Опыт соль и вода: 6 простых экспериментов для детей

ОПЫТЫ С ВОДОЙ — УЧИСЬ БЕРЕЖЛИВЫМ БЫТЬ

 «ГИБКАЯ ВОДА»

 Цель: Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.

 Оборудование:

 1.     Раковина и водопроводный кран.

 2.     Воздушный шарик.

 3.     Шерстяной свитер.

Опыт: Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика.  Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

 Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой.

Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Вывод:  В воде электроны могут свободно перемещаться.

 

«ВОЛШЕБНАЯ МОНЕТА»

 Цель: металлы проводят тепло.

 Попроси своего друга взять одну из монет, сжать ее в руке и, немного подержав, положить на стол. А теперь попробуй отличить ее от других. Потрогай все монеты: та, которую держал твой друг, будет самой теплой. Металл быстро нагревается и сохраняет тепло.

Приложите к кусочку дерева копейку и оберните их белой бумагой. Поднесите все это на короткое время к пламени свечи так, чтобы пламя только коснулось места, где над бумагой находится копейка. Старайтесь не дать бумаге загореться. Но бумага все же успела обуглиться, и обуглилась она вокруг монеты.

 

« ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ, ВКУСА, ЗАПАХА И ЦВЕТА»

Цель:  Доказать, что вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Оборудование:

 1.  Прозрачные сосуды разной формы.

 2.  По 5 стаканчиков с чистой питьевой водой для каждого ребенка.

 3.  Гуашь разных цветов (белая – обязательно!), прозрачные стаканы, на 1 больше, чем  количество подготовленных цветов гуаши.

 4.  Соль, сахар, грейпфрут, лимон.

 5.  Большой поднос.

 6.  Емкость с достаточным количеством чистой воды.

 7.  Чайные ложки по количеству детей.

Опыт: Переливаем одну и ту же воду в прозрачные сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на поднос, она растекается бесформенной лужей. Это все происходит потому, что вода не имеет своей формы.  Далее мы предлагаем детям понюхать воду в пять подготовленных стаканчиках с чистой питьевой водой. Пахнет ли она? Вспомним запахи лимона, жареной картошки, туалетной воды, цветов.

Все это действительно имеет запах, а вода ничем не пахнет, у нее нет своего запаха. Давайте попробуем воду на вкус. Какая она по вкусу? Выслушиваем разные варианты ответов, затем предлагаем в один из стаканчиков добавить сахар, размешать и попробовать. Какая стала вода? Сладкая! Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода!), грейпфрут (горькая вода!), лимон (кислая вода!). Сравниваем с водой в самом первом стаканчике и делаем вывод, что чистая вода не имеет вкуса. Продолжая знакомиться со свойствами воды, мы разливаем воду в прозрачные стаканы. Какая вода по цвету? Выслушиваем разные варианты ответов, потом подкрашиваем воду во всех стаканах, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить

ответы детей, что вода – белая. Делаем вывод, что чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.

Вывод:  Вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

 

«СОЛЕНАЯ ВОДА ПЛОТНЕЕ ПРЕСНОЙ, ОНА ВЫТАЛКИВАЕТ ПРЕДМЕТЫ»

 Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).

  Оборудование:

 1. 2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.

 2.   3 сырых яйца.

 3.   Поваренная соль, ложка для размешивания.

 Опыт: Покажем детям пол-литровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно  утонет, все были правы. Возьмем вторую пол-литровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора.

Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Вывод:  Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

 

 «ДОБЫВАЕМ ПРЕСНУЮ ВОДУ ИЗ СОЛЕНОЙ 

(МОРСКОЙ) ВОДЫ»

Опыт проводится в летний период, на улице, в жаркую солнечную погоду.

Цель: Найти способ добывания пресной воды из соленой (морской) воды.

 Оборудование:

 1.     Таз с питьевой водой.

 2.     Поваренная соль, ложка для размешивания.

 3.     Чайные ложки по количеству детей.

 4.     Высокий пластиковый стакан.

 5.     Камешки (галька).

 6.     Полиэтиленовая пленка.

Опыт: Наливаем в таз воду, добавляем туда соль (4-5 столовых ложек на 1 литр воды), тщательно размешиваем, пока соль не растворится. Предлагаем детям попробовать (для этого у каждого ребенка есть своя чайная ложка). Конечно, невкусно! Представьте, что мы попали в кораблекрушение, находимся на необитаемом острове. Помощь обязательно придет, спасатели скоро доберутся до нашего острова, но как же хочется пить! Где взять пресную воду? Сегодня мы научимся добывать ее из соленой морской воды. Положим на дно пустого пластикового стакана промытую гальку, чтобы он не всплывал, и поставим стакан в середину таза с водой. Его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натянем пленку, завязав ее вокруг таза. Продавим пленку в центре над стаканчиком и положим в углубление еще один камешек. Поставим таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода (можно попробовать).

Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, превращаться в пар, который оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу. Теперь, когда мы знаем, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и их нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Вывод:  Из соленой морской воды можно получить чистую (питьевую, пресную) воду, потому что вода может испаряться на солнце, а соль – нет.

«МЫ ДЕЛАЕМ ОБЛАКО И ДОЖДЬ»

       Цель: Показать, как образуются облака и что такое дождь.

       Оборудование:

 1.     Трехлитровая банка.

 2.     Электрический чайник для возможности кипячения воды.

 3.     Тонкая металлическая крышка на банку.

 4.     Кубики льда.

     Опыт: Наливаем в трехлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закрываем крышкой. На крышку кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.

  Вывод: Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

«ВОДА МОЖЕТ ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ»

 Цель: Доказать, что вода может перемещаться по различным причинам.

 Оборудование:

 1.     8 деревянных зубочисток.

 2.     Неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см).

 3.     Пипетка.

 4.     Кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого).

 5.     Жидкость для мытья посуды.

 6.     Пинцет.

 Опыт: Показываем детям тарелку с водой. Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться. А может ли она перемещаться сама по себе? Дети считают, что нет. Попробуем это сделать. Аккуратно выложим пинцетом зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца, подальше друг от друга. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр тарелки аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру. Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки «разбегутся»! Почему? Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Вывод: Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам.

«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Оборудование:

 1.     Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

 2.     Электроплитка.

 3.     Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).

 Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег,  положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, Воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар,

касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие              капли воды.

Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод 4: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.

Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый  лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми  снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

 

«ОКРАШИВАНИЕ ВОДЫ»

Цель: выявить свойства воды. Она может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны. (Вода прозрачная.) Далее выясняют, как можно окрасить воду. (Добавить краску.) Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой.) В каком стаканчике краска быстрее растворяется? (В стакане с тёплой водой.) Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной.)

 

«КАК ВЫТОЛКНУТЬ ВОДУ?»

 Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники, например, сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: О чем мы сегодня узнали? (Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. )

«КУДА ДЕЛАСЬ ВОДА?»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды.)

Материал: две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости. Вместе с воспитателем делают отметку уровня. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).

 

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ»

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы,  чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую  воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

  

«СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ»

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам  рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

 

«ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ»

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы,  бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие  «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне,  аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

 

 «ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета — воспроизводим эффект радуги.

Материалы: Необходимое условие — ясный солнечный день.  Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

 

«ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ»

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

 

«ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

 

«ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ»

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте  гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает — не тонет.

 

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА?»

Цель: познакомить с процессом конденсации.

Материал: ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Воспитатель накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке. ) Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

 

 «ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Вьюжанин А.Н. 1


1МБОУ «Нижнелыпская ООШ»

Королева Т.А. 1


1МБОУ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Летом мы всей семьей ездили отдыхать в город Соль-Илецк Оренбургской области. Какое же было мое удивление, когда я увидел берега, покрытые белым веществом! Оказалось, что это соль. Когда стал купаться, почувствовал, что мне очень легко плавать и вода подталкивает вверх. Один раз чуть не захлебнулся, потому что вода была очень соленая. Тут я вспомнил слова бабушки: «Не ешь много соли, соль – белая смерть». Конечно, расстроился. Вот эти летние впечатления и подтолкнули меня заняться изучением соли. Так получилась моя работа.

Я поставил перед собой цель — опытным путем изучить свойства соли и ответить на вопросы, которые у меня возникли: откуда появилась соль на берегу озера; почему в соленой воде легко плавать; почему говорят, что соль – это «белая смерть», где еще можно применять соль, кроме пищи.

Чтобы добиться поставленной цели, я должен решить следующие задачи: 1) найти и изучить литературу о соли, о ее истории, о пользе и вреде этого продукта; 2) провести опыты с пищевой солью, чтобы выявить ее свойства, и проанализировать полученные результаты; 3) на основе опытов, бесед с учителями химии и физики нашей школы узнать, где еще человек может использовать соль; 4) провести опрос среди учеников нашей школы, что они знают о соли, и эксперимент, сколько употребляют младшие и старшие школьники соли каждый день.

Я выдвинул гипотезу, что про соль мы знаем очень мало, несмотря на то, что она каждый день у нас стоит на столе.

Методы исследования: анализ литературы, беседа, опрос, наблюдение, эксперименты, классификация.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, чтобы не переставать удивляться самым знакомым и в то же время незнакомым вещам.

Из истории поваренной соли.

Из книг и из интернета я узнал, что еще в древние времена человек употреблял соль. Люди тогда придавали вкус пище с помощью золы растений, водорослей, морской воды и даже крови животных. Такая «подсоленная» пища была вкуснее, лучше утоляла голод и быстро восстанавливала силы.

Особой находкой тогда считался белый порошок, который собирали с камней на берегу моря или соленых озер. Вот так человек и познакомился с пищевой солью.

Добывать поваренную соль начали еще до нашей эры, и она была дорогим товаром. В то время за четыре небольших куска соли можно было купить раба. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Из-за соли происходили даже войны. Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь. Люди получали только хлеб и воду, а соли были полностью лишены. Через некоторое время они умирали.

Соли же в нашей стране в 15 -17 веках не хватало. Ее покупали даже за границей. И оказалось, что в наших городах: в Соликамске, Березниках, Усолье — очень много соленой воды, рассолов.

Как же образовалась соль? Примерно 200 миллионов лет назад на территории нашего края находилось море. Под солнечными лучами вода нагревалась и испарялась. Когда море исчезло, остались огромные залежи соли. Из книги «Рассказы для чтения по истории Прикамья» я узнал, как варили соль. Добывали ее вручную. Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу. Это был очень тяжелый труд.

Но соль всегда была символом чистоты и дружбы. «Вы – соль земли», – говорил Христос своим ученикам, имея в виду их высокие нравственные качества. В некоторых церквях при крещении в ротик младенца клали кристаллик соли, у славян — «съесть вместе пуд соли» — значит хорошо узнать друг друга и подружиться.

Соль находится в природе уже в готовом виде. Особенно её много в морской воде, в соленых озерах, а еще она встречается в виде твердой каменной соли. Каменная соль образует под землей огромные горы. Такие гигантские горы называют соляными куполами.

В энциклопедии мы прочитали, что соль бывает разных видов, добывают ее по-разному:

1. Каменную соль добывают в горах в специальных карьерах.

2. Самосадочную соль, или озёрную, добывают из пластов на дне соляных озёр.

А еще соль выпаривают или вымораживают из воды озёр и подземных вод. Также узнали, что в пищу используют каменную или самосадочную соль.

Самое большое озеро, из которого теперь добывается поваренная соль в России, — это Баскунчак. Летом вода испаряется, озеро мелеет и, наконец, совсем высыхает, покрываясь белым пластом соли. Несколько миллионов тонн соли добывается здесь ежегодно.

Как же вырастить в домашних условиях кристаллы соли?

Необходимо взять баночку с горячей водой, добавлять в неё соль и помешивать до тех пор, пока соль перестанет растворяться. Получится перенасыщенный раствор соли. Затем нужно его процедить в другую баночку и опустить в неё палочку. Через несколько дней на палочке появятся кристаллы соли. Потом мы с учителем биологии рассмотрели кристаллическую решетку через микроскоп. Кристаллическая решетка морской соли крупнее, чем поваренной.

Теперь я понял, почему берег озера был белый — это же кристаллы соли!

Свойства соли, значение и применение.

Чтобы изучить свойства соли, я проводил опыты.

ОПЫТ № 1. «Влияние соли на плавучесть».

Для проведения опыта я взял сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положил сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустилось на дно стакана. 2. Добавил в воду несколько ложек соли.

3. Опустил яйцо в стакан с солёной водой — яйцо осталось плавать на поверхности воды.

Почему же так происходит? Узнал у учителя физики, что есть понятие «плотность». Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем выше плотность и тем сложнее в ней утонуть. Вот почему, оказывается, мне было так легко плавать в соленом озере!

Еще удивило меня то, что есть Мертвое море — один из самых соленых водоемов в мире. Вода в нем настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть и даже читать газету. Вода там примерно в 8 раз соленее, чем в океане. Это делает воду непригодной для живых существ. Таким образом, в очень соленой воде не живут живые организмы, растения. Это свойство соли использовалось для хранения мяса, рыбы и других портящихся продуктов (т.к не было холодильников), натертые солью, они не гнили и можно было хранить долго. Так соль стали использовать для консервирования.

Я с бабушкой поливал одно комнатное растение слабым раствором соли, а другое — очень соленым. Что получилось? Первое – растет, благоухает, а второе, к сожалению, погибло.

Вывод: даже растения не переносят много соли.

ОПЫТ № 2. «Лёд и соль».

Я знаю, что лёд образуется при температуре 0 С. А что произойдет, если к нему добавить соль? Я взял большой полиэтиленовой пакет, насыпал кусочки льда, перемешал с солью и положил туда жидкий брусничный сок в пакетике. Затем ровно две минуты нужно было трясти пакет со льдом, и мой сок превратился в кусочек вкусного брусничного мороженого.

Что же произошло? Оказывается, лед от соли тает, но при этом температура понижается. Мы видим, она достигла – 12 градусов, может достичь и до -17 градусов. Вот это чудо: сок превращается на глазах в мороженое. Это свойство соли (растопить лед) используют зимой, когда обрабатывают дороги от гололеда. Также можно быстро остудить воду, соки. Замерзшие оконные стекла, стекла автомобиля можно легко очистить крепким раствором соли.

Чем больше я делал опытов, тем мне становилось интереснее, возникали разные вопросы.

ОПЫТ № 3. А какая вода быстрее закипает: пресная или соленая? Я почему-то подумал, что соленая, но ошибся. Пресная вода закипела за 2 минуты, а соленая за 2 мин. 15 сек.

Вывод: соленая вода закипает при более высокой температуре, чем вода, у которой точка закипания + 100 С

Поэтому, как говорит моя бабушка, макароны, картофель и другие продукты готовятся быстрее в соленой воде.

ОПЫТ № 4.«Влияние соли на температуру замерзания воды».

Проведя предыдущий опыт, я заинтересовался следующим вопросом: как зависит температура замерзания воды от количества соли в ней. Чтобы узнать это, я приготовил 2 раствора: 1) на стакан воды 1 ч. ложка соли, 2) на стакан воды 2 столовые ложки соли. Поставил в морозильную камеру, засек время. Через час я увидел, что из первого раствора получились кубики льда, второй еще и не начинал. Думал, за ночь точно уж образуются кубики. Какое же было мое удивление – вместо кубиков была бесформенная талая масса. Вывод: чем больше соли в растворе, тем ниже температура его замерзания (а в морозилке всего – 12 градусов). Значит, кубики образуются при более низкой температуре. Поэтому зимой на асфальте, посыпанном солью, даже при -17 градусов нет льда.

ОПЫТ №5. Взаимодействие воды и соли.

Берем 3 кружки с водой: в первой вода пресная, во второй соленая, в третьей – насыщенный раствор. Из картофеля нарезаем три кубика одинакового размера. Утром обнаружим, что в пресной воде кубик набух, во второй почти не изменился, а в третьей он съежился. Почему?

В картошке есть слабый раствор соли, вода стремится растворить лишнюю соль в кубике и устремляется внутрь кубика. И он разбухает.В третьей кружке вода очень соленая, и вода, которая есть в картошке, устремляется наружу из кубика. А так как вода из кубика вышла, то он сморщился. Увидели способность соли вытягивать воду из продуктов.

Соль – полезно или вредно?

Соль совершенно необходима для жизни человека. Она не только придает вкус пище. Без соли не может существовать ни одна живая клетка. Я прочитал, что суточная норма соли всего 1,5 – 2,5 грамма (по данным ВОЗ)- половина чайной ложки.

Если не употреблять соль, то начнут отмирать мышцы, нарушится работа желудка, сердца, а также человек станет очень нервным. В то же время смертельная доза для человека составляет 250 г за раз. Из-за переизбытка соли в крови очень резко повысится давление и появятся отеки (ведь соль задерживает жидкость) Главный вопрос: сколько употреблять соли, чтобы она не стала ядом?

Я провёл опрос среди учеников нашей школы, что они знают про соль, пользу и вред. Оказалось, что почти 100% знают, что соль — это пищевой продукт. Но более 80% учеников не могут ответить, почему нельзя есть много соли, к каким болезням приводит употребление большого количества соли. 90% считают, что дневная норма соли -10-15 граммов. Это очень много! Вот как это выглядит наглядно:

Слева – суточная норма 0,5 ч. ложки, на тарелке – норма за неделю. Справа – столько мы употребляем соли: 1 ст. ложка – 15 граммов! За неделю – почти полная тарелка. И это на одного человека.

Чтобы узнать, сколько соли съедают ученики нашей школы, мы провели эксперимент: убрали со всех столов соль, и многие ребята возмутились, так что пришлось вернуть им солонки. Некоторые, даже еще не попробовав еду, сразу начинают её солить. Вот какие интересные факты мы обнаружили: ученики 7,8,9, классов подсаливают еду в школьной столовой почти каждый день, а ученики начальных классов – нет. В чем причина, я еще не понял. Может, у старшеклассников в организме каких-то веществ не хватает? Попробую изучить эту проблему в следующем году.

Заключение.

Я пришел к выводу, что моя гипотеза оказалась верной: большая часть учеников нашей школы знают о соли очень мало, не задумываются, какой вред может принести для организма чрезмерное употребление соли, особенно в таких продуктах, как чипсы, кириешки, крабики, луковые кольца и т.п., так любимые нашими ребятами.

Поэтому моя задача: выступить со своей работой на школьной конференции, в детском саду, рассказать об этом удивительном «знакомом незнакомце», дать советы по употреблению соли и убедить, что соль может быть не только другом, но может стать и врагом. Я постараюсь заинтересовать их темой своего исследования.

Выполняя работу, я научился работать с разными источниками информации, выделять главное, что очень трудно (всё кажется интересным),

получил навыки исследователя -экспериментатора.

На все поставленные проблемные вопросы я нашел ответ, считаю, что цель работы достигнута.

Список использованных источников и литературы.

  1. Большая книга экспериментов для школьников. – М.: ООО «Издательство «Россмен –Пресс», 2004.

  2. Горбацевич Н.П. Мой пермский край. – Пермь, «Книжный мир», 2015.

  3. Горбацевич Н.П. Прикамье: странички далеких и близких времен. – Пермь, «Книжный мир», 2003.

  4. Гашева К. К. Оляпка -10. – Пермское книжное издательство, 2000.

  5. Князева Н.А. Маленький пермяк. – «Книжный мир», Пермь, 2000.

Интернет ресурсы

  1. www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html

  2. www.ja-zdorov.ru/blog/polza

12

Просмотров работы: 3755

Эксперимент с соленой водой | Наука об океане для детей • The Science Kiddo

Перейти к содержимому

Поиск:

Предыдущий Следующий

Эксперимент с соленой водой | Наука об океане для детей

Этот сверхлегкий эксперимент с соленой водой — идеальный кухонный научный эксперимент, чтобы научить детей отличать плотность соли от пресной воды. С приближением лета и запланированными поездками на пляж самое время узнать, чем соленая вода океана отличается от пресной речной воды. В конце этого поста вы найдете еще 20 обучающих занятий на морскую тематику, которыми можно заняться с детьми!

Немного предыстории

*Этот пост содержит партнерские ссылки. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой раскрытия информации.

Я был так рад узнать об океане вместе с моими детьми! Есть так много удивительных животных и неизведанных областей океана.

Перед началом нашего научного эксперимента мы посмотрели два эпизода о жизни океана на планете Земля. (Если вы еще не видели эти УДИВИТЕЛЬНЫЕ документальные фильмы о дикой природе, вы многое упускаете! Посмотрите эти DVD-диски в библиотеке или купите их на Amazon как можно скорее!)

Как только мы получили базовые знания об океане, мы поставили эксперимент с соленой водой. Это был первый раз, когда я познакомил детей с «контролируемой переменной». (Вещь, которую вы не меняете, чтобы вы могли сравнивать с ней другие вещи.) Мои маленькие ученые растут.

Эксперимент с соленой водой

Мы отправились на кухню, чтобы собрать следующие предметы:

  • Маленькие пластиковые драгоценности (мы купили наши в долларовом магазине. Если у вас нет именно этих драгоценностей, не волнуйтесь. Вместо этого вы можете использовать сырые яйца или небольшой виноград.Я провел аналогичный эксперимент с соленой водой на тему Хэллоуина, который вы можете увидеть здесь.)
  • Несколько прозрачных чашек с водой
  • Соль
  • Сахар
  • Пищевая сода

* Не стесняйтесь тестировать другие вещества, такие как стиральная сода, разрыхлитель, песок, кукурузный крахмал и т. д. Всегда интересно поэкспериментировать и посмотреть, что получится!

После того, как мы собрали наши запасы, мы следовали этим инструкциям, чтобы провести эксперимент с соленой водой:

  • Растворите 2 столовые ложки соли в одной чашке, 2 столовые ложки сахара в другой чашке и 2 столовые ложки пищевой соды в третьей чашке. . Обязательно оставьте одну чашку в виде простой пресной воды. (Это контролируемая переменная.)

  • Подпишите каждую чашку, чтобы все было организовано.
  • Предложите детям подумать о том, что может произойти, если они бросят драгоценности в каждую чашку. Драгоценности утонут или всплывут?
  • Бросьте драгоценности в каждую чашку, чтобы проверить, верны ли догадки детей!

*Подсказка: вам может понадобиться добавить в воду больше соли/сахара/пищевой соды, в зависимости от того, какие драгоценности или продукты вы используете в этом эксперименте. Добавьте столько, чтобы вы могли видеть немного порошка на дне чашки. Соленая вода и вода с пищевой содой должны заставить драгоценности плавать. Читайте ниже, чтобы узнать, почему!

Наука эксперимента с соленой водой

Когда вы добавляете соль в воду, она становится более плотной. Это означает, что он становится тяжелее. Многие предметы, которые тонут в пресной воде, будут плавать в соленой воде!

Предметы плавают в воде с пищевой содой, потому что пищевая сода является своего рода солью. Он растворяется в воде, делая воду более плотной, как это делает поваренная соль. Однако у пищевой соды есть еще одно свойство, которое нас немного удивило!

При растворении пищевой соды в воде часть ее вступает в реакцию с образованием углекислого газа. Если вы внимательно посмотрите, то увидите крошечные пузырьки, поднимающиеся со дна чашки.

Должно быть, мы добавили в воду нужное количество пищевой соды, потому что, когда мы клали драгоценности в чашку, они зависали прямо посередине!

Со временем крошечные пузырьки углекислого газа прикрепились к пластиковым драгоценностям и стали действовать как крошечные спасательные круги, перенося драгоценности на верх чаши. Наблюдать за этим процессом было просто УВЛЕКАТЕЛЬНО! Моему сыну нравилось наблюдать, как драгоценности медленно поднимаются на поверхность.

Попробуй этот веселый и простой научный эксперимент, изучая океан в этом году! И обязательно ознакомьтесь со списком ниже, чтобы узнать о других мероприятиях на тему океана от самых креативных блоггеров в Интернете.

Другие кулинарные эксперименты –>

Другие занятия в океане для детей

СЛЕВА НАПРАВО:

(НЕ ПОКАЗАНО) Ocean Size Sort: Small’s Early Learning 90 Liz 3 Large //

Рыбалка на четные и нечетные числа // Приключения Адама

Карточки с клипами «Начало морских животных» // Буквы о грамотности

Коврики для счета в океане // Жизнь, вдохновленная мамами0003

Игра с акулами: катись и накрывай // Пластилиновое тесто для Платона

Дополнительные карточки для записи и стирания // Лаборатория STEM

Карточки с клипсами для подсчета океанов своими руками // Life Over Cs

Карточки с цветными словами // The Simplified Classroom

Ocean Сенсорная бутылка // Самая приятная штучка

Рыбная добыча-суббитис // Фея Поппинс

Эксперимент с соленой водой | Наука об океане для детей // Science Kiddo

Научный эксперимент с ныряющей рыбой // Школа обезьяны

Счетчик морских животных и картинки с картинками // Связь с детским садом

Распечатки с песнями и счетами пяти рыбок // Оставайтесь дома, воспитатель

Распечатка «Океан I шпион» // Мощное материнство

Рыбки-пазлы с подбором цвета // Современное дошкольное учреждение

Сенсорная корзина Ocean // Играй и учись каждый день

Добро пожаловать в Science Kiddo!

Меня зовут Кристал

Добро пожаловать в Science Kiddo!

Раньше я был химиком, но теперь я целыми днями провожу научные эксперименты со своими тремя детьми.

Поиск:

Перейти к началу

Эксперимент по определению плотности соленой воды | Корзиночки для ручек

Сможете ли вы заставить яйцо плавать в воде, даже если оно свежее? Что произойдет с яйцом в насыщенном растворе соленой воды? Яйцо всплывет или утонет в соленой воде? Что такое плотность? Что такое плавучесть? Есть много вопросов и гипотез (прогнозов), которые можно сделать с помощью этого простого эксперимента с соленой водой, и вы можете узнать обо всем этом, используя только воду, соль и яйца! Ознакомьтесь со всеми нашими классическими научными экспериментами, чтобы найти еще больше замечательных идей!

ПРОСТОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОТНОСТИ СОЛЕНОЙ ВОДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ!

ПРОСТЫЕ НАУЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Наши научные эксперименты разработаны специально для вас, родителей или учителей! Легко настроить, быстро выполнить, выполнение большинства действий займет от 15 до 30 минут, и это доставляет массу удовольствия! Кроме того, наши списки расходных материалов обычно содержат только бесплатные или дешевые материалы, которые вы можете достать из дома!

Приготовьтесь добавить этот простой эксперимент с яйцом в соленой воде в свои планы уроков естествознания в этом сезоне. Давайте углубимся, если вы хотите узнать, могут ли предметы плавать в соленой воде или нет. Пока вы этим занимаетесь, не забудьте проверить эти другие развлечения эксперименты с водой.

ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ:

  • Вызов «Потопи лодку»
  • Точка замерзания воды
  • Мороз на банке (не только зимой!)
  • Эксперимент с погружением или плаванием
  • Что растворяется в воде?
  • Лавовая лампа с солью

ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАУЧНЫЙ МЕТОД

Этот эксперимент с яйцом в соленой воде — прекрасная возможность применить научный метод и записать свой эксперимент с помощью бесплатного пакета мини-листов выше.

Вы можете прочитать об использовании научного метода здесь , а дополнительную информацию о независимых и зависимых переменных , использованных в эксперименте по определению плотности соленой воды, можно найти ниже!

Первым шагом в научном методе является постановка вопроса и разработка гипотезы.

Как вы думаете, что произойдет с яйцом в пресной и соленой воде? Я думаю, яйцо будет___________. Это первый шаг к более глубокому погружению в науку с детьми и установлению связей!

SALT WATER SCIENCE FAIR PROJECT

Вы также можете легко превратить свой эксперимент с плотностью соленой воды в фантастическую презентацию вместе со своей гипотезой. Ознакомьтесь с приведенными ниже ресурсами, чтобы начать работу.

  • Проекты Easy Science Fair
  • Советы по научному проекту от учителя
  • Идеи для научной ярмарки

ЭКСПЕРИМЕНТ С ПЛОТНОСТЬЮ СОЛЕНОЙ ВОДЫ

Приготовимся к исследованию! Отправляйтесь на кухню, откройте кладовую и будьте готовы немного посолить. И если вам интересно узнать об эксперименте с резиновым яйцом в видео, нажмите здесь.

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

  • 2 высоких стакана, достаточно больших, чтобы в них поместилось яйцо
  • Теплая вода
  • Соль
  • Ложка

КОМПЛЕКТ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА С СОЛЕНОЙ ВОДОЙ:

ШАГ 1. Начните с заполнения одного стакана примерно на 2/3 водой. Спросите детей, что будет, если осторожно бросить яйцо в стакан с водой. А теперь иди и сделай это!

ШАГ 2. В другой стакан налейте воду до той же высоты. Теперь добавьте 3 столовые ложки соли. Хорошо перемешайте, чтобы соль растворилась! Спросите детей, что, по их мнению, будет на этот раз, и продемонстрируйте!

СОВЕТ: Самое время поговорить о смесях. Комбинируя соль и воду, вы получаете смесь, важную научную концепцию (Возьмите бесплатный печатный список научных слов)!

Смесь – это материал, состоящий из двух или более веществ, смешанных вместе. Никакой химической реакции не происходит, и вы можете разделить вещества в смеси. Вы можете иметь смесь жидкостей, твердых тел или газов.

Второе яйцо должно всплыть из-за изменения плотности воды!

ПЛОТНОСТЬ СОЛЕНОЙ ВОДЫ В КЛАССЕ

Дети могут легко экспериментировать с различными объектами в комнате. Небольшие пластмассовые предметы лучше всего подходят для измерения содержания соли и воды. Если предмет все еще тонет в соленой воде, спросите детей, что они думают! Должны ли они добавить больше соли? Пусть каждый ребенок внесет свой вклад в эксперимент!

Это отличный эксперимент, который можно добавить в планы уроков по науке об океане, потому что океан соленый!

Так много замечательных вопросов о плотности соленой воды:

  • Вы лучше плаваете в соленой воде?
  • А как насчет некоторых из самых больших млекопитающих на земле, которые легко плавают в океане?
  • Плотность соленой воды играет роль?

Почему океан соленый? Простой ответ заключается в том, что соль поступает из горных пород на земле, которая была разрушена эрозией и переносится потоками в океан.

ЧТО ТАКОЕ ПЛОТНОСТЬ?

Почему одни предметы тонут, а другие плавают? Объект тонет, потому что он плотнее или тяжелее воды, и наоборот. Наши 9Эксперимент 0007 с погружением и плаванием — еще один захватывающий способ взглянуть на предметы, которые могут удивить вас, используя только воду.

Большие предметы, которые кажутся легкими, например мячик для пинг-понга, менее плотны, чем более мелкие предметы, которые кажутся тяжелыми, например золотое кольцо. При добавлении в воду предметы плотнее воды тонут, а менее плотные всплывают. Полые предметы часто плавают, так как воздух менее плотный, чем вода.

Вы можете экспериментировать со многими объектами, которые тонут и плавают в воде, но что произойдет, если вы добавите в воду соль? Можете ли вы изменить, тонет ли объект, как яйцо, по-прежнему?

Как соль влияет на плотность воды?

Добавление соли в воду делает ее более плотной. Когда соль растворяется в воде, она увеличивает массу (больше веса воды). Это делает воду более плотной и позволяет большему количеству объектов плавать на поверхности, чем тонет в пресной воде.

Предметы лучше плавают в соленой или пресной воде?

Какие еще предметы вы можете найти для тестирования? Большинство предметов обычно плавают в этом эксперименте с соленой водой, даже если они тонут в пресной воде.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *