Морфемный разбор 6 класс примеры: Морфемный разбор слова. Примеры. Разработка урока 6 класс.

Морфемный разбор слова – примеры (5 класс, русский язык)

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1743.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1743.

Лингвистические разборы необходимы для того, чтобы систематизировать информацию по конкретному разделу языкознания. Так, например, морфемный разбор позволяет вспомнить все изученное в разделе «Морфемика и словообразование» и применить часть знаний на практике.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое морфемный разбор

Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.

Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части слова (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.

Такой разбор ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.

Как разобрать слово по составу

Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.

Итак, как сделать морфемный разбор?

Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))

В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.

Обозначить основу (все слово без окончания; -ся входит в основу).

Затем надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи.

При этом мы помним, что

  • в корнях может быть чередование (снег – снеж-ок; люб-и-ть – любл-ю);
  • корни могут быть омонимичными (одинаково выглядеть, но обозначать разные смыслы (гор-е и гор-а).

Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).

Например, слово «кружочек» произошло не от слова «круг», а от слова «кружок» (а вот «кружок» – от «круг», но нам надо не «дедушку», а «папу» слова найти).

Примеры

Приведем примеры морфемного разбора слов.

Чашечка.

Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)

Чашечк- – основа.

-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)

Приставок нет.

Суффикс –к- (чашк-а + -к-) и –еч- (чередование к/ч и е с нулем звука).

Предзимний

Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).

Основа – предзимн-.

Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).

Приставка пред- (зимний – пред-зимний).

Суффикс – -н- (зима – зим-н-ий).

Что мы узнали?

Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимур Ахметов

    5/5

  • Марина Куликова

    4/5

  • Жибек Ордалы

    5/5

  • Женя Птушкин

    5/5

  • Елена Орлова

    5/5

  • Кристина Лобанова

    5/5

  • Нури Мамбетакунова

    5/5

  • Амир Рахматуллоева

    5/5

  • Сергей Дьяченко

    1/5

  • Вова Свистельников

    4/5

Оценка статьи

4. 4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1743.


А какая ваша оценка?

Морфологический разбор глагола. 6 класс. Образец и пример разбора

Ньютон

Автор:

Ньютон

17 июня 2019 12:15

Метки: 5 класс   6 класс   глаголы   знания   морфологический анализ   морфологический разбор   морфологический разбор глагола   русский язык   части речи   

17938

1

Морфологический разбор глагола. Русский язык. 5 класс, 6 класс. Что такое морфологический разбор, как его делать. План разбора. Примеры и образцы. Постоянные и непостоянные признаки глагола: вид, возвратность, переходность, спряжение, наклонение, род, число, лицо, время.

Источник:

Морфологический разбор глагола — это указание его постоянных и непостоянных признаков, полная грамматическая характеристика словоформы.

Глагол — это это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Что делать? Читать, ходить, рисовать, думать

Что сделать? Прочесть, прийти, нарисовать, выдумать

Морфологический разбор — это указание признаков, отличающих конкретную часть речи в предложении от других. При морфологическом анализе нужно показать, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками обладает, в какой форме оно употреблено, какова его роль в предложении.

Постоянные признаки глагола не меняются:

Вид: совершенный или несовершенный

Возвратность: возвратный или невозвратные

Переходность: переходный или непереходный

Спряжение: первое или второе, разноспрягаемый глагол

Непостоянные признаки глагола меняются в зависимости от места в предложении, грамматической формы:

Наклонение: изъявительное, повелительное или условное

Время. Определяется только в изъявительном наклонении

Число: единственное или множественное

Лицо: первое, второе или третье. Определяется в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении.

Род: мужской, женский, средний. Определяется у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа.

Подробнее обо всех этих признаках читайте в статье: Что такое глагол. Формы и виды глаголов, спряжение глаголов

Также указывается синтаксическая роль — каким членом предложения в данном случае является глагол. Чаще всего глагол бывает сказуемым. Реже он может быть подлежащим или дополнением, обстоятельством.

План морфологического разбора глагола

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Начальная форма — инфинитив.

I. Постоянные признаки

Вид

Возвратность

Переходность

Спряжение

II. Непостоянные признаки

Наклонение

Время

Число

Лицо

Род

III. Роль в предложении

Образец морфологического разбора глагола

Пример 1. Любите ли вы театр?

Устный разбор
Любите — глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаете? Начальная форма — любить.
I. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме:

1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) множественного числа;
4) 2-го лица.
III. В предложении является глагольным сказуемым.

Письменный разбор
Что делаете? Любите. Глагол.
н.ф. — любить
Пост. признаки: несоверш., невозвр., переходн, II спр.
Непост. признаки: изъявит. накл., наст. вр., мн. ч., 2 л.

Пример 2. Началась работа.
Началась — глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала? Начальная форма — начаться.
I. Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
II. Непостоянные морфологические признаки. Употреблен в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода.
III. В предложении является глагольным сказуемым.

Читайте также:

Морфологический разбор прилагательного. Образец, примеры

Морфологический разбор существительного. Образец разбора

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

Метки: 5 класс   6 класс   глаголы   знания   морфологический анализ   морфологический разбор   морфологический разбор глагола   русский язык   части речи   

Новости партнёров

реклама

35 отличных вещей, которые люди нашли на улице

Купить новостройку на Авито. О чем стоит помнить, чтобы не пожалеть

Показать ещё
Удиви меня!

Влияние использования морфемного анализа на понимание неизвестной академической лексики

%PDF-1. 7 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток 2018-10-22T03:39:55-07:002018-10-22T03:39:55-07:002018-10-22T03:39:55-07:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.5uuid:c37a1b13-a9e6-11b2-0a00- 782dad000000uuid:c37a36b9-a9e6-11b2-0a00-008c8875fc7fapplication/pdf

  • Влияние использования морфемного анализа на понимание неизвестной академической лексики
  • Prince 9.0 rev 5 (www.princexml.com)AppendPDF Pro 5.5 Linux Kernel 2.6 64bit 2 октября 2014 г. Библиотека 10.1.0 конечный поток эндообъект 5 0 объект >
    эндообъект 3 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 29 0 объект > эндообъект 50 0 объект >/Шрифт>/ProcSets[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 51 0 объект >/Шрифт>/ProcSets[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 52 0 объект >/Шрифт>/ProcSets[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 53 0 объект >/Шрифт>/ProcSets[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 54 0 объект >/Граница[0 0 0]/F 4/Прямая[72 284,25 78 297. 75]/Subtype/Link/Type/Annot>>]/Contents 66 0 R/CropBox[0 0 612 792]/MediaBox[0 0 612 792]/Parent 29 0 R/Resources>/Font>/ProcSets[/PDF /Текст/ИзображениеB/ИзображениеC/ИзображениеI]>>/Повернуть 0/Тип/Страница>> эндообъект 66 0 объект >поток xYێ6}s(Q(03$@H@Eexm»!1. };}?H0~|>oUhn= !Ỳ?> Oz1zgdB̾kq>:{e=%qiE >lMl o’s=69%e3?͡XBh’\%D7*4a.xZ7;k/j Sↂo7e-ǹzs43:S\ףuqy9|sg};NS9Mr.Kճa}y}ֹ8 Mg4’V;ud7WmC6Jb։0tSN%[-dx27֊%We1Zwvb{p˩ZTƠaUD*U6;T 06Dhe

    Ϭq?[zJ8(xtreme)» Y~ l`m Y6,4P|7S8·Q`WHbH׳>Kq\Yȇ

    Магия морфем – Уроки для развития морфологического понимания

    Магия морфем очарует ваш класс.

    Вот оно!

    Обучение морфологической осведомленности и использованию магии морфем!

    Как учителя, так и ученики будут очарованы словами, поскольку они вместе исследуют мир морфологии и знакомятся с морфемами, значимыми частями слов.

    «Это пособие понравится учителям, которым нужен гибкий и удобный набор уроков по общепринятым морфемам.»

    Доктор Луиза Моутс

    «Учебные задания — это именно то, что нужно старшеклассникам, а «волшебство» дизайна и структуры завораживает. Этот ресурс должен быть на полке у каждого учителя.»

    Доктор Линда Даймонд

    «Магия морфем прекрасна! Доктор Деб Глейзер создала потрясающее дополнение к инструментам ELA для учителей и специалистов 4-12 классов. а также пробуждать у студентов волнение и вовлечение в слова и язык! Молодец, Деб!»

    Доктор Ян Хасбрук