чувствами в одной ситуации. Грустные лица, характеристика, связанная с классом «Тревога и депрессия» . Плачущий глаз, характеристика, также связанная с классом «Тревога и депрессия «. Война и драматические цвета: красный и оранжевый для огня и черный для бомб и взрывы. Особенности, связанные с Гнев и Насилие классБольше войныВойна. Этот рисунок может ассоциировать цвета с тревогой и депрессиейВойнаВойнаСчастливая семья и солнечный день. Красочный рисунок, связанный с классом Счастье Красочный рисунок. Почти на 100% уверен, что это Счастье класс
  • Рисунки выражают больше, чем мы можем себе представить
  • Было бы здорово поделиться этой техникой с некоторыми основами. Я могу подумать об этом в будущем, как только получу лучшую модель и больший набор данных.
  • Наличие эффективного метода искусственного интеллекта для обнаружения детских эмоций — это способ помочь специалистам в области психологии. Не будем забывать, что существует больше инструментов, используемых вместе, чтобы повысить точность диагностики
  • Я могу легко увидеть больше категорий, но это долгая работа и собрать больше рисунков для той же цели
  • Наличие профессионалов для просмотра и маркировки данных обязательно улучшит этот проект!

Научитесь кодировать детские рисунки

Учимся расшифровывать детские рисунки | Фонд Новака Джоковича

Узнайте, как расшифровать детские рисунки и лучше узнать своего ребенка и его внутренний мир. Детский…

novakdjokovicfoundation.org

Семейный тест по рисованию

Семейный тест по рисованию — Изучение своего мышления

Семейный тест по рисованию – это один из самых известных тестов на эмоциональное состояние детей. Это дает понимание…

Exploreyourmind.com

Книги рассказывают истории войны глазами ребенка

Книги рассказывают истории войны глазами ребенка беженцы.

До…

www.bbc.com

Сирийские дети раскрывают свои страхи и травмы в душераздирающих рисунках

Сирийские дети раскрывают свои страхи и травмы в душераздирающих рисунках

Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится, и вы можете получить злых собак, пауков или темноту. Небо может быть заполнено…

itsworld.org

Как расшифровать рисунки ваших детей? Объясняет графолог

Эксперт по анализу почерка делится советами о том, как родители могут расшифровать рисунки своих детей.

Рисунок ребенка — это не просто сочетание карандашных штрихов и оттенков, он может рассказать больше о том, что он чувствует, что он видит в качестве своей цели, как он хочет жить или каково его окружение. Наблюдение за рисованием вашего ребенка позволяет вам со временем лучше понять его личность. Известный графолог и эксперт по анализу почерка Судхир Кове делится советами о том, как родители могут расшифровывать рисунки своих детей.

Их рисунки ручной работы — это больше, чем просто набросанные линии и карикатуры, которые раскрывают личность вашего ребенка, его страхи, радости, мечты и надежды. От цветов, которые они используют, до того, как они обводят бумагу/холст своими карандашами и мелками, это может помочь вам глубже погрузиться в наблюдение за тем, как они учатся и развиваются, находясь под влиянием внешней среды, например, людей, с которыми они находятся. , средства массовой информации, которые они смотрят, поведение их родителей и т. д. Расшифровка их рисунков снова является искусством, поскольку дети год за годом находятся в состоянии развития; следовательно, в их иллюстрациях есть что-то новое, что можно показать по мере их роста. Вы должны остановиться, вглядеться и наблюдать за картинками, но не расшифровывать их самостоятельно. Общайтесь с ними. Разговор с ними, чтобы помочь им обнажить свои мысли, — это необходимость понять их психику.

Вот как вы можете понять их рисунки, чтобы понять, что влияет на них и кем они хотят стать.

Понимание цветов, которые они используют

  • Принято считать, что красный цвет является привлекательным для детей, и они часто используют его для изображения своих эмоций. Дети могут использовать оттенки красного, от демонстрации ярости до любви, чтобы продемонстрировать свое чувство благоговения или если их что-то раздражает. Они могут нарисовать подарочную ленту ярко-красного цвета, чтобы продемонстрировать, что за лентой находится подарочная коробка, которая открывается только для прекрасного подарка.
  • Наоборот, вы можете наблюдать, как они рисуют кирпичную стену темно-бордовыми блоками, что может продемонстрировать их чувство менее громкого, интровертного поведения и т. д. Если ваш ребенок часто использует пастельные тона вместо ярких и смелых оттенков, он могут попытаться вывести свою застенчивую сторону на поверхность. Использование слишком большого количества цветов в картине может показать общительность и дружелюбие ребенка.

Наблюдайте, как и что они рисуют

Если они рисуют спираль, посмотрите, как они ее рисуют. Если они начинают изнутри и следуют пути своего карандаша наружу, это показывает, что они провидцы, которые могут проложить свой путь, сталкиваясь с невзгодами. Однако, если они обращают его наружу внутрь, они могут иметь дело с двусмысленными ситуациями, не видя выхода из трудностей.

  • Глядя на рисунок дома, легко понять, какой они видят свою жизнь и образ жизни. Если они рисуют дом рядом с рекой, рядом с полями и только одним домом, это демонстрирует их готовность вести устойчивую жизнь в сельской местности. Если они рисуют здания и дороги, заполненные транспортными средствами, это демонстрирует их стремление к процветанию в быстро меняющемся мире. В доме со множеством окон есть место для света и положительной энергии. Дом без окон демонстрирует сдержанное поведение и не демонстрирует миру свою лучшую сторону.
  • По большому счету существенное влияние на рисунок оказывают не длительные, а лишь кратковременные эмоции. Различные исследования, пытающиеся понять детскую психику по их рисункам, отметили, что ребенок едва демонстрирует последовательность в изображении.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *