Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.
К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8-1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11-1/12, у ребенка 5 лет – 1/13-1/14, у взрослого – 1/40.
Нервная система новорожденного ребенка и ребенка раннего возраста имеет ряд морфологических особенностей, выражающихся в меньшей зрелости и дифференцировке ее по сравнению с другими системами. Только к концу первого полугодия мозг ребенка макроскопически приближается к мозгу взрослого человека.
У новорожденных малодифференцированая структура больших полушарий. Проводящие пути (кроме пирамидных) достаточно развиты, но пирамидные пути миелинизируются лишь в 5—6 мес.
Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.
Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.
Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.
Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики.
По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.
Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.
Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.
Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3-5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7-10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.
Внутричерепные нервы миелинизируются к 3 мес, периферические — к 3 годам.
Вегетативная нервная система функционирует с самого рождения, обеспечивая поддержание сосудистого тонуса, адаптационно-трофические реакции и регуляцию деятельности внутренних органов. Однако регуляторные функции вегетативной нервной системы у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии не адекватных возрасту внешнесредовых факторов.
Особенности развития нервной системы у детей | Статья по теме:
Одним из свойств нервной системы – способность к проведению возбуждения между нейронами благодаря элементов, которые связывают и называются синапсов. Под электронным микроскопом можно рассмотреть строение синапса (рыси), который состоит из расширенного окончания нервного волокна, имеет форму воронки, внутри которой есть пузырьки овальной или круглой формы, которые способны выделять вещества, называемого медиатор. Таким образом, осуществляется передача возбуждения с отростков одного нейрона на отростки или тело другого нейрона или на клетки мышц, желез и др.
Синаптический аппарат ЦИС формируется у детей до 15-18 лет постнатального периода жизни. Важнейшее влияние на формирование синаптических структур создает уровень внешней информации. Первыми в онтогенезе ребенка созревают, синапсы возбуждения (наиболее интенсивно в период от 1 до 10 лет), а позже – тормозные (в 12-15 лет). Эта неравномерность проявляется особенностями внешнего поведения детей; младшие школьники мало способны сдерживать свои действия, не способны к глубокому анализу информации, к концентрации внимания, повышенная эмоциональная и так далее.
Основные функции спинного мозга это рефлекторная и проводящая. Спинной мозг у ребенка развивается раньше главного, но его рост и дифференциация продолжаются до юношеского возраста. Наиболее интенсивно спинной мозг растет у детей в период первых 10 лет жизни. Моторные (эфферентные) нейроны развиваются раньше, чем афферентные (чувствительные), на протяжении всего периода онтогенеза. Именно по этой причине детям гораздо легче копировать движения других, чем производить собственные двигательные акты.
У детей на момент рождения кора больших полушарий имеет такое же строение, как и у взрослых людей, однако ее поверхность с развитием ребенка увеличивается за счет формирования мелких закруток и борозд, что продолжается до 14-15 лет. В первые месяцы жизни кора полушарий растет очень быстро, созревают нейроны, идет интенсивная миелинизации нервных отростков. Миелин выполняет изоляционную роль и способствует росту скорости проведения нервных импульсов, так миелинизации оболочек нервных отростков способствует повышению точности и локализации проведения тех возбуждений, которые попадают в мозг, или команд, которые идут на периферию. Процессы миелинизации наиболее интенсивно происходят в первые 2 года жизни. Различные корковые зоны мозга у детей созревают неравномерно, а именно: сенсорные и моторные зоны завершают созревания в 3-4 года, тогда как ассоциативные зоны только с 7 лет начинают интенсивно развиваться и этот процесс продолжается до 14-15 лет. Наиболее поздно созревают лобные доли коры, ответственные за процессы мышления, интеллекта и ума.
Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать их функциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменения высшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованы согласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервной деятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников. Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда и физкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженными изменениями высшей нервной деятельности.
Анатомия нервной системы ребенка
- Условия
- Библиотека здоровья взрослых
- Библиотека педиатрического здоровья
- Тесты и процедуры
- Центры здоровья
- Рак
- Сахарный диабет
- Сердечное заболевание
- Центр ожирения и бариатрии
- Ортопедия
- Беременность и новорожденные
- Лекарства, травы и добавки
- Травы, витамины и добавки
- Питание и общее самочувствие
- Здоровые рецепты
- По диетическим соображениям
- По категории продуктов питания
- Пищевая ценность
- Велнес-библиотека
- Здоровые рецепты
- Центр новостей
- Здоровый образ жизни
- Уход за спиной и шеей
- Кровяное давление
- Холестерин
- Фитнес
- Душевное здоровье
- Питание
- Отказ от курения
- Стресс-менеджмент
- Управление весом
- Инструменты и мультимедиа
- Калькуляторы
- Рискованные оценки
- Ролики
- викторины
- Проверка симптомов
А Б С Д Е Ф г ЧАС я Дж К л М Н О п Вопрос р С Т U В Вт Икс Д Z
Анатомия нервной системы ребенка
Нервная система состоит из головного, спинного мозга и нервов. Эти части работают вместе, позволяя вашему ребенку думать, учиться, говорить и чувствовать эмоции. Они также помогают контролировать основные функции организма, такие как движение, ощущения, дыхание и сердцебиение. Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Нервы вне головного и спинного мозга составляют периферическую нервную систему.
С момента зачатия ребенка и до достижения им возраста 26 лет мозг растет и развивается. Гены влияют на развитие мозга наряду с жизненным опытом. Продолжающиеся изменения мозга формируют личность, мысли и взаимодействие человека с миром.
Ниже приведена дополнительная информация об основных частях нервной системы.
Нервная система
Мозг является центром управления телом. Он говорит телу, что делать, и обрабатывает информацию, отправляя и получая сообщения через спинной мозг и нервы. У каждой части мозга есть роль:
Головной мозг — самая большая часть головного мозга. Он разделен на две половины. Каждая половина содержит части (доли), которые контролируют определенные функции, такие как движение, мышление или извлечение и хранение воспоминаний. Головной мозг также получает и обрабатывает информацию от органов чувств. Эти органы включают глаза, уши, нос, рот и кожу.
Мозжечок расположен под большим мозгом. Это помогает контролировать баланс и координировать движения.
Ствол мозга расположен в основании головного мозга. Он контролирует основные функции организма, такие как глотание, дыхание, кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Кроме того, он содержит нервы, которые соединяются непосредственно с мозгом. Эти нервы называются черепными нервами. Они помогают передавать сообщения от мозга к органам чувств, определенным железам и внутренним органам, таким как сердце и легкие.
Спинной мозг начинается в нижней части ствола головного мозга и проходит через центр позвоночника (спинномозговой канал). Он содержит нервы, которые передают сообщения от мозга к остальной части тела. Эти нервы называются спинномозговыми.
Периферические нервы передают сообщения от головного и спинного мозга к остальным частям тела.
Сердце и пищеварительная система имеют собственную нервную систему. Они могут функционировать без головного или спинного мозга.
Подробнее о мозге
Мозг защищен костью, мозговыми оболочками и спинномозговой жидкостью.
Кость вокруг мозга образует череп.
Мозговые оболочки — это слои ткани, отделяющие мозг от черепа.
Спинномозговая жидкость (ЦСЖ) — это жидкость, которая амортизирует мозг внутри черепа. ЦСЖ производится в желудочках. Желудочки представляют собой полые пространства (полости) внутри головного мозга. В норме спинномозговая жидкость течет через и вокруг головного и вокруг спинного мозга.
Сопутствующее содержание Staywell
Заболевания нервной системы | Бостонская детская больница
Слушать
Расстройства нервной системы могут включать ряд состояний, которые могут быть хроническими или могут быть вызваны вторичными факторами. Нервная система представляет собой сложную, изощренную систему, которая регулирует и координирует деятельность организма. Он состоит из двух основных отделов:
- центральной нервной системы: состоящей из головного и спинного мозга
- периферическая нервная система: состоящая из всех других нервных элементов
Помимо головного и спинного мозга, к основным органам нервной системы относятся:
- глаза
- уши
- органы чувств вкуса
- органы чувств обоняния
- сенсорные рецепторы, расположенные в коже, суставах, мышцах и других частях тела
Заболевания нервной системы | Симптомы и причины
Каковы симптомы расстройства нервной системы?
Ниже приведены наиболее распространенные симптомы заболеваний нервной системы. Однако каждый ребенок может испытывать симптомы по-разному, и разные расстройства вызывают разные симптомы. Симптомы могут включать:
- задержки основных этапов развития
- увеличение или отсутствие роста размера головы
- изменения активности, рефлексов или движений
- отсутствие координации
- изменения уровня сознания или настроения
- ригидность мышц, тремор или судороги
- дети старшего возраста могут также жаловаться на постоянные или сильные головные боли, потерю чувствительности или покалывание или изменения зрения
Симптомы расстройства нервной системы могут напоминать другие состояния или проблемы со здоровьем. Всегда консультируйтесь с лечащим врачом вашего ребенка для постановки диагноза.
Что вызывает расстройства нервной системы?
Нервная система подвержена различным расстройствам и может быть повреждена следующими факторами:
- травма
- инфекций
- вырождение
- структурные дефекты
- опухоли
- нарушение кровотока
Заболевания нервной системы | Диагностика и лечение
Как мы лечим заболевания нервной системы
Отделение неврологии Бостонской детской больницы — старейшая, крупнейшая и самая известная в мире программа детской неврологии.