Мнемотехника для детей дошкольного возраста: Мнемотехника для дошкольников. Что это такое? — Дошкольное образование — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Мнемотехника для дошкольников |

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

  • Что такое мнемотехника.
  • Какая польза от мнемотехники  для детей.
  • С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
  • Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.
  • Как заниматься.
  • Выбрать мнемотаблицы.

В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и  им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.

  При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.

Что такое мнемотехника.

На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.

Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.

Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на  них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.




 Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию,  так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Читать статью

Более подробно как составлять и как работать с мнемотаблицами читайте на нашем сайте в статье «Мнемотаблицы для детей»

Какая польза от мнемотехники  для детей.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Мнемотехникой  может заниматься человек от 3 до 99 лет.

С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.

В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.




Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Как заниматься.

Есть разные варианты занятий, их много.

Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Наступила зима. Всюду белый,пушистый снег.Холодно на улице.Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз .

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Составляем рассказ описание.

Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.

Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:

  1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
  2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
  3. Привести пример описания.
  4. Попросить  ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Учим стих

Как выучить стих с помощью мнемотаблицы.
Алгоритм изучения стиха читайте тут.

Выбрать мнемотаблицы

Выбрать

Мнемотаблицы для рассказов описаний

Выбрать

Мнемотаблицы учим стихи




Мнемотехника для детей

2252

Мнемотехника — это прием, который позволяет легко запоминать информацию. Всем знакомое с детства «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — для запоминания цветов радуги — и будет самым распространенным примером мнемотехники.  

​Мнемотехника для детей — в чем польза и когда её использовать?

Для школьника и студента способность быстро запомнить большой объем информации — как суперприз в лотерее: доклады, стихи, рефераты, выступления на школьных мероприятиях, олимпиады — готовиться к ним становится гораздо легче. Но помимо этих явных плюсов, существуют и скрытые: 

  • Мнемотехника основывается на ассоциациях, поэтому при её использовании развивается ассоциативное мышление. 
  • Мнемотехника задействует разные виды мышления, в том числе и логическое, а также воображение.
  • Увеличивается словарный запас, связность мысли.
  • Появляется интерес к учебе: когда вместо часа на запоминание основного плана текста и его пересказа, ребенок укладывается в 10 минут — сложно не радоваться этому.

Мнемотехника основывается на запоминании информации благодаря ассоциациям, поэтому можно смело начинать занятия с 2-3 лет.

Уже в детском саду ребенок способен пересказать в чем смысл «Курочки Рябы» благодаря картинкам — это одна из техник: использование мнемотаблиц (картинок). Мнемотаблицы эффективны для малышей из-за того, что в этом возрасте их память наглядная: они запоминают то, что видят. Поэтому с детьми сложно выучить то, что не подкрепляется наглядно. Чем старше становится ребенок, тем больше способов запоминания можно задействовать. 

​ Мнемотехника: 3 основных способа запоминания

    1. Мнемотаблицы. Способ подходит для малышей и младших школьников, когда объем информации не такой большой, как в средних классах. Способ подойдет для урока литературы и работы с текстом, запоминания стихотворений и песен на уроках музыки и т.д. Мнемотаблицы — это схемы с расположенными на них символами (рисунками, буквами и т.д.), идущие в определенном порядке.
Как заниматься с ребенком? Начинайте занятия с известных малышу сказок. Распечатайте картинки или возьмите их из детской книжки, разложите в хаотичном порядке, и попросите малыша собрать их в правильной последовательности.

Если ребенок не справляется, помогите наводящими вопросами. После этого попросите пересказать сюжет сказки, опираясь на изображения. Со временем усложняйте задания: более длинные тексты, более запутанные сюжеты, хорошо, чтобы ребенок сам придумывал и рисовал картинки, которые потом помогут ему при перессказе текста.
При заучивании стихотворений на каждую строчку должна приходится одна картинка-образ. Также мнемотаблицы подойдут для заучивания больших текстов, в данном случае текст разбивается на план и каждому его пункту придумывается 1 большая картинка-ассоциация. Внутри этой картинки может заключаться смысл всего пункта. 
   

2. Стихотворения/рифмовки. Этот способ отлично подходит при заучивании правил, порядка действий и т.д. Сами по себе стихотворения — уже один из приемов мнемотехники, который основывается не только на ассоциации, но и на слухе. 

Примеры из правил русского языка:

Долго ели тОрты
Не налезли шорты!

Такие приемы используются не только в русском языке, но распространены и в других дисциплинах, например, в геометрии:
Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!

В данном способе необязательно использовать уже существующие стишки-запоминалки, можно придумывать и свои.
   

3. Метод Римской Комнаты или Метод Цицерона. Принято считать, что Цицерон никогда не пользовался никакими записями во время своих выступлений, и произносил речь исключительно по памяти. Секрет прост: Цицерон гуляя по собственному дому, «привязывал» к вещам темы своего доклада. Это чем-то напоминает адаптированный метод «крестик на руке, чтобы не забыть». Так вот, когда Цицерон выступал, он мысленно возвращался в свой дом и по его образу и ассоциациям, восстанавливал план своего рассказа. 

Метод Цицерона отлично подойдет школьникам при защите рефератов, докладов или при пересказе какого-либо исторического события, биографии писателя. 
Суть: ребенок должен закреплять образы к месту, хорошо ему знакомому. Например, его спальня или же школьный кабинет. Выбираем 1 стену, смотрим что на ней расположено (идем либо сверху вниз, либо справа налево): шкаф с книгами, картина, доска, указка, цветок. К каждому предмету по порядку и привязываем план своего рассказа (или материала, который хотите запомнить). Шкаф с книгами — дата рождения и смерти писателя, его семья — каждая книга — отдельный человек: мама, папа, брат, сестра; картина — детство писателя и т.д. 

Мнемотехника с ее способами запоминания подойдет для детей и взрослых, поможет отлично подготовиться к выступлению или просто запомнить стихотворение, а также поможет увеличить объем памяти, словарный запас, логичность речи. 

Также в развитии памяти дошкольников и младших школьников помогут наши онлайн-занятия.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

4 Мнемотехника для учащихся начальной школы

Использование мнемотехники — отличный способ помочь учащимся начальной школы усвоить и запомнить важную информацию. Если вы еще не знакомы, это устройства памяти, которые полагаются на язык или числа как на стратегию, позволяющую обмануть ваш мозг, заставляя его запоминать факты. Например, мнемонический прием, начинающийся со слов «Тридцать дней в сентябре, апреле, июне и ноябре…», может помочь учащимся запомнить, в каких месяцах 30 дней, а в каких — 31. Типы мнемонических приемов для учащихся начальных классов включают рифмы, акронимы. , мини-рассказы и ассоциации.

Хотите использовать мнемонические устройства для улучшения обучения вашего ученика? Вот четыре мнемонических приема для учащихся начальной школы:

Мнемонический прием №1: рифмы

Некоторым учащимся гораздо легче запомнить слова, чем факты из учебника. Рифмы — отличная мнемоника отчасти потому, что они тесно связаны с песнями и часто содержат броские формулировки, которые легко запомнить. Обучение вашего ученика общей рифмованной мнемонике может помочь ему запомнить ключевые факты, которые будут полезны на протяжении всего обучения. Примеры рифмованных мнемонических устройств включают:

  • Стихотворение, помогающее справиться с распространенной орфографической путаницей: «I перед E, кроме как после C, или когда звучит как A, как в соседней и весовой».

  • Рифма, напоминающая о государственности Аляски и Гавайев: «59 год был датой, когда Аляска и Гавайи стали новыми штатами».

[СВЯЗАННЫЕ С: Как улучшить опыт вашего ученика с литературой]

Мнемоническое устройство № 2: акронимы

Аббревиатура использует буквы в определенном слове для формирования нового ключевого слова, такого как NASA или ATM. Запоминание ключевого слова может помочь вашему ученику вспомнить каждый аспект или шаг в группе или понятии. Например, во время теста знание того, что термины, которые они пытаются запомнить, начинаются с определенных букв, может помочь улучшить их память и снять стресс в день теста. Примеры сокращений, с которыми могут столкнуться учащиеся, включают:

  • Полезный способ запомнить цвета в спектре по порядку — это «ROYGBIV», что означает красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый.

  • «ДОМА» поможет вам запомнить названия пяти Великих озер: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее.

[СВЯЗАННО: Сохраняйте спокойствие и продолжайте учиться — как избежать провалов при выполнении домашних заданий в этом учебном году]

Мнемоническое устройство № 3: мини-рассказы

Эта стратегия использует глупое предложение, чтобы помочь учащимся запомнить концепцию. Каждая первая буква во фразе соответствует аспекту концепции, которую необходимо запомнить. Подобно аббревиатурам, разница между ними заключается в самой фразе. Акронимы почти всегда представляют собой одно слово или очень короткую группу слов. Мини-рассказы, напротив, включают формулировку, которая выглядит как короткое предложение. Примеры таких мини-историй:

  • «Никогда не ешьте кислый арбуз», который поможет детям запомнить север, восток, юг и запад.

  • Римские цифры часто трудно запомнить, но фраза «Я ценю ксилофоны, как коровы копают молоко» может помочь учащимся запомнить этот ключ: I=1, V=5, X=10, L=50, C=100, D= 500 и М=1000.

  • Обычная математическая мнемоника — «Король Генрих умер, выпив шоколадное молоко», что соответствует килограммам, гекто, дека, деци, санти и милли в метрической системе.

Мнемонический прием №4: ассоциации

Ассоциации основаны на связях, которые мы устанавливаем между звуками, буквами и значениями слов. Он сопоставляет слова, начинающиеся с одной и той же буквы — например, учащиеся могут помнить, что День памяти приходится на май месяц, потому что эти два слова начинаются с буквы «м». Например, чтобы запомнить омонимы «принцип» и «принцип», учащиеся могут вспомнить, что «принцип» — это ваш приятель, а «принцип» — это правило.

[СВЯЗАННО: Как родители могут помочь учащимся ставить и достигать академических целей]

Несмотря на то, что учащиеся могут использовать общие мнемонические приемы, учащиеся также могут создавать свои собственные фразы и связи, основанные на элементах, относящихся к их повседневной жизни. Поощряйте вашего ученика определять аспекты своего обучения, которые ему кажутся сложными, и создавать ассоциации, которые могут помочь им лучше вспомнить факты. Вы и ваш ученик можете использовать ключевое слово, которое необходимо запомнить, и составить из него стихотворение-акростих, или вы можете придумать визуальные или словесные личные связи, связанные со словом.

Для получения дополнительной помощи по мнемотехнике попросите учителя вашего ребенка назвать те, которые он использует в классе, или любые другие, с которыми он может быть знаком, особенно в тех областях, с которыми ваш ученик испытывает затруднения или которые требуют дополнительных навыков запоминания.

 

Любые темы, о которых вы хотите узнать больше? Дайте нам знать! Редакторы блога Varsity Tutors любят слышать ваши отзывы и мнения. Пишите нам по адресу [email protected].

Детская память | Школьный забег

Стихи, акростихи и другие мнемонические приемы могут помочь вашему ребенку запомнить важные факты, от сложных орфографических правил до грамматических правил. Мы спросили экспертов, почему они так хорошо работают, и назвали их 10 лучших средств для запоминания.

или зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохранённым ресурсам

Как вы можете помочь своему ребёнку, если он постоянно борется со сложным правописанием или испытывает трудности с запоминанием определённой таблицы умножения? Ответ может заключаться в средствах памяти или мнемотехнике. ‘ Мнемоника – это любое средство обучения, которое помогает вам что-то запомнить , будь то простое или сложное», — говорит Крис Стивенс, автор книги «Тридцать дней в сентябре: крутые способы запомнить вещи» (5,99 фунтов стерлингов, Buster Books). «Ими может пользоваться кто угодно, от маленьких детей до людей, сдающих юридические экзамены.»

Как работают средства запоминания

Никто точно не знает, почему средства запоминания и мнемоники работают, но, вероятно, это связано с тем, что они задействуют разные части мозга , а не только ту область, которая отвечает за язык или числа. «Кажется, помогает, если вспомогательное средство запоминания использует несколько разных частей мозга, например, если оно создает визуальный образ и задействует чувство юмора вашего ребенка», — говорит Крис. Мнемотехника также помогает, навязывая смысл и структуру, а также предоставляя подсказки для поиска.

Ускорьте обучение вашего ребенка уже сегодня!

  • Начните обучение вашего ребенка с индивидуальной программы обучения
  • Получайте еженедельные материалы по английскому языку и математике, отправленные прямо на ваш почтовый ящик 8 Хотя некоторые средства запоминания широко используются и выдержали испытание временем, например, N ever E at S измельченный W тепло» как мнемоника для сторон компаса — исследования показывают, что они наиболее эффективны, если имеют какое-то личное значение. «Мы все устроены по-разному, поэтому то, что работает для одного ребенка, ничего не значит для другого», — объясняет Энди Сэлмон, также известный как сэр Линкалот. «Чем больше воздействие, тем больше шансов, что ребенок его запомнит — и если ребенок может придумать ссылку, которая работает для него, какой бы случайной она ни казалась, тогда она работает. Все, что вам нужно, это воображение».

    Распространенные типы памяти

    Рифмы:
    Рифмы очень хорошо помогают памяти, поскольку они задействуют ту часть мозга, которая реагирует на ритм и музыку: часть, которая с легкостью запоминает тексты песен», — говорит Крис. Один из самых известных примеров: «I перед E, кроме C», чтобы помочь вам запомнить схему правописания.

    Акростих:
    «Акростих — это когда вы составляете предложение из первой буквы каждого слова в последовательности, чтобы сделать ее более запоминающейся», — объясняет Энди. Они часто используются для запоминания последовательности, например порядка расположения планет, но также могут быть полезны для сложного написания: например, «9». 0021 F
    reshen u p t he u niverse: r ecycle e verything’ = будущее. «Важно, чтобы акростих соответствовал теме», — добавляет Энди.

    Связывание букв:
    Это относится к использованию знакомой фразы, помогающей запомнить написание, путем создания связи между выражением и сложной частью слова: например, ‘a cu p of tea and a bis cu it’ помогает детям запомнить сложную часть ‘cu’ в слове biscuit, связывая ее с ‘cu’ в известном высказывании. «Крайне важно связывать только неудобную часть слова, так как длинные ссылки труднее запомнить», — говорит Энди.


    Юмор:
    «Вещи, которые заставляют вас смеяться, как правило, автоматически сохраняются в банке долговременной памяти, — говорит Энди. известный акростих от диареи: d ash i n a r ush: r un, h urry, o 902 0se 2 r 1r 1 авария !’

    Память картинки:
    Многие люди учатся визуально, и им легче запоминать что-то, если с этим связана картинка, как в приведенном ниже примере, которая используется для запоминания написания «потому что»:

    Почему у чемодана есть ручка? Потому что нужно уметь нести.

    10 лучших орфографических мнемоник

    Потому что: B ig e слоны c и a всегда u 2 торговый центр e lephants

    Там/их: В «их» «я» — личность; в «там» буква «р» является указателем.

    Spe cia l: CIA — специальные агенты.

    Пустыня/десерт: A de s ert заполнен s и (один s). A de ss ert заполнен s влажным s туфом (две s).

    P eo p le : Люди e at o melettes, люди l ike e ggs.

    S urp подъем: B urp ! Это меня удивило!

    Se para te: Никогда не отделяйте парашют para от его парашюта.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *