Морфемный разбор слова создаются: Словарь синонимов sinonim.org

Вопросы морфемики и морфемный анализ слова (по подготовке к ЕГЭ) | Статья по русскому языку по теме:

       Просто – Челнинская средняя общеобразовательная

         школа Новошешминского муниципального  района

                              Республики Татарстан

         

           Вопросы морфемики и морфемный анализ

                    слова (по подготовке к ЕГЭ)

                                     Выступление на секционном заседании

                              учителей    русского языка и литературы школ

                                              с родным языком обучения

     

        

                                               Учитель I квалификационной категории

                                                    Замалетдинова Ландыш Ирековна

                  2011 год

     Морфемика (от греч. morph — ‘форма’) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

     Основная единица морфемики — морфема. Морфема — это минимальная значимая часть слова.  Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.

     Изучение состава слова в условиях национальной школы имеет свои специфические трудности.

     Структура слова в русском и родном (татарском) языках выражается прежде всего в делимости на морфемы.

     Членение слова на морфемы в целях установления его лексического значения имеет свое теоретическое обоснование в самой науке о языке.
    Морфемам, как установлено многочисленными лингвистическими исследованиями, свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значения. Лексическое значение слова «создается» путем взаимодействия и слияний в единое целое присущих отдельным морфемам, составляющим данное слово.
    Поскольку слияние морфем представляет собой не механическое соединение, а взаимодействие и, кроме того, многие префиксы, корни и суффиксы многозначны, то только по морфемному составу трудно (а иногда и невозможно) определить лексическое значение слова. Тем не менее лексическое значение многих мотивированных слов определяется его морфемным составом (например, последователь, разведчик, сотрудник, прибрежный, прилуниться и т. д.). Особая роль принадлежит корню как смысловому ядру, дающему семантическую общность однокоренных слов.
Указанная особенность языка является одной из причин, обусловливающих возможность использования членения слова на морфемы в целях выяснения его смысла.
Этой возможностью учащиеся начинают осознанно пользоваться по мере усвоения морфемного состава слов и их образования. Лексическое значение многих производных слов осознается учащимися, когда им «открываются» тайны той связи, на которой основано семантическое родство слов.
    Итак, значение работы над морфемным составом слов состоит, во-первых, в том, что школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов. Отсюда вытекает задача учителя — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке между лексическим значением слова в его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря учащихся.
    Во-вторых, даже элементарные знания об образовании слов очень важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Как представлено в трудах многих известных лингвистов (Л. А. Булаховский, В. В. Виноградов, Е. М. Галкина-Федорук, Е. А. Земская, Н. М. Шанский и др.), новые слова создаются из тех морфем, из того строительного материала, который уже существует в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе русского словообразования. Наблюдения над образованием слов оказывают положительное влияние на формирование у учащихся активного отношения к слову, подводят к пониманию закономерностей развития языка.
    В-третьих, ознакомление с основами морфемики способствует обогащению знаний школьников об окружающей их действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Установление семантико-структурной связи между словами опирается на связь между соотносимыми понятиями (например, слова граница и пограничник семантически и структурно связаны, так как они являются наименованиями соотносимых между собой понятий). Фактически познание школьниками семантико-структурной соотносимости слов означает углубление их представлений о связях между предметами, процессами, имеющими место в окружающей жизни.
    В-четвертых, осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя — максимально способствовать не только пониманию учащимися лексического значения слова, но и развитию у них осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами.
    В-пятых, изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Обусловлено это тем, что ведущим принципом русского правописания является морфологический. Формирование навыков правописания корня, и приставок, суффиксов и окончаний на теоретической основе (а только такое письмо может быть сознательным) требует целенаправленного применения фонетических, словообразовательных и грамматических знаний. Поэтому одной из важных задач изучения морфемного состава слова является создание основы знаний и умений, необходимых для формирования навыков правописания морфем слова, и прежде всего корня.
    Наконец, немаловажен и тот факт, что изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности для развития умственных способностей учащихся и, в частности, для формирования у них специфических умственных умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей, например: умения абстрагировать семантическое значение корня, приставки и суффикса от лексического значения слова, умения анализировать слово на составляющие его значимые части (морфемы) с учетом их взаимодействия в слове, умения сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности или различия и т. д. Задача учителя — создать в учебном процессе такие условия, при которых усвоение знаний сочетается с формированием адекватных им умственных действий.

   

      В ЕГЭ встречаются 2 термина, которые необходимо различать: морфемный анализ и словообразовательный анализ слова. При морфемном анализе необходимо разобрать слово по составу (выделить значимые части — морфемы) , при словообразовательном — определить способ образования слова.

     К наиболее частотным ошибкам при морфемном анализе относятся следующие:

     1. Вызывает затруднение выделение в слове корня. Иногда школьники включают в корень и приставку. Это объясняется тем, что на уроках татарского языка они привыкают к выделению корня в начале слова. Кроме того, в русском языке, в отличие от татарского, корень не всегда равен полнозначному слову. Поэтому в словах типа избрание, отвоевать учащиеся не всегда могут выделить корень правильно. Особую трудность представляет выделение корня в словах с беглыми гласными (огонь – огня, день – дня)

     2. При подборе родственных слов они ошибочно устанавливают связь между словами по их звуковому составу, а не по общности лексического значения ( например, в словах вода, водяной, наводнение, водитель они иногда находят общий корень вод-)

     3. При морфемном анализе особую трудность представляют слова с чередующимися гласными и согласными звуками (например, рука-ручка, срок — срочный, вытереть -вытирать)

     4. Нерусскому школьнику, в родном языке которого нет приставок, обычно трудно понять их наличие в русском языке. Некоторые приставки вносят  разные значения. Также в слове может быть несколько приставок. Например, призадуматься, преуменьшить. Одни и те же приставки могут выступать в формообразующей и словообразующей функции. Например, обедать – пообедать приставка по- изменила вид глагола (на совершенный), а в паре шел – пошел изменила не только вид (на совершенный), но и внесла новое лексическое значение (указывает на начало действия).

     Порядок морфемного анализа следующий: окончание, основа (корень, суффикс, приставка). В качестве образца приведем анализ слова рябинка.

1. Имя существительное

2. Имеет окончание –а, которое указывает на род (жен.), число (ед.), падеж (им.) – рябинкой, рябинке, рябинку.

3. Основа слова – рябинк-.

4. Рябин- — корень (рябина, рябинушка, рябиновый).

5. Суффикс –к- (сиротка, смородинка, спинка).

 

     А теперь рассмотрим, как разбираем на уроках русского языка задания для морфемного анализа. Например, Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) огрубевший
2) стенографический
3) подмигивая
4) отрезок


Из четырех слов сразу можно исключить два – второе и третье. Второе, потому что имеет два корня (стен- и –граф-), а третье, потому что является деепричастием (не имеет окончания). Слово «огрубевший» — по морфологическим признакам (суффикс –вш-) – причастие, сохранившее глагольный суффикс –е- (от огрубеть). Оставшееся слово – отрезок – имеет нулевое окончание, приставку от-, корень –рез- и суффикс –ок. Правильный ответ – 4.

В каком слове есть суффикс –ЧИК- со значением «маленький»?

1) шкафчик
2) мячик
3) пончик
4) огурчик


Здесь так же можно сразу отбросить два слова – второе и третье. Во втором слове корень мяч- и суффикс –ик, в третьем – только один корень. В четвертом варианте наблюдается чередование (огурец-огурчик), поэтому там тоже только суффикс –ик. В первом случае мы имеем корень шкаф- и суффикс –чик со значением «маленький»: шкафчик – «маленький шкаф». Правильный ответ – 1.

Есть и такие задания.  Выбери правильный вариант ответа

1. Какое слово неправильно разбито на морфемы?
1) ЗА-МЕР-Е-В                2) НЕ-ПОД-ВИЖ-Н-ОЕ 3) С-МЕН-И-ВШ-ИЙ        4) (много) ЗНА-НИЙ-?
2. В каком слове есть суффикс -ан- ?
1) разбросаны 2) рваный 3) кожаный 4) ванная
3. Укажите лишнее слово среди однокоренных.
1) сторожевой 2) страж 3) страждущий 4) насторожиться
4. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) выдергивая 2) переплётчик 3) избегающий 4) воспитатели

     ЕГЭ – серьезный шаг в жизни выпускника, требующий обобщения знаний по предмету. Успешность его сдачи определяется тем, насколько учащийся подготовлен к экзамену. А подготовку начинаем  с 5 класса. На уроках используем учебные тесты для тренировочных упражнений по орфографии, морфологии, фонетике, лексике, словообразованию, синтаксису, пунктуации. Есть у нас и папка для работ  по подготовке к ЕГЭ  по русскому языку. В течение года проводим 10 пробных ЕГЭ (задания А и В). С каждым учебным годом папка будет пополняться  10-ю листами. Завели «тетрадь – теорию» (5-11 кл.), в которой начали собирать материал для выполнения заданий ЕГЭ.

Онлайн тест по Русскому языку по теме Состав слова

Разбор слова по составу позволяет сформировать у школьника представление о том, как разбираемое слово было образовано, что позволит понять, как оно изменялось и подскажет, каким образом работает словообразование. Более того, морфемный анализ необходим для осознания некоторых орфографических правил. Основные аспекты этой темы детям начинают преподавать еще в третьем классе.

Пять вопросов, из которых состоит этот тест, охватывают азы морфемного разбора. Начинается он с вопроса об обязательных элементах слова. Далее спрашивается о том, какие части могут входить в его состав на непостоянной основе, позволяя создавать новые формы. Затем нужно ответить, в каком компоненте содержится ключевая смысловая нагрузка. При наличии основных знаний по теме не составит труда для ученика начальной школы ответить на вопрос о том, какая часть находится перед корнем. Последний вопрос аналогичен предыдущему, только он о другой морфеме. За несколько минут родитель или педагог увидит, есть ли пробелы в знаниях у ребенка, которые можно своевременно устранить.

Безусловно, данная тема играет важную роль в обучении школьников. Ведь она является наглядным примером того, в языке существует алгоритм и определенная связь его элементов. Предложения формируются из слов, которые, соответственно, создаются из нескольких частей. Обучающиеся должны хорошо знать, что корень, в котором заложено значение, и окончание являются незаменимыми составляющими слова. Хоть и окончание иногда трудно разглядеть, и оно называется нулевым. Приставка находится перед корнем, а суффикс после, эти морфемы наиболее активные участники словообразования. Также нужно знать, что основа слова состоит из всех компоненты кроме окончания. Успешное освоение этой темы позволит лучше понимать и чувствовать родной язык, к тому же морфемный анализ является отличным способом развития живости ума, только не с помощью цифр, а с помощью букв.



Пройти тест онлайн

1. Назовите обязательные части слова.

    приставка и суффикс

    корень и окончание

    приставка, суффикс и корень

    окончание, приставка и суффикс

2. Назовите необязательные части слова.

    приставка и суффикс

    корень и окончание

    приставка, суффикс и корень

    окончание, приставка и суффикс

3.

Назовите часть слова, в которой заключено его значение.

    приставка

    суффикс

    корень

    окончание

4. Назовите часть слова, которая стоит перед корнем.

    приставка

    суффикс

    основа

    окончание

5. Назовите часть слова, которая стоит после корня.

    приставка

    суффикс

    основа

    окончание


Может быть интересно


Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий

Другие тесты

Rootcast: Захватывающие части слов

Морфология — это изучение того, как слова складываются или «формируются» с помощью морфем, которые включают префиксы, корни и суффиксы. Знание различных морфем в слове позволяет не только выяснить его определение, но и определить, является ли оно существительным, глаголом или прилагательным. Слова morph ology и morph eme происходят от греческого корневого слова morph , означающего «форма»; Таким образом, morph ология является изучением «формы», которую принимают слова, тогда как morph emes — это строительные блоки, которые «формируют» слово.

Морфемы включают аффиксы, которые в основном представляют собой префиксы и суффиксы. Приставки — это аффиксы, которые начинают слово, добавляя значение корню, к которому они присоединены. Корень — основная часть слова; он передает большую часть значения слова. Суффиксы — это те аффиксы, которые заканчивают слова; они могут добавлять значение и обычно определяют часть речи слова, то есть, является ли слово существительным, глаголом, прилагательным или наречием.

Давайте подробно рассмотрим морфологию двух слов: «изобретатель» и «конвенция». Морфемы «изобретатель» включают префикс ин-, корень vent- и суффикс -или . Если сложить вместе изобрет- + изобрет. + -или , получится слово «изобретатель». Поскольку приставка в

здесь означает «на» или «на», корень vent означает «прийти», а суффикс -или означает «тот, кто», значение «изобретатель» становится «тот, кто приходит». на» что-то или «находит» что-то в первый раз. Суффикс — или также указывает, что «изобретатель» должен быть существительным.

Давайте еще раз взглянем на морфологию. Какое слово образовано из следующих трех морфем: приставки con-, корня vent и суффикса -ion ? Вы поняли, это «конвенция». Из значений трех морфем мы знаем, что «конвенция» — это «акт объединения»; мы также знаем из суффикса, что «конвенция» должна быть существительным.

Одно забавное слово с 9Morphemes включает в себя 3 префикса: Anti —, DI — и E —, 1 корень

Стабл и 5 суффиксов: -ISH , -Участок , -AR , -IAN , -Умение , -AR , -IAN , , -AR , -IAN , , -AR , -IAN , , -AR , -IAN , . , и -изм ! Хотя «антидезистеблишментарианство» может показаться трудным словом, как только вы разберете его, проанализировав различные морфемы, оно уменьшится до размера, и его будет легче проглотить.

Выяснив морфемы слов, они становятся прозрачными, их определения легко запоминаются, а их части речи демистифицируются.

  1. морфология : изучение того, как слова формируются или складываются
  2. морфема
    : часть слова: префикс, корень (основа), суффикс
  3. аффикс : префикс или суффикс
  4. префикс : морфема, добавляемая перед корнем слова, которая добавляет значение или акцент
  5. суффикс : морфема, добавляемая после или «под» корнем слова, которая придает значение и/или указывает часть речи слова
  6. корень : основная часть слова, которая передает большую часть значения слова, к которой присоединяются аффиксы
  7. стержень : другое слово для «корня»
  8. антидисистеблишментарианство : противодействие прекращению поддержки религиозного учреждения

2.3.2 Морфологический разбор

2.3.2 Морфологический разбор

Целью морфологического разбора является выяснить, из каких морфем состоит данное слово.

Целью морфологического разбора является выяснить, из каких морфем состоит данное слово. Например, морфологический синтаксический анализатор должен быть в состоянии сказать нам, что слово кошки является формой множественного числа основы существительного кошка и что слово мыши является формой множественного числа основы существительного мышь . Таким образом, при вводе строки кошек морфологический анализатор должен выдать результат, похожий на cat N PL 9.0109 . Here are some more examples:

mouse

==>

mouse N SG

mice

==>

mouse N PL

foxes

==>

fox N PL

Морфологический разбор дает информацию, полезную во многих приложениях НЛП. Например, при синтаксическом анализе полезно знать признаки согласования слов. Точно так же средства проверки грамматики должны знать информацию о соглашении, чтобы обнаруживать такие ошибки. Но морфологическая информация также помогает программам проверки орфографии решить, является ли что-то возможным словом или нет, а при поиске информации она используется для поиска не только котов , если это ввод пользователя, но и кат .

Чтобы перейти от поверхностной формы слова к его морфологическому анализу, мы проделаем два шага. Во-первых, мы собираемся разделить слова на возможные компоненты. Итак, мы составим cat + s из cat , используя + для обозначения границ морфем. На этом шаге мы также примем во внимание правила правописания, так что есть два возможных способа разделения

лис , а именно лис + s и лиса + с . Первый предполагает, что foxe — это основа, а s — суффикс, а второй предполагает, что основа — это fox , а e введено из-за правила правописания, которое мы видели выше.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *