Марина цветаева отношения с сыном: Кого же на самом деле воспитала Марина Цветаева: неизвестная правда о залюбленном сыне Муре

Кого же на самом деле воспитала Марина Цветаева: неизвестная правда о залюбленном сыне Муре

Комсомольская правда

Результаты поиска

ЗвездыКультураКультура: литература

Сергей СЕЛЕДКИН

8 октября 2022 7:00

По мнению исследователей, Марина Ивановна ушла из жизни, чтобы договориться с судьбой за сына

Нет ничего моего, вылитый Марин Цветаев», — так писал о сыне Сергей Эфрон, муж Цветаевой

«Я часто думаю о сыне Марины Цветаевой. Что же такое она вырастила?», — сказала одна популярная телеведущая. Эти слова актуальны и по сей день. С самой Мариной Ивановной все более или менее устаканилось, уже мало кого удивишь откровениями из ее дневников. Но теперь на первый план вышли ее дети. В «Июне» Дмитрия Быкова речь главным образом идет о дочери Цветаевой, Ариадне Эфрон, а относительно свежий документальный роман «Парижские мальчики в сталинской Москве» Сергея Белкова рассказывает о Георгии Эфроне, сыне Марины Ивановны.

Если с Ариадной все понятно и трудно не согласиться с Быковым, считающим дочь Цветаевой лучшей женщиной двадцатого века, то с Георгием сложнее. До сих пор многие называют его эгоистом, виновным в смерти матери, и чуть ли не предателем.

Что такое вырастила Марина Ивановна — рассказывается в книге Белякова. Роман трудно назвать увлекательным или новаторским: это довольно скучная и скомканная компиляция из ранее опубликованного. Но тем не менее, автору удается собрать воедино разрозненные кусочки и создать непредвзятый портрет Георгия Эфрона.

Вылитый Марин Цветаев

Георгий Эфрон (Мур) родился в Чехии, в самый разгар работы Цветаевой над поэмой «Крысолов». Эмиграция судачила о том, что Мур — сын любовника Цветаевой Константина Радзевича, сама Цветаева говорила, что все точно «рассчитала» и отцом был ее муж Сергей Эфрон. Однако вопрос отцовства был неважен: по факту Георгий был прежде всего ее сыном и в нем она видела себя. «В нем нет ничего моего, он вылитый Марин Цветаев», — писал Сергей Эфрон.

Возможно это обстоятельство, да еще в совокупности с тем, Марина Ивановна, безусловно, чувствовала вину за смерть дочери Ирины, — вылилось в неадекватное отношение к сыну. Она залюбливала его, закармливала, как гуся к Рождеству и активно внушала, что именно он главный, а остальные — обслуга.

Показателен эпизод, который любит пересказывать Татьяна Толстая.

— Мур, отойди, ты мне солнышко загораживаешь, — просила сына Цветаевой отдыхающая на пляже женщина.

Безобидная просьба вызывала немедленный скандал:

— Как вы можете такое говорить! — взвилась Марина Ивановна. — Он же САМ солнышко!

Окружающие дивились и судачили.

«Она обожала его по-бабьи, по-плотски», — констатирует дочь философа Карсавина в письмах, опубликованных недавно в журнале «Александровская слобода».

В письмах содержится немало неприглядных подробностей о воспитании Мура. В частности о том, как Цветаева сделала дочь Алю служанкой у маленького брата, не позволяла ей ходить в школу и заниматся своими делами. Как брат в ответ ябедничал на сестру и провоцировал мать, чтобы та надавала Але пощечин.

При этом, — отмечает Карсавина, — мальчика ей было искренне жаль.

Георгий Эфрон

«Она не давала Муру отойти от себя даже на десять шагов, словно, если он удалялся от неё, отрывалась какая-то часть собственного тела… Ему очень хотелось поиграть с детьми, и он шёл к ним, нёс свои игрушки. Но сейчас же раздавался окрик Марины Ивановны: «Мур, не смей давать свои игрушки чужим детям, не смей уходить так далеко, иди сиди тут!» Oн покорно возвращался… Он очень бывал рад, если кто-либо из взрослых обращал на него внимание и соглашался с ним поиграть или просто поговорить. Но и тут окрик: «Мур, иди сюда сейчас же».

Как отмечается в романе Белякова, с той же бесцеремонностью Цветаева вмешивалась и в личную жизнь повзрослевшего сына, указывая, с какой девочкой ему следует дружить, а с какой нет.

Маленький Гаргантюа

Вопрос поглощения пищи тоже был ключевым в воспитании ребенка. Марина Ивановна закармливала сына, причем, часто делая это у всех на виду. Как рассказывает Карсавина, Аля держала ребенка, чтобы тот не вырвался, мать пихала в него кашу, а Мур с отвращением глотал. Неудивительно, что в три года он выглядел на шесть-семь лет, а в шесть — на двенадцать. Сама Цветаева считала сына красавцем, сравнивала с Наполеоном и гордилась, что в четыре с половиной года он весил тридцать два килограмма.

Окружающие гордости матери не разделяли. Кто-то за глаза называл Мура монстром, а кто-то вспоминал с ужасом, что, заглянув в коляску годовалого ребенка видел вовсе не ребенка, а «холеного мужика» с «синими, холодными, злыми глазами».

На фотографиях из начальной школы видно, что Мур был в два раза больше свои одноклассников. Но Дмитрий Быков, по понятным причинам симпатизирующий Муру, придумал ему более поэтичное определение: «Он был настоящим Гаргантюа».

Наверное, неудивительно, что со временем вопрос пищепоглощения начнет занимать ключевое место в дневниках Эфрона. «Только и хочется, что жрать да читать Чехова», — отмечает повзрослевший Мур.

— От такого воспитания он вырос совершенным эгоистом, маленьким монстром эгоизма и упоения самим собой, — пишет Карсавина. Она не одинока в своих суждениях.

Когда сыну было 14, Цветаева переехала в Советский союз, где, как пишет сам Мур, у него началась сложная жизнь.

В романе Белякова удивляют эпизоды, как мать, сама перебивающаяся с копейки на копейку, со скудных гонораров выдает ему деньги, чтобы сын купил себе очередную дорогущую авторучку. Девушка, которая его любит, ворует для Мура хлеб с завода, а он даже не чувствует благодарности. В эвакуации он сам попадается на воровстве, но не чувствует угрызений. Да к тому же всячески избегает перспектив работать.

«За год до смерти Цветаевой Мур записал в дневнике: “Я решил теперь твердо встать на позиции эгоизма”. Так что был он эгоистом не только “тяжелым”, но и принципиальным», — констатирует автор.

«Марина Ивановна правильно сделала, что ушла»

В истории мировой литературы полно сюжетов про властных родителей и затюканных детей. Один из последних на эту тему — спектакль «Красавица из Линэна» по пьесе Макдонаха. В финале пьесы дочь, замученная матерью, убивает ее, но сама становится воплощением своей матери.

Что-то подобное произошло с Георгием. Ему не нравилось, что его воспринимают как сына Марины Цветаевой. Он был огромным дылдой, а мать часто брала его за ручку, как ребенка. Ему надоела ее забота. Ему было скучно гулять с Цветаевой, ходить в гости к ее друзьям и знакомым, где он чувствовал себя “волком на аркане”.

Они постоянно ссорились, он неоднократно заявлял, что кого-то из них вынесут вперед ногами. А потом, когда все произошло — испытал облегчение и от того повторял шокирующую окружающих фразу: «Марина Ивановна правильно сделала, что ушла».

В смерти матери его винили многие. Но что самое удивительное — осуждали и Асеевы. А ведь именно им Цветаева завещала сына. Асеевы были богаты и бездетны, глава семьи открыто восхищался стихами Марины Ивановны. Она рассчитывала, что они примут Мура, как своего ребенка.

Несмотря ни на что, они не приняли даже рукописей Цветаевой, а самому Георгию разрешили пожить у них только десять дней. Оксану, жену Асеева, бесили бытовые привычки Мура: «ходит по дому в одних трусах, мужик мужиком», называла фашистом, осуждая за смерть матери. Да и к самой Марине Ивановне относилась не то чтобы с уважением:

«преставляете себе, вваливается к нам ее сын…, она, видите ли, завещала его Асееву и нам — сестрам Синяковым! Одолжение сделала! Только его и ждали! Конечно, мы сразу с Колей решили — ему надо отправляться в Москву, к теткам, пусть там с ним разбираются».

По мнению исследователей, Марина Ивановна ушла из жизни, чтобы договориться с судьбой за сына

После смерти Марины Ивановны

“Вплоть до самой смерти мамы я враждебно относился к семье, к понятию семьи. Мне казалось, что семья тормозила мое развитие и восхождение, а на деле она была не тормозом, а двигателем. И теперь я тщетно жалею, скорблю о доме, уюте, близких и вижу, как тяжко я ошибался”, — писал Георгий Эфрон.

Смерть Цветаевой заставила его и повзрослеть, и пересмотреть многое.

Как говорила Ирма Кудрова, читая его переписку с сестрой — понимаешь, что Марину Ивановну на самом деле он любил. Он вспоминает о ней, глядя на то, как относились в Ташкенте к Ахматовой и как принимала Ахматова дары. Георгий пишет сестре о том, что его мать никогда бы не позволила себе такого.

В романе Белякова немало свидетельств о том, как менялись взгляды Георгия со смертью матери. Но, пожалуй, самые интересные страницы книги — последние.

В марте 1925-го, когда Муру исполнился месяц, Цветаева записала в своей черновой тетради: “Мальчиков нужно баловать, — им может быть на войну придется”. В самом начале жизни своего сына она будто предчувствовала, как и где он умрет и этим предчувствием, возможно, и было продиктовано все, что произошло с ними.

«Если бы она любила сына, она бы не покончила с собой», — самый популярный упрек в адрес Цветаевой.

Но Беляков приводит интересное письмо, в котором воспроизводится одна из последних бесед поэтессы во время эвакуации. Знакомым женщинам Марина Ивановна говорила о том, что Мура скоро призовут в армию, а она не вынесет этого и не переживет, когда получит «последний страшный конверт, надписанный чужим почерком…»

Возможно, своим уходом она хотела как-то договориться с судьбой.

«Ваш сын погиб героем»

Будучи уверенной, что все бомбы мира целятся именно в ее Мура, Цветаева запрещала сыну тушить зажигательные бомбы на крыше. После ее смерти он и сам пытался всеми силами избежать мобилизации, а когда попал на фронт — забросал родственников страшными письмами, в которых просил вытащить его. Поняное дело, никто даже не собиралс этого делать, но панические письма Мура породили о сыне Цветаевой разные легенды. По одной из легенд — он попал в штрафбат, по другой — прямо в казарме его застрелил сержант. Ходили слухи о том, будто бы он сдался в плен к фашистам и сбежал за границу.

Похоронки на Георгия так и не пришло. В списках погибших он не значился.

— Тридцать лет этот навет висел над нашей семьей, — говорила сестра Мура, Ариадна Эфрон.

Благодаря усилиям Ариадны, судьбу Георгия Эфрона удалось восстановить

Ариадна нашла подполковника Станислава Грибанова, а уже тот отыскал дивизию, полк, батальон и роту, в которых служил Мур. Георгия вспомнил его ротный командир, Гашим Мамед Али-оглы Сеидов.

Неожиданно командир сказал то, что мало кто ожидал услышать.

“Эфрон был скромный, говорил четко и ясно, приказы он выполнял быстро и точно, был очень боевой. Он был бесстрашен в бою”, — сказал Сеидов.

На фронте Мур изменился. Панические настроения ушли. Но зато пришли решимость и мужество. Его назначили автоматчиком в стрелковом батальоне. «Я совершенно спокойно смотрю на перспективу идти в атаку с автоматом, хотя мне не приходилось иметь дела ни с автоматами, ни с атаками», — писал он тетке в июне 1944 года.

Товарищи прозвали его Москвичом и Чистехой: Мур так и не научился рыть окопы и не блистал физической подготовкой. Но, что оценили на фронте — он не был трусом.

Последний бой Георгия Эфрона случился в июле 1944 году за деревню Друйка. Мура ранило в бою, а по дороге в медсанбат грузовик с ранеными был атакован немецким штурмовиком.

“Эфрон Георгий Сергеевич мужественно сражался и отдал свою молодую жизнь <…> прошу передайте матери Эфрона, что мы гордимся, так как она воспитала сына Героя”, — написал командир Сеидов…

«За себя я не боюсь, у меня много хорошего впереди»

Исследовательница Ирма Кудрова на вопрос телеведущих, кого воспитала Марина Цветаева, ответила так:

— Она воспитала блестяще образованного мальчика, который вырос бы блестящим прозаиком.

До призыва Мур недолго проучился в Литературном институте. Он хотел заняться пропагандой французской культуры в России и русской — во Франции. С собой на фронт он взял только одну книгу — сборник стихов и прозы Стефана Малларме и очень боялся, что книгу украдут. Хотя кому нужна была книга на французском языке…

В отличие от матери, предрекавшей ему скорую гибель, он был уверен, что проживет долгую и счастливую жизнь:

“За себя я не беспокоюсь — предо мной много, очень много времени впереди. ..я еще твердо верю, что когда-нибудь будут, будут для меня хорошие денечки, незабвенные моменты, дружба, любовь, много ценного и незабываемого!”, — писал он в дневниках.

На момент гибели Георгию Эфрону было 19 лет. В семидесятые годы очерк о последних днях Мура опубликовали в журнале «Неман». Прочитав его, жители деревни установили памятник на могиле Георгия Эфрона. Совпадение ли, что место погребения «Марина Цветаева» оказалась таким же предполагаемым, как и у матери.

Автор: Сергей СЕЛЕДКИН

Читайте также

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

дневники сына Цветаевой • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Литература

На сайте prozhito. org выложили первую часть дневников Георгия Эфрона, сына Марины Цветаевой, более известного под домашним именем Мур: 304 записи за 1940–1941 годы. Эфрону в 1940-м было 15 лет. 

Георгий Эфрон, сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, родился в Чехии, потом 13 лет провел в Париже. В Москву вместе с родителями он вернулся в 1939 году — его сестру Ариадну и отца практически сразу арестуют. Марина Цветаева покончит с собой в Елабуге, в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Георгий Эфрон погибнет в боях на Восточном фронте в 1944-м; ему было 19 лет.

Первые дневники Эфрона не сохранились — что-то изъяли вместе с бумагами сестры, Ариадны Эфрон, в день ее ареста. Еще одну дневниковую тетрадь, за 1942 год, у него украли в Ташкенте, а последний дневник, военный, очевидно, погиб вместе с хозяином. В РГАЛИ хранятся дневники за 1940–1941 годы, это почти 800 записей: увлеченный марксизмом юноша свободно переходит с французского на русский, а новости международной политики его явно интересуют больше, чем одноклассницы.

12 марта 1940 года

«За тонкой перегородкой глупые дочки глупой хозяйки ноют глупые романсы (боже, какая пошлятина!) и рассказывают сплетни, громко чавкая кофием. Чорт возьми! Есть дураки же на свете! Наши хозяева (хозяйка и ее две дочери) — настоящие мещане. Странно — люди живут в Советском Союзе — а советского в них ни йоты. Поют пошлятину. О марксизме не имеют ни малейшего представления. Да чорт с ними! Наплевать. Все-таки странно. Пытался с ними говорить о международном положении — ни черта не знают! Абсолютно ничего не знают. А дочери хозяйки газеты читают, в пионеротряде состоят. Младшая дочь учится на «плохо» по всем предметам. Здорово! Не понимает, этакая тварь, что по-настоящему — это вредительство! А еще поет оборонные песни. Эх, да что! Пытался ей объяснить — в ответ — ха! ха! ха! и — это не твое дело. Не переношу мещан — это самые вредоносные, тупые и консервативного духа люди. А они (дочери) все поют свои романсы. Как не могут понять, что это за колоссальная пошлятина! Пищат, да и только».

30 марта 1940 года

«Сегодня мать уехала в Москву. Теперь она каждый день ходит за едой в Дом отдыха. Унизительное положение! Что-то вроде нищенства — нужно сказать спасибо Литфонду. Сейчас читаю — вернее, перечитываю — замечательную книгу: Эрскин Колдуэлл, «Американские рассказы». Только что прочел книгу Паустовского «Колхида». Смех берет — если сравнить обе вещи. Сегодня утром написал картиночку маслом — ничего для начинающего. Послезавтра пойду в школу. Все».

9 мая 1941 года

«Примут ли завтра передачу денег для папы? Судили ли его уже? Я склонен думать, что да. А вот Эйснер тоже получил восемь лет. Это-то меня больше всего поразило, не знаю почему. Митя говорит, что он объясняет всю эту историю очень просто: все, кто арестован или сослан (папа, сестра, Нина Николаевна, Николай Андреевич, Миля, Павел Балтер, Алеша Эйснер, Павел Толстой), были как-то связаны с людьми из народного комиссариата внутренних дел, а народным комиссаром был Ежов. Когда Ежова сменил Берия, говорят, что его обличили как врага народа и всех, кто более или менее имели непосредственно с ним и комиссариатом дело, арестовали. Так как вся компания была связана с коммиссариатом только стороной, естественно, что их арестовали позднее остальных. Я же всю эту историю вовсе не объясняю — слишком много в ней фактов и торопливых выводов. А какие сволочи наши соседи. По правде говоря, я никогда не подозревал, что могут существовать такие люди — злые дураки, особенно жена. Я их ненавижу, потому что они ненавидят мать, которая этого не заслуживает. Ба! Что и говорить. Уже 9 часов. Надо сесть за зубрежку геометрии, а это наука трижды проклятая. Ну, ладно…» 

30 августа 1941 года (запись сделана за день до самоубийства Марины Цветаевой)

«Вчера к вечеру мать еще решила ехать назавтра в Чистополь. Но потом к ней пришли Н. П. Саконская и некая Ржановская, которые ей посоветовали не уезжать. Ржановская рассказала ей о том, что она слышала о возможности работы на огородном совхозе в 2 км отсюда — там платят 6 р. в день плюс хлеб, кажется. Мать ухватилась за эту перспективу, тем более что, по ее словам, комнаты в Чистополе можно найти только на окраинах, на отвратительных, грязных, далеких от центра улицах. Потом Ржановская и Саконская сказали, что „ils ne laisseront pas tomber“ мать, что они организуют среди писателей уроки французского языка и т.д. По правде сказать, я им ни капли не верю, как не вижу возможности работы в этом совхозе. Говорят, работа в совхозе продлится по ноябрь включительно. Как мне кажется, это должна быть очень грязная работа. Мать — как вертушка: совершенно не знает, оставаться ей здесь или переезжать в Чистополь. Она пробует добиться от меня „решающего слова“, но я отказываюсь это „решающее слово“ произнести, потому что не хочу, чтобы ответственность за грубые ошибки матери падала на меня. Когда мы уезжали из Москвы, я махнул рукой на все и предоставил полностью матери право veto и т.д. Пусть разбирается сама. Сейчас она пошла подробнее узнать об этом совхозе. Она хочет, чтобы я работал тоже в совхозе; тогда, если платят 6 р. в день, вместе мы будем зарабатывать 360 р. в месяц. Но я хочу схитрить. По правде сказать, грязная работа в совхозе — особенно под дождем, летом это еще ничего, — мне не улыбается. В случае если эта работа в совхозе наладится, я хочу убедить мать, чтобы я смог ходить в школу. Пусть ей будет трудно, но я считаю, что это невозможно — нет. Себе дороже. Предпочитаю учиться, чем копаться в земле с огурцами. Занятия начинаются послезавтра. Вообще-то говоря, все это — вилами на воде. Пусть мать поподробнее узнает об этом совхозе, и тогда примем меры. Какая бы ни была школа, но ходить в нее мне бы очень хотелось. Если это физически возможно, то что ж… В конце концов, мать поступила против меня, увезя меня из Москвы. Она трубит о своей любви ко мне, которая ее poussé на это. Пусть докажет на деле, насколько она понимает, что мне больше всего нужно. Во всех романах и историях, во всех автобиографиях родители из кожи вон лезли, чтобы обеспечить образование своих rejetons. Пусть мать и так делает. Остаемся здесь? Хорошо, но тогда я ухвачусь за школу. Сомневаюсь, чтобы там мне было плохо. Единственное, что меня смущает, — это физкультура. Какой я, к чорту, физкультурник? Дело в том, что число уроков физкультуры, вообще военной подготовки, сильно увеличено — для меня это плохо, в этом моя слабость. Но, по-моему, всегда смогу наболтать, что был болен и т.п. Возможно, что мой проект со школой провалится — впрочем, по чисто финансовым соображениям. Самые ужасные, самые худшие дни моей жизни я переживаю именно здесь, в этой глуши, куда меня затянула мамина глупость и несообразительность, безволие. Ну, что я могу сделать? В Москву вернуться сейчас мне физически невозможно. Я не хочу опуститься до того, чтобы приходить каждый день с работы грязнющим, продавшим мои цели и идеалы. Просто школа — все-таки чище, все-таки какая-то, хоть и мало-мальская, культура, все-таки — образование. Если это хоть немного возможно, то я буду ходить в школу. Если мы здесь остаемся, то мать должна поскорей прописаться. Все-таки неплохо было бы иметь 9 классов за плечами. Учебников у меня нет, тетрадей — тоже. Мать совершенно не знает, чего хотеть. Я, несмотря на „мрачные окраины“, склонен ехать в Чистополь, потому что там много народа, но я там не был, не могу судить, матери — видней. Нет, все-таки мне кажется, что, объективно рассуждая, мне прямая польза ухватиться за эту школу обеими руками и крепко держаться за нее. А вдруг с совхозом выгорит? Тогда я останусь с носом. Нужно было бы поскорее все это выяснить, а то если я буду учиться в школе, то нужно в эту школу пойти, узнать насчет платежа, купить учебники… Соколовский все еще не вернулся из Берсута. Держу пари, что он там устроится. Мое пребывание в Елабуге кажется мне нереальным, настоящим кошмаром. Главное — все время меняющиеся решения матери, это ужасно. И все-таки я надеюсь добиться школы. Стоит ли этого добиваться? По-моему, стоит».

См. также «Сергей Беляков. Парижский мальчик Георгий Эфрон между двумя нациями. Новый мир, №3, 2011».

Источники

  • Дневники Георгия Эфрона.

    Prozhito.org.

Теги

Дневники

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Колода дня

Японские поэтические карты

Ютьюб-канал дня

Как понимать кино

Клип дня

Отсканированные Radiohead

Архив

История, Антропология

Учиться, торговать, преподавать — что можно, а что нельзя?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Матерей, Дочерей, Матерей | Стэнфордский гуманитарный центр

Через несколько недель я собираюсь в Иллинойс, чтобы впервые увидеть свою племянницу Элли. Сегодня я сижу допоздна, пытаясь представить свою младшую сестру матерью. Это не легко. Для меня она по-прежнему остается девочкой, чьей самой большой мечтой в жизни было иметь новейшую куклу Strawberry Shortcake.

В поисках понимания я сняла с полки стихи русской модернистки Марины Цветаевой (1892-1941). В течение 19В 10-е годы она написала серию замечательных текстов о своей дочери Ариадне Эфрон (1912–1975) и для нее. Ей было за двадцать, и она была занята открытием мира и своей гениальности. Жизнь, литература и любовь были тесно переплетены: у нее были романы с поэтами Осипом Мандельштамом и Софьей Парнок, и об этих отношениях она писала головокружительные стихи. Само имя «Ариадна» дает представление о душевном состоянии Цветаевой в то время. Она назвала свою дочь в честь критской принцессы, которая научила Тесея, как сбежать из Лабиринта. Никакие препятствия, никакие лабиринты, а главное, никакие гендерные нормы не сковывают ни ее, ни ее ребенка.

Особенно запомнилось первое стихотворение в ее цикле « Стихи о Москве » [Стихи о Москве] (1916). Я даже не буду пытаться воспроизвести ее звуковую игру или размер. Это вне меня. Быстрыми точными шагами она танцует между двумя крайностями, грубыми рифмами и полным отсутствием рифм. Что я могу предложить в переводе, так это ее телеграфный синтаксис, ее быстрые скачки мысли, ее игру слов и силу ее страсти:

Облака—вокруг.
Куполы—округ.
Над всей Москвой—
Сколько хватит рук!—
Возношу тебя, бремиа лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!

В дивном сорте сем,
В мирном сорте сем,
Где и мертвой мне
Будет радостно,—
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
Мой первенец!

Ты постом—говей,
Не сурьми бровей,
И все сорок—чти—
Сороков церкви.
Исходи пешком—молодым шазкком—
Все привольное
Семихолмье.

Будет твоей дорогой:
Тоже—дочери
Передашь в Москву
С Нижней Горечию.
Мне же—вольный сын, колокольный звонок,
Зори ранние
На Ваганькове.

* * * * * * *

Облака — вокруг.
Купола — круглые.
Над всей Москвой—
Сколько рук схватишь!
Я поднимаю тебя, лучшее бремя,
Мой невесомый
Саженец!

В этом чудном городе
В этом мирном городе
Где даже мертвый я
Был бы рад—
Царю тебе, скорбеть о тебе,
Взять венок,
О мой первенец.

Поститесь перед причастием,
Не омрачайте чела,
И чтите все сорок
Раз сорок церквей.
Пройдись юными шажками—
Все свободное
Семь холмов.

Теперь твоя очередь.
Еще — дочери
Ты Москву отдашь
Нежно-горько.
Для меня — сон желающий, колокольный звон,
Ранние зори
В Ваганькове.

Поэма открывается видом на Москву с высоты птичьего полета. Цветаева «поднимает» свою «лучшую ношу», она же Ариадна, жест, который одновременно знакомит ребенка с мегаполисом и позволяет ей осмотреть свое будущее наследство, «чудесный город», в котором живет и пишет ее мать. Глагол здесь, вознести , чаще используется в клише вознести молитву , чтобы «вознести молитву», и в этом моменте есть нечто большее, чем намек на священное. Этот тон поддерживается и более поздним выбором слов, таким как использование старославянского град вместо русского город для «города» и архаичного местоимения сем вместо современного этим .

Мысли Цветаевой обращены в будущее. Во второй строфе она представляет себя проводницей и опекуном для своего уязвимого, похожего на саженец ребенка, что бы ни случилось. Даже смерть не помешает ей выполнить свой долг. Она защитит ее от зла ​​(«царь ты»), разделит горести («по тебе погорюет»), разделит самые счастливые минуты ( принять венец , «взять венок» — сокращенное обозначение православного обряда бракосочетания).

Конечно, она может только надеяться, но не гарантировать, что всегда будет рядом. В третьей строфе она напрямую обращается к Ариадне. Сначала она дает дельный совет («Пост перед причастием») и велит уважать авторитет («Чти все сорок / Раз сорок церквей», пресловутое количество церквей в Москве). Она как будто видит в Церкви возможного суррогатного родителя на случай, если с ней что-нибудь случится. Наконец, она осмеливается превратиться из инструктора и защитника в наставника. Она велит дочери исследовать, блуждать по семихолмье , семь холмов Москвы. Она должна быть «свободной», чтобы наслаждаться городом, открывать его чудеса и, по сути, занимать место своей матери в качестве городской празднующей. Такое блуждание рискованно — да и кому хочется подвергать риску собственного ребенка? — но дочери становятся взрослыми, и надо отпустить.

Это готовит почву для финальной строфы. Цветаева вновь встает перед вопросом о собственной смертности. Однако на этот раз она может позиционировать себя в женской линии. Ариадна когда-нибудь «нежно-горько» задумается о будущем собственной дочери. Цветаева будет похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве, где, как известно, похоронена ее собственная мать Мария Александровна Мейн, пианистка концертного уровня. Утешенный таким видением матриархальной традиции, поэт сможет «добровольно» пойти к ней вечный сын , ее «вечный сон». У каждой женщины в семье Цветаевой будет свой чред , свой «очередь», бродить ( исходить ‘) и радоваться, прежде чем передать ( передать ‘) новому поколению ключи от царства ( царевать ‘).

Жизнь моей сестры не похожа на жизнь Цветаевой, и у них мало общего, кроме честности, самоуверенности и сатирической жилки. Я бы и через тысячу лет не пожелал бы своей племяннице тех страшных лишений, которые пережила Ариадна Эфрон (голодная смерть, ссылка, политические преследования, преждевременная напрасная смерть обоих родителей и ее младшей сестры Ирины). Но стихотворение «Облака вокруг» помогает неуклюжему брату задуматься о том, чего он никогда не испытает, об отношениях между матерями и дочерьми и о тайне дочерей, которым затем предстоит стать матерью.

Марина Цветаева и «Мои стихи»

Жизнь русской поэтессы Марины Цветаевой читается как микрокосм трагедии, постигшей Россию в первой половине 20 века. Родившись в 1892 году в Москве в семье высшего сословия, она вышла замуж довольно рано, только чтобы иметь своего первенца, сына, воспитанного ее родственниками, с согласия мужа. За ней последовали две дочери.

Она опубликовала свой первый сборник стихов, когда ей было 18 лет, и в одночасье стала литературной сенсацией. Она продолжала публиковаться, а потом пришла Первая мировая война и русская революция. Ее муж, Сергей Эфрон, присоединился к Белой армии во время гражданской войны в России. Во время великого московского голода 1919 лет отдала дочерей в государственный приют; один из них умер от голода. Спустя три года семья бежала из России и в итоге поселилась в Париже. Они жили в бедности; ее муж нашел работу агентом советской тайной полиции.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева

Вернувшись в Россию в 1939 году, ее муж был арестован и расстрелян, а выжившая дочь отправлена ​​в трудовой лагерь. Она и ее сын бежали на восток, когда немецкие войска вторглись в Россию. 19 августаВ 41 год Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Что она оставила после себя, так это ее поэзию: стихи, полные страсти, эмоций и тоски; стихи о любви; и стихи о разорении страны — и разорении жизни.

«Зимой» входит в сборник избранных стихов под названием

Мои стихи , переведенный и изданный в 2011 году поэтом Андреем Кнеллером.

Колокола вновь нарушают тишину,
Ожидание с угрызениями совести…
Нас разделяют несколько улиц,
Лишь несколько слов!
Серебряный серп освещает ночь,
Город спит в этот час,
Падающие снежинки зажигают
Звезды на твоем воротнике.
Язвы прошлого все еще болят?
Как долго они существуют?
Вас дразнят пленительные,
Новые и мерцающие глаза.

Они (синие или коричневые?) дороже
Чем что-либо держат страницы!
Их ресницы становятся чище
На морозе…
Церковные колокола умолкли
Бессильны от раскаяния…
Нас разделяют несколько улиц,
Всего несколько слов!
Полумесяц, в этот самый час,
Вдохновляет поэтов своим сиянием,
Ветер дует, и твой воротник
Снег засыпает.

Это одно из ранних стихотворений Цветаевой, написанное перед Первой мировой войной.

Это любовное стихотворение, стихотворение тоски («Нас разделяют несколько улиц / Всего несколько слов»), стихотворение, намекающее на угасающие отношения. Она окутывает все это снежинками, холодом, мраком ночи.

Стихи в сборнике датируются с 1909 по 1938 годы. Тематически они соответствуют «Зиме»; вы не найдете много намеков или упоминаний о суматохе и трагедии, которые она пережила на протяжении всей своей жизни. Это стихи о любви и сильных эмоциях, что является визитной карточкой поэта.

Кнеллер говорит, что Цветаева до сих пор остается любимой поэтессой в России, и только Анна Ахматова может быть более популярной. Чтение Моих стихов помогает объяснить, почему — перед лицом серии монументальных семейных и национальных трагедий она использует любовь как компас. Это может быть отвергнутая любовь, страстная любовная связь, безответная любовь или любовь, намеренно выраженная издалека, но это все же любовь. В любви все еще есть надежда, даже если возлюбленного больше нет.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *