Примеры гласные ударные и безударные гласные: Ударные и безударные гласные звуки

Содержание

Ударные и безударные гласные.

Урок письма в 4 классе школы VIII вида

Тема: «Ударные и безударные гласные»

Цели:

углубить понятие, что ударные гласные произносятся и пишутся одинаково;

  • способствовать развитию зрительно-слуховой памяти, слухового восприятия, коррекции мышления на основе упражнения в анализе-синтезе;

  • воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Учащиеся вспоминают и называют изучаемую тему.

2.Тренинг для фаланг пальцев.

Моя семья

Папа, мама, деда, баба, я —

Вот и вся моя семья.

Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, от кон­чиков к основанию фаланг выполняем интенсивное поглаживание или растирание всех пальчиков пальцами правой руки. То же на правой руке. Выполнять 2-3 раза.

Зайка

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает. Прямо в зайчика стреляет.

Пиф- паф- не попал,

Быстро зайчик убежал.

Сжимать фаланги пальцев в кулак и разжимать.

II Разминка «Да» или «Нет». 

— Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет». 

— Сегодня 14 декабря? (Да) 

— Время года зима? (Нет) 

-День недели среда? (Нет) 

-Сейчас урок письма. (Да) 

— На уроке пишем аккуратно. (Да) 

III. Чистописание.

На доске написано:

Дарья дарит Дине дыню.

Проговорить. Сначала медленно, а затем быстрее.

Объяснить орфограммы. Записать в тетрадях красиво по памяти. (Запись на доске закрыть)

Затем учитель открывает запись и дети осуществляют самопроверку.

Поставить в словах ударение.

— Какая гласная во всех словах ударная?(Первая)

— Как называются остальные гласные? (Безударные)

Слабые учащиеся отвечают с опорой на таблицу.

Гласные, на которые падает ударение, называются ударными гласными. Остальные гласные — безударные.

-назовите гласные буквы, написанные на карточке. (А, о, и, е, я) 

-Что это за буквы? «опасные». В этих буквах чаще всего допускаем ошибки. 
— Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомненье при письме ( о а е и я ) по образцу в тетрадях. 

-Вспомним правило о написании безударных гласных (безударные гласные надо писать так, как они пишутся под ударением.). 

IV Сообщение темы урока 

Мы будем на уроке тренироваться в подборе проверочных слов для написания безударной гласной. 

V Словарная работа. 

— Соедините слоги так, чтобы получились слова. ( Дети на партах соединяют слоги в слова) индивидуальная работа. 

фаб ма ка лет де 
рег би бед рев ня 

га ри зин о бе 

Фабрика, магазин, билет, обед, берег, деревня (комментировано у доски). 

— Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. 

— Прочитайте по слогам и назовите ударные и безударные гласные.

Образец ответа: би-лет — ударная гласная вторая е, безударная гласная первая и .

VI. Физкультминутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три-четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть,

Семь-восемь – лень отбросим.

VII Повторение пройденного материала 

1. Вспомним алгоритм написания безударной гласной 

Безударный хитрый гласный 
Слышим мы его прекрасно 
А в письме какая буква? 
Здесь поможет нам наука. 

— Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными? 
(Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением) 
— Что нужно сделать в первую очередь? 

— Что потом? 
— Что еще вы сделаете? 

1 Прочитай слово 

2 Поставить ударение 

3 Обозначь безударную гласную 

4 Безударную гласную проверяем ударением 

5 Изменяем слово так: 
Один –много много- один 
Плечо-плечи леса-лес 
Запомните эти ступеньки, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной. 

-Этот алгоритм поможет нам при выполнении задания

Гл…за
Гр…бы
Цв…ты
Тр…ва
З…мля
В…да

– Какие буквы мы вставляли?
– Что нужно сделать, чтобы проверить правильность написания безударной гласной?

VIII. Работа по теме урока.

Учебник: упражнение 16 стр. 64

Дети читают задание и текст.

— Когда человека мучает совесть?

— Как надо жить, чтобы тебя не мучила совесть?

Учащиеся подбирают подходящий заголовок и обосновывают свой выбор.

Объём письменной работы даётся дифференцированно.

После выполнения дети называют в словах ударные и безударные гласные.

Даётся образец ответа: может – ударная гласная первая о, безударная гласная вторая е .

— Какие гласные в слове произносятся и пишутся одинаково? (Ударные гласные). Слабые дети отвечают с опорой на таблицу.


Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково.

Говорю-слышу-пишу: лес, дом, грабли.


IX. Упражнения для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте.

2. Сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз

3. Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинте обратно.

(Повторить 5 раз)

X. Закрепление.

1. Приём элемента не машинного программирования.

Заполнить тест.(У детей на партах две карточки)

бусы

грабли

лыжи

кружка

круг

Назовите известные вам правила в записанных словах.

Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по второй карточке.

— Можно ли ошибиться в написании ударных гласных этих слов?

— Почему? (Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково)

2. Комментированное письмо.

Корень ученья горек, а плод сладок.

Учащийся комментирует, объясняя изученные орфограммы.

— Назовите ударную гласную и её место в слове.

Образец ответа: корень— ударная гласная первая о, безударная гласная

вторая е .

— Как вы понимаете эту пословицу?

XI. Задание на дом: упражнение 15 стр.64

Задание читается и анализируется. Разбирается первое предложение.

Объём письменного задания даётся дифференцированно.

XII. Итог.

-Какие гласные в корне требуют проверки? (А,о,и.е,я) 

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной? (Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением.) 

-Кто запомнил алгоритм правильного написания безударной гласной ? 

1 Прочитай слово 

2 Поставить ударение 

3 Обозначь безударную гласную 

4 Безударную гласную проверяем ударением 

5 Изменяем слово так: 
Один –много много- один 
Плечо-плечи леса-лес 

— Как произносятся и пишутся ударные гласные?( Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково)

— Что вам понравилось на уроке?

— Чему учились на уроке?

XIII. Оценка работы учащихся.

Наступила з…ма. З…ленеют только ели.

Сн…жок лежит на тр…пинке.

Сне… кружится на в…тру.

На п…лях убрали урожай.

В…чером на улице т…мно.

У Веры красивая к…са.

Отгадай, кто это или что это. Игра «Филворд» индивидуальная работа. 

кмрепошлиса лиса- лисы 
рокспилаеум пила- пилы 
колосисвыфл колос-колосья 
днросазвнкху роса-росы 
нвкузиманецф зима- зиму 

Орфоэпия Гласные

Особенностью фонетической (звуковой) системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных: ударные гласные длительнее безударных. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т. е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчетливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое безударный гласный занимает в слове по отношению к ударному слогу (ближе или дальше).

Для того чтобы передать на письме особенности произношения безударных гласных, используют фонетическую транскрипцию, т.е. запись устной речи с помощью специальных знаков. Мы будем транскрибировать не все звуки, а только те, о которых говорится в данном правиле.

1. В русском языке все гласные под ударением звучат полноценно, в соответствии с написанием: искра, автор, ягода, эхо, ересь, ордер, як, умник, юг, корыто.

2. Гласный э в немногочисленных русских словах, в частности в местоимениях это, эта, этот, этого, этому, поэтому, в междометиях эх, эй, а также в словах, заимствованных из других языков, почти не меняет произношения в зависимости от ударения. Удаляясь от ударного слога, э становится только чуть короче.

Произнесите вслух следующие слова:

экстра, эгоизм, эскалатор, элегия, экономия, Элиза, Эней, Эльзас, поэт, поэзия, маэстро, поэтика.

3.Гласные и, ы, у, ю тоже изменяются в зависимости от ударения только количественно, т. е. в безударном положении звучат чуть короче: лил — лиловый, сыр — сырок, лук — лучок, люди — людской.

4.Безударные гласные а, о в начале слова (независимо от места по отношению к ударному слогу) и в первом предударном слоге произносятся одинаково — как а, но несколько короче, чем а в ударном положении. В транскрипции этот звук обозначим как /а/.

Примеры на безударные а, о в начале слова:

Пишется:

аркан

академический

обрыв

определение

Произносится:

/а/ркан

/а/кадемический

/а/брыв

/а/пределение

Примеры на безударные гласные а, о в первом предударном слоге:

Пишется;

дары

поток

Произносится:

д/а/ры

п/а/ток

Напоминаем, что транскрибируется в данном случае только звук а, поэтому он заключен в скобки. Остальные звуки даются в орфографическом обозначении.

мгновенье мгн/а/венье

караван кар/а/ван

5. Безударные гласные о, на втором и третьем месте перед ударением и в заударных слогах подвергаются количественному и качественному изменению (редукции) и звучат как звук, средний между а и ы. В транскрипции этот звук имеет обозначение /Ъ/.

Пишется Произносится

дармоед д/ъ/рмоед

поговорка пЫговорка

зорька зорьк/ъ/

гадко гадк/ъ/

6. Сочетания ао, оа, аа, оо произносятся как аа. Подобные сочетания встречаются внутри слова и на стыке слов, когда одно заканчивается, а другое начинается на О или А,

Пишется Произносится

наобум н/аа/бум

зааплодировали з/аа/плодировали

соответственно с/аа/твётственно

работаю на огороде работаю н/аа/гордде

иду по Арбату иду п/аа/рбату

7. В сочетаниях ау, оу гласный а во втором и третьем предударном слоге произносится как редуцированный звук ъ.

Пишется Произносится

паутина п/ъу/тина

по уговору п/ъу/говру

на удачу н/ъу/дачу

8. В сочетаниях аи, ои безударные a и о произносятся как редуцированный звук ь.

Пишется Произносится

наиграть нАи/грать

поисковая п/ьи/сковая

на инвалидность нАи/нвалидность

по истории п/ьи/стории

9. Безударные я, е после мягкого согласного в первом предударном слоге произносятся как звук, средний между и и е. В транскрипции он обозначается /и/. Такой же звук произносится вместо гласного А после мягких согласных ч, щ.

Пишется Произносится

вязать в/и/зать

перо п/и/ро

чалма ч/и/лма

чадра ч/и/дра

щадить щ/и/дить

10. Безударные я, е в начале слова, в середине после гласного, а также после ъ и ь произносятся как звук, средний между и и е, с предшествующим ему й\ йи.

Пишется Произносится

Язвить /йи/звитъ

пояснить по/йи/снить

единый /йие/диный

поезда по/йие/зда

въезжать в/йи/зжать

11. Безударные гласные я, е во втором, третьем и других предударных слогах, а также в заударном слоге произносятся как и, но с сильной редукцией, В транскрипции этот звук имеет обозначение ь.

Пишется Произносится

серебро с/ь/ребро

лягушонок л/ь/гушонок

переключиться п/ь/р/ь/ключиться

горе гор/ь/

поле пол/ь/

12. Безударные гласные я, е в начале слова, но стоящие далеко от ударного слога, произносятся как редуцированный звук ие с предшествующим й; в транскрипции йь.

Пишется Произносится

Енисей /йь/нисей

единодушный /йь/динодушный

яровизация /йь/ровизация

ясновидящий /йь/сновидящий

13. Безударный гласный е после согласных ш, ж, ц в предударном слоге произносится как средний между ы и э: в транскрипции он обозначается ыэ.

Пишется Произносится

желток ж/ыэ/лток

шептать ш/ыэ/птатъ

цепная ц/ыэ/пная

поцелуй поц/ыэ/луй

14. Гласный а в предударном слоге после ш, ж в некоторых словах тоже произносится как средний между ы и э — ыэ.

Пишется Произносится

лошадей лош/ыэ/дей

жасмин ж/ы/смин

к сожалению к сож/ыэ/лению

ржаной рж/ы/ной

жалеть ж/ы/леть

жакет ж/ы/кет

15. В сочетаниях ей, еу, еа, ео звук е редуцируется; в транскрипции мы имеем такие обозначения: /ьи/, /ьу/, /ьа/ (последние на месте — ео и еа).

Пишется Произносится

неизмеримый н/ьи/змеримый

неизгладимый н/ьи/з гладимый

неуживчивый н/ьу/живчивый

неуправляемый н/ьу/правляемый

неоднократно н/ьа/днократно

необыкновенный н/ьа/быкновенный

неаккуратный н/ьа/ккуратный

не академическое н/ьа/кадемическое

16. Гласный и в качестве союза, стоящего после слова, которое оканчивается на твердый согласный, а также гласный и в начале слова, когда этому гласному предшествует во фразе слово, оканчивающееся на твердый согласный, при слитном произношении звучит как ы.

Пишется Произносится

как вы, так и мы как вы, так/ы/мы

отправились в Италию отправились в/ы/талию

он и она он/ы/она

вышел из игры вышел из/ы/гры

Если же во фразе между словами по смыслу должна быть пауза (например, в названии произведения), гласный и произносится без изменений.

Кот и повар, Слон и моська, Лес и степь

17. Предлоги и отрицательная частица не произносятся слитно со словом, и произношение гласных в них подчиняется правилам звучания гласных в безударном положении.

Пишется Произносится

на словах н/ъ/словах

по стакану п/ь/стакану

не понимает н/ь/понимает

18. Окончания прилагательных множественного числа именительного падежа -ие, -ые произносятся как им, ыи.

Пишется Произносится

Весенние весённ/ии/

красивые красив/ыи/

Буквы обозначающие безударные гласные звуки примеры. Как обозначить буквой безударный гласный звук

Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи.

С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных звуков в результате колеба-ния напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и при-дают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, или его качество, зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолон-чели и контрабаса; домры, балалайки и гитары), то и тембр гласных звуков определяется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.

Язык — самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.

Степень поднятия языка к нёбу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]), среднее положение — гласные среднего подъема ([э], [о]) а нижнее — гласные нижнего подъема ([а]). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема — открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные [и], [э], [а], мы можем по-чувствовать движение языка по вертикали.

Тело языка может также смещаться горизонтально: придвигаться ближе к зубам или отодвигаться назад, к корню языка, формируя глас-ные переднего ряда ([и], [э]), среднего ([а]) и заднего ([у], [о]). Если мы произнесем последовательно гласные [и], [ы], [у], мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.

При произнесении гласных [э], [о], [а] язык движется по вертикали: [э] и [о] — гласные среднего подъема, а [а] — гласный нижнего подъема; однако при этом еще наблюдается движение языка вперед (при про-изнесении гласного переднего ряда — [э]), назад (при произнесении гласного заднего ряда — [о]) или язык занимает среднее положение ([а] — гласный среднего ряда).

В образовании гласных также могут участвовать губы. При про-изнесении огубленных гласных ([у], [о]) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.

При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее про-износим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки — ртораскрыватели.

Функциональное отличие гласных от согласных состоит в в том, что они по-разному ведут себя при образовании слога. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а со-гласный в составе слога обычно сопутствует гласному.

Гласный ударный звук — гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный звук более долгий и интенсивный, произносит-ся с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способ-ствуют тому, что индивидуальная окраска звука (его тембр) становится более определенной, четкой. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в ко-тором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например, сом—сам, лес—лис. Материал с сайта

Гласный безударный (редуцированный) звук — гласный звук, произно-симый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безу-дарном положении гласные звуки характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные звуки, которые произносятся с ре-дукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без уда-рения является слабой, так как в этом положении гласные, произно-симые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: Я сама [сама] поймала сома [сама] или Я в лесу [лису] увидел лису [лису].

Повторение

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду?…
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО.

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.


Рис. 3 ()

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цве ты, со сна, мя чи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением — ударные гласные — находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, — в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография — (от греческого слова: «ортос» — правильный, и «графо» — «пишут») — правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы — слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава — слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды — слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод — в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон — в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море — моря , стол — столы, слон слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят — найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки — к? тята . Кошка — О, значит котята тоже О.

У тигра — т? грята . Тигр — И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон — О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть — какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки — сова или сава ? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на со вы , Теперь под ударением О, значит, напишем сова . Далее действуем так же.

Рис. 11. Журавль ()

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь ()

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное — не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове — опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.
).

  • Tutrus.com ().
    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
    2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха — какая шапка? (м.ховая Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая — А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная Е) .
    3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва — слово О, зв.зда — звезды Е, ш.ры — шар А, б.льной — боль О, ц.почка — цепь Е.)
    4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

    Как определить гласные звуки?
    Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

    Отличия гласного звука от согласного:

    • гласный звук состоит только из голоса;

    • при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;

    • гласный звук образует слог: у

      | тя| та .

    Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосовóй».

    Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

    Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.

    Обратите внимание! Слова тигр и тигры , берёза и берёзы — это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята , берёза и берёзовый — это однокоренные слова.

    Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.

    [а] [а] [а] [а]
    Валы́, грачи́, столы́, росá.

    Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега — снеговик — снегурочка .

    Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ко вёр , стре лá , пи сьмó .
    Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кó врик , стрéлы , стрéлка , пи́сьма .

    Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

    а) или заменить форму слова (мо ря́ — мó ре, у мó ря) ;
    б) или подобрать однокоренное слово (тра вá — трá вка, зелё ный — зé лень) — так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным .

    В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .

    Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : слёзы — слезá , пчёлка — пчелá , сёстры — сестрá .

    Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

    Вспомните! В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя : ло пата, ка ртина, па льто, о дежда. Правописание таких слов надо либо запоминать , либо проверять по орфографическому словарю.
    В школе такие слова иногда называют словарными . Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.

    Обратите внимание! Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
    Орфограммой мы будем называть букву , написание которой надо проверить или запомнить .

    Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, — это орфограмма . Её написание надо проверять или запоминать.

    Всего шесть — это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки — ударные и безударные имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

    Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я — йа, ю — йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями — обозначают мягкость в письме.

    Ударные гласные звуки

    Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

    Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

    Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул — слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

    Безударные гласные звуки — что это?

    Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

    Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше — тем сильнее редукция. Например, в слове «колобок» ударным является последний звук «о» — в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

    Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

    Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

    Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

    Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, их происхождения и т. д.

    Непроверяемые гласные в корнях

    Самый сложный с точки зрения правописания случай — это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

    Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

    К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

    Проверяемые гласные в корнях слов

    Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав где на корень падает ударение.

    Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора — горный, вода — водный, дожди — дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке — великое множество.

    Правописание корней в словах разного происхождения

    Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

    Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

    Чередование безударных «а» и «о» в корнях

    Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях Один из вариантов чередования — «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

    • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
    • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
    • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» — «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
    • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» — «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение — полог.
    • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
    • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй — в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
    • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

    Как чередуются «и» и «е»

    Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

    Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует — «е». Примеры: побираться — заберет; прижигание — выжегшая; расстилается — стелить; блистательная — блестящий; замирать — замереть; оттирать — оттереть; отдирать — отдерет; отпирать — отпереть; почитать — вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

    Примечание:

    • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
    • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

    Чередование буквы «а» («я») с буквосочетанием «им» («ин») в корнях

    Буква «а» («я») чередуется в корнях с буквосочетанием «им» («ин») в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать — принято, начинать — начато.

    Гласные звуки — ударные и безударные — есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней — только малая часть большого айсберга.

    Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

    В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

    я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

    Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости — резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, — и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

    Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

    В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса — лиса [л»иса], сравните: леса — лиса [л»эса = л»иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] — постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] — леса — [л’иса] — лиса).

    Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] — вино [в’ино]).

    Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).

    Безударные гласные в корне

    А13.

    Правописание корней.

    Задание А13  проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

    Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.

    Правило.

    Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

    Ловушка №1!

    Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом —ЫВА-(-ИВА-):

    хорОший – прихорАшИВАться.

    Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

    Ловушка №2!

    В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

    вОРОта – привРАтник,

    хОРОнить – охРАна,

    зОЛОто – зЛАто,

    хОЛОдный – прохЛАда.

    Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

    В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

    аб…туриент — ?

    в…кторина — ?

    ор…гинал — ?

    Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.


    Формулировки задания А13 могут быть разные:

    • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
    • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
    • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

    Алгоритм действий №1.

    1.                       В каждом варианте ответа выделить корни.

    2.                       Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

    3.                       К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

    4.                       Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

    Разбор задания.

    В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

    1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

    2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

    3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

    4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

    Вариант №1.

    Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

    Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

    Вариант №2.

    Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

    Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

    Вариант №3.

    Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

    https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/

    Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

    Вариант №4.

    Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

    Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

    Алгоритм действий.

    1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.

    2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

    3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

    4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

    5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

    Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное – все три слова должны быть на одно правило.

    Разбор задания.

    В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал

    2)   д…лины, нап..дение, в…дать

    3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать

    4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать

    Следуем алгоритму. Выделяем корни:

    1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

    2)   д…лины, нап…дение, в…дать

    3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

    4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

    Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

    1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал

    2)   д…лины, нап…дение, в…дать

    3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать

    4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать

    Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

    Значит, правильный ответ – вариант №2.

    Потренируйся.

    1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

    2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

    3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

    4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

    2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

    2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

    3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

    4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

    3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

    2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

    3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

    4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

    Ответы: 4, 4, 1.

    Рекомендуем:

    Урок 16. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ | Поурочные планы по русскому языку 3 класс

    Урок 16. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ