Мягкие согласные звуки и буквы
Содержание
Мягкие согласные — это шумные звуки, которые по сравнению с твердыми согласными произносятся с дополнительной артикуляцией языка.
Узнаем, что такое мягкие согласные, как они образуются и какие пары составляют с твёрдыми согласными.
Согласные звуки отличаются друг от друга участием шума и голоса. По соотношению голоса и шума согласные звуки делят на звонкие и глухие. Те согласные, которые состоят из шума и голоса, являются звонкими ([б], [в], [г], [д] и пр.) А, напротив, глухие согласные образуются с шумом, который появляется при прохождении струи воздуха через органы речи:
[к], [с], [т], [ф] и пр.
Кроме признака звонкости/глухости согласные имеют свойство быть твёрдыми или мягкими в слове. Рассмотрим подробнее, какие мягкие звуки существуют в русском языке.
Что такое мягкие звуки?
Чтобы выяснить, что такое мягкие звуки, сравним два слова и обратим внимание на произношение их начальных звуков:
«бок» и «бег»
В первом слове звучит звонкий согласный [б], в образовании которого участвуют губы:
бок [б о к]
Начальный согласный звучит достаточно твёрдо. Сравним с произношением второго слова:
бег [б’ э к]
Первый звонкий согласный звук обозначен той же буквой «б», но звучит он несколько по-другому. При его произношении спинка языка устремляется к твёрдому нёбу, выгибаясь мостиком. По бокам языка образуются узкие проходы для выдыхаемого воздуха, в результате чего звонкий согласный приобретает мягкость, или палатальность. Лингвистический термин «палатальность» восходит к латинскому слову palatum, что буквально значит «нёбо».
Итак, в русской речи различают твёрдые и мягкие согласные звуки.
По сравнению с твердыми согласными все мягкие звуки при образовании отличаются добавочным участием языка.
Мягкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых имеется дополнительная артикуляция языка к нёбу.
Мягкость согласных обозначается специальным значком в виде запятой — апострофом. Звуки речи записываются соответствующими буквами в квадратных скобках. Апостроф пишется справа от буквы, обозначающей мягкий звук, вверху:
[б’], [в’], [г’], [д’], [з’].
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
- рад — ряд;
- вить — выть;
- сын — синь;
- маг — миг.
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц]. В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
- жир [ж ы р]
- шёлковый [ш о л к а в ы й’]
- цитрус [ц ы т р ус].
Всегда мягкие согласные
В фонетике русского языка не имеют парного твёрдого согласного всегда мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’]. Они обозначаются апострофом независимо от того, какая гласная буква пишется за ними:
- йога [й’ о г а]
- лайка [л а й’ к а]
- чары [ч’ а р ы]
- чужой [ч’ у ж о й]
- щедрый [щ’ э д р ы й’]
- щупать [щ у п а т’].
После этих согласных не пишутся буквы «я», «ю», «ы».
Как определить мягкий согласный?
Кроме особого звучания, мягкий согласный можно определить в письменной речи. На мягкость согласного указывают следующие признаки:
1. после мягких согласных пишутся буквы «е», «ё», «и», «ю», «я»:
- лес [л’ э с]
- пёс [п’ о с]
- мир [м’ и р]
- плюшка [п л’ у ш к а]
- мята [м’ а т а].
Исключение составляют заимствованные слова, в которых согласные звучат твёрдо даже перед буквой «е»:
- дельта [д э л’ т а]
- ателье [а т э л’ й ‘э]
- теннис [т э н’ и с]
- кабаре [к а б а р э]
- кафе [к а ф э]
- энергия [э н э р г’ и й’ а]
2. мягкость согласных выражает особый значок, который не обозначает звука, — «ь»:
- косьба [с’]
- восемь [м’]
- якорь [р’]
- скользкий [л’]
3. согласные смягчаются перед некоторыми последующими мягкими согласными [з’], [л’], [н’], [с’], [т’], [ч’], [щ’]:
- жизнь [ж ы з’ н’]
- после [п о с’ л’ э]
- мостик [м о с’ т’ и к]
- зонтик [з о н’ т’ и к]
- бето́нщик [б’ и т о н’ щ’ и к]
- ворчу́н [в а р’ ч’ у н].
Этот фонетический процесс передачи мягкости одного звука другому называется уподоблением, или ассимиляцией (лат. assimilatio — «уподобление»).
Имеем в виду, что эта приобретённая мягкость согласных не передаётся в письменной речи.
После букв, обозначающих мягкие согласные звуки, мягкий знак не пишется в сочетаниях нч, нщ, чк, рч, рщ и др.
RESONANCE – Вокальные техники для инструменталиста
Голос был таким звучным и красивым, что пролетел над оркестром и заполнил зал.
Резонатор — это любой объект, через который можно фильтровать звуковую волну, усиливая и изменяя колебания. Это часть всех звуков, и певцы используют резонанс, чтобы воздействовать на интонацию, гласные, качество тона и динамические уровни своего пения. Изменения размера и формы резонатора влияют на качество звука. Резонатор может сделать тон светлым или темным, чистым или приглушенным, блестящим или тусклым. Благодаря изучению вокала певцы учатся формировать гласные, которые создают оптимальный резонанс и желаемый тон.
Существует два вида резонанса: симпатический и проводящий .
Симпатические резонаторы не имеют физического контакта с источником вибрации. Вибрации передаются по воздуху, и резонатор отвечает сочувственно. То, что слышит слушатель, является результатом симпатического резонанса. (Пример: вы поете, а в комнате гудит лампа)
Проводящие резонаторы вибрируют в результате физического контакта с вибрирующим телом. Вибрации от голосовых связок распространяются по костям, хрящам, мышцам головы, шеи, верхней части грудной клетки, вызывая их вибрацию. Однако эти ощущения имеют мало общего с внешним звуком. (Пример: вибрации, которые вы чувствуете в своем теле во время пения)
Факторы, влияющие на резонанс- РАЗМЕР – чем больше резонатор, тем на более низкую частоту (высоту) он будет реагировать.
- ФОРМА – форма сильно влияет на резонанс.
- ТЕКСТУРА – состав и толщина стен; например, различия в материалах между латунью и деревом. Как правило, чем тверже поверхность, тем более избирательной она будет. Экстремальная жесткость приводит к проникновенному тону с несколькими сильными высокими обертонами. Слишком большая мягкость приведет к мягкому, ненаправленному тону.
ГОЛОСОВЫЕ РЕЗОНАТОРЫ
Гортань — Это основной вибратор. Благодаря своей небольшой полости он резонирует только на высоких частотах и способствует «звонкости» профессионального голоса.
Фаринкс – Это самый важный резонатор из-за его положения, относительно больших размеров и возможности замены.
Полость рта — второй по важности после глотки. Размер изменяется за счет языка, мягкого неба, челюсти и губ.
Носовая полость
Узнайте больше об анатомии голосового тракта:
https://www..getbodysmart.com/pharynx/pharynx-anatomy
ГЛОТКА (голосовой тракт)
Качество звука зависит от формы глотки, которая очень гибкая и способна принимать самые разные формы. Глотка подтягивается (вместе с гортанью), когда мы глотаем. Горло становится коротким и узким. Когда мышцы расслаблены, пространство широкое и длинное, оптимальный размер для наиболее резонансного и свободного звука.
Глотка , или голосовой тракт, состоит из рта, носа и горла. Этими полостями являются ротоглотки , носоглотки и гортаноглотки . Гортаноглотка простирается от основания перстневидного хряща до верхушки надгортанника. Ротоглотка простирается от верхушки надгортанника до мягкого неба ( velum ). Вместе они образуют самую большую резонирующую полость. Носоглотка находится над мягким небом.
АРТИКУЛЯТОРЫ И ФОРМЫ ГЛАСНЫХ
Артикуляторы участвуют как в гласных, так и в согласных, но гласные больше всего влияют на резонанс. Они являются ядром каждого слога, и без резонансной гласной тон не будет нестись. Основные вокализирующие гласные: ах , ай , ee , ой и оо . Могут использоваться и другие гласные звуки, но певцы обычно начинают с этих пяти, которые представляют собой чистые гласные и легко произносятся. Вы можете обнаружить, что одни гласные петь легче, чем другие — это результат резонанса.
ЧЕЛЮСТЬ
Челюсть должна удобно свисать во время пения. Это может быть проблемой для кларнетистов, трубачей и флейтистов из-за характера их амбушюров. Подумайте о положении вашей челюсти, когда вы играете на своем инструменте, и о том, как это положение сравнивается с пением.
ГУБЫ
Губы являются внешним краем рта и могут незначительно влиять на качество звука. Гласные oh и oo называются «губными» гласными, и форма губ напрямую влияет на гласный звук. Имейте четкое представление о том, как образуются эти гласные.
ЯЗЫК
Язык — это большая мышца, которая может двигаться разными способами. При пении и игре на духовых инструментах язык влияет как на резонанс, так и на артикуляцию. Кроме того, певцы должны уметь создавать красивый тон при пении текста.
T Чтобы ощутить движение языка при произнесении каждой гласной, положите кончик пальца на тело языка и произнесите/пропойте ah, ay , ee , oh , oo . Почувствуйте движение языка на каждую гласную. См. Приложение I для вокальных упражнений, которые фокусируются на языке.
МЯГКОЕ НЕБО
Мягкое небо и опускают и поднимают, чтобы закрыть и открыть воздух, проходят в нос. Английский использует опущенное мягкое небо для трех звуков m , n и ng . Все остальные гласные и согласные образуются при поднятом мягком небе. Носовой тон для гласных нежелателен; звучит звонко и щипко, в носу ощущаются вибрации. Вы можете поэкспериментировать, напевая звонкую ах гласных и зажать нос. Звук будет ощущаться в носу и будет казаться маленьким и защемленным. Далее пропойте открытое ах и зажмите нос. Гласная не должна ощущаться и звучать одинаково.
Узнайте больше о функции речевого тракта и артикуляторов здесь https://www.voicescienceworks.org/vocal-tract.html
Пропойте нисходящий вздох на [ŋ] как sing, ring
- Произнесите слово «sing» и удерживайте позицию -ng. Убедитесь, что язык изогнут и свободно касается задней части твердого неба/передней части мягкого неба (у вас не будет особого ощущения этого) и не вдавлен в мягкое небо (слишком далеко назад). Вы услышите разницу, если закрыть пространство, отодвигая язык назад.
- Добавьте гласную после [ŋ], как в «sing-ah», и спуститесь на гласную.
- Вы также можете попытаться облегчить перемещение языка в нужное положение, повторяя «Пение-ин-инг» по нисходящей схеме «со-фа-ми-ре-до».
Звуки легких — StatPearls — NCBI Bookshelf
Определение/Введение
Легочное исследование включает несколько компонентов, включая осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию. В этой статье мы сосредоточимся на аускультации легочных шумов, которые полезны для прогнозирования патологии грудной клетки, если рассматривать их в клиническом контексте. Легкие производят три категории звуков, которые клиницисты оценивают во время аускультации : дыхательных шумов, посторонних звуков и вокального резонанса.
Звуки дыхания
В этой статье мы называем дыхательные шумы нормальными звуками легких, слышимыми через грудную стенку с помощью стетоскопа, а не слышимым дыханием через рот. Нормальные дыхательные шумы классифицируются как бронхиальные, везикулярные или бронховезикулярные, которые имеют различные акустические свойства в зависимости от анатомических характеристик места, где вы аускультируете. Бронхиальные звуки (также называемые трубчатыми звуками) обычно исходят из трахеобронхиального дерева, а везикулярные шумы обычно исходят из более тонкой паренхимы легких. Громкие, резкие и высокие бронхиальные звуки обычно слышны над трахеей или на правой верхушке. Они преимущественно слышны во время выдоха. Если выслушиваются в других областях легких, бронхиальные шумы ненормальны. Напротив, везикулярные дыхательные шумы мягкие, низкие, преимущественно инспираторные и особенно хорошо воспринимаются в задних отделах легких. Бронховезикулярные звуки можно услышать во время вдоха и выдоха, они имеют среднюю высоту и интенсивность.
Интенсивность и продолжительность дыхательных шумов также имеют клиническое значение и будут подробно рассмотрены ниже.
Случайные звуки
Случайные звуки — это звуки, которые слышны в дополнение к упомянутым выше ожидаемым звукам дыхания. Наиболее часто слышимые посторонние звуки включают хрипы, хрипы и хрипы. Здесь также будут обсуждаться стридор и трение. Существует много других терминов, используемых для описания случайных звуков, которых слишком много, чтобы их охватить. Эти термины, как правило, дублируют указанные ниже термины или являются их подкатегориями. Например, хрипы и хрипы относятся к одному и тому же признаку; многие термины используются взаимозаменяемо и различаются в зависимости от врача и географического положения практики.
Первый признак, помогающий в классификации случайных звуков, заключается в том, являются ли звуки непрерывными или прерывистыми. Например, хрипы и хрипы являются непрерывными звуками, а хрипы — нет. Исследователь может засчитать хрипы как дискретные акустические события [<25 мс, прерывистые, как падение шарика на пол], тогда как хрипы и хрипы представляют собой несколько неотделимые шумы [> 250 мс, постоянные, как жужжание вентилятора]. Следующее, на что следует обратить внимание, — это высота тона: хрипы и мелкие хрипы имеют высокий тон, а хрипы и грубые хрипы — низкий тон.
Сухие хрипы возникают из-за того, что мелкие дыхательные пути открываются при вдохе.[2] Поэтому они преимущественно инспираторные. Считается, что разница между ходом и мелкими хрипами связана с размером открывающихся дыхательных путей (более крупные дыхательные пути, более глубокие хрипы, более резкие хрипы). Некоторые сравнивают с разделяющими застежками-липучками (например, липучками).
Хрипы и хрипы, которые имеют одинаковую патологию и различаются только по высоте звука, вызываются трепетанием суженных дыхательных путей и воздуха, проходящего через них. [3] Хрипы — это музыкальные звуки, вызванные движением воздуха через суженные мелкие дыхательные пути, такие как бронхиолы. Хрипы — это грубые, громкие звуки, вызванные сужением крупных дыхательных путей, в том числе трахеобронхиальных. Эти звуки возникают во время выдоха или одновременно во время вдоха и выдоха, но не только во время вдоха. Интересно, что врачи часто соглашаются в отношении аускультации хрипов, но в меньшей степени в отношении других признаков, таких как хрипы.[4]
Стридор — это высокий звук, исходящий из верхних дыхательных путей и возникающий при вдохе. Он отличается от других звуков своей интенсивностью в шее больше, чем в груди, синхронизацией (вдох) и высотой (высокий). Как и хрипы, стридор возникает из-за сужения дыхательных путей, но только в верхних дыхательных путях.
Шум — это скрежещущий звук, исходящий от воспаленных плевр, трущихся друг о друга. Обычно он громче других легочных шумов из-за того, что генерируется ближе к грудной стенке. Шум обычно возникает как во время вдоха, так и во время выдоха в зеркально отраженной точке дыхательного цикла. [5] Шум трения чаще всего путают с хрипами, но они отличаются двухфазным, локализованным характером трения, часто с точечной болью на грудной стенке.
Вокальный резонанс
Нормальная легочная ткань действует как фильтр нижних частот, позволяя низкочастотным звукам легко проходить во время фильтрации высокочастотные звуки. Патологическая легочная ткань может более эффективно передавать звуки более высокой частоты; это происходит, когда обычно заполненное воздухом легкое становится заполненным другим материалом, например жидкостью. Врачи могут использовать это явление во время медицинского осмотра.[2] Тесты, используемые для обнаружения этого явления, известного как вокальный резонанс, включают бронхофонию, эгофонию и шепотное пекторилоквию. Чтобы проверить их, клиницист помещает свой стетоскоп на симметричные участки грудной клетки пациента и просит пациента говорить. Клиницист обычно слышит неразборчивый, отдаленный и приглушенный звук голоса. При бронхофонии голос кажется ближе и громче. Эгофония возникает, когда патологическая легочная ткань искажает гласные звуки и делает их более гнусавыми по качеству, и, следовательно, делает звук жесткого ми слышимым как ля, что называется «изменением ми на ля». четкий и внятный звук, когда больной шепчет; обычно это неясно и непонятно.
Вопросы, вызывающие озабоченность
Выполнение аускультации и интерпретации легочных звуков наиболее характерно для традиционного стетоскопа; однако более новые электронные стетоскопы могут улучшить обнаружение аномальных звуков в легких. Компьютерная интерпретация легочных звуков также активно изучается; это может принимать форму оцифрованного анализа звуков или визуального отображения акустической информации, которую может интерпретировать клиницист. Компьютеризированная аугментация может оказаться более точной в будущем.[7]
Клиническое значение
Случайные звуки отражают патологию, которая их вызывает, поэтому конкретный клинический контекст имеет решающее значение для точной интерпретации. Например, хрипы, звук открывающихся дыхательных путей, часто возникают при интерстициальном заболевании легких, отеке легких из-за сердечной недостаточности и инфекции. Более поздние и более высокие хрипы часто указывают на интерстициальное заболевание легких, тогда как более ранние и более низкие хрипы больше указывают на хроническую обструктивную болезнь легких. Свистящее дыхание, звук движения воздуха по суженным дыхательным путям, возникает при таких состояниях, как астма, хроническая обструктивная болезнь легких и очаговые образования. Без определенного клинического контекста эти звуки довольно неспецифичны. Продолжительность, а не высота хрипов на протяжении всего дыхательного цикла, является наиболее предсказуемым показателем степени патологии.[1]
Интенсивность дыхательного шума можно оценить по шкале от 0 до 4 (ноль означает отсутствие звука, единица почти не воспринимается, два ослаблена, три соответствует норме, а четыре — громче нормы), хотя клиническая полезность оценки интенсивности ставится под сомнение . [4] В правильном контексте интенсивность шумов везикулярного дыхания может указывать на патологию. Более интенсивные дыхательные шумы коррелируют с более глубокой вентиляцией, в то время как более тихие дыхательные шумы могут указывать на снижение вентиляции и ухудшение течения такого заболевания, как астма.[8] Если жидкость, воздух или другое вещество находится в плевральной полости, это уменьшит интенсивность (как это происходит при плевральном выпоте). Асимметричная интенсивность дыхательных шумов особенно полезна, особенно после интубации, когда асимметричные дыхательные шумы патогномоничны для случайного эндобронхиального размещения трубки [9].]
Если звуки бронхиального дыхания выходят за пределы их нормальной географической территории в грудной клетке, это признак лежащей в основе патологии, обычно легочной консолидации или коллапса, это может быть сложной концепцией, поскольку нормальные звуки дыхания в одной области легкого могут быть патологическими если его слышно где-то еще в легком, поэтому экзаменатор должен быть добросовестным при осмотре грудной клетки.
Легкость передачи звуков определенной частоты может изменяться при патологии, поэтому в качестве иллюстрации мы обсудим два конкретных примера. У пациентов с крупозной пневмонией нормальное наполненное воздухом легкое вместо этого содержит жидкость. Поскольку жидкость передает звуки лучше, чем воздух, вокальный резонанс усиливается, так что могут присутствовать бронхофония, эгофония и пекторилоквия шепотом. Сравните это с плевральным выпотом, который может меньше передавать звуки более низкой частоты, но лучше передавать более высокие частоты.][10] Обратите внимание, что эти результаты могут быть динамичными и непостоянными, при этом иногда происходит снижение вокального резонанса, если между стетоскопом и легким скапливается достаточное количество жидкости. При оценке вокального резонанса экзаменатор должен сравнивать звуки с противоположной стороны, а также из разных мест в легких. Даже здоровые легкие будут искажать передаваемый звук, но одностороннее изменение в изолированной области часто указывает на патологию.
Рисунок
Колокол стетоскопа. Изображение предоставлено S Bhimji MD
Ссылки
- 1.
Meslier N, Charbonneau G, Racineux JL. Хрипы. Eur Respir J. 1995, ноябрь; 8 (11): 1942–1948. [PubMed: 8620967]
- 2.
Pramono RXA, Bowyer S, Rodriguez-Villegas E. Автоматический анализ случайных звуков дыхания: систематический обзор. ПЛОС Один. 2017;12(5):e0177926. [Бесплатная статья PMC: PMC5446130] [PubMed: 28552969]
- 3.
Нагасака Ю. Звуки легких при бронхиальной астме. Аллергол Интерн. 2012 г., сен; 61 (3): 353–63. [В паблике: 22722817]
- 4.
Холлеман Д.Р., Симел Д.Л. Предсказывает ли клиническое обследование ограничение воздушного потока? ДЖАМА. 1995 25 января; 273 (4): 313-9. [PubMed: 7815660]
- 5.
Саркар М., Мадабхави И., Ниранджан Н., Догра М. Аускультация дыхательной системы. Энн Торак Мед. 2015 июль-сен;10(3):158-68. [Бесплатная статья PMC: PMC4518345] [PubMed: 26229557]
- 6.