ГДЗ История Морозов 7 класс Стр. 51
Содержание
- Главный вопрос главы
- 1. Навигационные приборы эпохи Великих географических открытий.
- 2. Пираты Карибского моря XVI – XVII вв.
- 3. «Вкусные» открытия европейцев в XV – XVII вв.
- 4. «Охота на ведьм»: почему Европу охватило безумие?
- 5. «Тюльпаномания»: изменение делового климата Голландии
- Ресурсы к главе
Главный вопрос главы
Как и почему Великие географические открытия изменили мир?
Великие географические открытия полностью изменили представления людей об окружающем мире, о планете Земля, позволили узнать о существовании никому ранее неизвестных материков, активизировали международную торговлю и способствовали дальнейшему развитию кораблестроения. Причиной данных процессов стало желание европейцев захватить и освоить эти богатые территории. Они так и поступили, основав собственные колонии.
Стр. 51
Темы проектов
С древнейших времён ориентация в пространстве во время морского плавания (т.е. навигация) являлась одной из важнейших задач мореплавания. И финикийцы, и греки, и римляне, и даже воинственные викинги, которые не могли представить свою жизнь без моря, стояли перед двумя основными проблемами навигации: как определить в какой именно точке бескрайних морских просторов в данный момент находится корабль? И как определить необходимое направление (т.е. маршрут судна)? Первая задача вплоть до XV в. была невыполнимой. Поэтому моряки во время плавания старались придерживаться прибрежной полосы, опасаясь углубляться в открытое море. Исключение были т.н. «внутренние моря» (например, Чёрное, Азовское, Средиземное, Балтийское, Красное), слабо связанные с Мировым океаном. Вторая проблема частично решалась путем использования природных светил (Солнца и других звёзд). Так, наблюдая за движением Солнца по небу, можно было определить три стороны света: восток, запад и юг.
А ночью, благодаря Полярной звезде, можно было определить направление на север. Естественно, в случае шторма или просто облачной погоды, данный метод был бесполезен. Вполне логично, что в таких условиях, любая экспедиция по бескрайним морским и океанским просторам становилась опасной авантюрой, зачастую со смертельным исходом.Однако, начиная с середины XV в. начинается подлинная революция в мореплавании. Европейские моряки стали широко использовать два важнейших навигационных прибора: астролябию и компас. И хотя созданы они были намного раньше, их активное применение в морском деле ранее зафиксировано не было. Астролябия, известная еще со времен Древней Греции, была приспособлена для корабельных нужд лишь в 1481 г. Заслуга принадлежит немецкому моряку Мартину Бехайму, который длительное время находился на португальской службе, и принимал участие в нескольких экспедициях, заплывая в неизведанные воды Атлантического океана. Что касается самого прибора, то астролябия предназначалась для определения географических координат, путем измерения высоты стояния небесных тел.
Функция компаса была более проста, но от этого не менее важна. Без него невозможно проложить курс судна. Весь принцип этого прибора состоит в определении сторон света с помощью магнитной стрелки, которая всегда показывала на север. И хотя компас был изобретен китайцами ещё за 400 лет до Великих географических открытий, долгое время он продолжал оставаться довольно примитивным прибором. Лишь европейцы смогли его усовершенствовать. В 1269 году французский монах Пётр Перегрин (Пьер Пелерен) сделал компас более удобным в использовании.
Он поместил магнитную стрелку на вертикальной шпильке и сделал его более устойчивым к колебаниям внешней среды. Через полтора века португальские мореплаватели нейтрализовали влияние морской качки на компас, а также разделили его диск на 32 доли – румба, которые есть на компасах и в наши дни. Это значительно помогало во время определения маршрута судна, в особенности – вдали от побережья.Таким образом, благодаря таким простейшим навигационным приборам, как компас и астролябия, стали возможны длительные плавания, без которых Великие географические открытия так и не произошли бы.
Источники информации:
https://mda-tech.ru/review-history-of-navigation/
https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/433864/Astrolyabiya
https://galea-galley.livejournal.com/212349.html
https://tagilcity.ru/news/2019-09-21/morskie-navigatsionnye-pribory-instrumenty-i-oborudovanie-234739?amp=1
https://military.wikireading.ru/amp82787
https://diletant.media/articles/25200546/
2. Пираты Карибского моря XVI – XVII вв.
В результате Великих географических открытий центр мировой торговли переместился из Средиземного моря в Атлантический океан. Теперь основные маршруты перевозок пролегали из Америки в Европу и наоборот. Испанские конкистадоры нашли огромные залежи серебра в Мексике и золота в Перу. Поток драгоценных металлов в невиданных ранее масштабах устремился из Нового Света в Старый. Кроме того, из Северной и Южной Америки перевозились и другие ценные товары: хлопчатник, тростниковый сахар, ром, пряности, а позже – какао, кофе, табак и кукуруза. Естественно, что в таких условиях активизировались пираты, которые стремились заполучить такие богатства.
Тактика морских разбойников была, в основном, стандартной. Испанцы загружали «Золотой» и «Серебряный» флоты в морских портах Веракруса, Портобело, Картахены и Каракаса. Дальше путь суден неизменно пролегал через акваторию Карибского моря. Именно там их поджидали пираты. Во второй половине XVI в. они основали сеть постоянных морских баз, которые также служили не только местом стоянки и ремонта кораблей, но перевалочным пунктом награбленного имущества. На карибских островах Ямайка, Тортуга, Провиденс и Невис пираты основали мощные, хорошо вооруженные крепости, взять штурмом которые было весьма непросто.
Следует отметить, что богатство испанских торговых галеонов привлекало авантюристов и любителей лёгкой наживы со всей Европы. Но чаще всего ряды морских разбойников пополняли представители тех народов, которые не имели на тот момент собственных колониальных империй: англичане и французы, реже — голландцы, немцы и шведы. Следует отметить, что власти многих европейских государств оказывали поддержку пиратству. Особенно показательной в этом плане была политика Англии. Так, королева Елизавета I (1558 – 1603) стремилась с помощью морского разбоя не просто пополнить казну награбленным добром, но подорвать могущество Испании на море. Она утвердила практику раздачи специальных грамот пиратам, которые готовы сотрудничать с Англией. Таких пиратов называли каперами. Они обязаны были отдавать определенный процент с дохода в пользу английской казны, а остальное – оставляли себе.
Взамен каперов снабжали провиантом, порохом, боеприпасами, артиллерией, а также ремонтировали повреждённые корабли в английских портах. Во Франции каперов называли корсарами. Так, согласно королевскому ордонансу Генриха ІІІ (1574 – 1589) от 1584 г., корсары освобождались от любой ответственности за причинённые ими убытки неприятельским судам, и получали право на захваченные товары, людей и сами судна, если они были захвачены в нейтральных водах.Самым знаменитым капером XVI в. был Френсис Дрейк (ок. 1540 – 1596), которого англичане считают национальным героем. Он не только занимался грабежом, но и совершил второе, после Магеллана кругосветное путешествие, сделал ряд важных географических открытий (например, пролив Дрейка) и сыграл выдающуюся роль в разгроме испанской Непобедимой армады в 1588 г.
XVII в. вообще большинство исследователей называют «золотым веком пиратства». В это столетие произошло ряд изменений в военной тактике как испанцев, так и пиратов. Испанцы начали использовать конвои из военных кораблей для защиты торговых судов (раньше такая практика считалась очень затратной).
К концу XVII в. «золотой век пиратства» в Карибском море подошёл к своё концу. Во многом это связано с изменить политики главных соперников Испании: Англии и Франции. Они тоже начали формировать свои колониальные империи в Северной Америке, а Испания к тому моменту существенно ослабела и уже не представляла серьезной угрозы. Соответственно надобность в использовании пиратов отпала. С каждым годом от них становилось всё больше проблем и всё меньше дохода. Тем более, что нередко жертвами разбоя становились английские и французские корабли. Как следствие, флибустьеры были объявлены вне закона, хотя практика выдачи каперских грамот существовала вплоть до начала XIX в.
Источники информации:
https://arzamas.academy/materials/1809
Золотой век пиратства
https://sitekid.ru/istoriya/piraty/laquozolotoj_vekraquo_piratstva.html
https://www.letopis.info/themes/pirates/zolotoy_vek_piratstva.html
3. «Вкусные» открытия европейцев в XV – XVII вв.
Открытие Америки позволило европейцам познакомится с множеством ранее неизвестных полезных растений. В науке даже существует такое понятие, как «Колумбов обмен», означающее распространение сельскохозяйственных культур, которые ранее были характерны только для Нового Света в Старый, и – наоборот. Регулярные торговые контакты привели к распространению большого разнообразия растений и животных, как в Америке, так и в Европе.
Если рассматривать «вкусные» открытия в Америке, то главное место здесь занимает какао. Испанские конкистадоры научились у ацтеков делать терпкий пряный напиток, в состав которого входили тёртые какао-бобы, кукуруза, ваниль, острый перец и соль. В таком виде он попал в Европу. Уже во времена правления испанского короля Филиппа II данный напиток стал невероятно популярным при дворе и стал любимым лакомством знати. Только в рецептуру были внесены свои коррективы. В отличие от индейцев, которые любили напиток из какао пить холодным, испанцы готовили его горячим, добавляли ваниль, корицу и мёд, а также молоко и молочные продукты (сливки). Этот напиток стали называть горячий шоколад. А уже в XVII в., в связи с распространением тростникового сахара, горячий шоколад стал популярным и в других государствах Европы. Шоколадные кафе появились во Франции, Нидерландам, Швейцарии, Италии и Германии. Чашечка горячего шоколада на десерт стала признаком хорошего вкуса среди европейской знати, знаком богатства и респектабельности. А уже привычный нам твёрдый, плиточный шоколад появился в 1828 г., благодаря голландскому химику и предпринимателю Конраду ван Хаутену.
Ещё одним «вкусным» открытием европейцев стала ваниль. Эта уникальная пряность сегодня используется во время выпечки практически всех кондитерских изделий. Изначально ее использовали как ароматизатор для горячего шоколада, но позже испанские пекари начали добавлять практически во все тогдашние сладости и десерты. Таким образом, к началу XVII в. спрос на ваниль многократно вырос, и она стала одним из важнейших и дорогих продуктов, который вывозили из Нового Света. Её выращивали исключительно в центральных районах Мексики. Этот фактор, а также сложность выращивания самого растения и непростой технологический процесс обработки ванили привели к тому, что данная пряность до сих пор считается одной из самых дорогостоящих в мире.
Ко «вкусным» открытиям можно отнести ананас и авокадо. Эти тропические растения начали культивировать ещё индейцы, а позже – испанские завоеватели. Однако, ввиду сложности перевозки этих плодов через Атлантический океан (они быстро портились), в Европе вплоть до середины XIX в. они были малораспространёнными. Хотя в теплицах некоторых европейских монархов и представителей знати (например, во Франции и Испании) ананас выращивали ещё в XVIII в., правда в довольно небольших количествах.
Кроме того, следует отметить, что такие «уроженцы» Америки, как кукуруза, картофель, помидоры, подсолнечник хоть и не являются «вкусными» сельскохозяйственными культурами в прямом смысле, однако они сыграли большую роль в расширении рациона среднестатистического европейца.
Источники информации:
https://aif. ru/dontknows/infographics/kolumbov_obmen_chto_iz_evropy_zavezli_v_ameriku_a_chto_naoborot
https://estate-spain.com/blog/kolumbov-obmen-chto-privezli-v-ameriku
https://www.confael.ru/o-shocolade/shokoladnaya-istoriya/istoriya-shokolada/
https://www.1000ecofarms.com/ru/magazine/id331-2016-11-28-nepovtorimyy-aromat-istoriya-i-tayny-vanili
4. «Охота на ведьм»: почему Европу охватило безумие?
Одной из наиболее позорных страниц в истории католической церкви стала т.н. «охота на ведьм». Десятки тысяч ни в чем не повинных женщин с конца XV до середины XVII в. с лёгкой руки инквизиции были отправлены на костер. Однако однозначного ответа по поводу причин такого явления, даже спустя столько столетий, среди историков до сих пор нет.
Одной из более правдоподобных версий является церковная. Она заключается в том, что «охота на ведьм» является вполне логическим продолжением традиционной борьбы инквизиции с ересью. А начало таких казней в конце XV в., связано с тем, что церковь начала чувствовать постепенную потерю контроля над обществом (особенно это стало заметно в середине XVI в. во время высшего подъёма Реформации). Вот духовенство и решило с помощью таких показательных судебных процессов и публичных казней поднять свой авторитет в глазах народа и заодно посеять в обществе атмосферу страха и подозрительности.
Вторая версия является несколько схожей с первой. Она также ставит в приоритет религиозный фактор. Однако объясняет «охоту на ведьм» не столько происками святой инквизиции, сколько невежеством и религиозным фанатизмом простонародья. А церковь уже пользовалась «гневом народным» в собственных интересах». В качестве аргумента исследователи приводят статистику: вплоть до конца XV в. инквизиция преследовала подозреваемых в колдовстве лишь в случае их причастности к еретическому движению. При этом процент оправдательных приговоров в таких судебных процессах был весьма высок. Поэтому сожжение ведьм до указанного времени было крайне редким явлением. Также в гипотезу вписывается традиционный страх людей перед эпидемиями болезней, которые свирепствовали время от времени свирепствовали в европейских городах. Отсутствие знаний о природе инфицирования чумой, тифом, холерой, стало причиной того, что представители простого народа во всём винили нечистую силу и их «представителей» на местах: колдунов и ведьм. В свою очередь, церковь, а иногда и светские власти, пользовалась суевериями людей в своих собственных целях.
Есть предположение о том, что первопричиной «охоты на ведьм» было желание властей иметь «внутреннего врага», на борьбу с которым можно было направлять энергию народных масс. Как свидетельствует исторический опыт, для стабильности общества государством (а в некоторых случаях и церковью) создавался некий «враг», которого можно было объявить источником всех бед (например, в Испании такими врагами были объявлены евреи и крещённые мусульмане). Наличие такого врага всегда сплачивало людей и укрепляло их преданность властям. А они с удовольствием подыграли кровожадным народным настроениям.
Также следует отметить, что учёные нередко находили корыстный мотив во время «охоты на ведьм» (имущество казнённых подлежало конфискации), особенно если обвиняемые принадлежали к знати или зажиточному купечеству. Также некоторые отмечают региональную специфику «охоты на ведьм» (наибольшее распространение она получила в Германии и Италии) и объясняли такой террор отсутствием сильной светской власти, которая могла бы взять под контроль церковные суды, обуздать интересы инквизиции и тем самым ограничить подобные репрессии.
В любом случае, «охота на ведьм» является проявлением невежества и жестокости тогдашнего общества Западной Европы. Поэтому недаром прекращение этого уродливого явления напрямую связано с торжеством идей разума и Просвещения в XVIII в.
Источники информации:
http://psylib.org.ua/books/delum01/txt11.htm
https://proza.ru/2012/07/30/1503
https://aif.ru/amp/society/history/vsemi_silami_dushi_kak_nachalas_bolshaya_ohota_na_vedm
https://historylib.org/historybooks/Mariya-Zgurskaya_50-znamenitykh-zagadok-Srednevekovya/27
https://m.nkj.ru/archive/articles/4778/#bounce
https://zotych7.livejournal.com/2353256.html
https://m.nkj.ru/archive/articles/4778/#bounce#bounce
5. «Тюльпаномания»: изменение делового климата Голландии
Тюльпаномания или тюльпановая лихорадка – своеобразный феномен в истории Голландии, который произошел в 1636 – 1637 гг., и характеризовался необъяснимым всплеском спроса и небывалым ростом цен на луковицы тюльпана. Сам цветок был чужд европейской культуре и его появление связано с турецким нашествием первой половины XVI в. Именно османы привезли данное растение в Европу. В Голландии появление первых тюльпанов зафиксировано в 1570 г. Эти цветы хорошо переносили местный климат и начали стремительными темпами набирать популярность. Однако длительное время они были доступны исключено состоятельным людям (к примеру, в 1626 г. стоимость одной луковицы составляла около 100 гульденов, в то время как свинья стояла 30, а корова – 80). И даже более того, иметь в своем саду тюльпаны стало среди голландцев символом обеспеченности и высокого положения в обществе.
Следует отметить, что вплоть до начала 1630-х гг. тюльпаны пользовались спросом в узком кругу цветоводов и зажиточных любителей данного цветка. Но уже в 1631 г. их начали продавать на Амстердамской торговой бирже (в то время – крупнейшей торговой площадке мира). А для многих садовников выращивание тюльпанов и торговля их луковицами превратились в полноценный доходный промысел. В 1633 г. уже появились признаки ажиотажного спроса, когда цена подскочила до 300-500 гульденов за штуку, и даже были зафиксированы случаи, когда луковицами тюльпана расплачивались при покупке домов или крупных земельных участков.
Однако настоящий «тюльпановый бум» начался в ноябре 1636 г., когда группа спекулянтов начала массово скупать луковицы тюльпанов с целью продажи по более выгодной цене. Как следствие – цены взлетели в 8-10 раз. Стоимость луковицы по 5-6 тысяч гульденов за штуку уже не удивляла никого. В такой ситуации многие голландцы тоже включились в тюльпановый бизнес, закладывая и продавая собственное имущество, чтобы купить хотя бы несколько луковиц и позже продать их подороже. Как свидетельствуют подсчёты специалистов, уже к концу декабря 1636 г. на продажу и покупку луковиц было заключено больше контрактов, чем в Голландии существовало самих тюльпанов. В погоне за лёгкой наживой, люди буквально сходили с ума и начали заниматься откровенным мошенничеством – продавать несуществующие тюльпаны (в народе такую схему называют «торговля воздухом»).
Расплата за «тюльпановое безумие» наступила в феврале 1637 г. Произошло то, что экономисты называют «перегрев рынка» – цены на тюльпаны достигли таких высот, что спрос на них резко упал. У людей просто закончились деньги, чтобы купить не то, что тюльпановые луковицы, но даже самые необходимые продукты питания. Как следствие, всего за несколько дней цены упали в 20 раз, а до конца года – более чем в 100 раз. Те, кто скупил много луковиц были вынуждены сбывать их чуть ли не бесплатно. Многие дельцы, а особенно те, кто брал деньги в долг для покупки тюльпанов, за считанные недели буквально превратились в нищих. У задолжавших голландцев осталось множество тюльпановых луковиц, но их было просто некому продать. Следует подчеркнуть, что невиданный обвал цен ударил по всей голландской экономике. Тюльпановый кризис стал причиной последующего финансового кризиса, преодолеть который удалось лишь к середине 1640-х гг.
Подводя итоги, следует отметить, что в современной экономической науке голландская тюльпаномания считается примером первого в истории т.н. «финансового пузыря», когда в погоне за быстрой наживой люди теряли голову и в итоге разорялись. Положительным последствием «тюльпановой лихорадки» было то, что пострадавшие от кризиса голландцы, опасаясь повторения подобного, добились от правительства принятия первых в мире законов, ограничивающих биржевые спекуляции.
Источники информации:
https://bitcoin-times.ru/gollandskie-tyulpany-istoriya-tyulpanomaniya-v-gollandii-kak-pervyi-krizis/
https://evg-crystal.ru/kartiny/tyulpanomaniya-kartina.html
Тюльпанома́ния
https://www.maximonline.ru/longreads/_article/economic-crisis-of-the-xvii-century/
Стр. 51
Ресурсы к главе
1. Используя фамилии мореплавателей в качестве поисковых запросов в Интернете, определите, кто изображён на этих портретах (один из них не был мореплавателем в обычном понимании этого слова). Какие территории они открыли? Расскажите подробнее об этих деятелях.
Первым изображен португальский принц Генрих (Энрике) Мореплаватель (1394 – 1460). Он действительно не был мореплавателем в обычном понимании этого слова, однако своей политикой способствовал Великим географическим открытиям. Он организовывал морские экспедиции вдоль западноафриканского побережья и выделял с казны средства тем капитанам, которые не боялись рискнуть и заплыть дальше, чем их предшественники. Тех моряков, которые достигали поставленной задачи, на родине ждала солидная денежная награда. И результаты не заставили себя ждать. За короткий промежуток времени были открыты остров Мадейра, Азорские острова и острова Зелёного Мыса, а также исследовано побережье Западной Африки вплоть до Гвинеи. Кроме того, под руководством Генриха Мореплавателя был создан принципиально новый тип корабля – каравелла, способная совершать длительные морские плавания.
Иллюстрация №2 – это портрет английского мореплавателя Джона Кабота (1450 – 1499), который в 1498 г. первым достиг побережья Северной Америки. Вдохновлённый рассказами об удачном путешествии Колумба в Индию (на тот момент ещё никто не знал, что это Американский континент), он также отплыл в западном направлении, но взял курс несколько севернее. Поэтому и причалил он на территории современной Канады. Исследовав эти земли, Кабот пришел к выводу, что эти земли вполне годятся для хозяйственного освоения. Фактически своим открытием он дал старт английской колонизации Америки.
На иллюстрации №3 изображен великий португальский мореплаватель Васко да Гама (1469 – 1524). Его открытие считается одним из наиболее грандиозных в мировой истории. Он открыл прямой морской путь из Европы в Индию. Тем самым он фактически выполнил грандиозную задачу, поставленную Генрихом Мореплавателем. Установление прямых контактов со «страной пряностей», с одной стороны, способствовало экономическому процветанию Португалии, а с другой – привело к захвату территорий в Азии и созданию Португальской колониальной империи.
2. Рассмотрите карту и определите, что в легенде обозначено буквами и цифрами.
А – границы государства ацтеков. Б – границы государства инков. В – города-государства майя. Г – территория, захваченная испанскими конкистадорами. Д – территория, захваченная португальцами.
1 – плавания Христофора Колумба. 2 – плавание Фернана Магеллана. 3 – завоевание Эрнаном Кортесом государства ацтеков. 4 – открытие Тихого океана Васко де Бальбоа. 5 – завоевание Франсиском Писсаро государства инков.
3. Прочитайте отрывок из книги А. Кофмана «Рыцари Нового Света» и ответьте на вопросы.
1) Какие источники финансирования заморских экспедиций выделяет автор?
Автор выделял следующие источники финансирования заморских экспедиций: за счёт самого главы (генерал-капитана) экспедиции, за счёт нескольких человек (они потом делили добычу соответственно со своими вкладами) или за счёт всех участников экспедиции.
2) Почему монархи отказались полностью финансировать экспедиции?
Монархи отказались полностью финансировать экспедиции, потому что суммы необходимых средств были большими, а успех данных походов не был гарантирован.
3) Как вы думаете, почему, несмотря на огромные риски, находились желающие заложить имущество и участвовать в такой авантюре?
Уверен, что желающие рискнуть всем своим состоянием для участия в экспедициях принимали решения не спонтанно, а обдуманно. Они считали, что вложенные в такие походы средства обязательно окупятся и принесут немалый доход. Примерами для них служили Эрнан Кортес и Франсиско Писсаро, которые изначально ничего не имели, но в итоге сказочно разбогатели.
4. Прочитайте отрывок из «Записок неизвестного о первом плавании Васко да Гамы в Индию» и ответьте на вопросы.
1) Какой приём был оказан португальцам в Индии?
Португальцам в Индии был оказан далеко не самый тёплый приём. Их посчитали бедными гостями и заставили ждать приема правителя четыре дня.
2) Чем можно объяснить реакцию домоуправителя царя на такие подарки?
Такая реакция домоуправителя царя на подарки португальцев объяснялась тем, что Индия сама производила множество дорогих тканей, а те, которых у них не было, закупались у арабов.
5. Прочитайте отрывок из книги Г. Кеймена «Испания: дорога к империи» и ответьте на вопросы.
1) О каком событии идёт речь в тексте? Когда и где оно произошло?
Речь идёт о разгроме испанского флота – «Непобедимой армады». Оно произошло в 1588 г. в водах пролива Ла-Манш.
2) В чём, по мнению автора, заключались недостатки испанского флота?
По мнению автора, недостатки испанского флота заключались в слабой устойчивости на воде, плохом вооружении и нехватке личного состава.
3) В чём он видит преимущество англичан?
Преимуществами англичан автор считает наличие небольших, но эффективных и быстроходных кораблей.
6. Прочитайте текст итальянского путешественника середины XVI в. Л. Гвиччардини и ответьте на вопросы. В случае необходимости найдите определения незнакомых слов в справочной литературе
1) О каком городе идёт речь?
По всей видимости, речь идёт об Антверпене.
2) Почему множество иноземцев стремились в этот город?
Иностранцы стремились в Антверпен, чтобы заключить выгодные сделки или узнать важнейшие новости.
3) Было ли полезно для города такое обилие иностранцев? Может быть, правильнее было бы выгнать чужеземцев?
Для Антверпена было крайне полезно такое обилие иностранцев, поскольку именно благодаря их торговле процветал город. Если бы их выгнали, то город потерял бы практически все свои доходы и был обречён на упадок.
7. Прочитайте отрывок из баллады о богатом суконщике Джеке из Ньюбери (XVI в.) и ответьте на вопросы.
1) Какой вид мануфактуры описан в балладе? По каким признакам вы это определили?
В балладе описан централизованный вид мануфактуры. Это можно определить благодаря тому, что практически всё производство происходит в одном помещении.
2) Как автор описывает условия труда работников? Подтвердите ответ цитатами из баллады.
Условия работников мануфактуры было очень тяжелыми. Они работали за гроши, практически весь день. Подтверждением служат цитаты «Трудятся здесь от зари до зари» и «За пенни в день они шерсть щипают».
8. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
1) О каких ведущих державах идёт речь в документе?
Речь идёт об Испании, Португалии, Англии, Франции, Голландии.
2) Что такое линейное построение? В чём его преимущество?
Линейное построение – это такая разновидность военной тактики, которая состоит в том, что во время боя две вражеские армии или флота располагались лицом к лицу в одну линию (часто в несколько шеренг). Преимуществами линейного построения была простота в маневрировании и возможность эффективно использовать огонь из артиллерии.
Страница не найдена (ошибка 404)
- Родителям и ученикам
- Полезная информация
- Температурный режим
- Информационная безопасность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Будущим первоклассникам
- Правила приема, перевода, отчисления
- Детям с ограниченными возможностями здоровья
- Учебные материалы
- Платные образовательные услуги
- Новости
- Каникулы
- Всероссийские проверочные работы
- Экзамены
- Олимпиады и конференции
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Услуги и сервисы
- Полезная информация
- Наша школа
- О школе
- Администрация
- Педагогический состав
- Воспитательная работа
- Профильные направления
- Гуманитарный
- Технологический
- Социально-экономический
- Естественнонаучный
- Наши классы
- Достижения и победы
- Доска почета
- Педагогам и сотрудникам
- Электронный журнал
- Образовательные ресурсы
- Профессиональные стандарты
- Аттестация педагогических работников
- Повышение квалификации
- Профсоюзная организация
- Вакансии
- Независимая оценка качества образования
- Независимая оценка качества условий образовательной деятельности
- Независимая оценка качества подготовки обучающихся
- Вопросы и ответы
- Контакты
Китайцы изобретают магнитный компас
ОбзорГде-то до четвертого века до н. э. Китайцы заметили, что определенные минералы, правильно приготовленные, всегда указывают на юг. Минерал был магнетитом, обычно называемым магнитом, и он был превращен в то, что китайцы называли «южным указателем». На протяжении многих веков они использовались в основном в мистических целях. К XI веку н.э. китайцы превратили свой южный указатель в магнитный компас, а столетие спустя это устройство распространилось как в Европе, так и в исламском мире. Магнитный компас в конечном итоге нашел свое наиболее важное применение в качестве помощника в морской навигации в позднем средневековье.
ПредысторияЗемля имеет планетарное магнитное поле, факт, известный каждому бойскауту, путешественнику и моряку. Как и у большинства планет, геомагнитное поле примерно совпадает с осью вращения планеты, в результате чего магнитный север указывает на Полярную звезду, над Северным полюсом в небе.
Из-за физики магнитных полей любые намагниченные объекты притягиваются друг к другу. Любой намагниченный объект имеет то, что называется полярностью; у него есть северный и южный магнитные полюса, и силовые линии магнитного поля проходят через пространство между двумя полюсами. Противоположные полюса притягиваются друг к другу, поэтому южный магнитный полюс притягивается к северному магнитному полюсу и наоборот. Любой, кто играет с магнитами, становится свидетелем этого, когда замечает, что при одной ориентации магниты слипаются, а перевернутые отталкиваются друг от друга.
Компасы ничем не отличаются. Самый простой компас — это просто магнит, который может свободно висеть или плавать, чтобы он мог выровняться с магнитным полем Земли. Южный полюс компаса попытается соединиться с северным магнитным полюсом Земли, и поэтому он будет поворачиваться на север, если это разрешено, в то время как северный полюс компаса будет поворачиваться на юг. Итак, если мы возьмем магнит в форме иглы, игла выровняется с магнитным полем Земли и будет указывать на север и юг.
Где-то до четвертого века до н. э. неизвестный китаец заметил, что минерал магнетит обладает природными магнитными свойствами. Как это было замечено, возможно, никогда не будет известно, но можно предположить, что магнетит спонтанно притягивался к другому куску магнетита или к железному предмету. В любом случае это свойство является одной из определяющих характеристик магнетита, а большие куски чистого магнетита весьма магнитны. Некоторое время спустя (опять же, неизвестно когда) было замечено, что куски магнетита спонтанно выстраиваются в линию, указывая на север и юг, и что орудия, сделанные из магнетита (например, иглы), также могут делать это. Требовались особые условия; в частности, магнетит должен был свободно подвешиваться на шелковой нити или плавать на карточке в воде. В некоторых случаях магнетит расплющивался и плавал на самой воде, оставаясь на плаву за счет поверхностного натяжения. Нет сомнения, что к четвертому веку до н. э. это явление было настолько хорошо известно, что считалось само собой разумеющимся в сохранившихся китайских текстах того времени.
Сначала китайцы придали магнетиту формы, которые можно было использовать для указания на юг (предпочтение китайцев). Эти формы включали иголки, рыбу, черепаху и даже ложку. Фактически, одной из самых распространенных форм была ложка, напоминающая Большую Медведицу, чьи «звезды-указатели» также указывают на север. Еще позже китайцы также обнаружили, что магнетит можно использовать для намагничивания стали и что стальные стрелки также можно использовать в компасе.
ВоздействиеНа протяжении более 1000 лет компас использовался в первую очередь, чтобы помочь выровнять дома и другие здания в соответствии с китайскими обычаями, которые, как считается, приносят удачу и положительную энергию. Считалось, что выстраивание зданий в точном направлении позволит энергии легче течь в дом, принося удачу тем, кто живет и работает в нем. Можно было подумать, что силы, действующие для выравнивания компаса с севером и югом, были теми же силами, которые пытались использовать строители, но это только предположение. Однако несомненно, что первым применением магнитных компасов была геомантия.
Эти первые устройства имели форму ложек, сделанных из чистого магнетита с ручкой, являющейся северным магнитным полюсом минерала. При установке на бронзовую тарелку, отмеченную направлениями компаса, ложка медленно поворачивалась, так что ручка указывала прямо на юг, давая строителям точное выравнивание для нового здания.
Со временем китайская армия обратила внимание на это устройство и поняла, что его также можно использовать, чтобы помочь солдатам ориентироваться в пасмурные дни. На самом деле такое использование магнитного камня не было новым. Первое определенное упоминание о компасе в мировой литературе — написанное в четвертом веке до нашей эры, возможно, философом Су Цинем — отмечает: «Когда жители Чэна отправляются собирать нефрит, они берут с собой южный указатель, поэтому чтобы не сбиться с пути». Однако это использование, похоже, ускользнуло от внимания военных лишь несколько столетий спустя. Самое раннее упоминание об этом использовании находится в книге, написанной в н.э. 1044 г. Ценг Кунг-Ляна, но это отмечено с такой известностью, что почти наверняка это была хорошо известная техника, восходящая к гораздо более ранним временам. Точно так же первое использование компаса в морской навигации упоминается в книге, написанной в десятом веке нашей эры. но, опять же, это отмечается как общеизвестный факт, а не как новинка. Это также предполагает использование, начавшееся много лет назад, а не более недавнюю инновацию.
В этих целях компас не был революционным, но был огромным улучшением по сравнению с существующими инструментами. Его влияние заключалось не в том, что оно сделало навигацию возможной или даже надежной, а в том, что навигация стала более надежной при любых условиях. Кораблю больше не придется в пасмурную погоду гадать о направлении своего движения; вместо этого капитану нужно было просто пустить в ход намагниченную стрелку, чтобы определить направление движения. Следует также помнить, что в то время корабли редко уходили из виду, поэтому навигация в основном сводилась к простому поиску знакомых ориентиров. Вот почему компас был скорее навигационным средством, чем революционным устройством. Только когда в пятнадцатом веке началось плавание в открытом океане, магнитный компас действительно получил признание. Когда корабли обычно плавали в течение нескольких дней или недель вне поля зрения земли, магнитный компас был незаменим, и, по сути, такое плавание, вероятно, не стало бы обычным без таких устройств.
Более широкое использование компасов также имело несколько более широкое и менее очевидное влияние, чем его применение в геомантии и навигации. Стремясь сделать компасы лучше и надежнее, китайцы начали экспериментировать в ряде областей. Это привело их к более совершенным методам производства стали, а также к некоторым важным наблюдениям о физике намагниченных материалов, которые на несколько столетий опередили остальной мир.
Что касается, в частности, намагниченных металлов, китайцы заметили, что железо можно сделать магнитным, если погладить его магнитным камнем. Однако этот индуцированный магнетизм со временем быстро исчезал и требовал обновления. Сталь, однако, остается магнитной дольше, и китайцы начали экспериментировать с различными «рецептами», пытаясь найти сталь, которая оставалась бы намагниченной как можно дольше. Они обнаружили, что стали более высокой чистоты и с более высоким содержанием углерода изготавливают лучшие магниты и, кстати, также тверже и долговечнее, чем низкоуглеродистые стали.
В других экспериментах китайцы также отметили, что при нагреве докрасна стали теряют наведенный магнетизм. Эта температура и ее значение теперь называются точкой Кюри в честь Пьера Кюри (1859-1906), который объяснил ее почти столетие назад. Надо отметить, что китайцы только наблюдали это явление и не понимали его. Однако заметьте, они это сделали, и довольно часто пользовались своей наблюдательностью.
В то же время китайцы заметили, что стали самопроизвольно намагничиваются при охлаждении ниже точки Кюри. Вскоре после этого было замечено, что стальную стрелку можно выровнять с севера на юг во время охлаждения, и, таким образом, она превращается в постоянно намагниченную стрелку, пригодную для использования в качестве компаса. Происходит то, что при охлаждении через точку Кюри стрелка улавливает и «запирает» магнитное поле Земли. Это становится магнитным полем стрелки и позволяет впоследствии использовать ее в качестве компаса. Опять же, следует подчеркнуть, что китайцы не понимали физики этого явления и, вероятно, не прилагали к этому никаких усилий. Даже если бы они это сделали, их понимание науки в то время просто не соответствовало задаче, и их объяснения, вероятно, были бы больше похожи на магию или суеверие, чем на то, что мы считаем наукой. Однако это в какой-то степени несущественно, поскольку они первыми заметили это явление и использовали его. Наука обычно пытается объяснить наблюдение; без начального наблюдения нечего пытаться объяснить, и наука не развивается. Поэтому китайские наблюдения были так же важны для прогресса науки, как и более поздние объяснения этих эффектов.
Подводя итог, можно сказать с достаточной степенью уверенности, что китайцы были первыми, кто заметил магнитные свойства и способность «направления на юг» намагниченных материалов. Хотя они впервые использовали эти свойства для геомантии, они также использовали их для пеленгации, что стало наиболее важным применением таких материалов. почти 2000 лет спустя. Использование магнитных материалов также стимулировало развитие китайской металлургии, а позже побудило китайских ученых сделать некоторые интересные физические наблюдения, которые еще больше продвинули будущее производство компасов и других магнитных устройств.
П. ЭНДРЮ КАРАМ
Дополнительная литератураТемпл, Роберт. Гений Китая: 3000 лет науки, открытий и изобретений. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1986.
Нидхэм, Джозеф. Наука и цивилизация в Китае. Многотомная серия. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1954–[2000].
Наука и ее время: понимание социальной значимости научных открытий
История корабельного компаса | Журнал военно-морской истории
Филип К. Аллан
Декабрь 2022
Журнал военно-морской истории
Вооружение и инновации
Посмотреть выпуск
Земля имеет ядро из расплавленного железа, которое обеспечивает сильное магнитное поле, явление, жизненно важное для жизни. Магнитное поле защищает нас от большей части более вредного солнечного излучения, отводя его от полюсов в космос. Без его защиты планета лишилась бы большей части атмосферы, превратившись в сухую каменистую пустыню. Но магнитное поле дает и другие преимущества. Он помогает ориентироваться таким разнообразным животным, как перелетные птицы и киты, пересекающие океан, и моряки уже давно используют его, чтобы найти свой путь.
Коробчатый компас, который когда-то принадлежал Христофору Колумбу. AlamyРанние мореплаватели полагались на небесное наблюдение, чтобы вести свои корабли вне поля зрения земли. Движение солнца по небу обеспечивало это в течение дня, в то время как в северном полушарии яркая звезда Полярная звезда указывала, где находится север ночью. Но для наблюдения за звездами требуется ясное небо, и даже положение солнца днем может быть скрыто тяжелыми облаками. В регионах с умеренным климатом, особенно зимой, небо может быть затянуто облаками на продолжительное время. В ответ моряки начали искать надежные альтернативы для использования в плохую погоду.
Интерес был сосредоточен на загадочном веществе, называемом магнитом, природной намагниченной формой минерала магнетита. Одно из самых ранних известных упоминаний о свойствах магнитного камня было сделано древнегреческим философом Фалесом из Милета в 6 веке до нашей эры, который отметил, что фрагмент минерала будет поворачиваться на север, когда его подвешивают на веревке. Он также заметил, что эту же характеристику можно передать маленькому куску железа, если натереть один его конец магнитом. В Древнем Китае тоже был интерес к минералу. Упоминания о его свойствах встречаются в ханьских текстах, хотя китайцы в основном занимались его использованием для гадания и благоприятной ориентацией зданий, а не какой-либо выгодой для мореплавания.
Первые магнитные компасы были очень грубыми и служили только в качестве экстренного средства для капитана дальнего плавания, неспособного ориентироваться по-другому. Обычно такой компас состоял из стрелки, намагниченной магнитом. Его засовывали в кусок пробки или соломы и плавали в миске с водой. Затем стрелка поворачивалась на поверхности и указывала на север. Этот метод был хорош в качестве запасного варианта, когда ничего не помогало, но у него было много практических трудностей, не в последнюю очередь из-за удержания чаши с водой на корабле. К средневековью значение морской торговли росло, и требовалось более надежное решение.
В 13 веке в исторических записях появляются первые французские и итальянские описания нового типа компаса. Общий дизайн представлял собой чашу, обычно вырезанную из дерева, с гвоздем, вбитым в основание. Вместо того, чтобы лежать на поверхности жидкости, железный указатель компаса был прикреплен к полому латунному конусу, который опирался на кончик гвоздя. К игле прикрепляли круглую карточку со сторонами света, а компас помещали в защитный футляр. К 15 веку такие коробчатые компасы были широко распространены — Колумб пишет о пеленгах с помощью одного из них в своем отчете о своих путешествиях. Примерно в это же время на портретах моряков начали появляться компасы, указывающие на их профессию. Хорошим примером является портрет лорда Клинтона и Сэя, который в 1562 году был лордом-адмиралом Англии.0007
Когда-то компасы были надежными, они стали основным методом определения направления на борту корабля. Более крупные и прочные версии были установлены на видном месте в нактоузе, где капитан и рулевые могли легко обратиться к ним. Со временем были внесены различные улучшения: чаша компаса была помещена между карданами, чтобы она оставалась плоской, а нактоуз ночью освещался масляными лампами. Некоторые мореплаватели заметили, что магнитный север, на который указывает компас, отклоняется на несколько градусов от истинного севера, показанного на их картах. Решение состояло в том, чтобы немного сместить карту компаса, чтобы исправить это, процесс, который нужно было повторять каждые несколько лет по мере смещения магнитного поля Земли. Но по мере того, как корабельные компасы продолжали развиваться, стали появляться все более тревожные неточности в их работе.
Капитан Королевского флота Мэтью Флиндерс заметил проблему с компасом своего корабля во время своей картографической экспедиции вокруг побережья Австралии в 1802 году. После тщательного изучения он пришел к выводу, что это было вызвано притягивающим эффектом железной арматуры на его корабле. Он рассудил, что это будет постоянным для данного судна, при условии, что арматура рядом с компасом не перемещалась и не менялась. Это побудило его провести эксперименты, чтобы исправить это на своем собственном корабле, и после нескольких попыток он нашел решение: ненамагниченный железный стержень, расположенный вертикально рядом с компасом. То, что стало известно как Flinders Bar, было широко распространенной инновацией, которая до сих пор используется на небольших лодках.
Нактоуз корабля удобно располагал компас рядом с штурвалом, где капитан и рулевой могли легко видеть его, чтобы отслеживать курс корабля. Слева: Алами; Справа: Береговая охрана США (Jetta H. Disco)Бар Флиндерс хорошо сработал, чтобы скорректировать скромный эффект нескольких железных деталей, которые можно найти на деревянном корабле, но появление в 19 веке судов, сделанных почти полностью из железа и сталь привела к дальнейшему опасному падению точности компаса. Потребовалось что-то более сложное, чтобы цельнометаллические корабли могли безопасно плавать. Сэр Джордж Бидделл Эйри был седьмым королевским астрономом — должность, созданная Карлом II в 1675 году для помощи в решении навигационных проблем, — и перед ним была поставлена задача найти решение. В 1838 году он работал на пароходе Радуга , размещение маленьких магнитов вокруг нактоуза. В конце концов он нашел конфигурацию, компенсирующую магнитное поле корабля. Этот процесс настройки все еще выполняется сегодня, когда магнитный компас устанавливается на стальной корабль. Поскольку нет двух кораблей с одинаковым магнитным полем, расположение корректирующих магнитов для каждого корабля уникально.
Дальнейшее изменение компаса корабля совпало с переходом от паруса к паровой силе. Вибрация, производимая корабельными двигателями, была намного сильнее, чем на борту парусного корабля. Это означало, что карты компаса, подвешенные в воздухе, становились трудночитаемыми. Решение заключалось в том, чтобы заполнить чашу компаса жидкостью. Это эффективно гасило любую вибрацию, и теперь все коммерческие магнитные компасы относятся к этому типу.
Последней разработкой компаса стал полный отказ от магнетизма с появлением гирокомпаса. (См. «Инерциальная навигация сделала подводные лодки с баллистическими ракетами реальностью», июнь 2018 г.) Они используют врожденную гироскопическую устойчивость быстро вращающегося колеса. Как только это выровнено, пока колесо продолжает вращаться, оно продолжает указывать в том же направлении, независимо от любых изменений курса, которые делает корабль. Новый тип компаса имеет два ключевых преимущества по сравнению со своим магнитным предшественником: его можно выровнять по истинному северу, что избавляет от необходимости корректировать капризы магнитного севера, и на него не влияет магнитное поле корабля. Его основной недостаток заключается в том, что для обеспечения точности требуется постоянное электропитание.
Новый компас был разработан независимо друг от друга по обе стороны Атлантики. В Германии Герман Аншютц-Кемпфе изобрел первый пригодный для использования гирокомпас в 1906 году. После успешных испытаний он был принят на вооружение Императорского флота Германии два года спустя. В то же время в Соединенных Штатах Элмер Амброуз Сперри предложил конкурирующую версию, принятую на вооружение ВМС США в 1911 году и сыгравшую важную роль в Первой мировой войне. Тендер для подводных лодок времен Второй мировой войны USS Sperry (AS-12) был назван в его честь.
Новые компасы получили широкое распространение, и во время Второй мировой войны они были на большинстве военных кораблей. Обычной компоновкой был один главный гирокомпас с различными ретрансляторами, расположенными в разных местах корабля, который до сих пор преобладает. Механические гироскопы начинают заменяться кольцевыми лазерами или полусферическими резонаторами, но на большинстве кораблей в качестве резерва используется традиционный магнитный компас, поскольку он не требует источника питания — на всякий случай.