Морфемный и словообразовательный разбор (§ 5)
Категория: Русский язык.
Урок 9 (7 класс). Тема: Морфемный и словообразовательный разбор (§ 5)
Урок № 2
Ход у рока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания
(§ 5, Упр. 26, тетради собрать на проверку).
3. Синтаксический разбор предложений.
- Вспомните правописание корней -гор—гар-.
Солнце г. . рячо. Он всегда г. . рячо спорил.
- Разберите по составу слово горячо в обоих предложениях.
¾ Чем отличаются разборы?
(В первом случае горячо – краткое прилагательное, -о—окончание;
во втором предложении горячо – наречие, -о—суффикс. )
— В чём отличие морфемного разбора от словообразовательного?
4. Закрепление.
Задание l.
- Ha доске записаны слова. Прочитайте, выделите суффиксы.
Бетонщик, строитель, писатель, пищеварение, железнодорожник, гимнастика, оперировать, механизация, кривизна, просматривать,
девчушка, искристый.
Задание 2.
- Выполните морфемный разбор слов.
Беззвучный, окрепнуть, жаркий, приземистый, водительский, переводчица, педагогический, домишко, задумчивый, волнистый, сшить, преподаватель, мыть.
Задание 3.
- Вспомните порядок словообразовательного разбора.
- Выполните словообразовательный разбор следующих слов.
Секретный –
Парашютистка –
Учительница –
Стройность –
молчаливость –
объединит –
Задание 4.
- Вспомните способы словообразования.
- Составьте словообразовательную цепочку со следующими словами.
Свет, забота, талант, сад, лес.
Задание 5.
¾ Чем отличаются сложные слова от сложносокращённых?
- Расскажите о соединительных гласных.
Буквенный диктант. (Укажите соединительную гласную о или е)
- Я зачитываю слова, ребята проставляют в тетрадях только буквы: е или о.
Нефт. . воз, лед. . кол, болеутоляющий, путешествие, огнестрельный,
благословить, полководец, природоведение, водоснабжение, нов. . сёл,
длинн. . хвостый, мороз. . стойкий.
(Ответы: е, о, е, е, е, о, о, о, о, о, о, о. )
Задание 6. Упр. 23.
- Обозначьте части, из которых состоят слова (см. стр. 207 учебника).
Задание 7. Орфографическая диктовка.
- Объясните все орфограммы, встречающиеся в тексте, выделенные слова
разберите по составу.
Золотая осень
Осенью в лиственных лесах начинается сезон добычи золота. Даже маленькие деревца имеют золотые монисты. Главная кузница по чеканке золотых монет — берёзовая роща. Рядом с каждой берёзой-наковалъней россыпи лесной дани. Ею лес расплачивается слетом за дождь и туманы, солнце и ветер.
(Ф. Нестеров. )
*3адание 8.
- Склоняется ли существительное полдороги!
*3адание 9.
- Замените русскими синонимами слова иноязычного происхождения:
апатия, альтруист, каллиграфия, пессимизм.
5. Выводы по уроку.
— Какие способы образования слов вам известны?
— Что называется словообразовательным разбором?
— С помощью чего образуются слова в русском языке?
— Какие трудности с разбором слов возникли у вас на сегодняшнем уроке?
6. Домашнее задание. § 5, Упр. 24
Т. В. Сведенцова, МОАУ СОШ № 31, город Киров
Метки: Русский язык
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. — М.: ВАКО, 2006. — 272 с. — (В помощь школьному учителю). От автора………………………………………………………………………………………………………5 Тематическое планирование учебного материала………………………………………………………….5 Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса…………7 Урок 1. Русский язык как развивающееся явление…………………………………………………………8 Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение…………………………………………………… 10 Урок 3. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор………………………………………………11 Урок 4. Лексика и фразеология…………………………………………………………………………… 13 Уроки 5—6. Фонетика и орфография………………………………………………………………………14 Уроки 7—8. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор…………………………………………… 17 Уроки 9-10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова…………………………… 19 Урок 11. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (практическое занятие)……………………………… 22 Урок 12. Подготовка к контрольному диктанту………………………………………………………… 23 Уроки 13—14. Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 24 Урок 15. Развитие речи. Текст…………………………………………………………………………… 25 Урок 16. Развитие речи. Текст (практическое занятие)…………………………………………………27 Урок 17. Развитие речи. Стили литературного языка…………………………………………………… 28 Урок 18. Причастие как часть речи……………………………………………………………………… 29 Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль……………………………………………………… 30 Урок 20. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий……………………………32 Урок 21. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (практическая работа)…………………………… 33 Урок 22. Понятие о причастном обороте………………………………………………………………… 34 Урок 23. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми…………………………… 35 Уроки 24—25. Развитие речи. Описание внешности человека………………………………………… 36 Урок 26. Действительные и страдательные причастия………………………………………………… 38 Урок 27. Краткие и полные страдательные причастия………………………………………………… 39 Урок 28. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени……………… 40 Урок 29. Действительные причастия прошедшего времени…………………………………………… 41 Урок 30. Практикум «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»…………… 43 Уроки 31—32. Развитие речи. Изложение с использованием причастий……………………………… 44 Урок 33. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени………………………………… 45 Урок 34. Страдательные причастия прошедшего времени………………………………………………46 Урок 35. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях…………………………… 48 Урок 36. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных………………… 49 Уроки 37—38. Практическая работа «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных»…………………………………………..50 Урок 39. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных…………………………………………………52 Урок 40. Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте… 53 Уроки 41—42. Развитие речи. Выборочное изложение………………………………………………… 54 Урок 43. Морфологический разбор причастия……………………………………………………………55 Уроки 44—45. Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 57 Урок 46. Слитное и раздельное написание не с причастиями……………………………………………57 Урок 47. Практическая работа «Слитное и раздельное написание не с причастиями»……………… 59 Урок 48. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени………………………………………… 60 Урок 49. Развитие речи. Подготовка к сочинению — описанию внешности человека (с использованием причастий)………………………… 62 Уроки 50—51. Обобщение по теме «Причастие»…………………………………………………………63 Урок 52. Анализ контрольной работы и работа над ошибками………………………………………… 64 Уроки 53—54. Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 65 Урок 55. Деепричастие как часть речи…………………………………………………………………… 66 Урок 56. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте………………………………..68 Урок 57. Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме»…………………… 69 Урок 58. Раздельное написание не с деепричастиями……………………………………………………70 Урок 59. Деепричастия несовершенного вида…………………………………………………………… 71 Урок 60. Деепричастия совершенного вида……………………………………………………………… 72 Уроки 61—62. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»……… 74 Урок 63. Морфологический разбор деепричастия……………………………………………………… 76 Урок 64. Итоговый урок по теме «Деепричастие»……………………………………………………… 77 Уроки 65—66. Контрольный диктант по теме «Деепричастие» и анализ ошибок…………………… 78 Урок 67. Наречие как часть речи………………………………………………………………………… 79 Урок 68. Смысловые группы наречий……… …………………………………………………………… 80 Урок 69. Степени сравнения наречий…………………………………………………………………… 82 Урок 70. Морфологический разбор наречия………………………………………………………………83 Урок 71. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е………………………………… 85 Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е»………………….. 86 Урок 73. Буквы е и и в приставках не— и ни— отрицательных наречий………………………………… 88 Урок 74. Одна и две буквы н в наречиях на —о и –е……………………………………………………… 89 Уроки 75—76. Диктант и его анализ……………………………………………………………………… 90 Уроки 77—78. Развитие речи. Описание действий……………………………………………………… 91 Урок 79. Буквы о и е после шипящих на конце наречий…………………………………………………92 Урок 80. Буквы о и а на конце наречий……………………………………………………………………93 Урок 81. Развитие речи. Описание картины Е. Н. Широкова «Друзья»……………………………… 94 Уроки 82—83. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Урок 99. Самостоятельные и служебные части речи……………………………………………………111 Урок 100. Предлог как часть речи……………………………………………………………………… 112 Урок 101 Урок 102 Урок 103. Непроизводные и производные предлоги……………………………………………………114 Урок 104. Употребление производных предлогов в речи………………………………………………115 Урок 105. Простые и составные предлоги……………………………………………………………… 116 Урок 106. Морфологический разбор предлога………………………………………………………… 117 Урок 107. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»………………………………118 Уроки 108—109. Слитное и раздельное написание производных предлогов………………………… 120 Уроки 110—111. Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»…………………………………… 122 Урок 112. Союз как часть речи……………………………………………………………………………123 Урок 113. Простые и составные союзы………………………………………………………………… 124 Урок 114. Союзы сочинительные и подчинительные………………………………………………… 125 Уроки 115—116. Развитие речи. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи…………………………………… 127 Урок 117. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении……………129 Уроки 118—119. Сочинительные союзы…………………………………………………………………130 Урок 120. Подчинительные союзы……………………………………………………………………… 132 Урок 121. Морфологический разбор союза………………………………………………………………134 Уроки 122—123. Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге…………………………………… 135 Уроки 124—125. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы………………………………… 136 Урок 126. Обобщающий урок по теме «Союз»………………………………………………………… 138 Уроки 127—128. Контрольные уроки по темам «Предлог» и «Союз»…………………………………139 Уроки 129—130. Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 139 Урок 131. Частица как часть речи……………………………………………………………………… 140 Урок 132. Разряды частиц. Формообразующие частицы……………………………………………… 141 Уроки 133—134. Смысловые частицы……………………………………………………………………142 Урок 135. Раздельное и дефисное написание частиц……………………………………………………144 Уроки 136—137. Развитие речи. Устное сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»………………… 145 Урок 138. Морфологический разбор частицы………………………………………………………… 146 Уроки 139—140. Отрицательные частицы не и ни………………………………………………………147 Урок 141. Различение частицы не и приставки не-………………………………………………………149 Уроки 142—143. Практическая работа по теме «Различение частицы не и приставки не-»………… 150 Уроки 144—145. Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету…………………………… 151 Урок 146. Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни…………………………………………………… 152 Уроки 147—148. Обобщение по теме «Частица»……………………………………………………… 153 Уроки 149—150. Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 154 Урок 151. Междометие как часть речи………………………………………………………………… 155 Урок 152. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях………………………………156 Урок 153. Производные междометия…………………………………………………………………… 157 Урок 154. Междометия и другие части речи…………………………………………………………… 158 Урок 155. Междометия в художественной речи…………………………………………………………160 Урок 156. Обобщение по теме «Междометие»………………………………………………………… 161 Урок 157. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи…………………………………………162 Уроки 158—159. Развитие речи. Сочинение…………………………………………………………… 163 Вариант уроков 158—159. Интегрированные уроки «О стрекозах, нимфах и адмиралах»………… 163 Урок 160. Фонетика. Графика…………………………………………………………………………… 168 Урок 161. Лексика и фразеология……………………………………………………………………… 169 Урок 162. Морфемика и словообразование………………………………………………………………170 Уроки 163—164. Морфология…………………………………………………………………………… 171 Урок 165. Орфография…………………………………………………………………………………… 173 Урок 166. Синтаксис……………………………………………………………………………………… 174 Урок 167. Пунктуация…………………………………………………………………………………… 175 Уроки 168—169. Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 176 Урок 170. Итоги учебного года………………………………………………………………………… 177 Приложение 1. Индивидуальные задания……………………………………………………………… 178 Задания по теме «Причастие»………………………………………………………………………178 Задания по теме «Деепричастие»………………………………………………………………… 179 Задания по теме «Наречие»…………………………………………………………………………180 Задания по теме «Союз»…………………………………………………………………………… 180 Ответы……………………………………………………………………………………………… 181 Приложение 2. От автора Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей и методических приемов, рекомендации домашних заданий и разбор наиболее сложных вопросов. Даны различные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные, контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания, работы со словарями и т. д. Даются рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам. Примеры по различным разделам языкознания выбраны с учетом их актуальности, а также с учетом программы по литературе в 7 классе. Тематическое планирование учебного материала Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. | |||
Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб… | Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки… | ||
Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс … | Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: —… | ||
Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: Вако, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю) | Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: Вако, 2008. — 224 с. — (В помощь школьному учителю) | ||
Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс Леонидова, М. В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой… | Программа умк по предмету Вид Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М. М. Разумовской др. «Русский язык». 8 класс» /Е. А. Влодавская. М.:… | ||
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала» С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю максимов и др. «Русский язык. 9 класс»,карточки, раздаточный материал, интерактивная доска,… | Поурочные разработки по литературе, 7 класс Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368… |
— Merriam-Webster
1 из 2
ˈstich
1
: местная острая и внезапная боль, особенно в боку
2
а
: одно движение иглы с ниткой внутрь и наружу при шитье, вышивании или наложении швов
б
: часть нити, оставшаяся в материале или нити, оставшаяся в ткани после одного стежка
3
: немного особенно одежды
не было петли на
4
: одна петля из нити или пряжи вокруг инструмента (например, спицы или крючка)
5
: стежок или ряд швы, образованные особым образом
наметочная строчка
строчка
2 из 2
переходный глагол
1
а
: застегивать, соединять или закрывать стежками или как бы стежками
сшивать швом
б
: для изготовления, починки или украшения стежками или как бы стежками
2
: для соединения с помощью скоб
непереходный глагол
сшиватель существительное
Фразы
в стежках
: в состоянии неудержимого смеха
у него были все мы в швах
Синонимы
Существительное
- боль
- боль
- панг
- укол
- стрелять
- умный
- жало
- через
- покалывание
- укол
Глагол
- штопать
- шить
- suture
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Существительное стежков на бейсбольном мяче
Она вытянула швов . На его разрез потребовалось шесть стежков .
Завтра ей снимут швов .
Книга учит разнообразию стежков .
шарф связан спицами ст Глагол
Он
Последние примеры в Интернете
Часто выполняемое под местной анестезией, удаление буккального жира начинается с небольшого отверстия, сделанного в щеке изнутри рта, через которое удаляется жир, после чего накладывается рассасывающийся шов .
— Джессика Оурисман, 9 лет. 0089 Harper’s BAZAAR , 29 декабря 2022 г.
Скользящая строчка: базовая вязка крючком стежка , используемая для добавления декоративных элементов или соединения деталей вместе.
— Мэрайя Томас, Good Housekeeping , 13 декабря 2022 г.
Предоставлено продавцом Попробуйте найти стежков на этой куртке — подождем.
— Кристиан Голлаян,
Такие маленькие кораллы трудно моделировать в 3D; исследователи могут сканировать их с помощью компьютерной томографии, погружать в воск или кропотливо сшивать 90 089 90 090 измерения вместе с коммерческим 3D-сканером, но эти методы могут быть медленными и давать изображения с более низким разрешением. — Сьюзен Козье, Scientific American , 23 ноября 2022 г. Если Драги не сможет прочно сшить из в прочную коалицию, Маттарелла может отключить парламент, подготовив почву для досрочных выборов уже в конце сентября. — Новости Далласа , 14 июля 2022 г. В начале 2022 года у «Рейнджерс» не было Леклерка или Эрнандеса, поэтому Крису Вудворду пришлось сшить вместе 90 089 90 090 поздних подач. — Dallas News , 9 января 2023 г. Грубый разрез на задней части черепа и использование двойного шва согласуются с первым, но современные нитки были использованы для сшивания разреза, глаз и губ, что предполагает коммерческое производство. — Дженнифер Уэллетт, 9 лет.0089 Ars Technica , 28 декабря 2022 г. В целом, чтобы оптимизировать дистрибуцию, производство и логистику в рамках временных рамок, компаниям необходимо объединить несколько решений. — Стив Бэнкер, Forbes , 11 октября 2022 г. Атмосферная река, нацеленная на Орегон и северо-запад Тихого океана, настолько велика, что Национальному управлению океанических и атмосферных исследований пришлось0089 склеивает вместе три спутниковых снимка, чтобы запечатлеть все это. — Staff And Wire Reports, oregonlive , 4 ноября 2022 г. С другой стороны, быстрое перемещение камеры выявило серьезные ошибки макроблокировки, подобные YouTube, поскольку система DLSS безуспешно пыталась склеить вместе точных изображений 8K (см. Выше). — Сэм Мачкович, Ars Technica , 12 октября 2022 г. Химики могут синтезировать фрагменты длиной до 70 нуклеотидов и длиной до 9 нуклеотидов.0089 сшить их вместе. — Байроберт Ф. Сервис, science. org , 27 октября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «стежок». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Существительное
Среднеанглийский stice , от древнеанглийского stice ; сродни староанглийскому stician to stick
Первое известное употребление
Существительное
до 12 века, в значении, определенном в смысле 1
Глагол
13 век, в значении, определенном в переходном смысле Путешественник
Первое известное использование стежок был до 12 века
Посмотреть другие слова из того же века стишовит
стежок
стежок вверх
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер
«Шить». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/stitch. По состоянию на 6 февраля 2023 г. 1 из 2 существительное
ˈstich
1
: внезапная острая боль, особенно в боку
2
а
: одно движение иглы с ниткой внутрь и наружу при шитье или вышивании
б
: часть нити, оставшаяся в материале после одной петли0002 : ряд стежков, выполненных особым образом
стежок
2 из 2 глагол
1
а
: для соединения со стежками или как со стежками
простроченный шов
б
: делать, чинить или украшать стежками или как будто стежками
2
: заниматься рукоделием : шить
швейная машина существительное
Медицинское определение
стежок
1 из 2 сущ.
ˈstich
1
: местная острая и внезапная боль, особенно в боку
2
а
: одно движение иглы с резьбой внутрь и наружу при наложении швов
б
: часть нити, оставшаяся в ткани после одного стежка
снятие швов
шов
2 из 2 переходный глагол
: застегивать, соединять или зашивать стежками
сшивать рану
Еще от Merriam-Webster о
стежкеНглиш: перевод стежка для испаноговорящих
3
3 9 строчка для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Этимология, происхождение и значение слова «стежок» по etymonline
Реклама
Древнеанглийское stice «укол, прокол, жало, удар» от протогерманского *stikiz (источник также древнефризского steke, Древневерхненемецкий stih, немецкий Stich «колющий, укол, укол, укол»), от PIE *stig-i-, от корня *steig- «прилипать; заострять» (см. stick (v.)). Значение «внезапной колющей боли в боку» было в позднем староанглийском языке.
Чувства в шитье и сапожном деле впервые зарегистрированы в конце 13 в.; что означает «часть одежды, которую вы (или не носите) носите» взято из ок. 1500 г. Значение «рабочий ход» (любого рода) засвидетельствовано с 1580-х гг.