Согласные звуки [з], [з′], буквы З,з
Открытый урок по обучению грамоте (чтение) 1 класс Тема: Согласные звуки [з], [з′], буквы З,з |
Цель: познакомить учащихся с буквами З,з, обозначающими звуки [з], [з′]; совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения со звуками [з], [з′]; совершенствовать навык осознанного, орфоэпически правильного чтения “по цепочке”, в парах; навык выборочного, хорового чтения; содействовать развитию связной устной речи, внимания, творческих способностей детей; создавать условия для развития желания изучать природу родного края, охранять его богатства.
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он зимний, интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце
То, что в нашем первом классе
Все ребята — молодцы!
— Я вижу у вас хорошее настроение и желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.
Пожелаем друг другу удачи в работе.
И пусть девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех».
Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка:
— Спокойное дыхание: вдох через нос, выдох через рот.
Упражнение “Маятник” (движение кончиком языка из одного уголка рта в другой).
Упражнение “Сладкое варенье” (ученики облизывают языком поочерёдно верхнюю и нижнюю губы).
Упражнение “Лошадка” (ученики щёлкают кончиком языка).
Чистоговорка (перед чтением сделать вдох, а на выдохе – повторять за учителем).
Ма-ма-ма – вот идёт зима.
Му-му-му – любим мы зиму.
Ок-ок-ок – на землю падает снежок.
Зя-зя-зя – нам болеть нельзя.
Повторение изученного материала:
Игра “Зоркий глаз” (на доске перевёрнутые магнитные буквы)
— Буквы рассыпались, перевернулись. Верните их в правильное положение.
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
— Какие из них указывают на твёрдость предыдущих согласных? На мягкость?
— Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.
Работа по слоговой таблице (индивидуальный тренажёр)
Упражнение “Паровозик” (на-но-ну-…)
Упражнение “Башня” (на-са-ла-та-…)
Упражнение “С кочки на кочку” (на-со-ми-лу…)
Упражнение “Печатная машинка” (“напечать” слова рот, нос, сын, сыр, рана, лама, лиса, руки, слон, стул, молоко, ворона, ананас)
Усвоение новых знаний:
— Рассмотрите иллюстрации к сказкам. (“Морозко”, “По щучьему велению”, “Двенадцать месяцев”).
— В какое время года происходит действие во всех этих сказках? (зима)
— Зиму называют матушкой, волшебницей, кудесницей. Почему? (картинка: зимний пейзаж).
— Какой звук чаще всего повторяется в скороговорке:
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
— Кто догадался, какая тема урока? (Буква з). Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какие звуки она обозначает, и будем учиться читать с ней слоги, слова, предложения и тексты.
— Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
— Произнесите слово “зима”. Поделите на слоги. Сколько слогов?
-Выделите в слове первый звук. Произнесите его и понаблюдайте, что происходит у вас во рту. (з-з-з)
— Легко ли проходит воздух? Можно ли его спеть?
— Какой он: гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Покажите, какую схему будете использовать для его обозначения?
— Составьте схему слова. Самопроверка (на доске). Поднимите руки, у кого также.
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём… (узор)
— Произнесите слово “узор”. Поделите на слоги. Сколько слогов?
-Назовите 2 слог. Выделите в нём первый звук. Произнесите его и понаблюдайте, что происходит у вас во рту. (з-з-з)
— Легко ли проходит воздух? Можно ли его спеть?
— Какой он: гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Покажите, какую схему будете использовать для его обозначения?
— Составьте схему слова. Самопроверка (на доске). Встаньте, у кого также.
— Звуки [з], [з′] на письме обозначаются буквой З. В какой домик мы её заселим? (сине-зелёный). Почему? Заселяем.
Дети: Букву З мы заселяем,
С днём рожденья поздравляем.
— На что похожа буква З? (на змейку, на завитушку, на цифру 3).
Буква З на вид, как змейка, Разглядеть её сумей-ка! | На эту букву посмотри: Она совсем как цифра 3. |
— Где живёт буква З в алфавите? (показывают). Выложите букву из ленточек. Назовите слова, в которых есть эти звуки.
Физкультминутка:
Самостоятельная работа:
Игра “Будь внимателен”
— Посмотрите видео и запомните как можно больше слов со звуками [з], [з′].
Игра “Том и Тим”
— Кому подарим словечко? Ребята, поднимите синюю карточку, если в начале слова услышите твёрдый звук [з] ( словечко для Тома), или зелёную карточку, если услышите мягкий звук[ з’] (словечко для Тима).
Заяц, зима, зубр, золото, зебра, заря, зелень, загадка, зеркало.
Работа по учебнику: (с.80 – 81)
Чтение слогов
— Давайте составим и прочитаем слоги с буквой З:
А | ||
О | ||
З | У | З |
И | ||
Ы | ||
Е |
зи-ма мо-роз у-зо-ры звон | ро-за ска-за-ла по-зва-ла за-но-за | ми-мо-за ал-ма-зы Зи-на Ли-за |
— Чтение слов “хором” по слогам.
— Перечитайте самостоятельно целым словом.
— Чтение слов по “цепочке”.
— Найдите и прочитайте слова, которые относятся к зиме.
— Найдите и прочитайте слова, состоящие из 2 слогов.
— Найдите и прочитайте слова, состоящие из 3 слогов.
— Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. Почему?
Физкультминутка:
Работа над текстом:
— Отгадайте загадку.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз)
— Откройте Букварь на стр. 81. Рассмотрите картинки. Сейчас мы познакомимся с текстом, который называется “Мороз”. Как вы думаете, о чём будет этот текст?
— Что вас удивило в этом рассказе?
— Что увидела Зина на окне?
— Какие узоры нарисовал Мороз?
— Какие чувства испытывали дети, рассматривая узоры? (удивление, восторг)
— Как по-другому можно назвать текст?
Выборочное чтение:
— Найдите и прочитайте, как назвала Лиза мороза (Мастер мороз!) Почему?
— Найдите загадку в тексте. Прочитайте. (Рук нет, а рисует.)
— Найдите восклицательное предложение в тексте. Правильно его прочитайте.
Работа в группах:
1 группа: Какая буква потерялась в словах?
__АБОР, О__ЕРО, ВА__А, __УБОК, __ВУК.
2 группа: Найдите ошибку в предложении.
У розы три Розы.
3 группа: Разгадайте ребусы. (Забор, зуб, залп)
— Оцените работу своих групп.
Итог урока:
— Наш урок подходит к концу. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой. Мы сегодня сделали ещё один маленький шаг к большому успеху.
— С какой буквой мы познакомились на уроке?
— Какие звуки мы обозначаем буквой З?
— Какие задания показались особенно интересными?
Рефлексия:
— С помощью линеечек успеха покажите, насколько познавательным и полезным для вас был урок.
— Те, у кого сегодня были трудности, не волнуйтесь, в ближайшее время их устраним.
— Я поняла, что сегодня на уроке вам всем было комфортно и мне приятно с вами работать. Спасибо вам за урок!
— Вы сегодня «МОЛОДЦЫ».
ГДЗ к прописям Горецкого, Федосовой 1 класс за 1, 2, 3, 4 часть
› 1 класс › Русский язык › Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. 1 класс 1, 2, 3, 4 часть
3 часть
ВЫБЕРИТЕ СТРАНИЦУ ПРОПИСЕЙ:
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
Замечательное и занимательное издание прописи за 1 класс 3 часть авторов Горецкого, Федосовой это продолжение обучения школьника технике письма. Как мы знаем терпение и труд всё перетрут, эту мудрую поговорку легко можно отнести к выполнению с ребёнком прописей, ведь это дело требует особой усидчивости, упорства и тренировок.
Помимо активной работы в классе ребята должны проявлять активность дома, усердно вырисовывать каждый предмет, стараться красиво написать каждую буковку, именно ГДЗ для прописей 1 класса Горецкого Федосова это отличное пособие, которое понятно и доступно демонстрирует правильность написания того-или иного символа, рисунка или буквы.
Помимо верных рисунков ГДЗ содержит в себе правильно выполненные упражнения, проверенные и составленные знающими и грамотными специалистами. Дети могут столкнуться с определёнными проблемами, которые помогут решить именно ГДЗ, к примеру школьнику предстоит научиться самостоятельно определять гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие звуки, ГДЗ как верный друг и помощник поможет с выполнением трудных задач и приведёт ребёнка к желаемому результату!
4 часть
ВЫБЕРИТЕ СТРАНИЦУ ПРОПИСЕЙ:
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
Прописи Горецкий Федосова 4 часть 1 класс является дополнением для учебника по русскому языку Азбука. 1 класс» (в 2 частях). Это самостоятельное пособие, которое помогает ребёнку формировать и совершенствовать навыки письма. Данное пособие учитывает все возрастные анатомо-физиологические особенности ребёнка. Оно отлично подходит как для работы в классе, так и для внеклассной работы школьника.
Использование ГДЗ прописей авторов Горецкий Федосова для 1 класса способствует более успешному достижению метапредметных и предметных результатов обучения в 1 классе. К сожалению, обучение в школе невозможно без трудностей, с ними сталкивается каждый школьник, но не каждый может решить их без затраты нервов и времени.
Именно ГДЗ будет способствовать решению проблем в учёбе, выработке и формированию письма и активизации моторики. Рекомендуем обратиться к ГДЗ для прописей, это решение может вам существенно сократить время на выполнение домашней работы.
Пение согласных: работа с D, T, L, N, S и Z Для чайников
Пение Для чайников
Исследуйте книгу Купить на Amazon
Чтобы образовать и пропеть верхушечные согласные звуки в таблице ниже, кончик вашего языка касается альвеолярного отростка.
Кончик языка перемещается от нижних передних зубов к альвеолярному гребню за передними зубами. Кончик вашего языка изгибается для D и T и более уплощается на альвеолярном гребне для L и N .
Губы освобождены и не натянуты. Когда вы переходите от согласного к гласному, ваши губы могут принимать форму гласного звука, поскольку кончик языка касается альвеолярного отростка.
В этом упражнении потренируйтесь слегка изгибать кончик языка так, чтобы он касался альвеолярного гребня D и T , и уплощение на альвеолярном отростке L и N.
Практика
D, T, L, N, S, и ZД | Т | л | Н | С | З |
---|---|---|---|---|---|
до | отдо | Лу | новый | глоток | почтовый индекс |
лань | палец ноги | низкий | нет | сок | зап |
мазок | вкладка | лаборатория | наб | петь | Зинг |
Если вы шепелявите, сделайте S так, чтобы кончик языка касался нёба (не зубов), а края языка касались зубов. Если ваш S звучит слишком похоже на прохудившуюся шину, ослабьте хватку на кончике языка.
Тренируйтесь произносить слово его. Вы говорите ih , а затем прикладываете кончик языка к альвеолярному гребню для t. Затем кончик языка высвобождается в центре для крошечной струйки воздуха.
При пении слов не так ли, не можете ли вы, и могли бы вы, или любая другая комбинация, которая имеет D или T рядом с Y, убедитесь, что вы сказали: «Не могли бы вы?» и «Не так ли?» а не «Мог бы еврей» или «Не жевать . ” Вы можете рассмеяться в песне не в том месте, если слишком много пережевываете неправильную комбинацию согласных.
Об этой статье
Эта статья взята из книги:
- Пение для чайников,
Об авторе книги:
Памелия С. Филлипс — профессиональная певица с более чем 35-летним опытом преподавания. Она разработала учебную программу для старшеклассников, программы колледжей BFA и программы профессионального обучения, помогая тысячам певцов усовершенствовать свою технику пения.
Эту статью можно найти в категории:
- Голос ,
Факты о разборчивости речи: диапазон частот человеческого голоса
Произносимые и спетые слова должны быть разборчивы. К сожалению, технически сложно сохранить разборчивость при записи или усилении голоса. В этой статье мы представляем некоторые факты о разборчивости речи и, самое главное, о том, как ее сохранить.
Скачать файл для печати здесь
Узнайте больше о том, как различное расположение микрофонов влияет на голос, здесь.
Резюме
Язык происходит от произнесенного слова. Поэтому при записи голоса всегда следует учитывать разборчивость речи.
Воздух проходит через голосовые связки и создает звук. Управляя голосовыми связками, можно изменять уровень и высоту голоса. Воздействуя на впадины над голосовыми связками (глоточную, ротовую, носовую), к голосовому спектру добавляется фильтрация.
Изменение вокального усилия изменяет как уровень, так и частотный спектр звука голоса. Даже высота голоса меняется при вокальном усилии. Крик звучит иначе, чем разговор обычным голосом.
При записи вы обнаружите, что пики акустического сигнала намного выше среднеквадратичного или среднего уровня. Убедитесь, что все пики сохраняются в цепочке записи.
В нетональных языках важны согласные. Согласные (к, р, с, т и др.) преимущественно встречаются в частотном диапазоне выше 500 Гц. Точнее, в диапазоне частот 2 кГц-4 кГц.
Мы воспринимаем голос как естественный и максимально разборчивый, когда находимся примерно в 1 метре от говорящего. Стоя сбоку или сзади человека, снижается естественность и разборчивость.
На самом деле, спектр шансов голоса практически в любом другом положении, кроме как когда мы подходим к говорящему человеку с нашим ухом или микрофоном.
Каждая позиция на голове или груди имеет свой звуковой окрас – или тембр. Например, в спектре речи, записанной на груди человека, обычно отсутствуют частоты в важном диапазоне 2-4 кГц. Это приводит к снижению разборчивости речи. Если микрофон этого не компенсирует, следует внести поправки эквалайзером.
Поэтому при размещении микрофона помните об этих проблемах. Будьте готовы выбрать правильный микрофон, предназначенный для использования в том месте, где вы его размещаете. В противном случае будьте готовы к компенсации (выравниванию) для получения правильного звука.
Вы можете быстро начать работу, посмотрев серию коротких видеороликов, в которых представлены и объяснены некоторые важные факторы, влияющие на разборчивость голоса. Когда вы будете готовы к более глубокому погружению в теорию, вам следует ознакомиться с полной статьей под плейлистом.
1. Голос как источник акустического звука
Голос как источник звука важно понимать. В то время как язык может быть чем-то общим для групп людей, звук и характер голоса индивидуальны для каждого человека. В то же время речь, рассматриваемая как акустический сигнал, является наиболее знакомым нам типом звука.
Уровень звука
Вокальные усилия различаются; от приглушенного шепота до громкого крика. Трудно присвоить фиксированное число уровню речи, так как это индивидуально для каждого человека. Значения в приведенной ниже таблице указывают средний взвешенный по шкале А уровень речи взрослого человека.
Стоит отметить, что способность понимать речь оптимальна, когда уровень речи соответствует уровню нормальной речи на расстоянии 1 метра. Другими словами, уровень звукового давления примерно 55-65 дБ относительно 20 мкПа. (В данном случае «ре» означает «относительно»; эталоном является самый слабый слышимый уровень звукового давления.)
Уровень речи
Расстояние прослушивания [м] | Обычный | Поднятый | Громко | Крик |
---|---|---|---|---|
0,25 | 70 | 76 | 82 | 88 |
0,5 | 65 | 71 | 77 | 83 |
1,0 | 58 | 64 | 70 | 76 |
1,5 | 55 | 61 | 67 | 73 |
2,0 | 52 | 58 | 64 | 70 |
3,0 | 50 | 56 | 62 | 68 |
5,0 | 45 | 51 | 57 | 63 |
Средняя громкость речи в зависимости от расстояния прослушивания/записи. Разница между обычной речью и криком составляет почти 20 дБ.
Крест-фактор
Обратите внимание, что каждый уровень, представленный в таблице, представляет собой усредненный уровень RMS, а не пиковый уровень. Обычно пики на 20-23 дБ выше среднеквадратичного уровня. Отношение между пиковым уровнем и среднеквадратичным уровнем называется коэффициентом амплитуды. Этот фактор является важным параметром при записи или воспроизведении голоса в электроакустической системе.
Также обратите внимание: Громкое пение, измеренное на губах, может достигать уровней 130 дБ относительно 20 мкПа RMS и пиковых уровней выше 150 дБ относительно 20 мкПа.
Мужской голос, обычный разговор (продолжительность 18 секунд). Среднеквадратичное значение: -21,5 дБ полной шкалы, пиковое значение: -0,5 дБ полной шкалы. Крест-фактор 11 (21 дБ). Пунктирная красная линия указывает уровень RMS.
Спектр речи
Спектр речи охватывает довольно широкую часть полного спектра слышимых частот. В нетональных языках можно сказать, что речь состоит из гласных и согласных звуков. Гласные звуки генерируются голосовыми связками и фильтруются голосовыми полостями. Шепот без звонких звуков.
Однако полости, которые способствуют образованию различных гласных, все же влияют на проходящий поток воздуха. Вот почему характеристики гласных также проявляются в шепоте. Как правило, основная частота сложного речевого тона, также известная как высота тона или f0, у мужчин находится в диапазоне 100-120 Гц, но могут встречаться и отклонения за пределами этого диапазона. F0 для женщин находится примерно на одну октаву выше. Для детей f0 составляет около 300 Гц.
Согласные образуются в результате закупорки воздуха и шумовых звуков, образующихся при прохождении воздуха через горло и рот, особенно через язык и губы. По частоте согласные лежат выше 500 Гц.
При нормальной интенсивности голоса энергия гласных обычно быстро уменьшается выше примерно 1 кГц. Обратите внимание, однако, что акцент на спектре речи смещается на одну-две октавы в сторону более высоких частот, когда голос повышается. Также обратите внимание, что невозможно увеличить громкость согласных до такой же степени, как гласных. На практике это означает, что разборчивость речи не повышается при крике по сравнению с приложением обычных голосовых усилий в ситуациях, когда фоновый шум незначителен.
Голосовые спектры (1/3 октавы) в зависимости от усилий.
Formants
Если вы послушаете двух людей, которые говорят или поют одну и ту же гласную на одной высоте (f0), гласные предположительно распознаются как идентичные в обоих случаях. Однако любые два голоса не обязательно воспроизводят один и тот же спектр. Форманты обеспечивают воспринимаемые гласные звуки. Кроме того, форманты предоставляют информацию, отличающуюся от говорящего к говорящему. Форманты объясняются акустической фильтрацией спектра, генерируемого голосовыми связками. Гласные создаются «настройкой» резонансов полостей голосового тракта.
2. Что влияет на разборчивость?
В тоновых языках, таких как китайский и тайский, говорящие используют лексический тон или основную частоту для обозначения значения.
В нетональных языках, таких как английский, испанский, японский и т. д., слова различаются по изменению гласного, согласного или того и другого. Однако из этих двух согласные являются наиболее важными.
Важные частоты
Важные частоты в нетональных (западных) языках показаны на диаграмме ниже. Здесь полоса частот около 2 кГц является наиболее важным частотным диапазоном с точки зрения воспринимаемой разборчивости. Большинство согласных находятся в этой полосе частот.
(Ссылка: Н. Р. Френч и Дж. К. Стейнберг: Факторы, определяющие разборчивость звуков речи. JASA, том 19, № 1, 1947 г.).
Спектр речи подвергается фильтрации верхних или нижних частот. Использование фильтра HP на частоте 20 Гц (вверху слева) делает речь разборчивой на 100%. (Это потому, что присутствует полный речевой спектр). HP-фильтр, отсекающий все ниже 500 Гц, все же оставляет речевой сигнал разборчивым. Несмотря на то, что большая часть речевой энергии отсекается, разборчивость снижается только на 5%. Однако применение более высокого порога приводит к падению разборчивости.
И наоборот, применение LP-фильтра приводит к очень быстрому падению разборчивости. При резке на 1 кГц разборчивость уже меньше 40%. Видно, что частотный диапазон от 1 кГц до 4 кГц имеет большое значение для разборчивости.
Фоновый шум
Фоновый шум влияет на воспринимаемую разборчивость речевого сигнала. В этом случае шумом можно считать все сигналы, кроме самой речи. Таким образом, в аудитории или классе кондиционеры и другие шумные установки могут сделать речь менее разборчивой. Кроме того, присутствие других людей создает шум. В телевизионном или кинозвуке очень часто возникает вопрос соотношения между уровнем диалога и уровнем фоновой музыки/звуков атмосферы.
На этой диаграмме разборчивость речи представлена в зависимости от отношения сигнал/шум (S/N). Нижняя кривая показывает, что речь все еще может быть до некоторой степени разборчивой, даже если отношение сигнал/шум отрицательно, то есть шум на 10 дБ громче, чем уровень речи. Но в любом случае оптимальным является воспринимаемый уровень речи около 60 дБ относительно 20 мкПа.
В этой области было проведено множество исследований. В целом результаты показывают, что:
- Оптимальный уровень речи постоянен, когда уровень фонового шума ниже 40 дБ(А)
- Оптимальный уровень речи — это уровень, при котором поддерживается отношение сигнал/шум около 15 дБ(А) при уровне фонового шума более 40 дБ(А)
- Трудность прослушивания увеличивается по мере увеличения уровня речи при условии, что отношение сигнал/шум достаточно хорошее, чтобы поддерживать разборчивость близкой к идеальной
Кроме того, диапазон частот 1–4 кГц должен быть «оставлен свободным». Например, при добавлении музыки в качестве фона для повествования параметрический эквалайзер, обрезающий музыку на 5-10 дБ в этом частотном диапазоне, улучшит разборчивость.
Реверберация
Реверберация считается шумом, когда речь идет о разборчивости речи. Небольшая реверберация может поддержать речь, но как только согласные размазываются, разборчивость падает.
3. Звуковое поле
На звуковое поле вокруг говорящего человека влияет не только физика голосового тракта, но также голова и тело человека.
Направленность
Ниже приведены полярные графики говорящих людей как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.
Человек-говорун с полярными узорами. (Ссылка: Chu, W.T.; Warnock, A.A.C.: Подробная направленность звуковых полей вокруг людей, говорящих.)
Нанесенный на график уровень является A-взвешенным, и на каждой диаграмме нанесены как мужчины, так и женщины. Все говорящие сели. Уровни измерялись на высоте 1 метр. Видно, что разница между фронтом и тылом составляет примерно 7 дБ. Однако это не дает никакой информации о частотной зависимости: высокие частоты затухают больше на обратной стороне, чем низкие частоты.
Обратите внимание, что в вертикальной плоскости уровень выше в направлении 330° по сравнению с другими направлениями. Это происходит главным образом потому, что звук отражается от грудной клетки.
На этой диаграмме показаны частотно-зависимые полярные диаграммы от 160 Гц до 8 кГц.
Видно, что направленность увеличивается приблизительно от 1 кГц и выше. В сочетании с важностью частот выше 1 кГц становится очевидным, что более высокая разборчивость достигается при записи перед человеком, а не позади него.
Говорящий человек, полярные графики с интервалом в 1/3 октавы. Раздел 5 дБ (ссылка: Chu, W.T.; Warnock, A.A.C.: Подробная направленность звуковых полей вокруг говорящих людей.)
Расстояние и направление
Поскольку не все микрофоны расположены на расстоянии 1 метра от говорящего , интересно узнать, что происходит, когда мы приближаемся к источнику звука.
На следующих диаграммах показано отклонение от спектра речи, записанного на расстоянии 1 метра в заданном направлении. Углы (+45 градусов, 0 градусов и -45 градусов) находятся в вертикальной плоскости. Эти результаты являются средними для 10 говорящих.
Линии на каждой из трех диаграмм показывают отклонения на 80 см, 40 см, 20 см и 10 см соответственно.
Если бы спектр не менялся при изменении направления и расстояния, все кривые были бы прямыми линиями, но отклонение увеличивается по мере приближения к говорящему.
На верхнем рисунке показаны положения измерения под углом 45° вверх от оси. Отклонение отсюда тонкое. Вот почему гулкий над головой обеспечивает стабильный речевой спектр, не так зависящий от расстояния.
Нижняя диаграмма показывает, что происходит, когда мы улавливаем голос ниже осевой плоскости. Влияние звука, отраженного от тела, существенно.
Отклонения по оси находятся где-то между двумя другими, что означает, что спектр речи изменяется с расстоянием до микрофона.
(Ссылка: Бриксен, Эдди Б.: Регистрация человеческого голоса в ближнем поле: спектральные изменения в зависимости от положения. Конвенция AES 104, Амстердам, Нидерланды. Препринт 4728)
Голова и грудь
В приложениях для вещания и живого звука предпочтительным микрофоном часто является петличный микрофон (нагрудный) или головной микрофон (на голове), что дает пользователю больше свободы движений. Следует учитывать тот факт, что размещение микрофона на таком коротком расстоянии приводит к тому, что записанный спектр отличается от естественного и нейтрального спектра, воспринимаемого на обычном расстоянии прослушивания. Эта разница далеко не пренебрежимо мала.
Ниже приведены пять кривых, которые объясняют, что происходит со спектром речи при размещении микрофонов на теле или голове. Все кривые основаны на измерениях и в среднем для 10 человек (см. ссылку).
Верхняя кривая (грудь) показывает, насколько спектр речи, улавливаемый грудью, отличается от спектра речи того же человека, улавливаемого на расстоянии 1 метр по оси. При размещении микрофона на груди происходит существенное снижение частот в критическом диапазоне 2-4 кГц.
Вторая кривая (шея) показывает отклонение, если микрофон находится еще ближе, чуть ниже подбородка. Эта позиция в значительной степени применима к радиовещанию, потому что это единственный практичный способ разместить петличный микрофон, если журналист или интервьюируемый носит футболку, толстовку и т.п. или пальто. Для использования на улице микрофон можно одеть в мех или спрятать за шарф. При любых обстоятельствах: наблюдается массивное снижение согласных частот.
Кривая лба показывает, что размещение микрофона на лбу является наименее мешающим положением для спектра. Эта позиция идеальна для сцены и кино, но не для новостей.
Кривая уха показывает постепенный спад высоких частот в этом месте. Удобно расположить микрофон у уха; однако для сохранения разборчивости речи требуется компенсация.
При размещении микрофона на щеке (гарнитура) диапазон 2–4 кГц лучше, чем в большинстве других положений. Однако потребность в подъёме на самых высоких частотах всё же есть. Гарнитуры DPA имеют встроенный подъемник.
Следует отметить, что уровень речи в «уголке улыбки» (у щеки) примерно на 10 дБ выше по сравнению с положением на груди.
Из кривых видно, что существует общая тенденция повышения около 800 Гц, которую можно считать компенсированной. Однако наиболее значительным отклонением является затухание, вызывающее снижение разборчивости речи. Об этом всегда нужно заботиться!
(Ссылка: Бриксен, Эдди Б.: Спектральная деградация речи, улавливаемой миниатюрными микрофонами, установленными на головах и груди людей. Конвенция AES № 100, Копенгаген, Дания. Препринт 4284.)
4. Размещение микрофона
Исходя из этих условий, можно составить набор правил для выбора и размещения микрофона, когда важна разборчивость речи.
Ручные вокальные микрофоны
- Ручные вокальные микрофоны должны располагаться перед ртом под углом ±30°
- При использовании направленного микрофона (кардиоидного типа или дробовика) адресация к нему должна осуществляться по оси (а не как к рожку мороженого)
- Слишком плотные ветровые стекла могут снижать высокие частоты.
Не забудьте компенсировать это
Петличный/нагрудный микрофон
Спектр речи при типичном положении на груди имеет недостаток частот в основном диапазоне 3-4 кГц. Если микрофон с плоской АЧХ расположить на груди человека, диапазон 3-4 кГц следует усилить примерно на 5-10 дБ, чтобы компенсировать потери.
- На практике есть два решения: использовать микрофон с предварительной коррекцией для компенсации или не забыть сделать правильную коррекцию в процессе редактирования. Обратите внимание, что никакие микшеры или камеры ENG не компенсируют это автоматически, и для этого не предусмотрено никаких средств управления. Во многих случаях это никогда не компенсируется. Следовательно, разборчивость часто низкая
Микрофон гарнитуры
- Уровень микрофона гарнитуры примерно на 10 дБ выше, когда он сидит на щеке, по сравнению с положением на груди
- На спектр влияет меньше, чем на грудь.