Никитин б п развивающие игры: Игры Никитиных | Развивающие игры для детей, творческие интеллектуальные игры: сложи квадрат, сложи узор, точечки

Читать онлайн «Ступеньки творчества. Развивающие игры», Борис Никитин – ЛитРес

Предисловие от семьи Никитиных к 7-му изданию, исправленному и дополненному

У вас в руках книга, в которой сконцентрирован методический и творческий опыт Бориса Павловича Никитина более чем за 35 лет – фактически с 1962 по 1998 годы.

Борис Павлович придавал изобретению и методической проработке развивающих игр[1] огромное значение и занимался с детьми разного возраста и взрослыми буквально до последних своих дней. Он был убежден, что за такими играми – будущее. И оказался прав.

Сегодня «развивалки» можно найти едва ли не в каждом киоске. Но «никитинские игры» занимают особое место в бесконечном ряду развивающих пособий. Прежде всего потому, что за ними лежит вот уже полвека постоянной практики, анализа, доработки.

Все началось с того, что двое умных и наблюдательных педагогов-родителей, Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, своими руками начали делать принципиально новые игры и пособия для своих семерых детей. Все они имели определенное прикладное значение, в основе некоторых лежали известные психологические тесты. Однако их целью стало не просто измерять, а и развивать интеллект ребенка заданиями возрастающей, «поступенчатой» сложности.

Первые шесть игр – «Сложи узор», «Уникуб», «Внимание», «Внимание – Угадай-ка!», «Кирпичики», «КБ САМ» – показали отличные результаты на практике и были описаны в брошюрке, изданной в 1976 году. Количество игр стало активно прирастать, а книга о них – широко переиздаваться. Тысячи молодых пап и мам по всему Советскому Союзу активно изучали развивающие игры, сами обрабатывали, резали, красили и склеивали кубики, фанерки и картонки, рисовали к ним задания и занимались с малышами. С 90-х годов ХХ века «никитинские игры» успешно внедряются в практику детских садов в Японии и в Германии. В последнем прижизненном издании (1998) Борис Павлович описывает уже 17 игр и разнообразных пособий.

Параллельно все игры и пособия не прекращали проходить «испытания» в нашем семействе: с детьми и внуками, детьми многочисленных друзей, знакомых и гостей, с подростками и взрослыми. И дети, и взрослые не только увлеченно играли, но и придумывали новые задания и проходили специальные тесты, составленные Борисом Павловичем на основе некоторых игр. За десятилетия Борис Павлович накопил огромную статистическую и исследовательскую базу, постоянно совершенствовал методику занятий. Он сам виртуозно играл с малышами, подчеркивая: «Не превращайте развивающие игры в скучное методическое пособие!»

Дети, выросшие с этими играми, стали взрослыми. Выросли уже и наши собственные дети. Теперь в «дедушкины кубики» с увлечением играют правнуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны. И по-прежнему эти игры продолжают поворачиваться к нам новыми гранями и возможностями. Готовя это издание, впервые без участия Бориса Павловича и Лены Алексеевны, мы сделали много неожиданных открытий, совершенно по-новому взглянув на такие привычные, казалось бы, кубики. Кроме того, с 2015 года одиннадцать игр выпускаются под нашим контролем, что тоже нас многому учит.

Поэтому в 7-м издании книга «Ступеньки творчества. Развивающие игры» выходит серьезно переработанная и дополненная.

Сюда вошел весь авторский текст Бориса Павловича, который в свое время помогала писать и редактировать Лена Алексеевна. В том числе восстановлены интересные наглядные примеры из самой первой брошюрки 1976 года. Мы сознательно оставили подробные описания «Как самим сделать игру» – и не только в память о тех тысячах энтузиастов, которые десятки лет делали эти игры своими руками. Часть пособий еще не выпускается промышленным способом, и некоторые родители используют собственные ресурсы. В книгу включена также работа Бориса Павловича «26 факторов формирования и развития творческих способностей» – своеобразный конспект его многолетних размышлений, приглашение родителей и педагогов к сотворчеству.

Появилось и много нового.

По своим собственным малышам мы видим: приемы и истории, которые отлично «работали» в играх двадцать, тридцать, сорок лет назад, уже не так результативны. Мы наблюдали, анализировали, пробовали – и находили то, что работает сегодня.

Поэтому книга «приросла» новыми методическими приемами. Иногда дополнения удалось органично встроить в авторский текст, иногда они указаны как «Дополнения к новому изданию». А новые задания к играм, как мы считаем, хорошо дополнили идею «ступенек», возместили некоторые разрывы в прежних версиях заданий. В «Уникубе» и «Кирпичиках» уровень сложности теперь повышается более плавно, и так же ритмично у занимающихся «подрастают» сообразительность, воображение, внимательность – то есть творческие аспекты интеллекта, о чем так заботился Борис Павлович.

Мы рады, что к семейному творчеству подключились правнуки, сумевшие абсолютно по-новому взглянуть на «Кубики для всех» и «Сложи квадрат». Это раскрыло невероятно интересные возможности «никитинских игр» и подарило целые серии принципиально новых заданий.

Кроме того, для занятых молодых родителей, предпочитающих краткое изложение, мы разработали несколько компактных памяток, которые приведены в приложениях.

Борис Павлович был убежден: если начинать с раннего возраста, то у человека возможно развить абсолютно все способности. Наша жизнь – жизнь детей и внуков Б. П. – и подтверждает, и опровергает эту категоричную позицию. Мы росли в одних условиях, но выросли все очень разными по склонностям, увлечениям, профессиям. В кого-то удачно «попала» таблица Менделеева, а другой всю жизнь терпеть не может химию, хотя таблица висела на стенке для всех. То же самое с развивающими играми: одни до сих пор увлечены «Кубиками для всех», другие с нежностью вспоминают «Дроби», а кто-то не устает восхищаться «Таблицей сотни». При этом, судя по всему, именно «ранний старт» помог всем заразиться любознательностью на всю жизнь.

С другой стороны, стоит признать, что среди всех Никитиных едва ли не самыми изобретательными выдумщиками до сих пор остаются сами Борис Павлович и Лена Алексеевна – у которых особых условий для «раннего развития» в детстве не было. И мы продолжаем спорить и друг с другом, и с Борисом Павловичем: что же «вложено» в человека до рождения, а что воспитуемо после?

Зато у всех нас, Никитиных, в крови – любить и хотеть делать что-то вместе с детьми, доверять им и уважать их самостоятельные решения. Уверены: это пришло от наших родителей и во многом благодаря разнообразному «развивающему» домашнему пространству, которое они придумали и создали. Важной частью этого многомерного пространства были те самые игры и пособия. Они действительно отлично готовят к школе, особенно к математическим дисциплинам, дают всё «пощупать» руками – цифры, числа, даты, части целого, дроби и отрицательные числа, геометрические фигуры и линии. После них на уроках все усваивается легко – так, как это было дома, вместе с папой и мамой. И технологией развивающей игры, и самими играми может овладеть каждый, кто захочет, – об этом вся книжка.

Но нет одинаковых детей, как нет одинаковых пап и мам. Технологии технологиями, но Борис Павлович все время призывал внимательно наблюдать за ребенком, учитывать его реакции и учиться у него – тогда любые совместные занятия взрослого и малыша дадут богатые плоды. А развивающие игры предоставляют для этого целый веер возможностей.

Пусть эта книга поможет вам найти индивидуальный темп развития именно вашего ребенка и способы преодоления самых трудных «ступенек». Вы лучше сможете увидеть и изучить его личность: особенности характера, склонности, увлечения. А попутно обязательно проявится ваш собственный характер – и зоны ваших внутренних вопросов: что я делаю так, а что – не так? Почему здесь я и мой ребенок не понимаем друг друга? В чем я могу и должен помочь, а где должен чувствовать и держать границу его ответственности и самостоятельности?

Развивающие игры – отличный инструмент в ваших умных руках. Изобретайте, наблюдайте, пробуйте, творите в играх и в жизни! Успехов вам!

Семья Никитиных

Июль 2016 года

От автора. О чем эта книга

Эта книга – об играх, но играх необычных. Они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии, прошли проверку в нашей большой семье и в других семьях, в экспериментальных студиях, на уроках увлеченных педагогов. И неизменно вызывали интерес не только у детей, но и у взрослых. Первая же попытка ввести развивающие игры, даже в небольшой дозе (2–3 раза в неделю по полчаса) в практику работы со старшей группой детского сада показала, что темп умственного развития малышей может вырасти почти вдвое.

В Германии и Японии они выпускаются с 1990-го, а в России – с 1997 года. Если вам не удалось их купить готовыми, то сделайте сами, автор приводит подробное описание в книге. Но их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: «Играй!» – игра может «не пойти». Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной, и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые – даже через год.

У них необычайно широк диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и взрослый, и студент. Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструкторских способностей или на развитие математического мышления.

 

В них можно играть одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе. И можно даже провести олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки. Причем в соревнованиях между взрослыми и детьми в честном – на равных! – интеллектуальном поединке нередко побеждают маленькие. А в этих «боях» активно развиваются глазомер, внимательность, наблюдательность, смекалка, математическое и пространственное мышление и еще многие качества человеческого интеллекта.

Поэтому их можно назвать спортивным комплексом – но для ума, для развития творческих способностей ребенка. Современное обучение в основном развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона, творческие способности, отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне.

В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым, но незнание, а иногда традиционность подхода этого не позволяют. Творческие умы пока большая редкость.

Но здесь опыт жизни обогнал науку и предлагает первую практическую книгу этого плана. Кто не боится дела – пробуйте!

Написанная еще в 1973 году, книга эта долго не появлялась на свет, и даже брошюра «Ступеньки творчества» (М.: Знание, 1976. – Серия Народный университет. Педагогический факультет», № 1) не открыла ей дорогу. Впервые она вышла на немецком языке в Кельне (Германия) в 1980 году, а через год – в Москве, в издательстве «Педагогика».

Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но тираж был небольшим, и даже после второго издания (1985) книг не хватало. Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем с просьбой об издании ее большим тиражом.

За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она вышла в Японии и к 1995 году выдержала там 17 изданий.

В 5-м издании (1998 год; последнее прижизненное издание, которое готовил автор. – Сост.) книга выходит значительно дополненной: в ней восстановлена глава «Немного теории», расширены другие главы; сложными заданиями обогатилась игра «Уникуб», вдвое увеличено число заданий к игре «КБ САМ», включены «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки» – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими «развивающую среду» для ребенка.

Эти дополнения намного расширяют понятие «нетрадиционное воспитание», дают больше материала, но и налагают на родителей, естественно, больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что дает каждая игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности своих малышей – чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие. А затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения своих ребятишек.

Книга рассчитана на работу с нею, на изготовление отдельных игр, иногда в нескольких экземплярах. Поэтому пусть читатели простят автору и повторения, и, наоборот, разные подходы и решения в другой обстановке и с другими детьми. Это неизбежно, если вы ищете лучшие варианты.

И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры – вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке», можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям.

Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми в семье.

Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Б. П. Никитин, 1973–1998 гг.

Немного теории

Если вас не очень интересует теоретическая сторона вопроса о творческих способностях и особенностях их развития, то вы можете пропустить эту главу и прямо переходить к описанию игр и методике их проведения.

Тем же, кто хочет познакомиться с этим вопросом получше, кто хочет понять, ПОЧЕМУ можно и нужно развивать способности ребенка и ЗАЧЕМ надо приступать к этому КАК МОЖНО РАНЬШЕ,таким товарищам советуем прочесть эту главу книги внимательно.

Она не только послужит ключом для понимания многих закономерностей, использованных в развивающих играх, не только даст вам основу для собственного творчества в области создания новых детских игр.

Именно эти страницы книги дадут вам пищу для серьезных размышлений о том, какова должна быть роль родителей и воспитателей в ответственнейшем деле формирования и развития детского интеллекта.

О творческих способностях, или о творчестве и исполнительстве

«Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская[2] назвала чувством природы; математики называют математическим чутьем <…>. Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту <…>. Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества».

Эти слова принадлежат не психологу и не педагогу, а замечательному изобретателю, инженеру-металлургу В. Е. Грум-Гржимайло[3], они очень образно характеризуют меру научности каждой гипотезы.

Мы, как и большинство родителей, не строили гипотез. Увлекшись развитием своих семерых малышей и особенно их творческих способностей, мы выработали за тридцать лет свой взгляд, свой подход и свое представление об этом процессе, которые во многом отличаются от общепринятых. Расхождения смущали сначала и нас, вызывали возражения ученых. Но. этот подход неизменно приводил к высоким результатам в развитии детей, и мы от своих взглядов не отказались.

А теперь нам кажется, что мы «попали в тон и такт природе», что наши представления были тем главным, что привело к успеху, и мы не вправе утаивать их от других отцов и матерей. Иначе развитием способностей своих ребятишек будут заниматься по-прежнему лишь некоторые родители, те, кто подозревает наличие у своих детей некоторых природных задатков. И родителям вообще будет непонятно, зачем надо начинать развитие способностей как можно раньше; а главное – что для развития способностей нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, то есть обучения.

Тогда и особенности развивающих игр, их непохожесть на обычные игрушки будут понятны и не только принесут родителям приятные минуты совместной с малышом творческой игры, но и послужат ключом для собственного творчества, для придумывания новых задач и даже новых игр. Да и родители увидят, насколько богаче можно сделать условия развития малыша в семье и как может вырасти плодотворность родительских усилий.

Что такое творческие способности?

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой – старая это задача или новая.

Вот машинистка печатает на машинке или шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала они учились, а потом напрактиковались за годы работы. Профессиональные задачи являются для них старыми, известными, а привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону, подчас даже машинально. Недаром машинистки, например, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой; шофер, продолжая вести автобус, объявляет остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может пошутить.

Но вот перед машинисткой положили рукопись – длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Это непривычно, раньше ей не приходилось с этим сталкиваться: для нее это новая задача. Или у шофера, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть в системе и питания, и зажигания, и электропроводки, и в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить шофера, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к разряду творческих.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия. Но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая – исполнительская – может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется.

В жизни, конечно, все гораздо сложнее, отделить разные виды деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера почти лишен необходимости в творческой деятельности: он должен точно выполнять известные ему операции. А вот слесарь-наладчик автоматической линии или изобретатель почти постоянно ею заняты, и любая их деятельность «пропитана» творчеством, так как работа в большом количестве ставит им новые задачи, да и они сами находят их в жизни.

 

Кому нужны творческие способности?

И как ни покажется это на первый взгляд странным, более сложная, пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей, и не только молодых. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Возможно, что это и закономерно, и в высшей степени симптоматично: ведь мы живем в век не виданной еще в истории человечества научно-технической революции. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Подвижности требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным членом нового общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни – в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко…

Читать «Развивающие игры» — Никитин Борис Павлович — Страница 1

Б.П.Никитин

Развивающие игры

Автор книги, известный многим читателям по выступлениям в печати о воспитании детей, рассказывает об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», подробное описание методики их проведения и способа изготовления.

Для родителей.

Посвящаю детям — творцам будущего

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным?

Это зависит от вас, от того, когда начнете и как будете развивать его способности…

* Предисловие *

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» Значит, игра, ее организация — ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра — это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра — это и школа общения для ребенка.

Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, и дидактические. Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединять родителей и детей. Именно такой дух раскованности, игры царит в доме Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных. Это позволяет родителям не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целям увлекательный характер, и тогда позиция педагога сразу же становится кровным делом детей, а воспитание — творчеством.

В жизни этой семьи не понукания и запреты стоят на первом месте, а совместные радостные поиски и переживания от удачных находок. Внутренне родившееся усилие приводит к образованию новых потребностей испытать себя в деле, повторить удовольствие от успеха, пережитого в игре.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.

Если внимательно всмотреться в быт семьи Никитиных, то можно заметить своеобразные мостики, которые соединяют игровое начало с неигровым. Сын Алеша приобрел ловкость в игре. И это качество само по себе срабатывает, когда он чинит крышу — тут ведь тоже ловкость нужна. А когда он по нескольку часов сидит за изготовлением точного прибора — здесь не только выдержка и аккуратность нужны, но и приобретенные в играх находчивость, сметка.

Думается, что к этим сложнейшим связям, которые сложились в семье Никитиных, Борис Павлович и его жена Лена Алексеевна пришли сознательно. Уже давно Борис Павлович увлечен педагогикой и психологией. Он создавал психологические тесты, задачи для определения творческих способностей школьника. Поэтому игровой опыт Никитиных можно рекомендовать родителям.

Игры, описанные в этой книге, не просто собраны, не просто подобраны методически и описаны — они «рождены», переосмыслены, додуманы, выверены опытом известной семьи Л. А. и Б. П. Никитиных.

Воспитательная система Никитиных представлена в этой книге лишь одной своей гранью. Это система, которую можно назвать Педагогикой Предоставления Возможностей. Эту педагогику развивали В. А. Сухомлинский, Б. Спок, Я. Корчак. Никитины успешно осуществляют и глубоко осмысливают эту педагогику в условиях своей многодетной семьи. Получить представление об этой педагогике, почувствовать ее главный смысл и «аромат», перенять ее можно по тем правилам, которые сформулированы в этой книге.

Вот пять условий развития способностей детей, которые приводятся в начале книги: 1) раннее начало; 2) создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей; 4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности; 5) помощь взрослых.

Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты, в чем могут убедиться читатели. Эта книга описывает подсистему системы воспитания Никитиных, что доказывается соответствием особенностей игр тем пяти условиям, которые выдвинуты: 1) «пища» для ума с раннего возраста; 2) условия для опережающего развития способностей; 3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; 4) игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества; 5) родители учатся не мешать ребенку в самостоятельной деятельности. Это значит, что даже в отрыве от всей остальной системы Никитиных грамотное применение описанных здесь игр само по себе даст толчок в развитии ребенка.

Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных 2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые. Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном смысле этого слова. Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Поэтому автор книги настойчиво предостерегает родителей, которые, желая блага своему ребенку, могут перегрузить его занятиями, не учитывая индивидуальных особенностей. Поэтому — никакого принуждения!

Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.

Теперь осталось пожелать родителям внимательно прочитать книгу, изготовить игры и начать играть.

* Что такое развивающие игры *

Мы получаем много писем, и в большинстве из них просьбы: «Поделитесь своими секретами воспитания», «Напишите подробно, как вы развиваете своих малышей», «Где найти описание ваших игр?»

Секретов у нас, конечно, никаких нет, но отличий от традиционных методов воспитания накопилось уже довольно много, и одно из них -развивающие игры. Эти игры необычные. Они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. Вот уже более пятнадцати лет они «проходят проверку» на практике не только в нашей большой семье, но и в самых различных семьях, а также в Экспериментальной студии эстетического воспитания дошкольников (г. Химки) и вызывают интерес не только у детей, но и у многих родителей. В них можно играть и в одиночку, и целой компанией, и в детском саду, и в школе, а можно устраивать настоящие соревнования с самим собой или с собственными папой, мамой, бабушкой. Любопытно, что в соревнованиях между взрослыми и детьми довольно скоро начинают побеждать и маленькие, и не в результате какого-нибудь слепого везения, а в честном -на равных! — интеллектуальном поединке, где сражаются смекалка, внимание, глазомер и множество других качеств человеческого ума. И не просто сражаются, но при этом и успешно развиваются.

Влияние обучающих игр на результаты обучения студентов-медиков: систематический обзор: BEME Guide No 14

Review

. 2010 Январь; 32 (1): 16-27.

дои: 10.3109/01421590903473969.

Эли А Акл 1 , Ричард В. Преториус, Кей Сакетт, В. Скотт Эрдли, Парантаман С. Бхупати, Зиад Альфара, Хольгер Дж. Шюнеманн

принадлежность

  • 1 Университет штата Нью-Йорк, Буффало, штат Нью-Йорк, США. [email protected]
  • PMID: 20095770
  • DOI: 10. 3109/01421590903473969

Обзор

Elie A Akl et al. Мед Уч. 2010 9 января0003

. 2010 Январь; 32 (1): 16-27.

дои: 10.3109/01421590903473969.

Авторы

Эли А Акл 1 , Ричард В. Преториус, Кей Сакетт, В. Скотт Эрдли, Парантаман С. Бхупати, Зиад Альфара, Хольгер Дж. Шюнеманн

принадлежность

  • 1 Университет штата Нью-Йорк, Буффало, штат Нью-Йорк, США. [email protected]
  • PMID: 20095770
  • DOI: 10.
    3109/01421590903473969

Абстрактный

Фон: Образовательная игра — это «метод обучения, требующий от учащегося участия в соревновательной деятельности с заданными правилами». В ряде исследований было высказано предположение о благотворном влиянии обучающих игр на медицинское образование.

Цель: Цель этого исследования заключалась в систематическом обзоре влияния образовательных игр на удовлетворенность, знания, навыки, отношение и поведение студентов-медиков.

Методы: Мы использовали лучшие методы сотрудничества в области доказательного медицинского образования (BEME) для проведения систематических обзоров. Мы включили рандомизированные контролируемые испытания (РКИ), контролируемые клинические испытания и прерванные временные ряды.

Участниками исследования были студенты-медики. Вмешательства, представляющие интерес, представляли собой обучающие игры.

Полученные результаты: Проверка заголовков и аннотаций из 1019 уникальных цитат определила 26 из них как потенциально подходящие для этой статьи. Полнотекстовый скрининг выявил пять подходящих статей, все из которых сообщали о РКИ с методологическим качеством от низкого до среднего. Результаты трех из пяти РКИ предполагали, но не подтверждали положительное влияние игр на знания студентов-медиков.

Вывод: Имеющиеся на сегодняшний день данные не подтверждают и не опровергают полезность образовательных игр как эффективной стратегии обучения студентов-медиков. Необходимы дополнительные исследования с лучшим дизайном для оценки эффективности этих игр, и эта статья послужит основой для этого исследования.

Похожие статьи

  • Образовательные игры для медицинских работников.

    Акл Э.А., Сакетт К.М., Эрдли В.С., Мустафа Р.А., Фиандер М., Габриэль С., Шюнеманн Х. Акл Э.А. и соавт. Cochrane Database Syst Rev. 2013 31 января; (1): CD006411. doi: 10.1002/14651858.CD006411.pub3. Кокрановская система базы данных, ред. 2013 г. PMID: 23440807 Обновлено. Обзор.

  • Образовательные игры для медицинских работников.

    Акль Э.А., Кайруз В.Ф., Сакетт К.М., Эрдли В.С., Мустафа Р.А., Фиандер М., Габриэль С., Шюнеманн Х. Акл Э.А. и соавт. Cochrane Database Syst Rev. 2013 28 марта 2013 г. (3): CD006411. doi: 10.1002/14651858.CD006411.pub4. Кокрановская система базы данных, ред. 2013 г. PMID: 23543543 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Образовательные игры для медицинских работников.

    Акл Э.А., Сакетт К., Преториус Р., Эрдли С., Бхупати П.С., Мустафа Р., Шюнеманн Х.Дж. Акл Э.А. и соавт. Cochrane Database Syst Rev. 2008 23 января; (1): CD006411. doi: 10.1002/14651858.CD006411.pub2. Кокрановская система базы данных, ред. 2008 г. PMID: 18254103 Обновлено. Обзор.

  • Образовательное влияние портфолио на обучение студентов бакалавриата: систематический обзор Best Evidence Medical Education (BEME). Руководство BEME № 11.

    Бакли С., Коулман Дж., Дэвисон И., Хан К.С., Замора Дж., Малик С., Морли Д., Поллард Д., Эшкрофт Т., Попович С., Сэйерс Дж. Бакли С. и др. Мед Уч. 2009 апр; 31 (4): 282-98. дои: 10.1080/01421590902889897. Мед Уч. 2009. PMID: 19404891 Обзор.

  • Инициативы по развитию факультета, направленные на продвижение лидерства в медицинском образовании. Систематический обзор BEME: Руководство BEME № 19.

    Штайнерт Ю., Нейсмит Л., Манн К. Steinert Y, et al. Мед Уч. 2012;34(6):483-503. doi: 10.3109/0142159X.2012.680937. Мед Уч. 2012. PMID: 22578043 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Образовательные игры, созданные студентами-медиками в рамках игрового джема по обучению культурной безопасности: качественное описательное исследование.

    Пиментель Дж., Лопес П., Корреал С., Кокрофт А., Андерссон Н. Пиментел Дж. и соавт. BMC Med Educ. 2022 22 ноября; 22 (1): 805. doi: 10.1186/s12909-022-03875-w. BMC Med Educ. 2022. PMID: 36419048 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Систематический обзор обучения управлению болью в высшем медицинском образовании.

    Малик З., Ан Дж., Томпсон К., Пальма А. Малик З. и др. J Grad Med Educ. 2022 Апрель; 14 (2): 178-190. doi: 10.4300/JGME-D-21-00672.1. Epub 2022 14 апр. J Grad Med Educ. 2022. PMID: 35463177 Обзор.

  • Игра «Нейроспид»: забавный инструмент для изучения неврологической семиологии.

    Зейдан С., Балтаз С., Гарсен Б., де Льеж А., Доридам Дж., Хоссе Л., Дегос Б. Зейдан С. и соавт. BMC Med Educ. 2022 31 марта; 22 (1): 224. дои: 10.1186/с12909-022-03316-8. BMC Med Educ. 2022. PMID: 35361216 Бесплатная статья ЧВК.

  • Результаты обучения иммерсивных технологий в медицинском образовании студентов: систематический обзор литературы.

    Райан Г.В., Каллаган С., Рафферти А., Хиггинс М.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *