Фонетический разбор слова — звуко-буквенный анализ с примерами
Фонетический разбор слова — определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать типы звуков, и как составляется транскрипция.
Содержание
- Особенности звуко-буквенного анализа
- Как научиться делать разбор слов
- Порядок фонетического разбора
- Образец фонетического разбора
Особенности звуко-буквенного анализа
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа.
Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1. При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Будьте внимательны! Фонетический разбор различен для слов с одинаковым написанием и различным ударением: доро́га и дорога́ — различные слова, имеют разные значения, сне́га и снега́ — одно и то же слово, но записано в единственном и множественном числе.
Часто вместо буквы ё пишут букву е: елочный, трехкомнатная. В фонетическом разборе есть разница между буквами. Для получения правильного разбора слова должны быть записаны через букву ё: ёлочный, трёхкомнатная.
Как научиться делать разбор слов
При записи состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:
1. в начале слова:
е́дкий [й’ э т к’и й’]
ёмкий [й’ о м к’ и й’]
ю́ный [й’ у н ы й’]
я́сли [й’ а с’ л’ и]
2. после других гласных звуков:
- поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
- поём [п а й’ о м]
- каю́та [к а й’ у т а] мая́к [м а й’ а к]
3. после разделительных «ь» и «ъ»:
- жулье́н [ж у л’ й э’ н]
- въе́хать [в й ‘э х а т’]
- курьёз [к у р’ й’ о с]
- отъём [а т й’ о м]
- рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
- изъя́н [и з’ й’ а н]
- вью́нок [в’ й’ у н о к]
- предъюбиле́йный [п р’ и д й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]
Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.
После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:
- сел [с’ э л]
- нёс [н’ о с]
- люк [л’ у к]
- пять [п’ а т’]
Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»
- ло́жка [ло ш к а],
- ви́тязь [в’ и т’a с’],
- сма́зка [с м а с к а],
- дробь [д р о п’],
- сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
- все [ф с’ э],
- пруд [п р у т],
- вокза́л [в а г з а л].
В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук [ж’]
- брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
- мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]
В конце глаголов буквосочетания ‑тся и ‑ться звучат как [ца]:
- бои́тся [б а и ц а];
- стели́ться [с’ т’ и л и ц а].
В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:
- знать [з н а т’] — 5 букв, 4 звука;
- речь [р ‘э ч’] — 4 буквы, 3 звука.
Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук:
- све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
- гво́зди [г во з’ д’ и]
- жизнь [ж ы з’ н’]
- зо́нтик [з о н’ т’ и к].
Порядок фонетического разбора слова по школьной традиции:
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
- характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
- характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Образец фонетического разбораПример 1. (базовый уровень)
Чернеют — чер-нé-ют
ч [ч’] — согласный, мягкий, глухой
е [и] — гласный, безударный
р [р] — согласный, твердый, звонкий
н [н′] — согласный, мягкий, звонкий
е [э] — гласный, ударный
ю [й’] — согласный, мягкий, звонкий
— [у] — гласный, безударный
т [т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков
Пример 2.
ёлочный [й’ о л а ч’ н ы й’]
ё‑ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.
- буква «ё» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- [о] — гласный ударный;
- буква «л» — [л] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «о» — [а] — гласный безударный;
- буква «ч» — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
- буква «н»— [н] — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «ы» — [ы] — гласный безударный;
- буква «й» — [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
В слове «ёлочный» 7 букв, 8 звуков.
Пример 3.
шестнадцатью [шыснац:ат’й’у]
ше-стна́д‑цать‑ю — 4 слога. Второй слог ударный.
- ш – [ш] – согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
- е – [ы] – гласный, безударный
- с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
- т – не образует звука в данном слове
- н – [н] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
- а – [а] – гласный, ударный
- д – не образует звука в данном слове
- ц – [ц:] – согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
- а – [а] – гласный, безударный
- т – [т’] – согласный, глухой парный, мягкий (парный)
- ь – не обозначает звука
- ю – [й’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
- [у] – гласный, безударный.
В слове 12 букв и 10 звуков.
Пример 4.
разъезжаться — [разй’иж:ац:а]
разъ-ез-жа́ть-ся или разъ-е-зжа́-ться – 4 слога. Ударение на третий слог.
- р – [р] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
- а – [а] – гласный, безударный
- з – [з] – согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
- ъ – не обозначает звука
- е – [й’] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
- [и] – гласный, безударный
- з – [ж:] – согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
- ж – не образует звука в данном слове
- а – [а] – гласный, ударный
- т – [ц:] – согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
- ь – не обозначает звука
- с – не образует звука в данном слове
- я – [а] – гласный, безударный.
В слове 12 букв и 9 звуков.
Читайте также: Артикуляционная в русском языке.
An Introduction to Phonology
/ Introduction / An Introduction to Phonology
(3.7/5, 12 голосов)
Этимология:«голос, звук», а клише-суффикс «логия» произошел от слова «логос», что означает «предмет обсуждения». Итак, фонология означает изучение звука речи.
Определение:лингвистики, которая выявляет и анализирует структуру и организацию звуков речи в языке.0004
Фонология — это «изучение звука, относящееся к системе языка». — Николай Трубецкой, Grundzüge der Phonologie (1939)
Фонология – это изучение языковых звуковых систем. В то время как фонетики изучают физические свойства звуков речи, фонологи, специалисты в области фонологии, исследуют функциональные свойства звуков речи.
Изучение того, как звуки речи формируют закономерности и работают в соответствии с ними Фонология . Фонология идентифицирует и демонстрирует звуки, образующие язык. В нем анализируется, как звуки развиваются и комбинируются, образуя слова, и объясняется, почему важно распознавать определенные фонетические особенности для идентификации слова.
Фонологические знания помогают нам:- производить осмысленные звуки
- распознать другой акцент
- сформируйте новое высказывание, чтобы составить новые слова
- определить идеальное произношение каждого слова
Самая широкая цель фонологии состоит в том, чтобы изолировать различные, хотя и взаимодействующие давления, которые лежат в основе как общеязыковых, так и специфичных для языка звуковых паттернов, которые показывают наши данные. В широком смысле они возникают в результате производства речи и восприятия звука; когнитивные механизмы, используемые для организации чрезвычайно богатого содержания окружающего речевого сигнала в функционально связную лингвистическую систему, и функциональные нагрузки, лежащие в основе взаимодействия фонетических и когнитивных механизмов, которые влияют на изменения, которые звуковые системы могут претерпевать при передаче из поколения в поколение , а также внутри и между речевыми сообществами.
Фонологию, изучение звуковых образов в языках, можно разделить на две части:
- Фонемы (гласные и согласные)
- Просодия (ударение, ритм и интонация)
Говорить по-английски нелегко для людей, чей родной язык не английский, потому что это не фонографический язык. Большинство слов фонографического языка можно произносить в соответствии с их написанием. Но большинство слов в английском языке не следуют их написанию в произношении. Многие звуки речи в английском языке имеют несколько вариантов написания, например: «идти», «ряд», «враг» и т. д., и многие «одинаковые варианты написания» имеют разное звучание, напр.