Морфемика. Морфемный разбор слова.
Морфемный разбор слова. (урок для 5 класса)
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слова.
Формировать умение использовать частичный и полный морфемный анализ.
Развитие быстроты реакции, мышления, памяти, внимания.
Воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.
ХОД УРОКА
I.Орг.момент.
II. Повторение основных понятий по теме.
1. Кроссворд
Учащимся предлагается кроссворд (каждой группе отдельно). Решенные кроссворды ученики сдают учителю.
2. Морфологическая шарада.
Для того, чтобы разгадать шараду, необходимо собрать слово из разных морфем, указанных в шарадах.
1. Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)
2. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
3. Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,
Приставку — в слове выписать,
Корень – в слове преподносить. (Выносливый)
Корень тот же, что и в слове именной,
Один суффикс, как в слове дружина,
Другой – как в слове высотник. (Именинник)
3.Морфемы записаны на доске: (составить слова)
С, за, вы, пере, рас, пре, раз, бег (беж), крас, лет, сказ, ств, н, ние, а, о, ыва, ва, ть, чик, ый.
4. Аудиопрослушивание упражнения в учебнике. работа в группах.
ФИЗМИНУТКА
IV.Целеполагание и мотивация.
-Тема сегодняшнего урока – «Морфемный разбор слова».
— Что нужно узнать?
-Чему нужно научиться?
Обратимся к теме сегодняшнего урока. Выполняя морфемный разбор слова мы должны следовать алгоритму. В РЯ существует определенный порядок морфемного разбора слова. Давайте откроем учебник и прочитаем порядок. Читаем самостоятельно план разбора с пояснениями и примерами, используя приём «Пометки на полях», который нам помогал читать связные тексты учебника.
(«Пометки на полях» — один из приемов технологии развития критического мышления: учащиеся читают план разбора самостоятельно, используя маркировку: + — «знал раньше», ! — «новое для меня», ? — «не понятно»)
По окончании чтения в беседе выясняем, что знали раньше по этой теме, что было новым и что осталось непонятым.
На доске — эпиграф:
Помни при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка — впереди.
Письменный разбор.
Сделайте морфемный разбор слов
Подберезовик
Умываться
Безошибочный
Вниз
Первый
Зачитывают слова, называют приставки и суффиксы, которые выделили в словах.
Вывод:
– Что необходимо определить в слове для выполнения морфемного разбора?
– Нужно определить, к какой части речи оно относится.
Задание: по данным схемам составьте слова. Кто быстрее выполнит задание?
VI. Домашнее задание.
Упражнение___. Необходимо произвести морфемный разбор слов по плану.
VII. Итог урока, отметки.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/423112-morfemika-morfemnyj-razbor-slova
Предмет |
Русский язык Дата:
|
Класс |
|
|||||
Тема урока
|
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА |
|||||||
Планируемые образовательные результаты
|
||||||||
Предметные
|
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Знать порядок морфемного разбора слова, уметь производить морфемный разбор( устный и письменный) слова |
Регулятивные: развитие познавательной инициативы, умение ставить учебные задачи
Познавательные: построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии в грамматическими и синтаксическими нормами родногоязыка
|
Формирование внутренней позиции школьников, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию |
||||||
Условия реализации урока
|
||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) |
Учебная литература |
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии |
Оборудование |
|||||
|
Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. |
ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с |
Мел, доска |
|||||
Основные понятия |
Морфема, морфемный разбор, приставка, суффикс, корень, основа, окончание |
|||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
1. Мотивация к коррекционной деятельности ( выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы коррекционной деятельности) 2 мин |
Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. Предлагает ознакомиться с таким высказыванием: « Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать — почти всегда значит ошибаться» ( П. Коэльо)
|
Демонстрируют готовность к работе. Высказывают свои мысли по поводу цитаты
|
||||||
2.Актуализация и пробное учебное действие ( подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности) 5 мин |
Записывает дату. Даёт задание на повторение пройденного материала. Просит учеников, используя прием РАФТ( роль- аудитория- форма- тема), рассказать об изученных частях слова.
Просит разобрать по составу слова: сменщик, надолго, закрыл, отлиплю, стекло, заявлю |
Актуализируют в памяти изученный материал. Анализируют уровень собственных знаний.
Называют науку, изучающую значимые части слова, и делают предположение о теме урока.
Ребята испытывают затруднение при разборе последних слов |
||||||
3.Локализация индивидуальных затруднений ( осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий) 2 мин |
-Почему разбор этого слова у некоторых из вас получился разным ? Каким способом мы это задание выполняли? Что сделали сначала? Что потом? Где возникло затруднение? Чем это задание отличается от предыдущих?
Просит записать тему урока.
|
Анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания
Записывают тему урока.
|
||||||
4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений ( постановка цели коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации) 2 мин |
-Как можно решить возникшую проблему? – Какую цель нам нужно поставить? Наталкивает учащихся на выбор способов и средств коррекции: прочитать учебник, провести аналогию с другими словами, и т.п.
Попробуем провести небольшое исследование ( дает для анализа слова жила ( сущ.) и жила ( глаг.) |
Отвечают на вопросы учителя
Выдвигают гипотезы. Делают разбор |
||||||
5.Реализация построенного проекта ( осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия) 8мин |
Наблюдает и направляет учащихся при выполнении намеченного плана. Даёт задание для самостоятельной работы по вариантам с образцом выполнения. Осуществляет дифференцированный подход к учащимся. |
Читают параграф учебника, проверяют друг у друга порядок разбора
Выбирают сами вариант. Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод. |
||||||
6. Обобщение затруднений во внешней речи ( закрепление способов действий , вызвавших затруднения) 2 мин
Физкультминутка 2 мин |
Дает задание: с помощью игры ЖИВЫЕ КАРТИНЫ показать последовательность морфемного разбора ( сорвала, справа)
Приготовься, детвора! На зарядку нам пора ! Начинаем бег на месте, Финиш- метров через двести! Раз- два, раз- два…Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. |
Вспоминают пройденный материал. Анализируют работу одноклассников. Исправляют и корректируют свою деятельность
|
||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ( по возможности) ситуации успеха) 7 мин |
Предлагает выполнить самостоятельную работу в паре ( на класс – два варианта) Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги. 1 вариант: Разберите по составу слова:1) распутаешь, 2)написать, 3)вечера, 4)белой , 5)скроется 2 вариант: Разберите по составу слова: 1)пишет, 2)чужой, 3)растают, 4) строчки, 5) скроется
|
|
||||||
8. Включение в систему знаний и повторение ( применение способов действий , вызвавших затруднения , повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса) 9 мин |
-Зачем же нам нужно знать морфемный разбор ? – Важно ли соблюдать порядок морфемного разбора? — Объясните целесообразность изученной последовательности при разборе. |
Отвечают на вопрос, приводят примеры |
||||||
9. Рефлексия учебной деятельности самооценка результатов своей коррекционной ( а в случае, если ошибок не было ,самостоятельной) деятельности) 6 мин |
Предлагает записать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке ( прием «Телеграмма»). Просит оценить свою деятельность |
Пишут телеграммы, оценивают свою работу. |
Морфемный разбор слова — Международная Ассоциация Развития Образования
Плюгина Наталья Семёновна,
Белгородская область, с. Волоконовка,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ»
Урок русского языка. 5 класс
Тема: Морфемный разбор слова.
Цель: Научиться порядку морфемного разбора.
Закрепить знания о морфемах слова, закрепить умение выделять приставку, корень, суффикс, окончание в слове. Повторить знания о приставке и суффиксе, об однокоренных словах.
Развитие умения разбирать слова по составу; активности логического мышления
Воспитание интереса к игровой деятельности.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Ребята, предлагаю вам сегодня на уроке совершить зимний разгуляй по стране «Морфемика». Это непростая прогулка. Выполнив задания, должны будем достигнуть главной цели нашей: научиться порядку морфемного разбора. Перед вами маршрутный лист, на котором обозначены этапы следования, на которых мы побываем. Ваша задача стараться двигаться вместе, не отставать друг от друга, если вашему однокласснику будет трудно, надо будет протянуть ему руку помощи (научить друг друга) и оценивать себя после каждого этапа. За участие в каждом этапе прогулки поставьте себе баллы в виде трех снежинок.
1 этап «Снежный вихрь» | 2 этап «Попади в цель» | 3 этап «Загадочный сугроб» | 4 этап «Третий лишний» | 5 этап «Лепим снеговика» | 6 этап «Не заблудись!» | Итого: |
Актуализация пройденного материала.
Что такое морфемика? (Раздел науки о языке, который изучает морфемы)
Что такое морфема? (Наименьшая значимая часть слова)
Назовите, какие вы знаете морфемы (Приставка, корень и однокоренные слова, суффикс, окончание). Вбегают морфемы.
Учитель: Кто вы такие? (Мы – морфемы, но мы совсем не помним, что мы обозначаем. Ребята, помогите нам, скажите что обозначает каждая морфема. Расскажите, что такое приставка, корень, суффикс, окончание.
А еще мы не помним, в каком порядке мы должны стоять в слове. Ребята, помогите нам. Расставьте нас так, чтобы получилось слово).
Учитель: Ребята, давайте поможем морфемам и расскажем им сначала, что они обозначают (дети рассказывают правило). А теперь давайте расположим их так, чтобы получилось слово. Ребята, а без какой морфемы слово не может существовать?
1 этап – «Снежный вихрь». Игра «Соотнесение» (соотнесите морфему и графическое изображение)
Вышли мы на улицу. Подул ветер, закружился снежный вихрь, рассыпал перед нашими ногами морфемы. Соотнесите их с графическим обозначением (графические обозначения лежат перед вами в конвертике). (Учащиеся соотносят морфемы и соответствующие им графические обозначения: при, стол, ок, еньк, от, ой, ые, пере, чик, над, ход, лун, ая, лог, ое)
2 этап – «Попади в цель». Игра «Собери слово»
Ребята, на доске рассыпались морфемы. Соотнесите их друг с другом, составьте и запишите через запятую слова.
Морфемы на доске: по, сад, к, а, олов, янн, ый, ремеш, ок, пере, крас, и, ть, без, лун, н, ая (посадка, оловянный, ремешок, перекрасить, безлунная). Назовите орфограммы в данных словах.
— Представь себе, что ты сидишь перед телевизором.
— Представил.
— Я тебе скажу: «В». Что ты сделаешь с телевизором?
— ___________________________.
— А если я скажу: «Пере»?
— _______________________.
— А если я скажу: «Вы»?
-_______________________.
— А теперь представь, что мы с тобой сидим на стульях на расстоянии друг от друга. И я скажу: «Подо!». Что ты сделаешь?
— __________________________.
— А если я скажу: «Ото»?
-___________________________.
Твой вывод:____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Что обозначает приставка в (движение вперед, внутрь), вы (движение наружу), пере (передвижение с места на место), при (приближение, присоединение), у, от (удаление), бес, без (отсутствие чего-либо)
4 этап-игра «Третий лишний» (различие омонимичных суффиксов). Ребята, такое задание встречается в части А ЕГЭ по рус.яз. в 11 классе. Вот какие сложные ступеньки мы преодолеваем!
Какое слово лишнее в каждой группе? (по вариантам)
1). Льдинка, бусинка, пылинка
2) Горошинка, виноградинка, снежинка
Для чего выполняли эту работу? (В словах необходимо правильно выделять суффикс).
Изучение нового материала
5 этап – «Лепим снеговика». Игра «Создаем алгоритм»
Что такое алгоритм? (порядок выполнения операций)
Создание проблемной ситуации: как вы думаете, в какой последовательности необходимо выполнять морфемный разбор слова? (дети отвечают).
Памятка:
- Окончание и основа; значение окончания.
- Приставка (приставки), суффикс (суффиксы), значение приставки и суффикса (если оно ясно).
- Корень; подобрать 2-3 однокоренных слова.
Письменный разбор: синеватый – синий
Соотнесите данный алгоритм с алгоритмом в учебнике на с.172
Выполнение морфемного разбора слов из упр. 416
Закрепление изученного материала
6 этап-игра «Не заблудись!»
Ребята, на доске выполнен морфемный разбор слов. Ваша задача проверить и исправить ошибки.
Слова написаны на доске: Сынок, покупка, перелёт, зазеленело, пекарь, дружок, смешной, раздумье.
Рефлексия: Подведем итоги урока. Ребята, посмотрите в таблицу. Если вы набрали от 18 до 15 снежинок – получаете «5», если от 14 до 11 – «4», если от 8 до 10 – «3». Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3», а кому необходимо выучить порядок разбора?
Сегодня на уроке я узнал…
Домашнее задание: морфемный разбор будет встречаться постоянно не только в учебнике 5 класса, но и в старших классах, поэтому необходимо запомнить порядок морфемного разбора, выполнить упр. 417
Морфемный разбор слова. Развитие речи. Культура речи. “Рождение хлеба”
УРОК № 19
Тема. Морфемный разбор слова. Развитие речи. Культура речи. “Рождение хлеба”
Цель: развивать навыки чтения текста, определения его главной мысли, типа речи (с обоснованием), перевода с украинского языка на русский; развивать умение отвечать на вопросы, строить собственное речевое высказывание на основе прочитанного; обогащать знания учащихся о стилях речи (публицистическом стиле).
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка
домашнего задания.1) Проверка усвоения теоретического материала занятий 17, 18.
2) Проверка выполнения письменных заданий (упр. 170, 175).
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
1) Ознакомление с порядком морфемного разбора (с. 90).
2) Работа с образцом устного и письменного разбора слова учительский.
2. Практическое упражнение.
Сделать устный и письменный разбор слов подводный, собирать, безбилетный, разносчик.
ІV. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста “Рождение хлеба”.
(Учебник, с. 91-92.)
2. Работа с текстом.
1) Сформулировать основную мысль
текста и озаглавить его (упр. 177).2) Определить тип речи данного текста. Свою мысль обосновать (упр. 178).
3) Перевести с украинского языка на русский слова и словосочетания (упр. 179).
3. Словарно-грамматическая работа.
Упр. 182.
4. Беседа с учащимися.
Осуществляется на основе вопросов, помещенных на с. 93.
5. Развитие знаний о стилях речи.
1) Чтение статьи на с. 93.
2) Беседа с учащимися.
– Где используют тексты публицистического стиля?
– Какова основная цель текстов публицистического стиля?
– Какие языковые средства усиливают воздействие публицистического текста на читателя?
6. Тренировочное упражнение.
Упр. 183.
7. Работа с диалогом.
1) Прочитать диалог, помещенный на с. 95.
2) Используя прочитанный диалог в качестве образца, составить собственный на тему “В булочной”.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Задание учащимся.
При подведении итогов урока учитель может предложить ученикам объяснить выражение русского писателя М. Алексеева о хлебе (упр. 190), используя при этом предложения публицистического стиля речи.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить морфемный разбор слов подоконник, прибрежный. Упр. 186. Индивидуальное задание: выучить стихотворение Б. Окуджавы (с. 94) наизусть; подготовить к уроку № 21 выразительное чтение басни И. Крылова “Демьянова уха”.
Презентация к уроку «Морфемный и словообразовательный разбор слова» 6 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Восемнадцатое ноября. Классная работа. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Слайд 2
Цели урока:
овладение навыками морфемного и словообразовательного разбора слова;
развитие орфографических и пунктуационных навыков.
Слайд 3
Орфоэпическая работа
изучи́ть
изучу́
изу́чит
Слайд 4
Перфокарта И или Ы?
№
п/п
Пример
И
Ы
I. Раз_грать
II. Без_нициативный
III. Небез_звестный
IV. Без_нтересный
V. Сверх_нтересный
VI. Меж_нститутский
VII. Без_скусный
VIII. Сверх_з_сканный
IX. Без_дейный
X. Меж_здательский
Слайд 5
Тема урока
Знакомство с порядком словообразовательного разбора – стр. 78, §35.
Слайд 6
Просушить
Талантливый
Приморский
Выход
Первоисточник
Гласный
Способы образования слов
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно — суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение основ
Переход из одной части речи в другую
Слайд 7
Задание
Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов:
лесной;
перелесок;
приморский;
прогуляться.
Слайд 8
Морфемный разбор
лесной 2,
перелесок 2,
приморский 2,
прогуляться 2.
Слайд 9
Словообразовательный разбор
лесной лес (суффиксальный)
перелесок лес (прист.-суффикс.)
приморский море (прист.-суффикс.)
Слайд 10
Словообразовательный разбор
прогуляться прогулять гулять
(постфиксальный, затем
приставочный)
Слайд 11
Назовите способ образования слов:
подружка ← подруга ← друг
человечество ← человек
неуспевающий←успевающий←успе-вать←успеть
переход ← переходить ← ходить
наплечный ←плечо
Слайд 12
Составьте словообразовательные цепочки.
Радостный, радость.
Побелка, белый, побелить.
Накипеть, кипеть, накипь.
Светлый, свет, посветлеть.
Столовый, стол, столик.
Слайд 13
Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.
1. З…ря ярко осветила2 водную гладь Байкала.
2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.
3 Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.
4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.
5. Между ребятами разг…релся2 спор, в каком музее было интереснее.
6. Мы побывали2 в Улан-Удэ в самый разг…р лета.
7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.
8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.
9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.
Слайд 14
Объяснительный диктант
1. Ст..мнело. Л..тучие2 мыши низко2 и косо чертят черными з..гзагами воздух и п..рою2 почти к..сают?ся лица.
2. Ночь уже к..снулась земли она пр..бл..жалась и р..сла как гр..зовая2 туча. Т..мнота к..салась всего: все кругом быстро ч..рнело2 и ут..хало.
Слайд 15
Выполнение
упражнения 179.
Слайд 16
Выполнение
упражнения 180.
Слайд 17
Рефлексия
Знаю все правила, умею применять их на практике.
Не все запомнил в теории, но могу работать практически.
Мне еще надо поработать
над этой темой.
Слайд 18
Домашнее задание
Упражнения
181, 182.
Слайд 19
Уважаемые коллеги!
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона:
Максимова Ирина Анатольевна,
МОУ СОШ №15 г. Тверь,
учитель математики высшей категории,
сайт «http://pedsovet.su/»
Слайд 20
Используемые ресурсы:
http://www.absolute-kazakstan.kz/mebel/school/doska/6.jpg
Морфемный и словообразовательный разбор слова
План урока
I. Наблюдение за языковым материалом.
пре-забав-н-ые воздуш-н-ые длин-н-о-ног-ие |
презабавные ← забавные воздушные ← воздух (ш//х) длинноногие ← длинные + ноги |
— Сравните записи в левом и правом столбиках.
— Какова цель каждого разбора слов?
II. Обращение к теоретическому материалу III § 24 на с. 158.
III. Закрепление.
3.1. Выполнение морфемного и словообразовательного разбора. Упр. 196, 197.
3.2. Работа со схемами строения слова. Упр. 199.
IV. Работа с текстом.
— Запишите и выразительно прочитайте текст стихотворения.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова “труд”!
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах;
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках.
(В. Брюсов)
— Какова тема и основная мысль стихотворения?
— Как вы понимаете выражение венок в веках?
— Выпишите метафоры, определите их грамматическое значение (блестят, горят, жгут — глаголы изъявительного наклонения, наст, времени, 3-го л., мн. ч.). По какой морфеме вы определили грамматическое значение?
— Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный и словообразовательный разбор.
V. Подведение итогов урока и рефлексия.
VI. Дифференцированное домашнее задание. Изучить планы морфемного и словообразовательного разбора.
1 вариант — упр. 198.
2 вариант — выписать из словообразовательного словаря 3 словообразовательные цепочки, выполнить морфемный разбор слов.
3 вариант — составить 3 словообразовательные цепочки, выполнить морфемный разбор слов, проверить себя по словарю.
Этап урока | Цели и задачи этапа | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Способ достижения (виды заданий и упражнений) |
Организационный | Мотивация учащихся к учебной деятельности | Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, совершенствовать имеющиеся | Планирование необходимых действий, операций, формирование способностей к целеполаганию | Эвристическая беседа На слайде проблемный вопрос «Как превратить «2» в «5»?, ответ на который позволит угадать тему урока и основную цель занятия |
Опрос учащихся по заданному материалу | Актуализация знаний | Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к само и взаимооценке | Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации, оценивание, формирование познавательных УУД и умения организовать учебное сотрудничество | Слайд № 3-14 Актуализация знаний осуществляется с помощью терминологического диктанта, в котором помимо определения дан визуальный ассоциативный ряд или ребус. Диктант включает 10 вопросов, в конце проводится взаимопроверка и выставляются оценки. |
Изучения нового учебного материала | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности, знакомство с порядком морфемного разбора, составление памятки | Формирование учебной мотивации и познавательных интересов | Формирование познавательных УУД: умения извлекать необходимую информацию, навыков синтеза и анализа, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения | Слайд № 15-20 Знакомство с порядком разбора с параллельной беседой, позволяющей, опираясь на имеющиеся знания, осознанно усвоить новый материал, запись порядка и образца разбора в СТС (словарь трудных случаев) |
Закрепление изученного материала | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике, формирование навыка морфемного разбора, развитие рефлексивного мышления | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе, Способность сотрудничать с одноклассниками. Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к само и взаимооценке | Способность к планированию необходимых действий, к работе по плану, способность к самооценке, к исправлению и объяснению ошибок, способность к принятию решений. Способность к рефлексии | Слайд № 21-32 Работа в группах (проводят морфемный разбор 1 слова с последующей публичной проверкой и сверкой с правильным ответом), индивидуальная самостоятельная письменная работа Слайд № 33-34 Рефлексия выполняется с помощью мини-опроса «Закончи фразу», по результатам которого выставляются оценки |
Задание на дом | Формирование навыка выделения значимых частей слова, закрепление полученных знаний на практике | Формирование учебной мотивации и познавательных интересов Стремление к преодолению своих трудностей, проявление способности к адекватной самооценке | Формирование познавательных УУД: умения извлекать необходимую информацию, навыков синтеза и анализа, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения | На дом учащимся предлагается для морфемного разбора выбрать из списка слов любые, но при этом они должны помнить, что у каждого слова своя «стоимость»: от 1 до 5 баллов |
Встроенные основы как механизм начальной загрузки для морфологического анализа во время развития чтения
Основные моменты
- •
Эффекты замаскированного соединения были протестированы на трех группах детей и взрослых.
- •
Результаты показывают устойчивые эффекты составного прайминга, независимо от семантики.
- •
Эта закономерность однозначно наблюдалась во всех группах участников.
- •
Активация встроенных основ является отправной точкой в обучении детей чтению.
Реферат
Целью настоящего исследования было проверить гипотезу о том, что активация встроенных слов (например, ферма в фермерском доме ) является отправной точкой для разработки абстрактной системы морфологического синтаксического анализа в детское чтение. Чтобы проверить эту гипотезу, мы исследовали траекторию развития эффектов комплексного прайминга у детей третьего и пятого классов начальной школы, старшеклассников и взрослых. И дети, и взрослые участвовали в исследовании лексических решений с замаскированным праймингом, в котором сравнивались эффекты прайминга слов прозрачного соединения ( ферма – ферма ), непрозрачного соединения ( бабочка – масло ) и несоставного ( сэндвич – песок ), измеренные относительно несвязанного контроль.Результаты показали значительный и равный эффект прайминга в двух сложных условиях, но не в условиях прайминга без соединения. Эта стойкая закономерность четко и недвусмысленно наблюдалась во всех группах участников. Наши данные показывают, что даже самые маленькие читатели уже приобрели способность быстро и автоматически определять встроенные основы и чувствительны к общей структуре составных слов (полная декомпозиция). Мы пришли к выводу, что активация встроенных основ обеспечивает критическую отправную точку в использовании детьми морфологической информации при обучении чтению.
Ключевые слова
Развитие чтения
Морфологическая обработка
Составной текстовый процессор
Маскированное праймирование
Лексическое решение
Встроенные основы
Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)
Просмотреть аннотацию© 2019 Авторы. Опубликовано Elsevier Inc.
Рекомендуемые статьи
Цитирующие статьи
Приобретение морфологии L2 взрослыми изучающими язык
Аннотация
Изучение нового языка требует приобретения морфологических единиц, которые позволяют свободно использовать слова в различных грамматических контекстах.В то время как накапливающиеся исследования проливают свет на нейронную обработку нативной морфологии, гораздо меньше известно о том, как изучающие второй язык (L2) приобретают и обрабатывают морфологию в своем L2. Чтобы ответить на этот вопрос, мы представили носителям языка, а также начинающим и продвинутым изучающим финский язык с помощью разговорных (1) производных слов, (2) изменяемых слов, (3) новых производных (новые комбинации существующей основы + суффикса) и (4 ) псевдо-суффиксные слова (существующая основа + псевдо-суффикс) в эксперименте с пассивным прослушиванием ЭЭГ.Ранний (через 60 мс после точки отклонения суффикса) положительный ответ ERP не показал разницы между склонениями и производными, что свидетельствует об аналогичном раннем анализе этих сложных слов. На 130 мс деривации вызвали лексический паттерн ERP полной формы активации трассировки памяти, присутствующий в разной степени у начинающих и продвинутых говорящих на L2, что подразумевает переход от лексической обработки к более двойному синтаксическому анализу и лексической активации сложных форм с увеличением мастерство. Псевдо-суффиксные слова сформировали синтаксический образец в более позднем временном окне 170–240 мсек, демонстрируя улучшенные ERP по сравнению с правильно сформированными перегибами, что указывает на синтаксический синтаксический анализ второго прохода.В целом, учащиеся L2 продемонстрировали постепенный эффект владения навыками по отношению к L1-подобным ответам. Продвинутые учащиеся L2, кажется, разработали следы памяти для производных, и их нейролингвистическая система способна к раннему автоматическому синтаксическому анализу. Это говорит о том, что у продвинутых учеников уже развита чувствительность к морфологической информации, тогда как у новичков такие знания слабы. Расхождения в динамике и топографии ERP указывают на частично различающийся набор языковых сетей в L1 и L2.У новичков различия в ответах между существующей и новой морфологией были незначительными, что означает, что представления сложных форм еще не установлены. Результаты предполагают успешное развитие механизмов мозга для автоматической обработки морфологии L2, способных постепенно достигать L1-подобной функциональности с повышением квалификации.
Ключевые слова
Получение L2
Уровень владения
Морфология
Инфлексия
Вывод
ЭЭГ
Рекомендуемые статьи Цитирующие статьи (0)
Просмотреть аннотацию© 2019 Авторы.Опубликовано Elsevier Ltd.
Рекомендуемые статьи
Цитирующие статьи
Ресурсы для турецкой морфологической обработки на JSTOR
AbstractМы представляем набор языковых ресурсов и инструментов — морфологического синтаксического анализатора, морфологического средства устранения неоднозначности и корпуса текста — для использования турецкой морфологии в приложениях обработки естественного языка. Морфологический синтаксический анализатор — это современная реализация турецкой морфологии на основе конечного преобразователя.Средство устранения неоднозначности основано на алгоритме усредненного персептрона и имеет лучшую точность для турецкого языка в литературе. Текстовый корпус собран из Интернета и содержит около 500 миллионов токенов. Это самый крупный опубликованный турецкий веб-корпус.
Journal InformationLanguage Resources and Evaluation — первая публикация, посвященная приобретению, созданию, аннотации и использованию языковых ресурсов, а также методам оценки ресурсов, технологий и приложений.Языковые ресурсы включают языковые данные и описания в машиночитаемой форме, используемые для поддержки и расширения приложений обработки языка, таких как письменные или устные корпуса и лексика, мультимодальные ресурсы, грамматики, терминология или предметно-ориентированные базы данных и словари, онтологии, мультимедийные базы данных и т. д. а также базовые программные инструменты для их приобретения, подготовки, аннотации, управления, настройки и использования. Оценка языковых ресурсов касается оценки уровня развития данной технологии, сравнения различных подходов к данной проблеме, оценки доступности ресурсов и технологий для данного приложения, сравнительного анализа и оценки удобства использования системы и удовлетворенности пользователей.
Информация об издателеSpringer — одна из ведущих международных научных издательских компаний, издающая более 1200 журналов и более 3000 новых книг ежегодно, охватывающих широкий круг предметов, включая биомедицину и науки о жизни, клиническую медицину, физика, инженерия, математика, компьютерные науки и экономика.
Роль морфем в развитии чтения
Этот проект ANR DFG объединяет экспертов в области когнитивной психологии, образования и компьютерного моделирования для изучения развития навыков чтения с использованием смешанного поперечного и продольного когортного дизайна с участием детей дошкольного и младшего школьного возраста в сочетании с кросс-лингвистическим подходом. .Предыдущие исследования освоения навыков чтения были в значительной степени сосредоточены на сопоставлении буквенных строк и их произношения, но роль единиц, несущих значение («морфемы»), часто игнорировалась. Это серьезная проблема, потому что примерно 90% всех слов содержат несколько морфем, но очень мало понимания того, как дети могут использовать такую морфологическую структуру при обучении чтению. Таким образом, наше исследование будет сосредоточено на словах, состоящих из нескольких морфем («гулял», «ходил», «гулял»).
Предыдущие исследования взрослых, в том числе членов нашей собственной команды, показывают, что опытные читатели быстро «разлагают» производные слова на их морфемические субъединицы («учить» + «эр»). Однако, несмотря на обширные исследования взрослых, мы все еще мало знаем о том, как и когда морфологические знания включаются в систему чтения во время приобретения навыков чтения. Практически вся литература основана на исследованиях со взрослыми, и почти во всех изучается квалифицированная обработка, а не обучение.Это прискорбно, поскольку для правильного понимания того, как морфологические знания представлены и используются во время умелого распознавания слов, нам необходимо понимать ход их усвоения и развития по мере того, как дети учатся читать. Более того, поскольку мало что известно о том, когда чтение морфем станет более интуитивным и автоматизированным, программы обучения грамоте не могут должным образом использовать этот важный навык.
Мы предлагаем восполнить этот пробел в исследованиях путем изучения приобретения морфологических знаний на основе оригинального смешанного поперечного сечения и трехлетнего продольного когортного дизайна, используя большую батарею тестов, которая включает экспериментальные парадигмы, такие как слуховое лексическое решение, зрительное восприятие. отслеживание и маскированное праймирование в сочетании с визуальным лексическим решением и задачами быстрого именования.Мы тестируем детей в трех возрастных группах, за которыми будем следить в течение трех лет.
Сила этого проекта не только в том, что он объединяет экспертов из разных областей для работы над исследованием того, как морфологическая структура в сочетании с другими факторами (например, фонологическая осведомленность и рост словарного запаса) может влиять на развитие чтения у маленьких детей, но и он также включает в себя решающее кросс-лингвистическое сравнение процесса освоения чтения.Мы стремимся сравнить развитие морфологической обработки в немецком и французском языках, двух языках, которые фундаментально различаются с точки зрения длины слова, частоты и морфологической продуктивности. Это кросс-лингвистическое сравнение даст важную информацию о развивающихся немецких и французских системах чтения.
Дополнительной сильной стороной нашего проекта является использование компьютерного моделирования для ограничения интерпретации полученных данных и предоставления теоретической основы, которая поможет определить ключевые механизмы, влияющие на потенциальные эффекты морфологической структуры при чтении.Модель коннекционистского двойного процесса чтения вслух (CDP ++; Perry, et al., 2010) будет использоваться для изучения того, в какой степени механизмы графо-слогового синтаксического анализа этой модели могут учитывать наблюдаемые морфологические эффекты. Мы также реализуем и протестируем новую коннекционистскую модель приобретения морфо-орфографических представлений во время обучения чтению. Ожидаемые результаты имеют решающее значение не только для понимания фундаментальных процессов, участвующих в нормальном развитии чтения, но также могут иметь большое значение для мотивации изменений в программах коррекции для детей с языковым и читательским дефицитом.
границ | От редакции: Морфология слова и усвоение письменного языка: взгляд на типичное и нетипичное развитие в различных орфографиях
Собирая воедино работу по множеству орфографий о взаимосвязи между морфологической обработкой и приобретением чтения, начинает вырисовываться обзор развития этой взаимосвязи. Статьи по этой теме исследования предлагают понимание взаимосвязи между морфологической обработкой и семантикой с учетом типичности процесса приобретения, а также характера и глубины рассматриваемой орфографии.
Литература по метаязыковой осведомленности иллюстрирует раннюю значимость и доступность значения. Напротив, чувствительность к звукам речи, осведомленность о фонемах (PA), обычно требует специальных инструкций для достижения уровня, необходимого для приобретения навыков декодирования, необходимых для эффективного чтения в алфавитной орфографии (Duncan et al., 2013). Предварительные данные свидетельствуют о том, что при раннем морфологическом осознании (МА) статистическое обучение во время овладения устной речью может разработать систему, достаточную для поддержки раннего чтения с учетом лингвистических характеристик этого языка (Duncan et al., 2009).
Из исследований по этой теме, посвященных этому вопросу, Colé et al. отчет о первых месяцах чтения французской орфографии детьми из малообеспеченных семей. Они показывают, что МА влияла на ПА как прямо, так и косвенно (через понимание на слух), но не оказывала прямого влияния на раннее чтение слов (дальнейшее обсуждение ранних общих различий между металингвистическими задачами см. В Diamanti et al.). Шифф и Сайег-Хаддад рассматривают перенос между разновидностями диглоссального арабского языка и его значение для обучения.Их перекрестное исследование показало, что до 8-го класса уровень MA был ниже для морфем, которые встречаются только в формальном стандартном арабском языке школьного образования, чем для морфем, которые также встречаются в повседневной разговорной арабской речи. В двух исследованиях греческого языка изучается продольное влияние дошкольного образования на степень магистра разговорной речи на раннее чтение после учета ПА. Diamanti et al. обнаружил, что детский сад MA предсказал понимание прочитанного в 1 классе. Однако он не предсказал беглость чтения, возможно, из-за простоты декодирования прозрачной греческой орфографии.Поскольку греческий язык более непрозрачен для правописания, чем для чтения, особый интерес представляла дополнительная прогнозирующая связь с правописанием 1 степени. Более крупномасштабное исследование Manolitsis et al. продемонстрировали, что эта продольная связь между MA и пониманием прочитанного (но не беглостью) распространяется на 2-й класс, даже после дополнительных проверок авторегрессии, знания букв и RAN.
В нескольких тематических статьях исследуется процесс сопоставления морфем, изученных во время овладения языком, на соответствующие орфографические образцы.Как известно, детское чтение сложных слов выигрывает от выявления встроенных морфем. Дикон и Фрэнсис показали, что базовая частота влияет на чтение в 3 и 5 классах, помимо количества (размер семьи) и суммарной частоты (семейная частота) слов, имеющих одну и ту же основу. Другими словами, раскрытие значения основного слова, а не вхождений его орфографического шаблона может управлять представлением встроенных базовых слов. Данные экспериментов с использованием процедуры замаскированного прайминга с аналогичной возрастной группой также показали, что отношение форма-значение управляет морфемным синтаксическим анализом в английском языке (Beyersmann et al., 2012), французском (Beyersmann et al., 2015) и иврите (Schiff et al., 2012). В этой теме исследования Лин и др. Предлагают интересные данные из корейского хангыля, альфа-слогового языка, написанного в нелинейном пространственном расположении (похожем на китайский). Исследование выявило эффект раннего прайминга (SOA = 36 мс) среди шестиклассников для действительно морфологически связанных пар (например, смело-храбрый) и предоставило новые ключи к разгадке кросс-лингвистической достоверности морфемических эффектов. Движения глаз использовали Traficante et al.исследовать чтение детьми младших классов производных слов, включенных в предложения. Результаты показали, что распознавание основного слова может влиять на обработку текста в сложном взаимодействии с представлением всего слова. Было показано, что навыки читателей, грамматическая категория основных слов и синтаксический контекст влияют на это взаимодействие. Haddad et al. рассмотрел гипотезу о том, что морфемный синтаксический анализ поддерживает фонологические процессы, особенно в языках с глубокой орфографией. Иврит может быть более или менее прозрачным в зависимости от наличия или отсутствия диакритических знаков.Во 2–5 классах морфологические эффекты были обнаружены только у биморфемных слов, написанных с диакритическими знаками. Авторы пришли к выводу, что морфологическая и фонологическая сегментация в иврите происходят одновременно, а не являются альтернативными путями.
Считается, что определение основного слова в сложном слове особенно полезно для читателей, испытывающих трудности. Для этих детей базовое слово может действовать как блок декодирования с промежуточным размером зерна, большим, чем графема, и меньшим, чем все слово.Суарес-Коалла и др. сообщили, что оба испанских ученика начальной школы с дислексией и без нее пользуются преимуществом наличия высокочастотной базы при чтении производных слов и псевдословов в этой прозрачной орфографии. На итальянском, другом прозрачном языке, Бурани и др. сосредоточился на том, как длина первой морфемы влияет на производную обработку текста. Хотя шестиклассники с дислексией не проявляли эффектов длины, их обычно развивающиеся сверстники быстрее читали низкочастотные производные слова, когда основы были длиннее.Базовая частота (но не частота целого слова) влияла на задержку чтения и точность в обеих группах. Это подтверждает предыдущие доказательства того, что молодые читатели используют морфемный синтаксический анализ при чтении слов, производных от низкочастотных производных. Связь между способностью распознавать морфемные составляющие и умением читать была также обнаружена в китайском языке. Калинди и Чанг продемонстрировали, что МА однозначно предсказывает умение читать у подростков с дислексией и без нее, несмотря на то, что подростки с дислексией имеют более низкую МА.
Из таких свидетельств морфологического влияния на приобретение грамотности следует, что чтение можно улучшить с помощью морфологического обучения. Несмотря на то, что дети склонны сосредотачивать свое внимание на базовом слове, Дикон и Фрэнсис предполагают, что может быть необходимо подробно рассказать им о взаимосвязи между словом и его морфологическим семейством. Еще два материала также предлагают интересные предложения о возможных морфологических вмешательствах. Обе работы написаны на языках с очень богатой морфологией и прозрачной орфографией.Цесмели основывала свое обучение греческих 1-го и 2-го классов на семействах слов, предлагая подробные инструкции по морфологическому разложению. Этот тренинг оказался эффективным в улучшении написания сложных слов. Компьютеризированный тренинг по морфологическому анализу, разработанный Бар-Кохвой и Хассельхорном, улучшил правописание больше, чем беглость чтения или понимание прочитанного у учащихся 5-6-х классов с проблемами грамотности, которые говорят на немецком как на втором языке.
В заключение, эта тема исследования предоставляет кросс-скриптовые и кросс-лингвистические доказательства для дальнейшего понимания того, как чувствительность к морфемной структуре слов развивается от дошкольного до среднего школьного возраста, как эта компетенция может помочь в приобретении грамотности и могут ли методы вмешательства, ориентированные на морфологию, предложить полезные инструменты для повышения грамотности испытывающих трудности читателей.В совокупности данные подчеркивают роль морфологии, которая особенно важна для развития читателей, независимо от того, борются ли они с проблемами или обычно развиваются. Мы уверены, что эта исследовательская тема по морфологии расширит многообещающую, но все еще возникающую область исследований и внесет свой вклад в работу, направленную на моделирование приобретения сложных навыков декодирования слов и понимания.
Авторские взносы
Все перечисленные авторы внесли существенный, прямой и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее к публикации.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могут быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Список литературы
Бейерсманн, Э., Каслз, А., Колтер, М. (2012). Морфологическая обработка во время визуального распознавания слов в развивающихся читателях: данные замаскированного прайминга. Q. J. Exp. Psychol. 65, 1306–1326. DOI: 10.1080 / 17470218.2012.656661
PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar
Бейерсманн, Э., Грейнджер, Дж., Казалис, С., и Зиглер, Дж. К. (2015). Влияние навыков чтения на закладку основы у детей младшего школьного возраста. J. Exp. Child Psychol. 139, 115–126. DOI: 10.1016 / j.jecp.2015.06.001
PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar
Дункан, Л. Г., Казалис, С., и Коле, П. (2009). Раннее металингвистическое понимание деривационной морфологии: некоторые наблюдения из сравнения английского и французского языков. Заявл. Психолингвист. 30, 405–440. DOI: 10.1017 / S01427164090
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Дункан, Л. Г., Кастро, С. Л., Дефиор, С., Сеймур, П. Х. К., Бэйли, С., Генар, Н. и др. (2013). Фонологическое развитие, родной язык и грамотность: вариации на тему на шести европейских языках. Познание 127, 398–419. DOI: 10.1016 / j.cognition.2013.02.009
CrossRef Полный текст
Шифф Р., Раве М. и Фигель А.(2012). Развитие ментальной лексики иврита: когда морфологические представления теряют свое значение. Sci. Stud. Читать. 16, 383–403. DOI: 10.1080 / 10888438.2011.571327
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Ключевые слова: морфология слова, дислексия развития, кросс-лингвистическая перспектива, навыки грамотности, тренинг морфологической осведомленности
Образец цитирования: Дункан Л.Г., Трафиканте Д. и Уилсон М.А. (2019) Редакция: Морфология слова и усвоение письменного языка: выводы из типичного и атипичного развития в различных орфографиях. Фронт. Психол . 10: 126. DOI: 10.3389 / fpsyg.2019.00126
Поступила: 17.12.2018 г .; Принята в печать: 14 января 2019 г .;
Опубликовано: 6 февраля 2019 г.
Отредактировал и проверил: Chotiga Pattamadilok, Центр национальных научных исследований (CNRS), Франция
Авторские права © 2019 Duncan, Traficante and Wilson. Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution License (CC BY). Использование, распространение или воспроизведение на других форумах разрешено при условии указания автора (авторов) и правообладателя (ов) и ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале в соответствии с принятой академической практикой.Запрещается использование, распространение или воспроизведение без соблюдения этих условий.
* Для переписки: Даниэла Трафиканте, [email protected]
Преподавание морфологии: улучшение словарного запаса и понимание прочитанного
Сентябрь / октябрь 2011 Линии связиДекодирование и развитие словарного запаса имеют решающее значение для развития сильных навыков чтения. Действительно, Национальная комиссия по чтению (Национальный институт здоровья детей и развития человека [NICHHD], 2000) определила их как два из пяти важнейших компонентов обучения чтению (фонематическая осведомленность, декодирование, беглость речи, словарный запас и понимание).Другие учебные ресурсы (например, ICAT Resources®) определили декодирование и развитие словарного запаса посредством распознавания / значения слов и изучения слов как два из семи аспектов обучения чтению (понимание, метапознание, язык и предшествующие знания, распознавание и значение слов, изучение слов, беглость и ответ). Морфология — важнейший элемент успешного развития словарного запаса и точного декодирования. Было показано, что знание морфологии является сильным индикатором понимания прочитанного и оказывает на него положительное влияние (Soifer, 2005).Впоследствии слабость в декодировании и словарном запасе отмечается как мощный тормоз для полного понимания текста.
Изучение стандартов обучения Вирджинии показывает вертикальное выравнивание стандартов от детского сада до восьмого класса с упором на декодирование и развитие словарного запаса, в частности, на морфологию. Результаты оценки Вирджинии с высокими ставками указывают на слабость в развитии словарного запаса для всех студентов Вирджинии, таким образом предполагая необходимость более интенсивного обучения словарному запасу с прямым обучением морфологии.
Что такое морфология?
«Морфология», слово греческого происхождения, объединяет «морфе», что означает форма, и «логия», что означает изучение. Morphing вызывает в воображении мысленные образы детских игрушек, таких как Трансформеры ™, которые трансформируются из одной формы в другую благодаря манипуляциям ребенка с их частями. Морфология работает примерно так же: студенты манипулируют частями слов, чтобы создавать новые значения или измененные, но похожие значения.
Морфология относится к сегментации слов на аффиксы (префиксы и суффиксы) и корни или базовые слова, а также к происхождению слов.Понимание того, что слова, связанные значением, могут быть связаны орфографией, может иметь решающее значение для расширения словарного запаса учащегося. Кроме того, части слов (аффиксы) могут иметь отдельные значения, которые могут преобразовывать или изменять значение слова. Наконец, как показано в таблице 1, звуковые последовательности, буквенные узоры и морфемы в значительной степени зависят от происхождения слова (Henry, 2003).
Таблица 1 Матрица происхождения слова и структуры слова (Генри, 2003)
Буква-Звук | Слоги | Морфемы | |
Англосаксон | Согласные: ставка, шаг, та Гласные: mad / made, сарай, лодка | Закрыто: летучая мышь Открыто: младенец VCE (гласный согласный е): сделано Гласный диграф: лодка Согласный ле: управляемый тумблером: амбар | Соединения: оборудование, верфь Аффиксы: читать, перечитывать, перечитывать; ставить, запрещать, запрещено |
Латиница | То же, что англосаксонский, но несколько диграфов гласных Использование schwa / ǝ /: | Закрыто: Spect VCE: scribe r-control: port, form | Аффиксы: конструкция, извержение, кондуктор |
Греческий | ph for / f / — фонограф ch for / k / — chorus y for / ǐ / — sympathy | Закрыт: graphOpen: photo Нестабильный орграф: создать | Соединения: микроскоп, хлоропласт, физиология |
Понимание значения префиксов, суффиксов и корней улучшает понимание читаемого текста.Манипуляции с аффиксами могут повлиять на ту часть речи, которую обозначает слово. Эти знания также улучшают понимание текста. Прямое обучение морфологии — эффективное средство, помогающее понять и применить структуру слова для декодирования, правописания и изучения словарного запаса (Wilson, 2005). В частности, студентов можно научить стратегиям сегментирования слов или манипулирования ими в соответствии с их аффиксами и корнями. В результате учащиеся могут распознать незнакомое слово, просто определив аффиксы и оставшееся основное слово или корень (Carreker, 2005).
Учебники и сочинения учащихся младших классов обычно используют слова англосаксонского происхождения. Как правило, это слова, состоящие из одного или двух слогов, часто встречающиеся (Berninger & Wolf, 2009). В учебниках и сочинениях учащихся старших классов чаще используются слова латинского и греческого происхождения. Кроме того, в этих словах увеличивается количество слогов и появляются уникальные орфографические схемы. Следовательно, рекомендуемая последовательность обучения для обучения происхождению слов, аффиксам и корням — англосаксонская, а не латинская и греческая.
Аудитория по морфологии
Prince (2009) предложил четыре основные стратегии обучения из работы Lesaux с морфологией:
- Морфология должна преподаваться как отдельный компонент программы улучшения словарного запаса на протяжении всех старших классов начальной школы.
- Морфологию следует преподавать как познавательную стратегию, которую необходимо изучить. Чтобы разбить слово на морфемы, ученики должны выполнить следующие четыре шага:
- Признайте, что они не знают слова.
- Проанализируйте слово на наличие узнаваемых морфем как в корнях, так и в суффиксах.
- Подумайте о возможном значении, основанном на частях слова.
- Сравните значение слова с контекстом чтения.
- Учащимся также необходимо понимать использование префиксов, суффиксов и корней, а также то, как слова преобразуются.
- Учащиеся, владеющие испанским языком, могут использовать родственные слова, слова общего происхождения.
Мультисенсорное введение аффиксов
Мультисенсорный подход к открытию, а также использование колоды аффиксов рекомендуются для обучения аффиксам.Используя этот подход, учитель читает серию производных, имеющих общую черту (например, радостный, внимательный, услужливый, изящный, веселый ). Студенты «обнаруживают» похожие звуки, а затем визуально обнаруживают соответствие звука и символа. Подобные звуки и буквы затем идентифицируются как префикс или суффикс, и ученик вербализирует эти открытия, чтобы закрепить обучение.
Наконец, учитель записывает аффикс на карту, которая добавляется к колоде аффиксов, которая систематически просматривается ежедневно, еженедельно и периодически в дальнейшем (Carreker, 2005).
Складные элементы ( http://www.mswinston.com/fold.pdf )
Йошимото (2009) предложил использовать складную модель для изучения аффиксов и корней. В примере, показанном на рисунке 1, корневой «порт» использовался в качестве центрального фокуса, и были внесены корректировки в добавленные префиксы и суффиксы. «De-port-ент» был создан в фотомодели. Другие механизмы, которые могут быть созданы путем перемещения вставок в новые положения, включают «транспортировку» и «важность».”
Рисунок 1. Складной для обучения аффиксам.
Matching Games (http://www.fcrr.org/curriculum/PDF/G4-5/45VPartTwo.pdf)
Ряд игр на совпадение и запоминание можно найти на веб-сайте Флоридского центра исследований чтения (перейдите по ссылке выше). В комплект входят шаблоны с инструкциями по сборке. Игры включают Affix Concentration — упражнение, которое включает сопоставление аффикса и значения; Значимые аффиксы — складной элемент для сборки с аффиксами, корнями и определениями; Word Dissect — упражнение, которое включает обсуждение и открытие с партнерами; и Сделайте его значимым — действие, которое включает в себя обнаружение аффиксов и корневых значений в контексте предложения.
Преимущества инструктажа по морфологии
Учащиеся, которые понимают, как образуются слова, комбинируя приставки, суффиксы и корни, как правило, имеют больший словарный запас и лучше понимают прочитанное, чем их сверстники без таких знаний и навыков (Prince, 2009). Надь (2007) предположил, что обучение морфологическому осознанию и декодированию в школе может быть способом сократить разрыв в успеваемости для детей, чьи семьи различаются по уровню образования и доходов, а также по этническому или расовому происхождению.Глубокие и полные знания и понимание словарного запаса улучшат результаты для студентов, которые борются.
Список литературы
Бернингер В. В. и Вольф Б. Дж. (2009). Обучение студентов с дислексией и дисграфией: уроки из преподавания и науки. Балтимор, Мэриленд: Пол Брукс.
Каррекер, С. (2005). Обучаем чтению: Точная расшифровка и беглость. В J. R. Birsh (Ed.), Мультисенсорное обучение основным языковым навыкам ( 2 nd ed.С. 43-81) . Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс.
Генри, М. К. (2003). Разблокировка грамотности: эффективная инструкция по расшифровке и правописанию. Балтимор: Пол Х. Брукс.
Надь, В. (2007). Металингвистическое осознание и связь словарного запаса. В: Р. К. Вейджер, А. Е. Муза и К. Р. Танненбаум (ред.), Приобретение словарного запаса: последствия для чтения понимание (стр. 52-77). Нью-Йорк: Гилфорд.
Национальный институт детского здоровья и развития человека.(2000). Отчет Национальной комиссии по чтению. Обучение детей чтению: основанная на фактах оценка научных исследований Литература по чтению и ее значение для обучения чтению — Отчеты подгрупп (Публикация NIH № 00-4754). Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. http://www.nationalreadingpanel.org/Publications/publications.htm
Prince, R.E.C. (2009). Полезные знания от Гарвардской высшей школы образования — морфологический анализ : новый взгляд на жизненно важный навык чтения, HGSE Nonie Lesaux. Получено с http://www.uknow.gse.harvard.edu/teaching/TC102-407.html
Сойфер, Л. Х. (2005). Развитие устной речи и ее отношение к грамотности. В J. R. Birsh (Ed.), Мультисенсорное обучение основным языковым навыкам (2 nd ed., Pp. 43-81) . Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс.
Уилсон, Б.А. (2005). Инструкция для старшеклассников, борющихся с чтением. В J.R. Birsh (Ed.), Мультисенсорное обучение основным языковым навыкам ( 2 nd ed., стр. 319-344). Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс.
Йошимото, Р. (2009, ноябрь). MSL / Orton-Gillingham, От звуков до слогов и морфологии: Комплексный подход. Презентация на Международной конференции ассоциации дислексии, Орландо, Флорида.
Ресурсы
Reading in the Disciplines, Заключительный отчет Корпорации Карнеги Совета Нью-Йорка по развитию подростковой грамотности: http: // carnegie.org / fileadmin / Media / Publications / PDF / tta_Lee.pdf
Флоридский центр исследований чтения, продвинутой акустики, морфемных структур: http://www.fcrr.org/FAIR_Search_Tool/PDFs/4-5AP_018.pdf
Флоридский центр исследований чтения, словарный запас, морфемические элементы: http://www.fcrr.org/curriculum/PDF/G4-5/45VPartTwo.pdf
Бирш, Дж. Р. (Ред.). (2005). Мультисенсорное обучение основным языковым навыкам (2 -е изд.). Балтимор, Мэриленд: Пол Х. Брукс.
Анализатор нисходящей диаграммы для амхарских предложений
Аннотация:
Приложения для обработки естественного языка играют важную роль в нашей повседневной жизни, поскольку позволяют компьютеры, чтобы понимать человеческие языки.Приложения НЛП, такие как машинный перевод, ответы на вопросы, извлечение знаний и поиск информации являются одними из самых распространенных приложения, которые нужны нам для решения различных задач. Для лучшего развития вышеперечисленного упомянутые приложения присвоение части речи слов, выделение словосочетаний и подфраз и извлечение синтаксической структуры предложений из текстов на естественном языке важный. Амхарский — один из языков с ограниченными ресурсами, чьи естественные языковые инструменты и приложения еще не созданы.Следовательно, разбор предложений на амхарском языке необходим. механизм для многих приложений. Разбор предложений — одна из задач инструментов НЛП, которые определить синтаксическую структуру конкретного предложения в соответствии с грамматикой языка. По этой причине многие приложения на естественном языке используют синтаксический анализатор предложений для лучшего представление. Для иностранных языков, таких как английский и арабский, многие парсеры предложений разработаны на разных языках. подходы. Однако в случае с амхарским языком проделано мало работ, требующих улучшения и дополнительные функции.Кроме того, они проводятся в небольшом наборе данных на конкретные типы предложений. В нашем исследовании мы разработали аналогичную систему для анализа всех типов предложений на амхарском языке с использованием алгоритм нисходящего анализа диаграммы с использованием контекстно-свободной грамматики для представления амхарского языка грамматики. Мы разработали генератор словаря для автоматического создания словаря, который отделен от CFG. Кроме того, мы интегрировали морфологический анализатор в построение лексики.Основное назначение морфологического анализатора — уменьшение количество слов, которые необходимо сохранить в лексиконе. Морфологический анализатор дает результаты морфема данных слов таким образом, чтобы слова, имеющие общий корень, представлялись их морфема в лексиконе. Парсер тестируется на тестовых предложениях, извлеченных из разные источники. Результаты экспериментов показали эффективность предложенного парсера. Ключевые слова: НЛП, синтаксический анализатор, контекстно-свободная грамматика, нисходящий синтаксический анализатор диаграмм, генератор лексики, лексика, морфологический анализатор.
.