5 класс. Русский язык. Морфемика. — Приставки и суффиксы. Морфемный разбор слова
Комментарии преподавателяВ этом уроке будем изучать такую морфему, как приставка. Приставка, как и другие части слова или морфемы имеют свой смысл. Неслучайно приставку, корень, суффикс и окончание называют значимыми частями слова.
В русском языке очень много приставок. Наиболее употребительные из них приставки без- (бес-), вы-, до-, за-, из- (изо-), на-, над- (надо), о-, об- (обо-), пере-, под- (подо-), при-, про-, пре, через, с (со), раз- (рос-) и мн. др.
Давайте сравним глаголы входить, выходить, уходить.
Эти глаголы различаются только приставками.
Приставки внесли в глагол ходить разные значения. Так приставка в- обозначает движение внутрь, мы встречаем её и в таких словах, как влезть, внести.
Приставка вы- означает движение изнутри (выходить, выезжать, вылазить, выносить).
У- вносит в глагол значение удаления (уходить, унести, уезжать, уплывать).
Очень много слов русского языка образовалось при помощи приставок:
удача-неудача
бабушка-прабабушка
полезный – бесполезный
плохой – неплохой
даль – вдаль
Замечаем, что при помощи приставки образуются слова той же части речи, но с новым значением.
Графически приставка выделяется так: ¬.
Чтобы правильно выделить приставку, нужно подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой, определить значение приставки: подберёзовик – берёзовый, берёза, подосиновик, подставка, приставка под-, имеет значение нахождения и расположения в непосредственной близости от чего- либо . Приставка входит в основу слова.
Запомним, что приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Иногда приставки служат для образования формы слова, например при помощи приставки наи- образовалась превосходная степень прилагательного, например прилагательное наикрасивейший, а при помощи приставки про- изменяется вид глагола:
читать (что делать? глагол несов. вида) — прочитать (что сделать? гл. сов. вида). Такие приставки называют формообразующими.
Приставка пере- может быть одновременно и словообразующей и формообразующей:писать — переписать, поменялось лексическое значение слова (переделать что-либо, написать ещё раз) и грамматическое значение слова: был глагол несовершенного вида, при помощи приставки стал глаголом совершенного вида.
В слове может быть не одна, а несколько приставок, например, от слова думать при помощи приставки при- можно образовать придумать, а при помощи двух и даже трёх приставок образовать глаголы навыдумывать и понавыдумывать; написать-понаписать,выход – безвыходное (положение).
Большинство приставок исконно русские (о-, от-, над-, пере- и др.), некоторые пришли из других языков, их называют иноязычными (а-, экс-, анти-, ультра- и др. ) – ультразвук, экс-чемпион и др. слова.
Среди приставок есть антонимичные, синонимичные и многозначные.
Приставки пре-, рас- (прекрасный, расчудесный) синонимичные, в- и вы- (входить-выходить) антонимичные. Приставка при- многозначная, она может обозначать приближение (приплыть), присоединение (припаять), неполноту действия (пританцовывать) и нахождение вблизи чего-либо (приморский, привокзальный).
Итак, приставка — это морфема (значимая часть слова), которая служит для образования новых слов и форм слов. Она находится перед корнем или перед другой приставкой. Умелое использование слов с приставками обогащает нашу речь.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Pristavka-%E2%80%93-znachimaya-chast-slova
Морфологический анализ и использование сигналов сегментации в чтении финских соединений
Взаимодействие между предварительным просмотром Парафовеаль и морфологической обработкой в чтении
- R. Bertram, J. Hyönä
Лингвистики
- 2007
Ролевой на границе составляющих при идентификации составного слова.
Текущее исследование движения глаз изучало, облегчает ли заметный признак сегментации, такой как дефис, идентификацию длинных и коротких составных слов, и показало, что длинные составные дефисы идентифицируются быстрее, чем составные слова (yllätystulos), но короткие составные дефисы (ilta- asu) идентифицируются медленнее, чем их конкатенационные аналоги (kesäsää).
Морфологическая динамика при обработке сложных слов
- В. Куперман, Р. Бертрам, Р. Баайен
Лингвистика
- 2008
установление границы между составными частями сложных слов, а также предлагается новая модель, рассматривающая морфемы, комбинации морфем и морфологические парадигмы как вероятностные источники информации, которые интерактивно используются при распознавании сложных слов.
Временная курс морфологических ограничений: данные о движениях глаз во время чтения
- Ян Куннингс, H. Clahsen
Лингвистика, биология
Cognition
- 2007
Роль визуальной остроты и сегментации cues cues cues cues cues cues cues cues cues cues cues cues cous cues cous cues cous cues cues cous cues cues cues cues cous cues cous cues cues cues cues cues cous в идентификации сложных слов
- J. Hyönä
Лингвистика
Front. Психология
- 2012
Визуальное обозначение границ морфем с помощью дефисов замедляет обработку коротких слов, стимулируя морфологическую декомпозицию, когда возможна целостная обработка, и облегчает обработку длинных сложных слов.
Влияет ли гармония гласных на визуальное распознавание слов? Свидетельства из фин.
- Мануэль Переа, Дж. Хёна, Ана Марсет
Лингвистика
Журнал экспериментальной психологии. Обучение, память и познание
- 2021
Результаты показывают, что, хотя финские читатели чувствительны к гармонии гласных, этот эффект не проявляется на начальных этапах обработки.
Морфологические и визуальные подсказки при чтении сложных слов: следы движения глаз с иврита.
- В. Куперман, А. Дойч
Лингвистика
- 2020
Соединения существительное-существительное на иврите предлагают ценную возможность изучить давний вопрос о том, как морфологически сложные слова обрабатываются во время чтения. В частности, в некоторых морфо-синтаксических…
Морфологические и визуальные подсказки при чтении составных слов: Свидетельства слежения за движением глаз на иврите
Находки в соединениях существительное-существительное на иврите интерпретируются как свидетельство того, что дефис в значительной степени является избыточным признаком, но морфологическими маркерами соединения являются психологически обоснованными сигналами для семантической интеграции сложных слов.
Чтение полиморфных нидерландских сложных слов: к модели множественного маршрута лексической обработки.
Обнаружены доказательства того, что как полные формы соединений, так и составляющие их морфемы, и морфологические семейства составляющих играют роль в обработке соединений, а также спецификации для новой многомаршрутной модели обработки полиморфных соединений, основанной на синхронизированных во времени, параллельных, предлагается интерактивное использование всех морфологических признаков.
Обработка сложных слов английского языка: влияние длины слова на движения глаз при чтении
- Barbara J. Juhasz
Лингвистика
- 2008
Сообщается о двух экспериментах, в которых изучалась морфологическая обработка в английском языке с использованием билексемных составных слов, и было обнаружено, что короткие составные слова действительно демонстрируют эффект большого начала, а также частоты целых лексем. эффекты частоты слов, которые будет проблематично объяснить для моделей с параллельным двойным маршрутом.
PAPPI: конструкции с двойными объектами и нулевая морфема G: примеры разбора
PAPPI: конструкции с двойными объектами и нулевая морфема G: примеры синтаксического анализа Назад к конструкциям с двойными объектами и нулевой морфеме GПримеры синтаксического анализа
Разбор PAPPI показан для ряда примеров двойных объектов, включающих ноль и лексические предлоги, взятые из главы 5 Зеро Синтаксис (Песецкий 95).[Номера примеров (где даны) также взяты из (Песецкого 95).]
Содержимое
Подарить Отдайте -NP- на -NP | Отправить Отправить -NP- G -NP Ограничение цели анимации в Отправить -NP- G -NP |
Получить Невинительный Получить -NP- на -NP | Шоу : Переплет анафоры Переплет Anaphor в Show -NP- G -NP |
Показать : Лицензирование NPI Лицензирование НКО в Шоу -НП-НП | Запретить : Связывание квантификатора Связывание квантификатора в Запретить -NP- G -NP |
Подарить/пожертвовать Связывание квантификатора в Дайте -NP- в -NP | Бросок : Баллистическое движение Баллистическое движение и Метание -NP- — -NP |
Тяга : Постоянная причинность сопровождаемого движения Непрерывная причинность сопровождаемого движения и притяжения -NP- к -NP | Бросок : Баллистическое движение Баллистическое движение и Fling -NP- и -NP |
Бросить Чистые локативные и направленные показания с . | Pull : Чистое локальное чтение Чистое локативное чтение с Натяните -NP- на -NP |
Анализ примера
ПримерыДжон дал книгу МэриПередать -NP- на -NP
Книга была отправлена Марии
* Мэри прислали книгу
Пассивация
Дайте -NP- на -NPКосвенная пассивация объекта
Передать -NP- на -NPПримеры
Джон послал Мэри книгуОтправить -NP- G -NP
[339a] Биллу прислали книгу
[339b] *Книга была отправлена Биллу
[340d] #Мария отправила Францию книгу
Пассивация
Отправить -NP- G -NPКосвенная пассивация объекта
Send -NP- G -NPОграничение цели анимации для G из
Отправить -NP- G -NPПримеры
[341a] Книга досталась Сью.
[341b] Сью получила книгу
[343a] * Сью попала в книгу[343b] * Книга досталась Сью.
Невинительный
Получить -NP- на -NPНевинительный
Получить -NP- G -NPНепассивизация косвенного Объект в
Получить -NP- до -NPПримечание: в этом и следующем случаях пассивный вместо не может быть подкатегоризирован. для глагола без внешней роли:
lex(be,v,[morph(be,[]),aux,[subcat(vp$[morph(_,ed(2)), grid([_],[_|_]) , not(noCasemark(+))], % умный блок [без регистра (+)]), блоктета]]).получить лексическую запись :
lex(get,v,[morph(get,[]),grid( [] ,[цель,тема]),noCasemark(+),ecm(oblig)]).
Непассивация в
Получить -NP- на -NPШоу : Переплет анафоры |
[345a] Я показал самого Джона в зеркале
[345b] *Я показал себя[i] Джон[i] в зеркале
[348a] Я показал Джона самому себе в зеркале
[348b] *Я показал себя[i] Джону[i] в зеркале
Anaphor Binding in
Show -NP- G -NPСостояние A в
Show -NP- G -NPAnaphor Binding in
Show -NP- до -НПСостояние A в
Показать -NP- до -NPПоказать : Лицензирование NPI |
[346a] Я никому ничего не показывал
[346b] *Я никому ничего не показывал
[349a] Я никому ничего не показывал
[349b] *Я никому ничего не показывал
Лицензирование NPI в
Show -NP-NPНелицензированный NPI в
Show -NP-NPЛицензирование
NPI в
Показать -NP- до -NPНелицензированный NPI в
Показать -NP- до -NPЗапретить : Привязка квантификатора |
[347a] Я отказал каждому рабочему [i] в его [i] зарплате
[347b] *Я отказал его[i] владельцу в каждой зарплате[i]
Связывание квантификатора в
Запретить -NP- G -NPСвязывание квантификатора и слабое пересечение в
Запретить -NP- G -NPПодарить / Подарить |
[350a] Каждую зарплату[i] я отдал ее [i] владельцу
[350b] ??Я отдал его[i]зарплату каждому владельцу
[356a] Мэри передала Oxfam консервы.
[356b] Мэри дала Oxfam консервы
[356c] Мэри пожертвовала консервы Oxfam.
[356d] *Мэри пожертвовала консервы Oxfam.
Связывание квантификатора в
Передать -NP- в -NPСвязывание квантификатора и слабое пересечение в
Дайте -NP- в -NPНет прикрепления для
Дайте -NP- на -NPAffixation и
Give -NP-NPНет прикрепления для
Пожертвуйте -NP- на -NPПрикрепление и
Пожертвование -НП-НПМетание : Баллистическое движение |
[370b] Мэри бросила книгу Джону
[370a] Мария бросила Джону книгу
Баллистическое движение и
Метание -NP- по -NPБаллистическое движение и
Метание -NP-NPТяга : Постоянная причинность сопровождаемого движения |
[371a] Мэри потянула чемодан к Сью.
[371b] *Мэри потянула Сью за багажник
[374a] *Мэри потянула чемодан к Сью.
Непрерывная причинность сопровождаемого движения и
Притяжение -NP- к -NPПостоянная причинность сопровождаемого движения и
Тяга -NP-NPПостоянная причинно-следственная связь движения и
Тяга -NP- и -NPБросок : Баллистическое движение |
[373b] Мэри швырнула пакет в Сью.См. также (выше)
[374a] *Мэри потянула чемодан к Сью.
Ballistic Motion и
Fling -NP- и -NPПримеры
[375ai] Мэри бросила книгу в комнату[375aii] Мэри бросила книгу в комнату
Чистые показания местоположения и направления с
Бросок -NP- в -NPЧистое локальное чтение с
Бросьте -NP- в -NPPull : Чистое локальное чтение |
[376ai] Мэри потянула ствол на коврик
[376aii] Мэри поставила чемодан на коврик.