Мнемокарты для дошкольников: Мнемотаблицы для развития речи и памяти дошкольников

Мнемотаблицы для развития речи и памяти дошкольников

Главная » Воспитание и развитие » Занятия по развитию речи

Занятия по развитию речи

Автор admin На чтение 3 мин Просмотров 4.2к. Опубликовано

Мнемотехника особенно хорошо зарекомендовала себя в развитии речи и в развитии памяти детей дошкольного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить  что-то, что не подкрепляется наглядностью.

Картинка в данной технике- это  крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки.

С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи. В начале мнемотаблицы составляют взрослые: родители или воспитатели, а в дальнейшем ребенок сам научится составлять такие таблицы.

Содержание

Мнемотаблицы по сказкам

Заниматься можно начать уже с детьми младшего дошкольного возраста. Предложите малышу серию картинок известной ему сказки, например, «Колобок». Разложите картинки вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки. Опираясь на картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле или другой игрушке. 

Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по любимой сказке. Текст можно зарисовывать схематично, например, втречающихся на пути Колобка животных, изобразите в виде геометрических фигур, букв или придумайте свои образы. Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.

Теремок

Соломенный бычок-смоляной бочок

 

Составление описательного рассказа по мнемотаблице

Обычно детям достаточно сложно дается составление описательного рассказа. Ребенок теряется, так как у него нет определенного плана, он не знает с чего начать. С помощью мнемотаблицы все становится понятным: по порядку следует рассказать о цвете животного или птицы; о частях тела и т.д.

Рассказ о животном (птице)

Рассказ о бытовой технике

Рассказ о дереве

Заучивание стихов с помощью мнемотаблиц

Особенно эффективны  таблицы при разучивании стихов. Суть мнемотехники в том, чтобы на каждое слово или словосочетание придумать изображение в виде картинки или схемы. Таким образом зарисовывается все стихотворение целиком. Так, опираясь на мнемотаблицу, ребенок старается воспроизвести стихотворение.

Но особенно эффективны для разучивания стихов «Живые мнемотаблицы».

С их помощью малыш выучит стихотворение за считанные минуты.

Сарафанчик

Тише мыши, кот на крыше

Штанишки для мишки

Лето

Систематически работая над развитием речи детей при помощи мнемотехники и мнемотаблиц можно в достаточно короткие сроки значительно расширить словарный запас, развить связную речь малыша, так как он понимает, что пересказ или рассказ-это совсем не сложно, а наоборот увлекательно и интересно, а заучивание стихов вообще превращается в занимательную игру.

Таким образом, мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха. | Методическая разработка по логопедии по теме:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 486

Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

                                                                                                                Исполнитель:

                                                                                                                Учитель-дефектолог:

                                                                                                                Панова Т. Ю.

Пояснительная записка.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Применение  наглядности в непосредственно образовательной деятельности по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка с нарушениями слуха.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно — схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается   схематическая   мнемотаблица.

Применение мнемотаблиц позволяет дошкольникам с нарушением слуха выражать свой творческий потенциал, проявлять самостоятельность в выборе пути решения образовательных задач.

Цель обучения:

  • развитие связной речи неслышащих дошкольников;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие основных психических процессов – памяти, зрительного восприятия, образного мышления;
  • овладение приёмами работы с мнемотаблицами для успешного обучения.

Мнемотаблицы  используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • обогащения глагольного словаря;
  • объяснения содержания речевого материала;
  • описания предметов;
  • описания природных явлений времен года;
  • при обучении составлению рассказов;
  • работе над сказкой;
  • заучивания стихов и песенок;
  • обучению выразительной интонации;
  • работы в режимных моментах;
  • составления плана деятельности;
  • работы над отчетами о выполненной деятельности.

Предварительная  работа:

  • наработка словаря по темам;
  • разъяснение и обыгрывание словаря по теме: глаголы-действия;
  • отработка понимания вопросов: «Кто (что) это?»; «Что делает(ют)?»; «Какой (какая, какое) по …(цвету, форме, величине)?»; «Что случилось?»
  • отработка понимания инструкций в режимных моментах;
  • обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим  миром;

Взаимодействие с родителями:

  • Письменная консультация: «Мнемотаблицы  для  дошкольников с нарушением слуха»;
  • Индивидуальная консультация: «Мнемотаблицы своими руками»;
  • Письменная консультация: «Образцы мнемотаблиц для разучивания стихов и песенок»;
  • Индивидуальная консультация: «Разучиваем стихи и песенки с помощью использования мнемокарт»;
  • Письменная консультация: «Создаем домашняя копилка слов».
  • Обмен опытом на родительском собрании: «А у нас в копилке кот, а у вас?»

Игра: «Копилка слов».

Цель: обогащение словаря, развитие долговременной  памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют графически или наклеивают картинку на карточку, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, в течении месяца, пока идет работа над темой. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов, подобрать верную табличку, назвать устно-дактильно, найти в группе предметы, игрушки, выбрать картинки, обозначающие слова из копилки, записать их в тетради.

Игра: «Цветик-семицветик».

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, заяц – бежит, кукла – спит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра: «Теремок».

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т. д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание назвать картинки устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички, «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок. Выбрать и подложить к теремкам верную табличку с обобщающими понятиями.

Игра: «Угадай слово».

Цель: обогащение словарного запаса, умения описывать предметы, закрепление формы и цвета, развитие долговременной памяти.

Содержание: Рассмотреть с ребенком предмет, назвать его устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички. С помощью таблицы-образца описать предмет (Какой по цвету (форме)?). Попросить  ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. На следующем занятии ребенку самому предлагается вытягивать нарисованные карточки называть предмет устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички и описывать предмет самостоятельно, с помощью выбора верной таблички, с опорой на таблицу-образец.

Игра: «Ждем гостей!»

Цель: обогащение словаря, отработка фразы, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Содержание:  перед детьми стоит накрытый стол, им объясняют, что к нам придут гости. Ребенок выбирает тарелку, на которой лежит карточка, обозначающая, что ест приглашенный гость (капуста, зернышки, кость, конфета и т.д.). Дети предлагается назвать устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички содержимое тарелки. Затем ребенку предлагается из множества игрушек выбрать верную и посадить на стульчик, соответствующий тарелке. Дети представляют гостей, называя игрушки устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички. Затем отрабатывают фразы, отвечая на вопрос: «Что ест …?». Дети устно-дактильно или с опорой на табличку отвечают: «… ест …» («Заяц ест капусту»).

Разучиваем стихи и песенки!

Цель: обогащение словаря, в том числе и глагольного. Понимание содержания разучиваемого стихотворения или песни, развитие долгосрочной памяти.

 Содержание: дети читают устно-дактильно текст стихотворения или песни, затем рассматривают мнемотаблицы. Педагог объясняет содержание речевого материала. На следующем занятии педагог проверяет понимание текста речевого материала, предлагая выбрать верную мнемотаблицу к тому или иному слову или фразе  из текста. На последующих занятиях мнемотаблицы применяются как вспомогательное средство в произнесении отрабатываемого речевого материала.

Игра: «Грустный или веселый?», «Что случилось?»

Цель:  умение передавать голосом, выразительной мимикой телодвижением ту или иную интонацию, понимать и выражать различные чувства.

Содержание: детям предлагается ситуация-драмматизация, либо картинка с ситуацией. Затем ребята учатся понимать и отвечать на вопрос: «Что случилось?», фразой, подражая интонации, мимике и телодвижениям взрослого. Когда дети отработают фразы и научатся понимать смысл ситуаций и выражать соответствующие чувства, педагог вводит мнемотаблицы со знаками препинания: (Вопросительным, восклицательным, точкой). Объясняется принадлежность того или иного знака к соответствующей интонации и выражаемым чувствам. После чего, детям предлагается самостоятельно выбирать мнемотаблицы к соответствующей ситуации и произносить речевой материал с соответствующей интонационной окраской, мимикой и телодвижениями.

Игра: «Из какой сказки?».

Цель: обогащение словаря, закрепление содержания сказок, персонажей этих сказок. Отработка речевого материала.

Содержание: педагог предлагает сюжетную картинку из пройденных ранее сказок. Детям необходимо подобрать из множества мнемотаблиц, только таблицы с изображением персонажей или предметами из соответствующей сказки. Затем дети совместно с педагогом рассматривают выбранные таблицы, называют изображение устно-дактильно или с помощью выбора верной таблички. Если все мнемотаблицы выбраны верно, то ребята вспоминают и обыгрывают содержание сказки. Отрабатываются ответы на вопросы: «Кто это?»; «Что случилось?»;  «Что сделал(а)?». Совместно выбирают названия сказки из табличек или устно-дактильно называют.

Литература.

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  5. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

«Мнемотаблицы  для  дошкольников с нарушением слуха».

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию познакомиться с технологией использования мнемотаблиц при работе по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

Отмечено, что у дошкольников с нарушением слуха ослаблена память, в следствие ослабленных процессов мышления. Дети с нарушением слуха лишены слова, как основы для запоминания. Наглядно-образное мышление очень длительное время превалирует над словесно-логическим. Таким образом, нарушение высших психических процессов затрудняют развитие связной речи неслышащих дошкольников.

В связи с особенностями развития познавательных процессов, вполне обосновано использование творческих методик в процессе развития произносительной стороны речи неслышащих дошкольников, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно — схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается   схематическая   мнемотаблица.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников с нарушением слуха усваивается лучше, использование мнемотаблиц в совместной и самостоятельной деятельности, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, накапливать и обогащать словарь, служит опорой в описании предметов, составлении рассказов, разучивании речевого материала, планирования собственной деятельности, отчетах.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

«Образцы мнемотаблиц для разучивания стихов и песенок»;

Уважаемые родители при разучивании речевого материала неслышащими дошкольниками большую роль играет применение наглядности. Использование мнемотаблиц облегчает процесс запоминания отрабатываемого речевого материала, обогащает словарь ребенка, способствует развитию самоконтроля над произношением у неслышащих дошкольников.

Для создания и работы с мнемотаблицами вам понадобится: картон, ножницы, фломастеры, таблички, тексты со стихами и песенками.

Этапы отработки речевого материала с использованием мнемотаблиц:

1 шаг. Внимательно рассмотрите с ребенком таблицы и объясните изображения на картинке, назовите картинку с помощью выбора верной таблички и сопряженного устно-дактильного проговаривания, обратите внимание на произнесение отрабатываемых звуков.

2 шаг. Разучивая стихи и песни, укажите на подходящую картинку по тексту, объясните смысл речевого материала (выкладывая картинки последовательно, либо рисуйте контурное изображение, соединяя каждое последующее изображение красной стрелкой). Повторить несколько раз.

3 шаг. Ребенок устно-дактильно читает текст или сопряжено проговаривает со взрослым, взрослый обращает внимание на соответствующие картинки. Повторить несколько раз. Затем меняются ролями: взрослый устно-дактильно читает текст, обращая внимание на сложные моменты, а ребенок подбирает соответствующую картинку.

4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит речевой материал, пользуясь мнемотаблицей.

5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит речевой материал без опоры на мнемотаблицы.

10 мнемонических приемов, которые запомнит каждый школьник

Вашему ребенку нужна помощь, чтобы запомнить Великие озера или планеты по порядку? Как часто вы повторяете «30 дней в сентябре, апреле, июне и ноябре. У всех остальных 31, кроме февраля, мой дорогой сын. У него 28, и это нормально, но в високосный год у него 29?» Вы, наверное, даже не представляете, как часто используете мнемонические приемы!

Мнемонические приемы лучше всего описываются как средства запоминания или приемы запоминания. Проще говоря, мнемонические стратегии обеспечивают простые способы запоминания вещей. Официальное определение мнемоники — это изучение и разработка систем помощи и улучшения памяти.

Мы знали еще в 1967 из исследования Джеральда Р. Миллера о том, что мнемоника увеличивает память. Он обнаружил, что студенты, которые регулярно использовали мнемонические устройства , увеличили результаты тестов до 77%! Девять типов мнемонических систем: музыкальная мнемоника, мнемоника имен, мнемоника слов, мнемоника моделей, мнемоника организации нот, мнемоника рифм, мнемоника изображений, мнемоника соединения и мнемоника правописания.

Хотите, чтобы ваш ребенок в начальных классах забавно запоминал содержание урока? Ей понравится изучать эти десять мнемонических трюков, охватывающих несколько тем. Используйте эти мнемонические приемы, чтобы помочь учащимся запомнить некоторые основные факты.

География

  • Если вы подумаете о сооружениях, которые находятся рядом с ними, у вас будет отличный ключ к названиям Великих озер: используйте слово ДОМА, которое означает Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее. . Это пример мнемоники имени.
  • Вот совет, который поможет учащимся запомнить направление долготы (относительно широты): В отличие от слова «широта», в слове «долгота» есть буква N, обозначающая север, напоминающая вам, что долгота идет на север и юг. Это пример мнемоники соединения.
  • Попробуйте выучить эту песню, чтобы запомнить названия 50 штатов США в алфавитном порядке. Это пример музыкальной мнемотехники.

История

  • Английский король Генрих VIII был печально известен количеством женщин, на которых он женился, и их порой насильственными концами! Вот стишок, который поможет вам вспомнить, что случилось с каждой из жен короля Генриха: развелась, обезглавила, умерла; Разведен, обезглавлен, выжил.
  • Вот еще один стишок, который поможет вам вспомнить, когда Колумб основал Америку: В 149 г.2, Колумб плыл по синему океану. Это пример рифмованной мнемоники.

Языкознание

  • Чтобы запомнить, что такое синоним, используйте его первую букву в качестве подсказки. И слова синоним, и то же самое начинаются с буквы S: синоним — это слово, которое означает то же самое, что и другое слово. Это пример мнемоники соединения.
  • Используйте аналогичный трюк, чтобы запомнить антоним слова. Антоним начинается с «муравей», как и «анти», что также означает противоположное: антоним — это слово, которое означает противоположное другому слову. Опять же, это пример мнемоники соединения.
  • В английском языке 7 сочинительных союзов: F or, A nd, N or, B ut, O r, Y et,

    6 So 9.0006 So 9.

Математика

  • Вспоминать шаги деления в дольки — это семейный проект! Только подумайте об этих членах семьи: папа, мама, сестра, брат, Ровер. Они представляют собой процесс длинного деления: Разделить, Умножить, Вычесть, Снизить, Остаток. Это пример мнемоники слов.
  • Вот забавная фраза-напоминание для букв и значений римских цифр (в порядке их значений): Я ценю ксилофоны, как коровы копают молоко, что означает I=1, V=5, X=10, L= 50, C=100. , Д=500, М=1000. Это еще один пример мнемоники слов.
  • Порядок операций для математики: P арентез, E экспонент, M умножение, D ivide, A dd и S вычитание = Пожалуйста, извините, извините.

Музыка

Когда вы учитесь читать ноты, вы можете запомнить, какие ноты какие, с помощью этих двух приемов:

  • Ноты в промежутках на скрипичном нотоносце так же просты, как нос на вашем F-A-C-E!
  • Дети, которые ведут себя прилично, всегда могут определить ноты на линиях нотного стана, потому что они знают, что каждый хороший мальчик заслуживает удовольствия.

Наука

  • Чтобы вспомнить цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый — подумайте об этом кратком уроке истории: Ричард Йоркский дал битву напрасно или имя «Рой Г. Бив. Этот метод использует первую букву каждого слова для облегчения запоминания и является примером мнемонического устройства имени.
  • Назвать планеты нашей Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и, возможно, Плутон — поможет одна из этих аппетитных фраз: Моя очень образованная мать только что подала нам девять пицц (включая Плутон) или Моя очень взволнованная мать только что подала нам начос (без Плутона). Опять же, этот метод использует первую букву каждого слова для облегчения запоминания и является примером мнемонического устройства слова.

Правописание

  • Подумайте об этих двух связанных определениях, когда вы хотите знать, использовать ли правописание «директор» или «принцип»: Директор вашей школы — ваш PAL. Принцип — это ПРАВИЛО, которому он хочет, чтобы вы следовали. Каждое слово заканчивается теми же буквами, что и его определение. Это пример орфографической мнемоники.
  • «Десерт», существительное, означающее что-то сладкое после обеда, и «пустыня», глагол, обозначающий отказ от кого-то или чего-то, звучат одинаково. Чтобы отличить их друг от друга, помните: нам всегда нужны секунды сладкого — вот почему в слове «десерт» две буквы S. Когда все от кого-то убегают, этот человек один — и поэтому у слова «пустыня» есть только один S.
  • Иногда полезно запомнить, как пишется новое слово дня, используя мнемотехнику, как показано ниже:
  • Арифметика: A R at I n T he H ouse M ay E at T he I ce C ream
  • Помните «I перед e кроме после c или когда звучит как a в соседнем и весовом»? Это пример орфографической мнемоники в сочетании с рифмовой мнемоникой.
  • Проще говоря, многие дети изучают азбуку, напевая песенку про азбуку. Это пример музыкальной мнемотехники.

Источники:

Хейден, К. (2014, 27 мая). Помощь учащимся в запоминании: список полезных мнемонических приемов. Получено 11 ноября 2014 г. из Bright Hub Education

Карим, К. (1 января 2014 г.). Трюки с памятью. Получено 11 ноября 2014 г. из Let Kids Lead

Понравилась эта статья?