Окружающий мир опыт с водой 3 класс: Свойства воды — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Вода. Свойства воды. Как можно очистить загрязненную воду?



На следующем уроке

С.50.

Вопрос: вспомни, где в природе встречается вода. Какое значение имеет она для растений животных, человека?

Ответ: воды на земле достаточно много, она составляет почти 23 от общей поверхности Земли. Вода содержится в океанах, морях, озерах, реках, в снеге, во льду, вода есть под землей, и входит в состав веществ. Однако большая часть воды на Земле непригодна для питья и хозяйственных нужд человека из-за большой солености. Пресной воды которую человек использует для своих нужд очень мало. Пресную воду содержат в основном реки, озера, подземные источники, ледники Антарктиды и Гренландии.

Без воды жизнь живых организмов невозможна, т.к. вода входит в состав любого организма, который постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Все живое без воды перестанет существовать. Вода – это жизнь!

Свойства воды

Практическая работа. Выводы из опытов.

Опыт 1. Чистая вода обладает прозрачностью.

Опыт 2. Чистая вода не имеет цвета.

Опыт 3. Чистая воде не имеет запаха.

Опыт 4. Вода способна растворять вещества. В Воде растворяются практически все вещества, одни полностью (соль), другие частично (мел).

Опыт 5. Загрязненная вода проходящая через очищающее устройство Фильтр — очищается только от механических загрязнений, растворенные в воде загрязняющие вещества проходят через фильтр и вода не очищаются. Для этого нужно использовать другие способы.

Опыт 6. Вода в трубке поднимается потому, что вода при нагревании расширяется.

Опыт 7. Вода в трубке опускается потому, что при охлаждении вода сжимается.

1. Вопрос: Прочитайте текст на с.

51. Согласишься ли ты с тем, что «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода — природный дом»? Раскрой эти мысли, используя информацию из текста.

Ответ: да, утверждения верны.

Для многих организмов вода – природный дом: рыбы, дельфины, киты, акулы, крабы, водоросли.

Вода входит в состав любого организма. Сок фруктов, которые мы употребляем в пищу есть вода и растворенные в ней вещества (сахар, соль, фруктовые кислоты – яблочная, лимонная).

2. Вопрос: рассмотрите нижний рисунок на с.53. Объясните, что происходит с частицами воды при ее нагревании и охлаждении.

Ответ: частицы воды (молекулы) при комнатной температуре малоподвижны и расстояние между ними небольшое, но при повышении температуры движение усиливается, расстояния между молекулами увеличиваются, что ведет к увеличению объема вещества – воды, при охлаждении происходит обратный процесс.

3. Вопрос: вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это ее свойство?

Ответ: соль и сахар растворяясь в воде, делает нашу пищу более приятной для употребления. При помощи воды мы можем уменьшить концентрацию жидких веществ, этот процесс называется разбавлением.(например уксусная кислота которую используют дома, разбавляется водой и используется в кулинарии.)

Проверь себя

1. Вопрос: какую роль играет вода в жизни организмов?

Ответ: вода в жизни организмов играет основную роль. Без воды жизнь организма невозможна.

2. Вопрос: как мы изучали свойства воды?

Ответ: мы изучали свойства воды, проводя эксперименты (опыты).

3.Вопрос: о каких свойствах воды, ты теперь знаешь?

Ответ: в результате проведенных опытов, мы знаем что чистая вода не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

4. Как можно очистить загрязненную воду?

Ответ: воду загрязненную нерастворимыми в ней веществами (песок, опилки, и пр.) можно очистить, пропуская через фильтр. Такой процесс очистки воды от механических загрязнителей называется фильтрацией.

На следующем уроке

С.54

Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы:

1. Вопрос: из чего состоят облака?

Ответ: облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами)

2. Вопрос: почему идет дождь?

Ответ: образование дождевых облаков происходит или от смешивания двух масс воздуха, с разными температурами, или при соприкосновении влажного воздуха с более холодной поверхностью земли. Воздух содержащий водяной пар переходя в верхние слои атмосферы расширяется, причём температура его понижается, и часть водяных паров конденсируется. Конденсат накапливается в виде капель, становится тяжелым и выпадает на землю в виде дождя.

3. Вопрос: как образуется снег?

Ответ: снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Относится к обложным осадкам, выпадающим на земную поверхность.

План — конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Вода

Тема урока: Вода – растворитель.

Цель: Изучение свойств воды, формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды.

Задачи урока: Дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком; чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски), кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У. Всем доброе утро!

Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня у нас гости, которые пришли на заседание клуба. Задание провести опыты и наблюдения, повторить свойства воды.( Слайд1). План работы клуба «Мы и окружающий мир» (Слайд 2)

III. Повторение темы.

-В каком состоянии вода ( жидкое, твёрдое, газообразное) (Слайд3)

— Загадки про воду.(Слайд 4)

IV. Изучение нового материала.

У. Сегодня мы поговорим об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. Ребята, я предлагаю вам послушать притчу и подумать как она связана с темой урока. Притча: Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги, когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

Д: Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

У. Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, речной песок. Давайте предположим, какое вещество, по вашему мнению, растворится в воде, а какое не растворится. Выскажите свои предположения, догадки и продолжите высказывание:

(Слайд 5)

Предположим … (соль растворится в воде)

Допустим … (сахар растворится в воде)

Возможно … (песок не растворится в воде)

Что, если … (глина не растворится в воде)

У. Давайте, и мы проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться.

Правила при проведении опытов

Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

Опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по просьбе помогают ему.

Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

V. Практическая работа

У. — Проведите опыт с поваренной солью. Проверьте, растворяется ли в воде поваренная соль. (Слайд 6)

Учащиеся берут один из подготовленных наборов, и проводит опыт с поваренной солью. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпают в воду небольшое количество поваренной соли. Группа наблюдает, что происходит с кристалликами соли, и исследует воду на вкус.

У. (Слайд 7) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась)

Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)

Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой)

Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)

У. Сделайте вывод. (Соль растворилась)

У. Прошу всех приступить к выполнению второго опыта, для которого необходимо использовать фильтры. Словарная работа

У. Что такое фильтр? (Прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей. ) (Слайд 8)

У. Прочитайте вслух порядок действий при выполнении опыта с фильтром. (Слайд 9)

Учащиеся пропускают воду с солью через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.

П. (Слайд 10) Осталась ли соль на фильтре? (На фильтре пищевая соль не осталась)

Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился)

Что происходит с солью в воде?

У. Сделайте вывод из своих наблюдений. (Соль растворилась в воде)

У. Подтвердилось ли наше мнение, что соль растворится в воде?

У. Все правильно! Молодцы!

У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы (с. 30).

У. (Слайд 11) Проделаем такой же опыт еще раз, только вместо соли положим чайную ложку сахарного песка.

Учащиеся берут второй набор и проводят опыт с сахаром. В прозрачный стакан наливают кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество сахара. Группа наблюдает, что происходит и исследует воду на вкус.

П. (Слайд 12) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)

Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)

Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой)

Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)

У. Сделайте вывод. (Сахар растворился)

У. Пропустите воду с сахаром через бумажный фильтр. (Слайд 13)

Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.

У. (Слайд 14) Остался ли сахар на фильтре? (На фильтре сахара не видно)

Изменился ли вкус воды? (Вкус воды изменился)

Удалось ли очистить воду от сахара? (Воду от сахара очистить не удалось, вместе с водой он прошел через фильтр)

У. Сделайте вывод. (Сахар растворился в воде)

У. Подтвердилась ли гипотеза?

У. Верно. Молодцы!

У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы.

У. (Слайд 15) Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком.

Проводят опыт с речным песком. Размешивают в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с песчинками и водой.

П. (Слайд 16) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)

Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)

Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)

У. Сделайте вывод. (Песок не растворился)

У. (Слайд 17) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр.

Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают.

П. (Слайд 18) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны)

Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)

У. Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился)

У. Верным ли было ваше предположение о растворимости песка в воде?

У. Отлично! Молодцы!

У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы.

У. Сделаем выводы из опытов. (Слайд 19)

Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок не растворился.)

У. Прочитайте о растворимости веществ в воде в учебнике (с.87).

У. Сделайте вывод о свойстве воды как растворителя. (Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются)

У. Советую членам клуба прочитать рассказ в хрестоматии «Вода – растворитель» (с.46). (Слайд 20)

У. Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду? (Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)

У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? (Слайд21)

Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье.

(Слайд 22) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.

(Слайд 23) Когда рисуем акварельными красками или гуашью.

VI.Закрепление

(Слайд 24) Составь и поясни пословицы и поговорки.

Где вода, там и верба

У воды нос остёр – камень долбит

Капля воды пробивается всюду

Царь огонь да царица вода.

VII. Итог урока. Оценивание.

У. Какое свойство воды исследовали на заседании клуба? (Свойство воды как растворителя)

К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.)

Как вы думаете, трудно быть исследователями?

Что показалось наиболее сложным, интересным?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в дальнейшей жизни? (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится». ) (Слайд25)

VIII. Рефлексия (Слайд 26)

Выбрать стаканчик с разноцветной водой (Показать карандаш такого цвета)

Жёлтый – радостное, светлое, хорошее настроение

Зелёный – спокойное, уравновешенное настроение.

Синий – грустное, печальное, тоскливое настроение

IХ. Домашнее задание (Слайд 27)

Разгадать кроссворд. Составить по плану доклад для выступления по теме «Вода – растворитель». Лучшие исследовательские работы по этой теме будут отправлены в научный клуб.

(Слайд28) Спасибо всем за урок. Думаю, что заседание школьного клуба прошло хорошо, и вы можете поделиться своими впечатлениями, написав об этом в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир».

Круговорот воды | Национальное управление океанических и атмосферных исследований

Основные направления:

Образование

Темы:

вода

образование

Круговорот воды часто преподают как простой круговой цикл испарения, конденсации и осадков. Хотя это может быть полезной моделью, реальность намного сложнее. Пути и влияние воды через экосистемы Земли чрезвычайно сложны и до конца не изучены. NOAA стремится расширить понимание круговорота воды в глобальном и локальном масштабах, чтобы улучшить нашу способность прогнозировать погоду, климат, водные ресурсы и состояние экосистемы.

>

Круговорот воды. (Изображение предоставлено Деннисом Кейном/NWS)

Загрузить изображение

Круговорот воды на Земле

Вода необходима для жизни на Земле. В своих трех фазах (твердая, жидкая и газообразная) вода связывает воедино основные части климатической системы Земли — воздух, облака, океан, озера, растительность, снежный покров и ледники за пределами площадки.

Круговорот воды показывает непрерывное движение воды внутри Земли и атмосферы. Это сложная система, включающая множество различных процессов. Жидкая вода испаряется в водяной пар, конденсируется с образованием облаков и выпадает обратно на землю в виде дождя и снега. Вода в разных фазах движется в атмосфере (транспорт). Жидкая вода течет по суше (сток), в землю (инфильтрация и просачивание) и через землю (подземные воды). Подземные воды попадают в растения (поглощение растениями) и испаряются с растений в атмосферу (транспирация). Твердый лед и снег могут сразу превращаться в газ (сублимация). Обратное также может иметь место, когда водяной пар становится твердым (осаждение).

Новый онлайн-инструмент помогает сообществам подготовиться к прибрежным наводнениям

Чтобы помочь людям подготовиться к прибрежным наводнениям и справиться с ними, NOAA объединило данные с более чем 200 прибрежных станций измерения уровня воды в один простой в использовании веб-инструмент.

Вода, общество и экология

Вода влияет на интенсивность изменчивости и изменения климата. Это ключевая часть экстремальных явлений, таких как засухи и наводнения. Его изобилие и своевременная доставка имеют решающее значение для удовлетворения потребностей общества и экосистем.

Люди используют воду для питья, промышленных целей, орошения в сельском хозяйстве, гидроэнергетики, удаления отходов и отдыха. Важно, чтобы источники воды были защищены как для использования человеком, так и для здоровья экосистемы. Во многих районах запасы воды истощаются из-за роста населения, загрязнения и развития. Эти стрессы усугубляются колебаниями климата и изменениями, влияющими на гидрологический цикл.

Будет ли дождь на вашем параде? Где климатические записи говорят, что 4 июля, скорее всего, пойдет дождь0003

Взгляните на историческую вероятность того, что ваш пикник в честь Четвертого июля пройдет под дождем.

Вода и изменение климата

Изменение климата влияет на то, где, когда и сколько воды доступно. Экстремальные погодные явления, такие как засухи и обильные осадки, количество которых, как ожидается, увеличится по мере изменения климата, могут повлиять на водные ресурсы. Отсутствие надлежащего водоснабжения, наводнения или ухудшение качества воды влияют на цивилизацию — сейчас и на протяжении всей истории. Эти проблемы могут повлиять на экономику, производство и использование энергии, здоровье человека, транспорт, сельское хозяйство, национальную безопасность, природные экосистемы и отдых.

EDUCATION CONNECTION

Круговорот воды влияет на экосистемы, экономику и нашу повседневную жизнь. Ресурсы в этой коллекции помогают учителям вести своих учеников за рамки классической диаграммы круговорота воды и через сложные социальные и экологические проблемы, связанные с водой. Круговорот воды дает возможность исследовать природу науки, используя модели и эмпирические данные.

Водный кризис — узнайте о глобальном водном кризисе

Сила воды

Вода объединяет все аспекты жизни. Доступ к безопасной воде и санитарии может быстро превратить проблемы в потенциальные, давая людям время для учебы и работы и способствуя улучшению здоровья женщин, детей и семей во всем мире.

Сегодня 771 миллион человек — 1 из 10 — не имеют доступа к безопасной воде, а 1,7 миллиарда человек — 1 из 4 — не имеют доступа к туалету. Это люди, которых мы расширяем.

Узнайте больше о глобальном водном кризисе >

Узнайте больше о глобальном санитарном кризисе >

Женский кризис

Женщины несоразмерно страдают от водного кризиса, так как они часто несут ответственность за сбор воды. Это отнимает время от работы, учебы и заботы о семье. Отсутствие воды и санитарии запирает женщин в круговороте нищеты.

Расширение прав и возможностей женщин имеет решающее значение для решения водного кризиса. Когда женщины имеют дома доступ к безопасной воде, они могут заниматься чем-то большим, чем сбором воды и своими традиционными обязанностями. У них есть время, чтобы работать и увеличивать доход своей семьи.

Узнайте, как водный кризис влияет на женщин >

266 М Женщины и девушки тратят 266 миллионов часов каждый день, чтобы найти, куда пойти

200 M Женщины и девушки тратят 200 миллионов часов каждый день на сбор воды

1 М 1 миллион человек ежегодно умирает от болезней, связанных с водой, санитарией и гигиеной

Кризис со здоровьем

Кризис с водой — это кризис со здоровьем. Почти 1 миллион человек ежегодно умирают от болезней, связанных с водой, санитарией и гигиеной, число которых можно было бы сократить, если бы у них был доступ к безопасной воде или санитарии. Каждые 2 минуты ребенок умирает от болезни, связанной с водой. Доступ к безопасной воде и санитарии способствует улучшению здоровья и помогает предотвратить распространение инфекционных заболеваний. Это означает снижение детской и материнской смертности. Это означает снижение физических травм при постоянном подъеме и переноске тяжестей с водой. Когда мы сталкиваемся с COVID-19пандемии, сейчас как никогда доступ к безопасной воде имеет решающее значение для здоровья семей во всем мире.

Узнайте, почему водный кризис является кризисом для здоровья >

2 мин Каждые 2 минуты ребенок умирает от болезни, связанной с водой

Детский и образовательный кризис

Дети часто несут ответственность за доставку воды для своих семей. Это отнимает время от школы и игр. Доступ к безопасной воде и санитарии меняет ситуацию. Было обнаружено, что сокращение времени, затрачиваемого на сбор воды, увеличивает посещаемость школы, особенно девочками. Доступ к безопасной воде дает детям время для игр и возможности для светлого будущего.

Узнайте, как водный кризис влияет на детей и их образование >

3-й основной причиной детской смертности является диарея

1 из 3 школам не хватает воды и санитарии

260 млрд долларов Ежегодно во всем мире теряется 260 миллиардов долларов из-за нехватки воды и санитарии

Экономический кризис

Время, потраченное на сбор воды или поиск безопасных санитарных условий, составляет миллиарды упущенных экономических возможностей. Ежегодно в мире теряется 260 миллиардов долларов из-за нехватки воды и санитарии. Доступ к безопасной воде и санитарии дома превращает потраченное время в сэкономленное, давая семьям больше времени для получения образования и работы, которые помогут им разорвать порочный круг бедности.

Узнайте больше о том, почему водный кризис является экономическим кризисом >

18,5 млрд долларов Всеобщий доступ к основным источникам воды и санитарии принесет экономическую выгоду в размере 18,5 миллиардов долларов каждый год только за счет предотвращения смертей.

Климатический кризис

Вода — это основной способ, с помощью которого мы будем ощущать многие последствия изменения климата. Миллионы бедных семей живут в регионах, где доступ к воде ограничен, временен или нестабилен. Они менее подготовлены к последствиям изменения климата, таким как экстремальные температуры, наводнения и засухи. Доступ к устойчивой безопасной воде и улучшенным решениям в области санитарии может способствовать устойчивости к изменению климата для людей, которые больше всего в этом нуждаются.

Узнайте больше о связи между изменением климата и доступом к воде >

50% По прогнозам, к 2025 году 50% населения мира будет жить в районах, испытывающих нехватку воды в результате изменения климата, при этом наибольшую тяжесть этого кризиса понесут семьи с низким доходом.
  • Совместная программа мониторинга Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ. (2021). Прогресс в области питьевой воды и санитарии, обновление 2021 г. и оценка ЦРТ.
  • Совместная программа мониторинга Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ. (2015). Прогресс в области санитарии и питьевой воды, обновление 2015 г. и оценка ЦРТ.
  • Всемирная организация здравоохранения. (2019). «Дети: снижение смертности». Всемирная организация здравоохранения, сентябрь 2019 г.
  • Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ. (2016). Безопасно управляемые услуги питьевого водоснабжения — тематический отчет о питьевой воде
  • Грэм, Хираи, Ким.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *