Урок оружающего мира по теме» Материки и океаны» ( 4 класс)
Урок окружающего мира. 4 класс
Тема: Материки и океаны
Цель: закрепить представление о форме нашей планеты; ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить показывать их на карте.
Задачи:
Образовательные:
· сформировать умение работать с картой полушарий;
· выявить общие и отличительные черты глобуса и карты
Развивающие:
· развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
· развивать внимание, активность
· развивать пространственное воображение, мышление, речь
Воспитательные:
· закреплять умение работать в паре, группе;
· воспитывать чувство взаимопомощи;
· учить уважительно относиться друг к другу
Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, презентация к уроку, тесты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
2. Закрепление пройденного материала.
Выполнение теста. Взаимопроверка.
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Сообщение темы урока
— Как в древности люди представляли Землю?
— Вспомните доказательства шарообразной формы Земли.( появление корабля из-за линии горизонта, наблюдение за лунными затмениями, линия горизонта в виде окружности на открытой местности, фотографии из космоса).
У меня в ладонях
страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …(глобус)
— Итак, что же такое глобус?
— Глобус – это модель Земли.
— Почему глобус имеет форму шара и вращается?
— Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей воображаемой оси.
— Самая северная точка земного шара – Северный полюс.
— Самая южная точка – Южный полюс.
-Условная линия, которая одинаково удалена от полюсов – экватор (его длина: 40 000км).
— Что можно увидеть на глобусе?
— Моря, реки, горы, равнины, города и т.д.
— Что на глобусе изображено голубым цветом?
— Океаны, моря, реки, озера
— Каким цветом на глобусе показаны участки суши?
— Зеленым, желтым, коричневым.
— Удобно ли глобус брать с собой в путешествие? Видна ли на глобусе вся поверхность?
— Какой выход нашли учёные? (проект Козлова П. о картах)
3. Сообщение темы урока.
— Учёные-картографы условно разделили поверхность земного шара на два полушария: восточное и западное и изобразили их на бумаге. Получилась
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие, взяв собой карту полушарий. Именно она поможет нам в путешествии Как вы думаете, какой транспорт мы выберем? Почему?
— Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.
4. Изучение нового материала.
— Что еще вы видите на карте полушарий?
— Материки и океаны.
— Сколько океанов?
— 4
— Назовите их. (Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан)
— Что такое материк?
— Материки – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой.
— Сколько материков на Земле?
— 6
— Назовите их. (Австралия, Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида)
— Отправляемся по маршруту Фернанда Магеллана, который первым совершил кругосветное путешествие. (Проект Вольновой В.)
Дети подписывают в контурных картах материки и океаны.
— Какой материк самый большой?
— Евразия.
— Где он находится? (Восточное полушарие.)
Какой материк самый маленький?
— Австралия.
— В каком полушарии он находится?
— Восточное полушарие.
— Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
— Африка.
— Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?
— Северная Америка и Южная Америка.
— Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?
— Антарктиду.
— Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов.
— Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.
— Какие океаны пересекли мы во время плавания?
— Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.
— По какому океану мы не плыли?
— Северный Ледовитый океан.
— Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.
— Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.
— Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?
— Евразию и Северную Америку.
— Какой океан омывает сразу 4 материка?
— Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)
— В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
— В восточном полушарии.
— Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?
— Правильно, острова.
— Далеко ли от материков находятся острова?
— Нет.
— Покажите на карте полушарий острова.
— Наше кругосветное путешествие подходит к концу.
— В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек.
Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан,
преодолев расстояние в 18000 км. Спустя
три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца
и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому
Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена
идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное
водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой,
а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными
жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г
возвратился в Испанию. До наших дней сохранился бортовой журнал,
Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги. Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины.
Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, водоросли. Тишина материка иногда прерывается криками птиц – альбатросов, чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.
Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.
Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара.
Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.
Работа в группах.
Вы правильно назвали все материки, о которых писали путешественники. А сейчас я предлагаю создать на каждом корабле свою карту полушарий. Для этого у вас есть контур карты полушарий и контуры материков. Наклейте материки на карту и подпишите их названия.
Ребята работают в группах, затем созданные карты помещаются на выставку.
Итог урока.
— Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?
— Карта полушарий.
— Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?
— Какие материки увидели во время плавания?
— Чем сходны и чем различаются материк и остров?
— Какие океаны пересекли?
Закончить наше путешествие я хочу стихотворением.
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
Тема: Материки и океаны. Цели урока: 1-линия развития – знакомство с целостной картиной мира. 1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан». 2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. 2- линия развития – формирование – оценочного отношения к миру. 3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу. 4) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания; Минимум: учащиеся к концу 2 класса должны перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте. Понятия: часть света, материк, океан. Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карте полушарий у доски, контурные карты, изображения животных. Ход урока. 1. Организационный момент. — Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их. — Позвольте начать урок с притчи. (слайд 2) Восточная притча Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках — На уроке вы получите новые знания какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках. 2. Актуализация знаний и постановка проблемы. — Прочитайте слова, написанные на доске. На какие группы их можно разделить? Меридианы, параллели, экватор, карта, план, глобус, масштаб, океаны, материки, звёзды, планеты, Луна.
— Обоснуйте свой ответ. — Что вы можете рассказать о каждой группе? — О чём вы не смогли рассказать? Почему? — Сформулируйте тему урока. (записывается на доске) -Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие. -Кто первым совершил кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан) (слайд 3) — А что он доказал своим плаванием? (шарообразность Земли) (Слайд 3) — На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан? — Как вы думаете, почему? — Я думаю, если бы в те времена были самолёты, он бы совершил своё путешествие на самолёте, вы согласны со мной? ( выслушиваются мнения детей) — Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. — В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие карту или глобус? Почему? Мы разделимся на две группы. Первая группа будет передвигаться по Северному полушарию, вторая по Южному. (показ на карте, прикрепляются к карте изображения кораблей) — Повторим Устав групповой работы: (слайд 4)
— В любом плавании принято вести бортовой журнал. В него записываются сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.
-Перечислите разные названия географических объектов, с которыми вы встретились. — На какие две группы вы разделили увиденное и почему? — Какое общее название имеют увиденные вами участки воды? (океаны) — Сколько океанов вы насчитали? (рассказ ученика о Южном океане) Запись в таблицу. — Найдите самый большой и самый маленький океаны. (Тихий, Северный ледовитый океан) — В каком полушарии можно встретить сразу все океаны? (восточное) — Какой океан можно прейти? Почему? — А кто знает, какая вода в океанах? -Если вам интересно узнать, почему вода в море солёная, поищите ответы в книгах, интернете. На следующем уроке обменяемся найденной информацией. Физкультминутка. Путешествуя по странам Утомились мы в пути Предлагаю вам, ребята Встать и с корабля сойти. Посмотреть направо, Посмотреть налево, Потянуться к солнцу, Удивиться «Где мы?» Через ручьи и кочки Перепрыгнем ловко, Для первооткрывателей всегда нужна сноровка. Вдыхаем свежий воздух, Как бабочки кружимся. И на цветок чудесный Спокойно мы садимся. 3. Совместное «открытие» знаний . — Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? — Какое общее название они имеют? — Сколько материков на карте? — Как можно назвать такие участки суши, воды? Составьте определение (карточки) (работа в парах)
— Проверим свои предположения по учебнику с. 96. — Давайте рассмотрим материки и сравним их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129. — Какой материк самый большой? (слайд 6) — Чем похожи Евразия и Северная Америка? (располагаются в Северном полушарии) — С каким материком можно объединить Южную Америку в одну группу? (Африку, т.к. часть материков в Северном полушарии, часть в Южном) — На каких материках много равнин? (Южная Америка, Евразия) — Где самые высокие горы? (Евразия) — Можно ли объединить в одну группу Антарктиду и Австралию? — Покажите на карте полушарий материки, поместите на них контуры материков. ( у доски работают 2 человека ) — Остальные ребята работают в парах, на контурных картах найдите все материки и обведите контуры. — Что вы заметили на карте? (Евразия разделена на 2 части, Юж.Америка и Сев.Америка одинаковые по цвету) — Как вы думаете, почему? — Найдите ответ в учебнике на с. 97. (части света) (слайд 7) Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Именно в такой последовательности люди открывали эти земли. — Почему Европу , Азию и Африку можно объединить в одну группу? (это части старого света) -Какая часть света состоит из двух материков? — Какие части света находятся на одном материке? 4. Самостоятельное применение знаний. (По группам) I группа — выполнение задание в рабочей тетради с. 31. №1. Самопроверка. II группа, используя шаблон, составляют рассказ о материках.
— Расселите на материках животных. (работа у доски) 5. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока. — Что нового узнали? — Как узнали, что помогло? — Где пригодятся знания? — Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? — Как работал ты? 6. Домашнее задание. Прочитать учебник стр.96-103; I группа- Составить рассказ о материках II группа –составит рассказ « Материк моей мечты» -Спасибо за урок. Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской (читает ученица…) Смотрю на глобус– шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”. В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек. В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”. Грустит глубокая река, свои, теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной. И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу!» |
7 Континенты: Северная Америка — Worldometer
- W
- Континенты
- 7 Континенты
- Северная Америка
# | Страна | Популяция (202017 | ( (2020) | . | Density (P/Km²) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | U.S.A. | 331,002,651 | 9,147,420 | 36 | ||||||
2 | Mexico | 128,932,753 | 1,943,950 | 66 | ||||||
3 | Canada | 37,742,154 | 9,093,510 | 4 | ||||||
4 | Guatemala | 17,915,568 | 107,160 | 167 | ||||||
5 | Гаити | 11 402 528 | 27 560 | 414 | ||||||
6 | Куба | 11 326 614 4 10003034 | 106 | |||||||
7 | Dominican Republic | 10,847,910 | 48,320 | 225 | ||||||
8 | Honduras | 9,904,607 | 111,890 | 89 | ||||||
9 | Nicaragua | 6,624,554 | 120 340 | 55 | ||||||
10 | Сальвадор | 6 486 205 | 20 720 | 3 104 390 30029|||||||
11 | Costa Rica | 5,094,118 | 51,060 | 100 | ||||||
12 | Panama | 4,314,767 | 74,340 | 58 | ||||||
13 | Jamaica | 2,961,167 | 10,830 | 273 | ||||||
14 | Puerto Rico | 2,860,853 | 8,870 | 323 | ||||||
15 | Trinidad and Tobago | 1,399,488 | 5,130 | 273 | ||||||
16 | Guadeloupe | 400,124 | 1,690 | 237 | ||||||
17 | Belize | 397,628 | 22,810 | 17 | ||||||
18 | Багамы | 393 244 | 10 010 | 39 | ||||||
19 | Мартиника | 375 265 | 1 354 | | ||||||
20 | Barbados | 287,375 | 430 | 668 | ||||||
21 | Saint Lucia | 183,627 | 610 | 301 | ||||||
22 | Curaçao | 164,093 | 444 | 370 | ||||||
23 | Гренада | 112 523 | 340 | 331 | ||||||
24 | 9||||||||||
24 | 9331 | |||||||||
24 | 9||||||||||
24 | 9||||||||||
24 | 0033 Saint Vincent and the Grenadines | 110,940 | 390 | 284 | ||||||
25 | Aruba | 106,766 | 180 | 593 | ||||||
26 | United States Virgin Islands | 104,425 | 350 | 298 | ||||||
27 | Антигуа и Барбуда | 97,929 | 440 | 223 | ||||||
28 | Dominica | |||||||||
28 | Dominica | |||||||||
28 | Dominica | |||||||||
28 | Dominica | |||||||||
28 | Dominica | |||||||||
28 | Dominca. 0034 | 71,986 | 750 | 96 | ||||||
29 | Cayman Islands | 65,722 | 240 | 274 | ||||||
30 | Bermuda | 62,278 | 50 | 1,246 | ||||||
31 | Гренландия | 56 770 | 410 450 | 0 | ||||||
32 | Сент-Китс и Невис | 2 60 0399 90 53 19 | 205 | |||||||
33 | Sint Maarten | 42,876 | 34 | 1,261 | ||||||
34 | Turks and Caicos Islands | 38,717 | 950 | 41 | ||||||
35 | Saint Martin | 38 666 | 53 | 730 | ||||||
36 | Британские Виргинские острова | 30,231 | 150 | 202 | 150 | 202 | 150 | 202 | 9009150 | 202 | 0029
37 | Caribbean Netherlands | 26,223 | 328 | 80 | ||||||
38 | Anguilla | 15,003 | 90 | 167 | ||||||
39 | Saint Barthélemy | 9,877 | 21 | 470 | ||||||
40 | Сен-Пьер и Микелон | 5 794 | 230 | 25 | 9 | 433 Montserrat | 4992 | 100 | 50 |
Добавление Антарктики в свои семиконденты.
семь континентов. Действительно, термин «список желаний», который стал популярным (если не злоупотреблять) после выхода фильма 2007 года, естественным образом соответствует этой цели.Но даже несмотря на то, что путешествие по всем семи континентам для некоторых людей больше связано с заполнением контрольного списка, чем с реальным знакомством с каждым континентом, опыт становится намного более богатым, когда вы добавляете в смесь Антарктиду.
Если вы уже были в путешествии по Антарктиде, вы знаете, что мы имеем в виду: экзотическая дикая природа, приключения и потрясающие пейзажи, которые кажутся чем-то из области научной фантастики. Но если вы там не были, позвольте нам подробнее рассказать о многих возвышенных чертах, которые отделяют Белый континент от этих шести других.
Список желаний №1: дикая природа Антарктики
Наверное, мы могли бы просто сказать «пингвины» и остановиться на этом. Тем не менее, виды, которые отличают дикую природу Антарктиды от дикой природы остальной планеты, на этом едва ли заканчиваются.
Например, киты: антарктические круизы могут познакомить вас со всеми видами китообразных, включая, помимо прочего, горбатых китов, плавников, малых полосатиков, косаток (касаток) и сейсов. Каждый из этих видов оправдывает свой собственный список ведер. Если вы хотите побывать на всех семи континентах, не упустите из виду этих жителей Антарктики.
Фото Питера Тадина
Далее идут шесть видов тюленей, населяющих Антарктиду. Чаще всего мы видим морских котиков, южных морских слонов и морских котиков-крабоедов, но вы также можете увидеть тюленей Росса, тюленей Уэдделла и долгожданных морских леопардов, в зависимости от того, какой круиз по Антарктиде вы выберете. Ни один план посещения всех семи континентов не обходится без встречи хотя бы с одним из этих замечательных животных.
Но возвращаясь к морским птицам, на континенте Антарктика обитают четыре основных вида антарктических пингвинов: императорские пингвины, которые являются одними из самых популярных, пингвины Адели, папуасские пингвины и антарктические пингвины. Другие антарктические морские птицы слишком разнообразны, чтобы их можно было назвать, но они включают несколько видов буревестников, поморников и альбатросов.
Вы можете найти более подробный список этих птиц в нашей статье «Птицы Юга», которую должен прочитать каждый любитель птиц, желающий посетить все семь континентов.
Функция № 2 в списке желаний: деятельность в Антарктике
Естественно, все мероприятия в списке желаний, доступные в Антарктиде, также доступны в других местах. Но в другом месте нет Антарктиды, и в этом вся разница.
Другими словами, несмотря на то, что каякинг, прогулки на снегоступах, альпинизм и кемпинг хороши в Альпах, Андах и на северо-западе Тихого океана, любые из этих занятий в Антарктиде увеличивают количество приключений в геометрической прогрессии. И если вы планируете посетить все семь континентов, мы предполагаем, что приключения являются частью вашей цели.
Возьмем, к примеру, кемпинг. Разбить палатку в лесу за пределами Джаспера, Альберта, несомненно, невероятно, но насколько более авантюрным будет вырыть снежную землянку в Антарктиде и разбить лагерь в нескольких минутах ходьбы от колонии пингвинов?
А как насчет подводного плавания под айсбергами возле острова Десепшн?
А как насчет прогулки на снегоступах по берегам Антарктического полуострова, полета на вертолете над морем Уэдделла или сплава на байдарках по сверкающим льдом бухтам? Все эти занятия стали намного лучше благодаря сюрреалистической среде Антарктиды. Что удобно ведет к нашей последней теме списка ведер…
Важный пункт №3: Сама Антарктида
Лучшая причина посетить Антарктиду – это всегда Антарктика.
Даже когда Антарктика будет добавлена к вашему плану путешествия по всем семи континентам, мы с уважением считаем, что Белый Континент отказывается вписываться в такие заезженные числовые планы — если вообще вписывается какой-либо континент.
Мы считаем, что цифры не имеют большого значения. На самом деле, чрезмерная привязанность к списку дел, хвастовству или фотографиям в социальных сетях определенно лишает вас или кого-либо еще истинной причины посетить Антарктиду: того, как вы себя чувствуете, когда находитесь там.
То, что вы почувствуете, вероятно, будет не чем иным, как благоговением, независимо от того, куда попала Антарктида в вашей цели посетить все семь континентов. И все же, все люди разные. Не все путешественники так бурно отзываются об Антарктиде, даже не все полярные энтузиасты.