Порядок морфемный разбор слова: Особенности морфемного разбора слова. / Морфемный разбор / Русский на 5

Словообразовательный разбор слова — tarologiay.ru

Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким спо­со­бом.

Выясним, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лек­сем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля». Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

  • небо — корень/окончание,
  • земля — корень/окончание,
  • рука — корень/окончание,
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех мор­фем:

  • при­став­ки
  • суф­фик­са
  • при­став­ки и суф­фик­са,
  • пост­фик­са

и т. д.

Понаблюдаем:

  • небе­са → поднебесный,
  • зем­ля → земляной → зем­лянка,
  • вла­га → влажный → увлажнить,
  • близ­кий → приблизить → при­бли­зиться.

ОпределениеНовое сло­во, обра­зо­ван­ное от одно­ко­рен­но­го сло­ва с помо­щью одной или более мор­фем, назы­ва­ет­ся про­из­вод­ным.

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное сло­во:

  • петь → запеть (начать петь),
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка крас­ный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние:

  • чёрный → чернота,
  • рука → ручной,
  • красный → краснеть.

ОпределениеОснова сло­ва, на базе кото­ро­го с помо­щью аффик­сов обра­зо­ва­но новое про­из­вод­ное сло­во, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей. Основа про­из­вод­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва явля­ет­ся про­из­вод­ной.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для после­ду­ю­ще­го:

  • вина → виновный,
  • виновный → виновность.

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Производящими могут быть как непро­из­вод­ные, так и про­из­вод­ные одно­ко­рен­ные сло­ва.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру сло­ва.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить
  • при­хо­дить → при­ход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

Способы обра­зо­ва­ния словПримеры

1. Приставочный

текст → подтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник

4. Бессуффиксальный

отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супру­га

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар, опасный → пожа­ро­опас­ный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → кана­то­ходец
море, пла­вать → море­пла­ватель
специаль­ный корреспон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

8. Переход из одной части речи в дру­гую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич. ) люди,
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход, (ходить → при­хо­дить → при­ход),
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние),
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

монетка — корень/суффикс/окончание

монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Монета → монетка.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над сло­вом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цир­ка.

  1. Приехали — н. ф. при­е­хать,
  2. при­е­хать — осно­ва приеха-.
  3. ехать → при­е­хать ,
  4. ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + ехать = приехать,
  6. при­ста­воч­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. зем­ля­нич­ный,
  2. зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → зем­ля­нич­ный,
  4. зем­ля­ника — осно­ва земляник-,
  5. зем­ля­ника + -н- = зем­ля­нич­ный,
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 3

Хочется уде­ся­те­рить2 свои силы.

  1. Удесятерить,
  2. уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-,
  3. десять → деся­те­ро → уде­ся­те­рить,
  4. деся­теро — осно­ва десятер-,
  5. у— десятер-и-ть,
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Морфемный и словообразовательный разбор слова


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Морфемный и словообразовательный разбор слова. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации» Образование» Морфемный и словообразовательный разбор слова

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Морфемный и словообразовательный Морфемный и словообразовательный разбор слова. Цели: Повторить и закрепить порядок морфемного разбора слова; Повторить и закрепить порядок словообразовательного разбора слова; Уметь отличать морфемный и словообразовательный разборы; Развивать навыки грамотной речи; Развивать навыки самостоятельной работы.



Слайд 2

Описание слайда:

Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема –значимая часть слова. Приставка. Корень. Суффикс. Окончание. Основа слова.


Слайд 3

Описание слайда:

Морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова. приволжский Выделить окончание слова — приволжский. Выделить основу (всё слово, кроме окончания) — приволжский. Выделить корень — приволжский. Выделить приставку — приволжский.

Выделить суффикс — приволжский.


Слайд 4

Описание слайда:

Морфемный разбор слов. Морфемный разбор слов.


Слайд 5

Описание слайда:

Словообразовательный разбор слова – выявление способа образования слова. Словообразовательный разбор слова – выявление способа образования слова. Какой частью речи является слово? Какое лексическое значение у слова? От какого слова образовано данное слово? Какой способ образования нового слова?


Слайд 6

Описание слайда:

Письменный словообразовательный разбор слова. Письменный словообразовательный разбор слова.

Приволжский волжский Волга.


Слайд 7

Описание слайда:

Составьте из данных слов предложения: Составьте из данных слов предложения: Завидовали, все, согласию, царствующему, между, и, бедным его соседом, надменным Троекуровым… Всё, и, расстроил, случай, нечаянный, переменил. 1. Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом… 2. Нечаянный случай всё расстроил и переменил. А.С. Пушкин «Дубровский»


Слайд 8

Описание слайда:

Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования. Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования. 1. Приставочный — … . 2. Суффиксальный — … . 3. Приставочно – суффиксальный — … .

4. Сложение — … . 5. Переход одной части речи в другую — … Летчик, парашютистка, электровоз, престранный, преподнести, пригорок, раненый, юнкор, ТЮЗ, турпоход, больной, кресло-кровать, учительская, МГУ, привставать, сотрудник, птицефабрика.


Слайд 9

Описание слайда:

1. Приставочный — преподнести, привставать. 1. Приставочный — преподнести, привставать. 2. Суффиксальный — летчик, парашютистка. 3. Приставочно – суффиксальный — престранный, пригорок, сотрудник. 4. Сложение — электровоз, юнкор, ТЮЗ, турпоход, кресло-кровать, МГУ, птицефабрика. 5. Переход одной части речи в другую — раненый, больной, учительская.




Tags Морфемный и словообразовательный разбор слова

Похожие презентации

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Морфология и синтаксис | Логопед Falls Church

Язык состоит из звуков, слов, фраз и предложений. На всех уровнях язык основан на правилах. На звуковом уровне фонология относится к правилам звуковой системы и правилам сочетания звуков. На уровне слова морфология относится к структуре и построению слов. Навыки морфологии требуют понимания и использования соответствующей структуры слова, такой как корни слова, префиксы и аффиксы (называемые морфемами). Уверенное знание грамматических морфем, таких как использование ing для глагола в прогрессивной форме настоящего времени, /s/ для обозначения формы множественного числа и правильного употребления времени глагола необходимо для того, чтобы иметь хорошо развитые навыки морфологии. Синтаксис относится к правилам порядка слов и словосочетаний для формирования фраз и предложений.

Твердые синтаксические навыки требуют понимания и использования правильного порядка слов и организации во фразах и предложениях, а также способности использовать все более сложные предложения по мере развития языка.

Дети с нарушениями морфологии и синтаксиса испытывают трудности в обучении и использовании правил, регулирующих словообразование (морфемы) и формирование фраз/предложений (синтаксические структуры). На уровне слов эти дети могут неправильно использовать формы множественного числа или времена глаголов. На уровне фразы или предложения дети с синтаксическими нарушениями могут использовать неправильный порядок слов, пропускать слова или использовать ограниченное количество сложных предложений, например, содержащих предложные предложения. У детей с нарушениями моторного контроля речи вероятны сопутствующие трудности с морфологией, связанные с нарушением контроля речи. Например, ребенок с двигательным расстройством речи может не произносить звуки /s/ и /z/ и поэтому не различает формы множественного числа. Дезорганизованная и/или незрелая речь во фразах и предложениях также часто наблюдается у детей с двигательными нарушениями речи, так как слова могут быть опущены или предложения упрощены из-за трудностей с речеобразованием. В Службе детской речи и языка терапевты оценят навыки ребенка в области морфологии и синтаксиса и разработают план лечения с учетом потребностей ребенка. Дети будут работать над развитием понимания и использования соответствующих возрасту морфем и синтаксических структур во время интерактивных терапевтических занятий. Для детей с сопутствующими нарушениями контроля моторной речи разрабатываются целевые слова и фразы, чтобы как улучшить контроль моторной речи, так и улучшить использование грамматических морфем и синтаксиса.

Как проявляются трудности с морфологией и синтаксисом у ребенка?

Ребенок с нарушениями морфологии и синтаксиса может:

  • Демонстрировать непоследовательный или неправильный порядок слов при разговоре
  • Использовать ограниченное количество грамматических маркеров (например, s, be глаголов)
  • Имеют трудности с пониманием и использованием прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов
  • Ограниченное понимание и использование форм множественного числа
  • Проблемы с пересказом историй

Как должны развиваться морфология и синтаксис моего ребенка?

к возрасту двадцать четыре месяца:

  • Последовательный порядок слов находится на месте
  • Экспрессивный язык содержит несколько грамматических маркеров, а речь-«Телеграфский»

к возрасту. -инг и множ. :

  • Чрезмерное обобщение форм глаголов в прошедшем времени (например, runned )
  • Использование отрицаний между подлежащим и глаголом (например, Mommy no go) появляется
  • Восходящая интонация 9 используется для обозначения вопроса0030
  • появились вспомогательные услуги настоящего времени (например, Daddy еда; Банни делает Hop )

В возрасте сорок-двух месяцев:

  • . и отрицания (например, Что он делает? по сравнению с Что он делает?)
  • Появились грамматические маркеры, в том числе: притяжательные , артикли a , the , и неправильное прошедшее время

 

К возрасту сорока восьми месяцев:

  • Появляются различные типы ранних сложных предложений, full is blue, включая составные предложения (например, My shirt и green) предложные предложения в предложениях (например, я убрал игрушки в ящик для игрушек ), и простые инфинитивы (я хочу нарисовать ).

 

В возрасте от сорока восьми до шестидесяти месяцев:

  • Приобретаются более поздние развивающиеся морфемы, включая глаголы Be, правильное прошедшее время и третье лицо /s/

 

Для получения дополнительной информации о развитии морфологии и синтаксиса, пожалуйста, посетите, Логопедия.

Ссылки

Пол, Р. (2001). Речевые расстройства от младенчества до подросткового возраста: оценка и вмешательство 2 nd Edition. Сент-Луис, Миссури: Mosby, Inc.

Если у вас есть вопросы или опасения, пожалуйста, свяжитесь с нами в наших офисах Falls Church и Springfield.

Как работает морфология?

Вы бы предпочли слушать или же смотреть этот контент?

Слушайте подкаст

Смотреть видео

Хотите знать, как работают слова? Ответ на этот вопрос лежит в системе, которую лингвисты называют морфология . Читайте дальше, чтобы узнать 6 вещей, которые вам нужно знать о морфологии, чтобы вы, наконец, могли понять, что в слове!

Простые определения

  • Морфология — система, которая придает нашим словам их внутреннюю структуру
  • Морфемы — мельчайшие осмысленные части слова  

Чтобы немного разбить эти термины, мы должны признать тот факт, что слова не состоят из случайных фрагментов языковых битов, собранных вместе каким-то бессистемным образом. Правда в том, что в основе слов, которые мы используем каждый день, лежит целая структура. Что, возможно, еще более интересно, так это то, что система морфологии каждого языка отличается. Это означает, что слова в разных языках образуются по-разному. Резюмируя, Морфология — это система, основанная на правилах, которая придает словам их внутреннюю структуру, а морфемы — это настоящие языковые элементы, из которых строятся наши слова.

Простой пример

Возьмите английское слово «путешествовать». Сколько морфем вы идентифицируете?

Ответ 2!

Что это такое? Первая морфема — «путешествовать», а вторая — «-ing». Вы можете сказать, что это две морфемы в слове, потому что они являются значимыми единицами, которые нельзя разбить на более мелкие. В частности, «путешествовать» — это глагол, который нельзя разбить на какие-либо более мелкие значимые части, а «-ing» — это значимая грамматическая единица, которая сообщает нам, что глагол, к которому он присоединен, находится в процессе — и это также не может быть разбиты дальше.

6 вещей, которые вы должны знать о морфологии

  • Не все слова состоят из нескольких морфем

Слово «кошка» или «время года» — это всего лишь одна морфема. Конечно, мы могли бы легко преобразовать эти слова в слова с несколькими морфемами, просто добавив другие морфемы, такие как «кошки» или «приправленные».

Мы установили, что некоторые морфемы, такие как «кошка» и «сезон», могут быть самостоятельными словами. Однако другие морфемы, такие как «-ing» или «-ology», не могут. Вы заметите, что они появляются только при присоединении к другой корневой морфеме. Лингвисты называют самостоятельными морфемами свободных морфем – и зависимых, связанных морфем.

 

  • Заказ имеет значение 

Когда в слове несколько морфем, вступают в действие правила морфологического упорядочения. Возьмем, к примеру, английское слово «переделывать». Имеет три морфемы. Имея «do» в качестве основной корневой морфемы, мы знаем, что «re-» идет в начале, а «-ing» — в конце. Это потому, что, согласно правилам английской морфологии, «re-» — это то, что мы называем 9.Префикс 0005 (идет перед корнем), а «-ing» — это суффикс

(идет после корня). Помимо префиксов и суффиксов, есть еще один тип морфем, зависящий от местоположения: инфиксы! Это морфемы, которые идут внутри другой корневой морфемы, и арабский язык славится ими!

 

  • Не все, что выглядит как морфема, на самом деле является морфемой

Вот отличный пример: «ing» в слове «путешествовать» — это морфема, а «ing» в слове «король» — нет. Это одна и та же последовательность звуков и букв, так что же отличает их морфологически? Все сводится к значению: если «инг» несет в слове идентифицируемое значение, то это морфема! В противном случае это не так. Поскольку мы не можем проследить конкретное значение слова «ing» в слове «king», мы знаем, что в данном контексте это не отдельная морфема.

 

  • Морфология часто лежит в основе создания новых слов

Когда изобретаются новые технологии или происходят изменения в культуре, нам часто требуется новое слово, которое помогло бы нам эффективно говорить о них. И на что мы обычно полагаемся, чтобы сделать это? Морфемы! Возьмем, к примеру, слово «компьютер» — откуда оно взялось? Что ж, оно произошло от глагола «вычислять» и суффикса «-er», обозначающего «выполнение вычислений». Две ранее существовавшие морфемы объединились в одно полезное новое слово!

 

  • Языки различаются по сложности своей морфологии

Это сводится к тому, что мы называем компромиссом синтаксиса и морфологии. Это идея о том, что чем проще синтаксис языка, тем сложнее его морфология. Наоборот. Возьмем, к примеру, такой язык, как латынь, который имеет сложную морфологию, но простой синтаксис. Чтобы выучить латынь, нужно запомнить кучу морфологических спряжений и падежных различий, но синтаксис прост. С другой стороны, такой язык, как английский, имеет довольно простую морфологию, но относительно сложный синтаксис. Чтобы выучить английский язык, вам не нужно запоминать кучу морфологических спряжений или различий падежей, но вам нужно освоить некоторые довольно тонкие правила синтаксиса. Другими словами, языки различаются по сложности своей морфологии. И главная причина этого заключается в компромиссе между синтаксисом и морфологией.

Подводя итог

  • Морфология языка — это система, которая придает словам их внутреннюю структуру
  • Морфемы – это наименьшие осмысленные части слова
  • Слова могут состоять из одной или нескольких морфем
  • Существует различие между свободными и связанными морфемами
  • Правила морфологического упорядочения вступают в силу, когда слово состоит из нескольких морфем
  • Не все, что выглядит как морфема, на самом деле является морфемой
  • Морфология часто лежит в основе создания новых слов 
  • Языки различаются по сложности своей морфологии

Получите забавные (и БЕСПЛАТНЫЕ!) языковые лакомства прямо сейчас!

Поделитесь своей электронной почтой ниже, и они появятся.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *