Примеры гласные ударные и безударные гласные: Ударные и безударные гласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

Содержание

Безударные гласные в корне слова: правила, теория, примеры

“Карыто” или “корыто”? “Макать” или “мокать”? “Затопить” или “затапить”? Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение. Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных. Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Содержание

Что такое “безударные гласные в корне слова”

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. Их можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

  • приставка;
  • корень;
  • суффикс;
  • окончание.

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  2. Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  3. Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  4. Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

Главных способа проверки безударных гласных два:

  • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
  • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

Проверяемые безударные гласные

Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”.  Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

Непроверяемые безударные гласные

В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его.

Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

Примеры словарных слов по данной теме:

  • фонтан;
  • матрос;
  • ладонь;
  • ватрушка;
  • горизонт;
  • багровый;
  • коварный;
  • стакан;
  • обаяние:
  • палисадник:
  • инициалы;
  • поликлиника:
  • диапазон.

Чередующиеся гласные

Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

Чередование “а” и “о”

Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

  • гарь;
  • выгарки;
  • пригарь.

Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

Корни “зор” и “зар”.

Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

Корни “клон” и “клан”.

Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

Корни “кас” и кос”.

Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

Корни “скоч” и “скак”.

Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

Корни “лож” и “лаг”.

Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

Корни “ровн” и “равн”.

Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

Корни “твор” и “твар”.

Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

Корни “мок” и “мак”.

Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

Корни “плов”, “плав”, “плыв”.

Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

Чередование “е” и “и”

Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

  • “бир”-”бер”;
  • “дир”-”дер”;
  • “блест”-”блист”;
  • “чет”-”чит”;
  • “жиг”-”жег”;
  • “мер”-”мир”;
  • “тир”-”тер”;
  • “стил”-”стел”.

Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

Гласные после шипящих

После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

Выделяется несколько исключений:

  • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
  • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

Гласные после “ц”

Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

“Цюрих”, “Цяньшань”.

“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

Буквы “э”, “е”

Правила русского языка здесь следующие:

  • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
  • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
  • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
  • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

Буква “й”

Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

Правила написания безударных гласных

Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

  • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
  • Является ли оно словарным?
  • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
  • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
  • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
  • Не является ли слово заимствованным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

Примеры

В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  1. “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  2. “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  3. “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  4. “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  5.  Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  6. “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

Средний рейтинг 4.2 / 5. Количество оценок: 39

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Безударные гласные в корне слова: написание, примеры, упражнения

Безударные гласные в корне слова, их правописание — одна из наиболее проблемных для младших школьников тем. Для грамотного написания корневых гласных требуется запоминание ряда правил. Фонемы в безударном положении проверяются выбором слов-родственников либо преобразованием затруднительного слова в такой вид, в котором проблемная гласная переходит в ударную позицию. Но есть фонемы, проверить которые невозможно, они зовутся словарными, требуют запоминания.

Содержание

Правописание безударных гласных в корне слова

В русских словах ударную позицию способны принимать разные составные части:

  • приставочное ударение — «выглянуть», «проигрыш»;
  • корневое — «репка», «подсолнечный»;
  • суффиксальное — «прибежать», «поразить»;
  • концевое — «косьба», «снеговой».

Когда в ударную речевую позицию переходит любая морфемная единица, вместо корня, корневая гласная начинает звучать неясно, нечетко — принимает слабое положение. Указанные гласные фонемы получили название безударных. В слабом фонетическом положении в корневой части следует вставлять ту самую букву, какая употребляется с ударением: «освятить» — «святость», «приласкать» — «ласка», «хрипеть» — «хрип».

Рассмотрим виды безударных гласных в корне слова. Фонемы бывают проверяемыми — подтверждаемыми путем морфемного преобразования, и непроверяемыми никакими правилами — словарными.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — примеры

Ключевое правило звучит так: в безударных корнях положено ставить те самые гласные буквы, что в ударных при преобразовании вида проблемного слова, например, «следы» — «след», либо использовании подходящего однокоренного понятия — «полевой» — «поле». Когда вызывающая сомнение безударная гласная фонема встанет в сильную речевую позицию в измененном или замененном слове, она будет звучать ясно и однозначно. Тогда сразу понятно, какая буква должна писаться.

Школьникам следует объяснить пошаговый принцип проверки правописания:

  1. Внятно произнести проблемное слово, выявить в нем ударный слог.
  2. Выделить морфемные единицы. Найти корень.
  3. Назвать в корневой части слабую гласную, требующую использования проверочного слова.
  4. Вспомнить слова, в которых проблемная фонема значится в ударной позиции, четко и внятно произнести их.

Если проверочные единицы речи — ни однокоренные, ни те же самые, но поставленные в иную грамматическую форму — не приходят на ум, то проблемное слово однозначно словарное, непроверяемое. Его предстоит запомнить, а при необходимости, если память подводит, искать верное написание в орфографическом словаре.

Вот варианты поиска проверочных единиц речи:

  • найти слово в ином числе — «борода» — «бороды»;
  • выявить слово с уменьшающим или преувеличивающим значением — «стрекоза» — «стрекозка»;
  • определить уменьшительно-ласкательный вид — «лиса» — «лисонька»;
  • перевести глагол в иную временную форму — «кормить» — «кормит»;
  • отыскать однокоренную прилагательную форму к проблемному существительному — «колесо» — «колесный»;
  • найти однокоренную причастную форму к проблемному глаголу — «созрев
    а
    ть» — «созревший»;
  • подыскать однокоренное существительное к проблемному существительному — «хитрец» — «хитрость»;
  • отыскать однокоренное существительное к вызывающей затруднение глагольной форме — «входить» — «вход».

В глаголах совершенного вида уточнение слабой фонемы в корне неактуально посредством использования однокоренной глагольной несовершенной формы. Так, глагол «опоздать» соотносится в плане проверки с наречием «поздно», однако его не получится проверить словом «опаздывать».

В русской речи существуют понятия с одинаковым корнем, которые имеют разное лингвистическое происхождение, например, «глава» — «голова». Подобные слова нельзя выбирать для проверки друг друга. Поскольку в русском языке таких слов немало, и не все с ними знакомы, следует запомнить одно простое правило: если в корневой части слог формирует согласная «Р» или «Л», то к ней обязательно должна примыкать «А». Речь идет о неполногласных слогах, характерных преимущественно для старорусской речи, в которых стоящая перед согласной фонемой гласная «проглатывается» при проговаривании. Сравните, как звучат «врата» — «ворота». Если слог полногласный, то есть «проглатывания» передней гласной нет, употребляется «О».

Непроверяемые безударные гласные в корне слова — примеры

Значительная доля понятий с корневыми безударными непроверяемыми гласными принята из иностранных языков. Поскольку русский язык активно заимствует иностранные понятия, подобных слов в лексиконе русскоязычных людей накопилось много.

Вот несколько широко употребляемых словарных понятий с непроверяемой корневой гласной, правильность написания которых нужно запомнить:

  • матроска;
  • гардероб;
  • лазурит;
  • палисадник;
  • акварель;
  • инициал;
  • фонтан;
  • винегрет;
  • диапазон;
  • вестибюль;
  • катастрофичный;
  • аборигенный;
  • тротуар;
  • эликсир;
  • панорамный.

Это лишь малая часть слов с непроверяемой корневой гласной. Запомнить правописание всех сразу нереально. Примечательно, что некоторые слабые гласные фонемы в подобных словах все же можно уточнить особым способом — через происхождение этого понятия. Например, в слове «берлога» безударную гласную «Е» можно подтвердить, вспомнив, что это понятие произошло от немецкого слова «bär», или в русском звучании «бер», что означает «медведь».

Работа над запоминанием словарных слов ведется с 1-го класса начальной школы. Конечно, младшие школьники узнают не все словарные понятия, относящиеся к представленной теме, но все же значительную их долю. В учебниках начальных классов по русскому языку на задних страницах должен быть маленький орфографический словарь. Он включает изучаемые в конкретном классе словарные понятия. Правописание этих слов ребенок должен запомнить до конца учебного года. В этот словарь входят слова, корень которых имеет проблемную гласную в безударном положении.

Школьник может завести отдельную тетрадь, которая станет своеобразным орфографическим словариком, куда он будет заносить услышанные и прочитанные слова, которых нет в словаре учебника. Изучение словарных слов — длительный процесс, он начинается с 1-го класса, включает изучение непроверяемых гласных, заканчивается в старшей школе, где изучаются чередующиеся фонемы.

В отдельную категорию следует вынести понятия с безударными корневыми гласными, зовущиеся омофоны. Так зовутся словесные пары, звучащие почти аналогично, различающиеся лишь слабой корневой гласной и, исходя из этого, имеющие разное значение. Написание омофонов следует запоминать именно с учетом их смыслового понятия.

Вот несколько примеров омофонов для понимания правил написания:

  • «отворить» — в смысле что-то открыть, дверь, калитку, но «отварить» — приготовить;
  • «посидеть» — в значении на стуле, диване, но «поседеть» — потерять цвет волос;
  • «сторожил» — в смысле охранял, но «старожил» — самый старый житель, человек, живущий в поселении давно;
  • «предать» — обойтись плохо с человеком, но «придать» — в значении сформировать определенный вид, форму, состояние.

Чередующиеся безударные гласные в корне слова

Наиболее проблематичные для восприятия учащимися средних классов правила написания безударных гласных в корне слова касаются чередующихся фонем. Подобные фонемы невозможно уточнить, преобразовав безударную позицию в ударную. Вот пример: «подрастать», но «подр

осший». Такие понятия не значатся словарными, их не нужно запоминать. Но придется закрепить в памяти многочисленные правила написания безударной чередующейся гласной в корне слова.

Рассмотрим грамотное написание корней, в которых чередуются фонемы «А» и «О».

вызывающие затруднение корниправила написанияпримерыисключения
«гар» или «гор»вне зависимости от ударной постановки гласной, в безударном положении употребляется «О»загар — загореть, поклон — склониться, тварь — вытворятьутварь, пригарь
«клан» или «клон»
«твар» или «твор»
«зар» или «зор»вне учета употребления гласной фонемы в ударном положении, в безударной форме нужна «А»зарево, но зорька
«плов» или «плав»положено употреблять только «А», кроме слов-исключенийпоплавок, сплавлятьсяпловец, пловчиха
«раст» или «ращ» или «рос»за «С» употребляется «О», в прочих вариантах применима «А»растение — поросль — подращиваниерост, росток, ростовщичество, отрасль (включая производные)
«скак» или «скоч»в слабой позиции с «К» сочетается «А», но с «Ч» ставится «О»ускакать, но выскочитьскачу, скача, скачем (и прочие подобные глаголы), скачок, вскачь
«лож» или «лаг»с согласной «Г» сочетается «А», с «Ж» употребляется «О»прилагать, но выложитьполог
«кас» или «кос»при наличии за корнем суффиксального «А» употребляется корневая «А», при отсутствии ставится «О»касаться, но прикоснуться
«мок» или «мак»корень с фонемой «О» значится в понятиях со значением увлажнения, наполнения влагой, корень с «А» употребляется в словах, значащих погружение намокнуть, но обмакнуть
«равн» или «ровн»корень с фонемой «А» используется в понятиях со значением схожести, общности, совместности, корень с «О» употребляется в словах, значащих гладкость, прямотуровнять, но равноденствиеравнина (и производные понятия), ровесник, уровень, поровну

Уточнять чередующиеся гласные «И» и «Е» проще, для всех вариантов употребления этих корневых фонем в слабом положении применимо единственное правило: при наличии суффиксального «А» за корнем положено употреблять букву «И», если же суффикс отсутствует, необходимо ставить «Е». Но есть некоторые нюансы, которые указаны в последнем табличном столбце.

вызывающие затруднение корнипримеры правильного написанияособенности
«стил» либо «стел»
подстелить, но выстилать
«жег» либо «жиг»сжигать, но выжег
«бер» либо «бир»беру, но забирать
«мер» либо «мир»умереть, но умираниечередование слабых гласных в подобных корнях применимо исключительно для понятий со значением «смерть», «неподвижность», «замирание», производные от термина «мир» всегда записываются с «И», а вот производные от понятия «мера» употребляются сугубо с «Е»
«блест» либо «блист»проблеск, но заблистать
«дир» либо «дер»обдирать, но дерет
«тер» либо «тир»подтереть, но затирать
«пер» либо «пир»выпереть, но запиратьчередование безударных гласных в подобных корнях типично для понятий, значащих «изменить положение», а производные от термина «пир», то есть «празднество», употребляются исключительно с «И»
«чет» либо «чит»вычет, но высчитать

Для слабых корневых фонем «А» и «Я», чередующихся со звукосочетаниями «им» и «ин», тоже существует единственное правило, поэтому усвоить его несложно. Если за корнем идет суффиксальная «А», положено ставить в корневой части «ин» либо «им». При отсутствии указанного суффикса в корневой части должны употребляться гласные «А» или «Я». Вот несколько примеров для понимания: «жать» — «сжимать», «снять» — «поснимать», «мять» — «сминать».

Слова с 2 безударными гласными в корне слова

Как уточнять слова с 1 безударной гласной в корне слова, мы разобрались, но встает очевидная проблема: в русской речи немало слов, имеющих 2 слабые фонемы в корневой части. Ответ такой же очевидный: придется находить проверочные слова для обеих фонем. Общий принцип проверки неизменный: нужно либо преобразовать форму так, чтобы слабая гласная оказалась в сильной позиции, либо найти однокоренное понятие, в котором безударная фонема становится ударной.

Проверку школьникам положено проводить по следующему алгоритму: сначала нужно выбрать проверочное слово для первой проблемной фонемы, затем для второй.

Вот несколько примеров для понимания, как проверяются слова с двумя безударными гласными в корне слова:

  • волоски — волосы, волосики;
  • голова — головы, безголовый;
  • полоса — полосы, полосный;
  • борода — бороды, бородка.

Упражнения

Чтобы школьнику было проще запоминать словарные слова с непроверяемыми гласными, можно предложить ему разные методы. Но устное зазубривание — нежелательный вариант усвоения материала. Обязательно на уроке нужно организовывать письменную работу, использовать методы, помогающие ребенку активно подключать механизмы памяти, концентрировать внимание. Для запоминания словарных слов можно организовывать орфографическую работу, письменное заучивание, составление рассказов на основе словарных слов. Хорошие результаты дает метод ассоциаций.

Что касается слов с проверяемыми гласными в корнях, то общий принцип школьной работы примерно тот же. Обязательной частью изучения слабых корневых фонем являются регулярные письменные задания. Рекомендуется давать школьникам словарные диктанты.

Хорошим творческим методом запоминания безударных гласных могут стать учебные раскраски. Закрашивая определенную часть рисунка, школьник пытается одновременно определить, какая буква должна стоять в напечатанном в этой части изображения слове.

Наиболее эффективным и постоянно применяемым учителями методом запоминания безударных корневых гласных является организация работы с проверочными карточками. Каждая карточка включает 1–3 разных тематических задания. Например, вставить вместо точек буквы в перечисленные слова, или вписать в скобки проверочное слово, или переписать текст с расстановкой правильных гласных, или выделить корень и ударение, или составить предложения из слов с безударными гласными.

Улучшите английское произношение с помощью бесплатного подкаста

Суббота, 24 января 2009 г.

Сокращение гласных в безударных слогах : как у американца.

В последних нескольких подкастах мы узнали о слоговом ударении. Мы узнали правила определения ударного слога в слове. Мы также узнали, что для того, чтобы поставить ударение на слог, вы удлиняете гласную и повышаете высоту тона.
А как быть с безударным слогом слова?

Когда слог безударный, гласный меняет качество, гласный редуцирован — становится короче, и обычно мы используем гласный /ə/, «шва».

Собираем все вместе

Итак, на этой неделе мы собираемся собрать все вместе. Мы собираемся использовать наши знания о слоговом ударении и повторить сокращение гласных, чтобы ритм нашей речи стал течь и звучать как носитель языка.

(Уменьшение означает уменьшение)

Правило: Когда гласная приходится на безударный слог, она короче и обычно меняет качество. Уменьшено.

Тема урока этой недели:

  • Изучение того, когда и как сокращать гласные в английском языке
  • Практика сокращения гласных, чтобы улучшить ритм и плавность вашего английского произношения, делая его более похожим на носитель языка.

Делая правые гласные длинными и правыми гласными короткими, ваш акцент будет более точным и будет звучать более естественно.

Пример : В Швеции принято есть салат.

Давайте посмотрим: обыкновенный … салат … Швеция …

В слове обыкновенный два слога. Ударение падает на первый слог: /ка/.
Оба слога имеют одинаковую гласную букву .
Однако обратите внимание на разницу в качестве гласных.

первый = /a/,
второй =/ə/

Второй , произносимый /ə/, является примером редуцированной гласной.

Правило: Когда гласная в английском языке сокращается, очень часто она сокращается до /ə/, шва. (эта гласная преподавалась в подкастах 10-12.)
Редуцированная гласная всегда будет падать на безударный слог.

Из подкаста 14 мы знаем, что ударение в слове «общий» падает на первый слог, потому что прилагательное «общий» состоит из двух слогов.
У двухсложных прилагательных и существительных обычно ударение падает на первый слог.

Пример 2 : «салат»

Салат — существительное из двух слогов. По правилам ударения мы ставим ударение на первый слог. (ударение в двухсложных существительных на первый слог)

Оба слога содержат одну и ту же гласную букву: .

Однако обратите внимание, как качество гласных первого отличается от качества гласных второго .

первый = /æ/,
второй
=/ə/
/sæləd/

Второй слог редуцирован и произносится /ə/, потому что он приходится на безударный слог.
Попробуйте услышать долгую гласную /æ/ в ударном слоге и редуцированную гласную /ə / во втором слоге.

Пример 3 : «Швеция»

Швеция состоит из двух слогов.
Оба слога содержат одну и ту же гласную букву . Но обратите внимание, как произношение различается в каждом слоге.

первый = /i/,
второй =/ə/

Второй сокращается до /ə/, потому что он приходится на безударный слог.

* * Американцы могут использовать /I/ вместо /ə/

Они могут сказать салат: /sælId/ и Швеция: /SwidIn/

В любом случае правильно! Вы можете сократить и до /I/

Избегайте этой ошибки: Швеция /Swidɛn/

Упражнение: Прослушайте и повторите следующие слова. Обратите особое внимание на качество и длину гласных. Сделайте ударные слоги длинными и используйте /ə/ или /I/ на безударных слогах.

обыкновенный /kamən/

салат /sælæd/

Швеция /swidən/

В Швеции принято есть салат.

Упражнение: Послушайте и повторите следующие слова. Первое слово содержит гласную букву в ударной форме. Второе слово содержит его в безударном слоге, поэтому мы используем гласный звук /ə/ или /I/

Face / Feis / Surface / SɚFəs /

Начальная буква гласная, подчеркнутая Пониженная гласная. > Ken/Kɛn/Broken/Broukən/

Ken’s Heart разбит

Ice/ais/dustice/dʒəstəs/

Их система правосудия находится на тонком льду.

                        итого   /toutəl/                      сегодня /tədeI/

Вот итоги за сегодня.

                       super    /supɚ/                            support /səpɔɚt/

Вы поддерживаете строительство новых супермагистралей?

Принцип английского произношения:
Когда гласный безударный, мы уменьшаем его. Ритм английского языка представляет собой чередующийся ритм.

короткий… длинный… короткий… длинный

America /əmɛrIkə/

camera /kæmIrə/

Washington /waʃIŋtən /

В будущих подкастах мы рассмотрим сокращение гласных в более длинных словах из трех и более слогов.

Упражнение Слушайте носителя языка. Попробуйте прослушать редуцированные гласные в словах. Потренируйтесь произносить слова самостоятельно. Сделайте ударные гласные длинными, а безударные короткими. Используйте /ə / или /I/

Со временем ваш стиль речи начнет меняться. Вы начнете усваивать ритм американских ораторов, ритм чередования ударных и безударных, коротких и длинных слов.

Главное практика! Повторение и обучение.

Уменьшение акцента очень похоже на занятия спортом, танцами или пением. Вы должны сделать это, чтобы внести изменения!

Чтобы практиковаться, нужны правильные инструменты!

Хотите больше практики? Я рекомендую mp3 Best Accent Training!

Есть вопросы, комментарии или предложения?
Свяжитесь с нами по адресу: contact@englishpronunciationpod. com

Спасибо и до встречи в следующий раз!

 

безударный в предложении | Примеры предложений из Кембриджского словаря

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Безударный слога: ни одного в первой стопе, 2 во второй, 2 в третьей.

Из Кембриджского корпуса английского языка