Предложения спп пример: Сложноподчиненное предложение в русском языке. Примеры…

Содержание

Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП – это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров)». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми — зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства)». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.


Сложноподчиненные предложения с придаточными…

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые…

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку]1, (вода в которой уже достаточно прогрелась)2, (потому что последние дни было невероятно жарко)3» сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: […Х], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.


Что это — сложноподчиненное предложение: пояснение, виды и…

Что такое сложноподчиненное предложение? Ответ на этот вопрос можно найти в учебниках русского…

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию)». Схема этого СПП аналогична первой: […Х], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными – примеры это подтверждают – напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить)1, [в зале воцарилось молчание]2, (так как публика была шокирована услышанным)3». Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), […Х], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая – причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать]1, (в каком часу прибывает поезд из Тюмени)2, (чтобы успеть встретить товарища)3». Первая придаточная часть – изъяснительная, вторая – цели.


Знаки препинания в сложносочиненном предложении: примеры,…

Сложносочиненным называют предложение, которое в своем составе имеет независимые части, связанные…

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том]1, (что подкрепление вскорости прибудет)2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть)3» придаточные части – 2-я и 3-я – относятся к одному слову, отвечают на вопрос «что?» и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и, перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: […Х], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы – правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов – а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел]1, (как к дому одна за другой подъезжали машины)2 и (рабочие разгружали стройматериалы)3».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках)2, и подумала]1, (что теперь придется бросить учебу)3, (что ее надежды на новую жизнь не оправдались)4». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: […Х, (которое…),… Х], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1, (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения)2, (где суетились люди)3 и (кипела работа)4)». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: […Х], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными – примеры схем: […Х], (когда, (который…),…) или […Х], […Х], (как (с кем…), то …) – когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, «[На диване осталась раскрытая книга]1, (которую, (если бы осталось время)3, Константин непременно дочитал бы до конца)2«. Второй вариант: «[Клянусь]1, (что (когда вернусь из поездки домой)3, то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно)2«. При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет – отсутствует. Вернемся к первому примеру: «[На диване лежала книга] 1, (которую нужно было успеть дочитать)2«. Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом «то».

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Глава 37. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

  • Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика
  • Классификация СПП по значению и союзным средствам
  • Средства синтаксической связи в СПП
  • Место придаточного предложения относительно главного
  • Итоговый тест

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.

Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов. Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее)

 

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление – это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что, как, чтобы, ли):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой, который, чей, что; где, куда, откуда, как):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными: (с союзными словами что (в любом падеже), отчего, почему, зачем):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными:

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

 

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где, куда, откуда):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда, пока, лишь, только):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если, коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что, так как, ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы, дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как, будто, словно, чем):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что, чтобы и союзные слова: сколько, насколько):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что, чтобы, будто, как будто, точно, словно и союзное слово как):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

 

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто, как только, лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как; несмотря на то что; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время, причина, цель, условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как; в то время пока; с той целью чтобы; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, стоящие в разных формах, а также наречия где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую – союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что, как, когда.

Я думаю, что она приедет завтра.

(что – союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что – союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда)

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

 

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

 

Схемы СПП:

[ … ]1, (чтобы…)2 – сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю1,/чтобы она была счастлива2.

 

(чтобы…)1, […]2— сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива1,/ Митя сделает всё2.

 

[… , (чтобы…)2 …]1 — сложноподчинённое предложение, например:
 

Митя1,/ чтобы она была счастлива2,/ сделает всё1.

 

Пунктуация сложноподчинённого предложения.

 

Проба сил 

 Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест
  1. Верно ли, то СПП — это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?
    • да
    • нет
  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?
    • да
    • нет
  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?
    • да
    • нет
  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?
    • да
    • нет
  5. К какому типу относится СПП: 
    Я думаю, что мы обязательно встретимся. ?
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным присоединительным
  6. К какому типу относится СПП: 
    Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?
    • СПП с придаточным обстоятельственным
    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: 
    Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?
    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: 
    Я спал, когда он пришёл.?
    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?
    • да
    • нет
  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?
    • союз
    • союзное слово
Правильные ответы:
  1. да
  2. да
  3. нет
  4. нет
  5. СПП с придаточным изъяснительным
  6. СПП с придаточным определительным
  7. СПП с придаточным присоединительным
  8. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  9. нет
  10. союзное слово

 

Смотрите также

  • Морфология. Союз
  • Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

— Понравилась статья?:)

Программа C++ для проверки того, является ли число простым или нет

Пример для проверки того, является ли целое число (введенное пользователем) простым числом или без использования цикла for и инструкции if…else.

Чтобы понять этот пример, вы должны иметь представление о следующем программировании на C++. темы:

  • C++ if, if…else и Nested if…else
  • C++ for Loop
  • C++ break Инструкция
  • C++ continue Инструкция

Положительное целое число, которое делится только на 1 и сам известен как простое число.

Например: 13 — простое число, потому что оно делится только на 1 и 13, но 15 не является простым числом, потому что делится на 1, 3, 5 и 15.

Примечание: 0 и 1 не являются простые числа.


 #include 
использование пространства имен std;
интервал основной () {
  инт я, н;
  bool is_prime = истина;
  cout << "Введите положительное целое число: ";
  цин >> п;
  // 0 и 1 не простые числа
  если (n == 0 || n == 1) {
    is_prime = ложь;
  }
  // в цикле проверяем, является ли n простым числом
  для (я = 2; я <= n/2; ++ я) {
    если (п % я == 0) {
      is_prime = ложь;
      перерыв;
    }
  }
  если (is_prime)
    cout << n << " является простым числом";
  еще
    cout << n << "не является простым числом";
  вернуть 0;
}
 

Выход

  Введите положительное целое число: 29
29 — простое число.  

Эта программа берет положительное целое число от пользователя и сохраняет его в переменной n .

Обратите внимание, что логическая переменная is_prime инициализируется значением true в начале программы.

Поскольку 0

и 1 не являются простыми числами, мы сначала проверяем, является ли введенное число одним из этих чисел или нет. Если введенное число равно 0 или 1 , тогда значение is_prime устанавливается равным false .

В противном случае начальное значение is_prime остается без изменений. Затем выполняется цикл по , который проверяет, делится ли число, введенное пользователем, на i или нет.

для (я = 2; я <= n/2; ++ я) {
  если (п % я == 0) {
    is_prime = ложь;
    перерыв;
  }
}
 

Цикл for начинается с i == 2 9от 0044 до i <= n/2 и увеличивает значение i на 1 с каждой итерацией.

Цикл завершается на i == n/2 , потому что мы не можем найти никакого множителя для

n кроме числа n/2 . Таким образом, любая итерация после n/2 является избыточной.

Если число, введенное пользователем, делится без остатка на i , тогда is_prime устанавливается равным false и число не будет простым числом.

Но если входное число не делится точно на i на протяжении всего цикла, то это означает, что входное число делится только на 1 и само это число.

Итак, данное число является простым числом.

В случаях n == 2 и n == 3 цикл for не выполняется, и значение is_prime остается true .

Примеры C++

❮ Предыдущий Далее ❯


Синтаксис C++

Создайте простую программу «Hello World»

Объяснение синтаксиса


Вывод/печать C++

Используйте cout для вывода значений/печати текста Использование множества объектов cout Вставьте новую строку с \n Вставьте новую строку с endl

Объяснение вывода


Комментарии C++

Однострочный комментарий перед строкой кода Однострочный комментарий в конце строки кода Многострочный комментарий

Объяснение комментариев


Переменные C++

Создать целочисленную переменную Создайте переменную без присвоения значения и присвойте значение позже Присвойте новое значение существующему значению (это перезапишет предыдущее значение) Создайте неизменяемую переменную с ключевым словом const Объединить текст и переменную в печати Добавить переменную к другой переменной Объявите много переменных одного типа с помощью списка, разделенного запятыми Идентификаторы

Описание переменных


Пользовательский ввод C++

Введите число и распечатайте результат Введите два числа и выведите сумму

Объяснение пользовательского ввода


Типы данных C++

Демонстрация различных типов данных Создайте тип int Создать плавающий тип Создать двойной тип Создание логических типов Создайте тип символа Создание строкового типа

Описание типов данных



Операторы C++

Оператор сложения Оператор приращения Оператор присваивания Оператор присваивания сложения

Описание операторов


Строки C++

Создать строку Конкатенация строк Длина строки Символы строки доступа Изменить строковые символы Строки ввода пользователя

Объяснение строк


C++ Math

Найти наибольшее значение двух чисел Найдите наименьшее значение двух чисел Используйте заголовочный файл cmath для других математических функций

Объяснение математики


Логические значения C++

Логические значения Сравните два значения Сравните две переменные

Логические значения


C++ If.

..Else (условия)

Оператор если Оператор else Оператор else if

If... Else Объяснение


Переключатель C++

Оператор switch Оператор switch с ключевым словом по умолчанию

Объяснение переключателя


Циклы C++

Пока цикл Выполнить цикл while Для цикла Разорвать петлю Продолжить цикл

Объяснение циклов


Массивы C++

Создание и доступ к массиву Изменить элемент массива Перебрать массив Получить размер/длину массива Многомерные массивы

Объяснение массивов


Ссылки на C++

Создайте ссылочную переменную Доступ к адресу памяти переменной

Объяснение ссылок


Указатели C++

Создайте переменную указателя Получить значение переменной с помощью оператора разыменования * Изменить значение указателя

Объяснение указателей


Файлы С++

Создание, запись и чтение текстового файла

Описание файлов


Функции C++

Создать и вызвать функцию Вызов функции несколько раз Объявление и определение функции Параметры и аргументы Значение параметра по умолчанию Несколько параметров Возвращаемое значение Возвращает сумму двух параметров Пройти по ссылке Передать массив в функцию Перегрузка функций

Описание функций


Классы/объекты C++

Создайте объект класса и получите доступ к атрибутам класса Создать несколько объектов Создать методы класса Определите метод класса вне определения класса Добавить параметры в метод класса Создать конструктор Параметры конструктора Конструктор, определенный вне класса Публичные и частные спецификаторы Инкапсуляция — скрытие конфиденциальных данных от пользователей Наследование — наследование атрибутов и методов от одного класса к другому.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *