Ментальная арифметика польза или вред: Ментальная арифметика. Вред или польза?»

Польза уроков ментальной арифметики | Статья по математике:

 

Польза уроков ментальной арифметики

Наши родительские цели и амбиции, связанные с развитием ребенка, условия окружающего мира чаще всего не совпадают с естественными предпосылками интеллектуального формирования самих детей. В итоге мы выбираем не те методы и средства обучения. Тогда развитие мозга и мышления ребенка не приносит желаемых результатов, а иногда и вредит, препятствуя расцвету уникальных детских талантов. Так вот, чтобы развивать детей правильно, нужно понимать природу головного мозга человека, особенности его работы и развития. Например, до сих пор мало кто знает, что устный счет влияет на развитие мозга, хотя ученые уже давно выявили его определяющую роль в формировании многих когнитивных способностей ребенка.

 Первая и самая важная особенность головного мозга – его сложная структура. Главный орган ЦНС разделен на множество рабочих зон. Каждая зона ответственна за определенные функции мозга. Два самых крупных мыслительных участка — это левое и правое полушарие. На физиологическом уровне каждое полушарие обеспечивает полноценную работу симметрично противоположной стороны тела. На интеллектуальном уровне — отвечает за различные формы восприятия информации, поступающей из окружающего мира, разные способы ее обработки.

Правое полушарие

Здесь формируется творческий интеллект, умение чувствовать. Благодаря развитию правополушарных зон мозга ребенок:

  • может ощущать время и пространство;
  • различает цвета, образы, звуки и может воспринимать вещи целостно;
  • развивает координацию, ловкость;
  • обладает интуитивным мышлением.

Развитию правого полушария у малышей помогает непосредственный контакт с предметом изучения — тренируется моторика, развиваются центры сенсорного, зрительного и слухового восприятия.

Левое полушарие

Благодаря работе левого полушария дети могут анализировать, видеть связь между разными явлениями, значениями. Рациональное мышление — это точность, порядок и логичность, это символы и обозначения. Оно отвечает за буквальное восприятие. Но левое полушарие не может развиваться само по себе. Прежде чем новые знания получат свое определение, будут проанализированы, ребенок должен получить о них первые впечатления, а за выполнение этой задачи отвечает правое полушарие. Например, числа. Многие школьники воспринимают числа, как ничего не значащие значки на бумаге. Они просто не понимают сути числа, поэтому не могут запомнить таблицу умножения и даже элементарно не могут прибавить «2 + 2». Как помочь им? Использовать визуализацию, то есть создать образ, который бы ассоциировался с каждым конкретным числом. Естественно, заполнить память многочисленными картинками, соответствующими каждому известному числу, невозможно. Зато вполне реально взять счеты абакус и с помощью косточек отображать на них разные числовые значения. Косточки становятся отображением чисел, а передвигая их, ребенок может решить любую арифметическую задачку. Каждое полушарие играет важную роль в накоплении интеллектуального опыта и знаний. Оба они дают ребенку средства для получения этих знаний и опыта. Соответственно, для нормального развития важно, чтобы оба полушария развивались и функционировали одновременно. А значит, развивая детский ум, нужно использовать методики, которые обеспечивают такое синхронное развитие обоих полушарий мозга ребенка. Как вы знаете, Школа устного счета  специализируется на синхронном развитии полушарий.

И здесь мы узнаем еще одну особенность развития детского мозга, а именно — что делает его универсальным, функциональным и многозадачным. Это нейронные связи (синапсы), которые образуются между разными нейронами в ходе выполнения определенных задач. Каждое новое действие, новый поворот в мышлении оставляют в головном мозге ребенка след в виде импульса между нейронами, которые приняли участие в этом действии. При повторении одних и тех же действий образуются устойчивые связи, а само действие переходит сначала в разряд привычки, а потом доводится до автоматизма (при его выполнении мозг уже не прилагает усилий, поскольку использует проторенную, самую короткую и эффективную дорогу). Детство — самый важный период в создании эффективной структуры мозга. Взять хотя бы последовательность включения в работу функциональных зон мозга. Первыми включаются участки, ответственные за восприятие (зрительное, сенсорное), потом — отделы речи. Позже активируются зоны, которые отвечают за познавательную деятельность. Условиями правильного развития мозга ребенка 5-11 лет являются:

  • упражнения для мозга, предполагающие участие двух полушарий;
  • повторение приобретенных навыков;
  • постепенное усложнение заданий (трудности — основа развития).

В Школе ментальной арифметики Соробан® в России обучение построено в первую очередь в соответствии с перечисленными принципами развития ребенка. Что дает для мозга ментальная арифметика?

  1. Тренированный ум, способности к концентрации, быстрому решению задач любого профиля, разных уровней сложности.
  2. Многочисленные рабочие нейронные связи, которые обеспечивают эффективность мозговой деятельности.
  3. Привычка к активной, продуктивной мыслительной работе.
  4. Многозадачность — способность выполнять сразу несколько мыслительных действий.

Как тренировать мозг ребенка? Советы родителям

Психология успешного развития ребенка проста:

  • не учите тому, к чему ученик еще не готов;
  • не требуйте больше, чем он может;
  • хвалите и поощряйте за успехи и старания;
  • заручитесь помощью хороших развивающих курсов для детей.

Отзывы родителей о ментальной арифметике

Здравствуйте, Друзья! Есть желание научить своего ребенка ментальной арифметике, но не уверены, нужно ли это? Полезно ли это? Не принесет ли это занятие вместо пользы вреда?

Тогда, советую вам для начала обратиться не в центр доп. образования, где эту науку преподают и всячески расхваливают, а поискать в интернете отзывы родителей о ментальной арифметике. Ведь это мнения обычных людей, обыкновенных родителей, которые уже испытали все на себе.

Где можно найти такие отзывы? В различных группах в социальных сетях, на специализированных форумах, посвященных детскому развитию. И, чтобы сэкономить ваше драгоценное время, я уже там побывала и сделала подборку отзывов, как положительных, так и не очень.

К каждому из этих отзывов я дала свой комментарий, со своей колокольни, как говорится. Опыт в изучении ментальной арифметики у меня имеется, я учу ей своих детишек и даже свою маму, так как являюсь сертифицированным инструктором в данной области.

Итак, читайте отзывы и принимайте правильное решение для себя)

Как видите, первый отзыв вполне себе положительный. Детям, ну большинству детишек, действительно занятия нравятся. Они необычные, кроме счета предлагается еще множество интересных развивающих упражнений и игр. И сам счет, даже не ментальный, а на абакусе затягивает. Бывает сложно оторваться.

Угадайте, чем мы с детьми занимались двое суток, когда в поезде на Новый Год катались? Мы не играли в карты, не сидели в телефонах, мы считали) Время прошло незаметно.

А вот вам и не очень положительный отзыв. Мне он кажется не вполне оправданным. Видимо, писал человек, который с ментальной арифметикой знаком не очень близко. Дело в том, что счет в ментальной математике очень тесно привязан к составу числа. Без этого считать не получится. Это базовые знания.

При некоторых школах даже имеются подготовительные курсы для дошколят, где как раз и учат состав числа, причем, учат его теми же способами, что и в школе на уроках математики. Вот у нас 5 яблочек на столе, положили на стол еще два яблочка, сколько получилось? Правильно, семь и т.д.

А без логики в ментальной математике вообще никуда. Там при счете постоянно приходится выбирать нужное действие.

9 лет – это подходящий возраст для занятий. Скорость мышления действительно тренируется, а также память. Причем несколько видов памяти: зрительная, тактильная, слуховая, фотографическая. Без внимательности в ментальном счете вообще никуда, не будешь внимательно слушать — ничего не получится, будешь отвлекаться – ничего не сосчитаешь.

Абсолютно не согласна. Какое же это оболванивание? Это развитие. Здесь даже не в счете как таковом дело. А именно в развитии детишек через этот счет. Подробнее о том, как происходит развитие, вернее, за счет чего написано здесь. Почитайте.

Так же хотелось бы уточнить, какие именно связи имеет в виду автор. По такой логике получается, что детям нашим вообще ничем заниматься не следует, если в этом нет связи со школьной программой. И с математикой школьной у моих детей проблем нет никаких, наоборот, задачки решают быстрее и качественнее.

В этом отзыве рациональное зерно имеется. Действительно, самостоятельная работа дома с родителями очень важна. Регулярность занятий имеет ключевое значение в ментальной арифметике. Выполнение домашних заданий – обязательное условие.

Нет, не нужно часами сидеть над соробаном, достаточно будет 30 минут в день отводить на занятия. А вот по поводу вычислений в уме, так ментальная арифметика и вычисления в уме вообще никак не связаны. Скажу больше, при занятиях ментальным счетом, с вычислениями в уме бороться приходится.

Но это не значит, что ребенок в уме вообще ничего посчитать не сможет. Он просто будет выбирать способ счета, который ему в данный определенный момент будет удобен.

В этом коротком отзыве две проблемы обозначены. Много денег. Да, стоит удовольствие не дешево. Но можно и сэкономить, если учить детей ментальной математике самостоятельно, правда для этого нужно сначала самим научиться. А вот примитивными такие занятия ну никак не назовешь. Наоборот, занятия строятся очень интересно и увлекательно.

Не спорю, музыка — занятие классное. Но где в ней математика? Я не вижу, например. Да, занятия музыкой развитие дают. Любые занятия с детьми, даже банальная лепка из пластилина, развивают. И ментальная математика не исключение. Главное, знать, как правильно строить занятия с детьми.

На очень занятых, говорите? А где вы сейчас видели не очень занятых родителей? Для того, чтобы достигнуть успехов, родителям нужно заниматься с ребенком каждый день. Это обязательно! Да, в интернете можно много найти бесплатных материалов по менталке, но вот как их правильно применить… Вот здесь осечки и случаются.

И все же нужен тренер, который хотя бы покажет, как правильно абакус держать нужно.

Да какие уж тут тайны) Уже много о ней известно, о методике этой чудодейственной. Все просто – это верно. Ничего вредного – и тут не поспоришь. Зарядка для мозга – еще какая. Дома заниматься вполне возможно, если знать как.

С тем, что все должно быть вовремя, спорить не буду. Мне тоже кажется, что в четыре годика рановато ментальный счет осваивать, хотя здесь, как и везде, все индивидуально. А вот почему ребенок не научился ничему? Разбираться нужно. Может с преподавателем общего языка не нашел, может домашние задания не выполнялись, причин может быть много)

Если ребенку нравилось, то это уже не деньги на ветер. Претензии по поводу отсутствия ментального счета понятны, ведь собственно этому и должны были детишек научить. Отток учеников из центра тоже говорит о многом. Видимо, методика преподавания оставляет желать лучшего. Если рассматривать методику, по которой я учу своих детей, то ментальному счету мы учимся с самого первого занятия.

Согласна, с желанием ребенка нужно считаться всегда. И если у него идет резкое отторжение какого-либо занятия, то толку от него точно не будет. Дань моде в данном случае отдавать не желательно, типа все идут, а мы чем хуже. К желаниям ребенка прислушиваться нужно обязательно.

Этот комментарий можно оставить без комментариев)

А такой задачи перед детьми и не ставит никто. Показывать какие-то супер-знания и все такое. А то, что в олимпиадах не участвуют ученики, так это минус. Ведь если они не участвуют, то, как узнать, как бы они прошли эти олимпиадные испытания.

Тут на другие показатели нужно внимание обращать, чтобы оценить воздействие ментальных занятий. На то, стал ли ребенок внимательнее слушать или быстрее соображать. Можно оценить его успехи не только в области математики, а и по всем другим предметам школьным. Ведь память улучшается, что помогает лучше учить заданные параграфы по окружающему миру.

По изобразительному искусству сдвиги есть? Наверняка есть, ведь правое полушарие мозга с помощью менталки развивается, а оно как раз за творческие процессы отвечает. А сочинения теперь как ребенок пишет? Не нужно циклиться на одной только математике.

А еще можно к врачу сходить и попросить волшебные таблетки прописать для улучшения показателей) Я ответственно заявляю: «Ментальная математика работает!» Она развивает. Вижу это не только по своим детям, но и по себе чувствую, так сама ей занимаюсь.

Еще раз повторю. Не только счет, основное здесь всестороннее и очень качественное развитие.
А вот к счету в уме ментальная арифметика не имеет никакого отношения. Это совсем разные вещи, ментальный счет и устный.

Судя по родительским отзывам, самое распространенное заблуждение, что ментальная арифметика – это счет в уме. Это не так. Не в уме дети считают, в уме невозможно так быстро считать. В том, что занятия музыкой, пением развивают память, не сомневаюсь. Только вот какую память? Фотографическую развивают? Вряд ли. А менталка на это способна)

А вот на этом отзыве я, пожалуй, остановлюсь. Ибо все остальные найденные подобны вышеперечисленным.

Уважаемые родители, буду надеяться, что помогла вам немного разобраться, с тем, нужна ли вашему ребенку ментальная арифметика. Делайте правильный выбор и развивайтесь) А в комментариях напишите о вашем отношении к ментальной арифметике.

Ваша, Евгения Климкович)

Математика развивает мышцы мозга | Школы

Забудьте Лару Крофт. Подумайте о длинном делении. По словам японского профессора, ментальная арифметика накачивает мозговые мышцы гораздо больше, чем любое быстрое упражнение на PlayStation. Вывод: математическое мышление уводит мозг туда, куда не может добраться никакая другая деятельность.

Рюта Кавасима из Университета Тохуку, недалеко от Сендая в Японии, выступая на конференции в Уорикском университете, использовал сканеры мозга для наблюдения за тем, что происходило в головах детей, когда они играли в компьютерные игры и выполняли простые арифметические упражнения. Идея заключалась в том, чтобы показать, что видеоигры в стиле Nintendo стимулируют, без сомнения, чтобы родителей можно было побудить оставить детей приклеенными к PlayStation, полагая, что они принесут пользу мозгу, а также координации глаз и рук.

Но подобные эксперименты требуют некоторого сравнения. Поэтому он задал контрольным детям простое арифметическое упражнение под названием тест Крепелина, излюбленное психологами. На конференции, организованной Kumon Educational UK, он сказал, что игры Nintendo заставляют работать те части мозга, которые связаны со зрением и движением. Но даже простые математические операции стимулировали активность как левого, так и правого полушария лобной доли.

Этот брошенный вызов получил мудрость, которая резервирует левое полушарие мозга для методических вещей вроде математики, а правое полушарие для так называемого творческого мышления. Он проверил свои результаты как с помощью магнитно-резонансной томографии, так и с помощью позитронно-эмиссионной томографии, и, как он сказал аудитории Kumon, показал, что сложение и вычитание на самом деле больше влияют на рост мозга, чем прослушивание музыки или прослушивание текста, прочитанного вслух.

Кумон — это система обучения математике, разработанная в 1954 году учителем по имени Тору Кумон, чтобы помочь своему сыну. За последние 40 лет более семи миллионов детей использовали рабочие листы Kumon, и существуют центры в Северной Америке, Европе, Австралии и на Дальнем Востоке. Только в Британии 30 000 студентов и 500 учебных центров. Выводы профессора Кавасимы не стали большим сюрпризом для профессионалов. «Любой, кто тренировался, знает, что если вы хотите сделать мышцу сильнее, вы должны подвергнуть ее напряжению, вывести ее за пределы комфортного уровня. Мозг ничем не отличается», — говорит Кит Девлин, исполнительный директор исследовательского центра. языка и информации в Стэнфордском университете, Калифорния, и автор книги «Математический ген».

«Мозг развивался на протяжении сотен тысяч лет, чтобы справляться с проблемами в физическом и социальном мире. Но математика появилась недавно — числам не более 10 000 лет, — поэтому мозг не эволюционировал, чтобы думать таким образом. Это почему математика не дается так легко, как говорить на языке, хотя последнее несравненно сложнее, чем элементарная математика».

Видеоигры — это всего лишь упражнения в когнитивных навыках выживания, отточенных миллионами лет эволюции. Они не так сильно нагружают мозг. Математика — один из лучших способов укрепить мозг, а метод Кумон, по словам профессора Девлина, подобен личному тренеру.

Ян Стюарт, директор Центра математической осведомленности в Уорикском университете, никогда особо не интересовался теорией «левое полушарие, правое полушарие». Открытие Кавасимы, по его словам, подтверждает точку зрения о том, что математика является очень творческой: «Исследования показывают, что математика полезна для всего вашего мозга, а не только для тех частей, которые не могут быть затронуты другими видами деятельности».

Оружие разрушения математики: Калькуляторы убивают нашу способность работать в уме?

С 1980-х у нас были доступны калькуляторы различных типов. Сегодня мы можем включить компьютеры и смартфоны, которые подключены к нашему бедру 24/7. Влияет ли этот повсеместный доступ к калькуляторам на нашу способность считать в уме, как раньше?

Тридцать лет назад калькуляторы обещали огромные возможности — возможности, увы, вызвавшие немало споров.

Скептики предсказывали, что студенты не смогут производить даже простые расчеты в уме или на бумаге. Умножение, основные факты, знание исчезли бы. Калькуляторы станут костылем.

Споры не утихают со временем. Совсем недавно, в 2012 году, правительство Великобритании объявило о своем намерении запретить использование калькуляторов в начальных классах на том основании, что учащиеся используют их слишком часто и слишком рано.

Исследования, проведенные в ответ на это, обнаружили небольшую разницу в тестах производительности независимо от того, использовали ли учащиеся калькуляторы или нет.

Более раннее исследование в США показало то же самое: калькулятор не оказывал ни положительного, ни отрицательного влияния на приобретение базовых математических навыков.

Исследователи рекомендовали продолжить разговор. Какие типы задач и действий подходят калькуляторам? Как калькуляторы могут дополнить и укрепить ментальные и письменные методы арифметики в математике?

Использование калькуляторов для расширения знаний по математике

Учителя возлагали большие надежды на то, что калькуляторы будут использоваться для улучшения и расширения изучения математики.

В то время как стандартные процедуры для четырех операций (+, -, x, ÷) по-прежнему будут преподаваться и основные факты арифметики все еще должны быть освоены, калькуляторы могут облегчить изучение числовых моделей, а отсутствие утомительных вычислений будет дать учащимся возможность позировать, моделировать и решать интересные и актуальные задачи.

Калькуляторы не заменяют вычисления в уме, а делают вычисления более эффективными. Даже простой калькулятор с четырьмя функциями является мощным инструментом для исследования целого ряда понятий, которые ранее были не так легко доступны маленьким детям самостоятельно.

В школах не хватает математических ресурсов

Учителя и специалисты в области образования обеспокоены тем, что в более бедных школах не хватает ресурсов для преподавания математики, естественных наук, технологий и инженерного дела на высоком уровне.

Подробнее

Счет, пропуск счета, отрицательные числа, отношения между обыкновенными и десятичными дробями и другие числовые шаблоны — все это открывается.

Калькулятор позволяет учащимся исследовать и обобщать закономерности в числах, к которым у них раньше не было доступа.

Функция «константа» означает, что маленькие дети могут исследовать числа до бесконечности, если им это нравится, не ограничиваясь диаграммами или числовыми линиями. Пропускной подсчет также возможен с использованием постоянной функции.

Таблицы умножения больше не ограничены размером 12 x 12. Ребенок может изучить полученный узор, введя 11+11 и продолжая нажимать знак равенства, чтобы увидеть, что произойдет с узором, если вы сосчитаете больше 9.9 на 11с.

Калькуляторы имеют большой потенциал в разработке концепций. Например, что происходит, когда вы умножаете или делите число на 10 или 100?

Эти обобщения эффектно демонстрируются и обнаруживаются с помощью калькулятора, который позволяет учащимся задавать больше вопросов о числовых закономерностях.

В обзоре 1997 года, в котором калькуляторы использовались в школах, были рассмотрены многочисленные исследования, которые показали, что использование калькуляторов на начальных уровнях не оказывает вредного воздействия на арифметические способности учащихся.

К сожалению, исследования показали, что калькуляторы по-прежнему используются для таких тривиальных задач, как проверка ответов, и мало что меняют в математическом образовании.

Хотя учителя заявили о своей поддержке использования калькуляторов на всех уровнях начальной школы, было мало свидетельств того, что эти идеи были приняты и реализованы.

Родительское неодобрение использования калькуляторов было названо возможной причиной ограниченного использования.

Потенциал калькуляторов не реализован.

В исследовании 2008 года этот вывод был подтвержден. Исследователи сообщили, что, несмотря на большие надежды педагогов на то, что цифровые технологии изменят математическое образование, их распространение — как на международном уровне, так и в Австралии — было разочаровывающим.

Девочки отказываются от естественных наук и математики

Около четверти молодых женщин отказываются от изучения математики в последние годы старшей школы.

Читать дальше

На это повлияло отсутствие профессионального развития, чтобы помочь учителям в планировании и внедрении подходов к обучению, использующих преимущества технологии.

Британский технолог Конрад Вольфрам сказал в своем выступлении на TED: «От ракет до фондовых рынков, многие из самых захватывающих творений человечества основаны на математике. Так почему же дети теряют к ней интерес?»

Вольфрам отметил, что ученики на уроках математики по всему миру тратят до 80% своего времени на изучение и отработку математических процедур.

Это время можно было бы потратить более продуктивно, если бы цифровые технологии, уже находящиеся в классах, использовались более эффективно и результативно.

В то время как математика популярна, сложна и полезна в реальном мире, дети быстро теряют интерес к этому предмету в школе.

Вольфрам обвиняет обучение, которое фокусируется на ручных вычислениях: это утомительно и по большей части не имеет отношения к реальной математике и реальному миру.

К сожалению, возможности калькуляторов по преобразованию школьной математики и расширению наших возможностей с помощью арифметики в уме не реализованы. Нам не предоставляют возможности решать реальные и интересные математические задачи наиболее эффективными способами.

Итак, чтобы ответить, влияют ли калькуляторы на нашу ментальную арифметику: не так сильно, как хотелось бы.

Жанна Кэрролл — старший преподаватель Педагогического колледжа Университета Виктории.

Эта статья была впервые опубликована на The Conversation.

Опубликовано , обновлено

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *