По новому морфемный разбор: Страница не найдена

Содержание

Контрольная работа для 10 класса по теме «Морфемика»

Контрольная работа по теме

«МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант 1

1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.

 Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, подружка, заступник, выступ.

2. Сделайте словообразовательный разбор слов, укажите способ.

десантник, сотрудник, бездомный, (работал в) парикмахерской, по-новому, сверхмощный, издалека, перелет, ООН, по-новому

3. Составьте словообразовательное гнездо со словом ВЕТЕР (не менее 6 слов), выделите словообразовательные морфемы

4. Восстановите словообразовательную цепочку:

Заготовительский, покупательница, болезненность, множественность

Контрольная работа по теме

«МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант 2

1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.

 Описание, снова, потемнело, бронебойный, оценить, прочитав, столовая, радость, вечнозелёный, наказание.


2. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

отправляющий, беспомощный, словарь, скучный, ЦУМ, удачливый, прилив, подавать, заплаканный, наколенник

3. Составьте словообразовательное гнездо со словом ВЕРНЫЙ (не менее 6 слов), выделите словообразовательные морфемы

4. Восстановите словообразовательную цепочку:

Опустошительный, растениеводство, переутомление.

Контрольная работа по теме

«МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант 3

1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.

отползать, маринованный, лежа, предыдущий, учитель, выключили, певчий, сверчок, тысячелетие, двухдневный.

2. Сделайте словообразовательный разбор слов, укажите способ.

повысить, напоминание, объявление, безнадежный, плач, подальше, глазомер, сейчас, МОУ, (обедать в) столовой.

3. Составьте словообразовательное гнездо со словом ВОЗ (не менее 6 слов), выделите словообразовательные морфемы

4. Восстановите словообразовательную цепочку:

Потепление, неограниченность, предрассветный, исследовательский

Контрольная работа по теме

«МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант 4

1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.

 Выехать, жгучий, быстро, нахмурившийся, мыслитель, пролетали, обманутый, притягательный, новомодный,  трехдневный.

2. Сделайте словообразовательный разбор слов, укажите способ.

сглазить, восходящий, во-первых, одарить, домостроение, СНГ, сумасшедший, безграничный, бессонница, блестящие (способности).

3. Составьте словообразовательное гнездо со словом БЛЕСК (не менее 6 слов), выделите словообразовательные морфемы

4. Восстановите словообразовательную цепочку:

Бескорыстный, переоценка, задушевность, безраздельно

Контрольная работа по теме

«МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант 5

1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.

обрызгать, направленный, слушая, по-хозяйски, завоеватель, рассказанный, подписанный, лоток, горнолыжный, двухдневный.


2. Сделайте словообразовательный разбор слов, укажите способ.

вдали, (зашел к) знакомому, тотчас , мечта, обрезать, ЦРУ, размашистый, оплаченный, подробность, безоружный.

3. Составьте словообразовательное гнездо со словом ЯСНЫЙ (не менее 6 слов), выделите словообразовательные морфемы

4. Восстановите словообразовательную цепочку:

Переоценка, непоследовательность, бедняжечка, доледниковый

Контрольная работа по теме

«МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Вариант 6

1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.

укрепить, испачканный, высоко, по-весеннему, мечтатель, спрятана, каток, любитель, дружелюбный, пальтишко


2. Сделайте словообразовательный разбор слов, укажите способ.

объяснение, водянистый, ФСБ, скороговорка, впустую, учащиеся (10 класса), задушевный, трехдневный, высокогорный.

3. Составьте словообразовательное гнездо со словом ГОВОРИТЬ (не менее 6 слов), выделите словообразовательные морфемы

4. Восстановите словообразовательную цепочку:

Бесчеловечность, побелочный, потихоньку, удешевление

Фонетический разбор.

Морфемный анализ. Словообразовательный анализ. Этимологический анализ

Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.

Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.

д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.

На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.

Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.

Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.

Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.

В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.

Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.

Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.

В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.

В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.

И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)

Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.

Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.

Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.

Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.

При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.

Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.

Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.

Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н. М.Шанского и др.

Фонетический разбор

На уроках русского языка учащиеся изучают прежде всего звуковые единицы языка, систему гласных и согласных звуков, их классификацию, основные звуковые законы в области гласных и согласных звуков. Школьная программа и построенные в соответствии с ней школьные учебники дают достаточный объём сведений о звуках речи, их соотношении с буквами, о слоге и слогоделении и основных фонетических законах в области гласных и согласных звуков.

Учащиеся в итоге изучении фонетики должны иметь ясное представление о делении звуков на гласные и согласные, гласных – на ударные и безударные, а согласных – на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Анализ звукового состава слова предполагает введение в школьную практи-ку элементов транскрипции. В схемы фонетического разбора введены элементы графического  анализа в виде сопоставления звукового и буквенного состава слова.

При составлении схем фонетического разбора  использовались следующие пособия:

Современный русский язык: Учебник/ Под редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. 528 с.

Современный русский язык: учебник /Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М. –Москва, Либроком, 2009, 200 с.
Грамматика русского языка, т 1, М., Наука, 1980
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. Москва:Русский язык – Медиа, 2005,893 с.

Порядок фонетического разбора

1. Письменная передача звучания слова.
2. Слоги.
3. Ударение (назвать ударный слог)
4. Гласные звуки: ударные, безударные, какими буквами обозначены.
5. Согласные звуки: звонкие, глухие, твёрдые, мягкие; какими буквами обозначены.
6. Количество звуков и букв. Чем вызвано несоответствие количества звуков и букв (йотированные, которые передают иногда два звука, ъ и ь, которые не передают звуков, и т.

д.)

Образец фонетического разбора

Ельник – [й’эл’н’ик]
2. В слове два слога: ель-ник
3. Ударение падает на первый слог.
4. [ й’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой е.
    [ э ] – гласный, ударный, обозначен буквой е.
    [ л’] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный. Обозначен буквой «эль». Буква  «мягкий знак» обозначает её мягкость.
   [ н’] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный. Обозначен буквой «эн».
   [ и ] – гласный, безударный. Обозначен буквой и.
   [ к ] – согласный, глухой, твёрдый, парный ( к/ г). Обозначен буквой «ка»
__________________
 6. В слове 6 звуков и 6 букв (2 гласных и 4 согласных звуков).

Типы членения слова на морфемы

Рассмотрение слова в словообразовательном плане  предполагает три уровня его членения:

1. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание), установление  связи этого слова с другими словами в современном языке. Этот вид анализа называют мор-фемным (разбор слова по составу).

2. Словообразовательный анализ (как образовалось данное слово, т.е. на базе какой произво-дящей основы и с помощью каких словообразовательных средств.) При словообразовательном разборе членение слова всегда состоит из двух частей: выделяется часть, относящаяся к произ-водящей основе, от которой образовалось данное слово, и словообразующий  аффикс, т. е. часть, с помощью которой это слово образовано. При словообразовательном анализе мы не только выделяет в этом слове морфемы, но и определяет последовательность их присоеди-нения. Словообразовательный анализ подразумевает  серьёзные изучение способов русского словообразования вообще и в каждой части речи в частности.

3. Строение слова может быть рассмотрено с точки зрения его происхождения. В этом случае мы имеем дело с этимологическим  анализом, который восстанавливает  связи слова в момент его возникновения. При этимологическом анализе слово делится на те морфемы, из которых оно состояло раньше. 

Все три указанных типа членения слова  взаимосвязаны, поэтому иногда трудно провести между ними границу и противопоставлять их друг другу. 

Если в основе слова не произошло опрoщения или переразложения, то морфемный и этимо-логический анализ окажутся  одинаковыми. Особенно заметной бывает связь морфемного и словообразовательного анализа: правильное деление слова на морфемы возможно только  при учёте современных словообразовательных связей этого слова.

Каждый из рассмотренных типов анализа построен на своих принципах. Учащиеся должны хорошо представлять разницу между этими типами членения слова, знать задачи и цели каждого из них.

Морфемный анализ

Цели разбора слова по составу (морфемного анализа) и типы членения слова при этом виде разбора – выделить в слове морфемы (значимые части слова). Основной приём в этом виде работы – подбор однокоренных и одноструктурных слов (т. е. слов с той же приставкой и суффиксом). При выделении суффиксов необходимо учитывать производящую основу, т. е. вводить элементы словообразовательного анализа. Ср. выделение двух (а не трёх) суффиксов (-ва-, -емость-) в слове успеваемость.

Порядок морфемного разбора

1. Окончание и основа слова. Значение окончания.
2. Корень, два-три однокоренных слова.
3. Суффикс (суффиксы), значение суффикса (если ясно).
4. Приставка (приставки), её значение (если ясно).

Образцы морфемного разбора

Попутчик

1. В слове нулевое окончание, основа – попутчик. Окончание указывает на  именительный падеж, единственное число.
2. Корень слова – -пут-; однокоренные слова – путь, пут-ев-ой,  рас- путь- е.
3. Суффикс -чик обозначает название предмета.
4. Приставка по- указывает на совместность  действия.

Рыбачий

1. В слове нулевое окончание, основа рыбачий. Окончание указывает на мужской род, имени-тельный падеж, единственное число. 
2. Корень слова -рыбач-; однокоренные слова рыбак (чередование  к//ч), рыбач-к-а, по-рыбач- ить.
3. Суффикс притяжательного прилагательного -ий  со значением родовой принадлежности (вариант суффикса -j-). Слова с этим суффиксом – волчий, заячий.

Словообразовательный анализ

Задачи словообразовательного анализа несколько иные: установить, от чего образовалось данное слово (найти производящую основу) и с помощью чего  (выделить словообразующий аффикс),  и  в итоге этих исследований определить способ словообразования.

Порядок словообразовательного разбора

1. Дать лексическое значение слова. 
2. Сравнить состав данного слова с однокоренными; определить ту часть  слова, с помощью которого оно образовано.
3. Определить, от чего образована основа.

Образцы словообразовательного разбора

Мыслитель.

1. Мыслитель – тот, кто мыслит.
2. Мыслитель – мыслить.  Первое слово образовалось с помощью суффикса -тель.
3. Мысли-.
4. Мыслитель < мыслить.
Способ словообразования – суффиксальный.

Безводный

1. Безводный – лишённый воды, влаги.
2. Безводный – водный – вода. Первое слово образовалось с помощью приставки без-  от слова водный, второе слово образовалось с помощью  суффикса  прилагательного -н- от слова вода.
3. Вод-.
4. Способ словообразования – суффиксальный.

Этимологический  анализ

Этимологический разбор нужен для выяснения первоначальной структуры слова, его прежних словообразовательных связей, для определения производящей основы и способа словообразо-вания и восстановления первичного значения слова. На уроках русского языка этимологичес-кий разбор производится  под руководством учителя  для объяснения прав описания слов, их происхождения и первичного значения.

Образцы этимологического  разбора

Вождь

Заимствовано  из старославянского языка. Образовано с помощью суф. -j- от той же основы, что и вод «вождь, вожак» (ср. пословицу Парень бы не мот, да деньгам-то не вод).

Порошок

Слово исконно русское. В современном русском языке имеет непроизводную основу. По пер-воначальный словообразовательным связям соотносилось со словом порох в значении «пыль», суффикс -ок имел уменьшительно-ласкательное значение. В основе слова произошли исторические изменения – опрощение. Причина: разрыв смысловых связей. Итак, слово порошок имеет этимологический корень порох- и уменьшительно-ласкательный суффикс -ок.

Словообразование (упражнения и тест)

Упражнение 1.

 

Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.


 Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

Упражнение 2.

 

Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.


 Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

Упражнение 3.

 

Запишите несколько примеров слов, образованных:

 

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.

Упражнение 4.

 

Прочитайте текст и выполните задания.


 Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)

 

Задания к упражнению 4


 1. Из выделенного предложения выпишите:
 а) слова, не имеющие окончания;
 б) слова с нулевым окончанием;
 в) слова с формально выраженным окончанием.
 Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.


 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.


 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.

 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) приехать,
Б) читатель,   
В) неизбежный,   
Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход 
Б) заповедник  
В) выполнение     
Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,   
Б) новизна, 
В) охотник,  
Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом? 

 
А) сторожка, 
Б) нерешительный, 
В) по-зимнему, 
Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный, 
Б) где-нибудь, 
В) доверху, 
Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?  


А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.

8. Какое слово образовано бессуффиксным способом? 
 


А) кожаный, 
Б) отлет, 
В) водолаз, 
Г) напольный.

9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
 

 
А) синеть,
Б) наладчик, 
В) лесоруб, 
Г) подъезд.

10.  Какое слово образовано способом сложения?


А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный

11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный,  
Б) разбег – бессуффиксный,  
В) лесоруб – бессуффиксный,  
Г) зевота – суффиксальный.

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,  
Б) пробежать – приставочный,  
В) выход – бессуффиксный,  
Г) горение – суффиксальный.

13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ  

 
А) приставочный,
Б) суффиксальный,   
В) бессуффиксный,   
Г) переход

14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД


А) приставочный,    
Б) бессуффиксный,   
В) суффиксальный,   
Г) переход

15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?


А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

 

 

                      Ответы:

 

 

Конспект урока по русскому языку нак тему «Морфемный разбор слова» (5 класс)

 

Конспект открытого урока по русскому языку

Морфемный разбор слова

 

В 5 классе

 

 

Подготовила: Газиева М. Г.

Учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Тема:

Морфологический разбор слова

Цели:

-формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

— выяснить чёткий план действий при морфемном разборе;

— научиться использовать как полный, так и частичный морфемный разбор – в зависимости от практической задачи;

— способствовать развитию мышления, связной монологической речи;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Тип урока:

Урок совершенствования способов действий (урок закрепления).

Ход урока:

I.                  Организационный момент

Организация рабочей обстановки. Приветствие

II.              Актуализация знаний

 Сегодня наша страна отмечает очень важный праздник – День Всероссийской науки. Кто-нибудь слышал о таком празднике?

Давайте узнаем, как же он появился в нашей стране.

 

Сообщение уч-ся об истории праздника:

Ежегодно 8 февраля отечественное научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки, учреждённый указом президента РФ в 1999 году. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук, учрежденной по повелению императора Петра I указом правительствующего Сената от 8 февраля по новому стилю 1724.
        Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. 

Беседа:
— Кто основал Российскую академию наук?

— Почему День науки празднуется в феврале?

Что такое наука?

Чтобы вам стало более понятно, обратимся к толковому словарю:

Наука – это деятельность человека по сбору фактов об окружающем его мире.

— Какие вы знаете науки?

Вы, наверно, удивитесь, почему же мы об этом говорим на уроке русского языка. Сейчас поймете почему.

Скажите, как будет звучать на английском языке слово «язык»? А какое русское слово вам известно с этим корнем?

 — Что же такое лингвистика? Об этом мы узнаем из выступления вашей одноклассницы.

Выступление уч-ся:

Всем известно, что лингвистика — это наука о языке, но мало кто представляет, чем занимаются лингвисты. Кто-то путает лингвиста с полиглотом, думая, что лингвист знает много иностранных языков. Кто-то назовет лингвистом переводчика или преподавателя иностранного языка. И всё же лингвист — прежде всего специалист, исследующий и опи­сы­вающий языки, и иностранные, и свой родной, и даже ЯЗЫК вообще, универсальный механизм, обеспечивающий наше общение. Лингвистика появилась не потому, что кому-то захотелось поразмышлять о языке. Как и все науки, она родилась из потребностей практики. Наукой в подлинном смысле слова лингвистика стала только 150 лет тому назад, когда ее предмет был четко отграничен от предметов других наук. Были разработаны специальные приемы и методы, позволившие за полтора века узнать о языке столько, сколько человечество не смогло узнать за две тысячи лет.

— Кто же такой лингвист?

Раздел лингвистики, изучающий русский язык, называется русистика. А она в свою очередь делится на несколько других разделов. Давайте вспомним их.

— Какой раздел русского языка изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения? (Синтаксис)

Лингвистическая разминка

Запишите предложение: (Один ученик у доски)

Л. В. Щерба внёс значительный вклад в развитие фонетики.

Выполните синтаксический разбор. (Одновременно другой ученик у доски выполняет фонетический разбор слова «вклад») Лев Владимирович Щерба один из известных русских лингвистов. Основной деятельностью было изучение фонетики, но он уделял внимание и лексикологии и сравнительному анализу разных языков.

— Какой раздел русского языка упоминается в этом предложении и что он изучает?(лексика)

Обратите внимание на фонетический разбор. Почему мы пишем букву «в», а слышим [ф]. В какой части слова находятся согласные в слабой позиции?

Какой раздел русского языка изучает части слова?

Мы с вами повторили синтаксический и фонетический разбор. Сегодня мы подробнее остановимся на морфемном разборе. Но прежде решите кроссворд и вспомните все части  слова.

III. Повторение основных понятий по теме.

1. Кроссворд

Учащимся предлагается кроссворд

— Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)

— Чем отличается морфема окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова).

— Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).

— Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)

III.           Работа по теме урока

      Теперь, когда мы вспомнили все морфемы, можем приступать к морфемному разбору.

Запишите предложение:

Важнейшее условие хорошей речи – логичность.

 

      Это цитата принадлежит известному лингвисту Дитмару Розенталю. Он написал очень много книг о том, как правильно нужно говорить. Изучал стилистику и стили речи. Объясните постановку тире в этом предложении.

А вот и слово, которое мы будем разбирать «важнейшее»

Шаг 1

— Выделяем окончание и определяем его грамматическое значение.

— Что нужно сделать, чтобы выделить окончание слова?

— Нужно изменить его. Это прилагательное, оно изменяется по числам, падежам и родам. (важнейший, важнейшее, важнейшую).

— Мы видим часть слова, которая меняется, следовательно, в слове «важнейшее» окончание– «ее».

— Оно имеет грамматическое значение единственного числа среднего рода, им. падежа. Обратите внимание на то, как обозначается окончание.

— Если мы выделили окончание, нам легко определить основу слова. Почему?

(Основа – это часть слова без окончания)

Шаг 2

— Определим корень слова.

— Как это сделать?

— Нужно подобрать однокоренные слова: 

Важность, важный, важно, важничать

 

— Мы видим, что их общая часть, а значит, корень «важн»

— Нужно определить, какие ещё морфемы есть в слове.

Шаг 3

— Есть ли приставка в этом слове?

— Есть ли в слове суффикс?

(Да, это суффикс –ейш-. Он стоит после корня перед окончанием).

— Какова его роль?

— Мы видим, что с помощью этого суффикса прилагательному придается значение превосходства.

— Вот мы и сделали морфемный разбор слова «важнейший».

IV.           Закрепление изученного материала

1.      Работа с учебником

Упражнение 432, с.28

Один ученик у доски, остальные в тетрадях

Разберем по два слова устно и письменно, разбор остальных слов вы выполните дома.

2.     Задание: по данным схемам составьте слова. Кто быстрее выполнит задание?

 

V.               На закуску

  ВИКТОРИНА на знание научных фактов
 — В каком месте Земли находятся самые большие запасы пресной воды? (Северный полюс и Южный полюс)

— Могут ли в Природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет, они живут на разных полюсах: белый медведь на северном, пингвины – на южном.)

— Самый маленький и холодный океан (Северный ледовитый)

— Континент, где находится одно-единственное государство, и обитают сумчатые животные. (Австралия)

— Когда европейцы приплыли в Австралию, то спрашивали аборигенов: «как называется это прыгающее животное с сумкой»? В ответ аборигены говорили: «не понимаем!». С тех пор мы так и зовём это животное. Как в переводе с австралийско-аборигенского языка «не понимаем»? (кенгуру)

— Атмосферные осадки, которые бывают такими большими, что могут уничтожить посевы, сделать вмятины на автомобилях и даже травмировать людей. (град)

— Единственная планета, название которой придуман ребёнок, некоторые учёные вовсе не считают его планетой (Плутон)

— Какая планета — самая близкая к Солнцу? (Меркурий
назван в честь римского бога, покровителя путешественников и торговцев)

— Какая планета названа в честь бога войны? (Марс, у Марса два спутника — Деймос и Фобос)

— Какая планета названа в честь богини красоты? (Венера, сестра Земли, имеет атмосферу, видна невооруж. глазом)

— Какое животное способно менять окраску в зависимости от внешних условий? (Хамелеон)

— Какое животное получило имя из-за нежелания что-либо делать быстро? (Ленивец)

VI.           Рефлексия. Подведение итогов

(выставление оценок)

— Что нового вы узнали на уроке?

— С чего начинается морфемный разбор?

Домашнее задание: п. 81, упр.432 (докончить)

 

 

 

Урок русского языка по теме «Морфологический разбор слов категории состояния»

Урок русского языка по теме «Морфологический разбор слов категории состояния»

Класс: 7

Дата _____________

Цели: систематизировать знания о словах категории состояния как самостоятельной части речи, сопоставить категорию состояния с другими частями речи, научиться определять их морфологические признаки. Развивать коммуникативные компетенции.

Вырабатывать умение отличать слова категории состояния от других частей речи.

Формировать умение определять роль слов категории состояния в тексте.

Эпиграф к уроку: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи» (В.В. Виноградов)

Ход урока

Организация класса

— Что сказал Виноградов о СКС?

Тема урока: грамматические признаки слов категории состояния

Цель урока: научиться морфологическому разбору слов категории состояния

Изучая морфологию, мы с вами знакомились с разными частями речи. Перечислите, какие части речи вам известны и приведите примеры.

— На каком основании мы можем то или иное слово отнести к определенной части речи?

Орфографическая работа

1группа – приставочно-суффиксальным способом

2 группа – суффиксальным способом

3 группа – сочетание основы слова и синонимичных слов

Строить работу по-новому, встретиться где-нибудь, делиться по-братски, когда-то жил в деревне, шёл еле-еле, завязать крепко-накрепко, по-осеннему свежо, появиться нежданно-негаданно, мало-помалу приближаться, изъясняться по-английски, идти куда-то, птиц видимо-невидимо, прыгает по-заячьи, вышло по-твоему, сделать кое-как, когда-нибудь придёт, кое-где желтеет рожь, вот-вот наступит, влюблён по-юношески, всё-таки не совсем рассвело.

Буквенный диктант инд. работа

Посадить хвощ, упасть навзничь, несмело улыбнёшься, стало ему невмочь, прячешься в тени, правильный чертёж, падает с крыш, спрячьте подальше, пройти мимо рощ, взять реванш, приготовить борщ, похож на родителей, уж замуж невтерпёж, сделать из удилищ, пробить брешь, не собьёшься со счёта, хочется прилечь, малыш неуклюж, сплошь покрыты мхом, пуститься вскачь, открывается настежь.

— Каким способом образованы другие наречия?

— Что вы знаете о словах категории состояния?

— В каких предложениях они могут употребляться?

Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.

Индивидуальная работа у доски

Определить значение слов категории состояния

Слова, обозначающие состояние окружающей среды: На дворе было душно.

Слова, выражающие физическое состояние человека: Было нестерпимо больно.

Слова, выражающие душевное состояние человека: Мне почему-то стало очень обидно.

Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку: Верно! Безобразно!

Безлично-предикативные слова, имеющие модальное значение: Можно войти?

Вывод: Слова, сходные с именами существительными, обозначающие состояние.

Актуализация знаний

Исследовательская работа

Лицо старика красиво и спокойно.

На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.

Сегодня в отделении было спокойно.

– Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи?

Таблица

Прилагательное

Наречие

Категория состояния

Вопрос

Каково? Каков?

Как? Где?

Каково? Как?

Значение

Признак предмета

Признак действия

Признак признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Изменяемость

По числам, родам, падежам

Не изменяется

Не изменяется

Синтаксическая роль

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в безличном предложении

Морфемный состав

окончание

суффикс

суффикс

Образование

существительного

Существительного

прилагательного

Существительного

наречия

– Сделайте вывод, чем категория состояния отличается от прилагательных и наречий.

— Сформулируйте определение категории состояния как части речи.

Математический диктант

В два столбика отнесите предложения с наречиями и со словами категории состояния.

1. Тихо пели девушки, но их голос разносился далеко.

2. Тихо в моей обители.

3. В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом.

4. Торжественно поздравили и вручили учащимся памятные призы.

5. Капитан протянул мне руку и холодно пожал.

6. К ночи стало сумрачно и холодно.

1 группа — с наречием- 1,4, 5

2 группа — с кат. сост. – 2,3,6

Картина зимнего леса

— Составьте предложение со словом ТИХО, ХОЛОДНО, ТОРЖЕСТВЕННО в роли прилагательного.

В лесу тихо. Зимнее царство торжественно в снежном уборе. Дыхание леса по – зимнему свежо и холодно. Морозно.

Морфологический анализ

1 вариант

Тихо(каково?) – прилагательное

1. Н.ф. – тихий

2. Пост. Призн: качеств.

Непост. Призн: кр.ф., ср.р., Им.п., ед.ч.

3. Все (каково?) тихо

2 вариант

Тихо (как?) – наречие

  1. Н.ф. – тихо

  2. Морф.призн: обоз. Призн. Действ, способ действия, неизмен.

  3. Пели (как?) тихо

Тихо (Каково?) – категория состояния

  1. Категория состояния

  2. Морф.призн: обоз. Сост. Среды, неизмен.

  3. В обители (каково?) тихо

— Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологического разбора деепричастия, наречия и категории состояния?

(Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяемые части речи, поэтому у них невелик набор грамматических признаков.)

Устная разминка

— Определите значение слов категории состояния

Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно- Состояние человека или животного

Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно — Состояние природы или среды

Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко — Временное и пространственное состояние

Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень — Оценка, отношение к действию

Анализ текста

— О чем он, определите тип текста

— Выпишите предложения с СКС и определите их значение

Отъезжающему казалось тепло, жарко без шубы.

Кругом было темно, безмолвно, уныло.

Ясно, что там, среди гор, потоков, черкешенок и опасностей, эти ошибки не могут повторяться4.

Она легко может выучить языки, читать произведения французской литературы, понимать их.

Ежели при этом вспоминаются старые унижения, слабости, ошибки, то воспоминание о них только приятно.

Она может петь просто, сильно, страстно.

От Ставрополя зато все пошло уже удовлетворительно: дико и, сверх того, красиво, воинственно.

С тех пор как стало известно, что Оленин подарил коня в пятьдесят монет Лукашке, хозяева его стали ласковее.

– Сделайте вывод о значении слов категории состояния в текстах художественной литературы.

— Какие по структуре предложения мы записали?

Подведение итогов урока

– Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова В.В. Виноградова?

— Назовите лексико-грамматические группы слов категории состояния.

— Расскажите о порядке морфологического разбора слов категории состояния.

Рефлексия

По итогам урока составьте синквейн о категории состояния как части речи.

строчка – существительное

строчка – 2 прилагательных

строчка – 3 глагола

строчка – фраза, выражающая отношение к предмету

строчка – синоним к первому существительному

Состояния

Такие разные

Характеризуют, обозначают, выражают.

О категория, не изменяешься ты и ни от кого не зависишь.

Ты – основа наших чувств.

Домашнее задание. Составить похвальное слово категории состояния как части речи или подготовить рассуждение о том, что категория состояния – «очень активно развивающаяся часть речи».

Выполните тест.

1. Слова категории состояния обозначают: а) предмет б) признак предмета в) состояние природы г) действие предмета

2. Слова категории состояния: а) изменяются по числам б) не изменяются в) изменяются по падежам г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются: а) сказуемым б) подлежащим в) обстоятельством г) определением

4. В каком предложении есть слово категории состояния: а) Бесшумно повернулся ключ в замке б) Туманное утро бесшумно в) В море за кормой бесшумно

5.Определите значение слова категории состояния в предложении: В лесу морозно и снежно а) оценка действия б) состояние человека в) временное состояние г) состояние природы

Морфологический разбор слова 👇 знанием, морфемный разбор слова мастеров, фонетический разбор слова яркую . 15 б

Похожие вопросы

Русский язык, 03.03.2019 16:05, alyonabursina

98 . объясните знаки препинания в предложениях, а точнее запятые. знакомство с куцым произошло совершенно случайно. это было в кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день, дня за три до отхода «могучего», трехмачтового военного судна, в кругосветное плавание. выписывая ногами затейливые
вензеля, матрос кочнев возвращался на корвет, стоящий в военной гавани, и заметил в переулке собаку, прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода. жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса. – ты, брат, чей будешь? – проговорил он, останавливаясь около собаки. собака
подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса, но несколько дальнейших ласковых слов, произнесенных доброжелательным тоном, успокоили ее насчет недобрых намерений, и она жалобно завыла. матрос подошел ближе и погладил ее; она лизнула ему руку, тронутая лаской, и завыла еще сильней. тогда
кочнев стал шарить у себя в карманах. этот жест возбудил в собаке жадное внимание. кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов, купленных на свои копейки. собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно
смотрела на матроса. он ласково свистнул. собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом. несчастный вид ее возбудил жалость в матросах. ее стали
гладить и повели кормить вниз. скоро она, наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза и, не веря своему счастью, часто тревожно просыпалась во сне. наутро, разбуженная чисткой верхней палубы, собака испуганно озиралась, но кочнев значительно успокоил ее, поставив перед ней чашку с жидкой кашицей,
которой завтракали матросы. спустя несколько времени, когда палуба была вымыта, кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете. предложение было принято с полным сочувствием. обратились к боцману с испросить разрешение старшего офицера. разрешение было получено. поднялся
вопрос, какую дать кличку псу. все посматривали на весьма неказистую собаку, которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и лизала руки матросов, гладивших ее. – окромя как куцым, никак его не назвать! – предложил кто-то. кличка понравилась. и с той же минуты куцый был принят в
число «могучего».

Ответов: 3

Посмотреть ответ

Русский язык, 03.03.2019 20:26, kasym2

Спишите, вставляя пропущенные буквы. у выделенных слов определите, на чём основан перенос названия. опишите образ, который они . с какой целью используется олицетворение в художественном тексте? ​

Ответов: 2

Посмотреть ответ

Русский язык, 03.03.2019 21:56, scfsdfddPenis

Написать 6 предложений с порядковыми чеслительными

Ответов: 2

Посмотреть ответ

Русский язык, 04.03.2019 07:18, angelina2334e35r5

«алгоритм написания сжатого изложения» 1)прочитайте абзац и определите в нем основную дополнительную и избыточную информацию 2)подчеркните опорные слова словосочетания и предложения основную информацию 3)опустите в предложении те слова которые не изменяют его смысла 4)опустите предложения которые
вы находите избыточным 5)переделайте предложения обобщая информацию микротекста если необходимо обьедините 2 предложения в одно прямую речь замените косвенной

Ответов: 2

Посмотреть ответ

Русский язык, 04.03.2019 08:35, olganedbaylova

Слово с проверяемой гласной в корне: a) компоновать. b) контингент. c) манипулировать. d) береговой. e) привилегия.2. слово с  ь  после шипящей a) корж… b) могуч… c) жгуч… d) плющ… e) сплош…3. укажите слово с приставкой  пре-. a) прелюдия. b) престиж. c) президент. d) презент. e)
преграда.4. буква  и  после  ц  пишется в слове a) куриц.… b) . c) . d) . e) горц.…5. вставьте подходящее по смыслу слово во фразеологизм  писать как … лапой. a) ворона. b) журавль. c) соловей. d) курица. e) синица.6. научный стиль употребляется в a) обыденной речи, в
беседах. b) общении граждан с учреждениями и учреждений между собой. c) научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности. d) словесно-художественном творчестве. e) агитационно-массовой деятельности.7. слова с иноязычными приставками: a) дезинфекция, реорганизация,
архиглупый. b) переплыть, отрубить, осмотреть. c) надрезать, обмакнуть, переправить. d) прибежать, убежать, забежать. e) отрезать, подсматривать, перешагнуть.8. в именах существительных  городишк…, домишк…, братишк…, горюшк…, волюшк…  пишутся окончания a) а, о, о, а, о. b) о, о, о, а, о.
c) а, а, о, а, а. d) о, о, а, о, а. e) а, а, а, а, о.9. укажите словосочетание, в котором есть слово с -нн-. a) шкаф. b) пляж. c) встреча. d) пол. e) ремень.10. укажите словосочетание с именем числительным. a) удвоить внимание b) посетил дважды c) получил двойку d) двойной удар e) сидеть во
втором ряду11. определительное местоимение a) этот b) другой c) мой d) себя e) кто-то12. переходный глагол в предложении: a) потоки холодной воды вдруг хлынули на палубу теплохода. b) унылые облака кружили в небе и приобретали причудливые очертания. c) утром он садился в седло и мчался во весь дух.
d) раздался приглушенный охотничий выстрел. e) черное небо вдруг осветится огнистыми мелкими полосками и рассыплется млечным путём.13. укажите вид причастия в предложении  много раз обманывались мы, стараясь разглядеть на приближающемся берегу признаки человеческой жизни.  a) краткая форма
страдательного причастия. b) действительное причастие времени. c) страдательное причастие настоящего времени. d) страдательное причастие времени. e) действительное причастие настоящего времени.​

Ответов: 2

Посмотреть ответ

Русский язык, 04.03.2019 10:53, Vladikf01Vlad220

:< нужно! ! !

Ответов: 1

Посмотреть ответ

Русский язык, 10.03.2019 08:54, аы437

Нужно . нужно составить предложения к этим схемам.

Ответов: 1

Посмотреть ответ

Русский язык, 10.03.2019 20:17, Vladik384

Интеллект карта» простое предложение пример закрепила.​

Ответов: 3

Посмотреть ответ

Словарь: Инструкция

Инструкция

Стратегии обучения и примеры: Три цели обучения словарному запасу


  1. Предоставить учащимся навыки/возможности самостоятельного изучения слов
  2. Научите учащихся значениям определенных слов
  3. Воспитывать любовь и уважение к словам и их использованию

1. Предоставить учащимся навыки/возможности самостоятельного изучения слов

Обучение словарному запасу в классах К-3 основано на двух различных источниках:

  • Словарная литература
  • Сборник рассказов

Лексика Литература:

Учащиеся используют стратегии для доступа к значениям слов:

Контекстный анализ: Стратегия, которую читатели используют, чтобы сделать вывод или предсказать слово из контекста, в котором оно встречается.

Морфемный анализ: Стратегия, при которой значения слов можно определить или сделать вывод путем изучения их значимых частей (т. е. префиксов, суффиксов, корней и т. д.)


Сборник рассказов Литература:

Учащиеся изучают новый словарный запас на основе опыта устной речи, например, слушая сборники рассказов (Robbins & Ehri, 1994; Elley, 1989; см. Список литературы).

«Относительная редкость слов в детских книгах, на самом деле, больше, чем во всех разговорах взрослых, за исключением показаний в зале суда. Действительно, слова, используемые в детских книгах, значительно реже, чем те, которые используются в выступлениях на телевидении для взрослых в прайм-тайм. (Каннингем и Станович, 19 лет)98; см. ссылки).


Рекомендации:
  • Основное внимание в обучении в классах K-3 должно быть направлено на развитие навыков критического чтения
  • Читайте младшим детям сборники рассказов для развития словарного запаса
  • Научите старших школьников стратегиям контекстуального анализа и морфемного анализа

Перейти к началу страницы

2.

Научить учащихся значениям определенных слов
Лексика Литература:

300-400 новых значений слов могут быть изучены в год посредством прямого обучения. Это значительная доля слов, которые выучат учащиеся, находящиеся в группе риска. (Stahl & Shiel, 1999; см. Ссылки)

  1. Выберите слова для обучения
    • Выберите слова, важные для понимания текста.
    • Выберите функционально важные слова, с которыми учащиеся будут часто сталкиваться.
  2. Используйте как контекст, так и определения для обучения словам
  3. Поощряйте «глубокую» обработку значений слов
    Стратегия Примеры, поощряющие глубокую обработку
    Найдите синоним или антоним
    • Какое слово подходит к слову сказочный — ок. или супер?
    • Почему супер сочетается со сказочным?
    • Как здорово, если вы упадете и поцарапаете колено?
    Составьте новое предложение со словом
    • Мария считала свою машину великолепной, потому что. ..
    Классифицировать слово с другими словами
    • Является ли шедевр сказочным? Почему?
    • Концерт был лучшим, что он когда-либо слышал. Каждая нота казалась идеальной. Я говорю о сказочном или об открытии?
    Соотнести определение со своим собственным опытом
    • Семья прекрасно провела время в парке.
    • Как может семья прекрасно провести время?
    • Когда ты замечательно провел время?
  4. Многократная экспозиция

Шталь, 1986 г. (см. ссылки)


Сборник рассказов:

«Поскольку дети с более слабым словарным запасом с меньшей вероятностью выучат новые слова, слушая рассказы, чем дети с большим словарным запасом, учителям необходимо проводить более прямые инструкции для детей с меньшим словарным запасом» (Robbins & Ehri, 19).94; см. ссылки).


Рекомендации: для детей младшего возраста
  • Выберите 2–5 слов для обучения непосредственно из сборников рассказов
  • Выберите слова, которые важны для рассказа или важны для учащихся
  • Дайте простые определения (например, примеры, синонимы или определения) и обсудите их в контексте рассказа
  • Предоставить учащимся возможность проработать слова «глубоко»
  • Обсудите слова несколько раз

Рекомендации: для детей более старшего возраста
  • Выберите слова, которые повысят значение того, что учащиеся читают, или важные для учащихся знания
  • Использовать как контекст, так и определения
  • Изучите значения слов, используя примеры, синонимы и определения
  • Предоставить учащимся возможность проработать слова «глубоко»
  • Обсудите слова несколько раз

Перейти к началу страницы

3. Воспитывать любовь и понимание слов и их использования


Словарный запас Литература:

«Знание слов» — Хорошее преподавание словарного запаса вызывает у учащихся интерес к словам и заставляет их более внимательно относиться к ним (Stahl & Shiel, 1999; см. Использованная литература).


Сборник рассказов Литература:

«Важно выбирать истории, которые привлекают и удерживают внимание детей» (Elley, 1989; см. ссылки).


Рекомендации:
  • Выбирайте качественные сборники рассказов, которые детям будет интересно слушать
  • Смоделируйте «осведомленность о словах» и покажите учащимся, что слова важны, интересны и забавны
  • Предоставить учащимся богатый опыт устной речи

Перейти к началу страницы

Почему важен морфемный анализ?

Вопрос задан: Bell Sawayn

Оценка: 4,9/5 (16 голосов)

Согласно Nation (1990), одним из преимуществ использования морфемного анализа для изучения словарного запаса является то, что он может помочь продвинутым учащимся в изучении незнакомых слов, связывая их с известными словами или известными префиксами и суффиксами . … Морфемный анализ также помогает учащимся точнее произносить слова.

Почему важен морфологический анализ?

Морфологический анализ. Разработка альтернативных сценариев будущего — важная техника, которую следует применять в поисках трендов. Люди, работающие в определенной области знаний, будут иметь возможность рассматривать вероятное или желаемое будущее, используя качественные или количественные методологии.

Что такое морфемный анализ?

Морфемный анализ — это процесс использования общих латинских и греческих префиксов, корней и суффиксов для выдвижения гипотезы о значении неизвестного словаря . … В этом исследовании изучается возможность обучения студентов самостоятельному изучению академической лексики с помощью морфемного анализа.

Какое значение имеют морфемы?

Морфемы, такие как префиксы, суффиксы и основные слова, определяются как наименьшие значимые единицы значения. Морфемы важен для фонетики как при чтении, так и при правописании , а также для словарного запаса и понимания.

Как морфемный анализ помогает учащимся более бегло читать многосложные слова?

Обладая сильными морфологическими навыками, учащиеся могут подойти к новому многосложному слову и разбить его на части, чтобы предсказать значение . … Сильные читатели достигают этого, потому что они узнают слово, делают вывод о его значении и могут его произнести.

Морфемный анализ

Найдено 40 связанных вопросов

Почему учащимся важно изучать морфологию?

Знание морфологии помогает учащимся усвоить значение производных и флективных слов , что, в свою очередь, способствует пониманию прочитанного. … Изучение происхождения слов и их структуры может быть мотивирующим опытом, который способствует осознанию слов и обучению (Bowers & Kirby, 2009).

Какие примеры морфологии?

Другие аспекты морфологии

Существительные, прилагательные и глаголы являются лексическими морфемами. Таким образом, слово «бежать» является лексической морфемой. Другие примеры включают table, kind и jump . Другой тип — функциональные морфемы, которые указывают на отношения внутри языка.

Какие 3 типа морфем существуют?

Существует три способа классификации морфем:

  • свободные и связанные.
  • корень против аффиксации.
  • лексических и грамматических.

Какие существуют четыре типа морфем?

Типы морфем

  • Грамматические или функциональные морфемы. Грамматические или функциональные морфемы — это те морфемы, которые состоят из функциональных слов в языке, таких как предлоги, определители союзов и местоимения.
  • Связанных морфем. …
  • Связанные корни. …
  • Аффиксы. …
  • Префиксы. …
  • Инфиксы. …
  • Суффиксы. …
  • Производные аффиксы.

Включают ли морфемы флективные окончания?

Морфемы можно разделить на словоизменительные или словообразовательные морфемы . … Флективные морфемы -ing и -ed добавляются к пропуску основного слова, чтобы указать время слова. Если у слова есть флективная морфема, это все еще то же самое слово с добавлением нескольких суффиксов.

Как вы используете морфемный анализ?

Морфемный анализ — это когда учащийся встречает новое слово и разбивает его на сегменты, чтобы оценить значение отдельных частей и, таким образом, прийти к более разумному определению, чем просто угадывать. Путем анализа структуры слова с использованием морфем он позволяет понять части нового слова.

Как вы обучаете морфемному анализу?

Преподавание морфологии

  1. Признайте, что они не знают этого слова.
  2. Проанализируйте слово на наличие узнаваемых морфем, как в корнях, так и в суффиксах.
  3. Придумайте возможное значение, исходя из частей слова.
  4. Проверьте значение слова в контексте.

Какова цель обучения словарному запасу?

Обучение словарному запасу должно быть направлено на вовлечение учащихся в активное размышление о значениях слов, отношениях между словами и о том, как мы можем использовать слова в различных ситуациях . Этот тип насыщенных, глубоких инструкций, скорее всего, повлияет на понимание (Graves, 2006; McKeown & Beck, 2004).

Какова основная функция морфологии?

Функция морфологии состоит в том, чтобы идентифицировать отдельные морфемы , которые могут быть словами или частями слов, и анализировать их значение и лексическую функцию.

Каковы две основные функции морфологии?

Внутренняя структура слов и сегментация на различные виды морфем важны для двух основных целей или морфологии: создание новых слов и . модификация существующих слов .

Какая польза от морфологии?

Он анализирует структуру слов и частей слов , таких как основы, корневые слова, префиксы и суффиксы. Морфология также изучает части речи, интонацию и ударение, а также то, как контекст может изменить произношение и значение слова.

Что такое morph на английском языке?

В лингвистике морфа — это сегмент слова, который представляет одну морфему (наименьшую единицу языка, имеющую значение) в звуковом или письменном виде. Это письменная или произносимая часть слова, например аффикс (префикс или суффикс). … Слово имеет два аффикса, префикс (in-) и суффикс (-ous), прикрепленные к корневому слову.

Что такое лексема с примером?

Термин лексема означает самую основную единицу значения языка, часто также рассматриваемую как слово в его самой основной форме. Однако не все лексемы состоят только из одного слова, поскольку для передачи предполагаемого значения необходима комбинация слов. Примеры лексем включают прогулку, пожарную часть и изменение сердца.

Сколько морфем в слове счастье?

Точно так же счастливый является одной морфемой , а несчастный имеет две морфемы: не- и счастливый, с префиксом, не изменяющим значение корневого слова счастливый.

Какая морфема является свободной?

Свободная морфема — это морфема (или элемент слова), которая может стоять отдельно как слово . Ее также называют несвязанной морфемой или отдельно стоящей морфемой. Свободная морфема противоположна связанной морфеме, словесному элементу, который не может стоять отдельно как слово.

Как считать морфемы?

Неразборчивые слова транскрибируются как x.) 2 Подсчитайте морфемы в каждом высказывании в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделах «СЧИТАТЬ НУЖНО» и «НЕ СЧИТАТЬ» ниже. 3 Добавьте количество морфем для всех 100 высказываний , чтобы получить общее количество используемых морфем.

Что означает многословие?

1 : употребление излишне большого количества слов для выражения идеи не терпело дипломатических иносказаний. 2 : уклонение от речевых иносказаний относительно того, что представляет собой пытка.

Какие две ветви морфологии?

Разделы и подходы к морфологии

Два раздела морфологии включают изучение разделения (аналитическая сторона) и повторной сборки (синтетическая сторона) слов ; а именно, флективная морфология касается разделения слов на их части, например, того, как суффиксы образуют разные формы глаголов.

Что вы подразумеваете под морфологией?

1a : раздел биологии , изучающий форму и строение животных и растений . б : форма и строение организма или любой его части морфология земноводных наружная и внутренняя морфология глаза. 2а: исследование и описание словообразования (например, флексии, деривации и словосочетания) в языке.

Что такое морфология и ее значение?

Морфология касается разделения слов на аффиксы (префиксы и суффиксы) и корней или базовых слов , а также происхождения слов. Понимание того, что слова, связанные по смыслу, могут быть связаны по написанию, может иметь решающее значение для расширения словарного запаса учащегося.

Похожие вопросы

  • 43Почему так важно знать морфемы?

Реклама

Популярные вопросы

  • 38Хороши ли широкие бедра для родов?
  • 25Можно ли заморозить йогурт?
  • 43Сколько существует видов массажа?
  • 30Является ли brca биомаркером?
  • 45Когда был построен стадион «Шефер»?
  • 18Эпи уйдет?
  • 31Почему мнемотехника эффективна?
  • 40Что такое синдром подвздошно-большеберцовой связки правой ноги?
  • 37Почему Тони Кёртис уговаривал?
  • 19Кто такие бока джуниорс в fifa 21?

Расширение прав и возможностей учителей

Буквенно-звуковое соответствие:
Учащиеся определяют звуки букв (однозначное соответствие), а затем сопоставляют звук с буквой (начальной, конечной, средней).

Лингвист:
Язык или относящийся к нему.

Литературный текст:
Жанр чтения, который включает художественную литературу, научно-популярную литературу и поэзию.

Мастерство:
Полное понимание навыка на заданном уровне.

Сфокусировано на значении:
Инструкция, которая учит студентов, как извлекать и создавать смысл из текста. Ориентирован на общее понимание подчеркивая функциональный характер печатных слов.

Минимальное количество пар:
Два слова, отличающиеся одной фонемой.

Моделирование:
Когда учитель открыто демонстрирует стратегию, навык или концепцию, которую ученики будут изучать.

Морфема:
Наименьшая значимая единица языка.

Морфемный анализ:
Стратегия изучения слов, которая использует анализ слов, образованных путем добавления префиксов, суффиксов или других значимых словесных единиц к основному слову.

Морфология:
Изучение и описание словообразования (словообразования, словообразования и словосочетания) в языке.

Описательный текст:
Жанр чтения, состоящий из рассказов о вымышленных или реальных событиях.

Бессмысленные слова:
Слова, которые следуют образцам стандартного английского языка, но не являются настоящими словами.

Эквивалент нормальной кривой:
Оценка, полученная в результате разделения нормального распределения на 99 статистически эквивалентных частей. Этот показатель используется для сравнения оценок по группам или по времени.

Стандартный номер:
Результаты определяются по сравнению с другими учащимися (сверстниками). Его название происходит от нормальной кривой, и учителя используют его для установить то, что обычно называют оценочной кривой. Эта кривая основана на процентном распределении оценок учащихся (например, 15% лучших получают пятерку).

Начало и время заморозки:
В слоге началом является начальный согласный или согласные. Иней — это гласная и любые согласные, следующие за ней (например, слово сат: начало s и иней в. В слове flip начало — fl, а изморозь — ip).

Показатель результата:
Оценка, используемая для измерения успешности обучения в течение года. FCAT является примером показателя результата.

Выброс:
Учащийся с оценкой в ​​​​лучших или худших 5 процентах класса.

Процентильный ранг:
Процент учащихся того же возраста, чьи баллы равны или превосходят баллы конкретного ребенка. Эти оценки не могут быть усреднены.

Фонема:
Наименьшая звуковая единица в нашей языковой системе.

Фонематическая осведомленность:
Способность замечать, думать или манипулировать отдельными фонемами (звуками) в словах. Это способность понять, что звуки в разговорной речи работают вместе, образуя слова. Этот термин используется для обозначения высшего уровня фонологического восприятия: осознание отдельных фонем в словах.

Акустика:
Изучение отношений между буквами и звуками, которые они обозначают; также используется для описания инструкции по чтению, которая учит Звукосимволические соответствия.

Фонологическая осведомленность:
Чувствительность или явное осознание фонологической структуры слов в своем языке. Это обобщающий термин, который используется для обозначения чувствительности учащихся к любому аспекту фонологической структуры языка. Он включает в себя осознание индивидуального слова в предложениях.

Фраза:
Выражать словами или в соответствующих или говорящих терминах; стиль выражения.

Информация для печати:
Способность распознавать письменный язык и понимать, что печатные слова несут смысл.

Мониторинг прогресса:
Тесты, которые информируют учителя о прогрессе учащихся в обучении чтению в течение учебного года. Тесты — это быстрый образец критических навыков чтения, которые сообщат учителю, делает ли ученик адекватный прогресс в достижении навыков чтения на уровне своего класса в конец года. Их можно вводить студенту каждую неделю, каждые две-три недели или ежемесячно.

Ссылка на местоимение:
Местоимения обычно относятся к другим словам, называемым антецедентами (существительным или другим местоимениям), потому что они стоят перед местоимением. Местоимения должны четко ссылаться на отдельные, близкие и отдельные антецеденты, чтобы не мешать читателю понять текст.

Психометрические стандарты:
Правила, относящиеся к теории и методике педагогических и психологических измерений, в том числе к измерению знаний, способности, отношения и общие способности.

Качественный:
Относящиеся или включающие сравнения, основанные на качествах.

Ставка:
Скорость, с которой читатель перемещается по тексту (например, слов в минуту).

Исходный результат:
Оценка, которая впервые получена при оценке теста или задания на производительность. Его часто заменяют типом производной оценки для интерпретации. (например, стандартные баллы или процентильный ранг).

Характеристики считывателя:
Уровни знаний, которые читатель привносит в текст, в отношении лингвистической, когнитивной и аффективной областей.

Отзыв:
Чтобы вспомнить то, что уже было прочитано; проявление понимания.

Распознать:
Признавать или принимать к сведению данную и новую информацию в тексте определенным образом.

Рекомендуемый уровень обучения (RIL):
Уровень обучения, необходимый отдельным учащимся для достижения успеха в чтении на уровне класса, определяется путем суммирования баллов. на тестах, сдаваемых в каждый период оценки. Эти уровни включают:

  • Начальный: результат оценки DIBELS, указывающий на то, что учащийся выполнение на уровне класса.
  • Стратегический: результат оценки DIBELS, указывающий, что учащийся выиграет от дополнительной помощи в целевых областях.
  • Интенсивный: результат оценки DIBELS, указывающий на то, что учащийся нуждается в немедленном интенсивном вмешательстве (iii).
Надежность:
Относится к согласованности результатов; насколько надежен тест. Это также является обязательным условием действительности.

Пересказать:
Пересказать или в другой форме передать понимание текста.

Рифмование:
Слова с одинаковым окончанием звука.

Уровни риска:

  • Высокий: серьезно ниже уровня и требует существенного вмешательства. Учащийся из группы высокого риска, который не получает немедленного интенсивного вмешательства (iii), имеет примерно 10-процентную вероятность прочтения на уровень образования на конец года.
  • Умеренный: Умеренно ниже школьного уровня. Необходимо целенаправленное обучение улучшить хотя бы один навык. Без целенаправленного обучения учащийся с умеренным риском имеет примерно 50-процентный шанс достижения цели. уровень образования на конец года.
  • Низкий: Текущая инструкция в классе достаточна для знакомства с учащимися. потребности. У учащегося с низким уровнем риска примерно 80-процентная вероятность того, что он будет читать на уровне своего класса в конце года.
  • Выше среднего: Успеваемость учащихся по определенному навыку выше среднего. в мастерстве.

Зачем учить морфологию? — Дом Великого Слова

— Эвелин Рейсс:

Учащимся с особыми трудностями в обучении языку необходим систематический подход к обучению чтению и правописанию. Вмешательства на основе фонетики оказались эффективными для устранения недостатков декодирования и кодирования. Однако, в то время как обучение фонетике может позволить учащемуся произносить и писать слова по отдельности, раскрытие смысла основано на знании словарного запаса в контексте и на интерпретации идиоматического, буквального и образного языка. Широкий словарный запас является необходимой предпосылкой для точного общения и интерпретации текста; таким образом, любая коррекционная программа для учащихся с языковыми дефицитами должна включать оба этих компонента: обучение фонетике и словарному запасу.
Обучение фонетике включает в себя распознавание типов слогов и последовательностей звуков и букв, связанных правилами правописания и позиционными ограничениями. Морфология, с другой стороны, включает в себя распознавание образов устойчивых частей слова, несущих значение. Студенты учатся анализировать слова, находить источник значения и определять, как префиксы и суффиксы модифицируют или изменяют это значение. Примеры использования слов даны во фразах, предложениях и отрывках, а инструкции охватывают использование слов в идиомах, словосочетаниях, образном и буквальном языке.
Письменное выражение включает предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого с использованием глаголов и существительных. Чтобы эффективно общаться, эти существительные и глаголы нуждаются в флективных суффиксах, чтобы иметь возможность создавать прошедшее время, указывать множественное число существительных и действия третьего лица в настоящем.

Уже во 2 классе учащихся можно научить распознавать и произносить словоизменительные морфемы, суффиксы, обозначающие:

  1. номер: кошка ➔ кошки и рыбы ➔ рыбы
  2. владение: папин фургон и кошачий хвост
  3. время: Ян бегал на прошлой неделе ➔ Ян бегает по воскресеньям ➔ Ян бегает сейчас

Хотя произношение суффиксов может варьироваться или произноситься с нейтральным гласным звуком (шва), их написание стабильно и предсказуемо. Обучение общим и предсказуемым суффиксам может улучшить правописание. Рассмотрим суффикс -ed, который добавляется для образования прошедшего времени, даже если оно произносится тремя разными способами.

Я позвал собаку. –ed /d/
Я протянул ему угощение. –ed /ed/
Собака лизнула мне руку. –ред /т/

Более поздние учащиеся учатся добавлять суффиксы и создавать различные части речи или распознавать значение слова, даже если основа присоединена к суффиксам и префиксам.
Например,
здоровье(существительное) Желаю тебе крепкого здоровья.
здоровый (добавьте суффикс прилагательного) Это здоровая еда.
нездоровый (добавьте префикс, означающий «не») Это нездоровая пища.

Подумайте об обучении основному акту. Обучение морфологии будет включать обучение значению основы и новых производных слов с префиксами и суффиксами. Значения слов демонстрируются в идиомах и общеупотребительных фразах: действие Бога, капризничать, акты доброты, действовать, действовать добросовестно. выбыл из строя

Основы англо-саксонского, латинского или греческого происхождения относительно стабильны и могут быть распознаны в «семействе» слов, связанных по смыслу, даже если они прикреплены к разным префиксам и суффиксам. В приведенном ниже примере все слова имеют общий корневой акт, из которого происходит их значение.

Stahl и Nagy (2006, стр. 160) предлагают включить изучение «частей слова» в качестве важного компонента программы обучения словарному запасу, ссылаясь на исследования, которые коррелируют способность к чтению с морфологическим пониманием. Nunes and Bryant (2006) в исследовании, изучающем результаты морфологических вмешательств в правописание в группе из 201 ребенка, в среднем 9 лет.1/2 года обнаружили, что подробное обучение морфологии улучшило способность учащихся анализировать слова и произносить их по буквам. Они обнаружили, что учащиеся, которые были ознакомлены с контрастными паттернами, научились большему, чем обучаясь каждому паттерну отдельно (стр. 173).

Знание морфологии помогает учащимся усвоить значение производных и флективных слов, что, в свою очередь, способствует пониманию прочитанного. При обучении морфемам учащийся знакомится с семантическими связями между словами и согласованным написанием в семействах слов. Английская орфография будет казаться гораздо менее произвольной, если учащимся будут показаны повторяющиеся модели, характерные для групп слов, имеющих один и тот же аффикс и корень. Изучение происхождения и структуры слова может быть мотивирующим опытом, который способствует осознанию слов и обучению (Bowers & Kirby, 2009).). Обучение лексике с использованием морфемного анализа может улучшить словарный запас, понимание и правописание.

Ссылки

Bowers, P. & Kirby, J . (2009) Влияние морфологических инструкций на приобретение словарного запаса. Получено из: DOI 10.1007/s11145-009-9172-z
Nunes, T., & Bryant P. (2006) Повышение грамотности путем обучения морфемам.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *