Решение рациональных уравнений 8 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Тема: Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями
Урок: Решение рациональных уравнений
1. Пример решения рационального уравнения, являющегося математической моделью текстовой задачи
Как вы уже успели заметить на предыдущем уроке, основа решения рациональных уравнений – техника преобразования рациональных выражений. Рассмотрим пример решения рационального уравнения.
Пример 1
Решить уравнение: .
Решение:
В первую очередь обратим внимание на то, что в числителях обеих дробей, а также в правой части уравнения стоят чётные числа. То есть, можно упростить уравнение, поделив обе его части на . Этот шаг не является обязательным, но, чем проще уравнение, тем легче его решать, а чем меньше числа, фигурирующие в уравнении, тем легче арифметические вычисления при его решении.
В результате сокращения получаем:
Теперь перенесём все члены уравнения в левую часть, чтобы получить справа , а затем приведём полученные в левой части дроби к общему знаменателю:
Напомним, что дробь равна тогда и только тогда, когда её числитель равен , а знаменатель не равен . Поэтому наше уравнение превращается в следующую систему:
Теперь вспомним ещё один важный факт: произведение равно тогда и только тогда, когда хотя бы один из его множителей равен , а остальные множители при этом существуют. И наша система превращается в следующую:
.
Оба полученных корня являются решениями данного уравнения, так как при них знаменатель определён.
Ответ: .
2. Пример текстовой задачи и решения её с помощью математического моделирования
Рассмотренное нами уравнение является моделью для такой задачи:
Задача 1
Лодка прошла по течению реки и против течения реки, затратив на весь путь . Чему равна собственная скорость лодки, если скорость течения реки равна ?
Решение:
Решение данной задачи осуществим с помощью метода математического моделирования и выделим 3 этапа данного метода.
Этап 1. Составление математической модели
Обозначим через собственную скорость лодки (это стандартный приём при решении текстовых задач – обозначить с помощью неизвестной ту величину, которая спрашивается в условии задачи). Тогда:
– скорость движения лодки по течению реки;
– скорость движения лодки против течения реки.
В этом случае, воспользовавшись формулой: , получаем, что время движения лодки по течению реки выражается как , а время движения лодки против течения реки – . Тогда общее время движения лодки равно , откуда получаем уравнение:
– это и есть математическая модель данной задачи.
Этап 2. Работа с математической моделью
В данном случае работа с математической моделью сводится к решению данного рационального уравнения, что мы уже сделали в примере 1. При этом получили корни уравнения: .
Этап 3. Ответ на вопрос задачи
Дело в том, что математическая модель потому и является математической, что абстрагирована от реальной жизни. Если брать конкретно данную задачу, то математическая модель – это уравнение, которое может иметь любые корни. Однако неизвестная величина обозначает скорость лодки, поэтому не может быть, к примеру, отрицательной. Или: не может быть меньше скорости течения реки, иначе бы лодка не смогла бы плыть против течения. И такие ограничения могут быть в самых разных задачах. Поэтому, прежде чем записать ответ, необходимо оценить, является ли он правдоподобным.
В данном случае очевидно, что не подходит, так как лодка не смогла бы с такой скоростью плыть против течения. Поэтому в ответ пойдёт только одна величина: .
Ответ:
3. Различные примеры решения рациональных уравнений
Рассмотрим несколько примеров на решение непосредственно рациональных уравнений.
Пример 2
Решить уравнение: .
Решение:
Перенесём все слагаемые в левую часть, а затем приведём дроби к общему знаменателю.
Снова воспользуемся тем фактом, что дробь равна тогда и только тогда, когда её числитель равен , а знаменатель не равен . Из этого следует, что данное уравнение эквивалентно системе:
Ответ:.
Пример 3
Решить уравнение: .
Решение:
В данном уравнении в правой части уже стоит , поэтому ничего переносить левую часть не нужно. Сразу приведём дроби в левой части к общему знаменателю:
.
Снова воспользуемся тем фактом, что дробь равна тогда и только тогда, когда её числитель равен , а знаменатель не равен . Из этого следует, что данное уравнение эквивалентно системе:
. Подставив данное значение в знаменатель, убеждаемся, что он не равен . Значит, это значение переменной является ответом.
Ответ:.
Пример 4
Решить уравнение: .
Решение:
Схема решения данного уравнения абсолютно такая же, как и у предыдущих:
Ответ:.
4. Решение задачи, сводящейся к рациональному уравнению
К решению рациональных уравнений часто сводятся различные задачи. Рассмотрим один из таких примеров.
Задача 2
Существует ли такое значение , при котором разность дробей и равна ?
Решение:
Запишем уравнение, соответствующее условию данной задачи: .
Решим данное рациональное уравнение точно так же, как и в предыдущих примерах.
Приведём подобные слагаемые в числителе (они отмечены одинаковым цветом):
То есть, такое значение существует.
Ответ: существует:.
Итак, мы рассмотрели примеры решения рациональных уравнений, а также их использование при решении различных задач. На следующих уроках мы перейдём к изучению новой темы, посвящённой различным функциям.
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
2. Портал для всей семьи (Источник).
3. Обучающие курсы (Источник).
Домашнее задание
1. №№165, 178. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Решить уравнения: а), б) .
3. Выполнить действия: а) , б) .
4. Два экскаватора могут выкопать котлован за . Первый экскаватор может выкопать котлован в 4 раза быстрее, чем второй. За сколько часов может выкопать такой же котлован каждый экскаватор, работая отдельно?
Развитие детей, логические игры и задачи, подготовка к школе, математические тренажёры
Развитие детей, логические игры и задачи, подготовка к школе, математические тренажёры- Счёт по картинкам
- Ментальная арифметика
- Найди лишнее
- Учить часы со стрелками
- Угадай чья тень
- Задачи на сравнения
- Тренировка устного счёта
- Найди одинаковые картинки
Расширьте границы обучения
вместе с Mathsimple
Определять время по ходу стрелок, считать простые примеры с дробями или складывать цифры в уме — родителям бывает непросто объяснить новую тему ребёнку простым языком
Простые игры помогают школьнику быстрее понять необходимый материал: 15 минут за компьютером могут дать больше, чем несколько часов, проведённых над учебником!
Подготовка к школе
- Познакомим с цифрами
- Научим считать в уме
- Изучим сравнение чисел
- Научим определять время по часам со стрелками
Вперёд к знаниям!
Тренажеры
для 1 и 2 класса
- Запомним таблицу умножения
- Потренируем устный счёт
- Научимся решать простые уравнения
Вперёд к знаниям!
Тренажеры
для детей 3 и 4 класса
- Узнаем, что такое дробные числа
- Изучим римские цифры
- Расскажем про меры измерения
- Научимся вычислять периметр, площадь и объём
Вперёд к знаниям!
Развивайте вашего ребенка
Игры — простая и интересная форма обучения: ребёнку гораздо понятнее, когда знания подаются в форме картинок
Формируя ассоциативное мышление, дошколята и младшие школьники учатся не только запоминать учебный материал, но и понимать его
Почему учиться с Mathsimple классно?
Mathsimple — это постоянно развивающийся интернет-портал
Мы добавляем новые тренажёры раз в месяц, а старые дополняем новыми примерами
Детям понравится игровая форма обучения и понятный сайт, а у родителей появится дополнительный безопасный ресурс для обучения будущих вундеркиндов!
Уникальность
Курсы и тренажеры разработаны по специальной методике
Опыт
Мы совершенствуем свои тренажёры вместе с 2 500 учеников уже 5 лет
Техподдержка
Вы можете обратиться в любой момент: ответим на почту в течение двух дней
Удобство выбора
Занимайтесь с компьютера, телефона или планшета
с Mathsimple вы сами выбираете, как и где учиться!
Выгода
Вы можете оформить подписку — это даст доступ ко всем тренажёрам
А ещё одним аккаунтом могут пользоваться несколько детей!
Всё для детей
Игровая механика помогает ребёнку не просто заучивать материал,
а усваивать новые знания без усилий и стресса
Учебник по математике
онлайн
Математику недаром зовут «царицей наук»: точная, структурная и постоянно совершенствующаяся, математика требует скрупулёзности и внимательности при изучении
Важно понять математику в начальной школе: учиться с пониманием всегда намного легче и интереснее, чем с зубрёжкой.
На Mathsimple мы собрали не только игровые тренажёры, но и статьи, написанные простым и интересным языком. Читайте их вместе с ребёнком — и открывайте математику с новой, захватывающей стороны!
Изучать теорию математики
решений линейного уравнения | Калькулятор
Решения линейного уравнения относятся к набору значений переменных в линейных уравнениях, дающих все возможные решения. Линейные уравнения включают неизвестные величины в виде одной или нескольких переменных для представления реальных задач. Это помогает легко узнать стоимость, пробег, скорость, расстояние и т. Д. Мы все используем линейные уравнения в нашей повседневной жизни, не зная об этом.
В этом уроке мы подробно узнаем о решениях линейных уравнений, типах решений, способах их нахождения и т. д.
1. | Каковы решения линейного уравнения? |
2. | Типы решений линейных уравнений |
3. | Как найти решение линейного уравнения? |
4. | Примеры решений линейного уравнения |
5. | Часто задаваемые вопросы о решениях линейного уравнения |
Каковы решения линейного уравнения?
Решениями линейных уравнений являются точки, в которых линии или плоскости, представляющие линейные уравнения, пересекаются или встречаются друг с другом. Множество решений системы линейных уравнений — это множество значений переменных всех возможных решений. Например, при решении линейных уравнений можно визуализировать решение системы одновременных линейных уравнений, нарисовав 2 линейных графика и найдя точку их пересечения.
Красная линия представляет все решения уравнения 1, а синяя линия — решения уравнения 2. Пересечение в единственной точке (2,4) — это решение, удовлетворяющее обоим уравнениям.
Типы решений линейных уравнений
Система линейных уравнений может иметь 3 типа решений.
Единственное решение системы линейных уравнений
Единственное решение системы линейных уравнений означает, что существует только одна точка, при подстановке которой левая и правая стороны уравнения становятся равными. Линейное уравнение с одной переменной всегда имеет единственное решение. Например, 3m = 6 имеет единственное решение m = 2, для которого L.H.S = R.H.S. Точно так же для одновременных линейных уравнений с двумя переменными единственным решением является упорядоченная пара (x, y), которая удовлетворяет обоим уравнениям.
Нет решения
Система линейных уравнений не имеет решения, если не существует точки, в которой прямые пересекаются друг с другом, или графики линейных уравнений параллельны.
Бесконечное множество решений
Система линейных уравнений имеет бесконечное множество решений, если существует множество решений, состоящее из бесконечных точек, для которых левая и правая стороны уравнения становятся равными или на графике прямые линии перекрывают друг друга.
Как найти решение линейного уравнения?
Решения для линейных уравнений с одной переменной
Рассмотрим уравнение 2x + 4 = 8
- Чтобы найти значение x, сначала мы удаляем 4 из LHS, поэтому мы вычитаем 4 из обеих частей уравнения. 2x + 4 — 4 = 8 — 4
- Просто. Теперь мы получаем, 2x = 4
- Теперь нам нужно удалить 2 из L.H.S, чтобы получить x, поэтому мы делим уравнение на 2. 2x/2 = 4/2, x=2
Следовательно, решение уравнения 2x + 4 = 8 равно x=2.
Решения линейных уравнений с двумя переменными
Для нахождения решений линейных уравнений с двумя переменными можно использовать следующие методы.
Рассмотрим следующую пару линейных уравнений, давайте решим следующие линейные уравнения.
x + y = 4 и x — y = 2
- Преобразуем первое уравнение, чтобы выразить y через x следующим образом: x + y = 4, y = 4 — x
- Теперь это выражение для у можно подставить во второе уравнение, так что у нас останется уравнение только относительно х: х — у = 2, х — 4 + х = 2, 2х = 6 х = 6/2, х = 3
- Получив значение x, мы можем подставить его обратно в любое из двух уравнений, чтобы найти y. Подставим это в первое уравнение: x + y = 4 (3) + y = 4, y = 4 — 3 = 1, y = 1
- Окончательное нетривиальное решение: x = 3, y = 1
Должно быть понятно, почему этот процесс называется заменой. Мы выражаем одну переменную через другую, используя одно из двух уравнений, и подставляем это выражение во второе уравнение.
Метод исключения
Рассмотрим следующую пару линейных уравнений:
2x + 3y — 11 = 0, 3x + 2y — 9 = 0
Коэффициенты x в двух уравнениях равны 2 и 3 соответственно. Умножим первое уравнение на 3, а второе уравнение на 2, чтобы коэффициенты при x в двух уравнениях стали равными:
- 3 {2x + 3y — 11 = 0} 6x + 9y — 33 = 0
- 2 {3x + 2y — 9 = 0} 6x + 4y — 18 = 0
Теперь вычтем два уравнения, это значит, что мы вычтем левые части двух уравнений, а правые части двух уравнений и равенство все равно сохранится.
6x + 9y — 33 = 0 ,6x + 4y — 18 = 0 0 + 5y — 15 = 0, 5y = 15, y = 3 . Получив значение y, мы действуем, как и раньше, — подставляем его в любое из двух уравнений. Подставим это в первое уравнение:
2х + 3у — 11 = 0, 2х + 3 (3) — 11 = 0, 2х + 9 — 11 = 0\, 2х = 2, х = 1
Таким образом, нетривиальное решение: x = 1, y = 3
Графический метод
В качестве примера решим следующее линейное уравнение: x — y + 2 = 0, 2x + y — 5 = 0. Рисуем соответствующие линии на тех же осях:
Точка пересечения (1,3), что означает, что x = 1, y = 3 является решением пары линейных уравнений, заданной (2). Фактически, это единственное решение пары , так как две непараллельные прямые не могут пересекаться более чем в одной точке.
Важные примечания
Вы можете напрямую проверить типы решений, используя следующие условия:
- Уникальное решение (непротиворечивое и независимое) a1/a2 ≠ b1/b2
- Нет решения (противоречивое и независимое) a1/a2 = b1/b2 ≠ c1/c2
- Бесконечное множество решений (непротиворечивых и зависимых) a1/a2 = b1/b2 = c1/c2
Часто задаваемые вопросы о решениях линейных уравнений
Как решить систему линейных уравнений?
У нас есть разные методы решения системы линейных уравнений:
- Графический метод
- Метод замены
- Метод перекрестного умножения
- Метод исключения
- Метод определителей
Что такое уникальное решение линейного уравнения?
Единственным решением системы линейных уравнений является упорядоченная пара или точка, которая делает равенство истинным в уравнении.
Что произойдет, если пара линейных уравнений непротиворечива?
Если пара линейных уравнений непротиворечива, то линии либо пересекаются, либо совпадают (накладываются) друг на друга.
Каковы 3 решения линейных уравнений?
Существует три способа решения систем линейных уравнений: подстановка, исключение и построение графика
Как найти решение линейной системы?
- Сначала решите одно линейное уравнение относительно y через x.
- Затем подставьте это выражение для y в другое линейное уравнение. Вы получите уравнение относительно x .
Линии пересекаются в нулевых точках.
Линии пересекаются ровно в одной точке.
Прямые пересекаются в бесконечном числе точек.
Как найти решение двух линейных уравнений?
Решение систем уравнений путем замены
- Решите одно из двух уравнений для одной из переменных относительно другой.
- Подставьте выражение для этой переменной во второе уравнение, затем найдите оставшуюся переменную.
Как решать линейные уравнения с одной переменной?
- Шаг 1: При необходимости упростите каждую сторону.
- Шаг 2: Используйте Доп./Под. Свойства, позволяющие переместить переменный термин в одну сторону, а все остальные термины — в другую.
- Шаг 3: Используйте Mult./Div. …
- Шаг 4: Проверьте свой ответ.
Сколько существует решений линейного уравнения 2x-5y=7?
В данном уравнении 2x – 5y = 7 для каждого значения x мы получаем соответствующее значение y и наоборот. Следовательно, линейное уравнение имеет бесконечно много решений.
Как найти упорядоченные парные решения линейных уравнений?
Чтобы выяснить, является ли упорядоченная пара решением уравнения, вы можете выполнить тест. Определите значение x в упорядоченной паре и подставьте его в уравнение. При упрощении, если полученное вами значение y совпадает со значением y в упорядоченной паре, то эта упорядоченная пара действительно является решением уравнения.
Как найти упорядоченное парное решение линейного уравнения с двумя переменными?
Чтобы убедиться, что упорядоченная пара является решением, подставьте соответствующие значения x и y в каждое уравнение, а затем упростите, чтобы увидеть, получите ли вы верное утверждение для обоих уравнений.
Домашнее задание по упрощению и умножению радикалов. радикалы в вашем ответе. Вопрос: My Drive ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — Упрощение радикалов, множителей и делений …
[PDF] Примечания к радикалам и ключи ответов ws.pdf
www.livingston.org › cms › lib9 › Centricity › Домен › радикалы не…
Упрощение. Дайте точные ответы, без округления. … Рабочий лист по алгебре — Упрощение радикалов. 2) √12. … Рабочий лист по алгебре — Радикалы — Умножение.
[PDF] Умножение подкоренных выражений. Kuta Software — Бесконечная алгебра 1 … Умножение радикальных выражений. Упрощать. 1) 3 12 ∙ 6. 2) 5 ∙ 10,
Результаты для рабочего листа для упрощения и умножения радикалов — TPT
www. teacherspayteachers.com › Обзор › Search:si…
Результаты 1–24 из 240+ · Учащиеся будут практиковаться в упрощении радикалов, сложении, вычитании, умножение и простое деление — все, чтобы решить веселую загадку.
Умножение подкоренных выражений Рабочие листы
www.math-worksheet.org › умножение-2
Упростить. Этот бесплатный рабочий лист содержит 10 заданий, каждое из которых содержит 24 вопроса с ответами. Пример одного вопроса: Radical-Expressions-Multiplying-easy.
[PDF] 7.1 Simplifying Radicals.pdf
www.rcsdk12.org › cms › lib › Centricity › Domain › 7.1 Simplifyin…
Упростите каждое выражение, разложив его на множители, чтобы найти правильные квадраты, а затем извлекая их корень. … калькулятор. Домашнее задание. Упростите каждое подкоренное выражение.
[PDF] 7.1R Simplifying Radicals 020316
www.rcsdk12.org › cms › lib › Centricity › Domain › 7.1R Simplifyi…
LO: Я могу упростить радикальные выражения, включая сложение, вычитание, умножение, деление и .