Психология детского рисунка — Область здоровья
Рисунки – это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии и неблагополучии, и ее радостях и печалях. Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.
Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.
Цвет
Это самый важный критерий. Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы.
- Если ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
- Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
- Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
- Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
- Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
- Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
- Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.
Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу.
Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.
Композиция
Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.
- О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
- Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
- Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
- При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым.
- У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.
- Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью.
- Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным.
- Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье.
Расшифровка детского рисунка домика
Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.
- Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
- Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша.
- Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
- Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
- Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
- Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
- Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей.Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
- Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие – о трудностях с общением.
- О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них – о закрытости.
- Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка – о недостатке общения с близкими.
Тревожные сигналы в детских рисунках
Умея читать психологию рисунка своего малыша, родители могут быстрее заметить проблему и исправить её.
- Обилие коричневых тонов сигнализирует о проблемах малыша со здоровьем – они ещё не проявились, но он уже быстро устаёт и чувствует слабость.
- Большие, тщательно прорисованные глаза – скрытый страх. Но отсутствие глаз и рта намекает на коммуникативные проблемы.
- Если кого-то из родных ребёнок рисует подальше от своей фигурки, то им следует попытаться восстановить его доверие.
- Фантастические миры с пришельцами и эльфами, так нравящиеся родителям, могут намекать на дискомфорт в реальной жизни.
- Подавляемая агрессия проявляется в рисунках зубастых и когтистых зверей.
- Хуже всего, если на картинке семьи нет самого автора – значит, в родном доме он не находит себе места.
Психологический анализ детского рисунка | ipsyholog.ru
Ребенок рисует, старается, раскрашивает, он увлечен – на рисунке персонажи, дома, машинки, животные, природа. И часто мы радуемся…
Но иногда – совсем нет!
Иногда мы смотрим на рисунок и замечаем, что он нарисован полностью в черно-коричневых цветах. Или у персонажей нет глаз, рта или даже рук. Лица у всех грустные. Когти и острые зубы. Или ребенок рисует семью, а его самого на рисунке нет. И мы понимаем, что не все так гладко.
Ребёнок не может словами объяснить и рассказать, что его волнует и беспокоит, как он себя чувствует и о чем мечтает. Но все это он легко переносит на листок бумаги во время рисования, как бы проецируя на рисунок свой внутренний мир.
Наблюдайте, что и как рисует ваш ребенок и вы узнаете…
Взрослые часто думают: «У нас счастливая семья, все хорошо, Мы гуляем, смеемся, проводим много времени вместе. Значит и у ребенка тоже всё должно быть в порядке»
В семье все хорошо, но почему-то у ребенка появляются страхи, неуверенность, частые истерики, плохой сон или аппетит, агрессия, сложности с другими детьми, капризы и т.д.
У детей могут быть проблемы, но они не могут объяснить прямым текстом, что их беспокоит и что они чувствуют. Как же родителям узнать, что чувствует и переживает ребенок?
Из его рисунков!
Из того, что и как ребенок рисует, можно увидеть все эти тревожные «звоночки».
Если уметь их своевременно увидеть и распознать, то можно оказать малышу необходимую помощь и поддержку.
Что можно понять через рисунки ребенка?
А вы знали, что кроме рисунка «Моя семья» можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Моя семья в виде животных»?
И такой рисунок наилучшим образом подходят для анализа того, что происходит в семье и как ребенок относится к своим родным?
А еще – есть очень интересный текст «Рисунок Дом-Дерево-Человек», который тоже дает много важной информации о состоянии и возможных проблемах у ребенка.
Вы знали что особенности размера и расположение членов семьи на детском рисунке обычно указывает на их взаимоотношения (с точки зрения ребенка)?
А как вы думаете, могут ли цвета, которыми раскрашен рисунок, рассказать вам об эмоциональном состоянии ребенка?
О чем могут рассказать рисунки вашего ребенка?
Вот что:
- Как ребёнок чувствует себя в семье;
- Как он относится к родственникам;
- Как относится к другим детям;
- Что думает о себе, о чем мечтает;
- К кому тянется, а кого сторонится;
- Чего боится или на кого злится;
- Чего ему не хватает и что его беспокоит.
Психологи во всем мире используют «рисуночные тесты» для диагностики эмоционального состояния ребенка и понимания того, что с ними происходит, что его беспокоит и в чем могут быть причины проблем в его поведении.
Умение понимать, анализировать и расшифровывать детские рисунки — это прекрасная возможность для думающих, заботливых родителей лучше понимать своего ребенка, заглянуть в его внутренний мир и подсознание, а в случае необходимости — оказать ему своевременную помощь и поддержку.
Как увидеть «тревожные звоночки» в рисунках ребенка?
Вот пример «тревожных звоночков», которые можно увидеть в детских рисунках:
На рисунке «Моя семья»:
- Ребенок «забывает» нарисовать себя или кого-то из членов семьи, которые живут вместе с ним.
- У некоторых членов семьи нет каких-либо частей лица или частей тела – рта, ушей, глаз, рук, ног (при условии, что ребенок умеет их рисовать и рисует некоторым персонажам).
- В рисунке есть когти, острые зубы, оружие, огонь, руки в кулака.
- Между некоторыми членами семьи стоит дерево, дом, качели и любые другие «перегородки».
- Мама и папа находятся по разные стороны на листе.
Ребенок рисует себя:
- Меньшего размера, чем его младшие братья/сестры;
- В виде какого-то другого предмета на рисунке или животного;
- Без каких-либо частей лица или тела;
- Рядом с животным, в отдалении от членов семьи.
На рисунке «Дом. Дерево. Человек»:
- У Человека отсутствуют какие-то части лица или тела.
- Ноги человека не опираются на землю, он как бы висит в воздухе.
- Человек пропорционально занимает очень мало места на рисунке.
- Дерево имеет очень тонкий или сломанный ствол.
- В дереве есть дупло.
- Ветки дерева опустились вниз, листья с них падают, сломанные ветки.
- Вместо дерева изображен пенек.
- В доме отсутствуют: окна, двери, крыша.
- Окна заколочены, на двери висит замок.
- Дорогая к дому чем-то завалена, затруднена.
Это лишь маленький перечень «тревожных звоночков», которые можно увидеть на рисунках детей.
Такие вещи на рисунках появляются не просто так, и нужно обратить особое внимание на то, что может беспокоить ребенка. С большой вероятностью за этим скрывается какая-то большая проблема для ребенка: тревоги, беспокойства, страхи и переживания ребенка, о которых он, порой, и сам не подозревает. Но это может отражаться на его поведении, развитии и формировании.
Ребёнок рисует чёрным. Стоит ли бить тревогу?
Дети довольно часто выбирают этот цвет для рисования и причины могут быть разные. Не всегда это говорит о наличии проблем.
Для начала нужно понять, сколько ребёнку лет, и как долго он использует только чёрный цвет. Если он долгое время рисовал разными яркими цветами, но потом неожиданно перешел на черный – это повод внимательнее отнестись к его состоянию и понаблюдать за ним. Возможно, его что-то беспокоит.
Примерно до 4-5 лет один из любимых цветов у детей – это часто чёрный. Потому что он наиболее контрастный, яркий и четкий на белой бумаге. Это не повод для беспокойств, если в остальном ребенок не проявляет настораживающих симптомов.
В возрасте от 5 лет и старше выбор чёрного может говорить о переживаниях, волнении или тревоге у ребенка. Так он может выражать свою грусть или одиночество, обиду, злость или страх.
На что обратить внимание, если ребёнок рисует черным:
- Мрачные рисунки сопровождаются изменениями в поведении: страхи, нежелание идти на контакт, истерики и т.д.
- Помимо цвета, вы видите на рисунке людей без лиц, с грустными лицами, дом без дверей и окон и т.д
- Ребёнок выбирал раньше яркие оттенки, а после какого-то события в жизни, резко перешёл на чёрный.
Рисунок может стать для вас «проводником» во внутренний мир ребёнка, если знать, как его расшифровывать. Не зря психологи во всем мире используют детские рисунки для диагностики эмоционального состояния у детей.
Что делать, если ребёнок не любит или не умеет рисовать?
Действительно, бывают дети, которые не очень любят рисовать.
Но если ребёнку уже 4 года и больше, и он не просто не любит, а совсем не умеет рисовать, на это стоит обратить внимание.
Рисование тренирует зрительно пространственное восприятие. Оно помогает детям переносить на бумагу то, что они видят. В процесс рисования они тренируются соотносить размеры, рисовать в масштабе, тренируют свой глазомер, мелкую моторику, учатся копировать из окружающего мира и переносить на бумагу то, что видят.
Конечно, это очень важные вещи, которые помогают потом ребёнку в школе осваивать школьную программу. Потому что в школе нужно уже копировать и перерисовывать цифры и буквы в тетрадь.
Поэтому, если ваш ребёнок умеет рисовать и для своего возраста неплохо рисует, но не любит – это одна история.
А если он вообще не рисует или вам кажется, что он рисует для своего возраста примитивно, значит, надо заниматься с ним рисованием. Но не «из под палки», а только в виде чего-то интересного и приятного.
Как практиковаться с ребенком рисовать
Существует много арт-терапевтических техник для детей. Опишем тут одну из них.
1. Вы садитесь с ним вместе и предлагаете: «Давай порисуем, ты мне даёшь какое-нибудь задание, что нарисовать, и я рисую. А потом – я тебе даю задание и ты рисуешь».
2. Вы рисуете что-то, а ребёнок дорисовывает дальше, что хочет. Вы, например, голову, а он – туловище, вы одну руку, а он – другую.
3. Можно предложить ребенку поиграть в игру «Копирование». Например, он что-то рисует, и вы копируете к себе на листочек. Потом вы что-то рисуете, маленькое и простое, а он копирует.
Основная идея – разными способами заинтересовать и увлечь ребенка.
Такие занятия с детками приносят свои плоды. Когда вы сидите рядом и показываете: «Вот смотри личико рисуем вот так, вот кружочек, вот носик, а теперь попробуй нарисуй сам», ребёнок потихонечку обучается.
Если периодически выделять таким занятиям время и вместе сидеть и рисовать, показывать, поддерживать, разговаривать по-доброму, в расслабленной, не стрессовой атмосфере – то дети потихонечку учатся.
Помните, что дети хорошо осваивают новое тогда, когда находятся в безопасной обстановке. Когда они расслаблены, не напряжены, не ожидают, что сейчас им подзатыльник дадут или по рукам, или крикнут на них или как-то одернут.
Если ребёнку комфортно, безопасно рядом с вами, то он быстрее и с большим удовольствием сможет учиться чему бы то ни было, в том числе рисованию.
Не говорите ему: «Ну что ты такое нарисовал? Фу, ничего непонятно, какие-то каракули рисуешь. Это что, человечек?». Как только мы начинаем осуждать, критиковать, давать негативную оценку – это гарантированно ведёт к тому, что ребёнок не будет хотеть делать то, что за что критикуют, и не будет любить это.
То, за что ругают и критикуют, никогда не может стать любимым.
Поэтому, даже если он рисует, как вам кажется, недостаточно хорошо, поддержите его: «Ух ты. Это кто? Человечек? Это ручки? А что он делает?».
Дайте ребенку возможность пережить опыт успеха. Опыт успеха – это ощущение того, «что у меня получается», «мои маленькие успехи замечают», «я могу». Когда он почувствует от родителей положительную обратную связь, ему захочется рисовать еще.
P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. И, как всегда, будем рады вашим комментариям и вопросам ниже.
Согласно исследованию, опубликованному в Ассоциация психологических наук.Исследователи изучили 7 752 пары однояйцевых и разнояйцевых близнецов (всего 15 504 ребенка) в рамках исследования раннего развития близнецов (TEDS), финансируемого Советом медицинских исследований (MRC) в Великобритании, и обнаружили, что связь между рисованием а позже на интеллект, казалось, повлияли гены.
В возрасте 4 лет родители просили детей выполнить тест «Нарисуй ребенка», т. е. нарисовать ребенка. Каждая фигура оценивалась от 0 до 12 баллов в зависимости от наличия и правильного количества таких черт, как голова, глаза, нос, рот, уши, волосы, тело, руки и т. д. Например, рисунок с двумя ногами, двумя руками, телом и голова, но без черт лица, давали бы 4 балла. В возрасте 4 и 14 лет дети также проходили тесты на вербальный и невербальный интеллект.
более высокие показатели интеллекта в возрасте 4 и 14 лет. Корреляция между рисованием и интеллектом была умеренной в возрасте 4 (0,33) и 14 лет (0,20).
«Тест «Нарисуй ребенка» был разработан в 1920-х годах для оценки интеллекта детей, поэтому тот факт, что тест коррелирует с интеллектом в возрасте 4 лет, был ожидаем», — говорит ведущий исследователь Розалинд Арден из MRC Social, Genetic and Developmental Psychiatry. (SGDP) Центр Института психиатрии Королевского колледжа Лондона. «Что нас удивило, так это то, что десятилетие спустя это коррелировало с интеллектом».
«Корреляция умеренная, поэтому наши выводы интересны, но это не значит, что родители должны беспокоиться, если их ребенок плохо рисует», — объясняет Арден. «Способность к рисованию не определяют интеллект, существует бесчисленное множество факторов, как генетических, так и экологических, которые влияют на интеллект в более позднем возрасте».
Исследователи также измерили наследуемость рисования фигур. У однояйцевых близнецов общие гены, тогда как у разнояйцевых близнецов только около 50 процентов, но у каждой пары одинаковое воспитание, семейное окружение и доступ к одним и тем же материалам.
В целом, в возрасте 4 лет рисунки пар однояйцевых близнецов были более похожи друг на друга, чем рисунки пар разнояйцевых близнецов. Поэтому исследователи пришли к выводу, что различия в детских рисунках имеют важную генетическую связь. Они также обнаружили, что рисунок в 4 года и интеллект в 14 лет имеют сильную генетическую связь.
«Это не означает, что существует ген рисования — способность ребенка рисовать проистекает из многих других способностей, таких как наблюдение, владение карандашом и т. д. Мы далеки от понимания того, как гены влияют на все эти различные типы поведения. «, — говорит Арден.
«Рисование — это древнее поведение, возникшее более 15 000 лет назад. Через рисование мы пытаемся показать кому-то, что у нас на уме. Эта способность воспроизводить цифры — уникальная человеческая способность и признак когнитивных способностей, подобно письму, которое преобразовало способность человеческого вида хранить информацию и строить цивилизацию», — добавляет Арден.
Детские рисунки. Изучение детства
Введение
С начала 20-го века детским рисункам уделяется большое внимание с самых разных точек зрения. Ученые исследовали широкий спектр внешних и внутренних влияний на процесс рисования и проанализировали детские рисунки на предмет признаков внутренних представлений, эмоциональных влияний и тенденций развития рисунка. Люди задавались вопросом, можем ли мы достоверно увидеть часто очаровательные и тревожные формы и цвета в детских рисунках как знаки их мыслей и чувств. Исследователи изучили точные когнитивные, перцептивные и моторные навыки, которые развиваются, чтобы дать детям возможность создавать реалистичные и выразительные рисунки. В конце 20-го и начале 21-го веков были изучены различия в образовании, культуре и развитии, чтобы установить влияние на развитие нетипичного рисунка. Исследователи также собирали часто смешанные данные и давали разные рекомендации о ценности, пользе и использовании детских рисунков в прикладных условиях.
Обзорные тексты
Большинство книг на эту тему представляют собой отредактированные работы, содержащие подробные специализированные главы (Freeman and Cox 1985, Lange-Küttner and Thomas 1995), или они, как правило, сосредоточены на представлении тем развития и анализа по всему миру. поле, синтезированное одним автором (Cox 2005, Willats 2004, Jolley 2010). Как показано в обзорных текстах (Matthews 2003), ранние источники поэтапно описывали развитие рисования у западных народов, от каракулей до реалистичных изображений. Этот анализ развития детских рисунков вызвал интерес психологов развития к тому, как дети рисуют и как нарисованный продукт и процесс рисования могут сообщить зрителю о том, как дети представляют себя и свой мир. Изучение типичных нарисованных черт, от фигурок из палочек до контурных фигур и реалистичных изображений, подробно изучалось на протяжении всей жизни (Ланге-Кюттнер и Винтер, 2008).
Кокс, Морин. Живописный мир ребенка . Кембридж, Великобритания, и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2005.
Краткий и всесторонний обзор факторов, влияющих на развитие детского рисунка, понимание природы рисунков и эстетическое чувство.
Freeman, N. H., and M. V. Cox, eds. Визуальный порядок: природа и развитие изобразительного представления . Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1985.
Основополагающий, обширный и тщательно отредактированный текст, включающий статьи двадцати ученых из различных дисциплин, которые продолжают дискуссию о том, как можно понимать изображения, что представляет собой успешное рисование с точки зрения ребенка и взрослого, что такое познавательная аспекты необходимы для создания рисунков, и типы черт, которые дети из разных групп населения рисуют в различных экспериментальных и естественных контекстах.
Джолли, Ричард П. Дети и картинки: рисование и понимание . Чичестер, Великобритания, и Малден, Массачусетс: Wiley-Blackwell, 2010.
В этой книге представлен превосходный краткий обзор исследований и ведущих теорий изучения развития выразительного, реалистичного и когнитивного изобразительного рисунка у детей, включая синтез зарождающееся у детей понимание производства рисунков, а также малоизученная область взглядов детей на собственные рисунки.
Ланге-Кюттнер, Кристиана и Глин В. Томас, ред. Рисование и взгляд: теоретические подходы к изобразительной репрезентации у детей . Нью-Йорк и Лондон: Harvester Wheatsheaf, 1995.
Влиятельный сборник подробных статей, написанных влиятельными исследователями, представляющий широкий спектр взаимодополняющих и контрастирующих теоретических подходов к производству и восприятию детских рисунков. Объясняются постстадийные теории; оцениваются влиятельный подход к обработке информации и экологический взгляд; и тщательное объяснение точки зрения на то, как дети начинают понимать отношения между собой, своими рисунками и зрителями их рисунков. Этот сжато изложенный текст является отличным ресурсом для образовательных и исследовательских целей.
Ланге-Кюттнер, Кристиана и Энни Винтер, ред. Рисование и невербальный разум: взгляд на всю жизнь
. DOI: 10.1017/CBO9780511489730
В этом тексте собраны острые эссе ведущих ученых со всего мира, исследующих природу изменений в процессе рисования в свете когнитивных и биологических изменений на протяжении всей жизни. Уникальный ресурс по детским рисункам для исследователей продолжительности жизни.
Малькиоди, Кэти А. Понимание детских рисунков . New York: Guilford, 1998.
Четко сформулированный текст, в котором подробно объясняются результаты исследований и практические примеры интерпретации детских рисунков с акцентом на то, как такие результаты могут быть использованы в работе с отдельными детьми, не полагаясь на неуместные упрощенные интерпретации. . Ценная, подробная помощь для исследователей и практиков.
Мэтьюз, Джон. Рисунок и живопись: дети и визуальное представление . 0–8 серии. London: Paul Chapman, 2003.
Этот доступный текст исследует раннее развитие рисования и ставит под сомнение более ранние теории, которые рассматривали предполагаемые недостатки детских рисунков по сравнению с рисунками взрослых.