Морфемный разбор слова школа: «Школа» корень слова и разбор по составу

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу

Тип лингвистического анализа, в результате которого определяется структура слова, а также его состав, называется морфемным анализом.

Виды морфем

В русском языке используются следующие морфемы:

— Корень. В нем заключается значение самого слова. Слова, у которых есть общий корень, считаются однокоренными. Иногда слово может иметь два и даже три корня.
— Суффикс. Обычно идет после корня и служит инструментом для образования других слов. К примеру, «гриб» и «грибник». В слове может быть несколько суффиксов, а может не быть совсем.
— Приставка. Находится перед корнем. Может отсутствовать.
— Окончание. Та часть слова, которая изменяется при склонении или спряжении.
— Основа. Часть слова, к которой относятся все морфемы, кроме окончания.

Важность морфемного разбора

В русском языке разбор слова по составу очень важен, ведь нередко для правильного написания слова необходимо точно знать, частью какой морфемы является проверяемая буква.

Многие правила русского языка построены на этой зависимости.

Пример

В качестве примера можно взять два слова: «чёрный» и «червячок». Почему в первом случае на месте ударной гласной мы пишем «ё», а не «о», как в слове «червячок»? Нужно вспомнить правило написания букв «ё», «е», «о» после шипящих, стоящих в корне слова. Если возможно поменять форму слова либо подобрать родственное ему так, чтобы «ё» чередовалась с «е», тогда следует ставить букву «ё» (чёрный — чернеть). Если чередование отсутствует, тогда ставится буква «о» (например, чокаться, шорты).

В случае же со словом «червячок» «-ок-» — это суффикс. Правило заключается в том, что в суффиксах, если стоящая после шипящих букв гласная находится под ударением, всегда пишется «о» (зрачок, снежок), в безударном случае — «е» (платочек, кармашек).

Как разобрать слово по составу

Для помощи начинающим существуют морфемно-орфографические словари. Можно выделить книги таких авторов, как Тихонов А.Н.

, Ожегов С.И., Рацибурская Л.В.

В любом слове непременно должны присутствовать корень и основа. Остальных морфем может и не быть. Иногда слово целиком может состоять из корня (или основы): «гриб», «чай» и т.д.

Этапы морфемного анализа

Чтобы морфемный разбор слов было легче осуществить, следует придерживаться определенного алгоритма:

— Сначала нужно определить часть речи, задав вопрос к слову. Для прилагательного это будет вопрос «какой?», для существительного — «что?» или «кто?».
— Затем нужно выделить окончание. Чтобы его найти, слово нужно просклонять по падежам, если часть речи это позволяет. Например, наречие изменить никак нельзя, поэтому у него не будет окончания.
— Далее нужно выделить основу у слова. Все, кроме окончания, — основа.
— Потом следует определить корень, подобрав родственные однокоренные слова.

— Определяется приставка, а потом суффиксы (при их наличии).

Особенности разбора

Иногда подход к морфемному разбору в программах университета и школы может отличаться. Во всех случаях различия аргументированы и имеют право на существование. Поэтому стоит ориентироваться на морфемный словарь, рекомендованный в конкретном учебном заведении.

Только что искали: монро доктрина сейчас витрина сейчас с л е т а и е н р сейчас в о з р п и сейчас котане 1 секунда назад непоседливостями 1 секунда назад подушка 1 секунда назад тестиноь 1 секунда назад плита 1 секунда назад циклон 2 секунды назад уктебл 3 секунды назад лостфри 3 секунды назад честь 3 секунды назад б о ж а л а р 3 секунды назад водовог 3 секунды назад

Памятки для уроков русского языка

Памятки для выполнения разборов в начальной школе. (Школа России)

Сделай разбор:

Мороз1 – фонетический разбор ( звуко-буквенный)

Подсказка2 – морфемный разбор ( разбор по составу)

Наука3 – морфологический разбор ( разбор как части речи)

 Светит яркое солнце. 4 — синтаксический разбор ( разбор по членам предложения)

Образец фонетического разбора:

Мороз, мо-роз

м – [м] – согл., звон. непар., твер.парн.

о — [а] – глас., безуд.

р– [р] – согл., звон.непар., твер. парн.

о – [о] – глас., удар.

з – [с] – согл., глух. парн., твер.парн.

5б., 5зв.

Делают, де-ла-ют.

Д – [д,] – согл., звон.парн., мягк.парн.

е — [э] – глас., удар.

л — [л] – согл., звон.непар., твер.парн.

а – [а] – глас., безуд.

ю –[й,] – согл., звон.непар., мягк.непар. . [у] – глас., безудар

т — [т] – согл., глух.

6б., 7зв.

Запомни: буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова ( якорь), после гласной (поют), после ь и ъ ( семья). Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, если стоят после согласной.

Морфологический разбор имени существительного.

Часть речи.

Начальная форма ( им. п., ед. ч. – если есть)

Собственное или нарицательное.

Одушевлённое или неодушевлённое.

Род.

Склонение.

Число.

Падеж.

Синтаксическая роль в предложении.

    Горные вершины спят во тьме ночной.

    Вершины – сущ.,(что?) вершина, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., стоит во мн. ч., им. п., подл.

    Во тьме – сущ., (что?) тьма, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., стоит в п. п, обст.

    Морфологический разбор имени прилагательного.

    Часть речи.

    Начальная форма ( им. п., ед. ч., м.р.)

    Род ( только в ед ч.)

    Число.

    Падеж.

    Синтаксическая роль в предложении.

      Липа украшает городские улицы.

      Городские ( улицы) – прил., какой? городской, стоит во мн. ч., В. п., опред.

      Морфологический разбор глагола.

      Часть речи.

      Начальная форма(неопределённая форма – инфинитив)

      Спряжение.

      Время.

      Лицо (в форме настоящего времени)

      Число.

      Род ( в форме прошедшего времени)

      Синтаксическая роль в предложении.

        Украшает – глаг., ( что делать?) украшать, 2 спр., наст. вр., 3 л., ед. ч., сказ.

        Синтаксический разбор предложения.

        Дать характеристику предложения по цели высказывания, интонации и по распространенности.

        Выделить грамматическую основу.

        Подчеркнуть второстепенные члены.

        Подписать части речи.

          Налетел с речки ветер.( повест., невоскл., распр.)

          Запомни:

          По цели высказывания различаются:

          -повествовательные предложения,

          — побудительные предложения,

          — вопросительные предложения.

          По интонации:

          — восклицательные предложения,

          — невосклицательные предложения.

          Идентификация структур и слогов в словах, знание морфем

          Стратегия

          Изучение морфемных знаний (минимальные значимые элементы в языке, которые далее не делятся на более мелкие значимые элементы) и то, как морфемы принимают разные варианты написания при изменении формы, например, «полное» на «полный» как суффикс.

          Обучение правильному написанию многих новых слов путем игры с префиксами (сегменты слов добавляются к началу слова, например, un, mis, pre, de, re) и суффиксами (сегменты слов добавляются к концу слова, например, ment , tion, ly, способный, полный, менее).

          Мероприятия в поддержку стратегии

          Списки слов могут быть созданы на основе словарного запаса в рамках темы, которую изучают учащиеся, и личных потребностей учащихся.

          Задание 1: Неологизмы для развлечения (3-9 классы)

          Неологизм – новое слово, значение, использование или фраза.

          Это задание позволяет учащимся быть активными и творческими в изучении слов, используя уже выученные корни и аффиксы. Игра «Неологизмы для развлечения»; учащиеся просто берут уже выученные корни и аффиксы и комбинируют или присоединяют их к существующим словам для создания новых слов. Слова, придуманные студентами, выставляются на обозрение, и изобретателя просят объяснить значение его или ее изобретения. Когда учащиеся активно участвуют в осмыслении таким образом, они с гораздо большей вероятностью улавливают и удерживают основные значения корней, чем когда они учатся более традиционным способом пассивного запоминания.

          Задание 2: изучите самого известного неолога

          Уильяма Шекспира. Он написал 17 000 слов, из которых 1 700 не были написаны до его сочинений. (Это 1:10)

          Занятие 3: корень слова дня

          Корень размещается на доске в начале дня/занятия (например, ауд – слышать) учащиеся могут добавлять слова в список ( например, аудио, дерзость, аудитория, прослушивание, слышно).

          Используйте онлайновый графический словарь/тезаурус для увлекательного расширения словарного запаса, полученного в результате этого занятия.

          Упражнение 4: PQRST

          PQRST — это стратегия по частям слова, которая включает определение значения корня, префикса и суффикса, а затем объединение значений для получения значения всего слова.

          • P = префикс; найдите префикс и определите его значение
          • QR = Queen Root; найдите корень (который является царицей слова) и определите его значение
          • S = суффикс; найдите суффикс и определите его значение
          • T = Всего; соедините значения единиц вместе, чтобы получить общее значение слова.

          Цитата из «Word Detectives: Using Units of Meaning Units of Meaning to Support Literacy», апрель 2012 г. Аманда Гудвин, Мириам Липски и Соён Ан

          Упражнение 5: использовать мусор на входе, мусор на выходе: ошибки, вызванные чрезмерным доверием к средствам проверки орфографии

          Используя интерактивную доску или отдельные компьютеры, учащиеся вводят ошибки и видят, какие ошибки все еще вызывают проблемы. Средства проверки орфографии улучшились с тех пор, как этот сайт открылся, однако некоторые из этих ошибок продолжаются. Студенты решают, какие из них полезны, а какие нет.

          Задание 6: 100 слов английского языка, в которых чаще всего пишут с ошибками

          gram.yourdictionary.com/spelling-and-word-lists/ошибки

          Предложите учащимся выбрать свой собственный «хитрый» список из 100 слов. Представьте объяснение классу в виде презентации, чтобы научить нас «с юмором»

          Ссылки

          Австралийская учебная программа

          ACELA1779: понять, как использовать стратегии для написания слов, включая правила правописания, знание семейств морфемных слов, обобщения правописания и другие комбинации букв, включая двойные буквы

          Учебный план Нового Южного Уэльса

          EN3-4A: Использует соответствующие стратегии для точного написания знакомых и незнакомых слов при составлении текстов.

          Морфологические подходы — LD@school

          Морфологические подходы

          Следующий раздел модуля представляет собой адаптированный отрывок из статьи LD@school. Нажмите здесь, чтобы получить доступ к оригинальной статье Обучение чтению: важность фонологического и морфологического подходов .

          Принимая во внимание, что фонемы являются наименьшими единицами звук в языке , морфемы являются наименьшими единицами значения в языке — либо целыми словами, либо частями слов. Морфология, наука о морфемах, объясняет основу нашей системы правописания. Люди могут лучше понять морфологию, когда думают об аффиксах (префиксах и суффиксах) и корневых словах: это три типа морфем. Например, слово unziped имеет три морфемы: 1) префикс un-, что означает «не» или «напротив»; 2) корень или основа слова почтовый индекс ; и 3) суффикс – ed , указывающий на то, что это действие было совершено в прошлом.

          Исследования показали, что знание корневых слов, префиксов и суффиксов помогает читателям получить контроль над декодированием и улучшает успех чтения , а также более широкую успеваемость в школе [1]. Морфология сильна, ибо те, кто знает морфемы, понимают, что значения слов предсказуемы по значениям их частей [2]. Bear и др. [3] показали, что знание морфем необходимо для точности написания, а Nagy и др. [4] показали, что, поскольку почти все более длинные слова состоят из многочисленных морфем, понимание морфем способствует беглому распознаванию более сложных слов. Кирби и Бауэрс [5] подчеркивают, что «морфология работает», поскольку она помогает увеличить словарный запас и понимание, а также прогнозирует развитие чтения и достижения.

          Таким образом, морфологический подход не только дополняет фонематический подход к декодированию, но и оказывает огромную помощь людям, испытывающим трудности с фонематическим подходом, поскольку он не опирается на способность услышать звуки в словах . Скорее, морфологический подход основан на распознавании и понимании значений корневых слов и аффиксов.

          Самыми ранними подходами к чтению являются сопоставление звуков и букв и обучение фонологическому восприятию. Однако морфологические подходы можно применять уже во 2 или 3 классе. Морфологические подходы к чтению вносят заметный вклад в успешное чтение к 4 классу, и их влияние возрастает по мере взросления учащихся и увеличения длины и сложности слов [6].

          Обучение морфемному знанию

          Морфемное знание должно быть частью регулярной практики обучения. Явное изучение общих префиксов, суффиксов и корневых слов должно быть частью введения новых слов и новых тем.

          Затем эти слова должны быть размещены либо на листе бумаги с названием раздела/темы вверху листа, либо на стене слов. Все префиксы будут написаны одним цветом, суффиксы — другим цветом, а корневые слова — третьим цветом. Например:

          • префиксы в зеленый (как цвет «вперед» на светофоре, сигнализирующий о начале слова)
          • суффиксы в красный («стоп» на светофоре, сигнализирующий конец слова)
          • корень слова в черный .

          admin

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *