Подлежащее и сказуемое как объяснить в 1 классе: Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

Как легко и доступно объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое

  • Text Link

Алёна Хромова

Учительница начальных классов, дефектолог

Ребятам во втором классе рассказывают про члены предложения. Это основополагающая тема для понимания грамматики. Если ребёнок не усвоит азы, дальше ему будет трудно разобраться с более сложными темами. Чтобы понять, что такое подлежащее и сказуемое, нужно сделать следующие шаги. 

Шаг 1. Разобраться с понятиями

Обычно школьника знакомят сразу с несколькими понятиями, в которых он начинает путаться.

Предложение — это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи.

Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?, чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже. 

Важно научить ребёнка формулировке «чаще всего», потому что возможны другие варианты: например, в качестве подлежащего могут выступать наречие, числительное, причастие (даже междометие!) и иные части речи.
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что сделал?, каков? и производные по родам. В начальной школе чаще всего рассматривают предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.

Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое. Иногда бывает только подлежащее или только сказуемое.

Например: «Дождь» — это предложение, где есть только подлежащее. «Зашло за тучу» — это предложение, где есть только сказуемое.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

<<Форма демодоступа>>

Шаг 2. Научить выделять подлежащее

Иногда родители учат выделять сказуемое в первую очередь, потому что его легче найти. На самом деле сначала нужно определять подлежащее, чтобы понять, о ком или о чём пойдёт речь.

Типичная ошибка родителя — совет «ищи существительное». В предложении может быть несколько существительных, но вовсе не обязательно, что хотя бы одно из них будет подлежащим.

Задача ребёнка — понять, кто или что выступает главным героем действий. Для этого нужно задать себе вопрос: «О ком или о чём это предложение?»

Шаг 3. Научить выделять сказуемое

После того как ребёнок выделил главное действующее лицо, уже проще понять, что с этим действующим лицом произошло. Для этого нужно задать вопрос от подлежащего и убедиться в верности предположения — то есть проверить, изменится ли суть предложения, если оставить в нём только подлежащее и сказуемое.

<<Форма аттестации>>

Шаг 4. Научить выделять второстепенные члены предложения

Это дополнительный проверочный шаг, который поможет понять, что подлежащее и сказуемое точно выделены верно. Достаточно задать вопросы к второстепенным членам и на начальных этапах не вдаваться в подробности, что это такое, иначе у ребёнка в голове может всё смешаться.

Помогут только тренировки. Нужно давать ребёнку предложения, чтобы он учился выделять грамматическую основу. Например:
  • В Красном море водятся большие и маленькие рыбы.
  • Я люблю огурцы и помидоры.
  • У нас на подоконнике стоят красивые цветы.
Иллюстрация: Karolina Kalinowska / Dribbble

Узнайте больше о реальном опыте семейного обучения!

Если у вас остались вопросы о домашнем образовании и вы хотите получить советы опытных хоумскулеров, оставьте заявку. Наши специалисты свяжутся с вами для бесплатной консультации.

Выберите класс1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].

Подлежащее и сказуемое — это… (правило, примеры)

Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.

Что такое подлежащее и сказуемое в предложении, начинают знакомить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие члены предложения — это подлежащее и сказуемое, определим, как слова составляют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не просто набор слов, а определенным образом сгруппированные единицы речи, которые все вместе составляют законченное сообщение о ком-то или о чем-то.

Примеры

солнце, небо, синее, взошло.

Это отдельные слова, которые каждое само по себе что-то обозначают, но существуют самостоятельно, не связаны друг с другом.

На синее небо взошло солнце.

А это уже организованная система слов, которая передает нам сведения о том, что на небе взошло солнце. Эти слова, расположенные в определенном порядке и произнесенные с повествовательной интонацией, выражают законченную мысль. Это предложение. Предложение может состоять из одного или нескольких слов.

Сравним:

Зима. Холодно.

Пришла зима. На дворе очень холодно.

Определение

Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Каждое предложение строится по определенным законам. В нем слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении имеются такие члены предложения, вокруг которых группируются остальные слова. Такие слова составляют смысловой центр предложения. Это главные члены предложения. Они имеют свои названия:

  • подлежащее
  • сказуемое

Подлежащее называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Этот главный член предложения обозначает предмет, который сам совершает действие.

(Что?) Снег идет.

(Кто?) Дети катаются на санках.

Предмет, который обозначается подлежащим, может быть одушевленным и неодушевленным. Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто? Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?

Определение

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, совершающий действие, и отвечает на вопрос кто? или что?

В предложении подлежащее подчеркивается одной прямой линией.

Отыщем и подчеркнем подлежащее в предложениях:

Вечер наступил.

Зажигаются звезды.

Появилась луна.

Что такое сказуемое?

Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».

Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.

(Кто?) Девочка (что делает?) рисует.

(Что?) Солнце (что сделало?) встало из-за леса.

(Кто?) Щенок (что делает?) спит.

(Кто?) Сестра (что с ней происходит?) болеет.

Определение

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр.

Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.

Соловей поёт.

Прошёл дождь.

Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).

(Кто?) Мальчик (что сделал?) смастерил самолётик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) Дети (что сделали?) пришли в зоопарк (мн. ч.)

Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.

Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.

Пришло лето.

Цветут ромашки.

Надвигается туча.

Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.

Пришло теплое лето.

На лугу цветут белые ромашки.

Из-за леса надвигается грозовая туча.

Сказка о подлежащем и сказуемом

Части предложения | Центр письма

Объекты

За глаголом может следовать объект , который завершает значение глагола. За глаголами следуют два вида дополнений: прямые дополнения и косвенные дополнения. Чтобы определить, имеет ли глагол прямое дополнение , изолируйте глагол и превратите его в вопрос, поставив «кого?» или что?» после этого. Ответ, если он есть, является прямым объектом:

Прямой объект
Менеджер по рекламе водил ярко-красный Porsche .
Прямой объект
Тайный поклонник подарил ей букет цветов .

Второе предложение выше также содержит косвенный объект

. Косвенный объект (который, как и прямой объект, всегда является существительным или местоимением), в некотором смысле является получателем прямого объекта. Чтобы определить, есть ли у глагола косвенное дополнение, изолируйте глагол и спросите кому? , к чему? , для кого? или для чего? после него. Ответ — косвенный объект.

Не за всеми глаголами следует объект. Рассмотрим глаголы в следующих предложениях:

Приглашенный оратор поднялся со стула, чтобы выразить протест.
После работы Рэнди обычно бегает вокруг канала.
Переходные и непереходные глаголы

Глаголы, принимающие объекты, известны как переходные глаголы . Глаголы, за которыми не следуют объекты, называются непереходными глаголами .

Некоторые глаголы могут быть как переходными, так и непереходными, в зависимости от контекста:

Прямое дополнение
Надеюсь, сенаторы выиграют в следующей игре .
Прямого возражения нет
Мы победили?
Дополнения к подлежащему

В дополнение к переходному и непереходному глаголу существует третий тип глагола, называемый глаголом-связкой. Слово (или словосочетание), которое следует за глаголом-связкой, называется не дополнением, а дополнением.0005 предметное дополнение .

Самый распространенный глагол-связка — «быть». Другими глаголами-связками являются «становиться», «казаться», «появляться», «чувствовать», «расти», «смотреть», «пахнуть», «вкусить», «звучать» и другие. Обратите внимание, что некоторые из них иногда являются глаголами-связками, иногда переходными глаголами или иногда непереходными глаголами, в зависимости от того, как вы их используете:

Глагол-связка с подлежащим дополнением
Он был радиологом, прежде чем он стал a штатный инструктор по йоге.
Глагол-связка с подлежащим дополнением
Ваш домашний чили пахнет вкусно.
Переходный глагол с прямым дополнением
Я не чувствую запаха в этот ужасный холод.
Непереходный глагол без объекта
Салон красивого нового Бьюика сильно пахнет рыбой.

Обратите внимание, что дополнением к подлежащему может быть либо существительное («радиолог», «инструктор»), либо прилагательное («вкусный»).

Дополнения объекта

(от Дэвида Меггинсона)

Дополнение объекта похоже на дополнение субъекта, за исключением того, что (очевидно) оно изменяет объект, а не субъект. Рассмотрим следующий пример предметного дополнения:

Водитель кажется усталым .

В этом случае, как объяснялось выше, прилагательное «усталый» изменяет существительное «водитель», которое является подлежащим в предложении.

Иногда, однако, существительное будет дополнением, как в следующем примере:

Считаю водителя уставшим .

В данном случае существительное «водитель» является прямым дополнением к глаголу «рассматривать», но прилагательное «усталый» по-прежнему выступает его дополнением.

В общем, глаголы, которые имеют отношение к восприятию, суждению или изменению чего-либо, могут привести к тому, что их прямые объекты приобретут дополнения:

Покрасить в черный цвет .
Судья признал ее недействительной .
Я видел премьер-министра спящим .

В каждом случае вы можете реконструировать последнюю часть предложения в самостоятельное предложение, используя подлежащее дополнение: «это черное», «она вышла из строя», «премьер-министр спит».

 

 

Автор: Фрэнсис Пек

Определение подлежащего и сказуемого в предложениях

Мы все пишем каждый божий день, будь то текстовое сообщение, отчет или электронная почта. А это значит, что все мы составляем предложения, состоящие из разных частей. Да, есть разные части предложений. И угадай что? Изучение того, как называются разные части предложения, может показать мастерство языка.

Подлежащее и сказуемое

В начальной школе дети начинают изучать различные части предложения. Эти части дают каждому слову задание. И каждое законченное предложение нуждается в двух вещах: подлежащем и сказуемом. Но что именно они собой представляют?

Субъект предложения — это то, о чем (или о ком) идет речь в предложении. В предложении «Кот спит на солнышке» слово кошка является подлежащим.

Предикат — это часть предложения или предложения, которое говорит о том, что делает субъект или чем является субъект. Возьмем то же предложение, что и раньше: «Кошка спит на солнышке». Пункт спать на солнце является предикатом; он диктует, что делает кошка. Милый!

Как отличить подлежащее от сказуемого?

Один из способов запомнить разницу между ними состоит в том, что подлежащим будет

существительное или местоимение . Предикат будет содержать глагол в дополнение к возможному модификатору.

СМОТРЕТЬ: Мы спросили: как вы помните определение слова «существительное»?

Время теста: Можете ли вы определить подлежащее и сказуемое?

Давайте проверим наши новые навыки! Мы составим предложение, а вы угадаете подлежащее и сказуемое. Готовый? Идти!

«Он читает».

Это довольно просто, так как всего два слова.

Субъект он , а предикат читается как .

Можете ли вы по-прежнему определять подлежащее и сказуемое с помощью большего количества слов?

«Он читает книгу».

Субъект по-прежнему он , но предикат имеет несколько дополнительных слов: читает книгу . Поскольку он по-прежнему изменяет подлежащее и содержит глагол, он по-прежнему выполняет ту же функцию.

Готовы ли вы подняться на ступеньку выше?

«Он читает книгу в парке по вторникам».

Можете ли вы угадать тему?

Это все еще он !

Предикат немного сложнее: читает книгу в парке по вторникам . Ага, все.

А если подлежащее не стоит в начале предложения?

«Сестры Марии идут в бассейн».

Подлежащее в этом предложении не Мария, хотя на первый взгляд кажется, что это так. Это предложение на самом деле о сестрах Марии; они являются предметом. Предикат собирается в пул , потому что он показывает, что делают сестры.

Давайте попробуем еще:

«Эйлин очень понравилась эта работа, потому что она напомнила ей о ее детстве».

Если вы указали Эйлин в качестве субъекта, вы правы. Точно так же, если вы сказали это , вы также правильно .  Это предложение состоит из двух частей и

, потому что объединяет их. Эйлин является субъектом предиката ей очень понравилось произведение искусства. Именно подлежащее сказуемого напомнило ей о детстве.

Еще один способ практиковать подлежащее и сказуемое — это иллюстрировать простые изображения действий и описывать, кто (субъект) и что они делают (сказуемое).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *