Морфемный разбор сразу: Страница не найдена

Содержание

Урок русского языка «Морфемный разбор слов»

#5 класс #Русский язык #ФГОС #Методические разработки #Урок #Учитель-предметник #Школьное образование #УМК Л. М. Рыбченковой

Как превратить в ?

Тема? Морфемный разбор слова

Терминологический диктант

Любая значимая часть слова

То, что отличается от другого только окончанием

Единственная изменяемая часть слова

Единственная часть слова, которая не является морфемой

Не выраженное в данной форме окончание

-Л- и -ТЬ- — это суффиксы, которые не входят в основу, потому что они…

Общая часть родственных слов

Значимая часть слова, стоящая перед корнем

Значимая часть слова, стоящая за корнем

Часть слова, стоящая после всех морфем

Ответы: 1. Морфема 2. Форма слова 3. Окончание 4. Основа 5. Нулевое 6. Формообразующие 7. Корень 8. Приставка 9. Суффикс 10. Постфикс

Порядок морфемного разбора 2 1. Определяю часть речи (зачем?) Помню, что есть неизменяемые слова! 2. Подбираю и записываю формы слова (как?) Изменяю слова по РЧП или лицам!

Порядок морфемного разбора 2 3. Выделяю окончание Помню, что есть неизменяемые слова! 4. Обозначаю основу Помню, что есть формообразующие суффиксы!

Порядок морфемного разбора 2 5. Подбираю и записываю однокоренные слова, выделяю корень Помню, что есть чередования! 6. Выделяю приставку и суффикс Доказываю, что они встречаются и в других словах!

Образец морфемного разбора 2 Переехали 2 1. глагол, изменяется 2. переехал , переехала 3. поезд, ехавший, еду зд // х // д

Образец морфемного разбора 2 Переехали 2 4. ПЕРЕшёл, ПЕРЕдумал 5. отдАть, поддаЛ

Произведите морфемный разбор слов: 2 Припекло солнышко, появились проталинки, показались подснежники. 2 2 2 2 2 2

Проталина* — место, где растаял снег и открылась земля.

Морфемный разбор 2 Припекло 2 1. глагол, изменяется 2. припекла , припекли 3. печь, печной, выпекать к // ч 4. пришёл, принёс 5. шёл, дал

Морфемный разбор 2 солнышко 2 1. сущ., изменяется 2. солнышк а , солнышк и 3. солнце, солнечный 4. перышко, судёнышко

Морфемный разбор 2 появились 2 1. глагол, изменяется 2. появил а сь, появился 3. явка, новоявленный 4. поселились в // вл

Морфемный разбор 2 проталинки 2 1. сущ., изменяется 2. проталинк а , проталинк у 3. талый, тает 4. проталина, морщинка л // ?

Морфемный разбор 2 показались 2 1. глагол, изменяется 2. показал а сь, показался 3. указ, кажется 4. поселились к // ж

Морфемный разбор 2 подснежники 2 1. сущ., изменяется 2. подснежник а , подснежник у 3. снег, снежный 4. снежный, ключик г // ж

Чем будет отличаться морфемный разбор выделенных слов? На душе сразу стало весело и радостно. Захотелось смеяться и петь. 2 2

Морфемный разбор 2 сразу 2 1. наречие, не изменяется 3. раз, разом 4. снова, снову 2.

Морфемный разбор 2 петь 2 1. Инфинитив, не изменяется 3. пение, пою 4. жить, лить 2. е // о

Самостоятельно разберите слова РАДОСТНО (1В) и СМЕЯТЬСЯ (2В) На душе сразу стало весело и радостно. Захотелось смеяться и петь.

Закончи фразу… 1. Цифра 2 над словом обозначает… 2. Его нужно начинать с определения… 3. Чтобы выделить окончание, напишу… 4. Чтобы найти корень, подберу… 5. Чтобы превратить 2 в «5», ???

1. морфемный разбор 2. части речи 3. формы слова 4. однокоренные слова 5. выучу порядок разбора Ответы

Домашнее задание: Разбери слова и получи «5» 1 балл за слова: угловой, грустно, вызову, перемена, столовая 2 балла — подберезовик, подкупил, засветло 3 балла — озорничать, неприглядно 4 балла — рассмеяться 5 баллов — водонепроницаемый

«Собери слово» 1. Приставка, как в слове ПОДНОС, корень, как в слове ДАРИТЬ, суффикс, как в слове ДРУЖОК 2. Корень, как в слове ПОБЕЛИЛ, суффикс, как в слове МАЛЕНЬКИЙ, окончание, как в слове СИНИЙ

Морфемный разбор и его особенности :: SYL.ru

Правда ли, что при общении с новыми знакомыми нужно много говорить

Как универсальный способ успокоить младенца: для начала — укачивать 5 минут

Модная техника окрашивая сомбре: как сохранить летний образ осенью

Запасаемся шиповником на зиму: правила и способы сушки и использования плодов

Поможет перекись водорода: как освежить застиранные вещи

«Нарастить» линию роста волос: 10 способов визуально уменьшить крупный лоб

Тенденции и модные вариации тупого боба на осень — любимой стрижки звезд

Предотвратить появления морщин: зачем наносить вазелин на кожу вокруг глаз

Подсветка лица с помощью окрашивания волос: что представляет собой новый тренд

Шляпа «федора» — самый трендовый аксессуар осени: как ее вписать в образ

Автор

August 14, 2013

Морфема — это неделимая часть слова. В число морфем входят корень, приставка, суффикс и окончание. В сложных словах, где два корня, есть ещё и соединительная гласная или , которая называется интерфикс.

Уметь определять морфемы в слове, видеть его структуру — путь к грамотности, поскольку многие морфемы строятся по одинаковым правилам. Иначе то, чем сейчас придётся заниматься, называется более привычными словами — разбор слов по составу. На первый взгляд, всё тут просто, в этом разборе, тем более — в школе это основной вид работы на уроках русского языка. Однако язык наш настолько богат, что и состав, и количество морфем часто оказываются разными. И совсем не безразлично, каким образом разделяется слово на морфемы. Почему-то всегда хочется первым делом найти корень слова как самую главную и самую понятную его часть. А потом наверняка само пойдёт: слева — приставка, справа — суффикс, за ним — окончание. Не тут-то было. Этот подход ошибочен, и дело в том самом корне, с которого нельзя начинать.

Морфемный анализ слова — начало

Возьмём какое-нибудь красивое и не короткое слово. Например — переплетение. Определите, что за часть речи мы собираемся исследовать. Существительное. Что ещё можно сказать по этому поводу? Единственное число. Именительный падеж. Определим основу слова: переплетения, переплетению, о переплетении. Основа переплетени-. Окончание тоже нашли: . А теперь постарайтесь ответить, изменяемое ли слово перед нами? Неизменяемые слова на то и неизменяемые, что держат форму, да и окончаний у них нет. А вот изменяемые имеют право на множество форм, каждая из которых может иметь и окончание, и формообразующий суффикс, и всё вместе. Но вот незадача: формообразование не входит в основу слова, ведь эта часть всегда остаётся неизменной. Потоэму первым делом нужно определить окончания и, конечно же, формообразующие суффиксы.

Теперь приставки и суффиксы

Продолжаем морфемный разбор. И всё ещё рано определять корень слова. Посмотрим, сколько у нас приставок и суффиксов. Их часто бывает несколько: понаехали тут, понавыстраивали словечек… Вот тут нужна словообразовательная цепочка, а не куча-мала родственных слов, которые должны были бы приходить стройными рядами. Правильно будет так: переплетение-плетение-плетень-плету-плеть. Неправильно: переплетение-плеть-плетень-плету-плетение.

Во втором случае категорически непонятен суффикс. Вполне может получиться морфемный разбор с ошибками. По первому построению сразу ясно, что в этом слове суффикс -ени. Если найдём другие слова с этим суффиксом, значит, тут он один. Вдохновение, воскресение, преломление. Теперь пора вычленить и приставку. Прежде всего определите, существует ли это слово отдельно от неё. Конечно, да — плетение. Существует ли эта приставка в других словах? Тоже — да. Перенесение, переживание, переодевание — много их. Что это значит? Что здесь словообразовательная приставка пере-, вот мы её и нашли. Разрастается наш морфемный разбор немыслимыми узорами — ух какое красивое дерево мы уже вырастили и подобрались к самым корням его, и дело подходит к концу.

А вот теперь — корень!

Когда в основе стали видны и понятны все словообразовательные части, можно приступать к раскопкам корня. А что ж, морфемный разбор слов — дело многотрудное. Выкопали корень? Ну, конечно, —плет-. Теперь возьмём разноцветные скрепочки и составим единое цветное слово, с которым в процессе разбора мы уже успели сродниться.


Похожие статьи

  • Местоимение «его»: разряд, падеж, морфологический разбор. Предложение с местоимением «его»
  • Что такое словообразовательная цепочка?
  • Морфологический разбор причастия: методика выполнения
  • Краткая характеристика и морфологический разбор глагола
  • Грамматические признаки существительного. Существительное как часть речи
  • Давайте разберемся, как пишется «не» с причастиями
  • Что такое молния? Сколько значений имеет слово?

Также читайте

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

·                   Как выполняется морфемный разбор слова?

·                   Как выполняется словообразовательный разбор слова?

·                   Что нужно знать, чтобы правильно выполнять морфемный и словообразовательный разборы?

Наша речь состоит из слов, и с самыми разными словами нам приходится сталкиваться постоянно. Так что неудивительно, что нам интересно, из чего состоят слова. И на предыдущих уроках мы уже дали ответ на этот вопрос.

Слова состоят из морфем. Морфемы – это значимые части слова. И значит, нам интересно – какие именно морфемы присутствуют в этом конкретном слове. То есть, какой у слова состав.

Состав слова нам помогает прояснить морфемный разбор. В чём мы разбираемся и что будем разбирать? Разбирать мы будем слово. Наша задача при морфемном разборе – увидеть, из каких морфем состоит слово.

Итак, морфемный разбор – это выделение морфем (значимых частей), из которых состоит слово.

Но ведь нам нужно знать, что именно мы хотим найти в слове. Из каких частей может состоять слово? Мы можем выделить корень, приставку, суффикс, окончание. Это и есть морфемы.

А что мы знаем обо всех этих морфемах? Корень – это основная часть слова, благодаря корню образуются однокоренные слова. При помощи приставок и суффиксов часто образуются новые слова. А окончание указывает на грамматическую форму слова. Часть слова без окончания называется основой слова. Основу в слове мы тоже выделяем. Окончание в основу не входит.

И теперь мы можем приступить к морфемному разбору слова! Возьмём слово подсказка. И составим небольшую инструкцию по разбору этого слова.

С чего нам начать? Конечно, с самого простого – с окончания. Достаточно изменить слово, чтобы увидеть, какое у него окончание. Подсказки, подсказке. Вот какая часть меняется. У нашего слова – окончание -а.

Запишем в инструкцию первый пункт – выделить окончание.

Сразу же после окончания можно выделять основу – ведь в неё не входит только окончание.

И наш второй пункт – обозначить основу слова.

А теперь нужно выделить самую важную часть! Для этого подберём однокоренные слова. Подсказать, рассказать… видно, что общая часть у однокоренных слов — -сказ-  Это и есть наш корень.

Третий пункт инструкции – выделить корень.

Ну, а теперь можно выделять и всё остальное! Часть слова перед корнем – это приставка под-. А морфема между корнем и окончанием – это суффикс -к.

Вот и следующие пункты инструкции. Выделить суффикс. Выделить приставку.

Кажется, что морфемный разбор – это совсем несложно, верно ведь?

Но на самом деле у нас может возникнуть проблема, и не одна. На пути к правильному морфемному разбору подстерегает немало трудностей!

Например, мы можем сделать ошибку в разборе из-за того, что у слова может быть нулевое окончание или не быть окончания вообще.

Вот слова день, яблок, учил. В этих словах – нулевое окончание. А вот слова везде, когда, метро. В этих словах окончаний вообще нет. Это слова неизменяемые.

Нужно помнить об этом. И самое главное – нельзя путать нулевое окончание и отсутствие окончания! Мы уже сказали самое важное: нет окончаний только у неизменяемых слов. Значит, нулевое окончание может быть только у изменяемого слова!

Вот слово дел. Изменим его – дело. Слово изменяется, значит, у слова – нулевое окончание.

А вот слово давно. Попытаемся его изменить. Слово не изменяется. Значит, у слова нет окончания.

Если определение окончания вызывает трудности – нужно просто попробовать изменить слово.

Второй трудностью может стать то, что иногда нам хочется выделить слишком мало морфем.

Вот слово задача. У него окончание -а. Но как же с остальными морфемами? Нам так и хочется выделить корень задач-. Ведь есть же такие слова, как задачник, многозадачный… наверное, у них тот же корень?

На эти уловки морфемики лучше не попадаться.

Посмотрим на слово задача. Нет ли какого-нибудь слова, к которому оно было бы близко по значению? Задачу можно задать. В этом однокоренном слове уже нет суффикса –ч-, поэтому мы выделяем его в слове задача. А слово задать явно произошло от слова дать. Значит, у него и у слова задача – есть приставка за-. А теперь можно выделить и корень – это корень -да-. Мы правильно разобрали это слово, потому что подумали, от чего оно может быть образовано.

Но с образованием слов нужно быть осторожнее. Потому что иногда мы слишком увлекаемся мыслями, от чего произошло слово. И выделяем слишком много морфем.

Посмотрим на слово рябина. У него окончание а-. Но как же остальные морфемы? Как же нам хочется выделить корень -ряб- и суффикс -ин-! Ведь действительно есть такой суффикс и есть такой корень! Но не все так просто.

Слово рябина действительно образовалось от слова рябой. Но какое отношение сейчас рябой цвет имеет к рябине? Рябина – это такая ягода, а рябой сейчас обозначает – «покрытый рябью, пёстрый, в точечки». Совершенно никакого сходства! Значит, эти слова разошлись по значению, и теперь у слова рябина корень рябин-. Выходит, нам нужно обращать внимание ещё и на значение слов!

Мы уже заметили, что иногда нам требуется узнать, от чего и как образовалось слово.

Ведь мы можем назвать своих родителей и перечислить имена бабушек и дедушек, часто мы можем сказать даже – чем мы похожи на своих предков! А можно ли такое проделать со словами?

Понять, как образовалось слово, нам помогает словообразовательный разбор. При словообразовательном разборе мы как бы вынуждаем слово рассказать нам, как оно получилось и какие слова были его предками.

Итак, словообразовательный разбор слова – это выяснение того, каким образом образовалось данное слово.

И мы уже говорили о том, что слова могут образовываться самыми разными способами. Например, мы можем прибавить к слову какую-то морфему или даже несколько морфем – и у нас получится новое слово!

Такие способы словообразования называются морфемными. Это приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и бессуфиксный способы.

С другой стороны, мы можем обойтись и без добавления морфем.

Есть неморфемные способы образования слов. Это сложение основ, сложение слов, переход слова в другую часть речи.

Давайте приступим к словообразовательному разбору слова! Возьмём слово бесшумный. И составим на его примере инструкцию по разбору слова.

Сначала нужно понять, что слово обозначает. Ведь мы уже говорили, как важно следить за значением слова.

Бесшумный значит «не издающий шума, не шумный». Мы можем записать пункт первый нашего разбора – дать толкование значению слова.

А теперь можно найти слово, которое ближе всего по значению, при этом однокоренное. Для нашего слова это прилагательное «шумный». И сразу же мы видим, что слово бесшумный образовалось при помощи приставки бес-. Значит, это приставочный способ словообразования.

Второй пункт разбора – подобрать ближайшее однокоренное слово и определить, при помощи чего слово образовано.

А теперь осталось только отметить, от какой основы образовалось наше слово. В слове шумный обозначим основу шумн-. Разбор окончен. Добавим последний пункт: найти основу, от которой образовалось слово.

Вот интересно – а слово шумный ведь тоже от чего-то образовалось? Да. Легко увидеть, что оно образовалось от слова шум при помощи суффикса -н-. Суффиксальным способом. Основу в слове шум тоже несложно выделить. И получается, что теперь мы дошли до самого первого слова, с которого началось образование всех остальных.

Значит, при желании мы можем проследить все изменения при образовании слов.

При этом образуется словообразовательная цепочка.

Словообразовательная цепочка позволяет увидеть весь путь, который проходит слово. Построим цепочку для слова устаревший. Это слово образовалось от глагола устареть при помощи суффикса -вш-. Основа, от которой слово образовалось – устаре-. Глагол устареть образовался от глагола стареть при помощи приставки у-. Основа, от которой теперь образовалось слово – старе-. Наконец, слово стареть образовалось от основы прилагательного старый при помощи суффикса -е-.

Вот такая у нас образовалась цепочка при помощи которой мы дошли до самого первого, неделимого элемента, с которого все начиналось.

Мы уже поняли, что самое главное в словообразовательном разборе – это подобрать близкое слово. И вот тут-то нам предстоит опять столкнуться с проблемами!

Конечно, при выполнении словообразовательного разбора нас тоже подстерегают всяческие трудности.

Во-первых, нам бывает очень трудно определить бессуффиксный способ образования слов.

Возьмём такое неприятное слово, как прогул. Что нам мешает сказать, что оно образовано от глагола гулять при помощи приставки? Ведь кажется, что это самое близкое слово!

Не будем поддаваться искушению! Вместо этого поразмыслим.

В глаголе есть суффикс –я-, а в существительном он куда-то пропадает. Получается, что чтобы образовать существительное нам надо и убрать суффикс, и добавить приставку. Но ведь есть слово, от которого нужно просто отнять суффикс! Это слово – прогулять. Слово прогул образовалось от него бессуффиксным способом.

С этим же способом связана и ещё одна похожая проблема. Вот слово глубь. Мы видим его, и нам хочется сказать: оно ни от чего не образовалось! Наоборот, слово глубокий может образоваться от слова глубь, ведь в прилагательном больше морфем!

Но мы-то знаем, что очень часто как раз существительные образуются от глаголов и прилагательных! И можно посмотреть на значение существительного: глубь – это нечто глубокое. Поэтому именно существительное глубь образуется от прилагательного глубокий бессуффиксным способом.

Нужно помнить, что главное – это всё же значение, а не количество морфем.

Во-вторых, иногда мы путаем приставочный и суффиксальный способы образования слов с приставочно-суффиксальным.

Вот слово пригородный. Наверное, оно образовалось от слова город при помощи приставки и суффикса? Этот способ выглядит правильным, ведь слова так близки по значению!

Но есть слово, которое ещё ближе к слову пригородный. Это слово пригород. Прилагательное пригородный образуется от его основы при помощи суффикса -эн- — то есть, это суффиксальный способ.

Мы должны помнить, что подбирать нужно ближайшее слово.

А вот слово прибрежный. Варианты —брежный или –прибреж нам не подходят, потому что таких слов нет.  Значит, это прилагательное образовалось от существительного берег при помощи приставки и суффикса. Это приставочно-суффиксальный способ.

Если от слова нельзя отбросить только приставку или только суффикс, то перед нами слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Нужно быть внимательными при определении способа образования слова.

Морфемный и словообразовательный разборы тесно связаны. Но их всё же нужно различать.

При морфемном разборе мы выясняем, из каких морфем состоит слово. То есть, разбираем слово по составу. При этом мы обозначаем все морфемы.

А при словообразовательном разборе мы выясняем, от какого слова и каким образом образовалось данное слово. И обозначаем только то, при помощи чего образовалось слово.

Нужно запомнить порядок выполнения этих разборов.

Урок по русскому языку для 5 класса по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова» | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему:

Урок по русскому языку для 5 класса по теме

 «Морфемика. Морфемный разбор слова».

Задачи урока:

Образовательные:

  •   обобщение знаний о морфемах слова;
  •  совершенствование навыка морфемного разбора слова;
  •  научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
  • Оборудование:
  • Листы с рабочими материалами для учащихся.
  • Вид работы: групповая.
  • Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оформление доски:

1.

Тракторист

Велосипед

Соломенная

Аптека

Программа

Карикатура

Медальон

Перрон

Классная работа.

Морфемика. Морфемный разбор слова.

Хозяйство

Спортсмен

Деревня

Лекарство

Компьютер

Карандаш

Память

Вокзал

2.  

3. стекло – сущ.

стекло – глаг.

Ход урока:

І.  Создание психологически благоприятного настроя в классе

— Здравствуйте! Уверена, что сегодня поработаем очень плодотворно. Запишите сразу число и тему урока.

Начать сегодняшний урок я хочу стихотворением Сергея Острового:  

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня! —

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Береги меня!

Это значит:

— Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Защити меня! —

Это значит:

— Спрячь меня за своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть —

Слово тебе сотворит добро.

-Что хочет нам сказать автор?

Если вы будете внимательно прислушиваться и присматриваться к словам, то проникните в их суть и «слово тебе сотворит добро»: откроет свои тайны, и вы будете более грамотными и более богатыми духовно, потому что осознаете красоту и глубину родного языка. И если к людям хорошо относиться, то и к вам будет такое же отношение. Почаще в своей речи употребляйте «волшебные» слова: извини, спасибо, пожалуйста и т.д. Помните: Слово тебе сотворит добро! А мы с вами сейчас как раз изучаем слова. Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка? Кстати, что изучали вчера?

II. Фронтальный опрос.

Что такое словообразовательный разбор, что он показывает?

Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?

Назовите способы образования слов.

III. Целеполагание.                

Тема сегодняшнего урока – «Морфемный разбор слова».

Что значит «морфемный»?

— Что общего у приставки и суффикса? (Служат для образования новых слов)

— Чем отличается окончание от приставки и суффикса? (Окончание не образует новые слова, а образует только формы одного и того же слова и служит для связи слов в предложении).

— Какая морфема в слове самая главная? Почему? (Корень слова, так как содержит в себе лексическое значение слова)

— Что нужно узнать на этом уроке?        

-Чему нужно научиться?

А может, и учиться нечему, и вы уже всё знаете? Возможно. Как вы думаете, есть ли какой-нибудь порядок разбора слова по составу или всё равно, в каком порядке выделять морфемы? Давайте исследуем этот вопрос!                

IV. Решение проблемной задачи.

Посмотрите на доску:                

-Как вы думаете, одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Разберите их. Можно советоваться с соседом по парте.

Доска: окно – ровно дышать; движение быстро – быстро оделся.

А теперь разберите слово хлопок. (хлОпок, хлопОк имеют разный состав)

Проверяем.

Делаем вывод: можно ли просто по внешнему облику судить о морфемном составе слова?                                                                         

-Итак, наша задача – составить алгоритм (план) морфемного разбора слова, а потом уже мы вместе научимся выполнять этот разбор.

V. Работа в группах: составить план морфемного разбора.

Проверка, выработка общего плана: 1. Определить часть речи. 2. Определить лексическое слово. 3. Выделить окончание (если оно есть) и основу слова. 4. Выделить корень. 5. Выделить приставки и суффиксы, если они есть.

  • Запишите предложение (один ученик пишет на доске):

Я весь день стирала, мыла и порядок наводила, но вот только для себя не хватило мыла.

— Какое слово встречается в предложении дважды?

— Одинаков ли морфемный состав слова «мыла»?  Разберите их по составу, используя алгоритм.

  • Итак, чему мы научились? Откликнулись слова добром, приоткрыли свои тайны? (Учились составлять план работы, учились слушать друг друга, утвердили алгоритм морфемного разбора) Теперь осталось проверить алгоритм в действии и потренироваться в разборе слов.

VI. Самостоятельная работа. Выполните задания на листочках. (2-3 минуты)

VII. Повторение словарных слов.

(На доске записаны два столбика словарных слов)

— Прочитайте слова парами и установите между ними смысловую зависимость. (Дети читают вслух по одной паре слов)

— Еще раз прочитайте про себя и запомните слова в столбиках. (Затем учитель закрывает слова первого столбика)

— Глядя на слова второго столбика, запишите по памяти слова первого столбика. (Дети пишут)

— Кто запомнил все 8 слов? (Один ученик вызывается к доске и читает записанные слова орфографически.).

– Найдите среди записанных слов те, которые соответствуют схеме (схема изображена на доске под № 2). Выпишите эти слова и выделите в них морфемы. — Какие слова вы выписали? Докажите, что они соответствуют схеме. («тракторист» и «соломенная»).

VIII. Связь морфемики с орфографией.        

-Так для чего же нужны знания по морфемике? Зачем нужно уметь выполнять морфемный разбор?    -Вспомните, правописание каких орфограмм зависит от того, в какой морфеме она находится? Приведите примеры.

(ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК:

СДЕЛАТЬ, ОТБРОСИТЬ, НАДПИСАТЬ, ПОДДЕЛЬНЫЙ        

О-Ё-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ:

 ЧЁРНЫЙ, ШЁПОТ, ШОРОХ, ЧАЩОБА, ВРАЧОМ, ТУЧЕЙ, ХОРОШО, ТЯЖЁЛЫЙ, ШОКОЛАД, НОЖОМ, КАЛАЧОМ)

От умения правильно выделять морфемы зависит умение грамотно писать.         

IX. Творческое задание.

— Придумайте предложения или мини-текст со словами

стекло — существительное

стекло — глагол

(Учитель открывает запись этих слов на доске)

— Прочитайте свои работы. (Заслушиваются несколько учащихся)

Жидкое стекло в форму стекло.

Я сегодня мыла стекло и мыло по стеклу стекло.

За окном дождь. Я сижу у окна и смотрю на улицу через стекло. Вот несколько капель стекло.

X. Подведение итогов урока.

— Что изучает морфемика? Что такое морфема? Как правильно выполнять морфемный разбор? (Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет отметки)

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §37. Морфологический разбор наречия Упражнение 238

  1. org/ListItem»>Учебники
  2. 7 класс
  3. Русский язык 👍
  4. Ладыженская
  5. №238

авторы: Ладыженская, Баранов.

издательство: Просвещение


Раздел:

  • Предыдущее
  • Следующее

Прочитайте текст А. Алексина. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий письменно и устно. • Выпишите слова с пропусками и со скобками. Обозначьте условия выбора слитных и раздельных написаний.
Всюду ребята люб..т пр(е, и)дум..вать прозвища. Но у нас в школе это, как говорили учителя, «стало опаснейшей эп..демией».
А что тут опас(?)ного? Мне кажет(?)ся, прозвище говорит о человек. . гораздо больше, чем имя. Имя вообще ни(о)чём определён, нн)..м (не)говорит. Ведь прозвище пр(е, и)дум..вают в зависимост.. от характера. А имя дают тогда, когда у человека ещё вообще нет (ни)какого характера. Вот если меня назовут просто по им..ни, — Алик! — что (обо)мне можно будет узнать? А если по прозвищу— Детектив! — сразу стан..т понятно, (на)кого я похож(?).
Жаль только, что (не)которые ребята путают и вместо «Детектив» кр..чат «Дефектив». Но я в таких случаях (не)откл..каюсь.

reshalka.com

Решение

Яркие футболки в нашем магазине reshalkashop.ru

Любят (любить, 2 спр.), придумывать (приставка при− = доведение
действия до конца; придумываю)
, опасного (опасен), кажется (что
делает?)
, о человеке (2−е скл., пр. п.), ни о чём (предлог о), определённом (суффикс −н− после основы на н; каком?), не говорит (не с глаголами), придумывают (приставка при− = доведение действия до конца;
придумываю)
, в зависимости (3−е скл. , пр. п.), никакого (отриц. местоим.), по имени (разноскл., дат. п.), что обо мне (предлог обо), станет (1 спр., 3−е л., ед. ч.), на кого (предлог + местоим.), похож (кр. прил. на шипящ. без ь), некоторые (неопред. местоим.), кричат (крик), не откликаюсь (не с глаг.; кликнуть).
Всюду — наречие.
Во−первых, оно обозначает признак действия: любят придумывать (где?) всюду.
Во−вторых, это неизменяемое слово.
В−третьих, в предложении является обстоятельством.
Письменный разбор
Всюду — наречие.
I. Любят придумывать (где?) всюду; признак действия
II. Неизм.
III. Любят придумывать (где?) всюду.
Вообще — наречие.
Во−первых, оно обозначает признак действия: не говорит (как?) вообще.
Во−вторых, это неизменяемое слово.
В−третьих, в предложении является обстоятельством.
Письменный разбор
Вообще — наречие.
I. Не говорит (как?) вообще, признак действия.
II. Неизм.
III. Не говорит (как?) вообще.
Тогда — наречие.
Во−первых, оно обозначает признак действия: дают (когда?) тогда.
Во−вторых, это неизменяемое слово.
В−третьих, в предложении является обстоятельством.
Письменный разбор
Тогда — наречие.
I. Дают (когда?) тогда, признак действия.
II. Неизм.
III. Дают (когда?) тогда.
Прозвища — существительное.
I. Придумывать (что?) прозвища.
II. Н. ф. − прозвище. Пост. признаки − нариц., неодуш., ср. р., 2−е скл.;
непост. признаки − вин. п., мн. ч.
III. Придумывать (что?) прозвища.
(В) зависимости — существительное.
I. (В чем?) в зависимости.
II. Н. ф. — зависимость. Пост. признаки − нариц. , неодуш., ж. р., 3−е скл.;
непост. признаки − и. и., ед. ч.
III. (В чем?) в зависимости,
Дают − [дай’ут]− два слога.
[д] — согласный, звонкий, твердый;
[а] — гласный, безударный;
[й’] — согласный, звонкий, мягкий;
[у] — гласный, ударный;
[т] — согласный, глухой, твердый.
Букв 4. Звуков 5



  • Предыдущее
  • Следующее

mouse

mouse N SG

mice

mouse N PL

foxes

fox N PL

N1 N2 N3 N4 N5 N6

и

enee

ø

мужчины

в девичестве

по

камак

и

утра

Ани

кама

ра

Менден

би

от

Мензен

я

та

сетка

зуненее

и

няня

аненее

ак

джин

ne

или

M1 р-тег M2 описание

и

N2

ДЕМ

указательное местоимение

в девичестве

N2

DEM3

указательное местоимение

M1 р-тег M2 описание

N3

1-SG-ПОСС

Притяжательная энклитика 1-го лица единственного числа

по

N3

2-SG-ПОСС

Притяжательная энклитика 2-го лица единственного числа

Ани

N3

3-SG-H-ПОСС

3-е лицо единственного числа человеческая притяжательная энклитика

би

N3

3-SG-NH-ПОСС

3-е лицо единственного числа нечеловеческое притяжательное энклитическое

би

N3

DEM2

указательное местоимение

я

N3

1-PL-ПОСС

Притяжательная энклитика 1-го лица множественного числа

зунене

N3

2-PL-ПОСС

Притяжательная энклитика 2-го лица множественного числа

аненее

N3

3-PL-POSS

Притяжательная энклитика 3-го лица множественного числа

M1 р-тег M2 описание

enee

N4

PL

множественный маркер

камак

N4

ЗАКАЗ

Суффикс порядкового номера

кама

N4

ЗАКАЗ

более поздняя форма суффикса порядкового номера

M1 р-тег M2 описание

ø

N5

АБС

абсолютный маркер

и

N5

ЭРГ

эргативный падеж-маркер (df)

ра

N5

ДАТ-Х

человеческий дательный падеж-маркер (df)

и

N5

ДАТ-НХ

нечеловеческий дательный падеж-маркер

от

N5

КОМ

маркер для деликатесов

та

N5

АБЛ

Маркер для абляционного корпуса

N5

СРОК

конечный маркер корпуса

‘а

N5

L1

локатив1 регистр-маркер (df)

ра

N5

L2-H

человеческий локатив2 маркер случая

N5

Л2-НХ

нечеловеческий локативный2 маркер случая

ра

N5

L3-H

человеческая локация3 маркер случая

и

N5

L3-NH

нечеловеческий локатив3 маркер случая

ак

N5

ГЕН

Маркер родительного падежа

джин

N5

ЭКВ

эквивалентный маркер

нет

N5

Л4

локатив4 маркер корпуса

или

N5

АДВ

суффикс наречия

M1 р-тег M2 описание

мужчины

N6

КС-1-SG

форма первого лица единственного числа энклитической связки (df)

мужчины

N6

КС-2-SG

форма второго лица единственного числа энклитической связки

утра

N6

КС-3-SG

форма энклитической связки от третьего лица единственного числа

Менден

N6

КС-1-PL

форма множественного числа от первого лица энклитической связки

Мензен

N6

КС-2-PL

форма второго лица множественного числа энклитической связки

сетка

Н6

КС-3-PL

форма множественного числа от третьего лица энклитической связки

нанна

N6

КРОМЕ

частица, относящаяся к исключению из отрицательного утверждения

Слот 1

модальный префикс ha-, отрицательный префикс nu-, префикс предшествования

Слот 2

Модальный префиксы, отличные от ha-, префиксы конечных маркеров

Слот 3

Префикс координатора

Слот 4

Вентивный (цислокативный) префикс

Слот 5

Средний префикс или 3-й местоименный префикс (с указанием лица, рода и числа первого в последовательности размерных префиксов)

Слот 6

Начальный местоименный префикс (с указанием лица, рода и числа первого в последовательности размерных префиксов) x

Слот 7

Размер I: префикс дательного падежа

Слот 8

Размерность II: комитативный префикс

Слот 9

Размер III: префикс аблатива или терминатора

Слот 10

Размер IV: префикс locative1, locative2 или locative3

Слот 11

Префикс конечного местоимения (относится к A или P, в зависимости от времени)

Слот 12

шток

Слот 13

маркер настоящего-будущего (в непереходных глаголах)

Слот 14

местоименный суффикс (относится к A, S или P в зависимости от времени)

Слот 15

Подчиненный

В1 В2 В3 В4 V5 V6 В7 V8 В9 В10 В11 V12 В13 В14 В15

нет

и

нга

м

ба

1

и

от

та

нет

1

ШТОК

изд

и

га

и

мю

б

р

Ши

нет

и

STEM-PF

и

ø

и

и

и

и

нет

STEM-PL

и

ШТОК

II

нн

и

б

STEM-RDP

энден

STEM-PL

мее

ø

КС

энзен

STEM-RDP

га

или

нан

enee

бар

нуш

Ши

н/д

M1 р-тег M2 описание

нет

В1

НЕГ

отрицательный префикс

га

В1

МОД1

модальный1 префикс

и

В1

Муравейник

префикс старшинства

ЦФ

В1

ШТОК

словесный ствол

ЦФ

В1

STEM-PL

глагольная основа множественного числа

ЦФ

В1

STEM-RDP

дублированная словесная основа

М1 р-тег M2 описание

га

В1

МОД2

префикс modal2

нан

В1

МОД3

модальный3 префикс

бар

В1

МОД4

модальный4 префикс

нуш

В1

МОД5

модальный5 префикс

Ши

В1

МОД6

модальный6 префикс

н/д

В1

МОД7

модальный7 префикс

и

В2

ФИН

конечный маркер

II

В2

ФИН-ЛИ

удлиненный конечный маркер, сигнализирующий о синкопировании гласной префикса L1

II

В2

FIN-L2

удлиненный конечный маркер, сигнализирующий о синкопировании гласной префикса L2

и

В2

ФИН

конечный маркер

аа

В2

FIN-L2

удлиненный конечный маркер, сигнализирующий о синкопировании гласной префикса L2

все

В2

ФИН

конечный маркер

М1 р-тег M2 описание

нга

V3

КООР

префикс координатора

M1 р-тег М2 описание

м

В4

ВЕН

Вентивный (цислокативный) префикс

мю

В4

ВЕН

Вентивный (цислокативный) префикс

M1 р-тег M2 описание

ба

В5

СРЕДНИЙ

средний префикс

б

В5

3-НХ

Нечеловеческий начальный местоименный префикс от третьего лица единственного числа

M1 р-тег M2 описание

1

V6

1-SG

Начальный местоименный префикс от первого лица единственного числа (= IPP)

р

V6

2-SG

второе лицо единственного числа IPP

и

V6

2-SG

второе лицо единственного числа IPP

нн

V6

3-SG-H

человеческое IPP от третьего лица единственного числа

и

V6

1-PL

первое лицо множественного числа IPP

V6

3-PL

третье лицо множественного числа IPP

M1 р-тег M2 описание

и

В7

ДАТ

префикс дательного падежа

M1 р-тег M2 описание

да

V8

СОМ

комитативный префикс

М1 р-тег M2 описание

та

В9

АБЛ

префикс аблатива

Ши

В9

СРОК

Завершающий префикс

В9

СРОК

завершающий префикс

M1 р-тег M2 описание

ни

В10

L1

местный1 префикс

нет

В10

ЛОК-ОБ

локативный префикс, используемый в качестве каузативного маркера в текстах OB

нет

В10

L1-СИН

префикс синкопированного местного падежа1

и

В10

L2

местный2 префикс

и

В10

L2

местный2 префикс

ø

В10

L2-СИН

префикс синкопированного местного падежа2

и

В10

L3

местный3 префикс

M1 р-тег M2 описание

1

В11

1-SG-A

окончательная местоименная приставка от первого лица единственного числа (= FPP), истолкованная агентом

е

В11

2-SG-A

второе лицо единственного числа FPP, истолкованный агентом

нет

В11

3-SG-H-A

FPP человека от третьего лица единственного числа, истолкованный с агентом (df)

нет

В11

3-SG-H-P

FPP человека от третьего лица единственного числа, истолкованный с пациентом

n

В11

3-SG-H-L3

FPP человека от третьего лица единственного числа, истолкованный с участником L3

n

В11

1-SG-A-OB

От первого лица единственного числа FPP, истолкованный агентом в текстах OB

b

В11

3-SG-NH-A

от третьего лица единственного числа нечеловеческий FPP, истолкованный с агентом

b

В11

3-SG-NH-P

от третьего лица единственного числа нечеловеческого FPP, истолкованного с пациентом (df)

b

В11

3-SG-NH-L3

третье лицо, единственное число, нечеловеческий FPP, истолкованный с участником L3

nnee

В11

3-PL-H-P

третье лицо, множественное число, человеческий FPP, истолкованный с пациентом

M1 р-тег М2 описание

ЦФ

V12

ШТОК

словесная основа (df)

CF

V12

STEM-PF

глагольная основа настоящего-будущего

CF

V12

STEM-PL

глагольная основа множественного числа

CF

V12

STEM-RDP

дублированная глагольная основа

CF

V12

КС

независимая связка

M1 р-тег M2 описание

изд

В13

ПФ

маркер настоящего-будущего

en

В13

ПЛЭН

глагольный суффикс, обозначающий множественность S или P

M1 р-тег M2 описание

и

В14

1-SG-A

Суффикс агента первого лица единственного числа (df)

en

В14

1-СГ-С

Суффикс подлежащего от первого лица единственного числа

en

В14

1-СГ-П

Суффикс пациента от первого лица единственного числа

en

В14

2-SG-A

Суффикс второго лица единственного числа

en

В14

2-СГ-С

суффикс подлежащего второго лица единственного числа

и

В14

2-СГ-П

Суффикс пациента второго лица единственного числа

ø

В14

3-СГ-С

суффикс субъекта от третьего лица единственного числа человека или не человека

ø

В14

3-СГ-П

суффикс подлежащего от третьего лица единственного числа человека или не человека (df)

e

В14

3-SG-A

суффикс человеческого или нечеловеческого агента от третьего лица единственного числа

e

В14

3-СГ-С-ОБ

Суффикс субъекта от третьего лица единственного числа человека или не человека в текстах OB

enden

В14

1-ПЛ-А

Суффикс агента от первого лица множественного числа

enden

В14

1-ПЛ-С

Суффикс подлежащего от первого лица множественного числа (df)

enden

В14

1-PL

Суффикс первого лица множественного числа в переходных претеритных глагольных формах множественного числа

enzen

В14

2-ПЛ-А

Суффикс второго лица множественного числа

enzen

В14

2-ПЛ-С

Суффикс подлежащего во множественном числе второго лица (df)

enzen

В14

2-PL

Суффикс второго лица множественного числа в переходных претеритных глагольных формах множественного числа

или

В14

3-PL-S

Суффикс подлежащего во множественном числе во втором лице

В14

3-ПЛ-П

Суффикс пациента множественного числа во втором лице (df)

В14

3-PL

суффикс третьего лица множественного числа в переходных претеритных глагольных формах множественного числа (df)

enee

В14

3-PL-A

Суффикс третьего лица множественного числа в глагольных формах настоящего и будущего

M1 р-тег M2 описание

В15

SUB

подчиненный

НВ11 НВ2 НВ3 НВ4

нет

ШТОК

изд

STEM-PF

STEM-RDP

М1 р-тег M2 описание

нет

НВ1

НЕГ

отрицательный префикс

М1 р-тег M2 описание

ЦФ

НВ2

ШТОК

словесная основа

CF

НВ2

STEM-PF

глагольная основа настоящего-будущего

CF

НВ2

STEM-PL

глагольная основа множественного числа

CF

НВ2

STEM-RDP

дублированная глагольная основа

М1 р-тег M2 описание

изд

НВ3

ПФ

Маркер настоящего будущего

M1 р-тег M2 описание

НВ4

SUB

подчиненный