Разбор слов по составу
Разбор слова по составу
Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.
Виды морфем
В русском языке используются следующие морфемы:
— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.
Важность морфемного разбора
В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.
Пример
В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).
В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).
Как разобрать слово по составу
Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.
, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.
Этапы морфемного анализа
Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:
— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Потом следует определить корень, подобрав родственные однокоренные слова.
Особенности разбора
Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.
Только что искали: монро доктрина сейчас витрина сейчас с л е т а и е н р сейчас в о з р п и сейчас котане 1 секунда назад непоседливостями 1 секунда назад подушка 1 секунда назад тестиноь 1 секунда назад плита 1 секунда назад циклон 2 секунды назад уктебл 3 секунды назад лостфри 3 секунды назад честь 3 секунды назад б о ж а л а р 3 секунды назад водовог 3 секунды назад
Памятки для уроков русского языка
Памятки для выполнения разборов в начальной школе. (Школа России)
Сделай разбор:
Мороз1 – фонетический разбор ( звуко-буквенный)
Подсказка2 – морфемный разбор ( разбор по составу)
Наука3 – морфологический разбор ( разбор как части речи)
Светит яркое солнце. 4 — синтаксический разбор ( разбор по членам предложения)
Образец фонетического разбора:
Мороз, мо-роз
м – [м] – согл., звон. непар., твер.парн.
о — [а] – глас., безуд.
р– [р] – согл., звон.непар., твер. парн.
о – [о] – глас., удар.
з – [с] – согл., глух. парн., твер.парн.
5б., 5зв.
Делают, де-ла-ют.
Д – [д,] – согл., звон.парн., мягк.парн.
е — [э] – глас., удар.
л — [л] – согл., звон.непар., твер.парн.
а – [а] – глас., безуд.
ю –[й,] – согл., звон.непар., мягк.непар. . [у] – глас., безудар
т — [т] – согл., глух.
6б., 7зв.
Запомни: буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова ( якорь), после гласной (поют), после ь и ъ ( семья). Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, если стоят после согласной.
Морфологический разбор имени существительного.
Часть речи.
Начальная форма ( им. п., ед. ч. – если есть)
Собственное или нарицательное.
Одушевлённое или неодушевлённое.
Род.
Склонение.
Число.
Падеж.
Синтаксическая роль в предложении.
Горные вершины спят во тьме ночной.
Вершины – сущ.,(что?) вершина, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., стоит во мн. ч., им. п., подл.
Во тьме – сущ., (что?) тьма, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., стоит в п. п, обст.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Часть речи.
Начальная форма ( им. п., ед. ч., м.р.)
Род ( только в ед ч.)
Число.
Падеж.
Синтаксическая роль в предложении.
Липа украшает городские улицы.
Городские ( улицы) – прил., какой? городской, стоит во мн. ч., В. п., опред.
Морфологический разбор глагола.
Часть речи.
Начальная форма(неопределённая форма – инфинитив)
Спряжение.
Время.
Лицо (в форме настоящего времени)
Число.
Род ( в форме прошедшего времени)
Синтаксическая роль в предложении.
Украшает – глаг., ( что делать?) украшать, 2 спр., наст. вр., 3 л., ед. ч., сказ.
Синтаксический разбор предложения.
Дать характеристику предложения по цели высказывания, интонации и по распространенности.
Выделить грамматическую основу.
Подчеркнуть второстепенные члены.
Подписать части речи.
Налетел с речки ветер.( повест., невоскл., распр.)
Запомни:
По цели высказывания различаются:
-повествовательные предложения,
— побудительные предложения,
— вопросительные предложения.
По интонации:
— восклицательные предложения,
— невосклицательные предложения.
Идентификация структур и слогов в словах, знание морфем
Стратегия
Изучение морфемных знаний (минимальные значимые элементы в языке, которые далее не делятся на более мелкие значимые элементы) и то, как морфемы принимают разные варианты написания при изменении формы, например, «полное» на «полный» как суффикс.
Обучение правильному написанию многих новых слов путем игры с префиксами (сегменты слов добавляются к началу слова, например, un, mis, pre, de, re) и суффиксами (сегменты слов добавляются к концу слова, например, ment , tion, ly, способный, полный, менее).
Мероприятия в поддержку стратегии
Списки слов могут быть созданы на основе словарного запаса в рамках темы, которую изучают учащиеся, и личных потребностей учащихся.
Задание 1: Неологизмы для развлечения (3-9 классы)
Неологизм – новое слово, значение, использование или фраза.
Это задание позволяет учащимся быть активными и творческими в изучении слов, используя уже выученные корни и аффиксы. Игра «Неологизмы для развлечения»; учащиеся просто берут уже выученные корни и аффиксы и комбинируют или присоединяют их к существующим словам для создания новых слов. Слова, придуманные студентами, выставляются на обозрение, и изобретателя просят объяснить значение его или ее изобретения. Когда учащиеся активно участвуют в осмыслении таким образом, они с гораздо большей вероятностью улавливают и удерживают основные значения корней, чем когда они учатся более традиционным способом пассивного запоминания.
Задание 2: изучите самого известного неолога
Уильяма Шекспира. Он написал 17 000 слов, из которых 1 700 не были написаны до его сочинений. (Это 1:10)
Занятие 3: корень слова дня
Корень размещается на доске в начале дня/занятия (например, ауд – слышать) учащиеся могут добавлять слова в список ( например, аудио, дерзость, аудитория, прослушивание, слышно).
Используйте онлайновый графический словарь/тезаурус для увлекательного расширения словарного запаса, полученного в результате этого занятия.
Упражнение 4: PQRST
PQRST — это стратегия по частям слова, которая включает определение значения корня, префикса и суффикса, а затем объединение значений для получения значения всего слова.
- P = префикс; найдите префикс и определите его значение
- QR = Queen Root; найдите корень (который является царицей слова) и определите его значение
- S = суффикс; найдите суффикс и определите его значение
- T = Всего; соедините значения единиц вместе, чтобы получить общее значение слова.
Цитата из «Word Detectives: Using Units of Meaning Units of Meaning to Support Literacy», апрель 2012 г. Аманда Гудвин, Мириам Липски и Соён Ан
Упражнение 5: использовать мусор на входе, мусор на выходе: ошибки, вызванные чрезмерным доверием к средствам проверки орфографии
Используя интерактивную доску или отдельные компьютеры, учащиеся вводят ошибки и видят, какие ошибки все еще вызывают проблемы. Средства проверки орфографии улучшились с тех пор, как этот сайт открылся, однако некоторые из этих ошибок продолжаются. Студенты решают, какие из них полезны, а какие нет.
Задание 6: 100 слов английского языка, в которых чаще всего пишут с ошибками
gram.yourdictionary.com/spelling-and-word-lists/ошибки
Предложите учащимся выбрать свой собственный «хитрый» список из 100 слов. Представьте объяснение классу в виде презентации, чтобы научить нас «с юмором»
Ссылки
Австралийская учебная программа
ACELA1779: понять, как использовать стратегии для написания слов, включая правила правописания, знание семейств морфемных слов, обобщения правописания и другие комбинации букв, включая двойные буквы
Учебный план Нового Южного Уэльса
EN3-4A: Использует соответствующие стратегии для точного написания знакомых и незнакомых слов при составлении текстов.
Морфологические подходы — LD@school
Морфологические подходы
Следующий раздел модуля представляет собой адаптированный отрывок из статьи LD@school. Нажмите здесь, чтобы получить доступ к оригинальной статье Обучение чтению: важность фонологического и морфологического подходов .
Принимая во внимание, что фонемы являются наименьшими единицами звук в языке , морфемы являются наименьшими единицами значения в языке — либо целыми словами, либо частями слов. Морфология, наука о морфемах, объясняет основу нашей системы правописания. Люди могут лучше понять морфологию, когда думают об аффиксах (префиксах и суффиксах) и корневых словах: это три типа морфем. Например, слово unziped имеет три морфемы: 1) префикс un-, что означает «не» или «напротив»; 2) корень или основа слова почтовый индекс ; и 3) суффикс – ed , указывающий на то, что это действие было совершено в прошлом.
Исследования показали, что знание корневых слов, префиксов и суффиксов помогает читателям получить контроль над декодированием и улучшает успех чтения , а также более широкую успеваемость в школе [1]. Морфология сильна, ибо те, кто знает морфемы, понимают, что значения слов предсказуемы по значениям их частей [2]. Bear и др. [3] показали, что знание морфем необходимо для точности написания, а Nagy и др. [4] показали, что, поскольку почти все более длинные слова состоят из многочисленных морфем, понимание морфем способствует беглому распознаванию более сложных слов. Кирби и Бауэрс [5] подчеркивают, что «морфология работает», поскольку она помогает увеличить словарный запас и понимание, а также прогнозирует развитие чтения и достижения.
Таким образом, морфологический подход не только дополняет фонематический подход к декодированию, но и оказывает огромную помощь людям, испытывающим трудности с фонематическим подходом, поскольку он не опирается на способность услышать звуки в словах . Скорее, морфологический подход основан на распознавании и понимании значений корневых слов и аффиксов.
Самыми ранними подходами к чтению являются сопоставление звуков и букв и обучение фонологическому восприятию. Однако морфологические подходы можно применять уже во 2 или 3 классе. Морфологические подходы к чтению вносят заметный вклад в успешное чтение к 4 классу, и их влияние возрастает по мере взросления учащихся и увеличения длины и сложности слов [6].
Обучение морфемному знанию
Морфемное знание должно быть частью регулярной практики обучения. Явное изучение общих префиксов, суффиксов и корневых слов должно быть частью введения новых слов и новых тем.
Затем эти слова должны быть размещены либо на листе бумаги с названием раздела/темы вверху листа, либо на стене слов. Все префиксы будут написаны одним цветом, суффиксы — другим цветом, а корневые слова — третьим цветом. Например:
- префиксы в зеленый (как цвет «вперед» на светофоре, сигнализирующий о начале слова)
- суффиксы в красный («стоп» на светофоре, сигнализирующий конец слова)
- корень слова в черный .