Психология по рисункам детей: 9 признаков, что у ребенка психологические проблемы 

Психология детского рисунка: что означают рисунки

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь — таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий — цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Что нужно знать о детских рисунках и как распознать тревожные моменты — karpachoff.com

Когда дети начинают рисовать? Наверное, как только понимают, что могут удержать в руке карандаш. Речь маленького ребенка еще недостаточно развита, чтобы красочно описать свои эмоции, настроение и чувства. Тогда как коробка карандашей и лист бумаги — подходящее средство самовыражения.  

Что означают рисунки детей? Что может рассказать очередной «шедевр» о маленьком художнике? Давайте разберемся.

Иногда рисунки — это просто рисунки

Не стоит воспринимать любые детские каракули, как некое откровение. Бежать с ними к психологу, чтобы подробно изучить и разобрать каждую загогулину. Чаще всего детские рисунки — это просто рисунки. 

Но как же отличить значимый рисунок от рядового? Ведь хаотичные кляксы на листе иногда могут означать слезы, но чаще — капли дождя. Просто спросите у автора, что именно он нарисовал. 

Чтобы понять психологию детей по рисункам, давайте конкретные задания:

  • Нарисуй свое настроение.
  • Как прошел твой день? Изобрази это на бумаге.
  • Тебе понравилась наша поездка? Нарисуй ее. 

Такие работы могут стать предметом изучения, ведь ребенок постарается изобразить свои эмоции.

Хотите лучше понять истинные потребности ребёнка и причины его поведения? Тогда регистрируйтесь — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».  

Рисунки в зависимости от возраста ребенка

Малыши рисуют не так, как дошкольники, и совершенно не так, как подростки. С возрастом линии становятся более четкими, появляется больше деталей и разных персонажей, расширяется палитра.

От 2 до 4 лет

Это возраст познания своих возможностей и художественных экспериментов. Малыш сильно давит на карандаш — получается четкая, яркая линия. Хаотично машет рукой — «колючие» зигзаги заполняют площадь листа. Делает точки — учится рисовать мух. 

Сами того не осознавая, дети создают изображения в стиле «случайного реализма». То есть их каракули могут напоминать очертания какого-либо предмета. Хотя при этом у автора и в мыслях не было его рисовать.

От 4 до 7 лет

В этом возрасте дети, как правило, уже знакомы со своей средой обитания и пытаются шагнуть чуть дальше. Осмыслить увиденное, услышанное или прочитанное помогает рисование. 

Характерная особенность творчества дошкольников — нереалистичное изображение объектов. Люди напоминают известную схему «палка-палка-огуречик», солнце на небе больше походит на жука, а машинка — на шляпу. 

Ребенок растет, и на его рисунках появляются детали, которые помогают идентифицировать изображение. Кот превращается из бесформенного облачка в существо с ушами и хвостом. Дом приобретает четкую геометрию стен и крыши, а машина — колеса, окна и фары. 

От 8 лет

Детский рисунок становится все более детализированным. Возникают фоновые объекты. Например, корова теперь не просто «висит в воздухе», а пасется на поляне с цветами. Мама держит в руках сумочку. Над морскими волнами парит чайка, а в кабине трактора сидит тракторист. 

Изображения получают больше глубины и реализма. В них уже можно уловить настроение, оттенки чувств и предпочтений автора. Появляются психологические рисунки — один из самых доступных для детей способ выражения эмоций. 

Узнайте как воспитывать ребёнка, чтобы он гармонично и правильно развивался — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

 

Онлайн курс

от 0
до 17 лет

ВСЁ,

ЧТО ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ О ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА ОТ 0 ДО 17 ЛЕТ

Зарегистрироваться

Расшифровка рисунка: на что обратить внимание

Получить ценную информацию из рисунка ребенка не так-то просто. Нужно знать, на что именно смотреть. 

1. Первое впечатление.

Не вникая в сюжет и детали, проанализируйте свои ощущения: удивление, восторг, страх, угнетенность… Что именно вы почувствовали, посмотрев на рисунок? Скорее всего, вы считаете эмоцию, которую заложил автор. Не зря говорят, что первое впечатление — самое верное. 

2. Какие цвета вы видите на рисунке?

Зеленый или синий — ребенок уравновешен, у него все хорошо. Желтый, оранжевый — малыш в отличном настроении, жизнерадостен и весел. Если на детских рисунках преобладают темные оттенки — это не обязательно печаль или какие-либо проблемы в психологическом плане, а, скорее, стремление к контрасту, протесту.  

3. Оцените степень завершенности рисунка.

Если вы попросили ребенка нарисовать лес, а он изобразил лишь 2-3 дерева, то такой рисунок можно считать незавершенным. Также на это указывают оборванные или прерывистые линии. О чем это говорит?

Как минимум о том, что ребенок импульсивен. Это может быть как временное состояние, так и постоянное. Незаконченные линии, как и исправления, свидетельствуют о неуверенности в себе, робости, боязни сделать что-то неправильно. 

4. Каково значение рисунка?

Это снимок момента или отражение внутреннего состояния? Нужно провести между этими понятиями четкую грань. Снимки момента — это то, что ребенок увидел, запомнил и изобразил на бумаге. А психологические рисунки имеют более глубокое значение — выражают чувства ребенка, его взаимоотношения с семьей и друзьями, мечты и страхи. 

Что можно узнать из детского рисунка

Рассмотрите внимательно рисунок ребенка: чтобы понять, что он означает, обратите внимание на размер, расположение и расцветку основных элементов.  

Фигуры людей, сказочных персонажей, героев мультфильмов

  • Отсутствие ушей — слабая потребность или нежелание слышать окружающих.
  • Отсутствие рта — ребенок что-то скрывает (сознательно или бессознательно).
  • Большие руки с четкими пальцами — высокая потребность в коммуникации, агрессивность. 
  • Отсутствие рук или ног — высокая зависимость от родных, незрелость личности или неотделимость себя от матери.
  • Отсутствие шеи, асимметрия конечностей — импульсивность.
  • Отсутствие глаз — тревожность. 
  • Большие зубы — злость, досада.

Семья

  • Ребенок находится между родителями — ощущение безопасности. 
  • Ребенок сбоку — отношения пары более выражены, чем отношения родителей с ребенком.
  • Фигура ребенка намного меньше, чем фигуры родителей — изоляция от семьи, подавленность.  
  • Кто-то один значительно выше остальных — так ребенок показывает, кого считает главой семьи.

Дерево

  • Хорошо развитые, объемные ветки указывают на экстраверсию — потребность в контакте с внешним миром. 
  • Мелкие ветки, скудная крона — зажатость, сниженная самооценка.
  • Наличие корней — тревога, потребность в защите. 
  • Наличие листьев и плодов — развитая фантазия, гибкое мышление, любознательность, активность.
  • Птицы, летающие над кроной — стресс.

Дом

  • Наличие дверей и окон, дорожка, ведущая к дому — символы открытости, любознательности, коммуникабельности. Ребенок активно познает мир, стремится к новым впечатлениям.
  • Дымоход, горшок с цветами на подоконнике и другие мелкие детали — ощущение комфорта, безмятежности.
  • Маленький домик в углу листа — высокая самокритика.
  • Наличие домов рядом, если попросили нарисовать 1 дом, — ребенку мешает кто-то из близкого окружения.

Расшифровка детского рисунка на тему «Моя семья»

Этот наиболее информативный сюжет. Даже беглого взгляда на такой рисунок достаточно, чтобы определить, что в семье маленького автора что-то не так. 

Если ребенок рисует маму красным цветом, а у папы выпученные глаза и большие руки — это указывает на применение насилия в качестве воспитательного метода. Причем со стороны мамы это психологическое влияние, авторитаризм, а со стороны папы — физические наказания.

Отсутствие на рисунке членов семьи значит, у ребенка с ними нет эмоционального контакта. Самая большая голова — у самого умного. А самый значимый человек держит ребенка за руку. Первым маленький художник нарисует либо себя, либо того, кого больше всех любит. А последним — того, к кому относится нейтрально. 

Элементарный анализ детского рисунка семьи поможет определить истинные взаимоотношения ребенка с мамой, папой, братьями и сестрами. Иногда его результаты удивляют и даже огорчают.

Когда стоит обратиться к психологу

В большинстве случаев детские рисунки не вызывают беспокойства. Даже самые страшные чудища и монстры — лишь плод бурной фантазии малыша или изображение персонажа мультика. Насторожить родителей должны повторяющиеся сюжеты насилия, намеки на суицид, странные надписи. Преобладание черного на рисунках указывает на депрессию, а красного — на гнев, агрессию. 

Особое внимание стоит уделить подросткам. Если 14-летний ребенок рисует кровь, внутренние органы, сцены убийства и это сочетается с переменами в поведении, признаками депрессии — обратитесь к специалисту для диагностики его психологического состояния.

Также читайте: Депрессия у детей: что делать родителям

_______

В арсенале психологов и психотерапевтов есть целый ряд проективных методик, где испытуемого просят что-то нарисовать или дорисовать. Так можно определить его ценности, характеристики личности и даже интеллектуальные способности.  

А на бытовом уровне рисунки детей помогают родителям понять их эмоции и переживания. Используйте этот инструмент, чтобы получше узнать своего ребенка. Удачи!

Согласно исследованию, опубликованному в Ассоциация психологических наук.

Исследователи изучили 7 752 пары однояйцевых и разнояйцевых близнецов (всего 15 504 ребенка) в рамках исследования раннего развития близнецов (TEDS), финансируемого Советом медицинских исследований (MRC) в Великобритании, и обнаружили, что связь между рисованием а позже на интеллект, казалось, повлияли гены.

В возрасте 4 лет родители просили детей выполнить тест «Нарисуй ребенка», т. е. нарисовать ребенка. Каждая фигура оценивалась от 0 до 12 баллов в зависимости от наличия и правильного количества таких черт, как голова, глаза, нос, рот, уши, волосы, тело, руки и т. д. Например, рисунок с двумя ногами, двумя руками, телом и голова, но без черт лица, давали бы 4 балла. Детям также давали тесты на вербальный и невербальный интеллект в возрасте 4 и 14 лет.

более высокие показатели интеллекта в возрасте 4 и 14 лет. Корреляция между рисованием и интеллектом была умеренной в возрасте 4 (0,33) и 14 лет (0,20).

«Тест «Нарисуй ребенка» был разработан в 1920-х годах для оценки интеллекта детей, поэтому тот факт, что тест коррелировал с интеллектом в возрасте 4 лет, был ожидаем», — говорит ведущий исследователь Розалинд Арден из MRC Social, Genetic and Developmental Psychiatry. (SGDP) Центр Института психиатрии Королевского колледжа Лондона. «Что нас удивило, так это то, что десятилетие спустя это коррелировало с интеллектом».

«Корреляция умеренная, поэтому наши выводы интересны, но это не значит, что родители должны беспокоиться, если их ребенок плохо рисует», — объясняет Арден. «Способность к рисованию не определяют интеллект, существует бесчисленное множество факторов, как генетических, так и экологических, которые влияют на интеллект в более позднем возрасте».

Исследователи также измерили наследуемость рисования фигур. У однояйцевых близнецов общие гены, тогда как у разнояйцевых близнецов только около 50 процентов, но у каждой пары одинаковое воспитание, семейное окружение и доступ к одним и тем же материалам.

В целом, в возрасте 4 лет рисунки пар однояйцевых близнецов были более похожи друг на друга, чем рисунки пар разнояйцевых близнецов. Поэтому исследователи пришли к выводу, что различия в детских рисунках имеют важную генетическую связь. Они также обнаружили, что рисунок в 4 года и интеллект в 14 лет имеют сильную генетическую связь.

«Это не означает, что существует ген рисования — способность ребенка рисовать проистекает из многих других способностей, таких как наблюдение, владение карандашом и т. д. Мы далеки от понимания того, как гены влияют на все эти различные типы поведения. «, — говорит Арден.

«Рисование — это древнее поведение, возникшее более 15 000 лет назад. Через рисование мы пытаемся показать кому-то, что у нас на уме. Эта способность воспроизводить цифры — уникальная человеческая способность и признак когнитивных способностей, подобно письму, которое преобразовало способность человеческого вида хранить информацию и строить цивилизацию», — добавляет Арден.

Как ученые используют детский рисунок, чтобы понять, о чем думают дети

От краев бумаги темной спиралью тянулась толстая черная линия. Человек в свободном падении, наспех вытащенный, рухнул в графитовую трясину. «Расскажите мне об этой картине», — попросила Гасси Клорер, арт-терапевт и профессор Университета Южного Иллинойса в Эдвардсвилле, семилетнего мальчика, ответственного за рисунок. — Он просто падает, — ответил мальчик, указывая на черную спираль. — Это бездонная яма. Клорер нахмурился. «Что будет дальше?»

«Ничего. Он просто упадет навсегда».

Клорер понял метафору. Беспомощность, неизбежность. Это имело смысл; мальчик попал в лечебное учреждение в Миссури из-за жестокого обращения и пренебрежения со стороны семьи. Рисование помогло ему передать чувства, которые его юношеский ум мог уловить, если не выразить словами. Тем не менее, он застрял. «Я работал с ним через выбранную им метафору, — вспоминает Клорер. «Что еще может случиться? Может быть концовка? Есть ли способ решить это? Он должен был решить это. Это не принесло бы никакой пользы, если бы я разрешил это, и он остался бы падать навсегда ».

Как и все арт-терапевты, Клорер полагается как на силу художественного выражения, так и на естественную способность детей выражать себя творчески (и часто бессознательно) в различных средах. Исследования и десятилетия терапевтической работы показали, что художественные способности детей развиваются по предсказуемым и сходным схемам в разных культурах. И хотя ставить диагноз на основе произведений искусства — в лучшем случае неточная наука, клиницисты показали, что все эти рисунки, беспорядочно разбросанные по холодильникам и в ящиках по всему миру, рассказывают множество личных историй.

Поэтому родителям, которые хотят по-настоящему понять своих детей, надлежит узнать кое-что об арт-терапии. Потому что оказывается, что самая прямая линия к мышлению ребенка — это закорючка.

«Детские художественные работы — это их открытый мир, и мы можем заглянуть в их сознание», — сказала Эми Бакос, председатель программы арт-терапии в Университете Нотр-Дам, Отцовский . «Это один из способов по-настоящему наладить контакт с ребенком. Все, что вам нужно сказать, это «расскажи мне о своем рисунке».

Вехи творчества: как дети рисуют по мере их развития

Дети во всем мире, даже из самых разных культур, склонны рисовать картинки на общие темы и демонстрировать сопоставимые навыки на каждом этапе развития.

Виктор Лоуэнфилд, пионер арт-терапии, выделил пять стадий художественного развития у здоровых детей — своего рода вехи. В возрасте от двух до четырех лет дети начинают писать. Цвет не имеет значения, и дети, похоже, довольны тем, что перетаскивают любой пишущий инструмент по любой поверхности. Примерно в возрасте четырех лет они начинают показывать репрезентативные изображения на определенные темы.

Что особенно важно, они осваивают прямую линию, круг, треугольник и квадрат. «Основываясь на этих формах, они могут создавать множество изображений», — говорит Икуко Акоста, директор программы арт-терапии в Нью-Йоркском университете. «Квадратный дом с треугольной крышей, дерево в форме леденца, человеческие фигуры с круглым лицом и квадратным телом, прямые линии конечностей».

Но эти рисунки существуют на пустом месте, так как молодые художники еще не до конца понимают связь между изображением и окружающей средой. Только в возрасте семи лет дети начинают рисовать линии земли под своими когда-то плавающими леденцами или вкраплять небо в декорации.

Примерно в этом же возрасте начинают проявляться гендерные различия. Девушки делают акцент на детально прорисованных лицах с акцентом на ресницах и губах, а также на фигурах, которые выглядят позирующими для фотографии. Мальчики не делают акцент на лице и чаще рисуют своих персонажей в движении, занимаясь спортом или бегая. «Эти различия, естественно, связаны с полом», — говорит Акоста.

«Девочки делают акцент на внешности и деталях, а мальчики — на мужественности и силе».

В возрасте девяти лет в игру вступает реализм, который переносит детей из подросткового возраста во взрослую жизнь. Чтобы учесть глубину окружающей среды, подростки учатся размещать дерево за домом или уменьшать изображение переднего плана по сравнению с фоном. Они уделяют особое внимание цвету. К тому времени, когда они становятся подростками, их рисунки неотличимы от рисунков взрослых.

Понимание того, как развиваются художественные способности у здоровых детей, важно, потому что это может помочь родителям и врачам заметить, когда ребенок не достигает вех или регрессирует. «Если есть рисунок, который выглядит так, как будто его нарисовал четырехлетний ребенок, а ребенку восемь, такой рисунок заставит меня сказать: «О, давайте узнаем больше о том, что происходит», — говорит Бакос. «Дети иногда регрессируют даже при наличии обычных стрессоров, таких как рождение брата или сестры».

Рисование демонов: как искусство помогает детям справиться с трудностями

Мальчик, который рисовал бездонные ямы, начал делать успехи только после нескольких занятий. Вместо того, чтобы рисовать яму за ямой, семилетний мальчик перешел к кровавым батальным сценам (ни одна из сторон не побеждает, война будет продолжаться вечно, сказал он) и мужчинам, вываливающимся из самолетов. Его терапевт рассмотрел одну фигурку из палочек, прыгнувшую с высоты 40 000 футов, и увидел возможность. — Что, если история на этом не закончится? — спросил Клорер. — Что еще может случиться?

Мальчик задумался на мгновение, а затем поспешно нарисовал вулкан под изображением падающего человека. — Он сейчас упадет в вулкан, — провозгласил мальчик. — И это бездонная яма.

Очень заманчиво ставить диагноз детям только на основании их тревожных рисунков. Нам хочется верить, что каждый проблемный ребенок рисует на носу ямки отчаяния. И иногда это действительно случается. Исследования показали, что дети с проблемами в учебе рисуют иначе, чем здоровые дети, и как дети, чьи родители развелись, склонны рисовать свои семьи без братьев и сестер, рук и ног, предположительно демонстрируя потерю свободы воли и обострение семейного конфликта.

Но все гораздо сложнее. «Идея использования рисования в терапии возникла еще у Фрейда, — рассказала Fatherly Марта Дрисснак, профессор Орегонского университета здоровья и науки, которая впервые применила рисование в клинических педиатрических исследованиях. «Многие оригинальные работы по рисованию смотрели на патологию, поэтому люди всегда смотрят даже сейчас. Но мы знаем лучше».

Арт-терапевты подчеркивают, что не существует стандартного изображения или красных флажков в изображении, которые могли бы указывать на травму или патологию. Даже те, кто занимается арт-терапией, никогда не полагаются только на один рисунок, а собирают множество образцов, прежде чем прийти к своим выводам. «Между символом на чертеже и диагнозом нет однозначной корреляции», — говорит Бакос. «Его просто не существует».

Тем не менее, есть конкретные меры, которые в совокупности могут помочь терапевтам. Многие арт-терапевты используют тест «Нарисуй человека», который оценивает детей, оценивая 55 аспектов того, как они рисовали человека, от наличия пальцев рук и ног до количества предметов одежды, которые носит этот человек. Даже тогда один или два символа по отдельности значат очень мало.

«Мы ищем кластеры, — говорит Бакос. «Отсутствие рук и ног может указывать на отсутствие свободы действий в сочетании с целым рядом других вещей». Точно так же один образ насилия или тревожный образ среди многих не является поводом для беспокойства. Терапевты начинают беспокоиться только тогда, когда тревожная тема или красноречивый признак эмоционального расстройства повторяются снова и снова. Как бездонная яма.

Клиническая оценка искусства: как работает арт-терапия

Обескураженный вулканом и его предсказуемо бездонной ямой, Клорер продолжал сражаться. — Что еще может случиться? Мальчик нарисовал на склоне вулкана мягкий сугроб и предположил, что человек может просто в него упасть. Клорер была в восторге, но ее радость была недолгой.

— Конечно, — задумчиво сказал мальчик. — Он бы просто замерз насмерть.

Искусство — это не только то, как дети выражают свои эмоции. Это также может быть важной частью их процесса заживления. Одна из стратегий, отстаиваемая Driessnack и широко распространенная в исследованиях детской психологии, заключается в использовании рисунков для начала разговора. «Когда детям дают возможность рисовать, им предоставляется возможность организовать свои мысли, прежде чем им придется говорить о них», — говорит Дрисснэк. «Не интерпретируйте их рисунки. Пусть они расскажут свою историю». С помощью этого метода Driessnack удалось изучить, как дети с СДВГ относятся к своей судьбе из первых рук, и отследить, что дети на самом деле думают о питании и хорошем самочувствии.

Помимо того, что говорят дети, терапевты и родители могут многому научиться у того, как рисуют дети. «Мы сидим рядом с ребенком и наблюдаем за всем процессом создания искусства», — говорит Акоста. «Мы не просто ставим диагноз, глядя на конечный продукт». Терапевты смотрят, как сильно ребенок давит на страницу, какие детали он переделывает или стирает. Акоста вспоминает одну пациентку-подростка, которая утверждала, что у нее прекрасные отношения с матерью, несмотря на сообщения об обратном. Словно в подтверждение своей точки зрения, девушка решила провести сеанс терапии, нарисовав портрет своей матери.

Акоста продумала каждую деталь. «Сидя рядом с ней, я наблюдала сильное давление и напряжение, — говорит она. «Держит маркер в кулаке, как ребенок держит вилку, нажимая так сильно, что я боялся, что бумага порвется. В итоге получилась очень злая, агрессивно выглядящая женщина».

Рисование также может быть включено в обычную терапию. Бакос провела годы, работая с детьми, которые пережили травму сексуального насилия и торговли людьми, и провела своих пациентов через четыре этапа терапии — безопасность и надежда, развитие навыков преодоления, построение связного повествования о травме и посттравматический рост — с помощью искусства. Она учила их чувствовать себя в безопасности и надеяться, побуждая их рисовать картинки, подчеркивающие их увлечения, вещи и людей, которых они любили; она научила их, как справляться с разочарованием и отсутствием контроля, с помощью круговых упражнений, в которых пациенты дорисовывали рисунки друг друга. Свободное рисование помогло им превратить запутанные и пугающие переживания в связное повествование. В качестве заключительного проекта девочки сделали пропагандистские плакаты, чтобы привлечь внимание к сексуальным домогательствам.

Клорер надеялась, что сможет так же помочь своему пациенту и его проблеме с бездонной ямой. Но каждая ее нежная подсказка приводила к новой истории неизбежности и потери. Она была в растерянности.

«Других вариантов нет?» она подтолкнула. Мальчик молчал.

Интерпретация детских рисунков: что это значит?

Хотя вполне возможно, что предприимчивый родитель может обратиться к тесту «Нарисуй человека» или другим показателям для анализа рисунков своих детей, это, вероятно, бесполезно. Родителям настоятельно рекомендуется сохранить диагностику для профессионалов. Однако есть несколько красных флажков, которые даже непрофессионал может использовать дома, чтобы решить, свидетельствует ли серия рисунков о проблеме.

«В детских рисунках вы увидите широкий спектр чувств и энергии», — говорит Клорер. «Когда эта энергия не показывает широкого диапазона, а остается в одном месте — ребенок, который рисует что-то одно, никогда не имеет решения, и когда вы спрашиваете ребенка об этом, вы испытываете чувство отчаяния — это было бы вашим намек на то, что вам может понадобиться профессиональная помощь.

Но искусство нужно не только для терапии. «Дети — художники от природы; они выражают себя визуально, особенно когда не могут сделать это вербально», — говорит Акоста. «Это не обязательно должны быть дети с травмами или психическими заболеваниями в анамнезе. Это касается всех детей во всем мире».

Driessnack рекомендует родителям инвестировать в произведения искусства, чтобы сблизиться со своими детьми. «Если вы пытаетесь общаться со своим ребенком, позвольте ему заниматься искусством и заниматься своим собственным искусством вместе с ним», — говорит она. «Сейчас очень важно, чтобы отцы и матери читали вслух своим детям. Я говорю, что параллель этому — искусство». Потому что общение с детьми через искусство — это, по сути, общение на их территории. В мире взрослых слов и ожиданий дети изо всех сил пытаются приспособиться и редко связно выражают свои мысли и чувства. Пока они не сядут перед чистым листом плотной бумаги. «Это естественная среда для детей, но не для взрослых», — говорит Дрисснек. «И это действительно хорошо, потому что это немного замедляет вас».

Мелки, цветные карандаши и фломастеры — вот как говорят дети, когда они наиболее честны и уязвимы. Активному, вовлеченному родителю будет полезно слушать — и записывать тоже.

Клорер не знает, что случилось с мальчиком, нарисовавшим бездонные ямы, в долгосрочной перспективе. Но она уверена, что в ходе терапии ему стало лучше. На самом деле, именно в эпизоде ​​с самолетом (и неизбежной смерти падающего человека от огненного вулкана или замерзшего ледяного уступа) Клорер впервые увидел ощутимые доказательства улучшения и, возможно, путь вперед. Глядя на теперь сильно отредактированную статью, она знала, что правильный толчок может помочь ему решить эту историю, на бумаге и в его уме.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *