Словообразовательный разбор слова — tarologiay.ru
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- небо — корень/окончание,
- земля — корень/окончание,
- рука — корень/окончание,
- голова — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
- приставки
- суффикса
- приставки и суффикса,
- постфикса
и т. д.
Понаблюдаем:
- небеса → поднебесный,
- земля → земляной → землянка,
- влага → влажный → увлажнить,
- близкий → приблизить → приблизиться.
ОпределениеНовое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь),
- красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
- чёрный → чернота,
- рука → ручной,
- красный → краснеть.
ОпределениеОснова слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вина → виновный → виновность
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
- вина → виновный,
- виновный → виновность.
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
- ходить → приходить
- приходить → приход
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный | текст → подтекст |
2. Суффиксальный | белый → белизна |
3. Приставочно-суффиксальный | люди → безлюдный |
4. Бессуффиксальный | отдыхать → отдых |
5. Постфиксальный | какой → какой-нибудь |
6. Сложение: 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков | пожар, опасный → пожароопасный |
7. Слияние целых слов | густо, населенный → густонаселенный |
8. Переход из одной части речи в другую | загорающие (сущ.) — загорающие (прич. ) люди, |
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход, (ходить → приходить → приход),
- мир — примирение (мир → примирить → примирение),
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монетка — корень/суффикс/окончание
монеткой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монета → монетка.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали2 артисты цирка.
- Приехали — н. ф. приехать,
- приехать — основа приеха-.
- ехать → приехать ,
- ехать — производящая основа еха-.
- при- + ехать = приехать,
- приставочный способ образования.
Пример 2
На земляничной2 полянке полно душистых ягод.
- земляничной — н. ф. земляничный,
- земляничный — основа земляничн-
- земляника → земляничный,
- земляника — основа земляник-,
- земляника + -н- = земляничный,
- суффиксальный способ образования.
Пример 3
Хочется удесятерить2 свои силы.
- Удесятерить,
- удесятерить — основа удесятери-,
- десять → десятеро → удесятерить,
- десятеро — основа десятер-,
- у— десятер-и-ть,
- приставочно-суффиксальный способ образования.
Морфемный и словообразовательный разбор слова
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Морфемный и словообразовательный разбор слова. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации» Образование» Морфемный и словообразовательный разбор слова
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Морфемный и словообразовательный Морфемный и словообразовательный разбор слова. Цели: Повторить и закрепить порядок морфемного разбора слова; Повторить и закрепить порядок словообразовательного разбора слова; Уметь отличать морфемный и словообразовательный разборы; Развивать навыки грамотной речи; Развивать навыки самостоятельной работы.
Слайд 2
Описание слайда:
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема –значимая часть слова. Приставка. Корень. Суффикс. Окончание. Основа слова.
Слайд 3
Описание слайда:
Морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова. приволжский Выделить окончание слова — приволжский. Выделить основу (всё слово, кроме окончания) — приволжский. Выделить корень — приволжский. Выделить приставку — приволжский.
Выделить суффикс — приволжский.Слайд 4
Описание слайда:
Морфемный разбор слов. Морфемный разбор слов.
Слайд 5
Описание слайда:
Словообразовательный разбор слова – выявление способа образования слова. Словообразовательный разбор слова – выявление способа образования слова. Какой частью речи является слово? Какое лексическое значение у слова? От какого слова образовано данное слово? Какой способ образования нового слова?
Слайд 6
Описание слайда:
Письменный словообразовательный разбор слова. Письменный словообразовательный разбор слова.
Слайд 7
Описание слайда:
Составьте из данных слов предложения: Составьте из данных слов предложения: Завидовали, все, согласию, царствующему, между, и, бедным его соседом, надменным Троекуровым… Всё, и, расстроил, случай, нечаянный, переменил. 1. Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом… 2. Нечаянный случай всё расстроил и переменил. А.С. Пушкин «Дубровский»
Слайд 8
Описание слайда:
Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования. Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования. 1. Приставочный — … . 2. Суффиксальный — … . 3. Приставочно – суффиксальный — … .
4. Сложение — … . 5. Переход одной части речи в другую — … Летчик, парашютистка, электровоз, престранный, преподнести, пригорок, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, кресло-кровать, учительская, МГУ, привставать, сотрудник, птицефабрика.Слайд 9
Описание слайда:
1. Приставочный — преподнести, привставать. 1. Приставочный — преподнести, привставать. 2. Суффиксальный — летчик, парашютистка. 3. Приставочно – суффиксальный — престранный, пригорок, сотрудник. 4. Сложение — электровоз, юнкор, ТЮЗ, турпоход, кресло-кровать, МГУ, птицефабрика. 5. Переход одной части речи в другую — раненый, больной, учительская.
Tags Морфемный и словообразовательный разбор слова
Похожие презентации
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Морфология и синтаксис | Логопед Falls Church
Язык состоит из звуков, слов, фраз и предложений. На всех уровнях язык основан на правилах. На звуковом уровне фонология относится к правилам звуковой системы и правилам сочетания звуков. На уровне слова морфология относится к структуре и построению слов. Навыки морфологии требуют понимания и использования соответствующей структуры слова, такой как корни слова, префиксы и аффиксы (называемые морфемами). Уверенное знание грамматических морфем, таких как использование – ing для глагола в прогрессивной форме настоящего времени, /s/ для обозначения формы множественного числа и правильного употребления времени глагола необходимо для того, чтобы иметь хорошо развитые навыки морфологии. Синтаксис относится к правилам порядка слов и словосочетаний для формирования фраз и предложений.
Твердые синтаксические навыки требуют понимания и использования правильного порядка слов и организации во фразах и предложениях, а также способности использовать все более сложные предложения по мере развития языка.
Дети с нарушениями морфологии и синтаксиса испытывают трудности в обучении и использовании правил, регулирующих словообразование (морфемы) и формирование фраз/предложений (синтаксические структуры). На уровне слов эти дети могут неправильно использовать формы множественного числа или времена глаголов. На уровне фразы или предложения дети с синтаксическими нарушениями могут использовать неправильный порядок слов, пропускать слова или использовать ограниченное количество сложных предложений, например, содержащих предложные предложения. У детей с нарушениями моторного контроля речи вероятны сопутствующие трудности с морфологией, связанные с нарушением контроля речи. Например, ребенок с двигательным расстройством речи может не произносить звуки /s/ и /z/ и поэтому не различает формы множественного числа. Дезорганизованная и/или незрелая речь во фразах и предложениях также часто наблюдается у детей с двигательными нарушениями речи, так как слова могут быть опущены или предложения упрощены из-за трудностей с речеобразованием. В Службе детской речи и языка терапевты оценят навыки ребенка в области морфологии и синтаксиса и разработают план лечения с учетом потребностей ребенка. Дети будут работать над развитием понимания и использования соответствующих возрасту морфем и синтаксических структур во время интерактивных терапевтических занятий. Для детей с сопутствующими нарушениями контроля моторной речи разрабатываются целевые слова и фразы, чтобы как улучшить контроль моторной речи, так и улучшить использование грамматических морфем и синтаксиса.
Как проявляются трудности с морфологией и синтаксисом у ребенка?Ребенок с нарушениями морфологии и синтаксиса может:
- Демонстрировать непоследовательный или неправильный порядок слов при разговоре
- Использовать ограниченное количество грамматических маркеров (например, – s, be глаголов)
- Имеют трудности с пониманием и использованием прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов
- Ограниченное понимание и использование форм множественного числа
- Проблемы с пересказом историй
к возрасту двадцать четыре месяца:
- Последовательный порядок слов находится на месте
- Экспрессивный язык содержит несколько грамматических маркеров, а речь-«Телеграфский»
к возрасту. -инг и множ. :
- Чрезмерное обобщение форм глаголов в прошедшем времени (например, runned )
- Использование отрицаний между подлежащим и глаголом (например, Mommy no go) появляется
- Восходящая интонация 9 используется для обозначения вопроса0030
- появились вспомогательные услуги настоящего времени (например, Daddy — еда; Банни делает Hop )
В возрасте сорок-двух месяцев:
- . и отрицания (например, Что он делает? по сравнению с Что он делает?)
- Появились грамматические маркеры, в том числе: притяжательные , артикли a , the , и неправильное прошедшее время
К возрасту сорока восьми месяцев:
- Появляются различные типы ранних сложных предложений, full is blue, включая составные предложения (например, My shirt и green) предложные предложения в предложениях (например, я убрал игрушки в ящик для игрушек ), и простые инфинитивы (я хочу нарисовать ).
В возрасте от сорока восьми до шестидесяти месяцев:
- Приобретаются более поздние развивающиеся морфемы, включая глаголы Be, правильное прошедшее время и третье лицо /s/
Для получения дополнительной информации о развитии морфологии и синтаксиса, пожалуйста, посетите, Логопедия. Ссылки Пол, Р. (2001). Речевые расстройства от младенчества до подросткового возраста: оценка и вмешательство 2 nd Edition. Сент-Луис, Миссури: Mosby, Inc. Если у вас есть вопросы или опасения, пожалуйста, свяжитесь с нами в наших офисах Falls Church и Springfield. Вы бы предпочли
слушать
или же
смотреть
этот контент? Хотите знать, как работают слова? Ответ на этот вопрос лежит в системе, которую лингвисты называют морфология . Читайте дальше, чтобы узнать 6 вещей, которые вам нужно знать о морфологии, чтобы вы, наконец, могли понять, что в слове! Как работает морфология?
Слушайте подкаст
Смотреть видео
- Морфология — система, которая придает нашим словам их внутреннюю структуру
- Морфемы — мельчайшие осмысленные части слова
Чтобы немного разбить эти термины, мы должны признать тот факт, что слова не состоят из случайных фрагментов языковых битов, собранных вместе каким-то бессистемным образом. Правда в том, что в основе слов, которые мы используем каждый день, лежит целая структура. Что, возможно, еще более интересно, так это то, что система морфологии каждого языка отличается. Это означает, что слова в разных языках образуются по-разному. Резюмируя, Морфология — это система, основанная на правилах, которая придает словам их внутреннюю структуру, а морфемы — это настоящие языковые элементы, из которых строятся наши слова.
Простой пример
Возьмите английское слово «путешествовать». Сколько морфем вы идентифицируете?
Ответ 2!
Что это такое? Первая морфема — «путешествовать», а вторая — «-ing». Вы можете сказать, что это две морфемы в слове, потому что они являются значимыми единицами, которые нельзя разбить на более мелкие. В частности, «путешествовать» — это глагол, который нельзя разбить на какие-либо более мелкие значимые части, а «-ing» — это значимая грамматическая единица, которая сообщает нам, что глагол, к которому он присоединен, находится в процессе — и это также не может быть разбиты дальше.
6 вещей, которые вы должны знать о морфологии
- Не все слова состоят из нескольких морфем
Слово «кошка» или «время года» — это всего лишь одна морфема. Конечно, мы могли бы легко преобразовать эти слова в слова с несколькими морфемами, просто добавив другие морфемы, такие как «кошки» или «приправленные».
Мы установили, что некоторые морфемы, такие как «кошка» и «сезон», могут быть самостоятельными словами. Однако другие морфемы, такие как «-ing» или «-ology», не могут. Вы заметите, что они появляются только при присоединении к другой корневой морфеме. Лингвисты называют самостоятельными морфемами свободных морфем – и зависимых, связанных морфем.
- Заказ имеет значение
Когда в слове несколько морфем, вступают в действие правила морфологического упорядочения. Возьмем, к примеру, английское слово «переделывать». Имеет три морфемы. Имея «do» в качестве основной корневой морфемы, мы знаем, что «re-» идет в начале, а «-ing» — в конце. Это потому, что, согласно правилам английской морфологии, «re-» — это то, что мы называем 9.Префикс 0005 (идет перед корнем), а «-ing» — это суффикс
- Не все, что выглядит как морфема, на самом деле является морфемой
Вот отличный пример: «ing» в слове «путешествовать» — это морфема, а «ing» в слове «король» — нет. Это одна и та же последовательность звуков и букв, так что же отличает их морфологически? Все сводится к значению: если «инг» несет в слове идентифицируемое значение, то это морфема! В противном случае это не так. Поскольку мы не можем проследить конкретное значение слова «ing» в слове «king», мы знаем, что в данном контексте это не отдельная морфема.
- Морфология часто лежит в основе создания новых слов
Когда изобретаются новые технологии или происходят изменения в культуре, нам часто требуется новое слово, которое помогло бы нам эффективно говорить о них. И на что мы обычно полагаемся, чтобы сделать это? Морфемы! Возьмем, к примеру, слово «компьютер» — откуда оно взялось? Что ж, оно произошло от глагола «вычислять» и суффикса «-er», обозначающего «выполнение вычислений». Две ранее существовавшие морфемы объединились в одно полезное новое слово!
- Языки различаются по сложности своей морфологии
Это сводится к тому, что мы называем компромиссом синтаксиса и морфологии. Это идея о том, что чем проще синтаксис языка, тем сложнее его морфология. Наоборот. Возьмем, к примеру, такой язык, как латынь, который имеет сложную морфологию, но простой синтаксис. Чтобы выучить латынь, нужно запомнить кучу морфологических спряжений и падежных различий, но синтаксис прост. С другой стороны, такой язык, как английский, имеет довольно простую морфологию, но относительно сложный синтаксис. Чтобы выучить английский язык, вам не нужно запоминать кучу морфологических спряжений или различий падежей, но вам нужно освоить некоторые довольно тонкие правила синтаксиса. Другими словами, языки различаются по сложности своей морфологии. И главная причина этого заключается в компромиссе между синтаксисом и морфологией.
Подводя итог
- Морфология языка — это система, которая придает словам их внутреннюю структуру
- Морфемы – это наименьшие осмысленные части слова
- Слова могут состоять из одной или нескольких морфем
- Существует различие между свободными и связанными морфемами
- Правила морфологического упорядочения вступают в силу, когда слово состоит из нескольких морфем
- Не все, что выглядит как морфема, на самом деле является морфемой
- Морфология часто лежит в основе создания новых слов
- Языки различаются по сложности своей морфологии
Получите забавные (и БЕСПЛАТНЫЕ!) языковые лакомства прямо сейчас!
Поделитесь своей электронной почтой ниже, и они появятся.