Почему гласных звуков 6 а букв 10: В русском языке 10 гласных букв и 6 звуков – почему? 🤓 [Есть ответ]

Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я

Дело в том, что в русском языке буквы Е, Ё, Ю, Я есть, а звуков таких нет. Эти буквы в разных позициях в слове могут обозначать разные звуки. В одних случаях они обозначают два звука, а в других — один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного звука. Разберём эту тему подробнее.

Содержание:

Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я

Когда Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

Когда Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

Упражнения на закрепление

В начальной школе дети знакомятся с основными правилами русского языка, узнают, чем отличаются русский язык устный и русский язык письменный. Первое, с чего начинается это знакомство, — алфавит. Урок за уроком школьники изучают буквы и звуки, узнают, что они бывают гласными и согласными, что каждая из них имеет собственные свойства, что далеко не всегда в слове пишется та буква, которая слышится, что в русском языке некоторые звуки могут быть обозначены разными буквами, а буквы порой обозначают разные звуки. Так, например, гласных букв 10, а гласных звуков, которые эти буквы обозначают, всего 6. Дело в том, что в русском языке буквы Е, Ё, Ю, Я есть, а звуков таких нет. Эти буквы в разных позициях в слове могут обозначать разные звуки. В одних случаях они обозначают два звука, а в других — один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного звука. Разберём эту тему подробнее.

Когда Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

Рассмотрим их на примере следующих слов:

  • ель, ёршик, юбилей, яма;
  • счастье, съёмка, вьюга, семья;
  • боец, мумиё, пиявка, каюта.

В первой строчке буквы Е, Ё, Ю, Я расположены в начале слова, во второй — в середине после мягкого либо твёрдого знаков, а в третьей — после другой гласной буквы. Произнесём эти слова вслух, медленно и чётко, прислушиваясь к звучанию. Для наглядности запишем транскрипцию этих слов. 

Начнём с первой строчки: ель [й’эл’], ёршик [й’оршик], юбилей [й’уб’илей’], яма [й’ама]. Мы видим, что буквы Е, Ё, Ю, Я, расположенные в начале слова, обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. 

Вторая строчка: счастье [щ’аст’й’э], съёмка [сй’омка], вьюга [в’й’уга], семья [с’им’й’а]. И здесь, находясь после мягкого и твёрдого знаков, эти буквы также обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].  

Третья строчка: боец [бай’эц], мумиё [мум’ий’о], пиявка [п’ий’афка], каюта [кай’ута]. И в этом случае буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие после другой гласной буквы, обозначают по два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. 

Делаем вывод:

Буквы Е, Ё, Ю, Я ещё называют йотированными гласными, так как в позициях, которые мы рассмотрели выше, они обозначают два звука, первый из которых звук [й’], называется “йот”.

Когда Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

Эту ситуацию рассмотрим также на примерах. Но сначала вспомним, что мы знаем о согласных звуках. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по их произношению.

Мэтр — метр.

Нос — нёс.

Лук — люк.

Мальчик — мячик.

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук — твёрдый, во втором — мягкий. Но и в первом, и во втором столбике буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают одни и те же звуки [э], [о], [у], [а]. Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: метр — звук [э], нёс —звук [о], люк — звук [у], мячик — звук [а].

Делаем вывод:

Упражнения на закрепление

Не стоит забывать, что самые прочные знания — это знания осознанные, полученные учеником в результате соединения теории с практикой. Поэтому именно закрепление материала является необходимым условием формирования прочных знаний по изучаемой теме. После обсуждения правил обязательно предложите своему ребёнку выполнить задания на закрепление. Они могут быть, например, такими:

  1. Выпиши слова в два столбика: первый — где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй — 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Проверка:

  1. Выпиши слова в два столбика:  первый — где буква Я указывает на мягкость согласного звука, второй — где буква Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверка:

  1. Прочти стихотворение, спиши его и подчеркни буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначающие два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверка:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

  1. Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я. Объясни, в каких случаях эти буквы обозначают 1 звук, а в каких —  2 звука.

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я, 

И вот теперь я спелая. (Ежевика)

          ***

Покраснел зелёный сад — 

Капли красные висят.

Всем знакомы капли эти:

Их и взрослые, и дети

С удовольствием едят,

Только косточки летят. (Вишня)

     ***

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко)

       ***

По названию она 

Очень чёрной быть должна.

В слове из-за этого вышла заковыка.

Светло-фиолетова спелая (черника).

     ***

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют. (Рябина)

      ***

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин

Это спелый (апельсин).

Проверка:

Ежевика (первая е — 2 звука, вторая — 1 звук), вишня (1 звук), яблоко (2 звука), черника (1 звук), рябина (1 звук), апельсин (1 звук).

Ещё больше заданий на закрепление изучаемого материала предлагает образовательная онлайн-платформа iSmart. С ней ваш ребёнок освоит сложные правила русского языка легко, интересно, увлекательно. 

Образовательная платформа iSmart даёт прекрасную возможность совершенствовать знания по основным предметам школьной программы, подготовиться к контрольным, проверочным работам, ВПР, олимпиадам, а также изучить дополнительные предметы, не вошедшие в школьную программу.

Платформа содержит также сервис «Продлёнка», который предлагает занятия с репетитором по всем предметам в онлайн-формате в Zoom и станет прекрасным помощником родителям.  

Регистрируйте своего ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!

Фонетический разбор слова

 

 Гласные звуки 

 В русском алфавите всего 33 буквы. 
 Две из них – Ь, Ъ — не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам,  звуков не обозначают . 

 Гласные буквы : бывают ударными или безударными, образуют слоги.  Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. 
 Гласных букв 10 : а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и. 

 Гласных звуков 6 : [а], [о], [у], [э], [и], [ы].   
 А, О, У, Э, Ы – обозначают твёрдость согласных звуков. 
 Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков. 

 Йотированные гласные буквы Я — [йа] Ю- [йу] Е – [йэ] Ё – [йо] (буквы,  обозначающие два звука).  Обозначают два звука , если стоят: 

 

* в начале слова (ёж, яблоко, юла) 
* после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём) 

* после гласных букв (споём, союз, военный) 

Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук [э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением. 
век — [в’эк], мяч- [м’ач’], блюз — [бл’ус], мед — [м’от] 

В безударном положении эти буквы после согласного 
обозначают звук [и] 
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]

Согласные звуки


Согласные звуки не образуют слог. 
Согласные звуки не бывают ударными или безударными. 

Согласных букв 21 : н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ. 

Согласных звуков в русском языке – 36. 

Парные согласные звуки

 твердые звонкие

 твердые глухие

 мягкие звонкие

 мягкие глухие

 [б]

 [п]

  [б’]

 [п’]

 [в]

 [ф]

  [в’]

 [ф’]

 [г]

  [к]

  [г’]

 [к’]

 [д]

  [т]

  [д’]

 [т’]

[ж]

[ш]

[з]

[с]

[з’]

[с’]

       


Непарных глухих звуков – 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].  

Непарных звонких звуков – 9: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’]. 

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц]. 

Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’]. 

Непарные звонкие звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] называются сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные». 

ПРИМЕРЫ

вода — [вада’] во — да’ 
[в] — согл., парн. тв., парн. звон. 
[а] — гласн., безударн. 

[д] — согл., парн. тв., парн. звон. 
[а] — гласн., ударн. 
4 б , 4 зв.

 

вьюга — [в’ й’у’га] 
в [в’] — согл, парн. мяг., парн. звон. 
ь — 
   [й’] — согл., непарн. мяг., непарн. звон. 
ю [у] — глас., удар. 
г [г] — согл., парн. твер., парн. звон. 
а [а] — глас, безуд. 
5 б.,

 ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ:

 

комбинаторика — Количество слов, которые можно составить с помощью ИНСТИТУЦИИ так, чтобы гласные и согласные чередовались

Задавать вопрос

спросил

Изменено 1 год, 10 месяцев назад

Просмотрено 5к раз

$\begingroup$

Вопрос:

Сколько слов можно составить из УЧРЕЖДЕНИЕ так, чтобы гласные и согласные чередовались?

Моя попытка:

Всего 11 букв в слове УЧРЕЖДЕНИЕ . 6 согласных — {NSTTTN} , а 5 гласных — {IIUIO} . Итак, если мы начнем с согласных, то получим $6!$ другое расположение согласных и $5!$ другое расположение гласных. Но I повторяется 3 раза, T повторяется 3 раза и N повторяется 2 раза. Таким образом, мы получаем $$\frac{6! \cdot 5!}{3! \cdot 3! \cdot 2!} = 1200$$ разных слов.

Так же возможно, что это слово начинается с гласной, таким образом у нас будет еще $1200$ слов.

Таким образом, общее количество образованных слов равно $1200 + 1200 = 2400$

Но дан ответ: 1200 .

Я что-то упустил?

  • комбинаторика

$\endgroup$

0

$\begingroup$

У вас нет возможности начать с гласной или с согласной, так как вы должны чередоваться, а у вас 6 согласных и 5 гласных. Оно должно начинаться с согласного.

$\endgroup$

1

$\begingroup$

НЕ возможно, что слово начинается с гласной, потому что согласных больше.


Количество способов разместить NNSTTT на нечетных местах:

$$\binom62\cdot\binom41\cdot\binom33=60$$

Количество способов разместить IIIOU на четных местах:

$$\binom53\cdot\binom21\cdot\binom11=20$$

Отсюда количество способов устроить УЧРЕЖДЕНИЕ равно:

$$60\cdot20=1200$$

$\endgroup$

$\begingroup$

Если слово начинается с гласной, то гласная закончится раньше, чем согласная.

Пусть C обозначает согласную, а V гласную, у нас в первом случае CVCVCVCVCVC, а во втором случае будет VCVCVCVCVC и у нас останется еще одна C. Который мы не можем добавить в конце.

$\endgroup$

0

Сколько слов из 3 гласных и 6 согласных можно составить из 5 гласных и 10 согласных?

Перестановка известна как процесс организации группы, тела или чисел по порядку, выбор тела или чисел из набора известен как комбинации таким образом, что порядок чисел не имеет значения.

В математике перестановкой называют также процесс организации группы, в котором все члены группы располагаются в определенной последовательности или порядке. Процесс перестановки известен как перестановка компонентов, если группа уже организована. Перестановки происходят почти во всех областях математики. В основном они появляются, когда рассматриваются разные команды на определенных ограниченных наборах.

Формула перестановки

При перестановке r вещей выбираются из группы n вещей без замены. В этом порядок выбора материи.

n P r = (n!)/(n – r)!

Здесь

n = размер группы, общее количество вещей в группе

r = размер подмножества, количество вещей, которые нужно выбрать из группы выбора числа из набора, так что (в отличие от перестановки) порядок выбора не имеет значения. В меньших случаях можно подсчитать количество комбинаций. Комбинация известна как слияние n вещей, взятых по k за раз, без повторения. В сочетании порядок не имеет значения, вы можете выбирать элементы в любом порядке. К тем комбинациям, в которых допускается повторение, часто применяют термины k-отбор или k-комбинация с репликацией.

Формула комбинации

В комбинации r предметов выбираются из набора из n предметов, причем порядок выбора не имеет значения.

n C r = n!/((n-r)! r!)

Здесь

n = количество предметов в наборе

r = количество вещей, выбранных из группы.

Сколько слов из 3 гласных и 6 согласных можно составить из 5 гласных и 10 согласных?

Ответ:

Всего № гласных = 5 

Всего кол. согласных = 10

Количество слов с 3 гласными и 6 согласными

3 гласных можно выбрать из 5 гласных = 5 C 3 способов = n!/(n-r)!r!= 5!/( 5-3)!3! =10 способов

Из 10 согласных можно выбрать 6 согласных = 10 C 6 способов =  n!/(n-r)!r! = 10!/(10-6)!6! = 210 способов

Общий выбор = 5 C 3   ×   10 C 6

Теперь 9 букв в каждом наборе можно расположить в 9! пути

Всего кол. слов = 5 C 3 × 10 C 6 × 9!

                                                         = 10  ×  210 × 9!

                            = 2100 × 9!

= 762 048 000 слов

Аналогичные вопросы

Вопрос 1: Если приведено 5 гласных и 6 согласных, то сколько 6 -буквенных слов можно сформировать с 3 гласными и 3 согласными?

Ответ:

Всего тел. гласных = 5

Всего кол. согласных = 6

№. из 6 буквенных слов с 3 гласными и 3 согласными

3 гласных можно выбрать из 5 гласных = 5 C 3 способов = n!/(n-r)!r!= 5!/(5-3)!3 ! =10 способов

Из 6 согласных можно выбрать 3 согласных = 6 C 3 способов =  n!/(n-r)!r! = 6!/(6-3)!3! = 20 способов

Всего выбрано = 5 C 3  × 6 C 3

Теперь 6 букв в каждом выборе можно расположить в 6! пути

Всего кол. из 6-буквенных слов = 5 C 3 × 6 C 3   × 6!

                                               = 10 × 20 × 6!

                                               = 200 × 6!

                                       = 1,44 000 слов   

Вопрос 2. Сколько различных слов, каждое из которых содержит 3 гласных и 5 согласных, можно составить из 5 гласных и 19 согласныхсогласные буквы?

Ответ:

Всего тел. гласных = 5

Всего кол. согласных = 19

Количество слов с 3 гласными и 5 согласными

3 гласных можно выбрать из 5 гласных = 5 C 3 способов = n!/(n-r)!r!= 5!/( 5-3)!3! =10 способов

Из 19 согласных можно выбрать 5 согласных = 19 C 5 способов =  n!/(n-r)!r! = 19!/(19-5)!5! = 11 628 способов

Всего выбрано = 5 C 3  × 19 C 5

Теперь 8 букв в каждом выборе можно расположить в 8! пути

Всего кол. слов = 5 C 3 × 19 C 5 × 8!

                           = 10 × 11 628 × 8!

                             = 116280 × 8!

                                           = 4 688 409 600 слов   

Вопрос 3. Сколько различных слов, каждое из которых содержит 2 гласных и 3 согласных, можно составить из 5 гласных и 17 согласных?

Ответ:

Всего тел. гласных = 5

Всего кол. согласных = 17

Количество разных слов с 2 гласными и 3 согласными

2 гласных можно выбрать из 5 гласных = 5 C 2 способов = n!/(n-r)!r!= 5!/ (5-2)!2! =10 способов

Из 17 согласных можно выбрать 3 согласных = 17 C 3 способов =  n!/(n-r)!r! = 17!/(17-3)!3! = 680 способов

Всего выбрано = 5 C 2 × 17 C 3

Теперь 5 букв в каждом наборе можно расположить в 5! пути

Всего кол. слов = 5 C 2 × 17 C 3 × 5!

                            = 10 × 680 × 5!

                              = 6800 × 5!

                                          = 8,16,000 слов     

Вопрос 4. Сколько различных слов, каждое из которых содержит 2 гласных и 3 согласных, можно составить из 4 гласных и 7 согласных?

Ответ:

Всего тел.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *