Правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Содержание

Урок Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Просмотр содержимого документа
«Технологич. карта матем»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

Скосырева Лилия Васильевна

Предмет

Математика

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Тема урока

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цель урока

Содержательная: создание условий для формирования правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, обеспечение понимания учащимися правила с помощью практических заданий.

Деятельностная: выполнение системы упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, формировать навыки по выполнению сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также умения решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся:

— информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую)

— учебно-познавательную (умение осуществлять мыслительные операции: синтез, обобщение, классификация, систематизация)

— коммуникативную (умение осуществлять взаимодействие с окружающими и владеть разными социальными ролями)

Задачи урока

образовательные: актуализировать знания об обыкновенных дробях; ввести и сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

развивающие: создать условия для развития внимания, инициативы, воображения; вести работу по развитию математической речи, логического мышления; формировать умение анализировать, находить ошибки, делать выводы.

воспитательные: содействовать формированию взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к урокам математики.

Планируемые результаты

предметные – моделируют ситуации, требующие введения правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к новой теме и к изучению предмета;

метапредметные

регулятивные – обнаруживают проблему « недостатка» знаний для выполнения действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

познавательные — учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;

коммуникативные – умеют слушать других, учатся критично от­носиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Формы организации образовательного пространства на уроке

Фронтальная беседа с учащимися; работа с учебником; самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Риски

Тема урока не заинтересует учащихся. Могут возникнуть трудности при проверке работы товарища; не получится планируемая дискуссия при обсуждении ошибок самостоятельной работы.

Средства обучения

1. Учебник: Математика: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Технологическая карта урока.

3. Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация по теме урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Микроцель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Включение учащихся в деловой ритм урока.

2.Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Проверка усвоение учащимися предыдущей темы.

Координирует деятельность учащихся.

Взаимопроверка д/з в парах по ключам, лежащим на каждой парте.

познавательные:

уметь анализировать объекты в ходе проверки домашнего задания

личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения),

смыслообразование (учебная мотивация)

3. Устная работа (этап мотивации)

Заинтересовать учащихся. Развивать внимание, проверить усвоение учащимися предыдущей темы

Подвести к формулированию темы урока и цели.

Ребята, мы продолжаем работать с обыкновенными дробями и предлагаю вам проверить свои знания по темам прошлых уроков при выполнении устных упражнений:

Слайд 4 презентации


  • Прочитайте дроби.

  • Назовите правильные дроби.

  • Какие дроби называют правильными?

  • Назовите неправильные дроби.

  • Какие дроби называют неправильными?

Слайд 5 презентации

  • Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

  • Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?

  • Какая дробь больше: правильная или неправильная?

Сравните

(учебник стр. 188 № 1):

Слайд 6 презентации

Расположите дроби в порядке возрастания:


Слайд 7 презентации

Предложен ряд чисел:

,,,2, , 5, , 7, , , .

Разбейте числа на группы по определенным признакам.

Вспомните, какие простейшие операции мы умеем выполнять над натуральными числами.

(учебник стр.188 № 4,№ 5):

4)Из суммы чисел 19 и 23 вычесть 34.

5). К сумме чисел 18 и 16 прибавьте их разность.

После проведения проверки результатов:

«А если у нас будут две обыкновенные дроби можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?»

Учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, поставить цель урока:

Слайд 8 презентации

Запись на доске и тетрадях: число и тему урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

1.Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:

— дают ответы на поставленные вопросы;

— читают и определяют название дробей;

— сравнивают дроби;

— располагают числа в порядке возрастания (осуществляют сравнение дробей)

— разбивают числа на группы: правильные и неправильные дроби, натуральные числа;

— выделяют группу натуральных чисел;

— называют операции сложение и вычитание; взаимодействуют с учителем во время устного счета, контролируют правильность ответов.

2. Постановка проблемы: выдвигают предположение о теме урока.

Формулируют тему урока, цель урока.

познавательные:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения применять полученные знания при решении примеров;

коммуникативные :

— формирование умения работать в коллективе: умение слушать и слышать,

— отстаивать своё мнение;

— признавать свои ошибки;

регулятивные:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Работа по новой

теме :

а)этап построения проекта выхода из затруднения;

б) этап первичного закрепления;

в) этап самостоятельной работы.

Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, показать на примерах, как выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Сформировать умение складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий по теме.

Дробные числа, как и натуральные числа, можно складывать и вычитать.

Проблемная ситуация.

Вы все знаете Тома Сойера, главного героя произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»,— веселого и сообразительного мальчишку, которому неведома скука, потому что ему ничего не стоит тут же придумать какую-нибудь шалость или увлекательное занятие, чтобы скоротать свободное время.

Слайд 10 презентации

Тому Сойеру необходимо покрасить забор из 9 досок. Он покрасил 2 доски забора, а после «уступил» это занятие другим мальчикам, которые покрасили 5 досок забора. Какую часть забора они покрасили вместе?

Оказалось, что покрасили забора.

Тогда можно сделать вывод, что

+ = =

Продолжается исследование материала.

Слайд 11 презентации

Какую часть забора осталось покрасить?

— = =

Учитель организует работу по составлению алгоритма сложения и вычитания обыкновенных дробей.

Слайд 12 презентации

Слайд 13 презентации

Слайд 14 презентации

Слайд 15 презентации

Учитель организует работу по отработке навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей. (№ 743, № 745, № 747)

Слайд 16 презентации

Предлагает решить текстовую задачу практической направленности с зарисовкой.

Для закрепления изученного на уроке материала предлагает выполнить обучающую самостоятельную работу (индивидуальную) с последующей самопроверкой (взаимопроверкой).

Слайд 17 презентации

Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний учащихся:

-Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?

— Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?

Проговаривают свои предположения. Выслушивают варианты одноклассников, делают выводы.

Записывают решения в тетради.

Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой.

Записывают правило сложения и вычитания обыкновенных дробей в буквенном виде в тетрадь, приводят примеры.

+ =

— =

Отрабатывают умение применять правило сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении задач.

Решают текстовую задачу с опорой на применение жизненного опыта: анализируют условие задачи, объясняют ход решения, работают с зарисовкой и сопоставляют полученный результат с реальной жизнью.

Выполняют самостоятельную работу, сравнивают решение с эталоном, осуществляют взаимопроверку (самооценку), согласно критериям.

Выставляют оценку, объясняют и обсуждают объективность выставленной оценки

Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги своей работы на уроке.

познавательные:

— уметь анализировать объект с целью нахождения способа решения задачи;

— уметь использовать графическую информацию (чертежи), формулы, строить логическую цепочку рассуждений

— воспринимать текст учебника с уче­том поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос.

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;

коммуникативные:

учить точно и грамотно выражать свои мысли.

личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения),

смыслообразование (учебная мотивация)

познавательные:

в ходе выполнения упражнений отрабатывать умение выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

развивать умение применять математические знания к реальным жизненным ситуациям;

регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий;

коммуникативные:

уметь аргументировать свое мнение; уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме управлять своим пове­дением (контроль, коррекция, оценка своего действия).

5. Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Объясняет домашнее задание. (№ 744, № 746,№ 774).

Задание творческого характера по желанию (составить синквейн на тему Дробь)

Пример:

Слайд 18 презентации

Записывают домашнее задание в дневник.

регулятивные: планировать решения учебной задачи

личностные:

проводить самооценку, формировать мотивацию к изучению и закреплению нового.

6. Рефлексия.

Дать количественную оценку работы учащихся

Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось ли ее достичь?

Какими способами? Понравился ли урок? Что вызвало затруднения? (Слайд 9)

Слайд 19 презентации

Благодарит за урок.

Слайд 20 презентации

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют, что при проверке знаний они проявили самостоятельность, честность, требовательность.

Во время урока им потребовалась внимательность, собранность, проявление смекалки.

личностные:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.


Просмотр содержимого презентации
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

Урок математики в

5 классе

Работаем устно!

  • Прочитайте дроби.
  • Назовите правильные дроби.
  • Какие дроби называют правильными?
  • Назовите неправильные дроби.
  • Какие дроби называют неправильными?
Работаем устно! Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? Как сравнить дроби с одинаковыми числителями? Какая дробь больше: правильная или неправильная? Сравните: = «

Работаем устно!

  • Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
  • Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
  • Какая дробь больше: правильная или неправильная?
  • Сравните:

=

Работаем устно!

Расположите дроби в порядке возрастания:

Работаем устно!

Предложен ряд чисел:

Разбейте числа на группы по определенным признакам

— правильные дроби

— неправильные дроби

— натуральные числа

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока:

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Цели урока:

1. Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

2. Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Тому Сойеру необходимо покрасить забор из 9 досок. Он покрасил 2 доски забора, а после «уступил» это занятие другим мальчикам, которые покрасили 5 досок забора. Какую часть забора они покрасили вместе?

 

Какую часть забора осталось покрасить?

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило сложения можно записать так:

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило вычитания можно записать так:

Физкультминутка

Проследите, в какой последовательности производятся записи при сложении дробей с одинаковыми знаменателями:

1

2

3

1 + 2

6

6

6

6

Запишите решение самостоятельно, а затем проверьте себя:

1

3

1 + 3

4

6

6

6

6

2

2

2 + 2

4

6

6

6

6

3

2

3 + 2

5

6

6

6

6

Работа в классе:

№ 743

№ 745

№ 747

Задача.

 

Какова масса салата?

II вариант

I вариант

10

14

4

2

6

12

=

=

1)

1)

15

12

12

15

15

12

28

12

11

2

23

30

=

=

2)

2)

25

47

25

47

47

25

19

22

15

14

5

7

=

=

3)

3)

35

43

43

35

35

43

8

6

14

=

8

2

=

10

4)

4)

17

17

17

13

13

13

8

6

5

7

6

5

=

=

5)

1

5)

1

9

9

9

8

8

8

Домашнее задание:

§27, правила

№ 744

№ 746

№ 748.

По желанию:

составить синквейн.

Рефлексия

  • — На уроке я узнал…
  • — Мне было легко…
  • — Я пока затрудняюсь…

 

Спасибо за урок!

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

-обучающие: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.

развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. -воспитательные: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Задачи: получить новые знание по теме сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; учиться работать самостоятельно, делать выводы.

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс» автора Виленкина Н.Я., презентация.

Этапы урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.

4 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (слайд№3)

-Вспомните, с чем вы знакомились на прошлых уроках?

К нам на урок сегодня пришёл

Незнайка и попросил помочь ему разобраться с понятием обыкновенные дроби и научится задачи с помощью дробей. И как вы уже догадались, на этом уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями.

-Тема сегодняшнего урока (слайд №1) «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

-Какие цели мы поставим на данном уроке? (слайд № 4-7)

-Цели поставлены, но, как вы знаете, для достижение их надо вспомнить изученное ранее.

Включаются в деловой ритм урока.

С обыкновенными дробями. Научились отличать правильные и неправильные дроби и сравнивать их.

Учащихся пишут дату и тему урока в тетради.

Цели урока:

-выявить правило и научиться выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

-развивать внимание, логическое мышление, грамотную математическую речь.

-воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий;

повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений

8 мин

И вот первые вопросы от Незнайки;

-Чем натуральные числа отличаются от дробных?

— Что показывает знаменатель и где его пишут?

— Что показывает числитель и где его пишут?

Работа с рисунками.(слайд №8-11)

-Прочтите полученные ответы, а как ещё читаются эти дроби? (слайд №12)

Устная работа. (слайд№13)

-Помогите Незнайке собрать груши, на которых записаны неправильные дроби.

-Какую дробь называют правильной?

-Какую дробь называют неправильной? (слайд №14)

Самостоятельная работ. (слайд №15).

Целые числа обозначают целые единицы а дробные –части единиц.

Знаменатель показывает, на сколько долей делят и пишут его под чертой.

Числитель показывает, сколько долей было взято и пишут его над чертой.

Учащиеся пишут ответы на вопросы по слайдам в тетради.

1/2 — Половина

1/3 — треть

1/4 — четверть

𝟖/𝟖; 𝟏𝟕/𝟏𝟑; 𝟏𝟏/𝟗.

Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью.

Дробь в которой числитель больше знаменателя, называет неправильной дробью.

Работа в парах. Учащихся меняются тетрадями и выполняют проверку оценивая друг друга.

Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

3.Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

8 мин

Ребята Незнайка очень удивлен, что дроби можно сравнивать так легко. Покажем ему, что ещё можно выполнит с обыкновенными дробями. Предлагаю построить ломаную из трёх отрезков по 2 см каждый и вычислить её длину в см. (слайд № 16)

Проблемная ситуация;

-Попробуйте вычислите длину ломаной в дм.

Подсказка:

-Найдите какую часть составляют 2 см от дециметра. (слайд №17-18)

-Каким образом вы смогли вычислить длину в дм?

А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. (слайд№19)

Запишем правило сложения с помощью букв.

Незнайка попросил помочь ему решить задачу. (слайд № 20)

— К нему в гости пришли друзья, он решил угостить их яблоками положил на тарелку 10 (долей), 4 доли съели сколько долей осталось?

-С помощью какого действия решили задачу?

Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Запишем это правило с помощью букв. (слайд № 21)

В тетради выполняют рисунок и вычисляют; 2+2+2=6см.

Учащихся сталкиваются с проблемой

2см от дм., 2/10дм.

Отмечают на рисунке и снова вычисляют длину ломаной.

2/10+2/10+2/10=2+2+2/10=6/10

Выполнили сложение дробей.

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляется тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

+ = .

10/10-4/10=10-4/10=6/10

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

7 мин

— Итак одну из обучающих целей нашего урока вы выполнили ,выявили правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями осталось научиться применять эти правила на практике. Для этого поработаем с учебником; (слайд № 22)

1. Стр. 156, №1005.

  • Какова масса помидоров?

  • Какова масса огурцов?

  • Как найти массу салата?

  • Решите.

Прочитайте ответ.

2. Стр. 156, №1006.

  • Чему равна масса станка?

  • Чему равна масса упаковки?

  • Как найти массу станка с упаковкой?

  • Решите.

Прочитайте ответ.

3. Стр. 156, №1008.

-Какую массу гвоздей получила первая бригада?

— На сколько тонн меньше получила вторая бригада?

-Сколько тонн гвоздей получила вторая бригада?

Решение задач по новой теме

№1005

(кг) салата

Ответ: (кг).

№1006

(т) масса станка и упаковке вмести.

Ответ: (т).

№ 1008

(т) гвоздей получила вторая бригада.

Ответ: (т).

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

2 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

(слайд № 23) Физкультминутка

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

8 мин

-Далее я предлагаю вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно № 1011, стр. 156.

— Первые пять учеников справившихся с работой получают оценки.

-А чтобы мы смогли быстро проверить правильность решения. приглашаю к доске 4 ученика. У доске каждый выполняет по одному столбику.

К нам за помощью обратился Незнайка, он просит вас, проверить работу которую он выполнил. ( слайд №24)

№ 1011

Решение с комментированием;

а) ; в) ;

б) ; г)

д) ; е) ;

ж); з).

Самостоятельная работа: (слайд № 25)

Регулятивные:

осуществление констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: — умение ориентироваться в системе своих знаний, Коммуникативные:, контроль, коррекция, оценка.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

3 мин

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Кто желает сформулировать правило нахождения вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Учащихся формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятель-

но анализировать правильность выполнения действий и вносить необходи-

мые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

3 мин

Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

У меня………. настроение? (слайд № 26)

Учащихся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Познавательные: рефлексия.

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2 мин

Сообщает домашнее задание:

Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158.

Выполнить письменно

№1017, №1019, №1020. (слайд № 27)

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Сложение и вычитание дробей

Во время сложения и вычитания дробей нам нужно проверить, имеют ли дроби одинаковые знаменатели или разные знаменатели, после чего начинается вычисление. Давайте узнаем больше о сложении и вычитании дробей в этой статье.

1. Как складывать и вычитать дроби?
2. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
3. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
3. Сложение и вычитание смешанных дробей
4. Сложение и вычитание дробей с целыми числами
5. Часто задаваемые вопросы о сложении и вычитании дробей

Как складывать и вычитать дроби?

Сложение и вычитание дробей производится по аналогичным правилам, в которых перед началом сложения или вычитания проверяются знаменатели. После проверки знаменателей мы можем соответственно складывать или вычитать заданные дроби. Знаменатели проверяются следующим образом.

  • Если знаменатели данных дробей совпадают, мы складываем или вычитаем только числители, а знаменатель сохраняем.
  • Если знаменатели разные, мы преобразуем дроби в подобные дроби, чтобы знаменатели стали одинаковыми, а затем прибавляем или вычитаем то, что требуется.

Давайте узнаем об этом в следующих разделах.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Процесс сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями довольно прост, потому что нам нужно только работать с числителями.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Сложим дроби 1/5 и 2/5, используя прямоугольные модели. В этом случае обе дроби имеют одинаковые знаменатели. Эти дроби называются подобные дроби . На следующем рисунке представлены обе фракции в одной и той же модели.

  • 1/5 означает, что 1 из 5 частей окрашены в желтый цвет.
  • 2/5 означает, что 2 из 5 частей окрашены в синий цвет.

Из 5 частей 3 части заштрихованы. В дробной форме это можно представить как 3/5.

Теперь давайте сложим дроби с одинаковыми знаменателями в числовом выражении. В этом случае нам нужно добавить 1/5 + 2/5. Давайте используем следующие шаги, чтобы понять дополнение.

  • Шаг 1: Сложите числители данных дробей. Здесь числители 1 и 2, поэтому будет 1 + 2 = 3 
  • .
  • Шаг 2: Сохраните тот же знаменатель. Здесь знаменатель равен 5,
  • .
  • Шаг 3: Следовательно, сумма 1/5 + 2/5 = (1 + 2)/5 = 3/5

Следует отметить, что мы используем тот же метод для вычитания дробей.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Вычтем дроби 2/5 и 1/5, используя прямоугольные модели. Мы представим 2/5 в этой модели, заштриховав 2 из 5 частей. Далее мы заштрихуем 1 часть из заштрихованных частей модели, что будет означать удаление 1/5.

Теперь у нас осталась 1 деталь в заштрихованных частях модели.

Теперь давайте вычтем дроби с одинаковыми знаменателями в числовом выражении. В этом случае нам нужно вычесть 2/5 — 1/5. Давайте разберемся с процедурой, выполнив следующие шаги.

  • Шаг 1: Вычтем числители данных дробей. Здесь числители 2 и 1, значит будет 2 — 1 = 1
  • Шаг 2: Сохраните тот же знаменатель. Здесь знаменатель равен 5,9.0056
  • Шаг 3: Следовательно, разница 2/5 — 1/5 = (2 — 1)/5 = 1/5

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Для сложения и вычитания дробей с разными знаменателями нам нужно преобразовать разные дроби в одинаковые дроби, записав их эквивалентные дроби таким образом, чтобы их знаменатели стали одинаковыми. Давайте разберемся в этом с помощью примера.

Пример: Добавить 1/5 + 1/3

Решение: Для сложения разных дробей нам нужно использовать следующие шаги

  • Шаг 1: Найдите наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей. Здесь LCM 5 и 3 равно 15.
  • Шаг 2: Преобразуйте заданные дроби в подобные дроби, написав эквивалентные дроби для соответствующих дробей так, чтобы их знаменатели остались прежними. Здесь это будет \(\frac {1}{5}\)×\(\frac {3}{3}\)=\(\frac {3}{15}\)
  • Шаг 3: Аналогично эквивалентная дробь 1/3 со знаменателем 15 равна \(\frac {1}{3}\)×\(\frac {5}{5}\)=\(\frac { 5}{15}\)
  • Шаг 4: Теперь, когда мы преобразовали данные дроби в подобные дроби, мы можем сложить числители и сохранить тот же знаменатель. Это будет 3/15 + 5/15 = 8/15

Вычитание дробей с разными знаменателями

Для вычитания разнородных дробей мы выполняем те же действия, что и при сложении разнородных дробей. Давайте разберемся в этом с помощью примера.

Пример: Вычесть 5/6 — 1/3

Решение: Для вычитания разных дробей необходимо выполнить следующие шаги.

  • Шаг 1: Найдите наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей. Здесь LCM 6 и 3 равно 6.
  • Шаг 2: Преобразуйте заданные дроби в подобные дроби, написав эквивалентные дроби для соответствующих дробей так, чтобы их знаменатели остались прежними. Здесь это будет \(\frac {5}{6}\)×\(\frac {1}{1}\)=\(\frac {5}{6}\)
  • Шаг 3: Аналогично эквивалентная дробь 1/3 со знаменателем 6 равна \(\frac {1}{3}\)×\(\frac {2}{2}\)=\(\frac { 2}{6}\)
  • Шаг 4: Теперь, когда мы преобразовали данные дроби в подобные дроби, мы можем вычесть числители и сохранить тот же знаменатель. Это будет 5/6 — 2/6 = 3/6. Это может быть дополнительно уменьшено до 1/2

Сложение и вычитание смешанных дробей

Сложение и вычитание смешанных дробей осуществляется путем преобразования смешанных дробей в неправильные дроби, а затем сложение или вычитание выполняется в соответствии с требованием. Давайте разберемся в этом с помощью следующих примеров.

Пример: Складываем смешанные дроби: \(2\dfrac{1}{4}\) + \(1\dfrac{3}{4}\)

Решение: Сначала преобразуем смешанные дроби дроби в неправильные дроби.

  • Шаг 1: Преобразуйте данные смешанные дроби в неправильные дроби. Итак, \(2\dfrac{1}{4}\) станет 9/4; и \(1\dfrac{3}{4}\) станет 7/4
  • Шаг 2 : Сложите дроби, добавив числители, потому что знаменатели одинаковы. это будет 9/4 + 7/4= 16/4.
  • Шаг 3: При необходимости уменьшите дробь. Это станет 16/4 = 4. Следовательно, \(2\dfrac{1}{4}\) + \(1\dfrac{3}{4}\) = 4,

Теперь давайте разберемся с вычитанием смешанных дробей, используя тот же метод.

Пример: Вычесть смешанные дроби: \(5\dfrac{1}{3}\) — \(2\dfrac{1}{3}\)

Решение: Сначала преобразуем смешанные дроби дроби в неправильные дроби.

  • Шаг 1: Преобразуйте заданные смешанные дроби в неправильные дроби. Итак, \(5\dfrac{1}{3}\) станет 16/3; и \(2\dfrac{1}{3}\) станет 7/3
  • Шаг 2 : Вычтите дроби, вычитая числители, потому что знаменатели одинаковы. Это будет 16/3 — 7/3 = 9/3
  • Шаг 3: При необходимости уменьшите дробь. Это станет 9/3 = 3. Следовательно, \(5\dfrac{1}{3}\) — \(2\dfrac{1}{3}\) = 3

Сложение и вычитание дробей с целыми числами

Сложение и вычитание дробей с целыми числами можно выполнить следующим способом. Давайте разберемся в этом на примере.

Пример: Складываем 7/4 + 5

Решение: Складываем 7/4 + 5, используя следующие шаги.

  • Шаг 1: Запишите целое число в виде дроби. В этом случае целое число равно 5, что можно записать как 5/1. Итак, теперь нам нужно сложить 7/4 + 5/1
  • Шаг 2: Теперь найдите НОК знаменателей и преобразуйте данные дроби в подобные дроби. Здесь НОК 4 и 1 равен 4. И после преобразования их в одинаковые дроби мы получаем (7 × 1)/(4 × 1) + (5 × 4)/(1 × 4) = 7/4 + 20/ 4
  • Шаг 3: Сложите числители, не изменяя знаменатель. Здесь 7/4 + 20/4 = 27/4 = \(6\dfrac{3}{4}\)

Теперь давайте разберемся с вычитанием дроби из целого числа с помощью следующего примера.

Пример: Вычесть 6 — 3/5

Решение: Давайте вычтем 6 — 3/5, используя следующие шаги.

  • Шаг 1: Запишите целое число в виде дроби. В этом случае целое число равно 6, что можно записать как 6/1. Итак, теперь нам нужно вычесть 6/1 — 3/5
  • Шаг 2: Теперь найдите НОК знаменателей и преобразуйте данные дроби в подобные дроби. Здесь НОК 1 и 5 равен 5. И после преобразования их в одинаковые дроби мы получаем (6 × 5)/(1 × 5) — (3 × 1)/(5 × 1) = 30/5 — 3/ 5
  • Шаг 3: Вычтите числители, пока знаменатель не изменится. Здесь 30/5 — 3/5 = 27/5 = \(5\dfrac{2}{5}\)

Важные замечания по сложению и вычитанию дробей

  • Для сложения и вычитания одинаковых дробей мы можем напрямую работать с числителями, в то время как знаменатели остаются прежними.
  • Для сложения и вычитания разных дробей никогда не складывать и не вычитать напрямую числители и знаменатели. Преобразуйте их в похожие дроби, а затем сложите или вычтите.

☛ Похожие темы

  • Добавление дробей
  • Вычитание дробей
  • Умножение дробей
  • Деление дробей
  • Сложение дробей с разными знаменателями
  • Вычитание дробей с разными знаменателями
  • Как калькулятор дробей
  • Калькулятор дробей

Часто задаваемые вопросы о сложении и вычитании дробей

Как складывать и вычитать дроби?

Для сложения и вычитания дробей сначала нужно проверить знаменатели. Если знаменатели совпадают, мы просто добавляем или вычитаем числители и сохраняем тот же знаменатель. В случае неодинаковых дробей, когда знаменатели не совпадают, мы преобразуем неодинаковые дроби в одинаковые, находя НОК знаменателей. Это помогает в написании их соответствующих эквивалентных дробей, а затем они добавляются или вычитаются по мере необходимости.

Как складывать и вычитать дроби с разными знаменателями?

Чтобы складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, нам нужно преобразовать дроби в подобные дроби, чтобы знаменатели стали одинаковыми. Когда знаменатели совпадают, мы можем складывать или вычитать числители. Чтобы преобразовать данные дроби в подобные дроби, нам нужно найти НОК знаменателей, а затем записать их соответствующие эквивалентные дроби. Затем можно складывать или вычитать эквивалентные дроби с одинаковыми знаменателями, в зависимости от обстоятельств.

Как складывать и вычитать дроби с целыми числами?

Для сложения и вычитания дробей с целыми числами мы используем следующий метод.

  • Запишите целое число в виде дроби, написав 1 в знаменателе. Например, если нам нужно сложить 8/7 + 5, мы запишем целое число в виде дроби. В этом случае целое число равно 5, что можно записать как 5/1. Итак, теперь нам нужно сложить 8/7 + 5/1. Найдем НОК знаменателей и преобразуем данные дроби в подобные дроби. Здесь НОК 7 и 1 равен 7. И после преобразования их в одинаковые дроби мы получаем (8 × 1)/(7 × 1) + (5 × 7)/(1 × 7) = 8/7 + 35/ 7 = 43/7 = \(6\dfrac{1}{7}\)
  • Тот же метод будет использоваться для вычитания, например, если нам нужно вычесть 7 — 2/5, мы запишем целое число 7 как 7/1, а затем вычтем. Это сделает его 7/1 — 2/5. Найдем НОК знаменателей и преобразуем данные дроби в подобные дроби. Здесь НОК 5 и 1 равен 5. И после преобразования их в одинаковые дроби мы получаем (7 × 5)/(1 × 5) — (2 × 1)/(5 × 1) = 35/5 — 2/ 5 = 33/5 = \(6\dfrac{3}{5}\)

Как складывать и вычитать дроби со смешанными числами?

Чтобы складывать и вычитать дроби со смешанными числами, мы преобразуем смешанные числа в неправильные дроби. Теперь, если они похожи на дроби, мы можем просто сложить или вычесть числители и сохранить тот же знаменатель. Чтобы сложить или вычесть разные дроби, мы преобразуем их в одинаковые дроби. Находим НОК знаменателей, преобразуем слагаемые в их эквивалентные дроби и складываем их так же, как складываем одинаковые дроби.

Каковы правила сложения и вычитания дробей?

Основные правила сложения и вычитания дробей приведены ниже:

  • Нам нужно проверить, одинаковы ли знаменатели дробей или разные.
  • Если знаменатели совпадают, мы можем просто сложить или вычесть числители.
  • Если знаменатели не совпадают, нам нужно преобразовать их в одинаковые дроби, а затем сложить или вычесть.

Зачем им одинаковый знаменатель?

Сегодня мы узнаем почему, , когда мы складываем и вычитаем дроби, у них должен быть один и тот же знаменатель.

Если вы еще не знали, когда мы складываем и вычитаем дроби, они должны быть  однородными . Подробнее об однородных и разнородных фракциях можно прочитать в этом посте.

Это действительно легко понять с помощью наглядных пособий, которые мы рассмотрим ниже. Настоящая причина связана с определением самой дроби, которая является представлением частей общего числа, которое должно быть 9. 0003 того же размера .

Когда вы складываете или вычитаете дроби, вы не можете выразить результат в виде дроби, если не разделите сумму на равные части.

Добавление фракций

Например, если вы хотите добавить 1 / 2 + 1 / 3

Мы имеем:

  • 5 1 из 2 равной части а. зеленый на картинке).
  • 1 из 3 равных частей юнита (фиолетовый на изображении).

Чтобы сделать сложение, мы должны принять во внимание цветные части. Поскольку каждая часть имеет разный размер, мы не можем выразить эту величину в виде дроби.

У нас есть 3 части (1 представлена ​​зеленым прямоугольником и 2 представлена ​​фиолетовыми прямоугольниками), но они не одного размера .

Так что мы можем сделать? Мы можем выразить дроби, которые мы хотим добавить, в виде дроби, которая позволит нам считать их частями одинакового размера .

Как вы можете увидеть на следующих изображениях, вы можете выразить фракцию 1 / 2 как 3 / 6 и фракция 1 / 3 AS /8 /8 /8 /8 /8 /8 /8 /8 /8 /8 /8 /8 / /8 / /8 / /8 / /8 / 3 .

Теперь у нас есть количества, которые мы хотим сложить, выраженные в виде дробей, состоящих из частей одинакового размера !

Теперь мы можем посчитать цветные части и выразить их в виде дроби. Есть пять равных частей: 5/6.

Итак, 1 / 2 + 1 / 3 = 5 / 6 .

Вычитание дробей

Теперь, если мы попытаемся вычесть, например, 1 / 2 и 1 / 3 , мы получим ту же проблему. Чтобы вычесть 1 / 3 из 1 / 2 , нам нужно убрать детали того же размера, что и те, что у нас есть .

Итак, нам нужно выразить обе дроби однородно, и тогда мы можем отнять части, указанные вычитанием.

, если мы выражаем 1 / 2 AS 3 / 6 и 1 / 3 AS 2 / , до 2 /

0, до 2 / 7 , до 2 / 7 , до 2 / 7, 2 / 7, 2 / 7, 2 /. / 3 , отнимаем 2 из 3 равных частей 3 / 6 , и получаем 1 часть, или 1 / 6 . Итак, находим, что 1 / 2 1 / 3 = 1 / 6 .

Легко понять, почему знаменатели должны быть одинаковыми при сложении и вычитании дробей, не так ли?

Если вам понравился этот пост, поделитесь им, чтобы другие тоже могли узнать!

С Smartick вы можете узнать больше о дробях и других математических понятиях, а также работать над упражнениями, которые адаптируются для каждого учащегося в режиме реального времени.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *