Методика развития словаря
Автор(ы): Романюк Ольга Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016» (октябрь)
Количество просмотров статьи: 5270
Показать PDF версию Методика развития словаря
Романюк Ольга Владимировна
старший воспитатель МАДОУ «Цветик-семицветик»,
Россия, ХМАО-Югра г. Когалым
E-mail: [email protected]
Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Направления словарной работы:
Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия).
Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.
Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.
Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.).
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.
Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а, следовательно, свои приемы и методы.
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям:
1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;
3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.
С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2—3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6—7 лет).
Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.
Приемы словарной работы
Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений.
Иногда называние нужно сопровождать толкованием например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».
Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Напомним, что дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?).
Для словарной работы можно применять такой прием как упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах. Обогащение словаря идет на всех познавательных занятиях.
Дошкольникам доступны знания о наиболее распространенных материалах (ткань, стекло, бумага, кожа, резина, дерево, металл, пластмасса). Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи (шитье, вырезывание, лепка, склеивание п т. п.).
Ознакомлению дошкольников с окружающим и обогащению их словаря способствует и другой метод — показ картины, мало знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя — объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
Для обогащения словаря большой эффект имеют показ кинофильмов и диафильмов, чтение художественных произведений.
Занятия, содействующие закреплению и активизации словаря
Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах.
Дети называют материал, из которого она сделана, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку.
рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных. Основа Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. Воспитатель должен подбирать для занятий комплекты раздаточных картинок, иллюстраций, открыток. В младших группах рассматривание длится 5—10 мин. За это время ребенок успеет посмотреть и назвать несколько картинок.
словесные упражнения и игры. Эти упражнения и игры проводят в старших группах. Упражнения должны быть кратковременны (5—10 мин) и составлять лишь часть занятия
В словесной игре очень важно правильно объяснить ее содержание (объяснение обычно включает 2—3 примера выполнения задания-ответа). Не менее важен полный подбор словаря для игры (задания ведущего и ответы играющих), Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление детьми загадок. (мягкие лапки, а в лапках цап-царапки) (сидит красная девица в темнице, а коса на улице).
Первоначально на занятиях в старших группах главная задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки (Как вы догадались?). Активизируется словарь и на других речевых занятиях — в беседе, в рассказе.
Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей
Чрезвычайно важна для развития словаря детей их трудовая деятельность, особенно коллективная. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
Эффективное средство словарной работы — игра.
как в ролевых играх, так и в других видах игр, в процессе ознакомления с искусством.
Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах. Итак, словарная работа в детскому саду, осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей.
Список использованной литературы
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.; Просвещение,1981.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. М.; Просвещение -1981.
- Ядешко В.И. Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М.; Просвещение -1978.
Методика развития словаря детей дошкольного возраста
Необходимость развития словаря у детей дошкольного возраста
Определение 1
Активный словарь – это совокупность слов, которые ребенок может без затруднений применять в собственной речи, и которые он понимает в речи другого человека.
Определение 2
Пассивный словарь – это совокупность слов, которые ребенок понимает в речи другого человека, но при этом не употребляет в своей.
Именно активный словарь определяет уровень развития ребенка, богатство и культуру его речи. В активный словарь ребенка дошкольника входят слова из общеупотребительной лексики, а также ряда специфических слов повседневного употребления.
Пассивный словарь по своему содержанию превосходит активный, так как в него входят слова, значение которых ребенок не знает. То есть он просто их слышал и запомнил. Вспоминает он их только в тот момент, когда слышит от другого человека. Зачастую обогащение активного словаря осуществляется посредством перевода слов из пассивного словаря.
Замечание 1
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста, является развитие речи ребенка и ее обогащение.
Принципы развития словаря детей дошкольного возраста:
- Работа над словарем осуществляется в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, на основании активной познавательной деятельности.
- Одновременное развитие словаря и умственных способностей, психических процессов, воспитание чувства слова.
- Решение задач по развитию словаря в единстве и в установленной последовательности.
Организуя работу по развитию словаря у детей дошкольного возраста необходимо помнить, что на первом месте стоит положение «о слове как важнейшей языковой единице». Ребенок должен понимать и осознавать, что именно слово и работа над ним являются главным в системе работы по развитию речи.
Реализуя программу по развитию словаря у детей дошкольного возраста, педагог организует систему, которая включает в себя следующие разновидности занятий:
- Занятия, которые предусматривают развитие словаря в процессе ознакомления с окружающими предметами и явлениями, познанием окружающей действительности.
- Занятия, в которых развитие словаря основано на углублении и расширении имеющихся у детей знаний и умений.
- Занятия, в которых словарная работа построена на решении задач в процессе обобщения и формирования основных понятий.
Приемы словарной работы
Методика развития словаря детей дошкольного возраста, предусматривает использование разнообразных приемов, каждый из которых направлен на оказание детям помощи в выделении нужного слова в речи, понимании его значение и места употребления в собственной разговорной речи. В рамках одного метода может быть использовано одновременно несколько приемов.
Основные приемы развития словаря детей дошкольного возраста:
- Называние слова воспитателем – используется в качестве образца произношения нового или трудного слова. Задача воспитателя заключается в том, чтобы произнести слово четко и понятно для всех воспитанников.
- Показ объекта – используется в том случае, когда новое слово сложно для понимания лишь одним объяснением. Например, объясняя слово «духовка» воспитатель может использовать игрушечную плиту или картинку.
- Толкование – используется при ознакомлении детей с иностранным словом или мало знакомым. Например, аквариум – это стеклянный ящик, в котором живут рыбки.
- Включение слов в предложение – применяется в том случае, если понимание нового слова будет лучше в рамках конкретного контекста.
- Повторение – используется для лучшего запоминания слова. Повторение должно быть неоднократным как во время учебного занятия, так и в течение дня.
- Объяснение этимологии слова – применяется в старших группах, используется для усиления объяснения, развития любознательности и чуткости к языку.
- Вопрос – прием, используемый для активизации словаря, подразумевает обращение воспитателя к детям, при этом задаваемый вопрос может быть как прямым, так и подсказывающим.
Замечание 2
Все приемы, могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности в рамках определенного метода. Кроме того, приемы могут применяться при проведении дидактических игры и занятий по ознакомлению с окружающим миром. Необходимо только учитывать их доступность детям.
Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей
Развитие словаря у детей дошкольного возраста осуществляется не только в рамках специально организованных занятий, но в иных видах деятельности.
Виды деятельности:
- Бытовая деятельность (прием пищи, самообслуживание и пр.) – в процессе деятельности направленной на самого себя, у ребенка дошкольного возраста развиваются не только навыки самообслуживания, но и активизируется словарь, ребенок усваивает новые слова, понимает их значение и применяет в собственной разговорной речи.
- Трудовая деятельность. Особенно эффективна в развитии словаря коллективная трудовая деятельность, в процессе которой дети взаимодействуют друг с другом. Общаясь между собой во время труда дети, расширяют свой словарный запас, посредством приобретения новых слов и закрепления их в памяти.
- Игровая деятельность. Игра занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста, именно поэтому их использование в речевом развитии позволяет добиться высоких результатов. В процессе игры дети учатся общаться между собой, учатся договариваться и действовать сообща.
Кроме организованной и самостоятельной деятельности, развитие словаря осуществляется в процессе нравственного воспитания. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий.
Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах.
Таким образом, словарная работа в детском саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей.
Словарь: занятия для вашего ребенка дошкольного возраста
Разговор и чтение с вашим ребенком дошкольного возраста — это два потрясающих способа помочь ему услышать новые слова. Разговоры и вопросы об интересных словах — это простой способ ввести новые слова в повседневную речь.
Даже очень маленькие дети любят слушать и учить новые слова! Помогите своему ребенку расширить банк слов и познание мира, используя в повседневных разговорах интересные и яркие слова вместо простого языка. Например, вместо того, чтобы сказать «эта пицца хороша», вы можете сказать: «эта пицца с пепперони острая».
Чтение вслух знакомит вашего ребенка с большим количеством живого языка, которого нет в книгах для начинающих читателей. Когда вы встретите новое и интересное слово, найдите время, чтобы остановиться и спросить ребенка, что, по его мнению, это слово может означать в контексте рассказа. Затем предложите удобное для детей определение слова и свяжите его с похожим словом и общим опытом.
Изучение слов и расширение словарного запаса требуют времени и терпения. Не ожидайте, что ваш ребенок выучит новое слово после одного разговора или одного чтения вслух. Истинное заучивание слов происходит после многократного воздействия слов. Все мы изучаем слова на протяжении всей жизни. Вы поможете своему ребенку отлично начать, развивая ранний интерес к словам.
Попробуйте эти словарные упражнения дома!
Читайте вслух каждый день
Чтение вслух вашему ребенку и предоставление ребенку возможности самостоятельного чтения книг — лучший способ увеличить словарный запас. В книгах есть слова, которые они не встретят в повседневных разговорах, поскольку язык книг более полный и формальный, чем разговорный. Хорошая история также предоставляет контекст и иллюстрации для изучения нового слова.
Принесите документальную литературу
Документальные и информационные книги (такие как иллюстрированные книги Гейл Гиббонс и Снид Коллард) предлагают маленьким детям сокровищницу новых и интересных слов о нашем мире. Если в книге есть глоссарий, потратьте некоторое время на обсуждение слов с ребенком и, читая вслух, останавливайтесь так часто, как это необходимо, чтобы подумать о новых словах и о том, как они связаны с тем, что ваш ребенок уже знает.
Словарь продуктового магазина
Используйте предметы на продуктовой полке, чтобы научить ребенка находить что-то выше пупка, ниже носа, на нижней полке и между другими предметами на полке . Возможность использовать превосходную степень, эти маленькие окончания, которые помогают описать размер, есть повсюду в продуктовом магазине. Пусть ваш ребенок найдет больших фрукта, больших фрукта и самых больших фрукты в разделе продуктов. Какой самый маленький предмет в корзине? самый большой предмет из ?
Исследуй свой мир
Посещение музеев, зоопарков, ботанических садов, исторических мест и даже соседнего парка — прекрасная возможность познакомить вашего ребенка с новыми словами. Потратьте некоторое время, рассматривая вывески и определяя новые слова, а затем связывая их с тем, что вы видите прямо здесь.
Как я могу помочь своему четырехлетнему ребенку выучить больше слов?
Эксперт по обучению грамоте Сандра Уилборн делится тремя ключевыми способами расширения словарного запаса вашего маленького ребенка: много семейных разговоров, рассказ о своих повседневных делах, таких как приготовление пищи или покупки, и чтение для вашего ребенка, указывая на новые слова, а затем используя их в своей речи. разговоры. (Из нашей серии видеороликов SOS для чтения: ответы экспертов на семейные вопросы о чтении.)
Говорите о новых словах во время чтения вслух
Разговаривайте с ребенком и читайте вместе с ним – это два потрясающих способа помочь ему услышать и прочитать новые слова. Беседы и вопросы об интересных словах («В книге написано: «Мальчик повалил с горки», и посмотрите на картинку! Как, по-вашему, он спустился с горки?») — это простые способы ввести новые слова в повседневную речь. Слово, а затем снова сосредоточьтесь на книге или разговоре. Тщательно выбирайте слова для разговора — выбор каждого нового слова может превратить чтение в рутину. Лучшие слова для изучения с ребенком — это те, которые распространены среди говорящих взрослых, но менее можно увидеть в книгах, которые может прочитать ваш ребенок. 0003
Знакомя юного ученика с новыми словами, помните о следующих четырех полезных советах:
Во-первых, дайте простое, удобное для детей определение нового слова:
Огромный означает, что что-то очень, очень большое .
Во-вторых, представьте простой, удобный для детей пример, который имеет смысл в их повседневной жизни:
Помните тот действительно большой арбуз, который мы купили в продуктовом магазине? Это был огромный арбуз!
В-третьих, поощряйте ребенка развивать свой собственный пример:
Какую огромную вещь вы можете придумать? Можете ли вы вспомнить что-то действительно большое, что вы видели сегодня? Вот так! Бульдозер возле парка был огромен ! Эти шины были огромными.
Наконец, держите ваши новые слова активными в вашем доме.
В течение следующих нескольких дней и недель воспользуйтесь возможностью использовать каждое новое словарное слово в разговоре. Детям часто нужно услышать новое слово в контексте десять или более раз, прежде чем они «узнают» это слово.
Противопоставления: другое слово
Попробуйте это задание Флоридского центра исследований чтения (FCRR). Серия FCRR «Дома» разработана специально для семей! Посмотрите видео, а затем загрузите задание: Антонимы: другое слово. Посмотреть все словарный запас FCRR можно здесь.
Мощная методика расширения словарного запаса вашего ребенка
Это видео взято из «Помощника по домашнему чтению» — ресурса для родителей, предназначенного для повышения уровня чтения детей дома, предоставленного Read Charlotte. Найдите дополнительные видео, задания для родителей, печатные формы и другие ресурсы в разделе «Помощник по домашнему чтению».
youtube.com/embed/h4-5uz5cbsA»/>Дополнительные словарные ресурсы
Словарные приложения
Обзоры предоставлены Common Sense Media.
Студенческая жизнь | Педагогический колледж
Студенческая жизнь | Педагогический колледж штата ИллинойсПерейти к основному содержанию
Педагогический колледж
Университет штата Иллинойс
Поиск образования
Посмотреть все наши программы бакалавриата и магистратуры.
Найдите интересные занятия в кампусе: от студенческих организаций, волонтерства и концертов до стипендий, трудоустройства и консультирования.
- Клинический опыт
- Обучение студентов
- Шлюзы
- Получить лицензию
- Центр педагогического образования Сесилии Дж.