Мягкие звонкие согласные буквы: Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие)

Согласные звуки [з], [з′], буквы З,з

Открытый урок

по обучению грамоте (чтение)

1 класс

Тема: Согласные звуки [з], [з],

буквы З,з

Цель: познакомить учащихся с буквами З,з, обозначающими звуки [з], [з′]; совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения со звуками [з], [з′]; совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения “по цепочке”, в парах; навык выборочного, хорового чтения; содействовать развитию связной устной речи, внимания, творческих способностей детей; создавать условия для развития желания изучать природу родного края, охранять его богатства.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Он зимний, интересный.

И гостей собрал всех вместе.

Повернитесь к ним скорей,

Поприветствуйте гостей!

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце

То, что в нашем первом классе

Все ребята — молодцы!

— Я вижу у вас хорошее настроение и желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.

Пожелаем друг другу удачи в работе.

И пусть девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех».

  1. Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка:

— Спокойное дыхание: вдох через нос, выдох через рот.

  • Упражнение “Маятник” (движение кончиком языка из одного уголка рта в другой).

  • Упражнение “Сладкое варенье” (ученики облизывают языком поочерёдно верхнюю и нижнюю губы).

  • Упражнение “Лошадка” (ученики щёлкают кончиком языка).

  • Чистоговорка (перед чтением сделать вдох, а на выдохе – повторять за учителем).

Ма-ма-ма – вот идёт зима.

Му-му-му – любим мы зиму.

Ок-ок-ок – на землю падает снежок.

Зя-зя-зя – нам болеть нельзя.

  1. Повторение изученного материала:

Игра “Зоркий глаз” (на доске перевёрнутые магнитные буквы)

— Буквы рассыпались, перевернулись. Верните их в правильное положение.

— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

— Какие из них указывают на твёрдость предыдущих согласных? На мягкость?

— Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

Работа по слоговой таблице (индивидуальный тренажёр)

  • Упражнение “Паровозик” (на-но-ну-…)

  • Упражнение “Башня” (на-са-ла-та-…)

  • Упражнение “С кочки на кочку” (на-со-ми-лу…)

  • Упражнение “Печатная машинка” (“напечать” слова рот, нос, сын, сыр, рана, лама, лиса, руки, слон, стул, молоко, ворона, ананас)

  1. Усвоение новых знаний:

— Рассмотрите иллюстрации к сказкам. (“Морозко”, “По щучьему велению”, “Двенадцать месяцев”).

— В какое время года происходит действие во всех этих сказках? (зима)

— Зиму называют матушкой, волшебницей, кудесницей. Почему? (картинка: зимний пейзаж).

— Какой звук чаще всего повторяется в скороговорке:

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

— Кто догадался, какая тема урока? (Буква з). Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какие звуки она обозначает, и будем учиться читать с ней слоги, слова, предложения и тексты.

— Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

— Произнесите слово “зима”. Поделите на слоги. Сколько слогов?

-Выделите в слове первый звук. Произнесите его и понаблюдайте, что происходит у вас во рту. (з-з-з)

— Легко ли проходит воздух? Можно ли его спеть?

— Какой он: гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Покажите, какую схему будете использовать для его обозначения?

— Составьте схему слова. Самопроверка (на доске). Поднимите руки, у кого также.

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём… (узор)

— Произнесите слово “узор”. Поделите на слоги. Сколько слогов?

-Назовите 2 слог. Выделите в нём первый звук. Произнесите его и понаблюдайте, что происходит у вас во рту. (з-з-з)

— Легко ли проходит воздух? Можно ли его спеть?

— Какой он: гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Покажите, какую схему будете использовать для его обозначения?

— Составьте схему слова. Самопроверка (на доске). Встаньте, у кого также.

— Звуки [з], [з′] на письме обозначаются буквой З. В какой домик мы её заселим? (сине-зелёный). Почему? Заселяем.

Дети: Букву З мы заселяем,

С днём рожденья поздравляем.

— На что похожа буква З? (на змейку, на завитушку, на цифру 3).

Буква З на вид, как змейка,

Разглядеть её сумей-ка!

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

— Где живёт буква З в алфавите? (показывают). Выложите букву из ленточек. Назовите слова, в которых есть эти звуки.

  1. Физкультминутка:

  1. Самостоятельная работа:

Игра Будь внимателен

— Посмотрите видео и запомните как можно больше слов со звуками [з], [з′].

Игра “Том и Тим”

— Кому подарим словечко? Ребята, поднимите синюю карточку, если в начале слова услышите твёрдый звук [з] ( словечко для Тома), или зелёную карточку, если услышите мягкий звук[ з’] (словечко для Тима).

Заяц, зима, зубр, золото, зебра, заря, зелень, загадка, зеркало.

  1. Работа по учебнику: (с.80 – 81)

  • Чтение слогов

— Давайте составим и прочитаем слоги с буквой З:

А

О

З

У

З

И

Ы

Е

зи-ма

мо-роз

у-зо-ры

звон

ро-за

ска-за-ла

по-зва-ла

за-но-за

ми-мо-за

ал-ма-зы

Зи-на

Ли-за

— Чтение слов “хором” по слогам.

— Перечитайте самостоятельно целым словом.

— Чтение слов по “цепочке”.

— Найдите и прочитайте слова, которые относятся к зиме.

— Найдите и прочитайте слова, состоящие из 2 слогов.

— Найдите и прочитайте слова, состоящие из 3 слогов.

— Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. Почему?

  1. Физкультминутка:

  2. Работа над текстом:

— Отгадайте загадку.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз)

— Откройте Букварь на стр. 81. Рассмотрите картинки. Сейчас мы познакомимся с текстом, который называется “Мороз”. Как вы думаете, о чём будет этот текст?

— Что вас удивило в этом рассказе?

— Что увидела Зина на окне?

— Какие узоры нарисовал Мороз?

— Какие чувства испытывали дети, рассматривая узоры? (удивление, восторг)

— Как по-другому можно назвать текст?

  • Выборочное чтение:

— Найдите и прочитайте, как назвала Лиза мороза (Мастер мороз!) Почему?

— Найдите загадку в тексте. Прочитайте. (Рук нет, а рисует.)

— Найдите восклицательное предложение в тексте. Правильно его прочитайте.

  1. Работа в группах:

1 группа: Какая буква потерялась в словах?

__АБОР, О__ЕРО, ВА__А, __УБОК, __ВУК.

2 группа: Найдите ошибку в предложении.

У розы три Розы.

3 группа: Разгадайте ребусы. (Забор, зуб, залп)

— Оцените работу своих групп.

  1. Итог урока:

— Наш урок подходит к концу. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой. Мы сегодня сделали ещё один маленький шаг к большому успеху.

— С какой буквой мы познакомились на уроке?

— Какие звуки мы обозначаем буквой З?

— Какие задания показались особенно интересными?

  1. Рефлексия:

— С помощью линеечек успеха покажите, насколько познавательным и полезным для вас был урок.

— Те, у кого сегодня были трудности, не волнуйтесь, в ближайшее время их устраним.

— Я поняла, что сегодня на уроке вам всем было комфортно и мне приятно с вами работать. Спасибо вам за урок!

— Вы сегодня «МОЛОДЦЫ».

ГДЗ к прописям Горецкого, Федосовой 1 класс за 1, 2, 3, 4 часть