Материки земли сколько их и какие названия: Материки — Мехрибан Алиева — Первая леди Азербайджана

Материки Земли и части света: названия и описание

Материки Земли и части света: названия и описание

Материк — значительный массив суши, омываемый морями и океанами. В тектонике материки характеризуются как участки литосферы, имеющие континентальное строение. Всего материков на Земле 6. Перечислим их в порядке убывания по размеру площади:

• Евразия — крупнейший материк на нашей планете (54,6 млн кв. км)

• Африка (30,3 млн. кв. км)

• Северная Америка (24,4 млн. кв. км)

• Южная Америка (17,8 млн. кв. км)

• Антарктида (14,1 млн. кв. км)

• Австралия (7,7 млн. кв. км)
Все они разделяются водами морей и океанов. Четыре материка имеют сухопутную границу: Евразию и Африку разделяет Суэцкий перешеек, Северную и Южную Америку – Панамский перешеек.

Материк, континент или часть света? В чем разница?

В географии часто используется и другой термин, обозначающий материк — континент. Но понятия «материк» и «континент» — не синонимы.

Отличие в том, что континенты не имеют сухопутной границы. Поэтому принято говорить о 4-ёх континентах:

Термины «материк» и «континент» имеет научное значение, а вот термин «часть света» делит сушу по историко-культурному признаку. Частей света тоже 6:

• Америка (и Северная, и Южная), или Новый свет

• Австралия и Океания

Говоря о частях света, имеют в виду и прилежащие к ним острова.

В разных странах приняты различные точки зрения на количество континентов. В Китае, Индии и в англоязычных странах Европы принято считать, что континентов 7: Европу и Азию они считают отдельно. В испаноговорящих европейских странах, говоря о материках, имеют в виду части света — с объединенной Америкой. А в Греции, например, принято выделять лишь пять материков — лишь те, где обитают люди.
Отличие материка от острова

Определение материка и острова одинаково — часть суши, омываемая водами океана или морей. Но существуют существенные различия.

1. Размер. Даже самый маленький материк, Австралия, значительно больше по площади, чем самый большой в мире остров — Гренландия.

(Формирование материков Земли, единый материк Пангея)

2. Образование. Все материки имеют плиточное происхождение. По предположениям ученых некогда существовал единый материк — Пангея. Затем, в результате раскола, появилось 2 материка – Гондвана и Лавразия, которые в дальнейшем раскололись еще на 6 частей. Теория подтверждается как геологическими изысканиями, так и формой материков. Многие из них можно сложить в единое целое, как паззл.

Острова образуются разными способами. Есть те, которые, как и материки, располагаются на обломках древнейших литосферных плит. Другие образуются из вулканической лавы. Третьи — в результате деятельности полипов (коралловые острова).
3. Обитаемость. Все материки обитаемы, даже суровая по климатическим условиям Антарктида. Многие острова до сих пор остаются необитаемыми.

Евразия

Евразия — крупнейший материк, занимающий 1/3 часть суши. Здесь расположено сразу 2 части света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по линии Уральских гор, Черному и Азовскому морю, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря.

Это единственный материк, который омывается всеми океанами. Береговая линия изрезана, она образует большое количество заливов, полуостровов, островов. Сам материк расположен сразу на шести тектонических платформах, потому и рельеф Евразии невероятно разнообразен.

Здесь находятся самые обширные равнины, самые высокие горы (Гималаи с г. Эверест), самое глубокое озеро (Байкал). Это единственный материк, где представлены сразу все климатические пояса (и, соответственно, все природные зоны) – от арктического с его вечной мерзлотой до экваториального с его знойными пустынями и джунглями.

На материке проживает ¾ населения планеты, здесь расположено 108 государств, из которых 94 имеют статус самостоятельных.

Африка

Африка — самый жаркий материк на Земле. Расположен на древнейшей платформе, поэтому большую часть площади занимают равнины, горы образуются по краям материка. В Африке находятся самая длинная река в мире — Нил и самая обширная пустыня — Сахара. Типы климата, представленные на материке: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.

Африку принято делить на пять регионов: Северную, Южную, Западную, Восточную и Центральную. На территории материка располагается 62 страны.

Северная Америка

Северная Америка омывается водами Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов. Результатом движения тектонических плит стала сильно изрезанная береговая линия материка, с огромным количеством заливов, проливов, бухт и островов. Самый крупный остров — на севере (Гренландия).

Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры, вдоль восточного — Аппалачи. Центральную часть занимает обширная равнина.

Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река – Миссисипи.

Коренное население – индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь расположено 23 государства, из них только три (Канада, США и Мексика) на самом материке, остальные – на островах.

Южная Америка

Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности.

Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка.

Коренное население — индейцы. В настоящее время на территории материка расположено 12 самостоятельных государств.

Австралия

Австралия — единственный материк, на территории которого расположена всего 1 государство — Австралийский Союз. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья.

Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений – эндемиков. Коренное население — австралийские аборигены, или бушмены.

Антарктида

Антарктида — самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!

Большую часть материка занимает ледяная пустыня, жизнь теплится лишь на побережьях. Антарктида — еще и самый холодный материк. Зимой температура опускается до –90ºC, летом — до –20 ºC.

Рекомендуем ознакомится: http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Урок «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках»

Предмет: Окружающий мир, 2 класс.

Аннотация

 На изучение предмета Окружающий мир во 2 классе отводится 34 часа в год. (34 учебные недели). Данной теме: «Путешествие по материкам. Материки их названия, расположение на глобусе и карте» рекомендуется отвести 1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте». Место и роль урока в изучаемой теме — урок продолжает систему уроков окружающего мира по разделу «Путешествие по планете» (второй урок). Особенностью данного урока, его отличием от стандартного является форма проведения – урок-путешествие. Основа урока – системно — деятельностный подход, направленный на развитие и формирование у обучающихся познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий; воспитание творческой личности, желания самостоятельно и активно участвовать в учебном процессе. Познавательные: самостоятельное определение темы и задач учебного занятия; логические универсальные действия: наблюдение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, классификация объектов, выдвижение гипотез, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей, рассуждения, доказательства, проблемные вопросы, удивительные факты. Регулятивные: планирование, контроль, самоконтроль. Коммуникативные: владение диалогической формой речи, умение выражать свои мысли, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; деятельность в группах.

Личностные: жизненный опыт детей, ситуация успеха, положительное отношение к процессу познания (удивление, желание больше узнать), проведение рефлексии путём осознания смыслообразования учения. Ведущие методы урока – объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый (эвристический), словесный, наглядный, практический. Материалы мультимедиа презентации содержат элементы занимательности, пробуждают интерес и желание учиться. Физкультурные минутки связаны с основной темой урока.

Тема урока: «Путешествие по материкам. Материки, их названия, расположение на глобусе и карте. Особенности природы и жизни людей на разных материках».

Цели урока: обучающая: закрепить  знания  о  карте  полушарий,   ознакомить учеников   с понятиями «материки», «острова», «полуострова», с их расположением на глобусе и карте полушарий;   научить узнавать и показывать их на карте; осуществлять оперативность в работе; познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли;

развивающая: развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, способности обобщать и систематизировать полученные знания; воспитательная: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение).

Формировать навыки работы в коллективе (в группах, парах), интерес к предмету через развитие творческой активности учащихся. Воспитывать бережное отношение к природе, уметь ценить прекрасное.

Задачи урока: сформировать яркие географические образы каждого материка Земли; максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме; организовать закрепление нового материала на деятельностной основе; создать условия для рефлексивной деятельности обучающихся

Тип урока: урок – путешествие (комбинированный).

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый (эвристический), словесный, наглядный, практический.

Методические приемы: технические, логические, организационные.

Средства обучения: мультимедийный комплекс, презентация, учебник, тетрадь, физическая карта полушарий, карты материков.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Эмоциональная мотивация. (Слайд 2)
Приветствие класса. Дружеский настрой на продуктивную деятельность.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Я держу в ладонях солнце! Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь — это просто! Лучик солнца — это вам!

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но придаст сил, настроения и уверенности в знаниях.
Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.

Это наша Земля. Жизнь начинается, мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно…»

Вот с таким солнечным настроением мы и начнем наш урок.

Девиз урока: (Слайд 3)

Окружающий нас мир интересно познавать.

Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

II. Проверка домашнего задания

— Покажите на глобусе Северный и Южный полюса, экватор, северное и южное полушария.

ІІІ. Актуализация опорных знаний (Слайд 4,5,6)

Отгадывание загадок (карта, глобус).

Что мы называем картой? Как изображают на глобусе и карте поверхность Земли? Чем удобнее пользоваться глобусом или картой полушарий? Почему?

IV. Мотивация учебной деятельности Мозговой штурм (Слайд 7)

1. Работа над кроссвордом. Чтобы  узнать,  с какой  картой  будем работать  на уроке, разгадайте кроссворд (мультимедийная доска). Вопросы к кроссворду.

Что показывает, во сколько раз уменьшена территория, изображаемая на карте? (Масштаб).

С помощью какого прибора можно ориентироваться? (Компас). 

Глобус делит — ровная линия условная. Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг. (Экватор).

 Мнимая линия на глобусе или карте, которая указывает направление север — юг и соединяет Северный и Южный полюса. (Меридиан). 

Какую форму имеет Земля? (Шар).

Простейшее изображение небольшого участка земной поверхности. (Рисунок).

Я ходил по разным странам. Плыл по рекам, океанам. По пустыне шёл отважно – на одном листе бумажном. (Карта).

Пространство земли, которое можно охватить глазом. (Горизонт)

Сколько полюсов имеет Земля? (Два). 

    V. Изучение нового материала.

    На какой планете мы живем? (планета Земля). Посмотрите на физическую карту полушарий. Чего на земном шаре больше: воды или суши? Посмотри внимательно на карту и отгадай загадку: «Большой, огромный, со всех сторон водой окруженный» (Материк)

    «Материки» Л. Громова

    Шесть материков

    Вот планета наша – велика Земля!

    Горы, океаны, реки и моря…

    Сколько островов –

    Всех их не перечесть!

    А материков –

    Всего лишь только шесть:

    Евразия, Америка

    (Северная, Южная),

    Африка, Австралия,

    Антарктида вьюжная.

    Сегодня на уроке  мы будем говорить о суше,  рассмотрев тему «Материки Земли».  Материки — это участки суходола, окруженные со всех сторон водой. Материков  шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Материки отличаются между собой по размерам, формам земной поверхности, природой.   Кроме материков, на Земле есть еще небольшие участки суши, которые тоже со всех сторон окружены водой. Это — острова. Наибольший остров — Гренландия. Если участок суходола окружен с трех сторон водой, а с четвертой соединен с сушей, то это — полуостров. Самый большой полуостров в мире — Аравийский. Перед тем как продолжить урок, я хочу сказать вам, что в класс заходил путешественник, выловивший в океане бутылку. В бутылке письмо с потерпевшего крушение корабля (читаем).

    « Наш корабль попал в шторм и разбился о скалы. Нас выбросило на берег. Мы очень ослабли, мы не знаем, где мы находимся. Здесь очень жарко, много песка, вдалеке виднеется огромная гора с покрытой снегом вершиной, а еще дальше большая река.

    Песок раскален так, что кажется, расплавился. Мы не знаем, где находимся, вся надежда только на вас».

    Мы обязательно должны помочь морякам. Что у нас есть для этого? У нас есть письмо и в помощь нам даны несколько предметов: зонт, валенки, панамка, самолет, бутылка с водой, веревка альпиниста. (Слайд 8).

    К каждому материку мы подберем соответствующий предмет, но с условием, что на каждый материк мы можем взять только по одному предмету. Какой предмет, на какой материк ты возьмешь? (Соотношение). Мы еще, не знаем, правильно ли выбраны предметы. А для того, чтобы это знать и оказать помощь потерпевшим кораблекрушение, мы должны, как можно, больше узнать о материках, научиться пользоваться картой и глобусом, уметь работать с атласом. И чтобы все у нас получилось, какими мы должны быть на уроке? Внимательными, терпеливыми, смелыми, умелыми.

    Итак, мы уже знаем, что поверхность Земли состоит из водного пространства и суши. Огромные по своим размерам участки суши называют материками или континентами. Чтобы помочь нашим друзьям морякам, мы отправляемся в путешествие по материкам. В реальной жизни не каждому удается стать участником экспедиции, открытий. С грустью отзывается сердце на трогательные строки поэта Эдуарда Багрицкого:

    …Все неизвестно! А пока туманы плывут под парусами корабля.
    Там, позади, неведомые страны, там, впереди, – чудесная страна!

    У нас с вами сегодня будет возможность сделать много открытий для себя. Мы отправляемся в заочное путешествие по миру. Но мы побываем только на суше Земли, научимся работать с картой, глобусом, атласом. Узнаем что же на Земле самое, самое… А еще каждая команда получит путеводитель – оценивание, при помощи которого, в конце урока мы подсчитаем количество баллов и выставим оценки. И так, вперед! Отправляемся с вами в увлекательную экспедицию. А совершить путешествие, не имея карты, невозможно. (Класс предварительно был объединен в группы-команды по названию материков, каждая, из которых, получила творческое домашнее задание).


    Задание 1. Метод «Пазл». (Работа в группах) При помощи интерактивной доски капитаны команд из фрагментов собирают изображение материка, на который команда отправится в экспедицию. Можно просить помощь у команды. (1 команда собирает изображение Евразии, 2 – Африки, 3 – Северной Америки, 4 – Южной Америки, 5 – Антарктиды, 6 — Австралии). Собираясь в путешествие, где придется преодолевать трудности и терпеть тяготы походной жизни, давайте вспомним правила БЖД.

    VІ. Фонетическая зарядка (проводится попутно, по мере называния новых слов). Говорите хорошо звук Р. Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

    Задание 2. Чтобы не перепутать материки, как это случилось, с героями Жюль Верна в произведении «Дети капитана Гранта», вы должны продемонстрировать знания о материке, по которому собираетесь путешествовать. В этом нам поможет наша мини-хрестоматия. (См. приложение). Ваша задача выделить и записать объект, который может быть визитной карточкой материка. (Работа с интерактивной доской).

    VІІ. Творческое домашнее задание каждой команды — рассказ о материках: слайды – описание. Мы садимся в самолет и летим над самым большим материком.

    1 команда: Первый материк, который мы посетим это ЕВРАЗИЯ. Показывают материк на карте, называя полушарие.  (Слайд 9,10) Это самый большой материк. Здесь находятся самые высокие горы мира – ГИМАЛАИ – визитная карточка материка. С территории Евразии мы через Средиземное море на паруснике отправляемся в Африку – второй по величине материк.

    2 команда: Следующий по площади материк – это АФРИКА. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 11,12) Здесь расположилась самая большая пустыня мира – САХАРА — визитная карточка материка.

    С территории Африки мы отправляемся в четырех направлениях: на воздушном шаре, на теплоходе, на вертолете и на ледоколе. Выбираем транспорт и продолжаем путешествие.

    3 команда: Третий по площади материк – это СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 13,14) Самый мощный в Северной Америке НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД — визитная карточка материка.

    4 команда: Четвертый – ЮЖНАЯ АМЕРИКА. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 15,16) Здесь протекает самая большая река планеты – АМАЗОНКА визитная карточка материка.

    VІІІ. Физминутка: Во время изучения Южной Америки, попадаем на карнавал и проводим физминутку.

    Путешествуя по странам

    Утомились мы в пути

    Предлагаю вам, ребята

    Всем с корабля сойти.

    Посмотреть направо,

    Посмотреть налево,

    Потянуться к солнцу,

    Удивиться «Где мы?»

    Через ручьи и кочки

    Перепрыгнем ловко,

    Для первооткрывателей

    Всегда нужна сноровка.

    Вдыхаем свежий воздух,

    Как бабочки кружимся.

    И на цветок чудесный

    Спокойно мы садимся.

    5 команда: Антарктида. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 18,19) «Безлюдный континент», «край земли» — это самый мощный ЛЕДОВЫЙ ЩИТ — визитная карточка материка.

    6 команда: Австралия. Показывают материк на карте, называя полушарие. (Слайд 20,21)   Самое крупное пересыхающее озеро ЭЙР — визитная карточка материка.
    Задание 3. Узнав особенности природы материков, подумайте, какие же вещи и предметы пригодились вам в путешествии. Вы должны будете кратко назвать особенность материка и объяснить, почему выбрали именно эти предметы. (Сравниваем выбор предметов в 1 и во 2 случае). Правильно ли мы взяли предложенные нам предметы на материки? (зонт – Ю. Америка, валенки – Антарктида, самолет – Евразия, вода – Австралия, панамка – Африка, веревка (альпиниста) — С. Америка).

    ІХ. Физкультминутка для глаз: «Мы ладонь к глазам приставим»

    Представьте, что мы взобрались на высокую гору и смотрим вокруг…

    Текст стихотворения сопровождается движениями.

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим.

    Поворачиваясь вправо,

    Оглядимся величаво.

    И налево надо тоже

    Поглядеть из под ладошек.

    И – направо! И еще

    Через левое плечо!

    Х. Самостоятельная работа

    Работа с учебником: чтение статьи по группам, работа с картой, заполнение таблицы в тетради с печатной основой.

    Название материка

    Его рельеф и климат

    Горы, равнины, пустыни и т. д.

    Реки, озера

    1

    Евразия — самый большой материк

    Разнообразен

    1. Горы Гималаи — самые высокие горы. 2. Равнины -Восточно-Европейская; Западно — Сибирская

    1. Река — Янцзы,

    2. Озеро — Байкал

    2

    Африка — самый жаркий континент

    1. Преобладают равнины.

    2. Времена года отличаются количеством выпавших осадков.

    Пустыня Сахара

    Река Нил (6671 км), самая длинная река планеты

    3

    Северная Америка — самый богатый озерами

    1. Преобладают равнины.

    2. Климат разнообразен: от сурового на севере до жаркого, влажного на юге

    Горы Кордильеры

    1. Река — Миссисипи.

    2. Озера: Великие озера: Верхнее, Мичиган, Эри, Гурон, Онтарио

    4

    Южная Америка — самый влажный континент

    1. На востоке — равнины, на западе — горы.

    2. Климат теплый на равнинах и суровый горах

    Горы Анды

    Река — Амазонка самая многоводная река планеты

    5

    Австралия — самый маленький и сухой материк

    Климат сухой

     

    Река Муррей, Озеро — Эйр

    6

    Антарктида — самый холодный материк

    Вечная мерзлота

    Покрыт мощным ледяным щитом

     

    ХІ. Закрепление полученных на уроке знаний. Метод «Микрофон».

    «Самый, самый, самый…».

    1. Самый крупный материк на планете?  (Евразия). 2. Самый жаркий материк?  (Африка). 3. Самый влажный материк?  (Южная Америка). 4. Самый маленький материк? ( Австралия). 5. Самый холодный материк?  (Антарктида. -89,2°С). 6. Самый богатый озерами материк? (Северная Америка). 7. Сколько всего материков на Земле?  — 6 (назовите их).

    ХІІ. Итог: Мы много узнали о материках и теперь можем определить, где потерпели кораблекрушение наши моряки. Вернемся к письму, прочтем, еще раз. Африка, докажите почему? (песок, жарко, Килиманджаро, Нил).

    Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации.

    Теперь подведем итоги путешествия. Оценивание – путеводитель, Команды подсчитывают свои баллы. Выставление оценок. Выразительное чтение стихотворения: «Ты береги нас» Е. Шкловского.

    Смотрю на глобус – шар земной,

    И вдруг вздохнул он как живой.

    И шепчут мне материки:

    «Ты береги нас, береги!»

    Грустит глубокая река,

    Свои, теряя берега.

    И слышу голос я реки:

    «Ты береги нас, береги!»

    Остановил олень свой бег:

    «Будь человеком, человек.

    В тебя мы верим – не солги,

    «Ты береги нас, береги!»

    Смотрю на глобус – шар земной,

    Такой прекрасный и родной,

    И шепчут губы: «Не солгу,

    Я сберегу вас, сберегу».

    ХІ Домашнее задание: Учебник: А. А. Плешаков. «Окружающий мир» 2 класс, прочитать текст, ответить на вопросы, выучить таблицу, тетрадь на печатной основе.

    Список использованных источников:

    Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.

    Крутецкая В.А. «Материки Земли 3-5 класс». Изд. «Литера» 2015.

    Интернет ресурсы: «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя». Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Nachalka10.htm

      «Песенка про 6 материков». Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=jlRtGJ8g44s

      Материки Земли
      PPTX / 7.72 Мб
      Мини хрестоматия к уроку «Материки Земли»
      DOCX / 39.19 Кб
      Описание работы
      DOCX / 18.34 Мб
      Презентация Понаборд Материки
      PEB / 18.68 Мб
      Методические рекомендации
      DOCX / 18.16 Кб
      Презентация «Материки Земли»
      PPTX / 7.72 Мб

      Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

      Логический класс | Дом

      • ЛИТОСФЕРА – КОНТИНЕНТЫ И ОКЕАНСКИЕ БАССЕЙНЫ

        ЛИТОСФЕРА – КОНТИНЕНТЫ И ОКЕАНСКИЕ БАССЕЙНЫ

        Литосфера

        Твердая часть Земли называется Литосферой . Он состоит из горных пород земной коры и тонких слоев почвы, содержащих питательные элементы, поддерживающие организмы.

         

        Земная поверхность состоит из двух основных частей. Большие массивы суши известны как континенты, а огромные водоемы называются бассейнами океанов. Все океаны мира связаны друг с другом. Посмотрите на карту мира (рис. 5.1). Все ли массивы суши связаны друг с другом?

        Уровень морской воды везде одинаков. Высота земли измеряется от уровня моря, который принимается за ноль. Самая высокая горная вершина Эверест находится на высоте 8 848 метров над уровнем моря. Наибольшая глубина 11 022 метра зафиксирована в Марианской впадине в Тихом океане. Могли ли вы представить, что глубина моря намного больше самой высокой точки?

         

        Вы знаете?

        1. Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия) и Тенцинг Норгей Шерпа (Индия) были первыми людьми, поднявшимися на самую высокую горную вершину Эверест на планете Земля 29 мая 1953 года.

        2 .Джунко Табей (Япония) была первой женщиной, поднявшейся на вершину 16 мая 1975 года.

        3. Первой индийской женщиной, поднявшейся на самую высокую вершину 23 мая 1984 года, была Бахендри Пал.

         

         

        Континенты

        Есть семь основных континентов. Они разделены большими водоемами. Эти континенты – Азия, Европа, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. Посмотрите на карту мира (рис. 5.1) и обратите внимание, что большая часть суши находится в Северном полушарии.

         

        Деятельность:

        Давайте сделаем

        Сосчитайте квадраты, указанные на рис. 5.3, и ответьте на следующие вопросы:

        Назовите самый большой континент; б) Что больше – Европа или Австралия?

         

        Источник: Эта тема взята из NCERT TEXTBOOK


      • АЗИЯ, ЕВРОПА

        АЗИЯ, ЕВРОПА

        Азия — самый большой континент. Он занимает около одной трети всей суши Земли. Континент находится в Восточном полушарии. Тропик Рака проходит через этот континент. Азия отделена от Европы Уральскими горами на западе (рис. 5.1). Объединенная территория Европы и Азии называется Евразия (Европа + Азия).

        Европа намного меньше Азии. Континент лежит к западу от Азии. Полярный круг проходит через него. Он ограничен водоемами с трех сторон. Посмотрите на карту мира и найдите ее.

         

        Источник: Эта тема взята из NCERT TEXTBOOK


      • АФРИКА

        АФРИКА

        Африка — второй по величине континент после Азии. Экватор или 0 0 широты проходит почти через середину континента. Большая часть Африки лежит в Северном полушарии. Посмотрите на рисунок 5.1; вы обнаружите, что это единственный континент, через который проходят тропик Рака, экватор и тропик Козерога.

        Пустыня Сахара, самая большая жаркая пустыня в мире, расположена в Африке. Континент со всех сторон омывается океанами и морями. Посмотрите на карту мира (рис. 5.1). Вы заметите, что самая длинная река в мире Нил протекает через Африку. Обратите внимание, где на карте Африки проходят экватор, тропик Рака и тропик Козерога.

         

        Источник: Эта тема взята из NCERT TEXTBOOK


      • СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

        СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

        Северная Америка — третий по величине континент в мире. Он связан с Южной Америкой очень узкой полосой земли, называемой Панамским перешейком. Континент полностью лежит в Северном и Западном полушарии. Этот континент окружают три океана. Назовите эти океаны?

         

        Юг Америка находится в основном в Южном полушарии. Какие два океана омывают его с востока и запада? Анды, самая длинная горная цепь в мире, проходят по всей ее длине с севера на юг (рис. 5.2). В Южной Америке находится самая большая река в мире — Амазонка.

         

        Источник: Эта тема взята из NCERT TEXTBOOK


      • АВСТРАЛИЯ И АНТАРКТИКА

        АВСТРАЛИЯ И АНТАРКТИКА

        Австралия — самый маленький континент, полностью расположенный в Южном полушарии. Он окружен со всех сторон океанами и морями. Он называется островным континентом .

         

        Антарктида , полностью в Южном полушарии, огромный континент. Южный полюс находится почти в центре этого континента. Поскольку он расположен в Южном полярном регионе, он постоянно покрыт толстыми ледяными щитами. Здесь нет постоянных населенных пунктов. Во многих странах научных станций в Антарктиде. Индия также имеет исследовательские станции. Они называются Майтри, и Дакшин Ганготри.

         

        Источник: Эта тема взята из NCERT TEXTBOOK


      Семь суперконтинентов

      Сидней Холлингсворт. 19.03.2021


      Художественное представление того, как мог выглядеть ранний суперконтинент Ур. (Диалог)

      Вы, наверное, слышали о Пангее, огромном суперконтиненте, который сформировался 300 миллионов лет назад и распался на континенты, которые мы знаем сегодня. Но знаете ли вы, что ученые считают, что за всю историю Земли сформировалось в общей сложности семь суперконтинентов?

      Суперконтиненты — это соединенные между собой континенты, состоящие из всей или большей части суши на поверхности Земли. Тектоника плит под этими массивами суши плавает в расплавленной мантии под земной корой, медленно сталкивая континенты и разрывая их на части. Плиты перемещаются в течение длительных периодов времени из-за изменений температуры, интенсивности или направления течения мантии. Это приводит к формированию и разделению новых суперконтинентов примерно каждые 400–500 миллионов лет.

      Но какое значение имеют суперконтиненты? Тектоника плит движется настолько медленно, примерно на три-пять сантиметров в год, что их изменения едва заметны для человека. На самом деле их так трудно обнаружить, что теория дрейфа континентов не предлагалась до 20-го века и не была принята до 1960-х годов.

      Однако теперь мы знаем, что за миллиарды лет дрейф континентов сформировал почти каждый аспект Земли, какой мы ее знаем. События вымирания и изменения климата тесно связаны с тектоникой плит. Например, теория Земли-снежного кома предполагает, что два ледниковых периода около 720 миллионов лет назад были вызваны эрозией горных хребтов, которая выбрасывала питательные вещества в море, что привело к взрыву бактерий, производящих кислород. Это резкое изменение атмосферы Земли оказало бы большое влияние на климат и в конечном итоге привело к тому, что поверхность Земли покрылась ледниками, а также к одному из самых ранних массовых вымираний на планете.

      Даже после того, как была принята возможность существования суперконтинентов, было почти невозможно найти доказательства существования суперконтинентов до Пангеи. Поскольку субдукция (движение плит друг под другом и в мантию) и таяние морского дна замещают тектонический материал плит, возраст почти всей суши, составляющей земную кору, составляет менее 200 миллионов лет.

      Недавно, благодаря исследованиям распределения минералов и углеродного датирования, мы можем собрать воедино то, как могли выглядеть суперконтиненты прошлого, как они образовались и как они распались. Хотя все модели тектоники плит ранней Земли очень теоретические, ученые в целом могут согласиться с тем, что в общей сложности существовало семь суперконтинентов.

      Первый и самый ранний из существовавших суперконтинентов является наиболее теоретическим. Предполагается, что суперконтинент Ваальбара образовался 3,6 миллиарда лет назад из кратонов Каапвааль и Пилбара (стабильные блоки земной коры, образующие центр континента). Эти кратоны теперь можно найти в Южной Африке и Западной Австралии.

      Суперконтинент Ур, название которого в переводе с немецкого означает «первоначальный», образовался вскоре после Ваальбары из тех же кратонов примерно 3 миллиарда лет назад. Специфика этого континента также очень теоретическая, и, несмотря на его статус суперконтинента, масса суши была бы меньше, чем современная Австралия. Ур оставался нетронутым в составе других суперконтинентов, пока не распалась Пангея.

      Примерно через 300 миллионов лет после образования Ура суперконтинент Кенорлан образовался в результате слияния Ваальбары и новообразованной континентальной коры вдоль экватора планеты. В это время эукариотические организмы появлялись в мировом океане. Когда суперконтинент распался, геологические события и появление одноклеточной жизни, производящей кислород, создали условия для появления первых ледников на Земле.

      Следующий суперконтинент просуществовал недолго: Колумбия, также называемая Нуна или Гудзонленд, сформировалась около 1,8 миллиарда лет назад и распалась 1,5 миллиарда лет назад. В это время первые растения заселили сушу в виде красных водорослей.

      Ко времени возникновения следующего суперконтинента, Родинии, 1,1 миллиарда лет назад, массивы суши Земли стали отдаленно напоминать наши нынешние континенты. В отличие от большинства других суперконтинентов, Родиния образовалась в результате двусторонней субдукции, когда обе вовлеченные тектонические плиты вдавливаются в мантию, а не только одна. К сожалению, это означает, что формирование суперконтинента не было связано с большой вулканической активностью, что оставило меньше сохранившихся минеральных свидетельств этого события. Однако мы знаем, что во время существования Родинии первые многоклеточные организмы начали появляться в океанах по всему миру.

      Примерно через 100 миллионов лет после того, как Родиния разделилась на две части, суперконтинент Паннотия объединился, в то время как большая часть суши находилась на полюсах Земли в форме ледника. Два океана, Панталасса и Панафриканский, образовались и позже слились в один. Со временем Паннотия распалась на четыре части: Гондвану, Балтику, Сибирь и Лаврентию. Гондвану иногда считают отдельным суперконтинентом из-за его больших размеров, но он не был связан с тремя другими довольно большими континентами того времени.

      До образования Пангеи жизнь начала пробиваться из океана на сушу. Итак, когда континенты объединились, эти разнообразные формы жизни, которые развивались отдельно более 100 миллионов лет, были представлены друг другу и начали распространяться и приспосабливаться к новым условиям. Столкновение северной половины, Лавразии, и южной половины, Гондваны, также создало многие из горных хребтов, которые мы видим сегодня на нашей планете. В конце Пангеи появились динозавры. По мере того как массивы суши расходились, виды разделялись и быстро эволюционировали, чтобы приспособиться к своим новым соответствующим континентам. К тому времени, когда они снова сойдутся или будут воссоединены сухопутными мостами, динозавры уже давно вымрут.

      Из Пангеи из северной половины образовались массивы суши Евразии и Северной Америки, а из южной половины — Африка, Южная Америка, Индия, Австралия и Антарктида. Тем временем непрерывный океан пересекал весь экватор, создавая совершенно другой глобальный ландшафт, чем тот, который мы имеем сегодня.

      Благодаря исследованиям прошлых суперконтинентов и тектоники плит, мы можем предположить, как наша планета может выглядеть когда-нибудь в отдаленном будущем. Три таких теории о том, как объединится следующий суперконтинент, — это теории Ультима Пангеи, Амасии и Новопангеи.

      Чаще всего упоминается теория Pangea Ultima. В этом сценарии Африка и Австралия продолжат движение на север, пока не врежутся в Европу и Азию. Через миллионы лет Атлантический океан расширится, создав новую подводную горную цепь в его центре, пока Америка не пройдет полный круг и не столкнется с Евро-Африканским континентом.

      Теория суперконтинента Амасия похожа на Pangea Ultima, поскольку она также включает расширение Атлантики, но вместо этого предсказывает, что континенты объединятся по мере их движения к Северному полюсу. Теория Новопангеи основана на этой идее, но предсказывает, что Австралия и Антарктида соединятся там, где сегодня находится Тихий океан.

      admin

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *