Особенности памяти человека: Особенности памяти как психологического процесса

Память человека. Виды памяти и их особенности

Память – это способность мозга запоминать разные виды информации. От нее зависит многое – обучаемость, способность работать в режиме многозадачности. Потому чем лучше вы запоминаете, тем выше работоспособность, эффективность обучения.

В зависимости от различных внешних факторов память может улучшаться или ухудшаться. Ее также можно тренировать, чтобы постоянно поддерживать мозг в тонусе.

В этом материале рассмотрим, какие виды памяти есть у человека. Также ответим на вопрос о том, что нужно делать для улучшения способности к запоминанию.

Основная классификация видов памяти у человека

Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Часто можно услышать о том, что есть всего два вида памяти у человека. Ученые выделяют больше и для этого создана специальная классификация:

  • По продолжительности сохранения материала. Одна информация нужна нам для выполнения текущих задач, в то время как другая пригодится только для текущей работы. Потому по продолжительности запоминания выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память.
  • По характеру психической активности. Мозгу нужно постоянно сохранять большой объем сведений и получает он их не только вербально. Ученые выделяют двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную память.
  • По характеру целей деятельности. Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно.

Так можно описать виды памяти у человека кратко. Каждый требуется в разных ситуациях. Одни позволяют нам получать навыки для выполнения работы, различных видов деятельности. Другие используются как защитные механизмы, которые не позволяют нам нанести вред своему здоровью или повторить одну и ту же ошибку много раз.

Далее мы более подробно ответим на вопрос о том, какие виды памяти имеются у человека и чем они отличаются.

Долговременная память

Нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.

Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.

Кратковременная память

Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.

После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.

Оперативная память

Многие ошибочно говорят о том, что это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, оперативная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.

При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.

Двигательная память

При помощи такого механизма человек может запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимся ходить в детстве или выполнять различные действия руками.

Образная память

Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образном запоминании используется несколько видов памяти:

  • Зрительная.
  • Вкусовая.
  • Осязательная.
  • Слуховая.
  • Обонятельная.

Именно так человек не только формирует картину мира вокруг себя, но и может связать несколько образов. К примеру, глядя на розу мы сразу представляем ее аромат. Это результат того, что несколько форм запоминания работают в связке и создают четкий ассоциативный ряд.

Эмоциональная память

Позволяет нам запоминать наши чувства и эмоции. Это важный механизм, который служит катализатором или тормозом при повторении определенных действий. С раннего возраста человек учится повторять то, что приносит ему удовольствие и остерегаться действий с негативной эмоциональной окраской.

Словесно-логическая память

Содержит мысли человека, существующие с привязкой к нашему языку. Это позволяет разговаривать, формулировать предложения на том языке, который вы выбираете для общения с собеседником.

Произвольная и непроизвольная формы запоминания

С этой классификацией все просто. Произвольно человек запоминает что-то, потому что у него есть цель сделать это. Но мозг может закрепить какую-то информацию и непроизвольно. Именно по этой причине иногда мы весь день не можем отделаться от случайно услышанной где-то песни, хотя могли и не обратить на нее особого внимания.

Что влияет на память

На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов. К ним относится наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.

Ученые активно проводят эксперименты, которые призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают нормализовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.

Как улучшить способность запоминать

Многие виды памяти у человека можно улучшить, если выполнять правильные действия. К ним относятся такие, как:

  • Специальные упражнения, использование методов мнемоники.
  • Соблюдение режима сна, регулярный отдых.
  • Стабилизация рациона, прием витаминных комплексов по совету врача.
  • Занятия спортом, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Также не стоит забывать о наборе методов мнемоники, которые позволяют увеличить объем как кратковременной, так и долговременной памяти.

Психологические особенности памяти

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Запоминание — процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление — кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания

Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности — ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

Виды памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти.

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта.

Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

В зависимости от характера деятельности

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

В зависимости от способа запоминания

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 — 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти[1] . Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Память: виды, факты и мифы

Резюме: Хотите узнать виды памяти? Каковы характеристики и операции кратковременной и долговременной памяти? Что такое рабочая память? Конечно, вы делаете, если вы участвуете в области электронного обучения! И последнее, но не менее важное: в этом посте я представлю вам 7 Разрушителей мифов о памяти!

Наша система памяти, согласно когнитивной психологии , делится на следующие 2 типа :

  • Кратковременная память , которая хранит звуки, изображения и слова, позволяет производить короткие вычисления и фильтрует информацию, которая либо попадает в долговременную память, либо отбрасывается.
  • Долговременная память , которая позволяет нам хранить информацию в зависимости от значения и важности в течение длительных периодов времени, влияет на наше восприятие и представляет собой структуру, к которой прикрепляется новая информация.

Основные характеристики кратковременной памяти

Кратковременная память имеет 3 основные характеристики :

  1. Кратковременная продолжительность , которая может длиться не более 20 секунд.
  2. Его емкость ограничена 7 ± 2 порциями независимой информации (закон Миллера) и уязвима для помех и прерываний.
  3. Его ослабление (из-за многих причин, таких как прием лекарств, недосыпание, инсульт или травма головы, например) является первым шагом к потере памяти.

Кратковременная память отвечает за 3 операции :

  1. Iconic , в котором есть возможность хранить изображения.
  2. Acoustic , который позволяет хранить звуки.
  3. Рабочая память , то есть способность хранить информацию до тех пор, пока она не будет использована. Для некоторых ученых рабочая память является синонимом кратковременной памяти, но правда в том, что рабочая память используется не только для хранения информации, но и для обработки информации. Важно то, что он гибкий, динамичный и имеет решающее значение для успешного обучения.

Основные характеристики долговременной памяти

Информация в Долговременной памяти хранится в виде сети схем, которые затем преобразуются в структуры знаний. Именно поэтому мы вспоминаем соответствующие знания, когда натыкаемся на подобную информацию. Задача разработчика учебных пособий состоит в том, чтобы активировать существующие структуры перед представлением новой информации, а этого можно добиться различными способами, например, с помощью графики, фильмов, вопросов, вызывающих любопытство, и т.

д.

2 типа долговременной памяти

  1. Явный : Сознательные воспоминания, которые включают наше восприятие мира, а также наш личный опыт.
  2. Неявный : Бессознательные воспоминания, которые мы используем, не осознавая этого.

Долговременная память  отвечает за 3 операции

  1. Кодирование , то есть способность преобразовывать информацию в структуру знаний.
  2. Хранение , способность накапливать порции информации.
  3. Поиск , то есть способность вспоминать вещи, которые мы уже знаем.

    Улучшите долговременную память ваших учеников с помощью лучшего авторского инструмента!

    Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков авторских инструментов для электронного обучения!

    Найдите подходящего поставщика


7 Разрушители мифов о памяти
  1. Вечных воспоминаний не бывает . Каждая долговременная память имеет определенный срок жизни.
  2. Память не бесконечна . Согласно недавнему исследованию, большинство людей не могут запомнить более 300 000 фактов за свою жизнь.
  3. Кодирование не укрепит нашу память . Согласно недавнему исследованию, если мы будем хранить информацию в том виде, в каком мы ее изначально получили, она сохранится дольше.
  4. Не заниматься перед сном . Это правда, что сон полезен для обучения, однако нейрогормональное состояние мозга лучше всего ранним утром, и это относится ко всем людям.
  5. Память угасает с возрастом . Хорошо натренированная память может быть устойчивой независимо от возраста просто потому, что тренировка увеличивает объем знаний.
  6. Быстрее учатся те, кто практически не забывает . Все дело в том, как мы манипулируем информацией и как мы связываем ее с образами, а это зависит от того, насколько мы умны.
  7. Нет простого способа запомнить . Запоминание — это навык, требующий довольно много умственных усилий. Есть методики, но они не без усилий.

И последнее, но не менее важное: понимание основ теории когнитивной нагрузки и применение их в своем учебном проекте является абсолютной необходимостью, особенно если вы хотите, чтобы ваши учащиеся получили максимальную отдачу от создаваемого вами курса электронного обучения. Я настоятельно рекомендую вам прочитать статью «Теория когнитивной нагрузки и учебный дизайн 9».0006 .

Ссылки

  • Что такое рабочая память и почему она важна?
  • 10 самых популярных мифов о памяти
  • В чем разница между долговременной, кратковременной и рабочей памятью?
  • Рабочая память — поисковая машина ума
  • Память и обучение

Homebase

Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.

Подробнее

Человеческая память — факты и информация

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

1 / 2

1 / 2

Инженер носит сенсорный шлем, часть сканера мозга, в Центре биомедицинской визуализации Мартиноса при Массачусетской больнице общего профиля.

Инженер носит шлем шлем датчиков, часть сканера мозга, в Центре биомедицинской визуализации Мартиноса в Массачусетской больнице общего профиля.

Фотография ROBERT CLARK

С самого рождения наш мозг бомбардируется огромным количеством информации о нас самих и окружающем мире. Итак, как нам сохранить все, что мы узнали и испытали? Воспоминания.

Люди сохраняют разные типы воспоминаний в течение разного промежутка времени. Кратковременные воспоминания длятся от нескольких секунд до часов, а долговременные – годами. У нас также есть рабочая память, которая позволяет нам удерживать что-то в уме в течение ограниченного времени, повторяя это. Всякий раз, когда вы повторяете себе номер телефона снова и снова, чтобы запомнить его, вы используете свою рабочую память.

Еще один способ классификации воспоминаний — по предмету воспоминаний и тому, осознаете ли вы это. Декларативная память, также называемая явной памятью, состоит из воспоминаний, которые вы испытываете сознательно. Некоторые из этих воспоминаний являются фактами или «общеизвестными фактами»: такие вещи, как столица Португалии (Лиссабон) или количество карт в стандартной колоде игральных карт (52). Другие состоят из прошлых событий, которые вы пережили, например, день рождения в детстве.

Недекларативная память, также называемая имплицитной памятью, накапливается бессознательно. К ним относятся процедурные воспоминания, которые ваше тело использует для запоминания навыков, которым вы научились. Вы играете на музыкальном инструменте или катаетесь на велосипеде? Это ваши процедурные воспоминания на работе. Недекларативные воспоминания также могут формировать бездумные реакции вашего тела, например слюноотделение при виде вашей любимой еды или напряжение при виде чего-то, чего вы боитесь.

Обычно декларативную память формировать легче, чем недекларативную. Чтобы запомнить столицу страны, требуется меньше времени, чем для того, чтобы научиться играть на скрипке. Но недекларативные воспоминания сохраняются легче. Однажды научившись кататься на велосипеде, вы вряд ли забудете.

Типы амнезии

Чтобы понять, как мы что-то помним, невероятно полезно изучить, как мы забываем — вот почему нейробиологи изучают амнезию, потерю воспоминаний или способность к обучению. Амнезия обычно является результатом какой-либо травмы головного мозга, такой как черепно-мозговая травма, инсульт, опухоль головного мозга или хронический алкоголизм.

Существует два основных типа амнезии. Первая, ретроградная амнезия, возникает, когда вы забываете то, что знали до травмы головного мозга. Антероградная амнезия — это когда травма головного мозга ограничивает или останавливает чью-либо способность формировать новые воспоминания.

Наиболее известным примером антероградной амнезии является история Генри Молисона, которому в 1953 году удалили часть мозга в качестве крайней меры для лечения тяжелых припадков. Хотя Молисон, известный при жизни как Г. М., помнил большую часть своего детства, он не мог формировать новые декларативные воспоминания. Людям, работавшим с ним десятилетиями, приходилось заново представляться при каждом посещении.

Изучая людей, таких как Х.М., а также животных с различными типами повреждений головного мозга, ученые могут проследить, где и как в мозгу формируются различные виды воспоминаний. Кажется, что краткосрочные и долговременные воспоминания формируются по-разному, равно как и декларативные и процедурные воспоминания.

В мозгу нет места, в котором хранятся все ваши воспоминания; разные области мозга формируют и хранят разные виды воспоминаний, и в каждой из них могут быть задействованы разные процессы. Например, эмоциональные реакции, такие как страх, находятся в области мозга, называемой миндалевидным телом. Воспоминания об усвоенных вами навыках связаны с другой областью, называемой полосатым телом. Область, называемая гиппокампом, имеет решающее значение для формирования, сохранения и воспроизведения декларативных воспоминаний. Височные доли, области мозга, которые H.M. частично отсутствуют, играют решающую роль в формировании и воспроизведении воспоминаний.

Как формируются, хранятся и вызываются воспоминания

С 1940-х годов ученые предполагали, что воспоминания хранятся в группах нейронов или нервных клеток, называемых клеточными ансамблями. Эти взаимосвязанные клетки срабатывают как группа в ответ на определенный раздражитель, будь то лицо вашего друга или запах свежеиспеченного хлеба. Чем больше нейронов срабатывает вместе, тем больше укрепляются межклеточные связи. Таким образом, когда будущий стимул запускает клетки, более вероятно, что сработает вся сборка. Коллективная активность нервов транскрибирует то, что мы переживаем, как память. Ученые все еще работают над деталями того, как это работает.

Чтобы кратковременная память стала долговременной, ее необходимо усилить для долговременного хранения. Этот процесс называется консолидацией памяти. Считается, что консолидация происходит за счет нескольких процессов. Один из них, называемый долговременной потенциацией, состоит в том, что отдельные нервы модифицируют себя, чтобы расти и общаться с соседними нервами по-разному. Это ремоделирование изменяет связи нервов в долгосрочной перспективе, что стабилизирует память. Все животные с долговременной памятью используют один и тот же базовый клеточный механизм; ученые разработали детали долговременного потенцирования, изучая калифорнийских морских слизней. Однако не все долговременные воспоминания обязательно должны начинаться с кратковременных воспоминаний.

Когда мы вспоминаем, многие части нашего мозга быстро взаимодействуют друг с другом, включая области коры головного мозга, отвечающие за высокоуровневую обработку информации, области, обрабатывающие необработанные входные данные наших органов чувств, и область, называемую медиальной височной долей. это, кажется, помогает координировать процесс. Одно недавнее исследование показало, что в тот момент, когда пациенты вспоминали недавно сформированные воспоминания, рябь нервной активности в медиальной височной доле синхронизировалась с рябью в коре головного мозга.

Много тайн памяти осталось. Насколько точно воспоминания закодированы в группах нейронов? Насколько широко распространены в мозге клетки, кодирующие данное воспоминание? Как деятельность нашего мозга соотносится с тем, как мы воспринимаем воспоминания? Эти активные области исследований могут однажды дать новое представление о функциях мозга и о том, как лечить состояния, связанные с памятью.

Например, недавняя работа продемонстрировала, что некоторые воспоминания необходимо «реконсолидировать» каждый раз, когда они вызываются. Если это так, акт запоминания чего-либо делает это воспоминание временно податливым, позволяя ему усиливаться, ослабевать или иным образом изменяться. Воспоминания могут быть более легко затронуты лекарствами во время реконсолидации, что может помочь в лечении таких состояний, как посттравматическое стрессовое расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *